Научная статья на тему 'Методика гибкого изменения системы бизнес-процессов промышленного предприятия как ключевой инструмент реализации стратегии'

Методика гибкого изменения системы бизнес-процессов промышленного предприятия как ключевой инструмент реализации стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ДИАГНОСТИКА / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SYSTEM / BUSINESS-PROCESS / DIAGNOSTIC / KEY PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миняев Евгений Валерьевич

Усложнение внешней среды предприятия обусловливает потребности в применении инструментов своевременной адаптации предприятия к новым условиям осуществления деятельности. В качестве такого инструмента рассматривается методика гибкого изменения системы бизнес-процессов в стратегии промышленного предприятия, позволяющая своевременно выявлять ограничивающие факторы и осуществлять необходимые корректировки в системе управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миняев Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF FLEXIBLE CHANGING OF BUSINESS-PROCESS SYSTEM AS AN INSTRUMENT OF STRATEGY IMPLEMENTATION

Complication of the company’s external environment determines demand for instruments of enterprise’s adaptation to new conditions of business activities. Method of flexible changing of business-process system is considered as an effective instrument, which allows identifying limiting factors in the enterprise management system and correcting the system.

Текст научной работы на тему «Методика гибкого изменения системы бизнес-процессов промышленного предприятия как ключевой инструмент реализации стратегии»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 4. С. 220-224.

УДК 338.24.01

МЕТОДИКА ГИБКОГО ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

METHOD OF FLEXIBLE CHANGING OF BUSINESS-PROCESS SYSTEM AS AN INSTRUMENT OF STRATEGY IMPLEMENTATION

Е.В. Миняев E.V. Minyaev

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Усложнение внешней среды предприятия обусловливает потребности в применении инструментов своевременной адаптации предприятия к новым условиям осуществления деятельности. В качестве такого инструмента рассматривается методика гибкого изменения системы бизнес-процессов в стратегии промышленного предприятия, позволяющая своевременно выявлять ограничивающие факторы и осуществлять необходимые корректировки в системе управления предприятием.

Complication of the company’s external environment determines demand for instruments of enterprise’s adaptation to new conditions of business activities. Method of flexible changing of business-process system is considered as an effective instrument, which allows identifying limiting factors in the enterprise management system and correcting the system.

Ключевые слова: система, бизнес-процесс, диагностика, ключевые показатели.

Key words: system, business-process, diagnostic, key performance indicators.

Усиление конкуренции на мировом рынке, выражающееся через глобализацию рыночных отношений, интеграцию производительных сил, рост научно-технологического потенциала компаний, приводит к необходимости разработки стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке. Наряду с такими традиционными инструментами реализации стратегии, как система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности, стратегически ориентированное бюджетирование, пр., система бизнес-процессов предприятия выступает ключевым носителем процесса реализации стратегии предприятия. Однако в аспекте стратегического управления статичность и регламентация бизнес-процессов предприятия снижает эффективность достижения стратегических целей. В связи с этим в условиях усиления глобальной конкуренции на рынке и роста спроса на инновационную продукцию актуальным становится вопрос обеспечения гибкости системы бизнес-процессов, целью которого является адаптация существующих бизнес-процессов предприятия к новым условиям осуществления деятельности в соответствии с установленными стратегическими целями.

Разработка и внедрение методики гибкого изменения системы бизнес-процессов представляет одну из важнейших задач для промышленного предприятия в целях адаптации к динамично меняющейся внешней среде.

Под методикой гибкого изменения системы бизнес-процессов понимается взаимосвязанная последовательность этапов по совершенствованию системы бизнес-процессов для реализации стратегических целей предприятия. Методика гибкого изменения системы бизнес-процессов включает в себя следующие этапы:

1) формирование стратегии предприятия; определение ключевых показателей для оценки достижения стратегических целей;

2) определение системы бизнес-процессов, в которых осуществляется реализация стратегии предприятия, и ключевых показателей для оценки реализации стратегии в бизнес-процессах;

3) разработка стратегической программы достижения целевых значений показателей;

4) диагностика системы ключевых бизнес-процессов промышленного предприятия на предмет соответствия системы бизнес-процессов поставленным стратегическим целям и задачам предприятия;

© Е.В. Миняев, 2011

5) определение ключевых бизнес-процессов, требующих проведения корректировок или совершенствования;

6) разработка и реализация плана мероприятий по изменению/совершенствованию бизнес-процесса/ системы бизнес-процессов;

7) оценка эффективности проведенных мероприятий по изменению бизнес-процесса/системы бизнес-процессов.

Апробация методики была осуществлена на ООО «Омсктехуглерод». Предприятие является лидером российского рынка по производству технического углерода - незаменимого компонента в производстве автомобильных шин, резино-технических изделий, лакокрасочной продукции и пр.

На первом этапе для предприятия были разработаны стратегии в соответствии со стратегической целью:

• стратегические цели - увеличить долю мирового рынка до 5 % к 2015 г., войти в пятерку лидеров мирового рынка по производству специальных марок технического углерода до 2015 г.;

• стратегии определили выбор системы бизнес-процессов и ключевых показателей, позволяющих оценивать реализацию стратегий в бизнес-процессах (табл. 1).

Процессы формирования стратегических целей и стратегий, определение системы бизнес-процессов и ключевых показателей резюмируются в стратегической программе, являющейся сводным документом для комплексной оценки направлений развития предприятия.

На следующем этапе в целях определения проблем, препятствующих реализации стратегий, проводится диагностика системы бизнес-процессов, включающая проведение расчета сводного показателя оценки бизнес-процесса, который рассчитывается как среднее значение результативности бизнес-процесса и среднего значения экспертной оценки с учетом веса стратегии для бизнес-процесса.

Источниками аналитических данных для диагностики системы бизнес-процессов служат следующие данные:

1) оценка эффективности и результативности бизнес-процесса - определение проблемных мест, которые потенциально могут привести к возрастанию уровня издержек на реализацию стратегии или имеющие потенциальную опасность возникновения проблем;

2) экспертные оценки соответствия/готовности бизнес-процесса к реализации стратегий;

3) аналитическое заключение владельца бизнес-процесса с оценкой наличия необходимых ресурсов для реализации стратегий.

Результаты диагностики системы бизнес-процессов ООО «Омсктехуглерод» показали, что бизнес-процессы предприятия «Исследования и разработки» и «Сервисное обслуживание» находятся ниже нормативного уровня, что свидетельствует о необходимости проведения коренной реорганизации данных бизнес-процессов; бизнес-процессы «Маркетинг и продажи», «Производство» и «Обеспечение сырьевыми ресурсами» соответствуют требуемому уровню, но рекомендуются к проведению мероприятий по их совершенствованию (см. табл. 2).

Т аблица 1

Выбор системы показателей и ключевых бизнес-процессов для реализации стратегий

Стратегия/цель Бизнес-процесс

Производство Исследования и разработки Маркетинг и продажи Сервисное обслуживание

Увеличение производственных мощностей Объем производства (465 000 тн. к 2015 г.)

Расширение ассортиментного ряда Количество новых освоенных марок (15 марок к 2013 г.) Доля продаж перспективных и высокодоходных марок(15 %)

Оптимизация производственных процессов Выход продукции из сырья (не менее 70 %)

Расширение дистрибьюторской сети Доля продаж на новые географические сегменты рынка (8 % к 2015 г.)

Улучшение сервисного обслуживания потребителей Сводный коэффициент удовлетворенности потребителей (не менее 9 к 2013 г.)

Т аблица 2

Диагностика системы бизнес-процессов

Бизнес-процесс Стратегия Сводная оценка бизнес-процесса за отчетный период (на конец 2010 г.) Оценка возможности бизнес-процессов для реализации стратегии экспертами по 10-балльной шкале Вес стратегии Сводный показатель

Производство Увеличение производственных мощностей 8,9 8 9 8 0,7 8,55

Оптимизация производственных процессов 8 10 8 0,3

Исследования и разработки Расширение ассортиментного ряда 5,7 6 5 7 1,0 5,925

Обеспечение сырьевыми ресурсами Возможности по расширению источников сырья 9,1 8 8 8 1,0 8,275

Продажи и маркетинг Увеличение продаж расширенного ассортиментного ряда 8,1 9 8 8,5 0,6 8,1

Расширение дистрибьюторской сети 7 8 7,5 0,4

Сервисное обслуживание Улучшение сервисного обслуживания потребителей 4,6 6 7 6 1,0 5,9

На основе расчета сводного показателя, а также заключения владельца бизнес-процесса касательно необходимости изменений бизнес-процесса разрабатывается программа изменения/совершенствования бизнес-процессов для целей реализации стратегий, которая должна включать следующие разделы:

1) описание бизнес-процесса;

2) роль бизнес-процесса и готовность бизнес-процесса к реализации стратегии;

3) описание мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов; следующие элементы и атрибуты бизнес-процесса могут быть подвержены корректировке: документация (регламент, должностные инструкции, рабочие инструкции), объем и структура ресурсов для функционирования, продукт на выходе, алгоритм функционирования процесса, сроки производства продукта в бизнес-процессе и пр.;

4) цель совершенствования - прогнозируемые результаты, которые возможно достичь после совершенствования бизнес-процесса;

5) показатели результативности мероприятий по совершенствованию бизнес-процесса;

6) выбор и описание инструментария совершенствования бизнес-процесса: методы совершенствования, показатели результативности и эффективности проведения мероприятий, установление целевых значений показателей.

На ООО «Омсктехуглерод» апробация методики включала в первую очередь гибкое из-

менение бизнес-процесса «Исследования и разработки», поскольку выпуск новых типов продукции являлся приоритетной задачей для стратегии предприятия.

В связи с этим следующие мероприятия по совершенствованию бизнес-процесса были реализованы:

1) обеспечение взаимодействия бизнес-процесса «Исследования и разработки» с ключевыми бизнес-процессами предприятия: «Маркетинг и продажи», «Производство», «Сервисное обслуживание»;

2) включение бизнес-процесса «Исследования и разработки» в процесс формирования и реализации стратегий, цепочку формирования стоимости;

3) регламентация процедур бизнес-процесса «Исследования и разработки», в частности, согласование ключевых требований по сырью с производственными возможностями предприятия, проведение испытаний на основных производственных мощностях, акцептация опытных образцов у потребителей и пр.

Методика гибкого изменения системы бизнес-процессов применительно к системе бизнес-процессов ООО «Омсктехуглерод» позволила предприятию в период с ноября 2009 г. по февраль 2011 г. расширить базовый ассортимент продукции за счет производства серии специальных марок технического углерода (пигментный ряд - ОшеагЬ Р110, ОшеагЬ Р140,

ОшеагЬ Р80; электропроводный ряд - ОшеагЬ С140, ОшеагЬ С40, ОшеагЬ С8100).

Совершенствование бизнес-процесса «Исследования и разработки» после внедрения в промышленное производство серии специаль-

ных марок технического углерод позволило предприятию увеличить рентабельность продаж за первое полугодие 2011 г. на 2,05 % по сравнению с базовым ассортиментом продукции (табл. 3).

Т аблица 3

Оценка влияния совершенствования бизнес-процесса «Исследования и разработки» на экономические показатели ООО «Омсктехуглерод» за первое полугодие 2011 г.

№ Показатель Базовый ассортимент Расширенный ассортимент В том числе

стандартные марки специальные марки

1. Объем продаж

1.1. в тн. 156 180 156 180 151 230 4 950

1.2. в % 100 % 100 % 97 % 3 %

2. Выручка от реализации

2.1. в тыс. руб. 5 427 809 5 682 962 5 255 779 427 183

2.2. в % 100 % 100 % 92 % 8 %

3. Переменные затраты

3.1. в тыс. руб. 3 565 568 3 640 200 3 452 560 187 640

3.2. в % 100 % 100 % 95 % 5 %

4. Постоянные расходы, тыс. руб. 814 855 814 855 788 569 26 286

5. Коммерческие расходы

5.1. в тыс. руб. 167 134 189 604 167 134 22 470

5.2. в % 100 % 100 % 88 % 12 %

6. Валовая прибыль

6.1. в тыс. руб. 880 252 1 038 303 847 516 190 787

6.2. в % 16 % 18 % 16 % 45 %

Маржинальная прибыль на 1 тн., тыс. руб. 11,92 13,08 11,92 48,39

Рентабельность продаж, % 16,22 % 18,27 % 2,05 % 16,13 % 44,66 %

Отклонение рентабельности продаж, %

Стоит отметить, что рынок специальных марок технического углерода имеет множество ограничений для входа, в основном ввиду сложности технологических процессов производства и высоких требований потребителей данной продукции. ООО «Омсктехуглерод» предпринимало попытки разработки и производства данной продукции, начиная с 2006 г. И только после внедрения единой методики, согласующей стратегические цели предприятия и систему бизнес-процессов в 2009 г. удалось запустить промышленное производство и провести акцептацию у потребителей.

Помимо реализации мероприятий по изменению каждого из ключевых бизнес-процессов для реализации стратегии целесообразно провести анализ и совершенствование элементов взаимодействия бизнес-процессов, поскольку неэффективная и затратная модель системы взаимодействия бизнес-процессов, несмотря на высокие показатели результативности процессов и их готовность к реализации процессов, может не дать ожидаемых результатов.

На ООО «Омсктехуглерод» были пересмотрены следующие взаимосвязи в системе бизнес-процессов (рис.):

• Взаимодействие с обеспечением обратной связи «Маркетинга» и «Сервисного обслуживания» позволит заранее выявлять потребности клиентов в тех или иных сервисных услугах;

• Прямое взаимодействие «Логистики» и «Потребителя» позволит гибко определять и организовывать доставку продукции (ранее процесс осуществлялся через «Продажи»);

• Взаимодействие «Маркетинга» и «Обеспечения сырьевыми ресурсами» позволит своевременно получать информацию для формирования маркетинговой стратегии предприятия (в частности, ограничения возможностей увеличения сырьевых ресурсов);

• Взаимодействие «Маркетинга» и «Логистики» по вопросам оптимизации дистрибьюторской сети.

Взаимодействие в системе бизнес-процессов после ее реорганизации

Изменение системы бизнес-процессов, позволившее начать реализацию специальных марок технического углерода, по мнению экспертов, можно считать ключевым этапом в развитии предприятия и увеличения его конкурентоспособности, ввиду того, что в настоящее время новые марки имеют высокий спрос со стороны инновационных секторов экономики: производство электроники, химических источников тока, резинотехнических изделий с токопроводящими свойствами, современных полимеров и пр. В связи с тем, что данный вид продукции имеет ограниченное предложение на рынке и конечные продукты потребителей характеризуются сложностью и инновационностью, добавленная стоимость в специальных марках технического углерода выше, чем стандартных марках, что позволяет увеличивать прибыльность предприятия.

В современных условиях модернизация экономики страны и увеличение инновационной активности предъявляют новые требова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния к системам управления промышленными предприятиями, которые могут обеспечить выпуск технологически новых видов продукции. Внедрение предлагаемой методики на промышленном предприятии позволяет получить следующие конкурентные преимущества:

1) своевременная идентификация и реализация стратегических планов предприятия через измененную в соответствии со стратегическими целями систему бизнес-процессов предприятия;

2) выявление резервов повышения выручки от реализации продукции и себестоимости производимой продукции за счет увеличения эффективности и результативности функционирования отдельных бизнес-процессов предприятия;

3) увеличение конкурентоспособности предприятия посредством гибкой адаптации системы бизнес-процессов предприятия под изменяющиеся потребности рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.