Научная статья на тему 'Миссия библиотеки как социального института: культурологический аспект'

Миссия библиотеки как социального института: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4172
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ БИБЛИОТЕКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MISSION OF INSTITUTION / LIBRARY PHILOSOPHY / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гиндина Оксана Владимировна

Анализируя этимологию термина «миссия», автор выделяет основные характеристики данного феномена и устанавливает, что ими обосновано фундаментальное положение миссии в системе стратегического управления. Также в статье предложено определение миссии в контексте стратегического управления; соотнесены его основные элементы: миссия, функции, цели, философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION OF LIBRARY AS A SOCIAL INSTITUTION: CULTUROLOGICAL ASPECT

During the analyses of etymology of the word "mission", the author emphasizes basic characteristics of this phenomenon and ascertains that the fundamental place of mission in the system of strategic management is substantiated by them. The definition of a mission in the context of strategic management is suggested in the article, and its basic elements mission, functions, goals, philosophy are correlated.

Текст научной работы на тему «Миссия библиотеки как социального института: культурологический аспект»

УДК 02 + 008

О. В. Гиндина

МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Анализируя этимологию термина «миссия», автор выделяет основные характеристики данного феномена и устанавливает, что ими обосновано фундаментальное положение миссии в системе стратегического управления. Также в статье предложено определение миссии в контексте стратегического управления; соотнесены его основные элементы: миссия, функции, цели, философия.

Ключевые слова: миссия учреждения, философия библиотеки, стратегическое управление.

O.V. Gindina

MISSION OF LIBRARY AS A SOCIAL INSTITUTION: CULTUROLOGICAL ASPECT

During the analyses of etymology of the word “mission”, the author emphasizes basic characteristics of this phenomenon and ascertains that the fundamental place of mission in the system of strategic management is substantiated by them. The definition of a mission in the context of strategic management is suggested in the article, and its basic elements - mission, functions, goals, philosophy - are correlated.

Key words: mission of institution, library philosophy, strategic management.

Термин «миссия» привнесен в науку теорией социального управления (О.С. Виханский, Р. Котлер). Определению содержания этого понятия и методике разработки посвящены работы Стивена Ленгли, Джиллиана Хеббери. Среди отечественных ученых можно назвать работы по стратегическому управлению и вопросам определения миссии Л.М. Савченко, Л.С. Шеховце-вой, О.П. Коробейникова. Вопросам разработки миссии библиотек посвящены работы Т.А. Бруе-вой, Т.М. Ануриной, В.С. Лазарева, Н.В. Жадько.

Изначально термин «миссия» употреблялся в религиозном контексте. Об этом свидетельствуют следующие трактовки: «посланничество, выполнение поручений, распространение данной религии среди людей, придерживающихся иного вероисповедания» (философский словарь). В Религиозном словаре дано определение однокоренному слову «миссионерство», которое понимается как «деятельность представителей религиозных организаций, направленная на мирное распространение своего вероучения среди неверующих или представителей других религий». В соответствии с этим источником миссионерство происходит от древнееврейского «машиах» -«помазанник, ... посланный Богом спаситель, который должен установить там свое царство или принести истинную веру». В других определениях миссии как «делегации, посылаемой в другую страну с определенным поручением» (Большой энциклопедический словарь), миссии как «дипломатической делегации специального назначения» (Словарь Ожегова) или миссии как «ответственного задания, роли, поручения» (Толковый словарь русского языка) не подразумевается религиозное содержание, однако во

всех трактовках присутствует указание на высокое предназначение и особо важную роль миссии.

В мировой практике менеджмента под миссией принято понимать основной четко выраженный ориентир существования организации, ее стратегическое устремление, позволяющие как руководителям, так и персоналу взглянуть на деятельность организации «с высоты птичьего полета» [6, 45], определить роль учреждения в системе более высокого уровня. Реализация идеального предназначения организации осуществляется в рамках общей концепции стратегического управления.

Теория стратегического управления основывается на общих методологических подходах к управлению: системном, организационном, процессном. Системный подход предполагает рассмотрение экономического объекта как системы, т.е. совокупности взаимосвязанных элементов. При организационном подходе главными становятся социальные факторы, организация понимается как искусственная система, посредством которой люди реализуют индивидуальные и коллективные цели. При процессном подходе выделяют повторяющиеся процедуры, фазы стратегического развития (стратегический анализ, прогнозирование, планирование, организация и мотивация, стратегический контроль и регулирование). Последовательная реализация этих этапов обеспечивает стабильное функционирование организации и ее развитие в выбранном направлении, а также позволяет корректировать направления работы.

В «Большом экономическом словаре» стратегия определяется как «искусство руководства, общий план ведения работы исходя из сложив-

шейся действительности на данном этапе развития», а стратегия в современном менеджменте понимается как «система установок и мер, направленная на долгосрочное укрепление конкурентной позиции в рамках установленной миссии» [14, 17]. При этом стратегическое управление имеет два аспекта: во-первых, оно состоит из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по приспособлению к внешней среде, во-вторых, из реактивных действий на непредвиденные действия во внешней среде. Действия по обоим направлениям должны соответствовать миссии организации. Л.С. Шеховце-ва определяет стратегическое управление как функционирование в рамках установленной миссии [14, 18].

Основы науки о стратегическом управлении заложены западными и японскими учеными. В этих странах к настоящему времени накоплен богатый опыт разработки системы стратегического управления и методик формулировки миссии организаций, в т.ч. и миссий учреждений культуры. При этом и в западной теории нет однозначного определения термина «миссия»; имеет место подмена миссии функциями, неразделе-ние миссии, задач и роли учреждения.

Существует множество определений миссии: западные исследователи определяют миссию организации как «широкую по форме, но не допускающую произвольных трактовок формулировку целей, которая выделяет организацию из массы других организаций такого же типа... Миссия описывает продукт, услуги и рынок организации, а также применяемую ею технологию таким образом, чтобы отразить ценности и приоритеты лиц, принимающих в организации стратегические решения» [8].

З. Геболис предлагает принять «интегральное понимание термина «миссия», предложенного А. Кампбелом и С. Янгом, которые понимают под миссией документ, содержащий цель организации, ее стратегию, стандарты поведения и ценности.

В американской библиотечной практике миссия определяется как элемент стратегического планирования, позволяющий выявить этические, социальные и профессиональные предпосылки для принятия управленческих решений.

В работах отечественных авторов, касающихся вопросов методики разработки миссии учреждений культуры, последняя определяется как «. обоснование назначения организации, оправдание ее существования, объяснение окружающим ее сверхзадачи» [6, 42]. Н. Семилет определяет миссию библиотеки как выраженное в краткой, но емкой форме предназначение библиотеки, отличающее ее от других социальных институтов [12, 807].

Трактовка миссии организации дана в энциклопедии по управлению персоналом: «миссия организации - философия и предназначение организации, смысл существования на рынке, отличие данной организации от остальных, ее уникальность» [13]. Можно говорить о том, что современное понимание этого термина в теории менеджмента заключается в осознании высокого предназначения организации, именно этим обусловлено фундаментальное значение миссии в системе стратегического управления.

В теории менеджмента (в том числе и библиотечного) сформировались две точки зрения на главную функцию миссии организации:

— миссия формулируется прежде всего для внешней среды учреждения, она необходима для обозначения социальной роли организации;

— миссия формулируется для внутренней среды учреждения и предназначена для сотрудников как глобальный ориентир деятельности.

Эти подходы не исключают друг друга, более того, в единстве они образуют стабильную концептуальную основу, позволяющую учреждению реализовывать назначение во внешней среде на основе внутреннего единства.

Исходя из этого, для миссии как ключевого звена в системе стратегического планирования важны обе функции, но первая охватывает большую сферу и точнее совпадает с первоначальным содержанием понятия. Поэтому мы будем понимать миссию прежде всего как позицию учреждения по отношению к внешней среде; видение организацией своего назначения в мире. В этом состоит отличие миссии от роли: роль предполагает временное действие, а миссия -стратегически обоснованное.

Н.А. Шубина в работе «Культурологическая миссия современного образовательного учреждения» помимо двух названных выше функций миссии выделяет возможность эффективного управления, что также соответствует пониманию миссии как целеполагающего элемента в системе стратегического управления и обусловливает наибольшую стабильность миссии в долгосрочном плане по сравнению с другими составляющими стратегического управления.

Первоначальное значение термина в религиозном контексте задает основные сущностные характеристики миссии в системе стратегического управления. Во-первых, в изначальной трактовке «миссия» - это всегда активность по отношению ко внешнему миру, во-вторых, это всегда мирное, неагрессивное действие со стороны реализующего миссию.

Выявив черты, привнесенные изначальной областью употребления термина, и проанализировав имеющиеся современные интерпретации,

можно определить миссию как выраженную в неагрессивной форме активную позицию по отношению к внешнему миру, определяющую (задающую) стратегические целевые параметры деятельности.

Для учреждений культуры понятия миссии и стратегического планирования являются новыми. В настоящее время не вызывает сомнения, что учреждению культуры, как и любой организации, для эффективного функционирования необходимо действовать в соответствии с определенной концепцией. Такой концепцией становится система стратегического управления, которая является воплощением научного подхода к деятельности предприятия, а фундаментальным понятием стратегического управления является миссия.

При этом миссия может быть определена не только для отдельных учреждений, но и для социальных институтов. По мнению Э. Дюркгейма, функция социального института состоит в налаживании соответствия между ним и определенной потребностью общества, т.е. социальная система должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество. Следовательно, социальные институты можно определить как системы, действующие по определенным правилам и выполняющие конкретные общественно значимые функции. Так как библиотека существует во внешней среде, она функционирует в соответствии с действующими в этой среде нормами. На систему «библиотека - социальный институт» действуют правила, которые спускаются ей по иерархии соответствующего министерства (культуры или образования), а библиотека-учреждение выступает в качестве организационной структуры, посредством которой государство регулирует деятельность социального института. Также в работе библиотечный институт ориентируется на нормы и правила, которые диктуются собственной структурой системы «библиотека - социальный институт», т.е. уже включающий пользователя и вынужденный учитывать его интересы и системы ценностей, его моральные нормы».

О важности различия библиотеки как института и как учреждения одним из первых заговорил И.М. Фрумин. Он разделял функции библиотек на внешние (социальные) и внутренние (технологические). Первые реализует библиотека как социальный институт, вторые - как учреждение. При этом отличия реализуемых функций вызваны различием структур «библиотека-учреждение» и «библиотека - социальный институт». Основным отличием в структуре этих предметов является отношение к пользователю. Библиотека как

учреждение представляет собой систему, в своей работе ориентированную на клиента. Для библиотеки как социального института пользователь является одним из элементов системы, не выходящим за ее пределы. Т.е. во втором случае пользователь - это звено, влияющее на функционирование всей цепи, а не внешняя цель деятельности учреждения. Естественно, посетитель влияет на работу библиотеки в любом случае, т.к. последняя - открытая система. Н.В. Жадько подчеркивает мысль о том, что именно включение в систему клиента как равнозначного элемента является признаком социального института.

М.М. Самохина называет важнейшей целью институтов культуры «. социализацию, приобщение членов социума к совокупной культуре» [11, 15]. При этом специфика библиотечного института по сравнению с другими институтами культуры состоит в том, что приобщение осуществляется через документ. Следовательно, библиотека посредством фонда представляет документальную модель культуры, память культурной системы. Память в данном контексте понимается не как хранилище текстов, а как «структура предпочтений, диспозиций, условие отбора значимых с культурной точки зрения событий. При этом значимость не для конкретного человека или группы людей, а важность для каждого человека, понимаемого как высшая ценность. В эпоху Просвещения развитие подобных гуманистических представлений и связанное с этим формирование гармонично развитой личности способствовало формированию идеи о социальном предназначении библиотечного института. С этого времени библиотека становится институтом, обеспечивающим выполнение общественной роли «возрождение человечности» [9, 22]. В период Нового времени появились национальные библиотеки. При важности института, аккумулирующего документы, созданные на языке страны, и документы об этой стране, определилось социальное предназначение национальной библиотеки как символа государства. В ХХ в. библиотека стала одним из основных инструментов идеологического воздействия на умы людей, осуществляемого через отбор литературы, соответствующей общей политике государства. В 1980-х гг. А.Н. Ванеев обосновал необходимость изучения социальных функций библиотеки и внес значительный вклад в осмысление понятий целей, функций и задач.

Термин «миссия» применительно к библиотеке начал употребляться с развитием библиотечного менеджмента. До этого времени размышления о культурологическом значении библиотечного социального института имели место в контексте библиотечной философии. На более ран-

них этапах прототипом миссии можно назвать приоритетную функцию, актуализирующуюся в зависимости от требований эпохи, т.к. информационная, культурно-просветительская, образовательная функции присущи библиотеке с давних времен, «другое дело - степень их развитости, их наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных функций в конкретный отрезок времени. меняются не сами функции, а их наполнение, что напрямую связано с изменением социальной роли библиотек» [2, 126].

Позднее имело место определение миссии библиотеки как «роли, которую выполняет и должна выполнять в обществе библиотека, т.е. функции, которые ставятся перед библиотекой исходя из целей и задач, обществом, ведомствами, организациями, учреждениями, которым подчинены библиотеки» [5]. Трудно согласиться с данным определением, т.к. в нем не разведены понятия миссии и функции, они употребляются как синонимичные.

Проблема подмены миссии функциями остается актуальной и в настоящее время. Доктором философских наук, сотрудником Института библиотековедения и научной информации Силезского университета (Польша) З. Геболизом был проведен анализ миссии более 50 национальных библиотек европейских стран. Ученый предполагал получить ответы на следующие вопросы: образ современной библиотеки, какой библиотека должна стать в будущем, какова ее позиция в социальной среде. Исследование проводилось путем анкетирования и анализа сайтов библиотек. В итоге было установлено, что большинство национальных библиотек имеет декларации миссии. Несколько библиотек (Сербия, Словакия, Польша, Эстония) не делает существенного различия между уставом и миссией. В библиотеках ряда других стран миссия легла в основу более объемного документа: стратегического плана (Англия); хартии концепции качества (Мальта). В декларации миссии Шведской национальной библиотеки основное внимание уделено «комплектованию, хранению и эффективному доступу ко всем материалам, издаваемым в Швеции», а деятельность национальной библиотеки Голландии, согласно декларации миссии, направлена на «предоставление доступа к знаниям культуры с помощью высококачественных служб» [3, 91].

Очевидно, что на практике при определении содержания миссии библиотек часто не различаются миссия и функции и, как следствие, не разделяются. Если речь идет о конкретном учреждении, то сущностная функция может быть выделена как приоритетная, но она не может быть представлена в качестве миссии библиотечного института.

Согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», миссия библиотечного института в Российской Федерации состоит в «реализации прав граждан, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность» [5].

По мнению Н. Е. Добрыниной, в содержательном плане миссия библиотеки состоит из двух уровней: глобального и личностного. В глобальном плане она состоит в сохранении достижений цивилизации, в личностном - «в формировании Человека в человеке» [4].

В «Словаре библиотекаря по менеджменту и маркетингу» дано следующее определение миссии: «Миссия - качественно выраженная совокупность основных целей организации. В формализованном виде представляет собой документ, в котором содержится описание ныне существующих или желаемых характеристик и целевых параметров организации» [12, 809].

Это определение в качестве требований к формулировке миссии учреждения предполагает наличие настоящих и дальнейших характеристик и основных целевых ориентиров деятельности.

Н.В. Жадько в работе «Проектное развитие библиотек» указывает на то, что миссия представляет собой последовательные, четко сформулированные цели деятельности библиотеки.

Несмотря на наличие множества интерпретаций термина «миссия», специалисты сходятся во мнении, что в профессиональной среде до настоящего времени нет его общепринятой трактовки: выделяют миссию как основной элемент в философии библиотеки и как конкретное задание, даваемое библиотеке обществом [1, 28].

Отсутствие теоретической разработанности понятия является одним из основных препятствий при формулировке миссии конкретной организации.

Для обозначения сущностной роли библиотеки как социального института в библиотековедении существует понятие «библиотечная философия», включающее в себя основное предназначение библиотеки в обществе (миссию); теоретическую форму профессионального сознания, систему идей, взглядов на цели и принципы организации библиотечной деятельности. А.Н. Ванеев определяет библиотечную философию как науку об общих теоретико-мировоззренческих проблемах библиотековедения, которая призвана изучать сущность библиотеки в контексте ее идеального предназначения. Следовательно, библиотечная философия шире миссии библиотеки.

Исходя из вышесказанного, можно выстроить

следующую систему подчинительных зависимостей: библиотечная философия, миссия, цели, задачи, функции.

Нам кажется, что целесообразно говорить о трех принципиальных уровнях изучения феномена «библиотека»: как метатекста, социального института и как библиотеки-учреждения. На уровне библиотечной философии реализуется представление библиотеки как метатекста и может быть выявлено идеальное предназначение библиотеки. Посредством системы учреждений это предназначение проецируется в реальности с учетом множества факторов внешней среды. Следовательно, миссия библиотечного института предполагает пересечение идеального предназначения библиотеки как метатекста и возможности его реализации через конкретные учреждения.

Необходимость формулировки миссии учреждения культуры обусловлена важным моментом: при наличии зафиксированной в уставных документах миссии организации не может быть ориентации в ее деятельности на отдельные проекты и программы, имеющие определенную длительность и придающие работе учреждения фрагментарный характер. Другим аргументом в пользу необходимости формулировки миссии учреждения культуры является то, что наличие миссии позволит структурировать цели деятельности, а ориентируясь на иерархию целей, можно говорить о качестве работы учреждения, т.к. качество - это всегда соответствие результатов поставленным целям.

Литература

1. Ванеев А.Н. Библиотековедение в России в конце XX в. // Библиотековедение. - 2000. - № 2. - С. 26-32.

2. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: теория, методика, практика. - СПб.: Профессия, 2004. - С. 122-126.

УДК 128/129

3. Геболис З. Миссия национальной библиотеки в Европе (теория и практика) // Библиотековедение. - 2004. - № 6. - С.89-94.

4. Добрынина Н.Е. Еще раз о социальной роли публичной библиотеки в современной России. URL: http://libconfs.narod. ru/1998/ls_p 14.htm

5. Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных

библиотек. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-

events/crimea2003/trud/tom3/posl/Doc9.HTML.

6. Дымникова А.И. С чего начать маркетинг? // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 3. - С. 40-51.

7. Кудряшова Г.Ю. Эволюция миссии библиотек отечественных высших учебных заведений. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2004. - 172 с.

8. Лазарев В. С. Миссия библиотеки: принципы формулирования. URL: http://www.spsl.nsc/ru/win/vbkexp/dok.

9. Найдорф М.И. Исторически пульсирующая библиотека. Культурные революции и социокультурный институт // Вопросы культурологии. - 2008. - № 8. - С. 19-24.

10. Ратникова Е. И. Библиотечная философия // Молодые в библиотечном деле. - 2004. - № 1-2. - С. 75-79.

11. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции // Библиотека и общество в России 90-х гг. ХХ в.: материалы семинара / Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. - М., 1994. -С.12-18.

12. Семилет Н.В. Некоторые размышления о миссии детской библиотеки и примеры ее виртуального воплощения // Крым 2002: тр. междунар. конф. - Т.2. - С.807-810.

13. Словарь (Энциклопедия) по управлению персоналом. URL: Hr Wiki http://wiki.hr-

portal.ru/Slovar'Terminov/MissijaOrganizacii?v=z1k

14. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент России за рубежом. -2002. - №6. - С. 16-20.

Гиндина Оксана Владимировна - соискатель степени канд. культурологии, методист учебного управления Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Gindina Oksana Vladimirovna, competitor, Methodist of educational administration of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.

E-mail: oksana.cho@mail.ru

И С Изотова

НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СМЕРТИ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

В статье дано краткое описание становления и развития танатологического дискурса в европейской науке. Рассматриваются наиболее интересные теории смерти, разработанные в рамках психоанализа, истории культуры и социологии. Ключевые слова: смерть, ментальность, танатология, история культуры, Анналы, Арьес, психоанализ.

I.S. Izotova

THE CONCEPT OF DEATH IN WESTERN SCIENCE: A HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

The article presents a brief description of formation and development of thanatology discourse in European science. The most interesting theories of death worked out on the basis of psychoanalysis, history of culture and sociology are concidered.

Key words: death, mentality, thanatology, culture history, Annales, Aries, psychoanalysis.

Уже в древности мудрецы и духовные деяте- яснялся с сугубо религиозных, философских толи изыскивали всевозможные средства по пре- чек зрения. То есть вопрос о сущности смерти в

дотвращению смерти, однако сам феномен объ- ее экзистенциальном плане для большинства был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.