Научная статья на тему 'Методика комплексной оценки объёмов социального инвестирования'

Методика комплексной оценки объёмов социального инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Алексей Александрович

Уточняется понятие социального инвестирования, определяются его основные направления, предлагаются показатели оценки объемов социального инвестирования, а также последовательность их комплексной оценки. Предложенная методика способствует объективности в комплексной оценке объемов социального инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика комплексной оценки объёмов социального инвестирования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147).

Экономика. Вып. 20. С. 73-78.

А. А. Андреев

методика комплексной оценки объёмов социального инвестирования

Уточняется понятие социального инвестирования, определяются его основные направления, предлагаются показатели оценки объемов социального инвестирования, а также последовательность их комплексной оценки. Предложенная методика способствует объективности в комплексной оценке объемов социального инвестирования.

Ключевые слова: социальное инвестирование, социальная ответственность, оценка социального инвестирования.

Термин «социальное инвестирование» в последнее время прочно вошел в обиход российского экономического сообщества — в связи с возрастающей ролью такого явления, как корпоративная социальная ответственность (CSR). В данном контексте социальное инвестирование (social investing) представляет собой комплекс целенаправленных мер по решению социальноэкономических проблем как самого предприятия, так и территорий его присутствия путем вложения средств в различные программы, способные принести в долгосрочном периоде выгоду всем участникам процесса. При этом возвратность средств в традиционном понимании не является обязательным условием социального инвестирования — результат может оцениваться и косвенными показателями качественного порядка в виде социального эффекта (рост качества воспроизводства трудовых ресурсов) либо выгоды для бизнеса (рост имиджа, повышение репутации).

Социальному инвестированию посвящен целый ряд исследований теоретической и практической направленности, которые создают достаточную методическую базу для его использования [1; 5-9].

Одним из ключевых вопросов практики социального инвестирования, решение которого позволяет достаточно объективно оценить усилия в этом направлении и избежать спекуляций различного рода, является вопрос о количественной и качественной оценке объемов инвестиций. Существующие методики оценки объемов социального инвестирования, несмотря на свое разнообразие, не позволяют вывести комплексную оценку, которая может быть использована в повседневной практической деятельности предприятий в целях мониторинга и анализа.

Так, авторы «Доклада о социальных инвестициях в России» предлагают следующую систему

количественных и качественных показателей оценки социального инвестирования:

- количественные показатели — объем социальных инвестиций на одного работника, отношение социальных инвестиций к объемам продаж и к балансовой прибыли;

- качественный показатель — комплексность социальной деятельности предприятия, определяемая по ряду признаков, важных для социальной деятельности [1].

Предложенные показатели действительно дают представление об общих объемах социального инвестирования, но в целом, на наш взгляд, задачу не решают. В частности, результаты различных эмпирических исследований [1; 4; 6; 7] свидетельствуют о том, что в структуре социального инвестирования преобладают следующие основные направления: развитие персонала (по разным оценкам, от 45 до 50 % инвестиций), ресурсосбережение и защита окружающей среды (20-25 % инвестированных средств), охрана здоровья (8-10 %), развитие местного сообщества (9-10 %) и добросовестная деловая практика (5-6 %). Таким образом, данная система оценки объемов социального инвестирования является недостаточно детальной.

Свою систему показателей (индикаторов), позволяющую оценить деятельность в области социальной ответственности и социального инвестирования, предлагают и авторы «Рекомендаций по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов», разработанных Российским союзом промышленников и предпринимателей с учетом «Руководства по отчетности в области устойчивого развития» международной организации Global Reporting Initiative (GRI). Данная система показателей, включающая в себя 25 «индикаторов», разбитых по пяти основным направлениям социально ответственной деятельности (экономическая и финансовая

устойчивость; качество продукции и взаимоотношения с потребителями; взаимоотношения с работниками; экологическая безопасность и развитие местного сообщества), дает достаточно полную характеристику деятельности предприятия в области социально ответственной деятельности, но, как нам кажется, страдает некоей «размытостью», выражающейся в том, что на ее основе трудно дать комплексную оценку усилиям компании в области социального инвестирования [2]. Такая «размытость» выражается в использовании разнородных показателей (стоимостных и натуральных, абсолютных и относительных), что объективно затрудняет или даже не дает возможности дать однозначную итоговую оценку параметров социального инвестирования предприятия.

Таким же недостатком страдает и уже упомянутое «Руководство по отчетности в области устойчивого развития» GRI, которое предлагает еще большее количество показателей для оценки устойчивого развития и уровня социальной ответственности (79 показателей по шести направлениям деятельности) [3].

Н. Кричевским и С. Гончаровым [4] предложена методика определения рейтинга социальной ответственности корпорации, включающая в себя девять количественных и пять качественных показателей. К сожалению, и она не позволяет в полной мере оценить именно объемы социального инвестирования, ибо в ней используется ограниченный ряд показателей, в т. ч. не имеющих прямого отношения к социальному инвестированию в общепринятом понимании и не отражающих в полной мере усилия предприятий в области социального инвестирования. Так, если к такому направлению социального инвестирования, как развитие персонала, относится шесть показателей, то инвестирование в развитие местного сообщества характеризуется только двумя показателями, а область оценки экологических инвестиций вообще одним. Кроме того, в данной методике отсутствуют показатели, характеризующие деятельность в сфере ресурсосбережения, повышения качества продукции и осуществления добросовестной деловой практики.

Таким образом, приведенные методики не позволяют комплексно оценить объемы социального инвестирования, осуществляемого предприятиями. В связи с этим представляется целесообразной разработка методики, более полно

учитывающей объемы и основные направления социальных инвестиций по их видам. Рядом исследований [1; 6-8] выделяются в качестве приоритетных следующие направления социального инвестирования:

- в развитие персонала;

- улучшение качества продукции, работ и услуг;

- развитие региона и местного сообщества;

- экологические инвестиции.

Под инвестициями в развитие персонала следует понимать затраты предприятия, связанные с повышением общеобразовательного и профессионального уровня работников, с программами дополнительного пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания (в том числе страхования), с прочими выплатами стимулирующего и компенсирующего характера, не предусмотренными действующим законодательством.

Инвестиции в улучшение качества продукции, работ и услуг подразумевают вложение средств для реализации разработанных программ технического и технологического перевооружения производства, ресурсосбережения, совершенствования организации обслуживания, а также направленных на выпуск более качественной и доступной по цене продукции, соответствующей ожиданиям потребителей.

Инвестиции в развитие региона и местного сообщества включают в себя средства, направляемые на реализацию собственных и совместных с органами исполнительной власти и некоммерческими организациями программ и проектов, связанных с решением социально-экономических проблем территорий присутствия.

Экологические инвестиции представляют собой средства, направляемые на смягчение техногенного воздействия производства на окружающую среду и жизнь людей.

Реализация мероприятий по представленным приоритетным направлениям социального инвестирования позволяет предприятию достигнуть следующих основных результатов:

- в области отношений с персоналом — роста мотивации и производительности труда, формирования благоприятного психологического климата, появления новых возможностей в области привлечения и закрепления квалифицированных работников;

- в области отношений с клиентами — повышения репутации компании, роста постоянных потребителей товаров, работ и услуг;

- в области отношений с общественностью — формирования благоприятного имиджа компании в регионах присутствия, позиционирования себя в качестве корпоративного гражданина территории;

- в области отношений с органами власти — повышения лояльности со стороны органов власти, учета собственных интересов, приобретения статуса партнера при планировании и реализации социально-экономических программ на федеральном и региональном уровне.

Также отмечается взаимосвязь социально ответственного поведения, характеризующегося в т. ч. объемами и направлениями социального инвестирования, с основными показателями эффективности деятельности предприятия, что подтверждается целым рядом исследований. Так, исследование, проведенное компанией Cone/Roper показало, что 78 % опрошенных готовы приобрести продукцию, если часть выручки от ее продажи будет направлена на благотворительность; 66 % опрошенных готовы сменить предпочтения в пользу продукции компании, которая реализует социальные проекты, а 33 % опрошенных считают степень социальной ответственности производителя третьим, после цены и качества, критерием для выбора покупаемых товаров [5]. Социально ответственная деятельность оказывает влияние на мнения заинтересованных сторон и на их намерение иметь дело с той или иной компанией. Укрепление репутации в глазах потребителей, инвесторов, акционеров, сотрудников, деловых партнеров предприятия и местного сообщества напрямую будет влиять на различные показатели деятельности. Подобное же исследование, проведенное Walker Information и Council on Foundations, подтвердило наличие прямой зависимости между социальной ответственностью компании и ее репутацией, а также преданностью торговой марке [6].

В результате улучшения репутации компании, связанного с социальной активностью, как правило, растут и финансовые показатели деятельности социально ответственных предприятий, в т. ч. доход с инвестиций, прибыльность активов и продаж, чистая прибыль. Исследования, проведенные на примере предприятий, относящихся к сходным сферам деятельности, имеющим сопоставимые размеры и величины активов, подтверждают эту взаимосвязь. Компанией Waddock & Graves было проведено исследование

десятилетней деятельности 22 предприятий, из которых 11 были отнесены к социально ответственным. Данное исследование показало, что у компаний, придерживающихся политики КСО, оказался в среднем выше доход на инвестированный капитал на 9,8 %, доход с активов — на 3,6 %, доход с продаж — на 2,8 %, прибыль — на 63,5 %. Сходные результаты были получены и авторами исследования, проведенного компанией Towers Perrin, которые установили, что на протяжении 15 лет доходы акционеров социально ответственных компаний были более чем в два раза выше средних показателей (43 % и 19 % соответственно) [5].

Таким образом, исходя из представленных актуальных направлений социального инвестирования, система показателей комплексной оценки его объемов может выглядеть следующим образом:

Показатели оценки инвестиций в развитие персонала:

- индекс средней основной заработной платы, включающий в себя удельные расходы предприятия, связанные с оплатой за фактически выполненную работу в соответствии с трудовым законодательством и действующими на предприятии тарифами и системами оплаты труда:

КПХ = ЗПЛ / Чр, (1)

где ЗПЛ — фонд основной заработной платы, тыс. р., Ч — общая численность работников, чел.;

- удельные инвестиции в повышение квалификации работников, включающие в себя расходы, связанные с повышением профессионального и общеобразовательного уровня персонала, его переквалификацией:

КП2 = Зпк /Чпк, (2)

где Зпк — общая сумма расходов, связанных с реализацией программ обучения, повышения квалификации и переквалификации работников предприятия, тыс. р., Чпк — численность работников, участвовавших в соответствующих программах, чел.;

- удельные инвестиции в дополнительное пенсионное обеспечение и социальное страхование:

КПз = Зт/Чт, (3)

где Зпо — расходы предприятия на дополнительное пенсионное обеспечение и социальное

страхование, тыс. р., Чпо — численность работников (в том числе пенсионеров), на которых распространяется действие программ предприятия по дополнительному пенсионному обеспечению и социальному страхованию, чел.;

- удельные инвестиции в медицинское обслуживание и добровольное медицинское страхование работников:

КПА = Змос /Чмос, (4)

где Змос — расходы предприятия на реализацию программ дополнительного медицинского обслуживания и страхования, тыс. р., Ч — чис-

мос

ленность работников, участвующих в программах, чел.;

- прочие удельные инвестиции в развитие персонала, в т. ч. связанные с поощрением работников (выплата надбавок, премий, доплат, не предусмотренных законодательством) и их высвобождением:

КП5 = Зпр /Чпр, (5)

где Зпр — расходы, связанные с поощрениями и высвобождением работников, не предусмотренные законодательными и нормативными актами, тыс. р., Чп — численность работников, получивших соответствующее стимулирование, чел.;

- суммарный показатель инвестирования в развитие персонала:

КП = ]Г КПи

I=1

Показатели оценки инвестиций в качество продукции, работ и услуг:

- удельные инвестиции, связанные с внедрением новых систем и стандартов качества:

КК1 = Зк / Мк, (6)

где Зк — расходы, связанные с реализацией программ по внедрению новых систем и стандартов качества, тыс. р., Мк — количество реализованных программ, направленных на повышение качества продукции, работ и услуг, ед.;

- удельные инвестиции, связанные с мониторингом качества:

КК2 = Зи / Ик, (7)

где Зи — расходы, направленные на маркетинговые исследования по установлению степени удовлетворенности потребителей качеством

продукции, работ и услуг, тыс. р., Ик — количество соответствующих исследований, ед.;

- удельные инвестиции в рекламу и продвижение продукции усовершенствованного качества:

ККз = ЗпР / МпР, (8)

где Зпр — расходы, направленные на продвижение продукции более высокого качества, тыс. р., М — количество мероприятий (видов продукции) по продвижению, ед.;

- удельные штрафы, уплаченные за несоблюдение законодательства в области качества продукции, работ и услуг:

КК4 = Шк / Кш, (9)

где Шк — сумма штрафов, уплаченных за несоблюдение законодательства в области качества продукции, работ и услуг, Кш — количество штрафов, уплаченных предприятием, ед.;

- суммарный показатель инвестирования в качество продукции, работ и услуг:

КК = КК1 + КК2 + КК3 - КК4.

Показатели оценки инвестиций в развитие региона и местного сообщества:

- удельные инвестиции в развитие региона и местного сообщества, связанные с основной деятельностью:

КР, = Зр / Мр, (10)

где З — расходы, связанные с реализацией программ по поддержке территорий присутствия, направленные на способствование осуществлению основной деятельности предприятия, в т. ч. на развитие инфраструктуры, малого бизнеса, подготовку кадров, тыс. р., М — количество мероприятий (программ) по поддержке территорий присутствия, ед.;

- удельные инвестиции в развитие региона и местного сообщества, напрямую не связанные с основной деятельностью:

КР2 = Зр / Мр, (11)

где Зрр — расходы, связанные с реализацией программ по поддержке территорий присутствия, направленные на развитие систем образования, здравоохранения, поддержку культуры, искусства, спорта, деятельности некоммерческих организаций, тыс. р., М — количество соответствующих мероприятий (программ), ед.;

- суммарный показатель инвестирования в развитие региона и местного сообщества:

КР = Щ + КР2.

Показатели оценки экологических инвестиций:

- удельные инвестиции, связанные с реализацией инициатив по переработке и повторному использованию отходов:

Щ = Зэ / Иэ, (12)

где Зэ — расходы на реализацию инициатив (мероприятий) по переработке и повторному использованию отходов производства, тыс. р., Иэ— количество осуществленных инициатив (мероприятий), ед.;

- удельные инвестиции на осуществление программ по снижению энергопотребления и повышению энергоэффективности производства:

КЭ2 = Зэп / Иэп, (13)

где Зэп — расходы на реализацию программ по снижению энергопотребления и энергоемкости продукции, повышению энергоэффективности производства, тыс. р., Иэп — количество реализованных программ (мероприятий);

- удельные инвестиции в охрану окружающей среды и снижение уровня вредных воздействий:

КЭз = З0С / И с, (14)

где Зос — расходы на реализацию инициатив, направленных на охрану окружающей среды и минимизацию вредных воздействий производства, тыс. р., Иос — количество осуществленных инициатив (мероприятий), ед.;

- удельные штрафы за несоблюдение экологического законодательства:

КЭ4 = Шэ / Кш, (15)

где Шэ — сумма штрафов, уплаченных за несоблюдение экологического законодательства, тыс. р., Кш — количество уплаченных штрафов, ед.;

- суммарный показатель экологического инвестирования:

КЭ = Щ + КЭ2 + Щ - КЭ4.

Представленные показатели в силу своей наглядности и сопоставимости достаточно полно характеризуют усилия предприятия в области комплексного социального инвестирования по основным видам и направлениям и создают возможность для последующего сравнительного и факторного анализа.

С целью комплексной оценки объемов социального инвестирования целесообразно определить суммарный удельный показатель инвестиций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КСИ = КП + КК + КР + КЭ, (16)

где КП, КК, КР, КЭ — суммарные удельные показатели по направлениям инвестирования, определяемые как сумма соответствующих частных показателей.

Следует учесть, что при определении суммарных показателей по направлениям инвестирования необходимо учитывать суммы удельных штрафов (показатели КК4 и КЭ) как величину, уменьшающую общий исчисляемый итог.

Для большей объективности оценки возможно использование коэффициента корреляции Ккор, учитывающего качественные характеристики социального инвестирования:

т

Ккор = 1/ т Кк, (17)

к=1

где Кк — переменная, принимающая значение 1 или 0 в зависимости от наличия или отсутствия к-го признака комплексности социального инвестирования, т — количество признаков, характеризующих комплексность социального инвестирования.

Комплексный показатель оценки объемов социального инвестирования:

КСИК = ККор х КСИ.

В качестве признаков комплексности социального инвестирования возможно использование следующих характеристик:

- наличие (отсутствие) локального нормативного акта в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;

- наличие (отсутствие) структурного подразделения, отвечающего за реализацию политики социального инвестирования и обладающего соответствующими полномочиями и ресурсами;

- наличие (отсутствие) отчетности, отражающей реализацию мероприятий по социальному инвестированию.

Представленная система показателей создает возможности для объективной комплексной оценки объемов социального инвестирования благодаря тому, что:

- учтены основные и наиболее важные направления социального инвестирования;

- используемые показатели дают достаточно полную характеристику всего спектра

социальных инвестиций в разрезе основных направлений и отвечают требованиям сопоставимости и наглядности и простоты расчета.

Последовательность комплексной оценки будет выглядеть следующим образом:

1. Определение удельных показателей социального инвестирования по видам инвестиций (1-15).

2. Определение суммарных показателей КП, КК, КР, КЭ по видам социальных инвестиций.

3. Определение суммарного удельного показателя социальных инвестиций КСИ (16).

4. Расчет коэффициента корреляции Ккр (17).

5. Расчет комплексного показателя оценки объемов социального инвестирования КСИк.

Предложенная методика может быть модифицирована, например, введением новых частных или суммарных показателей оценки инвестирования, использованием весовых коэффициентов для показателей (групп показателей) в зависимости от приоритетов социальной политики предприятия и специфики его деятельности (отрасль, виды производимой продукции, работ и услуг) и (или) корректировкой признаков комплексности процесса социального инвестирования. Всё это будет способствовать более объективной комплексной оценке объемов социального инвестирования и, как следствие, повышению практической значимости предложенной методики в части анализа и планирования дальнейшей деятельности.

Список литературы

1. Доклад о социальных инвестициях в России / А. Р. Акопян, Е. В. Балацкий, С. В. Графский

[и др.]; под ред. С. Е. Литовченко. М. : Ассоциация менеджеров, 2004. 80 с.

2. Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний [Электронный ресурс] // РСПП: Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов, 2005. URL: http://www.csr-rspp.ru/corp_nac_politic (14 апреля 2007 г.)

3. Руководство по отчетности в области устойчивого развития (версия 3.0). М. : Эколайн, 2006. 51 с.

4. Кричевский, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. М. : Дашков и К., 2007. 216 с.

5. Ивченко, С. В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Си-ваева ; под ред. М. И. Либоракиной. М. : Фонд «Институт экономики города», 2003. 136 с.

6. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект : монография / Б. С. Батаева, Е. Ю. Беляева, И. Ю. Беляева и др. ; под ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М. : КноРус, 2008. 504 с.

7. Социальные инвестиции: бизнес играет ведущую роль : аналит. обзор Ассоциации менеджеров, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.amr.ru (7 декабря 2006 г.)

8. Туркин, С. Социальные инвестиции в бизнесе: пособие для менеджеров. М. : Рус. ун-т, 2003. 312 с.

9. Weeden, C. Corporate Social Investing. San Francisco : Berrett-Kaehler Publishers, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.