Научная статья на тему 'Методика исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц'

Методика исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENTS / INNOVATIONS / INNOVATIVE FRAME-CLAMPING UNITS / ECONOMIC EFFECT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомов Максим Александрович, Боков Алексей Владимирович

Представлен подход к исследованию экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц. Предложена формула оценки экономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пахомов Максим Александрович, Боков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF RESEARCH OF ECONOMIC EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE FRAME-CLAMPING UNITS

The approach to research of economic efficiency of introduction of innovative frame-clamping units is presented. The formula of estimation of economic efficiency of introduction of innovative frame-clamping units of class A from the index of return of investments is offered.

Текст научной работы на тему «Методика исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц»

УДК 33. 338.45.01

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ

© Максим Александрович ПАХОМОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления и предпринимательства, e-mail: pahomov2006@yandex.ru © Алексей Владимирович БОКОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: elsov@lipetsk.ru

Представлен подход к исследованию экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц. Предложена формула оценки экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц класса А исходя из показателя отдачи инвестиций.

Ключевые слова: инвестиции; инновации; инновационные сборочные единицы; экономический эффект; эффективность.

Внедрение инновационных изделий в производство является одним из важнейших инструментов развития отечественной экономики. Однако внедрение инновационных изделий и в т. ч. сборочных единиц должно быть экономически эффективным.

На наш взгляд, можно выделить три основных класса инновационных сборочных единиц (табл. 1).

Инновационные сборочные единицы классов А и В предназначены для выполнения традиционных эксплуатационных функций. Их инновационность при этом может определяться лучшими эксплуатационными характеристиками, лучшим качеством, более низкой себестоимостью изготовления, более высоким уровнем автоматизации и т. д.

Согласно данной классификации, к классу А отнесены сборочные единицы, предназначенные для выполнения традиционных эксплуатационных функций, включающие инновационные детали, которые определяют более низкую себестоимость ее изготовления, более высокую полезность, лучшие дизайн, качество и т. д., в своей совокупности повышающие конкурентоспособность изделия.

Методический аппарат исследования экономической эффективности внедрения инновационных деталей достаточно подробно представлен в трудах И.В. Никитина [1-3]. Однако данный методический аппарат разработан с акцентом на инновационные детали-товары. Очевидно, что инновационные детали, которые будут входить в сборочные единицы класса А, не следует

рассматривать в качестве деталей-товаров, т. к. они не продаются напрямую, а используются для дальнейшего производства. В связи с этим формулы, предлагаемые для оценки экономической эффективности внедрения инновационных деталей-товаров, необходимо скорректировать.

Следует отметить, что И.В. Никитин предлагает формулы оценки экономической эффективности внедрения инновационных деталей-товаров для двух вариантов:

1) проекты внедрения в производственный процесс инновационных деталей-товаров для условий отсутствия дополнительных капиталовложений в технологическое оборудование, запуска инновационных деталей в производство в дополнение к существующим;

2) проекты замещения базовых деталей-товаров на инновационные [2].

Так как инновационные сборочные единицы класса А предназначены для выполнения традиционных эксплуатационных функций и включают инновационные детали, то предполагается, что последние внедряются взамен деталей предыдущего поколения. Таким образом, данная ситуация соответствует второму из обозначенных выше вариантов, т. е. варианту замещения ба-

зовых деталей-товаров на инновационные. Для этого случая И.В. Никитин предлагает следующую формулу расчета приведенного годового экономического эффекта:

л У"бд*ЧТС^д У"ид*ЧТСид

Эг2 = Сид * Цид - Сбд * Цбд + Qбд * Змд - QИд * Змд + (1 + к0св) * (1 + Р)*-^^-ид 7' 7'----}- +

+ Цквт ^ ^ Ц Н б ^ ^ Цид^^ Н - (1+^осв)*30Тповр -

р'бд1 1 р-КД]

- (I +0 *1ед -Об *1ед„ )* — (1)

^ниокр.ид 1 Ч!ид обс.ид ^бд 'обс.бд/ 100’ V /

где Qйд - прогнозируемый годовой объем производства инновационной детали, ед./год; Цид -прогнозируемая цена инновационной детали (без НДС), руб./ед.; Qбд - прогнозируемый годовой объем производства базовых деталей, ед./год; Цбд - прогнозируемая цена базовой детали

(без НДС), руб./ед.; Змд - норма расхода материалов на базовое изделие в стоимостном выражении, руб./ед.; Змд - затраты на материалы при производстве инновационной детали, руб./ед.; &осв - коэффициент, учитывающий необходимость уплаты обязательных страховых взносов, долей единицы; в - коэффициент перевода заработной платы основных производственных рабочих в заработную плату вспомогательных рабочих при косвенно-сдельной системе оплаты труда, долей единицы; т - количество операций технологического процесса изготовления детали, ед.; Ьбд - трудоемкость выполнения /-й операции при изготовлении базовой детали, мин.; Чтсбд - часовая тарифная ставка основных производственных рабочих для выполнения /-й операции при изготовлении базовой детали, руб./ч; п - количество операций, выполняемых при изготовлении инновационной детали, ед.; £^д - трудоемкость выполненияу-й операции при изготовлении инновационной детали, мин.; ЧТСбд - часовая тарифная ставка основных производственных рабочих для выполнения у-й операции при изготовлении инновационной детали, руб./ч; ЦкВт - себестоимость одного кВт/ч, руб.; N - мощность станка, используемого для /-й операции при изготовлении базовых деталей, кВт; N - мощность станка, используемого для у-й операции при изготовлении инновационных деталей, кВт; к - количество наименований инструмента и технологической оснастки, используемых при производстве базовых деталей, шт.;

- цена инструмента /-го вида, используемого при производстве базовых деталей, руб.; Нр.бд - норма расхода инструмента /-го вида, используемого при производстве базовых деталей, долей единицы; I - количество наименований инструмента и технологической оснастки, используемых при производстве инновационных деталей, шт.; Цбд/- - цена инструментау-го вида, используемого при производстве инновационных деталей, руб.; Нрид/ - норма расхода инструмента у-го вида, используемого при производстве инновационных деталей, долей единицы; Зотпсшр - затраты на оплату труда рабочих-сдельщиков при производстве годового объема инновационных деталей, руб./год; /ниокр.ид - инвестиции в научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки инновационной детали, руб.; /Секвд - средняя величина оборотных

средств, необходимая для производства одной инновационной детали, руб./ед.; /Сек бд - средняя величина оборотных средств, необходимая для производства одной базовой детали, руб./ед.; г -норма доходности, % [2].

Следует отметить, что данную формулу, безусловно, можно применять для оценки экономической эффективности внедрения отдельной инновационной детали. Однако при расчете экономической эффективности внедрения инновационной сборочной единицы необходимо дополнительно учитывать следующие моменты:

- применение инновационных деталей может привести к изменению трудоемкости их сборки;

- сборка сборочной единицы при наличии инновационных деталей может обусловить необходимость привлечения сборщиков более высокой квалификации, что, в свою очередь, скажется на росте затрат на оплату труда;

- сборка сборочной единицы при наличии инновационных деталей может потребовать нового оборудования, приспособлений и т. п., что приведет к росту инвестиций;

- инновационные детали в своей совокупности могут обусловить более высокое качество сборочной единицы, что, в свою очередь, может привести к сокращению убытков от исправления бракованной продукции;

- инновационные детали в своей совокупности могут обусловить более высокие потребительские свойства сборочной единицы (мощность, частота вращения шпинделя и т. п.), в т. ч. дизайн, что, в свою очередь, может привести к возможности установления более высоких цен на продукцию;

- инновационность сборочной единицы может быть обусловлена наличием внедренных компьютерных систем, что, в свою очередь, может привести к росту затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), затрат, связанных с внедрением компьютерных систем в сборочную единицу, включая стоимость программного обеспечения;

- инновационных деталей в сборочной единице может быть несколько;

- инновационные детали, используемые для сборки сборочных единиц, не являются отдельным товаром, в связи с чем при расчете экономического эффекта от внедрения в производство инновационной детали не может быть учтен эффект роста цен на инновационные детали;

- в формуле (1) представлен показатель - Зотповр который, согласно формулировке И.В. Никитина, представляет «затраты на оплату труда рабочих-сдельщиков при производстве годового объема инновационных деталей, руб./год». На наш взгляд, здесь идет речь не о заработной плате рабочих-сдельщиков, т. к. она была учтена в формуле ранее, а об оплате труда повременщиков. Кроме того, речь следует вести не о самой величине данных затрат при производстве годового объема инновационных деталей, а об их изменении. Таким образом, более правильно использовать показатель ДЗоТпоВр - «изменение годовых затрат на оплату труда ра-бочих-повременщиков при переходе на выпуск инновационных деталей, руб.».

Таблица 1

Классификация инновационных сборочных единиц

Наименование Характеристика

Инновационная сборочная единица класса А В состав сборочной единицы, предназначенной для выполнения традиционных эксплуатационных функций, включены инновационные детали, которые определяют более низкую себестоимость ее изготовления, более высокую полезность, лучшие дизайн, качество и т. д., которые в своей совокупности повышают конкурентоспособность изделия

Инновационная сборочная единица класса В Инновационная сборочная единица для выполнения традиционных эксплуатационных функций состоит из уникальной совокупности деталей, каждая из которых в отдельности не является инновационной, однако обеспечивает совокупность конкурентных преимуществ изделия (в себестоимости изготовления, качестве, технических характеристиках, дизайне и т. д.)

Инновационная сборочная единица класса С Принципиально новое изделие, предназначенное для обеспечения удовлетворения новых потребностей населения и бизнеса

Кроме того, в условиях исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц более целесообразно выявлять общее изменение годовых затрат на оплату труда рабочих-повременщиков при переходе на их выпуск. Таким образом, в процессе данных исследований необходимо выявить показатель АЗо'ТпоВр - «общее изменение годовых затрат на оплату труда рабочих-повременщиков при переходе на выпуск инновационных сборочных единиц, руб.».

Разберем данные моменты более подробно.

В случае когда применение инновационных деталей приводит к изменению трудоемкости сборки сборочных единиц, необходимо учитывать то, что может произойти изменение годовых затрат на оплату труда и выплат по обязательным страховым взносам. Данную величину следует определять по формуле:

ЧТСсб м Л п * ЧТСсб _

ин.се

Эсб (1 ^ ^ОСв) * Фб.се * ^б.се * бо ^ ^ОСв) * Фин.се * ^

__ (л і /, Л ЧТСсб*№б.се*£б.се-Син,е*£ин.се)

- Iі + «ОСВ^ 7^ , (2)

где Qб.се - прогнозируемый годовой объем производства базовых сборочных единиц, ед.; @ин.се - прогнозируемый годовой объем производства базовых инновационных единиц, ед.; ^б.се - трудоемкость сборки базовой сборочной единицы, мин.; £инсе - трудоемкость сборки инновационной сборочной единицы, мин.; ЧТСсб - часовая тарифная ставка рабочих-сбор-щиков, руб.

В случае если сборка сборочной единицы при наличии инновационных деталей приводит к необходимости привлечения сборщиков более высокой квалификации с более высоким уровнем оплаты труда, то формула (2) должна быть преобразована в следующую:

гл _____1 1 л дб.се*£б.се*ЧТСб.сб-д ин.се*^ин.се

*ЧТСин.сб

Эсб - I1 + к0СВ)-----------------------------------------------------------------------------~0-, (3)

где ЧТСб.сб - часовая тарифная ставка рабочих-сборщиков для базовых сборочных единиц, руб.; ЧТСин.сб - часовая тарифная ставка рабочих-сборщиков для инновационных сборочных единиц, руб.

Производственную ситуацию, когда сборка сборочной единицы при наличии инновационных деталей может потребовать нового оборудования, приспособлений и т. п., необходимо учитывать в формуле (1) включением в нее величины соответствующих инвестиций /об.

Ситуация, когда инновационные детали в своей совокупности обеспечивают более высокое качество сборочной единицы, необходимо учитывать по следующей формуле:

Эк = Збр - зин , (4)

где Збр - прогнозируемые годовые затраты на исправление бракованных сборочных единиц базового вида, руб.; Зибрн - прогнозируемые годовые затраты на исправление бракованных сборочных единиц инновационного вида, руб.

Величина прогнозируемых годовых затрат на исправление бракованных сборочных единиц

б

базового вида (Збр) должна определяться на основании данных о годовых затратах на исправление бракованной продукции прошлых периодов, темпов изменения объемов производства сборочных единиц, величины инфляции и т. п.

Определение значения прогнозируемых годовых затрат на исправление бракованных сборочных единиц инновационного вида (З^) необходимо, на наш взгляд, осуществлять на основании экспертной оценки специалистов с учетом данных о причинах брака базовых сборочных единиц, а также с учетом того, насколько инновационные сборочные единицы устраняют причины брака.

Как было отмечено ранее, инновационные детали в своей совокупности могут обусловить более высокие потребительские свойства сборочной единицы (мощность, частота вращения шпинделя и т. п.), в т. ч. дизайн, что, в свою очередь, приведет к возможности установления более высоких цен на продукцию. В этом случае эффект роста цен на инновационные детали необходимо учитывать по аналогии с формулой (1):

Эц = Фин.се * Цин.се _ Фб.се * Цб.се, (5)

где Qин.се - прогнозируемый годовой объем производства инновационных сборочных единиц, ед./год; Цинсе - прогнозируемая цена инновационной сборочной единицы (без НДС), руб./ед.; Qб.сe - прогнозируемый годовой объем производства базовых сборочных единиц, ед./год; Цб се -прогнозируемая цена базовой сборочной единицы (без НДС), руб./ед.

Как было отмечено ранее, инновационность сборочной единицы может быть обусловлена наличием внедренных компьютерных систем. Само по себе наличие подобных систем является одним из основных признаков инновационной сборочной единицы. В современном мире становятся обычными явлениями тормозная система автомобиля с системой АВБ, электронные градусники, интерактивные доски и т. п. Безусловно, разработка и совершенствование подобных систем требует затрат на НИОКР, затрат, связанных с внедрением компьютерных систем в сборочную единицу, включая стоимость программного обеспечения. Таким образом, затраты, связанные с внедрением компьютерных систем, делятся на капитальные и текущие.

К капитальным затратам в этом случае следует отнести затраты на НИОКР (/ниокр.кс), затраты на разработку программного обеспечения или на покупку разрешительных документов на его использование (/по). К текущим затратам следует отнести затраты на покупку материалов,

на оплату труда, на энергию и т. п., связанные с внедрением в сборочную единицу компьютер-

ин

ных систем (Зтек.кс ).

В случае если в сборочной единице базового вида присутствовали компьютерные системы предыдущего поколения, необходимо учитывать изменение текущих затрат в связи с внедрением систем нового поколения. Это необходимо осуществлять по следующей формуле:

Э _ зб _ зНИ (6)

Этек.кс зтек.кс. зтек.кс., (6)

где Зтек.кс. - текущие затраты, связанные с внедрением в сборочную единицу компьютерных систем предыдущего поколения, руб.

Следует отметить, что внедрение компьютерных систем, безусловно, приведет к росту затрат предприятия, однако данное увеличение должно компенсироваться эффектом роста цен на инновационную продукцию.

Кроме того, ранее было отмечено, что инновационных деталей в сборочной единице может быть несколько, а также то обстоятельство, что инновационные детали, используемые для сборки сборочных единиц, не являются отдельным товаром, в связи с чем при расчете экономического эффекта от внедрения в производство инновационной детали не может быть учтен эффект роста цен на последние. Учитывая это, а также все предыдущие выкладки, получаем формулу по оценке экономического эффекта от внедрения в производство инновационных сборочных единиц класса А:

эин.се ,7 ^ ^ і зб зин * Ц /") * Ц 36 зин

Эг \/об -*ниокр.ксу * ЮО Зтек.кс. — Зтек.кс. ' хин.се * Цин.се хб.се * Цб.се Збр— Збр

Зб.се*£б.се*чтсб.сб Фин.се*£ин.се *ЧТСин.сб . 60

-С1 + косв) * ДЗОТгП'Овр + (1 + &осв)5

Qбд *1Гг,бд *чтсбд -Qид *!?гид *чтсид +25=11^бд, * 30Д - QИRv * зм% + +(1 + ^ОСВ) *(1 + Р)* * ‘ ^‘ ;0 ” ] ]” ]” +

+ Ц # д Ц # Н Ц #

^кВт 60 ^бд^ £.1 Чин; П ^ид^ 2^ Чин;

V р.НИ.,-

Нр.ин^ _ (Лшокр.ид,, + Qaд„ * ^обс.ил,, — @бд„ * ^обс.бд,, ) * і (7)

. -(і +п */еД _л, */еД —1

р.ин.у^ ^ниокр.ид^ ~ Уид^ обс.ид^ ^бд^, іобс.бд^ 100 Ь

где V - количество инновационных деталей в сборочной единице класса А, шт.

Таким образом, экономический эффект от внедрения инновационных сборочных единиц класса А складывается в т. ч. из экономических эффектов, связанных с внедрением инновационных деталей.

Экономическая эффективность внедрения инновационных сборочных единиц класса А может быть оценена исходя из показателя отдачи инвестиций по формуле:

РІ =

1 -*ин.се

_(^об + Ашокр.кс) * ^ + Зтек.кс. _ Зтек.кс. + Цин.се * Цин.се _ Qб.се * Цб.се + Збр _ Збр "

а. т_ \ . а зин.се і Ґ л і т_ Л , ^б.се*^б.се*ЧТСб.сб—^ин.се*^ин.се*ЧТСин.сб і І П . збд

+ ^ОСВ; * ^ЗОТповр + ^ + ^ОСВ^ *----------------------------------^--------------------г Ьу=1 І^бд^ * Зм у~

Qидv * ^ + С1 + ^ОСВ) *0- + Р) * —--------------2-------60 ’---- + ЦкВт *

*ц #н г #н _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 ^бд^ Мин; А/^ин; п

У р-ин-(^ ]у р-ин.у^

(^ниокр.ид^ + Q'ядv * ^обс.ид^, Фбд^, * ^обс.бд^,) * 100^ / [^°б ^ Ашокр.кс + 2г>=1 (^ниокр.ид^ + Q'ядv *

^бс.ид^^бд^ *^бс.бд^)]. (8)

С помощью формулы (8) могут быть также разработаны формулы для оценки таких показателей экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц класса А, как ЫРУ, 1КЯ, дисконтированный период окупаемости и т. п. Кроме того, данная формула может послужить основой для разработки данных показателей для инновационных сборочных единиц классов В и С.

1. Никитин И.В. Методические аспекты исследования экономической эффективности внедрения инновационных изделий для промышленных предприятий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1. С. 107-110.

2. Никитин И.В. Совершенствование инструментария исследования экономической эффективности внедрения инновационных изделий: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2012.

3. Никитин И.В., Пахомов М.А. К оценке экономической эффективности проектов перехода на выпуск инновационных деталей-товаров // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2. С. 84-86.

Поступила в редакцию 11.12.2012 г.

UDC 33.338.45.01

METHODOLOGY OF RESEARCH OF ECONOMIC EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE FRAME-CLAMPING UNITS

Maksim Aleksandrovich PAKHOMOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Management and Entrepreneurship Department, e-mail: pahomov2006@yandex.ru

Aleksey Vladimirovich BOKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Political Economics and World Global Economy Department, e-mail: elsov@lipetsk.ru

The approach to research of economic efficiency of introduction of innovative frame-clamping units is presented. The formula of estimation of economic efficiency of introduction of innovative frame-clamping units of class A from the index of return of investments is offered.

Key words: investments; innovations; innovative frame-clamping units; economic effect; efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.