Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.26
Т.Н. Патрахина
канд. филос. наук, доцент, кафедра коммерции и менеджмента, ФГБОУВПО «Нижневартовский государственный
университет»
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МИССИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье предпринята попытка обобщения информации наиболее значимых исследований российских специалистов в области стратегического менеджмента по проблеме методики формирования миссии образовательной организации, в рамках стратегического планирования, с учетом отраслевой специфики современной системы образования.
Ключевые слова: миссия, образовательная организация, методика формирования миссии, система образования.
T.N. Patrakhina, Nizhnevartovsk State University
METHOD OF FORMING THE MISSION OF MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract. The paper attempts to summarize the information of the most significant studies of Russian specialists in the field of strategic management on the issue of methods of forming the educational mission of the organization, in the framework of strategic planning, taking into account industry-specific modern education system.
Keywords: mission, educational organization, methods of formation of the mission, the education system.
Процесс стратегического менеджмента современной образовательной организации на начальных этапах требует определения ее миссии. В самом общем понимании миссия образовательной организации играет роль связующего элемента между организацией и ее внутренними целевыми аудиториями, выступая в роли ориентира их интересов и ожиданий, а также внешними целевыми аудиториями, которые прямо или косвенно задействованы в образовательном процессе и оказывают влияние на него. Процесс определения миссии носит важный характер, грамотно сформулированная миссия приводит к ясности - для чего функционирует образовательная организация и к чему она стремится. Автор первого в России учебника «Стратегическое управление» О.С. Виханский определил миссию организации, как ее предназначение в концентрированной форме, которое придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом [1, с. 41].
Теоретические и методические научные изыскания по проблеме формирования миссии организации нашли отражения в многочисленных исследованиях, посвященных стратегическому менеджменту, как в России, так и за рубежом. Среди ученых, обратившихся к теме миссии организации, можно выделить: Г. Минцберга, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, И. Ансоффа, Ф. Котлера, Р. Бергера, Н. Бикхоффа, О.С. Ви-ханского, Р.А. Фатхутдинова, Л.Г. Зайцева, М.И. Соколову, А.П. Егоршина, Н.А. Савельеву, М.Н. Дудина, Н.В. Лясникова, С.А. Широковских и др.
При этом стоит отметить, что специфике формирования миссии образователь-
№ 9 (49) - 2015
47
Проблемы экономики и менеджмента
ных организаций различных типов и видов посвящены немногочисленные научные труды таких российских исследователей, как В.Н. Виноградова, Г.Ф. Глебовой, О.Г. Прикота, М.М. Поташника, А.И. Моисеева, И.П. Гришана, Н.В. Пернай, Ф.В. Шарипова, В.А. Абчук, А.П. Панфиловой, Ю.А. Егоровой, Е.А. Дудиной и др.
Сегодня формирование миссии образовательной организации осуществляется на основе методики, предложенной научным сообществом.
Во-первых, следует отметить, что миссия как элемент стратегического менеджмента понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле миссия - это выражение философии, смысла существования, предназначения организации. Данный контекст важен при формировании миссии, так он определяет ценности, убеждения, принципы, которыми будет руководствоваться образовательная организация в своей деятельности. Данные составляющие, как правило, имеют статичную основу и меняются в исключительных случаях. Узкое понимание миссии - утверждение образовательной организации, заключающееся в ответе на вопрос: для чего существует организация? Стоит обратить внимание, что в ответе на данный вопрос должно присутствовать отличие данной организации от аналогичных на рынке образовательных услуг [3, с. 46].
Во-вторых, миссия должна формироваться с учетом пяти факторов [2, с. 119], рассмотрим их относительно образовательных организаций:
- история образовательной организации (история становления, достижений);
- действующий стиль управления и поведения всех участников образовательного процесса;
- образовательная среда города, района и т.д.;
- уникальные ресурсы, которые образовательная организация может использовать для достижения поставленных целей;
- особенные деловые способности и возможности (цели и задачи организации должны быть основаны на научном знании того, что именно эта организация делает лучше остальных).
В-третьих, формулировка миссии образовательной организации играет важную роль в ее деятельности. Прежде всего, миссия - это визитная карточка для целевых аудиторий внешней среды, она создает представление об образовательной организации (что собой представляет? каковы ее устремления? какими средствами достигает целей? и т.д.). Более того, миссия влияет на имидж организации, формирует первичное отношение внешней целевой аудитории.
Говоря о внутреннем потенциале миссии, стоит сказать, что она:
- способствует формированию корпоративного духа образовательной организации;
- создает единой представление о целях образовательной организации у работников и определяет направление их действий;
- способствует идентификации работников и образовательной организации;
- благоприятно влияет на психологический климат коллектива, понимание значения миссии образовательной организации упрощает восприятие философии, ценностей и принципов.
48
№ 9 (49) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Содержание миссии, по мнению современного российского исследователя Н. А. Савельевой, должно соответствовать следующим требованиям:
- основой миссии должны стать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей образовательной услуги;
- в миссии должны найти отражение интересы субъектов, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность образовательной организации; как показывает практика, существенное влияние на работу организации оказывают учредители, работники и потребители образовательной услуги;
- миссия должна иметь простую для восприятия формулировку, не осложненную терминологией и синтаксическими конструкциями [4, с. 52].
В-четвертых, миссия способствует более эффективному управлению, так как упрощает выбор ориентиров для целеполагания, траектории стратегического развития и определяет рамки деятельности образовательной организации. Помимо этого процесс управления совершенствуется, так как миссия задает общий подход к приоритетам при распределении ресурсов образовательной организации и формирует основу для оценки эффективности их использования. Особая роль миссии заключается и в обогащении рабочего места сотрудников, расширяя смысл и содержание его труда.
В заключение стоит остановиться на формулировке миссии. В мировой практике существует мнение, что самые хорошие миссии - это миссии краткие, простые, которые громко и предельно ясно заявляют об организации и вызывают положительные эмоции у всех целевых аудиторий. Однако практика показывает, что современные организации предпочитают два варианта формулировки миссии - сокращенный и расширенный, рассчитанные на разные целевые аудитории.
По мнению российских исследователей Л.Г. Зайцева и М.И. Соколовой грамотно обоснованная, лаконично сформулированная миссия обладает управленческой ценностью:
- формирует лояльное отношение сотрудников к долгосрочным планам организации;
- облегчает восприятие будущего организации;
- помогает управленцам среднего уровня сформулировать цели и задачи промежуточных процессов, направленных на достижение глобальных целей организации [2, с. 119].
Процедура разработки миссии образовательной организации имеет свою специфику. Как правило, в большинстве случаев миссия формулируется высшим руководством, такой подход имеет один существенный недостаток: миссию не знают, либо не разделяют остальные работники. Отметим, что миссия выполняет свое предназначение только в том случае, если все члены образовательной организации согласны с ее содержанием и следуют в своей работе ее концепции.
Таким образом, можно констатировать, что формирование миссии образовательной организации является неотъемлемым элементом работы любой образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на принципах стратегиче-
№ 9 (49) - 2015
49
Проблемы экономики и менеджмента
ского менеджмента. Следуя методическим рекомендациям при определении миссии, удастся избежать формализма, а также использовать весь потенциал данного этапа стратегического планирования, что во многом облегчит дальнейший процесс целепола-гания и определения индивидуальной траектории развития образовательной организации в условиях повышенной конкуренции на рынке образовательных услуг.
Список литературы:
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Экономистъ, 2004. - 416 с.
3. Патрахина Т.Н. Нет миссии - нет смысла // Директор школы. - 2013. - № 1. -С. 45-49.
4. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. -
382 с.
50
№ 9 (49) - 2015