И.И. Монгуш, Х.Д-Н. Ооржак Педагогические основы становления и развития начального образования в Тувинской Народной Республике с 1922 по 1945 год
прошлого, правильно усвоить его уроки и использовать накопленный опыт в новых исторических условиях.
Литература
1. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1920 - 1931 гг.), - М.:, Прометей, 1992.-117 с.
2. Потанин Г.Н. Народы Сибири.// Сибирь, ее современное состояние и нужды.- СПб., 1908.
3. Российское образование: история и современность./ Под. ред. С.Ф. Егорова. - М., 1994.
4. Салчак К.Б. Развитие тувинской на-родной педагогаки.-Кызыл,1984.- 128 с. (на тувинском языке).
5. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве.-Кызыл, 1953.- 278 с.
6. TshihascheffP. Voyage scintifigue dans Altai ariental etles parties adjacenste la frontiere de China. -Paris, 1845. P.124-147.
МЕТОДИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
METHODS OF THE FABRICATION DIDACTIC MATERIAL
О.С.Монгуш O. Mongush
В статье рекомендуется методика изготовления различных дидактических материалов. Ключевые слова: инструктивная карточка, дидактический материал, природные и бытовые материалы, дополнительный материал, инструмент, метод изготовления. Methods of the fabrication different didactic material is recommended In article. The key words: card instruction, didactic material, natural and home material, additional material, instrument, method of the fabrication.
Ведущая роль в организации учебно-воспитательного процесса вообще и в использовании средств обучения в частности принадлежит учителю, поскольку на их выбор оказывают влияние его личностные и профессиональные качества, которые обуславливают их творческое использование. Учитель сознательно отбирает средства и методы, оценивая свои сильные и слабые стороны, время и наличие соответствующих материалов.
Одним из доступных дидактических средств в школе считается инструктивная карточка. Для примера рассмотрим инструктивную карточку по теме «Внешнее строение дождевого червя».
Цель: Выявить особенности строения дождевого червя с условиями его жизни в почве.
План: 1. Рассмотрите живого дожде -вого черня, определите его форму тела, окраску, размеры. Обратите внимание на кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради. 2. Найдите у червя передний (более заостренный) конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. На ней
рассмотрите утолщение из 7 колец — поясок (отметьте его на рисунке). 3. Найдите более тупой, задний конец тела дождевого черня и на нем заднее проходное отверстие, через которое выбрасываются непереваренные остатки пищи. Отметьте его на рисунке в тетради. 4. Найдите плоскую - брюшную и выпуклую - спинную стороны черня. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны (от переднего к заднему концу тела). Что вы ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя. 5. Обратите внимание, на кожу черня, определите какая она сухая или влажная? Отметьте кожу на рисунке и подпишите. Подумайте, какое значение имеет такая кожа в жизни дождевого червя в почве. 6. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Отметьте, какое значение, в жизни червя имеют щетинки. 7. Прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя. Как реагирует червь на эти прикосновения? 8. В конце самостоятельной работы на основании анализа внешнего строения дождевого червя сделайте вывод: в чем выражается
его приспособленность к жизни в почве. В выводе учащиеся должны отметить такие черты приспособленности как: удлиненная, вытянутая форма тела, наличие щетинки, влажная кожа.
Наличие в инструктивных карточках цели, хода работы делает ее содержательной. Учащиеся ясно представляют себе способ выполнения задания и проявляют большую самостоятельность. Каждое новое средство имеет две стороны: технологическую, связанную со спецификой его использования, и личностную, позволяющую учителю школы путем проявления своих индивидуальных качеств (профессиональной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональности, обаяния и т.д.) влиять на эффективность его освоения.В целях оказания помощи учителям, предлагаем более доступный и
более легкий способ изготовления дидактического материала при изучении раздела "Животные."
В работе с дидактическим материалом важным этапом является его заготовка.
Сначала отбираются разные природные и бытовые материалы. Из природных материалов (рис.1):— плоды хвойных деревьев шишки, разнообразные ветки сосны, ели, сирени, корни, листья.
Например, плоды хвойных деревьев шишки прекрасный материал для объемных наглядных пособий и дидактических поделок. По форме они напоминают части туловища животных. Шишки хорошо склеиваются, имеются в большом разнообразии по форме, величине и виду.
Также при изготовлении дидактических материалов часто используют дополнительные материалы (рис. 2)
Рис. 1 Природные материалы
Рис. 2 Дополнительные материалы
Бумага. Различают писчую, плакатную, конвертную, альбом бархатную, обложечную и т.д. Все эти бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.
Пластилин. Этот материал применяя-ется для скрепления частей менее сложных поделок, а также для некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.
Проволока является необходимым материалом для скрепления частей, в частности для изготовления каркаса. Наиболее удобна медная проволока она мягкая, гибкая и прочная.
Нитки лучше использовать толстые цветные.
Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей "Маре БФ и др.
Цветные лоскуты — обрезки различных тканей также пригодятся для оформления поделок.
Полиэтилен используется для изготовления строения простейших.
Мука и соль. Эти пищевые продукты тоже пригодятся для поделок.
Использование каждого из видов дополнительного материала будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, от степени развития их воображения.
В качестве дополнительных материалов используют фанеру, доску, краски, леску, пряжу и т.д.
Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты (рис.3).
Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.
Ножницы. Для работы нужны ножницы небольшие, с тупыми концами.
Нож рекомендуется среднего размера с тупым концом.
Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на салфетке.
Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаги при вырезании деталей. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2М).
Кисточки используют мягкие, беличьи (№4 и №6)
Предлагаем вам изготовить из бумаги предметные карточки. Предметные карточки изготовляются способом аппликации. Аппликация - древнейший способ художественного оформления
изделий из бумаги, бересты, кожи... (Богатеева З.А., 1982). Для легкости исполнения подбираются предметы симметричные по форме (бабочки, сова, рыба, муха и божья коровка):
A) лист цветной бумаги сложить пополам, нарисовать половину предмета, вырезать и развернуть. Получается силуэт предмета. Цвет бумаги следует брать в соответствии с цветом и формой предмета (рис.3 (а)).
B) вырезанные силуэты наклеиваются на прямоугольный лист рисовальной бумаги размером 8*12 см (рис. 3 (6)).
д) для прочности карточки можно наклеивать на картонные корочки размером 9*14 см. Чтобы карточки не коробились, их с обратной стороны предварительно заклеивают цветной бумагой, а с лицевой стороны наклеивается карточка (рис.3(в)).
Рис. 3
Некоторые модели, возможно, изготовить просто из бумаги в виде мини — книги. Для показа учащимся схемы расположения систем органов животных учитель может использовать бумажные разборные модели. Такие пособия можно изготовить на внеклассных занятиях.
Рассмотрим последовательность изготовления таких моделей мини— книги на примере майского жука. В начале на плотной бумаге надо сделать крупное изображение жука без крыльев, показать расчленение тела на голову, грудь и брюшко, членистость брюшка. Затем при помощи резинок на спинную сторону груди прикрепить крылья первую пару (надкрылья) из плотной бумаги и вторую пару крыльев из пергаментной. После этого подготовленную часть модели
наложить на толстый лист бумаги и обвести карандашом. На этом же листе к контуру порисовать членистые конечности жука. Вырезав этот рисунок, изобразить на нем "картину' вскрытой полости тела без внутренних органов. Кровеносную, нервную, половую, пищеварительную системы нарисовать отдельно, раскрасить и вырезать. Теперь остается склеить края первой и второй частей модели (в области головы) и расположить внутренние органы так, чтобы, устранив "деталь" с крыльями, можно увидеть все системы органов, начиная с кровеносной (рис.4).
Величина этих моделей должна быть такой (например, длиной 50-60 см.), чтобы учащиеся задних рядов могли хорошо рассмотреть их. [далее можно
изготовить модели из муки и соли. Методы изготовления проводится таким образом: сначала в подготовленную посуду влить необходимое количество воды и засыпать муку и соль. Затем замесить тесто. Дальше из полученного теста надо слепить какую-нибудь выбранную модель. Например, можно слепить строение мозга голуби и после поставить на сушку. Метод изготовления показан на рис. 5.
Для развития познавательного интереса школьников можно изготовить наглядность из полиэтилена.
Техника изготовления проста. Материал: цветная бумага, нитка, полиэтилен, клей, кисточка. Из плотного полиэтилена вырезают две одинакового размера фигуры туфельки, а из цветных бумаг контуры ядра, вакуоли. Затем по краям фигуры размещают вакуоли, в середине ядра, и наклеиваются на
полиэтиленовом материале. После этого зашивают фигуры и оставляют нитки в виде ресничек.
Также можно изготовить из простой белой нитки, канцелярского клея и аппликации дидактический материал к теме: "Птицы для этого нам нужна одна катушка белой нитки, два надувных шара, один канцелярский клей и аппликация. Прокалываем флакон канцелярского клея и нанизываем нитку, чтобы нитка проходила через флакончик и пропитывалась клеем. Надуваем два шара и наматываем пропитанную клеем нитку вокруг шара, чтобы его не стало видно. Потом оставляем замотанные нитками шары, чтобы высох клей. В это время нужно вырезать из аппликации крылья, хвост, передник, глаза, брови, нос и челку. Затем приклеиваем к намотанным клеем шарам эти части тела и линза птицы (рис. 6).
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Из пластилина можно слепить стилизованные фигуры животных (кошка, белка, лиса и т. д.) или форму позвонка какого-либо животного, но они долго не сохраняются. Дидактические материалы также изготавливаются из природных материалов. Благодаря тому, что каждый экземпляр природного материала в своем естественном виде имеют сходство с частями различных предметов и вступает в будущих предметах в качестве готовых деталей. С помощью шишки и пластилина можно сделать строение паука, ежа, а также журавля.
При изготовлении дидактического материала формируется умение сравни-
вать и анализировать свойства предметов объективной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве. Развивать эстетические представление учащихся, обогащать их словарный запас специальными терминами.
Также можно изготовить материалы из древесины с помощью выжигателя. Сначала на деревянной доске рисуется строение или силуэт любого животного, а потом с помощью прибора выжигается по нарисованной линии и покрывается лаком. Развивая идею Н.М.Верзилина, И.Н.Пономаревой о применении монтажных схем в преподавании (1966, 1979)
разработана монтировочная таблица схем применительно к урокам зоологии.
В качестве деталей, из которых монтируется таблица или схема, могут быть использованы как натуральные объекты (засушенные насекомые), так и их изображения, прикрепленные на плотную бумагу. Монтировочная таблица обычно создается путем поочередного включения отдельных деталей, дополняющих географическое изображение.
Монтировочные таблицы, такие как, например, «Внешнее строение бабочек» или «Общая характеристика чешуекрылых» позволяет учащимся увидеть всю сложность строения ротовых органов насекомых, глаз, разнообразность усиков, сегментность груди, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки могут быть пигментные и оптические, при которых крылья отличаются переливающим металлическим блеском с тем или иным
опенком, возникающим вследствие преломления солнечных лучей.
Все это показывает ценность монтировочных таблиц для раскрытия невидных частей насекомых.
Монтировку схем удобнее всего осуществлять, применяя фланелеграфию. для этого следует обтянуть фланелью лист фанеры или картона размером 70х50 см. детали, из которых монтируется схема, могут быть представлены в виде кругов плотной бумаги диаметром 12. На них в лицевой стороне прикрепляются натуральные объекты, рисунки или другие материалы (в данном случае — нитки).
Для примера показываем схему «Полное превращение насекомых». Основные необходимые материалы: канцелярский клей, нитки разноцветные, шары, цветная бумага. Наборы деталей подобного типа легко могут быть изготовлены силами учеников.
Рис. 9
Монтировочные таблицы и схемы можно использовать на уроке, как при изложении нового материала, так и при проверке знаний. Применение монтировочных средств облегчает усвоение знаний, вызывает активность учащихся к изучению материала, побуждает интерес, любознательность школьников.
Учителям биологии Теремов А.В. предлагает знаково-символическое
моделирование учебного материала. Это дает возможность учащимся видеть не отдельный урок, а всю тему раздела «Животные». Для примера рассмотрим фрагмент перечня графических символов, отражающих основное содержание учебного материала по теме «Одноклеточные животные -
простейшие» (схема №1)
1. Простейшие обитают в водоемах, в почве и во внутренних органах других организмов.
2. Распространенны простейшие повсеместно, во всех географических широтах и областях.
3. Простейшие - животные клеточного уровня организации.
4. Тело простейших состоит из одной
клетки.
5. Основу клетки простейших составляет цитоплазма с одним или несколькими ядрами.
----Я (сю)
----ц
6. Форма тела у одних простейших непостоянная, у других — постоянная, чаще веретеновидные. Передвигаются простейшие путем образования ложноножек, либо при помощи ресничек, одного или нескольких жгутиков.
7. При питании простейшие образуют пищеварительные вакуоли. Пища захватывается с помощью ложноножек или всасывается всей поверхностью тела.
(•j \,_
ПЬ
Использование рисуночно-графичес-кого письма активизирует слуховые и зрительные процессы учащихся, укрупнение учебного материала при условии сохранения его доступности.
Пиктограммы вводятся последовательно и синхронно со словесным объяснением. Учащиеся одновременно с учителем зарисовывают их в тетрадях, используя цветные карандаши и фломастеры. На этом развивается познавательная деятельность школьников
Литература
1. Д. И. Трайтак. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. - М., «Просвещение» - 1979 - 149с.
2. Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. «Общая методика преподавания биологии». Учебник для студентов биол. фак. пед. Институтов. Изд. 3-. - М: «Просвещение»-1976 - 384с.
3. Л. М. Фридман. Наглядность и моделирование в обучении. - М. изд-во «Знание» 1984 - 79с.
4. А. М. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева, В. Г. Лепкина. «Использование средств обучения на уроках биологии». - М.: Просвещение, 1989-191с.
5. Э. К. Гулянц, И. Л. Базик. «Что можно сделать из природного материала». - М.: -Просвещение. 1984-175 с.
6. Дидактика современной школы. Пособие для учителей. Б. С. Кобзарь, Г. Ф. Кумарина, Ю. А. Кусый и др. / под ред. В. А. Онишука/ - К.: Рад. шк., 1987-351 с.
7. С. И. Гудилина. Игровая азбука. Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 1998-253с.
8. И. Н. Пономарева. Наглядные средства обучения экологического содержания в школьном курсе биологии. - // Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. - М.: Просвещение - 1979-с. 101-117.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
RESEARCH WORK ORGANIZATION OF PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY
COURSES STUDENTS
Л.М. Ондар, А.С. Фрокол L.M. Ondar, A.S. Frokol
Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология». Рассматриваются основные формы организации НИРС. Предлагаются рекомендации по совершенствованию научно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова. Научно-исследовательская работа студентов, учебно-исследовательская работа студентов, реферат, курсовая работа, доклад, научный кружок, проблемная группа, предметная олимпиада, лабораторная работа, конференция, студенческое научное общество, грант, научное общество учащихся, фандрайзинг.
The article is dedicated to the problems of research work organization of "Pedagogics and psychology" students (course 050706). The basic forms of organization of are examined. There are suggested recommendations on perfection of research activity of students.