Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / НАДЁЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распопин Евгений Владимирович, Черепанова Яна Александровна

Целью исследования является разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России. Теоретическими основаниями методики выступили представления о том, что основными структурными элементами, из которых складывается социально-психологический климат в коллективах обучающихся, являются особенности организации учебно-профессиональной деятельности, бытовых, материальных и санитарно-гигиенических условий в учебном заведении; характер взаимоотношений между обучающимися и преподавателями, офицерами, друг с другом; эмоциональное и физическое самочувствие обучающихся; особенности организации внеучебной (научной, спортивной и творческой) деятельности; возможности для удовлетворения экзистенциальных потребностей (в самоактуализации, саморазвитии и т. д.). Эти факторы были положены в основу шкал разрабатываемой методики. Также методика содержит общую шкалу, которая отражает интегральный уровень социально-психологического климата в коллективе. Пункты методики представлены утверждениями и вопросами, на которые обследуемым предлагается ответить в дихотомической форме. Также предусмотрены открытые вопросы для получения дополнительной информации. Обработка полученных результатов сводится к подсчёту процентных долей опрошенных, удовлетворённых различными сторонами социально-психологического климата, представленных отдельными шкалами методики. На основании этих данных делается вывод об уровне социально-психологического климата в коллективе. Климат может быть удовлетворительным, неустойчивым либо неудовлетворительным. Методика характеризуется удовлетворительными значениями дискриминативности пунктов, надёжности по внутренней согласованности, валидности конструктной и критериальной. Стандартизирована процедура сбора и обработки полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Распопин Евгений Владимирович, Черепанова Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR STUDYING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN TEAMS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The aim of the research is to develop a methodology for studying the socio-psychological climate in teams of students of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Theoretical grounds for the methodology were the ideas that the main structural elements that make up the socio-psychological climate in teams of students are: features of the organisation of educational and professional activities; features of the daily living, material and sanitary conditions in an educational organisation; nature of the relationship between students and teachers, students and officers, students’ relationships with each other; emotional and physical well-being of students; features of the organisation of extracurricular (scientific, sports and creative) activities; opportunities for meeting existential needs (in self-actualisation, self-development, etc.). These factors form the basis of the scales of the methodology being developed. The methodology also contains an overall scale that reflects the integral level of socio-psychological climate in a team. The points in the methodology are represented with statements and questions, asking respondents to answer them in a dichotomous way. Open-ended questions are also included to collect additional information. The processing of the results is limited to calculating the percentages of interviewees satisfied with the various aspects of the socio-psychological climate represented in separate scales of the methodology. On the basis of these data, a conclusion about the level of socio-psychological climate in the team is made. The climate can be satisfactory, unstable or unsatisfactory. The methodology is characterised by satisfactory values of discriminativeness, internal consistency reliability, construct validity and criterion validity. The procedure for collecting and processing the results is standardised.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Научная статья

УДК 159.9.072.432

doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-180-189

Евгений Владимирович Распопин

кандидат психологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-9404-2054, ev73@mail.ru

Уральский юридический институт МВД России Российская Федерация, 620057, Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66

Яна Александровна Черепанова

https://orcid.org/0000-0001-6422-1054, korotaeva.yan@yandex.ru

Межмуниципальный отдел МВД России «Асбестовский» Российская Федерация, 624260, Асбест, ул. Королева, д. 22

Методика изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России

Аннотация: Целью исследования является разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России.

Теоретическими основаниями методики выступили представления о том, что основными структурными элементами, из которых складывается социально-психологический климат в коллективах обучающихся, являются особенности организации учебно-профессиональной деятельности, бытовых, материальных и санитарно-гигиенических условий в учебном заведении; характер взаимоотношений между обучающимися и преподавателями, офицерами, друг с другом; эмоциональное и физическое самочувствие обучающихся; особенности организации внеучебной (научной, спортивной и творческой) деятельности; возможности для удовлетворения экзистенциальных потребностей (в самоактуализации, саморазвитии и т. д.).

Эти факторы были положены в основу шкал разрабатываемой методики. Также методика содержит общую шкалу, которая отражает интегральный уровень социально-психологического климата в коллективе.

Пункты методики представлены утверждениями и вопросами, на которые обследуемым предлагается ответить в дихотомической форме. Также предусмотрены открытые вопросы для полу-

© Распопин Е. В., Черепанова Я. А., 2023

чения дополнительной информации. Обработка полученных результатов сводится к подсчёту процентных долей опрошенных, удовлетворённых различными сторонами социально-психологического климата, представленных отдельными шкалами методики. На основании этих данных делается вывод об уровне социально-психологического климата в коллективе. Климат может быть удовлетворительным, неустойчивым либо неудовлетворительным.

Методика характеризуется удовлетворительными значениями дискриминативности пунктов, надёжности по внутренней согласованности, валидности конструктной и критериальной. Стандартизирована процедура сбора и обработки полученных результатов.

Ключевые слова: социально-психологический климат, обучающиеся, психодиагностическая методика, надёжность, валидность

Для цитирования: Распопин Е. В., Черепанова Я. А. Методика изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 1 (97). - С. 180-189; ао1:10.35750/2071-8284-2023-1-180-189.

Evgeniy V. Raspopin

Cand. Sci (Psy.), Docent https://orcid.org/0000-0002-9404-2054, ev73@mail.ru

Ural Law Institute of the MIA of Russia 66, Korepina str., Yekaterinburg, 620057, Russian Federation

Yana A. Cherepanova

https://orcid.org/0000-0001-6422-1054, korotaeva.yan@yandex.ru

Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Asbestovsky» 22, Koroleva str., Asbest, 624260, Russian Federation

Methodology for studying the socio-psychological climate in teams of students of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: The aim of the research is to develop a methodology for studying the socio-psychological climate in teams of students of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Theoretical grounds for the methodology were the ideas that the main structural elements that make up the socio-psychological climate in teams of students are: features of the organisation of educational and professional activities; features of the daily living, material and sanitary conditions in an educational organisation; nature of the relationship between students and teachers, students and officers, students' relationships with each other; emotional and physical well-being of students; features of the organisation of extracurricular (scientific, sports and creative) activities; opportunities for meeting existential needs (in self-actualisation, self-development, etc.).

These factors form the basis of the scales of the methodology being developed. The methodology also contains an overall scale that reflects the integral level of socio-psychological climate in a team.

The points in the methodology are represented with statements and questions, asking respondents to answer them in a dichotomous way. Open-ended questions are also included to collect additional information. The processing of the results is limited to calculating the percentages of interviewees satisfied with the various aspects of the socio-psychological climate represented in separate scales of the methodology. On the basis of these data, a conclusion about the level of socio-psychological climate in the team is made. The climate can be satisfactory, unstable or unsatisfactory.

The methodology is characterised by satisfactory values of discriminativeness, internal consistency reliability, construct validity and criterion validity. The procedure for collecting and processing the results is standardised.

Keywords: socio-psychological climate, students, psychodiagnostic methodology, reliability, validity.

For citation: Raspopin E. V., Cherepanova Y. A. Methodology for studying the socio-psychological climate in teams of students of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 1 (97). -P. 180-189; doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-180-189.

Введение

Эффективность профессиональной деятельности служебных коллективов правоохранительных органов обусловлена многими факторами. Она тесно взаимосвязана с уровнем мотивации и сплочённости сотрудников, их удовлетворённостью взаимоотношениями в коллективе, системой оценки и вознаграждения труда, системой групповых норм и правил поведения в коллективе, стилем руководства и т. д. Все эти компоненты складываются в уникальную систему, которая может быть обозначена как социально-психологический климат.

В целом социально-психологический климат можно определить как показатель психологического здоровья, функционального состояния и работоспособности коллектива. Климат оказывает выраженное влияние на эффективность деятельности трудового коллектива, стимулирует формирование организационной культуры, положительно влияет на вовлечённость сотрудников в выполнение своих профессиональных обязанностей [1; 2]. При этом социально-психологический климат играет важную роль в деятельности не только рабочих коллективов, но и учебных групп [3; 4], спортивных команд [5], творческих коллективов [6] и т. д. В подразделениях правоохранительных органов социально-психологический климат имеет свою специфику, обусловленную военизированным, уставным характером системы, предполагающим высокую степень регламентации поведения и дисциплины [7, 8], управленческой компетентностью руководителей [9; 10], конфликтологической грамотностью сотрудников и руководителей [11; 12] и т. д.

При благоприятном климате на первый план выступают чувство групповой сплочённости, позитивное отношение руководства к сотрудникам, прозрачность системы вознаграждений, доброжелательность и взаимовыручка, а при неблагоприятном климате - обратные тенденции [13]. Поэтому социально-психологический климат может оказывать как положительное, так и негативное влияние на психическое состояние членов коллектива, их мотивацию и эффективность деятельности. Это касается не только служебных коллективов, но и коллективов обучающихся образовательных организаций МВД России [14], поэтому мониторинг климата с целью организации своевременных кор-рекционно-развивающих мероприятий является важной задачей психологического сопровождения учебного коллектива [15, с. 20]. В свою очередь, для этого нужны надёжные и валидные психодиагностические инструменты, арсенал которых нуждается в периодическом расширении и дополнении. Эта необходимость обусловлена в первую очередь тем, что многие известные и применяемые психологами органов внутренних дел методики утратили эффект новизны1.

1 Злоказов К. В., Юренкова В. А., Рожков А. А. Трудности в измерении и оценке социально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 3 (95). - С. 191-197. doi: 10.35750/2071-82842022-3-191-197.

В связи с этим, целью работы выступила разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России.

1. Общие характеристики методики

Целью методики является оценка социально-психологического климата (СПК) в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России. Методика может применяться для оценки текущего состояния СПК и его динамики.

Теоретическими основаниями методики выступили представления о том, что основными структурными элементами, из которых складывается социально-психологический климат в коллективах обучающихся, являются:

1) особенности организации учебно-профессиональной деятельности;

2) особенности организации бытовых, материальных и санитарно-гигиенических условий обучения и проживания;

3) характер взаимоотношений между обучающимися и преподавателями;

4) характер взаимоотношений между обучающимися и офицерами;

5) характер взаимоотношений обучающихся друг с другом;

6) эмоциональное и физическое самочувствие обучающихся;

7) особенности организации внеучебной (научной, спортивной и творческой) деятельности;

8) возможность удовлетворения экзистенциальных потребностей (в самоактуализации, саморазвитии и т. д.).

Эти факторы были положены в основу шкал разрабатываемой методики. Также методика содержит общую шкалу, которая отражает интегральный уровень социально-психологического климата в коллективах обучающихся.

Методика разработана в форме стандартизованной анкеты. Понятие «стандартизированная анкета» подразумевает, что анкета разрабатывалась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке психологических тестов, и удовлетворяет требованиям надёжности, валидности и стандартизации [16, с. 79].

2. Процедура разработки и психометрические характеристики методики

Отбор пунктов осуществляется на основе классического подхода к разработке психодиагностических методик - путём оценки корреляций каждого пункта с итоговым баллом по шкале [17]. Были отобраны пункты, показавшие корреляцию не ниже 0,3. Отбор пунктов и составление шкал проводились на выборке, состоящей из 102 испытуемых - курсантов вуза МВД России.

Надёжность методики изучалась по методу внутренней согласованности [18]. Также были изучены дискриминативность пунктов и внутренняя согласованность между шкалами методики. Коэффициенты надёжности, дискри-минативности пунктов и внутренней согласованности между шкалами приведены в таблицах 1, 2 и 3 соответственно.

Таблица 1

Коэффициенты надёжности шкал по внутренней согласованности

Примечание к таблице 1

Шкалы методики изучения СПК: 1) организация учебно-профессиональной деятельности; 2) бытовые, материальные и санитарно-гигиенические условия; 3) взаимоотношения между преподавателями и обучающимися; 4) взаимоотношения между офицерами и обучающимися; 5) взаимоотношения обучающихся друг с другом; 6) физическое и эмоциональное самочувствие обучающихся; 7) организация внеучебной деятельности; 8) возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей; 0) общая шкала (данное примечание относится и к последующим таблицам).

Таблица 2

Коэффициенты дискриминативности пунктов методики

№ пункта Шкалы методики изучения СПК

1 2 3 4 5 6 7 8

1 0,40 0,55 0,62 0,68 0.51 0,49 0.73 0.82

2 0.68 0.34 0,68 0,69 0.79 0,68 0.80 0,65

3 0,65 0,59 0,72 0,59 0,68 0,78 0,64 0,70

4 0,36 0.71 0,69 0.69 0.79 0,81 0.80

5 0,50 0.49 0,77 0,48 0,63 0,81

6 0,39 0,55 0,79 0.57 0,73

7 0,42 0.64 0,64

8 0.55 0,49

9 0,65 0,63

10 0,45 0,52

11 0.54 0.58

Таблица 3

Коэффициенты внутренней согласованности между шкалами методики

Шкала 1 2 3 4 5 6 7 8

2 0,46

3 0,36 0.23

4 0,32 0,32 0,28

5 0,34 0.25 0,33 0,22

6 0,39 0,44 0,21 0,43 0,20

1 0,2« 0,33 0,20 0.28 0,24 0,07

8 0,39 0,51 0.13 0,58 0,17 0.48 0,34

0 0,72 0,77 0,45 0,67 0,48 0,69 0,45 0.74

Как видно из таблиц, внутренняя структура методики характеризуется высокими значениями надёжности шкал, дискриминативности пунктов и согласованности между шкалами методики и соответствует современным требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам.

Валидность методики изучалась двумя способами:

1) путём сопоставления результатов методики с данными других тестов, предназначенных для изучения СПК;

2) путём сравнения результатов методики между разными группами.

Для сопоставления с другими тестами были использованы:

1. Методика оценки психологической атмосферы А. Ф. Фидлера (ПА).

2. Методика определения индекса групповой сплочённости Сишора (ИГС). Методика многомерная, состоит из следующих шкал: 1) принадлежность к группе; 2) желание перейти в другую группу; 3) взаимоотношения между членами группы; 4) взаимоотношения с командирами; 5) отношение к учёбе в группе; 0) общий уровень групповой сплочённости.

Связи между методиками изучались на выборке, состоящей из 101 испытуемого. Результаты сопоставления между шкалами разрабатываемой методики и методиками валидизации представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Корреляции между методикой оценки психологической атмосферы (ПА) и шкалами методики изучения СПК

Таблица 5

Корреляции между методикой определения индекса групповой сплоченности (МГС)

и шкалами методики изучения СПК

Шкалы иге Шкалы методики ш учения СПК

1 2 3 4 5 6 7 N 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 0,39 0.32 0,32 0,20 0,63 0.33 0.23 0.23 0.50

2 -0,10 -0,29 -0.22 -0,03 -0,35 -0,27 -0,09 -0.21 -0,30

3 0.00 0,03 0.02 -0.05 0.52 0.12 0.17 0,05 0.13

-1 0,26 0,17 0,22 0.37 0.18 0,22 0,13 0,31 0.36

5 0.15 0.08 0,08 ОД 9 0.37 0.30 0.19 0.24 0.29

0 0,29 0.32 0.29 0.21 0.66 0.41 0.25 0.33 0.51

Как видно из таблицы 4, чем выше уровень психологической атмосферы в группе, тем в большей степени испытуемые удовлетворены показателями СПК по шкалам разрабатываемой методики.

Как видно из таблицы 5, чем выше обучающиеся оценивают уровень СПК в своем коллективе, тем в большей степени они удовлетворены своей принадлежностью к группе, отношениями с командирами, общим уровнем групповой сплочённости и тем меньше они испытывают желание перейти в другую группу. Соответственно, чем выше индекс групповой сплочённости, тем в большей степени обучающиеся удовлетворены бытовыми условиями в институте, характером взаимоотношений друг с другом, своим физическим и эмоциональным самочувствием, возможностью удовлетворения экзистенциальных потребностей и общим уровнем СПК в коллективе.

Сравнительный анализ проводился между группами обучающихся, находящимися на карантине в связи с профилактикой распространения СОУГО-19 и посещающими учебное учреждение в обычном режиме, вне карантинных мероприятий. На карантине обучающиеся мало общаются друг с другом лично, меньше непосредственно контактируют с офицерами и преподавателями, вынуждены подолгу находиться в условиях изоляции. В то же время, у них появляется больше свободного времени и возможностей для самостоятельной организации своего времени и т. д. Поэтому логично было предположить, что группы обучающихся на карантине и вне карантина будут по-разному оценивать состояние климата в своём коллективе. Объём выборки обучающихся на карантине составил 102 человека, вне карантина - 101 человек. Сравнительный анализ по отдельным пунктам проводился с помощью ф*-критерия Фишера, по шкалам - с помощью и-критерия Манна-Уитни. Были получены следующие результаты.

По параметру организации учебно-профессиональной деятельности обучающиеся, на-

ходящиеся на карантине, были в меньшей степени удовлетворены ориентацией получаемых знаний на практическую деятельность (р < 0,05) и творческим подходом преподавателей к проведению занятий, их умением заинтересовать своим предметом (р < 0,01). Очевидно, это связано с тем, что проведение занятий через интернет не способно заменить живого общения с преподавателем.

По параметру «Организация бытовых условий» обучающиеся, находящиеся на карантине, были в меньшей степени удовлетворены организацией питания (р < 0,01), что, очевидно, связано с тем, что они не имели возможности регулярно посещать столовую института. В то же время они были в большей степени удовлетворены условиями проживания (р < 0,01), что, скорее всего, связано с тем, что многие из них проживали не в общежитиях, а в своих квартирах.

По параметру взаимоотношений с преподавателями обучающиеся, находящиеся на карантине, были в меньшей степени удовлетворены возможностью сотрудничества и выстраивания партнёрских отношений с преподавателями (р < 0,01), что обусловлено отсутствием личного, прямого взаимодействия с ними. Это ещё раз показывает, насколько важен очный формат обучения и личного общения с преподавательским составом.

По параметру взаимоотношений с офицерами обучающиеся, находящиеся на карантине, отмечали, что офицеры стали менее внимательными и отзывчивыми (р < 0,05) и чаще стали проявлять властность и предвзятость (р < 0,01), избыточный контроль (р < 0,01), нелогичность и противоречивость требований (р < 0,01). Вероятно, это связано с тем, что офицеры таким образом стремились сохранить контроль над дисциплиной и поведением обучающихся, многие из которых проживали за территорией института.

По параметру взаимоотношений друг с другом обучающиеся, находящиеся на карантине, чаще отмечали, что в их коллективе выросли взаимопомощь и взаимовыручка (р < 0,05).

Что касается эмоционального самочувствия, то обучающиеся, находящиеся на карантине, чаще отмечали, что испытывают такие негативные эмоции, как грусть и печаль (р < 0,01), тревогу и напряжение (р < 0,01).

Наконец, по шкале удовлетворения экзистенциальных потребностей обучающиеся, находящиеся на карантине, имели меньше возможностей для общения с людьми, имеющими схожие взгляды на жизнь (р < 0,01), и в то же время могли быть более самостоятельными и распоряжаться своим временем (р < 0,01). Очевидно, это также обусловлено переводом на «домашнее» обучение, когда обучающиеся, с одной стороны, вынуждены были находиться на самоизоляции и, с другой стороны, имели больше возможностей для самостоятельного планирования своего времени.

Таким образом, методика логично сочетается с показателями других тестов, измеряющих сходные характеристики, и дифференцирует группы

испытуемых по уровню выраженности измеряемых признаков, что позволяет сделать вывод об удовлетворительной валидности методики.

Для нормирования результатов анкеты была использована квартильная процедура стандартизации, в соответствии с которой три квартильные отметки (01, 02, 03) разбивают эмпирическое распределение тестовых оценок на 4 части (кварты) таким образом, что 25 % испытуемых располагаются ниже 01, 50 % - ниже 02 и 75 % - ниже 03. 75-процентый порог положительных ответов был принят за границу, отделяющую удовлетворительную оценку оцениваемого параметра (шкалы) от неудовлетворительной. Иными словами, если испытуемый дал 75 и более процентов положительных ответов по шкале, то он удовлетворён состоянием СПК; если менее 75 процентов, то не удовлетворён. Количество положительных ответов по шкалам анкеты, соответствующее 75-процентному порогу, представлено в таблице 6.

Таблица 6

Корреляции между методикой оценки психологической атмосферы (ПА) и шкалами методики изучения СПК

Ш калы 1 2 3 4 5 6 7 8 0

Положительные ответы более 8 и более 3 и более 5 и более 5 и более 5 и более 2 и более 4 и более 40 и более

Групповая оценка удовлетворённости состоянием СПК сводится к подсчёту процентной доли испытуемых, удовлетворённых состоянием СПК, следующим образом:

1) если количество испытуемых, удовлетворённых состоянием СПК по шкалам методики, не достигает значения 02 (т. е. ниже 50 %), то климат оценивается как неудовлетворительный;

2) если количество испытуемых, удовлетворённых состоянием СПК по шкалам методики, составляет от 50 до 74 %, то климат оценивается как неустойчивый;

3) если количество испытуемых, удовлетворённых состоянием СПК по шкалам методики, превышает значение 03 (т. е. составляет 75 % и более), то климат оценивается как удовлетворительный.

3. Руководство по проведению методики

Инструкции для обследуемых. Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей учебно-профессиональной деятельности. Внимательно прочитайте данные вопросы и, ориентируясь на собственное мнение, выразите свое согласие или несогласие с каждым из них. Для этого подчеркните (обведите) выбранный вариант ответа рядом с оцениваемой характеристикой.

На каждый пункт можно дать только один вариант ответа. Оставлять вопросы без ответа нельзя, должны быть даны ответы на все вопросы. Если Вы затрудняетесь выбрать однозначный ответ, то выбирайте тот вариант, к которому склоняетесь в большей степени. При работе

с методикой постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность.

Текст методики

1. Удовлетворены ли Вы следующими сторонами организации учебно-профессиональной деятельности:

1.1. Содержание учебных занятий:

а) объём получаемой информации: да - нет

б) польза изучаемого материала: да - нет

в) ориентация получаемых знаний на практическую деятельность: да - нет.

1.2. Организация проведения учебных занятий:

а) материально-техническое оснащение учебных аудиторий: да - нет

б) удобство учебных аудиторий: да - нет

в) доступ к сети интернет: да - нет

г) удобство работы с библиотечным фондом: да - нет.

1.3. Форма, стиль проведения учебных занятий:

а) педагогическое мастерство преподавателей: да - нет

б) творческий подход к проведению занятий, умение преподавателей заинтересовать своим предметом: да - нет

в) знание преподавателями своего предмета (умение ответить на вопросы, привести примеры и т. д.): да - нет

г) наличие у преподавателей опыта практической деятельности в преподаваемой дисциплине: да - нет.

Если Вы не удовлетворены какими-либо аспектами организации учебно-профессиональной деятельности, то укажите, чем именно.

2. Удовлетворены ли Вы следующими бытовыми, материальными и санитарно-гигиеническими условиями:

2.1. Организация питания в институте:

а) вкус и качество приготовления пищи: да - нет

б) объём порций: да - нет

в) разнообразие меню: да - нет.

2.2. Условия проживания в общежитиях:

а) удобство жилых помещений: да - нет

б) обустройство бытовых комнат: да - нет

в) душевые кабины: да - нет.

2.3 Обеспечение форменным обмундированием:

а) возможность выбрать нужный размер: да - нет

б) качество обмундирования (материал, удобство и т. п.): да - нет

в) учет половых особенностей: да - нет.

2.4. Медицинское обслуживание:

а) возможность получения своевременной помощи: да - нет

б) квалификация специалистов: да - нет.

Если Вы не удовлетворены какими-либо

условиями, то укажите, чем именно.

3. На каких принципах преподаватели выстраивают отношения с курсантами:

а) вежливость и корректность: да - нет

б) сотрудничество, партнёрские отношения: да - нет

в) безразличие и равнодушие: да - нет

г) властность и предвзятость: да - нет

Свой вариант, если есть.

4. На каких принципах офицеры выстраивают отношения с курсантами:

а) вежливость и корректность: да - нет

б) внимательность и отзывчивость: да - нет

в) психологическое давление: да - нет

г) властность и предвзятость: да - нет

д) избыточный контроль: да - нет

е) нелогичность, противоречивость, изменчивость требований: да - нет

Свой вариант, если есть.

5. Какие отношения существуют между курсантами в учебной группе:

а) взаимопомощь и взаимовыручка: да -

нет

б) сплочённость: да - нет

в) внимательность и отзывчивость: да - нет

г) взаимное доверие: да - нет

д) взаимная требовательность: да - нет

е) конфликтность, напряжённость в отношениях: да - нет

Свой вариант, если есть.

6.1 Оцените своё физическое самочувствие и настроение в последнее время:

а) физическое самочувствие: хорошее - не очень

б) настроение: хорошее - не очень.

6.2 Какие эмоции в последнее время вы испытываете наиболее часто:

а) грусть, печаль: да - нет

б) тревога, напряжение: да - нет

в) злость, гнев: да - нет

г) спокойствие: да - нет

д) воодушевление: да - нет

Свой вариант, если есть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Удовлетворены ли Вы организацией вне-учебной деятельности:

а) возможностью заниматься спортом: да -

нет

б) возможностью заниматься в творческих коллективах: да - нет

в) возможностью заниматься научно-исследовательской работой: да - нет

Если Вы не удовлетворены организацией внеучебной деятельности, то укажите, чем именно.

8. Обучаясь в институте, имеете ли Вы возможности для удовлетворения следующих потребностей:

а) жить интересной, наполненной жизнью: да - нет

б) общаться с людьми с общими интересами и взглядами на жизнь: да - нет

в) заниматься саморазвитием: да - нет

г) быть самостоятельным, иметь свободу выбора: да - нет

д) планировать, распоряжаться своим временем: да - нет

Свой вариант, если есть.

Обработка и интерпретация полученных результатов

Обработка полученных результатов начинается с подсчёта баллов, набранных каждым обследуемым по отдельным шкалам анкеты. Для этого суммируются положительные ответы («да») на пункты шкалы. Исключение составляют пункты 3в, 3г, 4в, 4г, 4д, 4е, 5е, 6.2а, 6.2б, 6.2в: ответы на них нужно преобразовать в обратные. То есть за ответ «нет» начисляется 1 балл, за ответ «да» начисляется 0 баллов.

После этого подсчитывается результат по анкете в целом, который получается путём суммирования баллов по всем шкалам.

По итогам этой процедуры делается вывод о том, удовлетворён или нет каждый отдельный участник обследования состоянием СПК как по отдельным параметрам (шкалам) анкеты, так и по методике в целом. Как отмечалось выше, обследуемый удовлетворён оцениваемым параметром, если он набрал 75 и более процентов положительных ответов по шкале (для оценки удовлетворённости используется таблица 6). Если он набрал менее 75 %, то делается вывод о его неудовлетворённости оцениваемым параметром.

После этого подсчитывается процентная доля обследованных лиц, удовлетворённых и не удовлетворённых параметрами СПК, вначале по отдельным шкалам анкеты, а затем по общей шкале. Для этого подсчитывается процент обследованных, давших 75 % и более положительных ответов по каждой шкале и по анкете в целом, после чего даётся итоговая оценка состоянию СПО:

1) если число таких испытуемых составило 75 % и более, то делается вывод о том, что состояние СПК является удовлетворительным;

2) если число таких испытуемых составляет от 50 до 74 %, то делается вывод о том, что климат является неустойчивым;

3) если число таких испытуемых составило менее 50 %, то делается вывод о том, что климат является неудовлетворительным.

Завершают интерпретацию рекомендации по улучшению состояния СПК, сформулированные на основе полученных результатов.

Таким образом, процедура обработки полученных результатов состоит из двух этапов. На первом этапе определяется, удовлетворен ли каждый отдельный обучающийся состоянием СПК по шкалам анкеты. На втором, основном этапе подсчитывается процентная доля обучающихся, удовлетворённых состоянием СПК по шкалам анкеты, и на этой основе делаются выводы о состоянии СПК в учебном коллективе.

Результаты анкетирования предоставляются в описательном виде, в следующей последовательности:

1) вначале делается вывод о процентной доле обследованных лиц, удовлетворённых или не удовлетворённых по первому оцениваемому параметру (шкале) методики;

2) затем отмечается, какими конкретными пунктами этой шкалы удовлетворены или не удовлетворены обследуемые.

Например: «Отношением офицеров к курсантам удовлетворены 60 % опрошенных, не удовлетворены 40 %. Таким образом, оценка по этому параметру является неудовлетворительной. В качестве основных причин неудовлетворенности курсанты отмечают избыточный контроль (50 % ответов), нелогичность и противоречивость требований (60 % ответов)...

...Организацией внеучебной деятельности удовлетворены 75 % курсантов. При этом возможностью заниматься спортом удовлетворены 90 % опрошенных, творчеством - 60 %, научно-исследовательской деятельностью - 75 % опрошенных. Таким образом, общая оценка по этому параметру является удовлетворительной» и т. д.;

3) далее выводы делаются по последующим шкалам и пунктам методики;

4) на завершающем этапе делается итоговый вывод по общей шкале.

Например: «Общим уровнем состояния СПК удовлетворены 80 % курсантов. Таким образом, социально-психологический климат в коллективе является удовлетворительным» .

То есть при описании результатов количественная оценка результатов СПК сочетается с качественной, что позволяет уточнять и подкреплять количественные выводы конкретными данными.

Также возможно изучение корреляций между отдельными показателями анкеты. Это возможно в тех случаях, когда данные внесены в таблицы для статистической обработки. Например, на этапе изучения валидности методики было установлено, что возможностью жить интересной, наполненной жизнью удовлетворены всего 39 % опрошенных. Корреляционный анализ показал, что низкая удовлетворённость этим параметром связана с избыточной властностью и предвзятостью со стороны офицеров (г = 0.3 при р < 0,01), нелогичностью и противоречивостью их требований (г = 0.3 при р < 0,01) и увеличивается при положительном отношении офицеров к курсантам в целом (г = 0.36 при р < 0,01). То есть чем лучше офицеры относятся к курсантам, тем больше у курсантов возможностей для удовлетворения этой потребности. Такой анализ позволяет раскрывать внутренние связи между различными показателями методики.

Заключение

Таким образом, разработанная методика характеризуется удовлетворительными значениями дискриминативности пунктов, надёжности по внутренней согласованности, конструктной и критериальной валидности. Стандартизирована процедура сбора и обработки полученных результатов. Методика может быть использована для изучения СПК в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России.

Список литературы

1. Барсукова А. В., Задворная В. В. Сущность социально-психологического климата в организации и основы его формирования // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10 (38). -С. 310-321.

2. Гурьев М. Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 21. - С. 86-94.

3. Априщенко Л. И., Безверхая Л. Ф. Аспекты формирования социально-психологического климата студенческой группы // Инновационное развитие. - 2019. - № 2 (29). - С. 92-93.

4. Кукулите Т. Г. Проблема социально-психологического климата в студенческой группе вуза // Учёные записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2021. - № 1 (73). - С. 56-61.

5. Заппаров И. И., Можаев Э. Л. Снижение уровня нейротизма как фактор формирования благоприятного социально-психологического климата в хоккейной команде 13-14 лет // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - № 1 (5). - С. 304-306.

6. Моринова Т. П. Любительский хореографический коллектив: проблемы социально-психологического климата // Труды Санкт-Петербургского института культуры. - 2020. - Т. 221. - С. 53-58.

7. Синицин С. В. Особенности социально-психологического климата в коллективах сотрудников органов внутренних дел // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - С. 85-87.

8. Щеголева Т. В. Особенности социально-психологического климата в подразделениях с высоким уровнем нарушений служебной дисциплины // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 1 (68). - С. 45-50.

9. Зуева О. В., Зорин А. В. Стиль управления в органах внутренних дел как один из факторов формирования социально-психологического климата служебного коллектива // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13. - № 4. - С. 138-145. doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-138-145.

10. Попов Д. Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 26-29.

11. Запевалова О. В., Бабурин В. В. Профилактика конфликтных ситуаций в служебном коллективе // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 2 (73). - С. 30-34. doi: 10. 24411/1999-6241-2018-12005.

12. Михайлова Т. В., Трубников О. В. Управленческая деятельность руководителя территориального органа МВД России в предупреждении и разрешении профессиональных конфликтов // Прикладная психология и педагогика. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 33-42. doi: 10.12737/article_5b1ef539 2f6574.07715728.

13. Зародина В. В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2017. - № 2. - С. 696-698.

14. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Социально-психологические проблемы профессионального образования сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8.

- С. 326-334. doi: 10.24411/2073-0454-2020-10505.

15. Бубнов А. Л. Особенности социально-психологического климата в коллективах курсантов вуза системы МВД России // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. - 2020. - № 4. - С. 20-23.

16. Степанова Е. С., Распопин Е. В. Методика изучения социально-психологической обстановки в среде осуждённых // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 78-84.

17. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки психодиагностических методик : монография. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 135 с.

18. Фер Майкл Р., Бакарак Верн Р. Психометрика: Введение / пер. с англ. А. С. Науменко, А. Ю. Попова; под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.

References

1. Barsukova A. V, Zadvornaya V V Sushchnost' sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v organizatsii i osnovy yego formirovaniya // Skif. Voprosy studencheskoy nauki. - 2019. - № 10 (38). - S. 310-321.

2. Gur'yev M. Ye. Analiz faktorov, vliyayushchikh na formirovaniye blagopriyatnogo sotsial'no-psikhologicheskogo klimata vnutrikollektivnykh otnosheniy // Novoye slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobatsiya rezul'tatov issledovaniy. - 2015. - № 21. - S. 86-94.

3. Aprishchenko L. I., Bezverkhaya L. F. Aspekty formirovaniya sotsial'no-psikhologicheskogo klimata studencheskoy gruppy // Innovatsionnoye razvitiye. - 2019. - № 2 (29). - S. 92-93.

4. Kukulite T. G. Problema sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v studencheskoy gruppe vuza // Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki. - 2021. - № 1 (73). - S. 56-61.

5. Zapparov I. I., Mozhayev E. L. Snizheniye urovnya neyrotizma kak faktor formirovaniya blagopriyatnogo sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v khokkeynoy komande 13-14 let // Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya. - 2016. - № 1 (5). - S. 304-306.

6. Morinova T. P. Lyubitelskiy khoreograficheskiy kollektiv: problemy sotsial'no-psikhologicheskogo klimata // Trudy Sankt-Peterburgskogo instituta kul'tury. - 2020. - T. 221. - S. 53-58.

7. Sinitsin S. V Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v kollektivakh sotrudnikov organov vnutrennikh del // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 25 (263). - S. 85-87.

8. Shchegoleva T. V Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v podrazdeleniyakh s vysokim urovnem narusheniy sluzhebnoy distsipliny // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2017.

- № 1 (68). - S. 45-50.

9. Zuyeva O. V., Zorin A. V Stil' upravleniya v organakh vnutrennikh del kak odin iz faktorov formirovaniya sotsial'no-psikhologicheskogo klimata sluzhebnogo kollektiva // Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2021. - T. 13. - № 4. - S. 138-145. doi: 10.47370/20781024-2021-13-4-138-145.

10. Popov D. G. Moral'no-psikhologicheskoye sostoyaniye sotrudnikov i sotsial'no-psikhologicheskiy klimat sluzhebnogo kollektiva // Yuridicheskaya psikhologiya. - 2009. - № 4. - S. 26-29.

11. Zapevalova O. V., Baburin V V Profilaktika konfliktnykh situatsiy v sluzhebnom kollektive // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2018. - № 2 (73). - S. 30-34. doi: 10. 24411/19996241-2018-12005.

12. Mikhaylova T. V., Trubnikov O. V Upravlencheskaya deyatel'nost' rukovoditelya territorial'nogo organa MVD Rossii v preduprezhdenii i razreshenii professional'nykh konfliktov // Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. - 2018. - T. 3. - № 3. - S. 33-42. doi: 10.12737/article_5b1ef5392f6574.07715728.

13. Zarodina V. V Sotsial'no-psikhologicheskiy klimat v organizatsii i yego vliyaniye na effektivnost' professional'noy deyatel'nosti // Molodoy uchenyy. - 2017. - № 2. - S. 696-698.

14. Vinogradov M. V., Ul'yanina O. A. Sotsial'no-psikhologicheskiye problemy professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov OVD // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2020. - № 8. -S. 326-334. doi: 10.24411/2073-0454-2020-10505.

15. Bubnov A. L. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v kollektivakh kursantov vuza sistemy MVD Rossii // Vestnik VGU. Seriya: problemy vysshego obrazovaniya. - 2020. - № 4. - S. 20-23.

16. Stepanova Ye. S., Raspopin Ye. V. Metodika izucheniya sotsial'no-psikhologicheskoy obstanovki v srede osuzhdonnykh // Pravookhranitel'nyye organy: teoriya i praktika. - 2017. - № 2. - S. 78-84.

17. Baturin N. A., Mel'nikova N. N. Tekhnologiya razrabotki psikhodiagnosticheskikh metodik : monografiya. - Chelyabinsk: YuUrGU, 2012. - 135 s.

18. FerMayklR., Bakarak Vern R. Psikhometrika: Vvedeniye / per. s angl. A. S. Naumenko, A. Yu. Popova; pod red. N. A. Baturina, Ye. V. Eydmana. - Chelyabinsk: Izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2010. - 445 s.

Статья поступила в редакцию 08.07.2022; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 09.02.2023.

The article was submitted July 8, 2022; approved after reviewing January 23, 2023; accepted for publication February 9, 2023

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.