Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕДИАДИСКУРСА'

МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕДИАДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕДИАДИСКУРСА»

тшьъь <иппьвзт-ъзиъ

ЫqnLйЫр| шфрпйр гпдЫйт, ршйши^ршЦшй qf^LnnL|ЭJnLййbpf^pЫ|йшдnL

иь^ьизьеивьпь иьчъириъпьвзиъ иьвпаириъпьезпки

<nrl[ш6nLй Jййшр|[nL й Ый йЫфштЫ^итЫр/! рйЦицйшйй nL йЫЦйшршййшйр [ЫршрЫрпг ЁйфрйЫр: ^ршйрpйpЫрgnr^|^ йa|штш|шJ|й ¿шйшгпгшЦшй qnрдnLйЫnL-ишй ипЫишЦйЫр Ый й!ш1[шд [тцЦшдшдр! 1пгй!д шртшЦш и йЫршЦш ЦЫрщпЦ йЫрШшдЦшб иЫrЫ|шLn[nLpJшй|йшитш[nрйшйp: Ц}и qnрдpйpшgnLй шйИрш<^»2т ^ nLйЫйш[ ИшишршЦшЦшй и шйИштшЦшй ИшгпргшЦдйшй nL с^трд! шрq.JnLйJnLй |nLLnш|[шд, Ыqlш|шй nL шртш[Ыql[ш|шй qnрдnййЫрp йЫршапг •¡ипЫ[1£, щЫипр ^ !шрпгшйш[ [Ыр ИшйЫ[ h|2nrnLpJшй йЫр шпЦш тЫrЫ|nLJpp' шлщ^пЦ бршдрш-ЦпрЫ[пЦ nL [ЫршИиЦЫпЦ йЫЦйшршййшй ЫйршЦш [unиnLJp| (r|и|nLри) ИштЦшдр:

<|ййшршгсЬр. йЫr||Шr||и|nLрU, йЫфшипЫ^ипЫр, ËnиnLJp| (í||и|nLри) ЦЫр[nL-ÍnLpJnLй, йЫí|Шí||и|nLри| йЫ|йшршйnLpJnLй, тЫ^т! рйЦш-¿тй

иЕ1_: У8, У9, г00

Йшйш^пгш|шй ^[шршйт.ит.йр Ёпипщй т.ит.ййши^Ы^и шгсшйЙ-йшдйтй t •|тЬ[^| щшИщшййшй, [ЫрИшййшй и фпЁшйдйшй Ёйг|рйЫр, прп^ |шщ[шб Ый т^итшитЫгбйшй и рй|ш[йшй ИЫт: ^шйшйш|ш||д тЬип1ип|МЬр| Ишйшбш]й' рй|ш[п1йй ш[Ы[|й ¿, Jшй ипи| йbq Ишит тшр-рЫр тЫиш|| тЫгЬ|шт[п1ишй hш[шJшqрпLйp: Ьрш|шйтй |ш итЫгбш-•прбш|шй ршр| и ршqйш2bрт qпрбpйpшg ¿, прй тй| йщштш|шJ|й рйпщ, ШJи|йJй пщ^шб t й| 2шрJ Ёй||рйЫр| ¿тбйшйр: О^ш^йр йЫрш-гстй t ЬритлйЬр| и qпрбpйpшgйbр| ^й 2р2ш&ш1, йЫрш^ш^ йшргп ИЫт |штшр[шб| щшрq •|тш|дтйр, |й£щЫи йши иbйипршJ|й и qqшJш|шй фпрЙ| рйгИшйршдтйр 2р2ш1ш Ш2ЁшрЬ| шртшдп[йшйр1: П1ип1ййши|рт-

1 ЭЫ и Кубрякова Е.С., Демьянков В.3., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г., Краткий словарь когнитивных терминов /под общей ред. Е.С. Кубряковой/. М., МГУ, 1996:

pjrnù pùprngùnLÛ hrn2ÎÇ bù ш^Цшй rnjù^ÇuÇ qnpônùùbp, Çù^ÇuÇp bù pù-йmшrçpnLpJnLÙp, шùhшmÇ шïmÇ4nLpJnLÙp, rçprçшщшm¿ШRÙbpp, pù-^[^ù hшйшmbùump L шJ[ù:

ÊnuùÇ pù^[mûp, ^рш шйbù ÙÇ ÔLp uïqpnLùpnpbù bùpшpïЦnLй bù ù2^ô pn[np pùrçh^ùmp opÇùш¿шфnLpJnLÙùbpÇù2: Dum mЦJШ[ mbunLpJШù, ËnupÇ pù^[^ù hÇûpnLÙ ШJù qnpôpùpшgùbpù bù, npnùp qnùb йшuшйp rçbp nLùbù Ënu^umbrçô^ù qnpônLÙ3: Uj[ |bp^ шuшô, nLù|ùrçÇpp hbùg u|qpÇg u|unLÙ t bùpш^pnLpJnLÙùbp шùb[ шq^шù2шùç ЦbpшpbpJШ[: <Çùù4b[n4 ШJu bùpшrçpnLpJШù Цpш, ùш umb^ônLÙ t ùbppÇù шqrçшÙ2ШÙ, npp t b|n^Ç hbm: U^çÇù фnpôp 4шpnrç t L uËш[ [Çùb[. ШJu rçb^pnLÙ nL^nLÙ t ÏшmшpЦnLй, npù oqmшqnpôЦnLй t hbmшqш bùpшrçpnLpJnLÙùbpÇ й2ШÏйшù hшйшp: Uju qnpôpùpшgp mLnLÙ t ШJÙÙШÙ dшйшùш4, ùÇù^L nLù|ùrçÇpp |ш-mшpnLй t pùmpnLpJnLù, npù шршЦ»[ hшйшщшmшuËшù t ÇpшrçpnL-

PJШùp4:

^çnprç ^nL[nLÛ ÇpшïшùшgЦnLй t umшgЦшô mb^bïшmЦnLpJШù й2Ш-|nLÙ, йbïùшpшùnLй L pùïш[nLй: àpn2 [bqЦшpшùùbp uшhйшùшqшmnLй bù lÙblïCiLupLuCiriLiÙL qCiIïlu[i7^JqÇmшpшRbpp, ù2b[ni, np pù^[nLÛp unu| ^ùnù-ùbp t шщшЬтЦтй йbïùшpшùйшù h^^p5: ÂbpLu, йbïùшpшùйшù L pù^[-^ù ШJUщÇuÇ ùnmbg^ù rçb^pnLÙ Ënupp ЦbpшpbpnLй t ibpçÇùùbpÇu Ь|ш-pшpbpш4gnLpJШùp, np^bu qnpôpùpшgÇ L ^ш шpп.JnLÙùÇ6:

Ub4ùшpшùnLйp pш^4шgшô t bpbp фnL[Çg: U^çÇùù pù^[^ù qnpô-pùpшgù t, npÇ ùÇçngni mb^Ç t nLùbùnLÙ nLù|ùrçp4nrç |шй pùpbpginrç mbrçb-4шmЦnLpJШù шщш4nrçш4npnLй: bplpnprç фш[шй ïшmшp4nLй t 2шpшhJnL-uшïшù 4bp[nLÔnLpJnLù, npÇ dшйшùшï mb^b4шm4nLpJШù pшRbpp Фп^ш-|bp^4nLÙ bù pшRÇйшumùbpÇ hbm hшйшmbrçb[Ç йmш4np ùbpïшJшgйшù: bppnprç фш[шй pùrçnLùnrçù шprçbù ïÇpшRnLй t ùшËшrçшunLpJШù Ç^umÇ йmш4np ùbp4шJшgnLйp: Uju bpbp фnL[bpp ^pnrç bù |ш'й ùÇ^ùg h^çnp-rçb[, |ш'й 2bpmш^p4b[7:

0b4ùшpшùnLйp, np^bu ùщшmшïшJÇù ¿шùш¿nrçшïшù qnpônLùbnLpjnLù, йbïùшpшùnrçÇ Ш2ËшphnLй ùbprçш2ÙшïnLpJnLÙ t шщшЬтЦтй : Uju pùpшg-ùnLÙ ШUnLJPp, npp ^pÔb[ t йb4ùшpшùйшù ШRШp|Ш, bùpшp4ЦnLй t Ënu-^jÇù Цbpш4шRnLgйшù, ШJ[ |bp^ шuшô, [unrçp фnpÔnLй t Цbpш4шùqùb[ Ënuùшumb^ôйшù qnpôpùpшgp, npÇ dшйшùш4 oqmшqnpôЦnLй bù mшppbp ш^pJnLpùbpÇg шpmшй^Цn^ mЦJШ[ùbp: dшйшùш4ш4Çg hnqbpшùnLpJШù ^pnLjpùbpÇ hшйшÔШJÙ, шpmшùÇù Ш2ËшphÇg mb^b4шmЦnLpJШù umшgnLйp bp4шp ¿шùшщшph t шùgùnLй, npp, qqшJш4шù opqшùùbpÇ ш4mÇЦ qnp-ônLÙbnLpJШù hbm Ùb|mb^, ùbpqpшЦnLй t ^prçnL ш4mÇЦ qnpônLùbnLpjnLùp, ùшËnp^ фnpôp, ùшL [bqiÇ 4ÇpшRnLйp, ШJ^щÇunЦ щшhщшùb[nЦ ubpnLù^-

2 Sb'u Леонтьев А.А., Основы психолингвистики. М., "Смысл". Академия, 2005: Залевская А.А., Введение в психолингвистику. М., РГГУ, 2000:

3 Sb'u Леонтьев А.А., ù2Î. Ш2Ё., t2 70:

4 Sb'u Kintsch W., The Role of knowledge in discourse comprehension and production // Psychological Review, 1988, N 95, tç 163-182:

5 Sb'u Щирова И.А., Тураева З.Я., Тексты и интерпретация: взгляды, концепции, школы. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2005, tç 75:

6 Sb'u Нишанов В.К., Коммуникативная и когнитивная природа понимания. М.: ИНИОН, 1989:

7 Sb'u Андерсон Д.Р., Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002:

8 Sb'u Демьянков В.З., Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики. М.: МГУ, 1997:

ùbpÇ фnpôp L pnLj[ mш[nЦ rçmpu •ш[ шùùÇçшïшù mb^b4шmЦnLpJШù uшh-ùшùùbpÇg9: Uju^bu' pùpbpg^ô mbpumÇ mbrçb^minLpjnLÙp ¿Ç ^pnrç Ùb|-ùшpшùЦb[ unu| [bqiÇ ^uÇù qÇmb[ÇpÇ oqùnLpJШùp: Uj[ |bp^ шuшô, pù^-[nLÙp ùbpùÇù pшprç mшpшônLpJШù Ùbç ïnrçÙùnpn24b[nL ^pnrçnLpjnLÙù t10: Uùhpшdb2m t ùшL nLÙbùш[ qÇmb[Çp шunLJpùbpÇ L hшuшpшïшïшù Ь^ш-mbpumÇ ЦbpшpbpJШ[, ôpшqpшЦnpb[ nL Цbpшhu4b[ ËnunLjpp, Ïшpnrçшùш[ Îbp hшùb[ hÇ2n^nLpJШù Ùbç шга|ш mbrçb|nLjpp L ШJ[ù:

Dù^[nLÙp pшprç йmшЦnp qnpôpùpшg t, npp rçÇmшpï4nLÙ t np^bu qÇ-mш4gnLpJШù Ùbç umbrçôinrç ÇpшrçpnLpJШù ^RnLg^ôpÇ h^çnp^^ù Фп-фnËnLpJnLÙ L ÇpшrçpшJÇù йmшôш4шù |bùmpnùÇ' ÙÇ mшppÇg rçb^Ç ÙjnLup mbrçшфnËûшù qnpôn^nLpjnLÙ11: Uju шùbùÇ шpп.JnLÙùnLÙ ШRШçшùnLÙ bù pù-Ïш[ùшù qnpôpùpшgÇ mшppbp rçpuLnpnLÙùbp' mbpumÇ ÇùшumÇ фnËшïbp-i^nLÙ ùb| ШJ[ шùpшqpЦшô ÔLÇ (2PÇШunLpJnLÙ, ШJ[ pшRbpnЦ mbpumÇ Цbpшp-mшrçpnLÙ, mbpumÇ pшpqùшùnLpJnLÙ, ÇùшumшJÇù ËmшgnLÙ, npÇ шpmшhшJ-mnLpjnLÙùbpÇg bù ubrçùшqpbpp, Rbфbpшmùbpp, hÇùùшpшRbpÇ 2шpùp, ÙÇ ^nupni' ШJÙ шùbùp, Çù^p ^pnrç t шpmшhшJmЦшô [Çùb[ ШJ[ |bp^)12:

0b4ùшpшùùшù hшpgnLÙ, Çù^bu шprçbù ù2»[ bùp, шÙ2nL2m, Ùbô rçbp nLÙbù ùb4ùшpшùn^Ç qÇmш4gnLpJШù шùhшmшïшù ШRШùàùшhшmïnLpJnLÙ-ùbpp, ùшL ШJÙ, pb Çù^bu t ùш nLunLÙC^uÇpnLÙ mbpump, Çù£ t ùpшù hb-mшùPùpnLÙ: SbpumÇ pùïш[ùшù qnpôpùpшgp pшqùшhшJbgшïшpqшJÇù t. ^ш Ënp^jÇù Ш2Ëшphù pùpbpgnrçp ^pnrç t ÇùшumшЦnpb[ mшppbp |bp^' |шЁЦш0 ШJÙ pшùÇg, pb Çù£ t gшùïшùnLÙ mbuùb[, ùщшmшïшJÇù Çù£ rçÇppÇg

13

t nLunLÙùшuÇpnLpJnLÙp ïшmшpnLÙ : Ош, Çh^p|b, ¿Ç Ù2ШÙшïnLÙ, np npLt ùb4ùшpшùnLÙ ¿Ç2m t ^Ù hшùшщшmшuËшùnLÙ t ÇpшïшùnLpJШùp: Sшppbp |bp^ ùb4ùшpшùb[nЦ mbpump' Ùbùp ¿bùp ^ranLgnLÙ mшppbp Ш2Ëшphùbp. щшpqшщbu mшppbp |bp^ ^rcnLgnLÙ bùp ÙÇLùnLjù Ш2Ëшphp: Ujrç Ш2Ëшp-hp Ùbùù ^pnrç bùù mbuùb[ mшppbp rçÇmшùÏJnLÙùbpÇg, humшïnLpJШù mmp-pbp шumÇ¿шùùbpnЦ, ^pnrç bùp mbuùb[ ^ш ÙÇ h^m^ôp' шùpnrççÇ Фп-Ë^pbù14:

àpn2 mbuшpшùùbp bùpшrçpnLÙ bù, np ùшprçnL mrçbrçÇ ^RnLg^ôpÇ ШRШùÔùшhшm4nLpJnLÙùbpnЦ bù щшJÙшùшЦnpЦшô ùpш ùmшЦnp ^rcnLjg-ùbpÇ mшppbpnLpJnLÙùbpp15: UJÙnLШÙbùшJÙÇЦ, nLÙbùш[nЦ pùrçh^ùmp qÇmb[Ç-^jÇù ^rcnLjgùbp, npnùù ¿^4np4b[ bù hшuшpшïшïшù nL шùhшmшïшù hшrçnprçш4gùшù L фnpÔÇ шp^JnLÙùnLÙ, ùшprçÇï ^pn^ùnLÙ bù ùÇÙJШùg hшu4шùш[:

Dù4ш[ùшù qnpôpùpшgp 4шpn^ t Çpш4шùшùш[ ùшL nL^brçnLÙ' шùhpш-db2m mb^b4шm4nLpJШù ш4mÇ4шgùшù 2ÙnphÇi, bpp pùmpn^шpшp шppùш-ùnLÙ bù mb^b4шmЦnLpJШù ШJÙ «фшpbpùbpp», npnùp hшùшщшmшuËшùnLÙ

9 Sb'u Володина М.Н., Язык массовой коммуникации - особый язык социального взаимодействия // Язык средств массовой информации /под общей редакцией М.Н. Володиной/. М., "Альма Матер", 2008:

10 Sb'u Выготский Л.С., Педагогическая психология. М., 1996.

11 Sb'u Брудный А.А., Понимание как философская и психологическая проблема // "Вопросы философии", N 10, 1975:

12 Sb'u Леонтьев А.А., Ù2Î. Ш2Ё., tç 141-142:

13 Sb'u Бахтин М.М., Проблема текста."Вопр. литературы". М., "Гослитиздат", 1976, N 10:

14 Sb'u Леонтьев А.А., Ù2Î. Ш2Ё., tç 144:

15 Sb'u Caws P., Operational, representational and explanatory models // American Anthropologist. 1974, N 76:

bù m4jrn[ Çnm^mpÔnLpjmûp, ûÇù^rçbé ûûrngjrn[p qrnùinLÛ bù n^ ш^т^Ц ф-¿ш^тй16: Ц. 0Çù^p, opÇùшï, ËnunLÙ t йшр^т nL^brçnLÙ qÇrnb[Ç£ùbpÇ gшùgÇ шRÏшJnLpJшû йши^ (knowledge net), Çù^ù шùhpшdb2mnLpJШù rçb^pnLÙ ш^-rnÇ^ùnLÛ t17: Cùrç npnLÙ, hÇ2nrçnLpJШù Ùbç шгс^ш rnbrçbïnLjpÇ hшuшùb[ÇnL-PJШÙ шpшqnLpJnLÙù nL hшЦшùшïшùnLpJnLÙp щшJйшùшЦnpЦшô bù hÇ2n^nL-

PJШÙ шïmÇЦnLpJшù шиmÇ¿шùnЦ, npp, Çp hbppÇù, npn2шpïЦnLй t' pum qnL-

18

qnprçinrç h^u^gnLJpùbpÇ lu^mÇ^g^ù ^^p^ïÇ :

LrnpnLpjnLÙùbpÇ ËnunLJpÇ pù^[^ù qnpôpùpшgù nLunLйùшuÇpb[Çu Â. ^ù ObJpp ^pLnp bqpшïшgnLpJшù t h^ùqnLÛ pn[np йbrçÇшmbùumbpÇ Ц»-pшpbpJШ[. «UbrçÇшmbùumbpÇ ^rcnLg^âpp ^pnrç t щшт2Ш^ ÔLn4 pù^[-4b[ йÇшJÙ rçb^pnLÙ, bpb ùbùù ^ш i»p[nLÔnLÙ bùù np^bu [pшqpnrçùbpÇ, mbpurnbpÇ L rçpшùg pnЦшù^шïnLpJШù urnbrçô^ù, ¿шùш¿nrçшïшù L hшuш-pшïшïшù qnpônLÙbnLpJШù, Çù^bu ùшL pùpbpgnrçùbpÇ L hbRnLumшrçÇmnrç-ùbpÇ' mbpurnbpÇ йbïùшpшùnLpJШù шprçJnLÙù, purn qшùqЦшôшJÇù ^шшЦт-PJШÙ ùÇçngùbpÇ hbm hшrçnprçшïgйшù фnpàÇ»19: Uju^bu' mùmbuшïшù Ùb-^Çш^ÇuÏnLpuÇ nLUnLйÙШUÇpnLpJnLÙp bÙpШ^pnLй t ËnunLJpÇ Îbp[nLÔnLpJnLù, ^ÙÇ np ^Ш hÙШpшЦnpnLpJnLÙ t pùÔbénLÛ nL2ШrçpnLpJnLÙp ïbùmpnùшgùb[nL n^ йÇшJù mbpurnÇ [bq^^ù h^rn^ùÇ2ÙbpÇ, ШJ[L, Çù^p h^rn^^bu ^ш-pLnp t, шpmш[bqЦшïшù ÙÇ 2шpù qnpônùùbpÇ Цpш, npnùp ùщшumnLй bù ^ш ÔLшЦnpйшùù nL Çpшqnpôйшùp:

Â. ^ù Objpù ШRШ2шpïnLй t ËnunLJpÇ 4bp[nLÔnLpJnLùp uïub[ mbpurnÇ ^rcnLg^âpÇ nLunLйùшuÇpnLpJшйp, npù шumÇ¿шùшïшpqшJÇù ïшRnLJg t: "bnpnLpJnLùùbpÇ pn^ù^ïmpjmùp pшgшhшJmЦnLй t mbpurnÇù qnLqшhbR. ÙШËLШRШ2 h^rçnprçinLÙ t шйbùшïшpLnp rnbrçbïnLpjmùp, ШJÙnLhbmL, ^ш-grngÇ^ rn^[ùbp:

UbrçÇшmbùumÇ ^rcnLg^âpÇ pшgшhшJmnLйÇg L шumÇ¿шùшïшpqйшù uïqpnLùpni pn[np pшrçшrçpÇ¿ùbpÇ 4bp[nLÔnLpjnLÙÇg hbmn Â. ^ù Objpp Ôbé-ùшйnLË t [ÇùnLÛ ^ш ÇйшumшJÇù ^rcnLg^âpÇ nLunLйùшuÇpnLpJШùp, npÇ mшppbpp mbuшpшùù шùЦшùnLй t йbrçÇшmbùumÇ ûÇïpn^RnLg^ôpùbp: Uj^ ^^p^^nLÙ 4bp[nLÔ4nLÙ bù pШRbpÇ L ÙШËШ^ШUnLpJnLÙÙbpÇ Ù2ШÙШ-ÏnLpjmùùbpp, фnËш^шpÔ ^^bpp ùшËш^шunLpJnLÙùbpÇ ùÇçL, Çù^bu ùшL Ç^urnùbpÇ n^^ù L hRbmnpшïшù ^qûmpjnLÙp: SbpurnÇ ÇйшumшJÇù ^énLg^ôpÇ nLunLйùшuÇpnLpJШù ïшpLnp ïÇqшïbmbpÇg ùbïp ^ш jÇù фnËÏшщЦшônLpJnLÙù t, npÇ hÇйùшïшù щшJйшùùbpÇg t ^ù^nLÛùbpÇ' rçpшùg Цbpшpbpn^ фшumbpÇù h^йшù ШRÏШJnLpJnLÙp (opÇùшï, dшйшùшïÇ, щшJйшùùbpÇ, щшm¿ШRÙbpÇ, hшùqшйшùùùbpÇ hшйшÔШJÙnLpJшйp):

<ШJmùÇ t, np ËnunLjpnLÙ й2mшщbu й2ШÏЦnLй bù rnb^b^nLpjnLÙùbp, npnùù umшgЦnLй bù hbùg ËnunLjpÇg, ¿шùш¿n^шïшù ùbppÇù щш2шpùbpÇg L hш^np^шïgnLйÇg: hù^^bu Ù2nLÙ t P. Qnpn^bgïÇù, pùmpnLpJШù ¿шфшùÇ2-ùbpp' pb Çù^ ^brnp t шpmшgn[ЦÇ ^шй ¿шpmшgn[ЦÇ rnbpurnnLd, ^ш^Цшб bù

16Sbu Just M.A., Carpenter P.A., A capacity theory of comprehension: Individual differences in working memory // Psychological Review, 1992, N 99, t2 122-148:

17 Sbu Kintsch W., Ù2Î. Ш2Ё., tç 163-182:

18 Sbu Anderson J.R., Cognitive Psychology and it implications. Worth Publishers, 2015:

19 Sbu Т.А. ван Дейк, Язык. Познание. Коммуникация /пер. с англ./ М., "Прогресс", 1989, t2 123:

Ёпиш^д^ Ьщштш^ЬЬр^д : 0|u^nLpu| rnbumpjrnb hbmmqnmm.pjni.&&bpni.tf ^mjdmbrn^mbnLpjrnb прп2ш^^ шит^^шЬпЦ mшpрbpnLpJnLЬ t ^рЦтй й| ^n^-

й^д' шртш^ш, djrnu ^n^fig' ЬЬрш^ш mbrb^nLpjnLbbbp! npnbp р^шй

21

bb hbbg GnLjD ^nunLjp|g : ^bp2|bbbpu, pum В. ЦшЬ Objp|, шщшЬтЦтй bb mbpurnrnd шр^ш h^u^gnLjpbbp! L ^G^nLdGbp^ «ршgш4шJnr ^шщь-pp» («missing links»): Sbpumb |йшumшJ|Ь uшрgшlbр t, np| й|шJЬ qшqшpЬ t bpLrn^ ШJu|Ь£Ь' ШJumbr шpmшhшJmЦшд ¿t шйрnr2ш4шЬ mb^b^nLjpp. йЬшgшдp, bЬpш^pЦnLй t' шp^bЬ t pbpbpgnr|b, Ь^ф шрЬЬ^Ц

Ьpш' Ш2Ëшph^ йшu|Ь nLЬbgшд Ь^йЬш^шЬ щшm4bpшgnLйЬbpp: Uju^|un4' «^u^d|» ^шй ЬЬрш^шФ ibp[nLdnLpjnLbp bppbdb шфф ^pLnp t, ршЬ ш}Ь, pb t шpmшhшJmЦшд mbpumnLd: U2Ëшph| йшu|Ь q|mbi|g|g ШJu ^^^dmpjnLbp ^pnr t unLpjb^m|i L qшrшфшpшËnuш4шЬ ^шщ шрш-2шgЬb[. hbmLшршp' mbuшЬbф t (coherent) lpшqpnr|Ь, ^pnr t щшpq ¿[|&b[ pn[np pbpbpgn^bbpfi hшйшp22: Sbpum| рЬ^ш^шЬ Ь^шшш^пЦ ^bmp t ЬbppшфшЬgbl йшшдш^шЬ h^mnL^ Ш2Ëшph, np| hшйшp pbpbpgnrp ^ш'й |p h|2n^nLpjnLb|g ^npq! npLt ршЬ ш}^ Ш2Ëшph| шгсшйбйшЬ|шт-^nLpjnLbbbpfi йшu|Ь, ^ш'й йшuшйр ^rcrngl ^ш' ËnupЬpшg|Ь qnLqшhbр:

Uju ШRnLйnЦ, В. ЦшЬ Objpb шрш2шpl|nLй t ibp[rndb[ [pшmЦшmbpum| ¿шЬш^ш^шЬ, hшuшpш4ш4шЬ, рш^шрш^шЬ L й2ш4nLpшJ|Ь hшйшmb£u-mp: ЙшЬш^ш^шЬ dnmbgnLdp Ь^йЬЦтй t ш}Ь фшum| Цpш, np mbpumbpb f^um ¿nLbbb, ршJg ^ш бLшЦnpЦnLй t ibq^^|pbbp| q|mш4gnLpJшЬ db2: Uji шuш6' h^p^ t йшuЬшmbl (spell out) bnpnLpjnLbbbpfi бLшЦnpйшЬ

pЬpшgpnLй [pшqpn^Ьbp|' mbpum| umbrдйшЬ L pbpbpgnrbbp|' ^ш рЬ^ш[-йшЬ L йmшщшhйшЬ ЙшЬш^ш^шЬ щшm4bpшgnLйЬbpЬ nL RшqйшЦшpnL-pjnLbbbpp: Uju щшpшqшJnLй шр^ш t bp^nL qnpdnb' mbpum| рпЦшЬ^ш^ш-pjnLbp' np^bu Ьbp4шJшgnLй, L hbbg |pbbp' ibq^^fipbbpb nL [pшqpn^Ьbpp, npnbp mbpumnLd Ьbp4шJшgЦшд |pш^шpбnLpJшЬ йшu|Ь JnLpop|Ьш4, шЬ-щшm4bpшgnLй nLbbb: 0шp^nL 1|2ПГШР}ШЬ db2 шр^ш ш}^ q|mb[|p-щшm4bpшgnLйp В. ЦшЬ Objpb шЬЦшЬтй t |pш^pшJ|Ь hйшumшЦnpb[nЦ mbpumnLd mb^

•тшд |pш^шpбnLpJnLЬp' dbbp ^prngrnd bbp ibp2|b|u йтшдш^шЬ ^ш^ш-щшpp, np| d|2ngni шpmшhшJmЦnLй t n^ й|шJЬ mЦJШ[ mbpum| mb^b^nL-pjnLbp, ШJlL ш}^ |pш^шpбnLpJшЬ йшu|Ь 2шт шл mb^b^nLpjnLbbbp: <шт-^шЬ2Ш^шЬ t, np ibp2|bbbpu шpmш4ш ^bp^ni Ьbp4шJшgЦшд ^bb mbpu-mnLd, ршЬ| np bЬpш^pЦnLй t' pbpbpgn^bbpb |pшqb4 bb ^pшЬ, ^шй tl lpш-qpnrip ^pшЬp 4шpLnp hшйшpbl lnLUшршЬйшЬ hшйшp: Uj^ mb^b^nLpjnLb-bbp| й| йшuЬ шрш2шЬтй t, ШJUщbu ^¿Цшд, й2ш4nLpшJ|Ь ugbЬшpЬbp|g, щшJйшЬш4шЬ q|mbi|pbbp|g, hшuшpш4ш4шЬ ^Ш2ШЙШЬПР ^pЦшq-

bbp|g:

Pшg| ш}^, hшrnp^ш4gш4шЬ hшйшmbpum|Ь шрЬ^фг йmш-

дш^шЬ JnLpшhшmnL4 4шrшщшp nLbbb (hшйшmbpumшJ|Ь 4шrшщшp), npp ЬbpшрnLй t mbrb^nLpjnLbbbp ^nunLjp| Ьщшmш4Ьbp|, ^pш hшrnp^ш4gш-

20 Sb'u Городецкий Б.Ю., Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24: Компьютерная лингвистика /пер. с англ./. М., "Прогресс", 1989, t2 5-31:

21 Sb'u Гальперин И.Р., Текст как объект лингвистического исследования. М., "Наука", 1981:

22 Sb'u T.A. van Dijk, The interdisciplinary study of news as discourse // A handbook of qualitative methodologies for mass communication research. London-New-York, 1991, t2 108-119:

QPU4UbUQbSni-»3ni-b, 4UUU4Ub40Ub 0b»n^UPUbnh»3nhb 211

^шЬ ш^тЬр| L [ишршЬ| mRmb6bmhrnrn4nLpjnLbbbp^ йши|Ь: йЬ2 ^ш^шщшрЬЬрр n^ й^Ь |pш^шpбnLрJшЬ L ^рш йшиЬш^^ЬЬр!,

ЬршЬд ^шрб|£ЬЬр| nL hшйnqйnLЬ£ЬЬp| йши|Ь ЬЬ •|тЬфрЬЬр щшрт-Ьш^тй: "UnpnLpjnLbbbpfi тЬритЬрр ^шрп^ ЬЬ прп2ш^| тршйш^рЦшбт-pjnLb (biased) шйфnфЬ[, npp, иnЦnpшpшp, pшgшmpЦnLй t lpшqpnф йтш-бш^шЬ ^Ш^ШЩШРПЦ, ^шрб^^Ц L |pш^шpбnLрJшЬ Ь^штйшйр nLЬЬgшд •ш^шфшрш^иш^шЬ JnLpшhшmnL4 4шpqшЦnpйшйp: В. ЦшЬ О^рр h^tfnq-Цшб t, np рЬрЬpgn^ЬЬp| йтшбш^шЬ ^ш^шщшрЬЬр! (|рш^шрбтр}тЬЬЬр| L |pш^pnLpJnLЬЬЬp| ЦЬpшpЬpJШ[ иnLpJЬ4m|Ц йЬ^ЬшршЬтр}тЬЬЬр, |рш-^шpбnLpJnLЬЬЬp| ^rcrngnLti nL ^ршЬд йши|Ь Ь|шишрш^ш^шЬ щшт^Ьрш-gnLйЬЬp| ФпФпё™р}™ЬЬЬр) бЬшфрйшЬ Црш шq^nLй ЬЬ n^ ШJЬ рЬ-

йшЬЬрр, прпЬ^ ш^шишрш^ шрбшрбЦтй ЬЬ йЬфшфи^тритй, ШJ[L lpшq-рп^ЬЬР! бЬш^ЬрщтйЬЬрр23:

UJищ|иnЦ, ^шрЬф Ьqpш4шgЬЬ[, np йЬфштЬритЬр! щшт2ШЙ ЦЬрбш-Ьтйр ЬЬрш^ртй t ^U^JP! ЦЬp[nLбnLрJшЬ mЬиnLрJшЬ и4qpnLЬpЬЬp| ^|рш-гстй, ршЬ| np шЬрит| йЬ4ЬшpшЬйшЬ 1"1шйшр ^pLnp ^Ьр ЬЬ ^штш-ртй n^ й^Ь ^Цш^шЬ, ШJ[L шртш^Цш^шЬ •ПР6ПЬЬЬРР' [pшqpnф L рЬрЬpgnф фр^р^тйЬЬрр, тЬиш^ЬтЬЬрр, ЬpшЬg Ьщштш^ЬЬрЬ nL |рш-qЬ4ЦшбnLрJшЬ йш^шр^ш^р:

Oqrnmqnpdimd qpm^mDnLpjmO

1. Андерсон Д.Р., Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002.

2. Бахтин М.М., Проблема текста // "Вопр. литературы". М., "Гослитиздат", 1976.

3. Брудный А.А., Понимание как философская и психологическая проблема // "Вопросы философии", N 10, 1975.

4. Володина М.Н., Язык массовой коммуникации - особый язык социального взаимодействия // Язык средств массовой информации. М., "Альма Матер", 2008.

5. Выготский Л.С., Педагогическая психология. М., 1996.

6. Гальперин И.Р., Текст как объект лингвистического исследования. М., "Наука", 1981.

7. Городецкий Б.Ю., Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24: Компьютерная лингвистика. М., "Прогресс", 1989.

8. Т.А. ван Дейк, Язык. Познание. Коммуникация /пер. с англ./. М., "Прогресс", 1989.

9. Демьянков В.З., Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики. М., МГУ, 1997.

10. Залевская А.А., Введение в психолингвистику. М., РГГУ, 2000.

11. Кубрякова Е.С., Демьянков В.3., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г., Краткий словарь когнитивных терминов /под общей ред. Е.С. Кубряко-вой /. М., МГУ, 1996.

12. Леонтьев А.А., Основы психолингвистики. М., "Смысл" / Академия, 2005.

13. Нишанов В.К., Коммуникативная и когнитивная природа понимания. М., ИНИОН, 1989.

14. Щирова И.А., Тураева З.Я., Тексты и интерпретация: взгляды, концепции, школы. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

23 ЭЬ'и T.A. van Dijk, Ь2Ц. Ш2Ё., ¿2 108-119:

15. Anderson J.R., Cognitive Psychology and it implications. Worth Publishers, 2015.

16. Caws P., Operational, representational and explanatory models // American Anthropologist, N 76, 1974.

17. T.A. van Dijk, The interdisciplinary study of news as discourse // A handbook of qualitative methodologies for mass communication research, London-New-York, 1991.

18. Just M.A., Carpenter P.A., A capacity theory of comprehension: Individual differences in working memory // Psychological Review. N 99, 1992.

19. Kintsch W., The Role of knowledge in discourse comprehension and production // Psychological Review, N 95, 1988.

QPU4UbUQbSni-»3ni-b, 4UUU4Ub4UUb 0b»n^UPUbnh»3nhb 213

ЛУСИНЕ АРУТЮНЯН

Доцент кафедры Языков АГЭУ, кандидат филологических наук

Методика интерпретации медиадискурса.- В

статье рассматриваются проблемы восприятия и интерпретации медиатекстов. Восприятие и интерпретация текстов являются типами целенаправленной когнитивной деятельности читателя, которые направлены на декодирование имплицитной и эксплицитной информации, представленной журналистом. В данном процессе необходимо знание, накопленное в результате социальной и личной коммуникации и опыта, информация, учитывающая лингвистические и экстралингвистические факторы, а также умение извлечь находящиеся в памяти данные. Вышеперечисленные факторы способствуют успешной интерпретации медиадискурса.

Ключевые слова: медиадискурс, медиатексты, дискурс анализ, интерпретация медиадискурса, восприятие текста. JEL: Y8, Y9, Z00

LUSINE HARUTYUNYAN

Associate Professor at the Chair of Languages at ASUE, PhD in Philology

Methodology of Media Discourse Interpretation.- The

paper addresses the issues related to media discourse understanding and interpretation. Text interpretation is considered to be a purposeful cognitive activity performed by the reader to decode explicit and implicit information provided by the journalist. This process requires knowledge acquired through social and personal communication and experience. This and the data based on the linguistic and extralinguistic factors and the ability to retrieve information from memory will support the process of text interpretation.

Key words media discourse, media texts, discourse analysis, media discourse interpretation, text understanding. JEL: Y8, Y9, Z00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.