Научная статья на тему 'Методика идентификации сензитивности в развитии скоростных качеств юных хоккеистов'

Методика идентификации сензитивности в развитии скоростных качеств юных хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
999
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ / ICE HOCKEY / SPEED CAPACITY / SENSITIVE PERIOD OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брызгалов Глеб Александрович

Рассматривается процедура идентификации сензитивного периода в развитии скоростных способностей у юных хоккеистов 10-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION TECHNIQUE IN THE DEVELOPMENT OF SENSITIVE HIGH-SPEED QUALITIES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

We consider the procedure of identification of the sensitive periods in the development of high-speed abilities of young hockey players 10-12 years.

Текст научной работы на тему «Методика идентификации сензитивности в развитии скоростных качеств юных хоккеистов»

УДК 796.966

МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ СЕНЗИТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Г.В. Брызгалов

Рассматривается процедура идентификации сензитивного периода в развитии скоростных способностей у юных хоккеистов 10-12 лет.

Ключевые слова: хоккей, скоростные способности, сензитивный период в развитии.

Современный хоккей - это игра, основанная на разноплановой активности игроков и интенсивной работе динамического характера. Она предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке хоккеистов и, как следствие, к рациональному и эффективному осуществлению тренировочного процесса на всех этапах многолетнего тренировочного цикла.

Успешность соревновательной деятельности квалифицирован -ного хоккеиста прямо зависит от его скоростной подготовленности. В связи с этим задача интенсивного развития скоростных способностей игроков ставится для всех видов подготовки, а её нормативные характеристики используют для объективации спортивного мастерства. Особое место вопросы создания технологий тренировки скоростных способностей занимают при планировании этапа начальной подготовки, где выбор компонентов тренировочного процесса, а именно условий, средств, форм и методов может оказаться решающим в перспективном становлении будущего игрока.

В то же время, несмотря на определенную разработанность современных подходов к скоростной подготовке юных спортсменов, обширную научно-методическую литературу с содержанием разнообразных методик развития скоростных способностей, на практике не наблюдается обнадёживающих эффектов от их внедрения. Чаще всего несовпадение запланированного и полученного эффектов от проделанной работы объясняется недостатками в организации учебно-тренировочного процесса, отсутствием надлежащей материальной инфраструктуры, неадекватными педагогическими воздействиями [2, 3].

Среди недостатков отмечается также слабое научное обоснование технологий спортивной подготовки на основе учёта чувствительных (сензитивных) периодов онтогенеза в условиях многолетнего процесса спортивной тренировки [1,4]. Многие рекомендации по оптимизации скоростной подготовки на этой основе часто носят умозрительный характер, что не способствует повышению

качества и эффективности планомерной подготовки к соревновательной деятельности.

Цель нашей работы - научное обоснование методики идентификации сензитивности в развитии скоростных способностей у юных хоккеистов 10-12 лет в течение годичного тренировочного цикла.

В констатирующем педагогическом эксперименте в соответствии с задачами исследования изучались абсолютные результаты в показателях скоростных способностей и темпы прироста этих результатов в динамике учебно-тренировочного процесса. Маркерами скоростных способностей для нас служили: а) элементарные формы (табл. 1); б) легкоатлетические тесты (табл. 2); специальные тесты (табл. 3), широко используемые в исследованиях по игровым видам спорта.

Анализ результатов тестирования элементарных проявлений скоростных способностей позволил установить некоторые особенности.

Таблица 1

Возрастная динамика элементарных проявлений скоростных способностей юных хоккеистов 8-12 лет

Показатели скоростных качеств, динамика результатов

Статистические Быстрота Быстрота десяти- Теппинг-тест ниж-

параметры одиночного кратного движения ними конечностями

движения ноги, с ноги, с (движ/5 с)

Возраст 8 лет

х- ± тх 0.524±0.005 0,509±0,004 5,23±0,06 5,09±0,07 15,2±0,3 16,1±0,3

1>критерий 2,343 1,519 2,121

Возраст 9 лет

х + тх 0,518±0,006 5,14±0,08 16,3±0,3

0,505±0,005 4,92±0,05 16,8±0,5

1>критерий 1,644 2,332 0,857

Возраст 10 лет

х ± тх 0,502±0,004 0,485±0,004 4,96±0,04 4,82±0,05 17,1±0,4 18,3±0,3

1>критерий 3,005 2,186 2,400

Возраст 11 лет

X ± шх 0,492±0,005 0,471±0,005 4,71±0,05 4,59±0,04 17,9±04 18,7±0,4

1>критерий 2,970 1,874 1,249

Возраст 12 лет

х ± тх 0,482±0,004 0,466±0,003 4,41±0,05 4,18±0,06 15,2±0,3 16,1±0,3

1>критерий 3,200 2,945 2,058

Примечание: в числителе представлены результаты, полученные в начале учебного

года, в знаменателе - в конце учебного года.

Во-первых, в каждом из изучаемых показателей наблюдается характерная тенденция неравномерности годовых приростов

индивидуальных и групповых результатов, локализация пиков этих приростов в основном в 8, 10, 12 лет и некоторого снижения темпов в другие годы, что говорит о волнообразном характере происходящих изменений. Если учесть, что в это время испытуемые систематически тренировались (иначе говоря, находились под действием одинакового для всех внешнего фактора), то воздействие этого фактора можно охарактеризовать как мало адекватное для изучаемых скоростных способностей. Поэтому наблюдаемая неравномерность является более всего отражением естественного хода развития организма под контролем эндогенных факторов (наследственной программы развития, предпубертатного этапа полового развития и т. д.).

Во-вторых, относительно плавное чередование подъёма и снижения темпов прироста результатов нарушается резким их сдвигом. Так, в первом показателе такой сдвиг наблюдался с 10 до 12 лет ^=2,92^3,20; Р<0,01), во втором показателе в 12 лет ^=2,945; Р<0,01), в третьем показателе в 13 лет ^=3,571; Р<0,01). Отмеченные факты характеризуют другую особенность в развитии скоростных способностей, а именно гетерохронностъ (разновременность) достижения максимального прироста. С одной стороны, как отмечено в психолого-педагогической литературе, эта особенность также является отражением естественного хода развития организма юных спортсменов. Однако, с другой стороны, как показывает логический анализ, в обсуждаемой ситуации явно прослеживается эффект кумуляции педагогических воздействий с естественным ходом развития скоростных способностей.

Наряду с элементарными проявлениями скоростных способностей важно было изучить также возрастные изменения максимальной скорости бега в разных циклических локомоциях максимальной мощности.

При анализе возрастных изменений максимальной скорости были отмечены как неравномерность и гетерохронность, так и непрерывность поступательного развития абсолютных результатов и темпов их прироста. Непрерывность в данном контексте, как известно, также регулируется эндогенными факторами, однако в сложных формах двигательной активности с проявлением максимальной мощности ведущим становится фактор тренированности, регулируемый содержанием учебного материала, нагрузкой и отдыхом.

Но и под воздействием этого фактора непрерывность процесса формирования максимальной скорости в каждом из изучаемых здесь показателей сопровождается неодинаковыми темпами развития. Так, высокие темпы прироста скорости бега на 10 метров получены в период с 9 до 11 лет. В других возрастах темпы менее заметны.

Таблица 2

Возрастные изменения максимальной скорости бега юных хоккеистов 8-12 лет в циклических локомоциях максимальной мощности

Показатели скоростных качеств, динамика результатов

Статистические параметры Бег 10 м с ходу, с Бег 30 м со старта, с Бег 60 м со старта, с

Возраст 8 лет

х ± тх 2,66±0,05 5,71±0,06 11,4±0,2

2,56±0,07 5,56±0,07 11,0±0,3

1-критерий 1,085 1,411 1,109

Возраст 9 лет

х ± тх 2,58±0,04 5,41±0,04 11,2±0,3

2,44±0,05 5,32±0,05 11,0±0,2

1-критерий 2,186 1,406 0,555

Возраст 10 лет

х ± тх 2,46±0,04 5,28±0,06 11,1±0,3

2,30±0,05 5,11±0,05 10,8±0,3

1-критерий 2,499 2,177 0,707

Возраст 11 лет

х ± тх 2,32±0,05 5,15±0,07 10,9±0,2

2,14±0,04 4,96±0,04 10,2±0,3

1-критерий 2,811 2,357 1,941

Возраст 12 лет

х ± тх 2,18±0,05 5,05±0,05 10,5±0,2

2,05±0,05 4,89±0,05 9,9±0,1

1-критерий 1,838 2,263 2,683

Примечание: в числителе представлены результаты, полученные в начале учебного

года, в знаменателе - в конце учебного года.

Прирост результатов в беге на 30 метров у начинающих хоккеистов произошел в 10-летнем возрасте, он достиг 3,3 % и стал статистически достоверным. Статистически значимые приросты сохранились до 12 лет, когда интенсивность прироста находилась в диапазоне 3,2-3,8 % (р<0,05). В беге на 60 метров увеличение темпов прироста наблюдалось в 11 -летнем возрасте, когда прирост результатов достиг 6,6 %. Статистически значимые приросты наблюдались в возрасте от 12 до 13 лет, интенсивность прироста составляла 3,2-3,8 %.

Динамика специальной быстроты юных хоккеистов анализировалась на основании изучения абсолютных результатов в беге на коньках на дистанции 36 метров лицом вперёд, спиной вперёд и беге на коньках один круг влево. Перечисленные тесты входят в базовую программу по хоккею для детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва и др.

В процессе изучения материалов этого этапа констатирующего эксперимента было выявлено, что результаты специальной

подготовленности юных хоккеистов отражают выявленную ранее тенденцию: динамика абсолютных результатов и темпов их прироста характеризуется неравномерностью и гетерохронностью развития. При этом на всех этапах наибольший уровень развития максимальной скорости отмечается в беге на коньках на 36 метров лицом вперёд. Общий прирост результатов составил 2,29 с (36 %). Общий прирост результатов в беге на коньках на 36 метров спиной вперёд и в беге на один круг составил 34 % и 33 %, соответственно.

Дальнейшее изучение эволюционного развития скоростных способностей проводилось с использованием корреляционного анализа. Рассматривались взаимосвязи только между показателями скоростных способностей. По количеству и жёсткости связей мы судили о главной тенденции развития, по направлению связей - о характере происходящих изменений.

Таблица 3

Динамика специальной скоростной подготовленности юных хоккеистов 8-12 лет

Показатели скоростных качеств, динамика результатов

Статистические Бег 36 м на коньках Бег 36 м на коньках Бег на коньках, один

параметры лицом вперёд, с спиной вперёд, с круг влево, с

Возраст 8 лет

х + тх 7,51±0,08 9,39±0,05 24,8±0,5

7,25±0,07 9,19±0,07 23,2±0,7

1-критерий 2,446 2,325 1,860

Возраст 9 лет

х + тх 6,72±0,06 9,23±0,08 22,3±0,8

6,58±0,07 9,06±0,09 21,1±0,9

1-критерий 1,519 1,412 0,997

Возраст 10 лет

х + тх 5,98±0,07 8,85±0,07 20,6±0,7

5,77±0,05 8,62±0,08 20,1±0,6

1-критерий 2,441 2,674 0,542

Возраст 11 лет

х + тх 5,82±0,07 5,15±0,07 19,8±0,9

5,61±0,05 4,96±0,04 19,2±1,0

1-критерий 2,811 2,226 0,446

Возраст 12 лет

х + тх 5,73±0,06 8,28±0,08 18,9±0,8

5,56±0,04 8,03±0,09 17,9±1,0

1-критерий 2,226 2,650 1,280

Примечание: в числителе представлены результаты, полученные в начале учебного

года, в знаменателе - в конце учебного года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционный анализ показал, что у юных хоккеистов 8-15 лет элементарные и относительно сложные проявления скоростных

качеств развиваются одновременно, при этом значимость взаимосвязей меняется с наступлением каждого возрастного этапа.

Так, у хоккеистов восьми лет достоверные взаимосвязи обнаружены между пятью показателями (бегом на коньках на 36 метров лицом вперёд, быстротой однократного и десятикратного движения ноги, теппинг-тестом нижними конечностями и результатом бега на 10 метров с ходу; р<0.05^0,001). В 9-летнем возрасте количество достоверных взаимосвязей уменьшилось, а в структуре скоростных способностей доминировали результаты теппинг-теста и легкоатлетического бега на 30 и 60 метров (р<0.01). В период с 10 до 12 лет наблюдается максимальное количество достоверных взаимосвязей. Это говорит о том, что взаимовлияние элементарных и относительно сложных форм скоростных способностей равноценно для общей структуры, а данный возрастной период является определяющим, наиболее благоприятным для развития всех форм скоростных способностей.

Проведённый анализ динамики различных проявлений скоростных способностей и их структурного оформления в период с 8 до 12 лет позволил констатировать, что независимо от форм проявления полученные изменения характеризуют непрерывность, неравномерность и гетерохронность как ведущие тенденции онтогенеза. Структура скоростных способностей, высокие темпы прироста максимальной скорости бега на 10 м в период с 9 до 11 лет, на 30 м - с 10 до 12 лет и на 60 м - с 12 до 13 лет говорят о том, что эти возрасты являются благоприятными для внешнего воздействия. С другой стороны, неконтролируемые скачки и невысокие темпы прироста индивидуальных и групповых результатов в ряде других не менее важных показателях при стабильно развивающейся структуре скоростных способностей свидетельствуют о недостаточности, малой эффективности педагогических воздействий.

Выводы.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта практической работы выявлены содержание, условия и основные направления методики скоростной подготовки хоккеистов 8-15 лет. Отмечена доминирующая среди специалистов точка зрения, что успешность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности существенно зависит от уровня развития элементарных и комплексных форм скоростных способностей и их динамики на разных этапах годичного цикла тренировочных занятий.

В констатирующем педагогическом эксперименте установлено, что применяемые в традиционно организованном учебно-тренировочном процессе средства и методы скоростной подготовки не оказывают

ожидаемого эффекта. Это является следствием применения на тренировочных занятиях малоэффективных образовательно-тренировочных средств, не учитывающих особенности возрастного (биологического) физического и функционального развития юных хоккеистов, что актуализирует необходимость разработки и внедрения инновационной методики, направленной на развитие этих важнейших для хоккеистов двигательных способностей.

2. Результаты исследования разных проявлений скоростных способностей хоккеистов 8-15 лет позволили констатировать, что независимо от форм проявления полученные изменения характеризуют непрерывность, неравномерность и гетерохронность как ведущую тенденцию онтогенеза. Установлены периоды интенсивного развития скоростных способностей:

- максимальные темпы прироста быстроты одиночного движения ногой наблюдаются с 10 до 12 лет, быстроты десятикратного движения ногой - в 9 и 12 лет; максимальной частоты попеременного теппинг -теста ногами - в 10 и 12 лет (прирост составил от 3,4 % до 6,8 % в год, р<0,05);

- возрастные изменения максимальной скорости бега в циклических локомоциях максимальной мощности происходили в беге на 10 м с ходу и в беге на 30 м с 10 до 12 лет, беге на 60 м с 11 до 13 лет (прирост составил от 3,2 % до 8,1 %, р<0,05-0,01);

- максимальные темпы прироста результатов в показателях специальных скоростных качеств произошли в беге на коньках на 36 метров лицом вперёд с 8 до 12 лет; в беге на коньках на 36 метров спиной вперёд с 11 до 13 лет, в беге на коньках один круг влево - в 8 и 9, 12 и 14 лет (прирост составил от 3,6 % до 6,7 %).

Выявленная тенденция и максимальные темпы прироста результатов в элементарных и комплексных формах скоростных способностей позволили нам идентифицировать возрастной период от 10 до 12 лет как сензитивный (наиболее чувствительный, благоприятный) для направленного развития быстроты движений у юных хоккеистов.

Список литературы

1. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. 1987. № 12. С. 31-34.

2. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 2003, 50 с.

3. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Феникс, 2006.

4. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. М.: Педагогика, 2003. С. 81-98.

Брызгалов Глеб Александрович, тренер, tmfk_ermakov@mail.ru, Россия, г. Москва, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Атлант»

IDENTIFICATION TECHNIQUE IN THE DEVELOPMENT OF SENSITIVE HIGH-SPEED

QUALITIES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

G.A. Bryzgalov

We consider the procedure of identification of the sensitive periods in the development of high-speed abilities of young hockey players 10-12 years.

Keywords: ice hockey, speed capacity, sensitive period of development.

Bryzgalov Gleb Alexandrovich, coach, Russia, Moscow. Moscow, specialized children and youth sports school of Olympic reserve «Atlant»

Получено 14.02.2013 г.

УДК 796.011.159.9

АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ

В.А. Буряк, Ю.Н. Шувалов

В статье представлена сущность агрессивности человека. Показаны проявления агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта. Даны рекомендации тренерам по регуляции проявления агрессивности у подростков-спортсменов.

Ключевые слова: агрессивность, подростки-спортсмены, различные виды спорта, методы коррекции агрессии юных спортсменов.

На развитие человека оказывают влияние как природные, так и социальные факторы. В последние годы все чаще говорят о спорте не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как о деятельности, способной оказывать существенное влияние на личность. Важным аргументом в пользу значимости спортивной деятельности для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.