Научная статья на тему 'Методика формирования рефлексивной культуры студентов'

Методика формирования рефлексивной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТАП / СТАДИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Александра Владиславовна

В статье раскрывается сущность методики формирования рефлексивной культуры у студентов вуза. Представленная методика включает в себя педагогические технологии, ориентированные на личность студента, его возможности и способности. Методика формирования рефлексивной культуры направлена на развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the methods of students' reflective culture forming. The methods comprise the pedagogical technologies directed towards students' personalities, their possibilities and capacities. The methods of the reflective culture forming are directed at the development of professional qualities of future specialists.

Текст научной работы на тему «Методика формирования рефлексивной культуры студентов»

А. В. Руденко

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского.

Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Савченко

В статье раскрывается сущность методики формирования рефлексивной культуры у студентов вуза. Представленная методика включает в себя педагогические технологии, ориентированные на личность студента, его возможности и способности. Методика формирования рефлексивной культуры направлена на развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

Ключевые слова: методика, рефлексивная культура, этап, стадия, профессиональная деятельность, творческая деятельность.

A. Rudenko

METHODS OF STUDENTS' REFLECTIVE CULTURE FORMING

The article reveals the essence of the methods of students' reflective culture forming. The methods comprise the pedagogical technologies directed towards students' personalities, their possibilities and capacities. The methods of the reflective culture forming are directed at the development of professional qualities of future specialists.

Key words: methods, reflective culture, stage, professional activity, creative activity.

Изменения социально-политических и экономических ориентиров современного общества привели к выдвижению новых требований, предъявляемых обществом к выпускнику вуза, к уровню его подготовленности. Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, восприимчивых к творческому труду, высоко профессиональных, мобильных, способных к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности, обладающих высоким уровнем рефлексивной культуры.

По мнению академика В. А. Сластенина, рефлексивная культура соединяет в себе совокупность индивидуальных, социально обусловленных способов осознания и переосмысления субъектом собственной жизнедеятельности. Рефлексивная культура характеризуется определенным уровнем развития профессионального самосознания и профессиональной компетентности, социально и профессиональ-

но обусловленных способов осознания и переосмысления содержания профессиональной деятельности [4, с. 37].

Однако реализация задачи обеспечения высокого уровня рефлексивной культуры студентов затруднена из-за ряда объективных и субъективных обстоятельств, главными из которых являются:

• сложившаяся система профессиональной подготовки, в которой пока не получила широкого распространения методика формирования и развития рефлексивной культуры;

• отсутствие знаний о рефлексивной культуре как особом виде личностной культуры, направленной на осмысление и переосмысление личностных ценностей, жизнедеятельности.

В настоящее время понятие «рефлексивная культура» рассматривается в качестве объяснительного принципа для раскрытия содержания различных феноменов и фактов, получаемых

Теоретические предпосылки подготовки будущего учителя к субъектному взаимодействию с родителями

в экспериментальных исследованиях предметов психолого-педагогического цикла: мышления (В. В. Давыдов, А. З. Зак, А. В. Захаров, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.), сознания (Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина. В. Н. Пушкин, Е. В. Смирнова и др.), личности (Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Б. В. Зейгарник, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.), общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.).

С позиции известного философа М. С. Кагана, культура структурируется на понятия «вещь», «тело», «организация», «знание», «ценность», «проект», «художественный образ» и определяется как «опредмеченная деятельность человека»; формы же присвоения продуктов, ее «распредмечивания» рассматриваются в материальной, духовной и художественной культуре [2, с. 253, 289].

Г. В. Драч определяет культуру как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов и фиксирует ее функции: трансляция социального опыта, способ социализации личности [1, с. 100].

Э. А. Поздняков понимает культуру как систему нравственных норм, определяющую быт и поведение человека, пронизывающую все сферы индивидуальной и общественной жизни и деятельности. «Нравственность, — подчеркивает философ, — есть не только фундамент культуры, но и сама культура» [3, с. 312].

Рефлексивная культура чаще всего выступает в форме решения профессиональных задач. В научных исследованиях обосновано положение о том, что сознательная человеческая деятельность есть более или менее осознанное решение определенных задач.

Всякое действие исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель, разрешая при этом ту или иную задачу и выражая отношение человека к окружающему. Профессиональную деятельность надо рассматривать как решение следующих одну за другой профессиональных задач, встающих перед будущим специалистом, и поэтому формирование рефлексивной культуры необходимо осуществлять посредством учебно-воспитательных задач.

Рассмотрим методику формирования рефлексивной культуры построения семинарских занятий [5, с. 223].

Первый этап содержания занятий — отбор теоретической базы знаний, т. е. основополагающих знаний по определенной теме. Отбор базы знаний ведется с учетом их дальнейшего использования в практической деятельности, одновременно происходит развитие мотиваци-онно-целевого компонента рефлексивной культуры.

Вторым этапом занятия является отбор содержания, на котором возможно применение знаний. На этом этапе учебного занятия происходит воспроизведение знаний, что обеспечивает усвоение информации на репродуктивном уровне, и одновременно развивается когнитивно-операционный компонент рефлексивной культуры.

Третий этап содержания занятия — развитие опыта творческой деятельности. Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умений в новую профессиональную ситуацию. Решая новую проблему, студент проявляет способность использовать уже усвоенные знания и образцы действия, происходит видение новой проблемы в знакомой ситуации, что стимулирует познавательную активность студента, инициативу и творческую индивидуальность в усвоении знаний. Рефлексия проявляется в самостоятельном комбинировании известных способов действий в решении нестандартной проблемы и происходит развитие лич-ностно-творческого компонента рефлексивной культуры.

Четвертый этап содержания занятия — формирование норм ценностных отношений к своей деятельности, осознание себя субъектом деятельности, что влечет за собой развитие аксиологического компонента рефлексивной культуры студента.

Заключительный этап каждого занятия — рефлексивно-оценочный. Это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и шаговых самооценок, когда студент на каждом этапе занятия оценивает и корректирует свою деятельность [5, с. 268].

Следует отметить, что каждый из перечисленных выше этапов проведения занятия завершается самооценкой деятельности студента. Если на занятии выполнено пять заданий, то у каждого студента будет пять промежуточных оценок и одна итоговая. Мы согласны с исследователем И. А. Стеценко, что принцип частых и немедленных оценок облегчает и корректирует итоговый результат. Частое и немедленное оценивание усиливает учебную мотивацию, стимулирует потребность в самообразовании и повышает диагностичность образовательного процесса. Выделим критерии пятибалльной самооценки, используемые в ходе занятий:

5 — студент принимает активное участие в решении профессиональных задач в группе и микрогруппе, является лидером в обсуждении, проявляет инициативу, отстаивает свою позицию, используя базовые знания по теме, опирается на личный опыт.

4 — студент принимает участие в решении профессиональных задач, когда это предлагает группа или преподаватель, активен в зависимости от ситуации, ситуативно применяет базовые знания по просьбе преподавателя, реже самостоятельно, иногда неверно использует знания, не умеет связать базовые знания с конкретной ситуацией.

3 — студент пассивен, не принимает участие в работе группы, микрогруппы, чаще всего выступает в роли слушателя, поддерживая мнение других студентов, базовые знания не может применить, так как ими не владеет.

Обязательным компонентом организации занятий с игровыми элементами являются регламентированные процессы, когда участники становятся в позицию наблюдателей с правом оценки того, что происходило в ходе занятия, т. е. процессы рефлексии (общей, групповой, содержательной). Рефлексия может быть проведена один (в конце занятия) или несколько раз — в начале, по завершении определенных этапов работы и в конце. Группам предлагается оценить проделанную работу в устной или письменной форме, совпадение имевшихся ожиданий с полученным результатом. Положительной стороной рефлексии является ее

направленность на развитие личности студента, так как умение и навык самонаблюдения (самоконтроля, самооценки) представляют собой важнейшие учебные умения и навыки, а любое содержание умения лишь средство их формирования. Поскольку рефлексия является обязательным условием проведения игровых форм обучения, то студенты привыкают к рефлексивной позиции и используют ее и вне игры.

Следует отметить, что подготовка студентов к семинарским занятиям с использованием активных форм обучения носит специфический характер. При подготовке необходимо переосмыслить, проанализировать учебный материал, соотнести его с накопленным личным опытом, сложившимися установками. Поэтому завершающей ступенью учебного занятия служит выполнение задания творческого (исследовательского) характера, где осуществляется синтез научных знаний и опыта деятельности студента.

Уровень творческого отношения к знаниям проявляется в самостоятельном поиске студентами жизненных ситуаций по теме занятия. В этом случае студенты обращаются к дополнительной литературе либо, используя профессиональные знания и кругозор, описывают научный факт в виде проблемной ситуации применительно к данной теме и самостоятельно соотносят фонд знаний с элементами ситуации для последующего ее решения. Кроме перечисленных форм целесообразно использовать микровыступления студентов, выполнение микросочинений и составление программ самовоспитания.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы.

Методика формирования рефлексивной культуры базируется на педагогических технологиях, где педагогические действия и операции выстраиваются строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму ожидаемого результата, где сформулированы конкретные задачи с учетом усложнения деятельности студентов: от воспроизведения знаний до их творческого применения.

В методике формирования рефлексивной культуры целесообразно учитывать критерии, способы и приемы, ориентированные на личность студента, его возможности и способно-

сти. Особое внимание следует уделять профессиональной направленности и выработке у студентов профессионально нравственных качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Драч Г. В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995. 256 а

2. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 289 а

3. Поздняков Э. А. Философия культуры. М., 1999. 312 а

4. Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал. 2005. № 3.

5. Стеценко И. А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: Дис. на соис. учен. степени д-ра пед. наук. М., 2006. 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.