СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образователь-
ный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
THE TECHNIQUE OF THE USAGE OF HISTORICAL AND CHEMICAL EXPERIMENT AS MEANS OF FORMATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF PUPILS
И. В. Галкин
В статье рассмотрена методика использования историко-химического эксперимента (ИХЭ) в процессе обучения. Рассмотрены причины выбора ИХЭ как средства формирования познавательной деятельности учащихся при изучении химии, этапы формирования самостоятельности учащихся при использовании ИХЭ. Описаны методические подходы к использованию ИХЭ с целью формирования познавательных интереса и активности, представленные в образовательно-методическом компоненте модели.
I. V. Galkin
In the article the technique of the usage of historical and chemical experiment (HСE) in the course of training is considered. The reasons of the choice of HСE as a means of formation of an informative activity of pupils when studying chemistry are studied. Stages of formation of independence of pupils when using HСE are stated. Methodical approaches to HСE usage for the purpose of formation of an informative interest and activity, the models presented in an educational and methodical component are described.
Ключевые слова: историко-химический эксперимент; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии; решение задач обучения, воспитания и развития.
Keywords: historical and chemical experiment; activi-zation of an informative activity of pupils at chemistry lessons; the solution of problems of training, education and development.
В образовательном процессе проявление познавательной активности учащихся трудно допустить, используя традиционную логико-психологическую модель усвоения и воспроизведения знаний: восприятие, осмысление, осознание и применение результатов. Проявление же познавательной активности, в достаточной для наблюдения степени, будет осуществляться через деятельность, направленную на удовлетворение возникающих потребностей. В учебном процессе учитель ставит перед учащимися определенные цели, на достижение которых требуется достаточно большое количество времени, и достижимы они будут в том случае, если будут приняты, осознаны учащимися и соотнесены с их внутренними установками. Для создания такой ситуации в процессе обучения химии использовалось много методов и средств, но никогда не применялся историко-химический эксперимент (ИХЭ).
ИХЭ как средство обучения необходимо использовать с самого начала изучения химии, так как именно в этот период нужно прививать у учащихся интерес к ее
изучению. Посредством ИХЭ представления учащихся формируются в убеждения.
Уровень самостоятельности в подготовке и проведении ИХЭ изменяется по мере изучения предмета и приобретения умений практической деятельности учащимися. Развитие уровня самостоятельности осуществляется поэтапно по следующим путям:
I путь - проведение ИХЭ осуществляет сам учитель, а материал преподнесен в конспектах, по средством которых учитель проводит беседу с учащимися.
II путь - учащиеся проводят ИХЭ совместно с учителем.
III путь - основная роль в проведении ИХЭ ложится на учащегося, учитель является лишь помощником.
IV путь - ИХЭ проводят полностью учащиеся, а учитель лишь наблюдает.
В каждом из путей процент участия учителя и учащихся в проведении ИХЭ можно отобразить в виде схемы (рис. 1).
В процессе исследования мы выделили несколько методических подходов к использованию ИХЭ с целью
II путь
учитель 60% ученик 40%
III путь
учитель 40% ученик 60%
IV путь
учитель 0% ученик 100%
Рис. 1. Процент участия учителя и учащихся в проведении ИХЭ
формирования познавательного интереса и познавательной активности, представленных в образовательно-методическом компоненте модели (рис. 2) и описанных ниже:
1. Мини-проекты с последующим обсуждением.
2. Структурно-логические схемы.
3. Конспект.
4. Проблемные задания.
Примером реализации ИХЭ в форме мини-проекта с последующим обсуждением может служить урок при изучении темы «Закон постоянства состава веществ». Учи-
тель делит класс на две команды, одна - сторонники Жо-зефа Луи Пруста, другая - сторонники Клода Луи Бертол-ле. Каждая команда собирает материал, который может служить подтверждением выдвинутых предположений каждого из ученых, а также проводит соответствующие историко-химические эксперименты, являющиеся наглядным подтверждением положений сторон. В конце урока подводят итоги исследования и приходят к единому выводу, сочетающему положения обеих сторон, что выраженному в «Законе постоянства состава веществ молекулярного строения».
Рис. 2. Модель использования ИХЭ для формирования познавательной активности учащихся
Наглядным средством реализации ИХЭ может служить структурно-логическая схема, которая заполняется учащимися после изучения темы урока и проведения ИХЭ. Использование структурно-логической схемы способствует:
• активизации обучения, что придает ему исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности;
• систематизации содержания урока самими учащимися, для более качественного усвоения материала.
Примером реализации ИХЭ посредством структурно-логических схем может служить урок при изучении темы «Водород. Кислоты. Соли». По итогам пройденного материала урока, учащимся необходимо заполнить таблицу.
Таблица
Структурно-логическая схема по теме «Водород. Кислоты. Соли»
Тема урока
Основные характеристики водорода в периодической системе
Физические свойства водорода
Химические свойства водорода
Получение водорода
Применение кислорода
Название историко-химического опыта
Авторы историко-химического опыта
Значение опыта в истории химии
Рисунок установки для получения кислорода, название его частей
Визуальное описание опыта
Уравнение химической реакции
Субъективная новизна (впечатления)
Основные выводы
Реализация ИХЭ через конспекты проходит в несколько этапов. На первом этапе учитель подготавливается к проведению урока, для этого ему необходимо отобрать содержание материала в соответствии с поставленными учителем задачами. Ему необходимо рассмотреть как материал школьного учебника химии, так и историко-химический материал. Отобранное содержание урока учитель оформляет в виде конспектов урока. Для того чтобы подготовить конспект, учителю необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
• конспект урока должен в полной мере отражать основное содержание изучаемой темы, описанное в школьном учебнике химии;
• конспект урока должен содержать, как вариативную часть, историко-химический материал;
• конспект урока должен содержать описание ИХЭ, если его проведение предусмотрено при изучении темы урока.
Конспект урока должен содержать проблемную ситуацию, над решением которой учащимся необходимо раз-
мышлять. В конспекте учителю не нужно предоставлять рисунок установки для проведения ИХЭ, так как при его отсутствии создается проблемная ситуация, решение которой потребует составления собственного для каждого учащегося рисунка установки из составных частей, приведенных в конспекте, что будет способствовать формированию образного мышления и развитию конструкторского умения.
Второй этап может быть реализован несколькими возможными путями, в зависимости от задач урока, которые ставит учитель.
Конспект, который подготовил учитель, раздается нескольким учащимся для изучения в том случае, если каждый из них будет освещать отдельные вопросы темы на уроке, - это первый вариант использования конспекта урока. Второй вариант: конспект раздается всем учащимся, что возможно, когда на уроке необходимо будет решить проблемную задачу или когда весь урок посвящен проведению цикла взаимосвязанных ИХЭ. Вследствие большой загруженности учащихся домашними заданиями этот вариант используется крайне редко, однако он дает хороший результат, особенно в начале изучения химии.
Подготовленный в виде конспектов учителем материал раздается учащимся в конце предыдущего урока. Дома учащиеся могут ознакомиться с материалом конспекта, отобразить основное его содержание в своих рабочих тетрадях, а также выполнить некоторые задания по материалу конспекта. Таким образом, первичное ознакомление учащихся с материалом следующего урока происходит еще дома.
Постоянное вовлечение учащихся в обсуждение, привлечение их к проведению историко-химических опытов формирует устойчивую познавательную деятельность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М.: Амфора, 2002. 288 с.
2. Диогенов Г. Г. История открытия химических элементов. М.: Учпедгиз, 1960.
3. Левченков С. И. Краткий очерк истории химии. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 112 с.
4. Монолов К. Великие химии: в 2 т. 3-е изд., испр., доп. М.: Мир, 1985. 465 с.
5. Соловьев Ю. И. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в. Пособие для учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 368 с.
6. Трифонов Д. Н, Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. М.: Просвещение, 1980. 224 с.