Научная статья на тему 'Методика и результаты экспериментальных исследований по оценке психомоторных реакций курсантов'

Методика и результаты экспериментальных исследований по оценке психомоторных реакций курсантов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ ОПЕРАТОРА / ТОЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ / ТРЕНАЖЕРНАЯ СИСТЕМА / PSYCHOMOTOR REACTION OF THE OPERATOR / ACCURACY OF MOVEMENTS CHARACTERISTICS / INFORMATION CRITERIA / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Примакина Е. И.

В статье обосновывается применение информационных мер Шеннона и Кульбака для количественной автоматизированной оценки моторных функций операторов-курсантов. Предложен математический аппарат формирования траектории сигнала, выступающего в качестве стимула на экране монитора. Сформирована психофизиологическая модель, учитывающая искажения стимулирующих сигналов при тестировании. По мнению автора, полученные результаты станут основой технических решений для совершенствования перспективных технических средств обучения и тестирования по совершенствованию профессионально значимых навыков курсантов-операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Примакина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technique and results of experimental researches according to psychomotor reactions of cadets

The article of E.I. Primakina has been written on actual theme application of information measures Shennon and Kulbac for the quantitative automated estimation of motor functions of operators-cadets. The mathematical device of formation of a trajectory of the signal which is representing itself as stimulus on the screen of the monitor is offered. The model considering distortions of stimulating signals at testing is generated psychophysiology. In opinion of the author, the received results become a basis of technical decisions for perfection of perspective means of training and testing on perfection of professionally significant skills of cadets-operators.

Текст научной работы на тему «Методика и результаты экспериментальных исследований по оценке психомоторных реакций курсантов»

УДК 37.047

Е.И. Примакина*

Методика и результаты экспериментальных исследований по оценке психомоторных реакций курсантов

В статье обосновывается применение информационных мер Шеннона и Кульбака для количественной автоматизированной оценки моторных функций операторов-курсантов. Предложен математический аппарат формирования траектории сигнала, выступающего в качестве стимула на экране монитора. Сформирована психофизиологическая модель, учитывающая искажения стимулирующих сигналов при тестировании. По мнению автора, полученные результаты станут основой технических решений для совершенствования перспективных технических средств обучения и тестирования по совершенствованию профессионально значимых навыков курсантов-операторов.

Ключевые слова: психомоторная реакция оператора, точностные характеристики, информационные критерии, тренажерная система.

E.I. Primakina*. The Technique and results of experimental researches according to psychomotor reactions of cadets

The article of E.I. Primakina has been written on actual theme application of information measures Shennon and Kulbac for the quantitative automated estimation of motor functions of operators-cadets. The mathematical device of formation of a trajectory of the signal which is representing itself as stimulus on the screen of the monitor is offered. The model considering distortions of stimulating signals at testing is generated psychophysiology. In opinion of the author, the received results become a basis of technical decisions for perfection of perspective means of training and testing on perfection of professionally significant skills of cadets-operators.

Keywords: psychomotor reaction of the operator, accuracy of movements characteristics, information criteria, training system.

Для повышения эффективности профессиональной подготовки операторов силовых ведомств, в т.ч. системы МВД, развития и совершенствования профессионально значимых навыков в их работе большое внимание уделяется техническим средствам обучения и тестирования. В этой связи исследование по оценке психомоторных реакций и, в частности, точностных характеристик (ТХ) является составной частью системы мониторинга уровня развития данного навыка.

ТХ индивидуума обеспечивают действенную практическую связь человека с окружающей средой, проявляющуюся через такие процессы как темп, скорость, координация и др. пространственно-временные и силовые характеристики движений человека. Эти характеристики определяют успешность профессиональной деятельности человека.

Во всех методиках тестирования, получивших к настоящему времени широкое практическое применение, за количественную меру психомоторной реакции принимают показатели профессиональной деятельности. Как правило, для каждого отдельного теста либо фиксируется время, затраченное на его выполнение, либо определяется интегральная оценка за ряд тестов, оцененных в баллах. На основании этого можно резюмировать, что отсутствие количественных характеристик по оценке ТХ операторской деятельности стали сдерживающим фактором при разработке современных технических систем обучения и тестирования. Современные методы исследования ТХ должны объединять конечный результат эволюции и слияния психофизики, математики, цифровой технологии. Для устранения пробела в исследованиях по количественной оценке ТХ операторов, в ряде работ [1-10] представлены:

- информационные критерии по оценке ТХ деятельности операторов автоматизированных систем специального назначения;

- математическая модель формирования оценки ТХ деятельности операторов в тренажерных системах специального назначения;

- алгоритм оценки ТХ операторской деятельности и функциональная структура подсистемы автоматизированной оценки эффективности деятельности операторов в тренажерных системах специального назначения.

Для определения ТХ операторской деятельности применялась процедура, в которой неизвестно начало траектории предъявляемого стимула, что позволило сохранить положительную сторону

* Кандидат технических наук, заведующая кафедрой «Строительные конструкции» Костромской государственной сельскохозяйственной академии. Костромская обл., Костромской район, пос. Караваево, Учебный городок КГСХА. Тел.: 8(4942) 65-75-97. E-mail: elenask@nw.ksaa.edu.ru

* The Cand. Tech. Sci., managing faculty «Building designs» the Kostroma state agricultural academy.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

методики «вынужденного выбора» и рассматривать процесс восприятия как процесс инвариантный во времени. Выбор указанной методики включал условие симметрии моторного механизма относительно трансляции в пространстве и сдвига во времени.

Основное внимание в работе уделено анализу ТХ курсантов для стимулов простой природы. Указанные стимулы являются аналогами простейших траекторий, таких как прямая линия, окружность, дуга с произвольным радиусом и центром, выбираемых случайным механизмом.

При формировании траектории сигнала на экране монитора в виде плоской кривой использовали математический аппарат дифференциального исчисления. Так, функции, входящие в уравнения траектории, предполагаются непрерывными и имеющими непрерывные производные. Учитывались локальные свойства, относящиеся к малым участкам кривой.

Другим примером стимула были простые траектории, формируемые узкополосным комплекснозначным сигналом: х(0 + 1у(0, где х(0 - координата траектории по оси абсцисс, а у(0 -координата траектории по оси ординат.

Использование комплекснозначного процесса для описания траектории на плоскости существенно упрощает формирование модели входных стимулов и их дальнейшую обработку.

Исследование ТХ связано с изучением непрерывных во времени процессов, снимаемых с органов человека (например, руки). Технология съема этой информации до недавнего времени представлялась сложной научно-технической задачей. Широкое применение цифровых технологий сняло какие-либо ограничения на эту задачу. Наряду с этим, цифровые технологии расширили возможности применения других стимульных материалов.

Важно подчеркнуть, что в предлагаемой методике момент предъявления стимула оператору и последовательность его предъявления выбирались случайными механизмами, свойства которых задавались законами распределения вероятностей. Конкретный закон распределения в эксперименте задавался исследователем априорно.

В последнее время стали широко внедряться субъективные методы настройки оператора на эксперимент. Но, к сожалению, они не формализованы и, по-видимому, едва ли возможно в ближайшее время подвести под них соответствующую математическую базу. Практика показала, что при решении задач оценки ТХ, операторы могу использовать различные признаки траекторий. Поэтому ответные реакции испытуемых могут существенно расходиться между собой. Можно даже ввести некоторые субъективные градации особенностей той или иной задачи, но тогда все это существенно увеличивает время эксперимента, т.к. должно быть выделено время для обучения операторов процедуре принятия решений при визуальной регистрации сигналов, время для комментариев эксперта и время для корректировки его действий.

В реальных условиях эффективность функций операторов может существенно меняться в зависимости от окружающей обстановки. Например, если оператор хорошо отдохнул и не обременён заботами, то эффективность его функций будет, безусловно, выше, чем у оператора в противоположной ситуации. Так, операторы с экстравертной доминантой успешно оценивают траекторию, анализируя входную реализацию в целом. Они предпочитают отслеживать всю траекторию с высокой яркостью. Операторы с интровертной доминантой, напротив, значительное внимание уделяют анализу специальных признаков траекторий. Посторонние воздействия, искусственное отвлечение и т.п. затрудняют формирование удовлетворительной моторной реакции для этого класса операторов.

Таким образом, в зависимости от физиологического состояния организма оператора, его мотивации, уровня техники предварительной обработки зависит эффективность его функций в целом.

Сформируем психофизиологическую модель оператора, учитывающую искажения стимулирующих сигналов.

Реакцию оператора на входную траекторию можно представить в виде функционального соотношения:

г/о = + пмчсо, (1)

где s(t) - комплекснозначный сигнал;

g(t) - импульсная характеристика дисперсионного фильтра, моделирующего систему «оператор-окружающая среда»;

п.(0 - шумы в системе;

Н^) - импульсная характеристика системы;

* - индекс свертки.

Сигнал (1) сформирован на выходе прибора (программы) с импульсной характеристикой Н^). Известно, что в случае если плотность принимаемого сигнала в частотной области велика в сравнении с плотностью шума, то оптимальный фильтр предварительной обработки служит в основном для компенсации. Таким образом, если плотность шума мала на всех частотах, то характеристика оптимальной процедуры есть обратная функция дисперсионной характеристике системы «оператор-окружающая среда». Такую процедуру называют выравнивающей или компенсатором. Этот случай обработки необходим для того, чтобы при появлении искажений, например, искажений в механизме моторной функции человека,

можно было бы провести компенсацию этих искажений. Примером выравнивающей процедуры является операция, осуществляющая преобразование равномерного спектра помехи к спектральной характеристике вида 1//. Действительно, при формировании моделей сигналов в пределах частотного диапазона задания их спектров и шума обычно требуют, чтобы их спектральные плотности были константами. Помеху такого типа называют «белым» шумом. Как показывает эксперимент, реальные шумы, сопутствующие работе оператора, имеют спектральную характеристику 1//. В реальных условиях работы операторов маскировка траектории «белым» шумом не встречается. Таким образом, необходимо получить ответ на вопрос: при каких условиях механизм формирования ТХ будет достигать меньшей эффективности: для условий «белой» помехи или в случае помехи типа 1//. Собственные исследования показали, что при оценке ТХ наиболее сильное влияние оказывают шумы типа 1//.

Порядок проведения экспериментальных исследований состоял в следующем. С помощью специального устройства (программы) формировался стимульный материал в виде набора траекторий движения отметки по экрану монитора. Испытуемый следил за отметкой траектории на экране и с помощью манипулятора пытался следовать за ней как можно более точно. В качестве манипулятора использовалась компьютерная мышь. В дальнейшем предполагается усовершенствовать процесс съема информации с помощью специальных джойстиков. В приборе предусмотрен выбор, как скорости движения отметки, так и кривизны траектории. Предусмотрены два способа генерации траектории:

- отсчеты траектории формируются в реальном масштабе времени с помощью узкополосного комплекснозначного сигнала, создаваемого генератором случайных чисел типа гауссовского шума (программа «Генератор»);

- отсчеты траектории формируются заранее и заносятся в быстродействующее постоянное запоминающее устройство, откуда извлекаются в соответствии с заданной скоростью обновления (программа «Эксперимент»).

К экспериментам привлекались курсанты первого, третьего и пятого курсов Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова (Санкт-Петербург) и Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. К.С. Тимошенко (г. Кострома). Общее количество тестируемых составляло 320 человек.

Эксперимент проходил в специализированном компьютерном классе на 27 рабочих мест. Эксперимент по времени длился 85 мин. В первой части эксперимента при тестировании по программе «Генератор» курсантам предъявлялись четыре этапа по шесть траекторий. Каждый этап по времени занимал 7 мин. Таким образом, суммарное время первого этапа составило 30 минут. После кратковременного перерыва в 10 минут начиналась вторая часть эксперимента, в которой курсанты тестировались по программе «Эксперимент». Здесь варьировалось значение частот полос комплексных шумов, характеризующих скорости обновления траекторий: 15 Гц; 30 Гц; 40 Гц. Вторая часть эксперимента состояла из трех этапов с четырьмя траекториями по каждой предлагаемой частоте. Каждый этап по времени занимал 5 мин. Общее время второй части эксперимента составило 45 минут. Время предъявления одной траектории составляло 50 сек., следующая траектория предъявлялась через 5 сек.

За указанное время этапа каждый курсант тестировался по двум критериям: количественной оценке информации - критерий Шеннона (мнимая часть комплекснозначного числа) и обобщенному отношению сигнал/шум - критерий Кульбака (действительная часть комплекснозначного числа).

За время проведения эксперимента все курсанты находились в равных условиях, время предъявления стимульного материала было ограничено, способ ответа испытуемого - через клавиатуру компьютера с помощью манипулятора «мышь». Каждый курсант тестировался в независимом режиме, т.е. отдельно выполнял свое задание. Применялся наиболее технологичный вариант проведения эксперимента, где роль экспериментатора сводилась к функции консультирования курсантов по работе с тестирующими программами до эксперимента. В процессе эксперимента участие экспериментатора исключалось.

В результате статистической обработки экспериментальных данных было доказано, что закон распределения выборки оценок тестируемых курсантов по количественным критериям Шеннона и Кульбака подчинены нормальному закону. Это позволяет при оценке экспериментальных данных применять надежные методы теории гауссовского распределения.

Проверка выполнялась по четырем процедурам. В первой - ограничение среднего абсолютного отклонения, во второй - ограничение размаха варьирования выборки при десяти процентном уровне значимости, в третьей - выполнялись условия, накладываемые на несмещенные оценки для показателей асимметрии и эксцесса, в четвертой - оценивали составной критерий, который предлагает определение смещенной оценки среднего квадратического отклонения с соответствующими ограничениями и пятипроцентном уровне значимости критерия.

Следующим этапом обработки результатов эксперимента являлась оценка доверительных интервалов вероятностей при определении пороговых реакций курсантов.

Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности результатов при разработке и применении методики эксперимента руководствовались рядом принципиальных положений, главными из которых являются следующие:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

- принцип научной обоснованности - методика позволяет оценивать именно те качества личности, которые являются профессионально важными для курсантов;

- принцип объективности, позволяющий предусмотреть необходимость создания и поддержания в период обследования стандартности обстановки, технических условий тестирующего прибора, инструкции, формы регистрации, анализа и интерпретации результатов исследований;

- принцип практичности, позволивший предлагаемую методику апробировать без длительной подготовки испытуемых, без дополнительных экономических затрат на проведение исследования, обработки его результатов и в отношении времени, отведенного на проведение исследования. Вместе с этим, методика проста, обеспечивает массовое обследование при участии минимального количества обслуживающего персонала.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, что фактором, снижающим эффективность ТХ курсантов, является присутствие субъективного физиологического шума. Известно, что мощности сигнала Р и шума Р связаны со скоростью передачи информации I соотношением

Ж ■ Т

1

Р 1 + -^ Р

V п У

(2)

где Ж - двухсторонняя полоса (Г ц) анализируемого комплекснозначного процесса;

Т - длительность эксперимента.

Зная количественный показатель информации 1, достигнутый каждым курсантом, зная значение полосы сигнала Ж (Гц), с которым работала программа, учитывая соотношения (2), запишем:

Р 21_

я = 2ЖТ — 1

Р

п . (3)

Это соотношение может служить количественным показателем физиологического состояния курсанта при решении поставленной выше задачи.

Результаты эксперимента показали, что при увеличении полосы анализируемого комплекснозначного процесса Ж имеет место существенное снижение отношения сигнал/шум для курсантов, как с низкими ТХ, так и обладающих высокими ТХ. Однако эта разница с увеличением полосы сокращается. Это говорит о том, что шумы, формируемые физиологическими механизмами, могут возрастать с увеличением скорости поступления информации, т.е., по-видимому, человеческий организм не справляется с большой скоростью предъявляемой информации.

Одной из целей экспериментальных исследований являлось установление зависимости между случайными величинами откликов курсантов, измеренных с помощью прибора «Моторика» по заданным критериям, с индивидуальными показателями (оценками) курсантов по другим учебным дисциплинам. В качестве индивидуальных показателей рассматривались оценки курсантов по следующим учебным дисциплинам: физическая подготовка, строевая и огневая подготовка, тренажерная практика, общая успеваемость. Рассматривались также параметры (оценки), предоставленные психологическими службами соответствующих учебных заведений: общее интеллектуальное развитие, темперамент, нервно-психическая неустойчивость, эмоционально-волевая устойчивость. Для оценки статистической связи по данным эксперимента применяли выборочный коэффициент парной корреляции Пирсона.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие основные выводы:

- доказано наличие корреляции между успеваемостью курсантов по физической подготовке и высокоскоростными ТХ курсантов по всем курсам;

- экспериментальные данные показали, что на первом и пятом курсах между показателем уровня интеллектуального развития и ТХ значимая корреляция отсутствует. Между тем, на третьем курсе наблюдается корреляция уровня развития курсантов с данными высокоскоростных ТХ;

- имеет место значимая корреляция между показателями темперамента курсантов и данными высокоскоростных ТХ;

- при оценке корреляционной связи между данными по уровню эмоционально-волевой устойчивости курсантов и ТХ значимой корреляции не обнаружено;

- на всех курсах имеет место высокая корреляция уровня нервно-психической устойчивости с тестированием индивидуумов по программе «Генератор».

Таким образом, экспериментально подтверждена эффективность методов стимулирования испытуемых по разработанным программам «Генератор» и «Эксперимент», обосновано применение информационных мер Шеннона и Кульбака для оценки психомоторных функций курсантов.

По мнению автора, полученные результаты станут основой для технических решений по совершенствованию автоматизированных средств обучения и тестирования, что позволит повысить эффективность формирования профессионально значимых навыков курсантов-операторов.

Список литературы

1. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И. Применение информационного критерия Кульбака для оценки интеллектуальных возможностей человека / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина // Материалы XIV научно-технической (межвузовской) конференции «Военная радиотехника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов» : докл. / ВМИРЭ. - Петродворец, 2003. - Ч. 3. - С. 4-6.

2. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И. Критерии эффективности процедуры обработки информации человеком / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина // Материалы XVI научно-технической (межвузовской) конференции «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов» : докл. / ВМИРЭ. - Петродворец, 2005. - С. 27-34.

3. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И. Оценка моторной деятельности индивидуумов / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина // Материалы XVI научно-технической (межвузовской) конференции «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов»

: докл. / ВМИРЭ. - Петродворец, 2005. - С. 35-40.

4. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И. Применение информационных технологий для повышения эффективности оценки психофизиологических особенностей обучаемых / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина // Материалы X Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика - 2006 (РИ-2006)». - СПб., 2006. - С. 205-206.

5. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И. Метод психофизиологического отбора сотрудников МВД для проведения контртеррористических операций / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 3 (31). - С. 215-220.

6. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И. Пути совершенствования технических средств тестирования моторных функций курсантов / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 4 (32). - С. 345-349.

7. Примакина, Е. И. К вопросу об оценке моторных функций оператора / Е. И. Примакина // Материалы XVII научно-технической (межвузовской) конференции «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовки специалистов»: докл. / ВМИРЭ. - Петродворец, 2006.

- С. 319-323.

8. Примакина, Е. И. Методика оценки психофизиологических особенностей курсантов / Е. И. Примакина // Материалы XVII научно-технической (межвузовской) конференции «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовки специалистов»: докл. / ВМИРЭ. -Петродворец, 2006. - С. 323-326.

9. Ковалевский, Н. Г., Примакина, Е. И., Волкова, Н. В. Реализация метода количественной оценки психомоторной реакции курсантов при совершенствовании технических средств тестирования / Н. Г. Ковалевский, Е. И. Примакина, Н. В. Волкова // Научно-технический сборник № 1 (45). - Кострома : ВАРХБЗ. - 2007. - С. 53-58.

10. Примакина, Е. И. Совершенствование технических средств обучения и тестирования по оценке психомоторной реакции курсантов / Е. И. Примакина // Вестник СПб. университета МВД России. - 2008. - № 2 (38). - С. 222-226.

11. Миддлтон, Д. Введение в статистическую теорию связи / Д. Миддлтон. - Т. I. - Т. II. ; Перевод с англ. под ред. Б.Р. Левина. - М. : Сов. радио, 1961. - С. 386.

Literature

1. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I. Application of information criterion for an estimation of intellectual opportunities of the person // Materials of XIV scientific and technical (interuniversity) conference «Military radio engineering: Experience of use and a problem, preparation of experts»: report // Military Sea institute of radioelectronics. - SPb, 2003. - P. 4-6.

2. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I. Criterions of efficiency of procedure of processing of the information the person // Materials of XVI scientific and technical (interuniversity) conference «Military radioelectronics: Experience of use and a problem, preparation of experts»: report / Military Sea institute of radio electronics. - SPb, 2005. - P. 27-34.

3. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I. Estimation of motor activity of individuals // Materials of

XVI scientific and technical (interuniversity) conference «Military radioelectronics: experience of use and a problem, preparation of experts»: report / Military Sea institute of radio electronics. - SPb, 2005. -P. 35-40.

4. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I. Application of information technologies for increase of efficiency of an estimation psychophysiology features of trainees // Materials X of the St.-Petersburg international conference « Regional computer science - 2006». - SPb., 2006. - Р. 205-206.

5. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I. Method psychophysiology selection of employees of the Ministry of Internal Affairs for carrying out of counterterrorist operations // Bulletin SPb. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2006. - № 3 (31). - P. 215-220.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 1 (41) 2009

6. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I. Way of perfection of means of testing of motor functions of cadets // Bulletin SPb. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2006. - № 4 (32), - P. 345-349.

7. Primakina, E. I. To a question on an estimation of motor functions of the operator // Materials of XVII scientific and technical (interuniversity) conference «Military radioelectronics: experience of use and a problem, preparation of experts»: report / Military Sea institute of radio electronics. - SPb, 2006. - P. 319-323.

8. Primakina E.I. Technique of an estimation psychophysiology features of cadets // Materials of

XVII scientific and technical (interuniversity) conference «Military radioelectronics: experience of use and a problem, preparation of experts»: report / Military Sea institute of radio electronics . - SPb, 2006. - P. 323-326.

9. Kovalevskij, N. G., Primakina, E. I., Volkova, N. V. Realization of a method of a quantitative estimation of psychomotor reaction of cadets at perfection of means of testing // Scientific and technical collection №. 1 (45), Kostroma: Military academy of radiating chemical and biological protection, 2007. - P. 53-58.

10. Primakina, E. I. Perfection of means of training and testing according to psychomotor reaction of cadets // Bulletin SPb. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. - № 2 (38). - P. 222-226.

11. Middleton, D. Introduction in the statistical theory of communication. - M., 1961. - P. 386.

УДК 658.386.4 O.A. Распопин*

Стратегии и детерминанты формирования руководителем управленческой команды организации

Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный консультант - Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.Я. Слепов.

В статье дается характеристика формальным и неформальным структурам команды управления организацией, раскрываются психологические факторы приближения-отдаления сотрудников руководителем.

Ключевые слова: управленческая команда; психологические факторы; формальные и неформальные структуры; психологическая дистанция и психологическая близость в отношениях.

O.G. Raspopin*. Strategy and determinants of formation by the head of an administrative command of the organization

Work is presented by faculty of military pedagogic and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific adviser - the honored worker of a science of the Russian Federation, the doctor of pedagogical sciences, professor V.Y. Slepov.

In clause the characteristic to formal and informal structures of a command of management is given by the organization, psychological factors of approach-distance of employees the head reveal.

Keywords: an administrative command; psychological factors; formal and informal structures; a psychological distance and psychological affinity in attitudes.

С целью реализации задач руководитель формирует свое ближайшее окружение в организации.

Формально-иерархические управленческие команды (управленческие группы) и собственные команды руководителя. Формально-иерархические команды чаще всего действуют на уровне явной структуры организации и подбираются в соответствии с организационными задачами. Оптимальный путь их развития и функционирования в подобном случае - формирование коллектива. Наряду с формально-иерархической командой для успешного решения организационных задач руководитель может формировать параллельную неформальную структуру управления, используя возможности стелф-структуры организации, создавая свою команду-коллектив, который также действует на уровне явной организационной структуры. При этом возможно как пересечение состава формально-иерархической команды с подобного рода командой руководителя вплоть до полного их совпадения, так и их полное несоответствие. Последнее в значительной мере зависит от реальных возможностей руководителя быть свободным в формировании своего ближайшего окружения.

Наряду с командами, коллективами, для решения своих собственных задач, которые могут не совпадать с официальными организационными целями или противоречить им, руководитель в

* Главный специалист департамента вагонного хозяйства РЖД, г. Москва, кандидат педагогических наук. Хел. S-926-221-6S-10.

* * Main specialist of department of carriage economy of RZD of Moscow, candidate of pedagogical sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.