боток по сельскохозяйственной тематике в колледжах и университетах США по сравнению с аграрными российскими вузами, американские ученые, как и их российские коллеги, выражают неудовлетворенность уровнем государственной поддержки вузовской науки.
Во-вторых, достигнув заметных успехов в развитии национальных научных школ, ученые обеих стран все настойчивее высказываются в пользу углубления международного сотрудничества между сельскохозяйственными университетами. Глобализация мировых процессов, революция в средствах информатики и коммуникации создают новые условия для развертывания научно-исследовательской деятельности на более высоком уровне.
В-третьих, финансирование крупными корпорациями научных разработок, внедрение которых в сельскохозяйственное производство приносит им огромные прибыли, нередко наносит ущерб не только окружающей среде, но и людям, которые потребляют не всегда полезные для здоровья продукты. Инициатива американских колледжей и университетов по развитию экологически безопасного сельскохозяйственного производства и созданию безвредных продуктов питания должна быть подхвачена как в России, так и в других странах.
В-четвертых, развитие более тесного сотрудничества между академической и вузовской аграрной наукой особенно актуально для российской высшей школы, чье лабораторное оборудование в своей основной массе физически и морально устарело
и не отвечает требованиям проведения инновационной исследовательской деятельности.
И в-пятых, потеря интереса молодежи обеих стран, и в первую очередь в России, к исследованиям в аграрной области ставит под удар перспективу поступательного развития вузовской сельскохозяйственной науки. Необходима неотложная государственная поддержка молодых ученых, которая должна не только поднять престиж педагогов-иссле-дователей, но и решить такие злободневные задачи, как обеспечение их жильем, достойной заработной платой, работой на самом современном оборудовании и возможностью свободного обмена опытом с их зарубежными коллегами.
Список литературы
1. Biscotti, D. University Agricultural Biotechnology Research in the Context of Academic Capitalism / D. Biscotti, W. Lacy, L. Glenna, R. Welsh // All academic research. — 2002. — P. 17-24. — Режим доступа: www.allacademic.com
2. Office of Technology Assessment (OTA), US Congress (1992). A New Technology Era for American Agriculture. — Washington, DC: US Government Printing Office.
3. Chasan, R. The Land Grant Colleges — Changes Ahead? / R. Chasan // Plant Science News. — January 1993. — P. 4.
4. Globalizing Agricultural Science and Education Programs for America. National Association of State Universities & Land-Grant Colleges. — Washington, DC 1997. — P. 1-19.
5. Statistics U.S. Department ofLabor, Occupational Outlook Handbook, 2010-11 Edition, Agricultural and Food Scientists. — Режим доступа: http://www.bls.gov/oco/ocos046.htm
6. Agricultural and Food Science Career Information, Training and Education. — Режим доступа: http://www. educationatlas.com/agricultural-career.html
УДК 378
О.В. Чеха, ст. преподаватель
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»
ПО АГРОИНЖЕНЕРИИ
Межотраслевой характер будущей профессиональной деятельности, высокая мобильность, умение ориентироваться в проблемах сельского хозяйства, принимать обоснованные решения, владеть сложными современными технологиями — вот далеко не полная характеристика агроинженеров.
В формировании такого комплекса профессиональных качеств большую роль играет правильно выбранная образовательная траектория, сочетающая в себе общую и специальную, научную и практическую подготовку, а также удовлетворяющая условию преемственности образования как по про-
фильной специальной компоненте подготовки, так и по политехнической [1].
В нашем исследовании была разработана преемственная образовательная программа «колледж-вуз» по циклу дисциплин «Механика» для подготовки специалистов по агроинженерии, реализующая политехническую компоненту преемственного содержания образования.
В течение пятилетнего периода разработки и реализации программы проводилось изменение ее основных структурных частей. Подобная особенность реализации не позволяет провести и про--------------------------------------------101
анализировать результаты «чистого» эксперимента традиционного процесса обучения и обучения по преемственной программе.
Много внимания при разработке программы было уделено решению проблемы профессиональной ориентации путем постановки целей обучения и определения среды будущей профессиональной деятельности.
В качестве одного из аспектов сравнительного анализа образовательных траекторий было сопоставление степени удовлетворения обучаемых предлагаемыми образовательными услугами. В частности, обеспечение такой потребности личности, как возможность получить в сжатые сроки дискретное (по этапам) профессиональное образование, ориентированное на реальные виды будущей профессиональной деятельности.
Построение содержания учебно-методических материалов и организация учебного процесса в рамках программы обеспечили последовательное формирование системы знаний, умений, навыков и способностей специалистов с учетом высокой динамики, комплексности и технологической емкости профессиональной деятельности.
В проведенном педагогическом эксперименте автор проверял гипотезу о том, что преемственные образовательные программы по агроинженерии, учитывающие необходимые компоненты непрерывности в содержании образования, обеспечат подготовку специалистов в соответствии с требованиями ГОС ВПО в сокращенные сроки.
Экспериментальная работа состояла из трех последовательных этапов: констатирующего, обучающего эксперимента, обработки результатов эксперимента, а также и их анализа.
В констатирующем эксперименте приняли участие 250 студентов. Полученные результаты свидетельствовали о том, что в целом для опрошенных проблема получения в сокращенные сроки высшего профессионального образования является актуальной и пути ее решения следует искать в совершенствовании содержания образования, в том числе в выявлении «сквозных» компонентов непрерывности в содержании образования.
В обучающем эксперименте участвовали 300 студентов 12 учебных групп (8 экспериментальных и 4 контрольные группы) первого и второго курсов специальностей «Эксплуатация машинно-тракторного парка», «Механизация сельского хозяйства», «Стандартизация и сертификация», «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Сопоставимость результатов входного контроля посредством тестирования студентов контрольных и экспериментальных групп показала, что исходное состояние объектов контрольных и экспериментальных групп отличается рядом показателей:
• профессиональная компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности);
• успеваемость по предмету;
• коммуникативная готовность (владение литературой и деловой письменной и устной речью, навыками делового обучения и управления профессиональной группой или коллективом);
• умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы и задачи, а также разрабатывать план действий;
• практические умения и навыки самостоятельной работы.
В результате были сделаны выводы о том, что эффективность образовательной программы, реализуемой в сокращенные сроки, будет зависеть от обоснования необходимых компонентов непрерывности в содержании образования, удовлетворяющих условию преемственности обучения как по профильной специальной составляющей подготовки, так и по политехнической.
Учитывая компоненты непрерывности в содержании образования для реализации преемственной образовательной программы, была разработана документация:
• график учебного процесса непрерывной подготовки специалистов;
• учебный план подготовки агроинженеров в сокращенные сроки на базе одно- и разнопрофильных специальностей;
• программы учебных дисциплин, входящих в цикл «Механика».
Проверка разработанной преемственной образовательной программы «колледж-вуз» проводилась в рамках договора о сотрудничестве ФГОУ ВПО МГАУ с ЗИЛ (Московский автомобильный колледж при АМО ЗИЛ), МТАТиП (Московский техникум автотранспорта и предпринимательства), МАК (Московский автомобильный колледж), ЯАК (Яхромский аграрный колледж), МАСК (Московский автомобилестроительный колледж); ОрелГАУ (Орловский государственный аграрный университет) с ОТК (Орловский технический колледж) в сфере непрерывной подготовки специалистов.
Оценка качества подготовки специалистов сельского хозяйства является одним из ключевых компонентов непрерывного образовательного процесса и необходимым условием, реализация которого позволяет:
1. Отслеживать поэтапно результативность содержания образования на основе констатации «достигнуты или не достигнуты» поставленные цели и задачи.
2. Корректировать содержание обучения (учебно-программной документации) на различных уровнях подготовки с учетом полученных промежуточных и конечных результатов.
3. Предоставлять студентам индивидуальные траектории профессионального продвижения.
4. Подбирать формы и методы обучения, адекватные содержанию и сформированным конечным результатам.
5. Фиксировать готовность студента к самостоятельной деятельности.
Эффективность обучения по преемственной образовательной программе (в сокращенные сроки) на различных уровнях освоения учебного материала в контрольных и экспериментальных группах оценивалась по следующим критериям качества:
1. Базисное знание курса.
2. Систематичность работы студента по предмету.
3. Теоретическая подготовка студента по предмету.
4. Практические умения и навыки.
5. Показатели успеваемости по предмету.
Для оценки качества подготовки студентов применялись следующие способы контроля:
1. Аттестация по дисциплине (остаточные знания студентов).
2. Педагогические наблюдения за ходом образовательного процесса.
3. Самостоятельная работа студентов.
4. Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков.
5. Тестовый контроль.
Особо было уделено внимание аттестации по дисциплине (проверке остаточных знаний студентов).
Процесс оценки качества подготовки специалистов сельского хозяйства при аттестации по дисциплине включал следующие этапы:
1. Определение целей оценки.
2. Подготовка инструментария оценки:
• выбор показателей, характеризующих результаты обучения;
• разработка средств для получения этих показателей (например, контрольных работ, устных опросов, анкет для учащихся и преподавателей);
• разработка методов получения на основе указанных показателей количественных оценок результатов обучения (результатов выполнения студентами контрольных работ, устных ответов, а также результатов анкетирования).
3. Выделение и качественный анализ факторов, которые оказывают влияние на результаты обучения, которые решено учитывать.
4. Выбор математико-статистических методов для проверки, которые предполагается получить в исследовании.
5. Определение выборки студентов для проверки результатов эффективности подготовки.
6. Практическая организация и проведение оценки, сбор первичных данных (например, запол-
нение проверяющими схем анализа контрольных работ).
7. Статистическую обработку первичных данных и проверку.
8. Качественный анализ и интерпретация полученных в исследовании результатов и формулирование итоговых выводов по оценке проверяемых результатов.
При аттестации организацию обучения можно охарактеризовать обобщенным показателем качества, т. е. относящимся к такой совокупности свойств образования, по которым принимается решение оценивать его качество. Значение обобщенного показателя качества зависит от совокупности интегральных показателей качества, их значение — от совокупности комплексных показателей качества, значение последних — от совокупности элементарных показателей качества.
Номенклатура интегральных и комплексных показателей качества образования установлена в содержании ГОС ВПО; номенклатура специальных показателей качества агроинженерного образования и их эталонные значения — в требованиях к уровню подготовки выпускника, которые зафиксированы в стандартах агроинженерных специальностей, государственных учебных программах.
Определение системы показателей качества подготовки студентов по разработанной преемственной образовательной программе осуществлялось экспертной комиссией. Объективность результатов работы экспертов существенно зависит от правил организации, подготовки и работы экспертной комиссии. Поэтому экспертная оценка была очной и заочной при использовании групповых и индивидуальных форм опроса. Свои мнения эксперты выражали в письменной и устной форме.
Практика показала, что при аттестации в качестве диагностического материала для работы экспертов удобно использовать таблицы, в которые предварительно вносится номенклатура показателей качества и их эталонные значения, а в процессе оценки экспертами вносятся фактические значения показателей качества и оценка качества, полученная при аттестации.
В исследовании участвовали студенты 3 курса (54 чел.). Результаты распределились следующим образом: высокий уровень — 38 чел. (70 %); достаточный уровень — 6 чел. (11 %); средний уровень — 8 чел. (15 %); низкий уровень — 2 чел. (4 %). Четвертый курс был привлечен к исследованию после прохождения практики (72 чел.). Результаты распределились следующим образом: высокий уровень 56 чел. (78 %); достаточный уровень — 8 чел. (11 %), средний уровень — 3 чел. (4 %); низкий уровень — 5 чел. (7 %). Сравнительный анализ показал, что соотношение остаточных знаний до практики и после нее в целом одинаково.
103
Для выяснения общей оценки остаточных знаний будущих инженеров также было опрошено 260 студентов разных курсов. Данные распределились следующим образом: высокий уровень знаний — 225 чел. (85 %); достаточный — 14 чел. (6 %); средний — 11 чел. (5 %); низкий — 10 чел. (4 %).
Проведение экспертной работы по определению значений элементарных, комплексных и интегральных показателей качества позволило установить значение обобщенного показателя качества, характеризующего подготовку студентов по циклу «Механика».
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Для студентов с высоким уровнем подготовки характерны ориентация на интенсивный процесс и результаты обучения, адекватное планирование собственной образовательной деятельности, высокая оперативность в выстраивании процесса освоения теоретических знаний, практических умений и навыков. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, студент этого уровня адекватно осваивает ГОС агроинженерной специальности, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за своим уровнем знаний, постоянно закрепляет и повторяет учебный материал. Такого студента отличает высокая оперативность.
2. Преемственная профессиональная образовательная программа «колледж-вуз» обеспечивает больший спектр профессиональных возможно-
стей обучаемых в вузе. Полученное в результате ее реализации образование характеризуется сочетанием качественных компонентов, свойственных среднему профессиональному образованию и развитием на их основе новых, присущих уровню высшего образования.
3. Сопоставимость результатов выходного контроля посредством тестирования контрольных и экспериментальных групп показала положительную динамику исходных показателей успеваемости по предмету, профессиональной компетентности, коммуникативной готовности, умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать проблемы и задачи, а также разрабатывать план действий, практических умений и навыков самостоятельной работы.
Таким образом, эксперимент подтвердил гипотезу о том, что разработанные преемственные образовательные программы по агроинженерии, учитывающие политехническую и специальную компоненты непрерывности в содержании образования, обеспечивают подготовку специалистов в соответствии с требованиями ГОС ВПО в сокращенные сроки.
Список литературы
1. Чеха, О.В. Развитие теории непрерывной подготовки: проблема технического образования / П.А. Силайчев, О.В. Чеха // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2009. — № 6/1(37). — С. 16-18.