ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011
МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ 25-30 ЛЕТ, РАБОТАЮЩИМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
Л.Ю. Башта
Отражена информация о показателях физического состояния, динамике уровня внимания, состояния нервной системы и психоэмоциональной сферы женщин 25-30 лет, работающих на предприятии приборостроения. Разработана и апробирована методика физкультурно-оздоровительных занятий с использованием аэробных упражнений, силовой гимнастики и стретчинга.
Ключевые слова: женщин 25-30 лет, физкультурно-оздоровительная методика, уровень внимания, физическое состояние, психоэмоциональная сфера.
Механизация и автоматизация производственных процессов резко сократили двигательную активность человека, привели к перераспределению нагрузки с крупных мышечных групп на мелкие (мышцы плеча и предплечья). Такое неравномерное распределение нагрузки на опорно-двигательный аппарат при резком снижении общей двигательной активности является причиной неблагоприятных изменений физиологических функций основных систем человека [1-3].
Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования использования средств оздоровительного фитнеса в физкультурно-оздоровительных занятиях женщин, работающих на предприятиях приборостроения.
Объект исследования - процесс физкультурно-оздоровительных занятий женщин, работающих на предприятиях приборостроения.
Предмет исследования - методика физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами 25-30 лет, работающими на предприятии приборостроения.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики физкультурно-оздоровительных занятий женщин 25-30 лет, работающих на предприятии приборостроения.
Гипотеза исследования - нами было предположено, что использование элементов силовой гимнастики и стретчинга в методике физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами 25-30 лет, позволит оказать положительный эффект на отдельные проявления физического и психического состояния, общее самочувствие в течение рабочей недели.
Задачи исследования:
1. Изучить физическое состояние, динамику уровня внимания, состояния нервной системы и психоэмоциональной сферы женщин 25-30 лет, работающих на предприятии приборостроения.
2. Разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий с использованием аэробных упражнений, силовой гимнастики и стретчинга для женщин 25-30 лет, работающих на предприятии приборостроения и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных в работе задач нами были использованы методы, применяемые в педагогических исследованиях.
Исследование проводилось с сентября по февраль 2016 г. В нем приняло участие 20 женщин от 25 до 30 лет, работающих по специальностям инженер, инженер-конструктор, программист, бухгалтер. Средний стаж работы составил пять лет.
В рамках решения первой задачи нами было проведено исследование, физической подготовленности, которое показало, что в группе испытуемых результаты были от ниже уровня бронзового знака комплекса «Готов к труду и обороне», до уровня выше золотого знака. При этом анализ уровня физической работоспособности выявил слабую оценку испытуемых, что косвенно может свидетельствовать о низкой скорости восстановительных процессов.
Исследование парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, устойчивости внимания и психоэмоционального состояния испытуемых в течение четырех рабочих недель выявило, что выраженное снижение показателей наблюдается в четверг и пятницу.
Выявленные в ходе предварительного исследования показатели физического состояния, уровня внимания и психоэмоциональной сферы испытуемых определило содержание методики физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами 25-30 лет, работающими на предприятиях приборостроения.
Задачи физкультурно-оздоровительной методики:
1. Повышение работоспособности в режиме рабочей недели.
2. Повышение эмоционального фона инженерно-технических работников.
3. Повышение стрессоустойчивости к различным воздействиям внешней среды.
Методика оздоровительных занятий состояла из двух периодов: подготовительного и основного. Подготовительный период длился 1,5 месяца, основной 3 месяца. Основными средствами экспериментальной
методики была силовая гимнастика и стретчинг, а также упражнения аэробного характера (ходьба на лыжах, бег, плавание).
Продолжительность основной части занятия составляла 40 мин и включала упражнения силового тренинга и стретчинга. Силовой тренинг в подготовительном периоде имел комплексную направленность на основные мышечные группы. Преимущественно использовались силовые упражнения с собственным весом, с отягощением и на тренажерных устройствах. Количество повторений зависело от уровня физической подготовленности и составляло 10-12 раз, отдых - 1,5-2,5 мин. Упражнения с отягощениями и на тренажерах применялись лишь тогда, когда была закреплена техника выполнения упражнения.
Повторное тестирование общей физической подготовленности в экспериментальной группе показало достоверные изменения по двум изучаемым тестам (табл.). Так, показатели скоростно-силовой подготовленности имели достоверный прирост, который составил 7,2 %, при этом восемь испытуемых показали уровень золотого знака. В тесте на силовую выносливость прирост составил 30,8 %.
Не было выявлено достоверных изменений в проявлении быстроты (бег 100 метров), но большая часть группы показала результат на уровень золотого знака.
Сравнение исследуемых показателей в контрольной группе не выявило достоверных изменений после эксперимента. Надо отметить, что была некоторая тенденция к улучшению результатов, но в целом в группе сохранился имеющийся уровень.
Среднегрупповые показатели физической подготовленности женщин контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп
Тесты До эксперимента После эксперимента Прирост показателей в ЭГ, % Прирост показателей в КГ, %
ЭГ КГ ЭГ КГ
Прыжок с места, см 174±12,4 178±11,5 187±14,4 184±12,4 7,2 3,3
Бег 100 м, с 16,7±1 16,2±0,8 16,2±0,9 15,9±0,9 3,4 1,9
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 22±9,5 22±9,9 30±6,9 24±9,7 30,8 8,7
Сравнение расчетного показателя работоспособности в экспериментальной группе выявило достоверные изменения после эксперимента, а также достоверно более высокие показатели в сравнении с контрольной группой, в которой изучаемые показатели не имели достоверных изменений. Необходимо отметить, что в экспериментальной группе преобладала средняя оценка.
После повторного тестирования уровня устойчивости внимания и психоэмоционального состояния испытуемых экспериментальной группы, нами было зафиксировано, что показатели в пятницу и субботу были достоверно выше. Так, с понедельника по среду, уровень внимания стал соответствовать норме, в пятницу, субботу и воскресенье наблюдались самые высокие показатели 10-14 баллов, которые так же соответствовали норме. Показатели уровня внимания в контрольной группе после окончания эксперимента не имели достоверных различий (рис.).
Баллы
13* 14
^ " I
9 9 IV —8— т^" ^ 12
9 я X -—д Я X
7 7
Понедельник Вторник Среда Ф до эксперимента Четверг Пятница Суббота ■ После эксперимента Воскресенье
Уровень устойчивости внимания испытуемых экспериментальной группы за четыре рабочих недели:
* - достоверность различий показателей, при р < 0,05 (четверг, пятница)
Исследование показателей вегетативного отдела нервной системы показало, что результаты испытуемых экспериментальной группы в течение рабочей недели находились в пределах нормы. В обеих исследуемых группах с понедельника по четверг и в воскресенье показатели вегетативного отдела нервной системы соответствовали норме. Исключение составили пятница и суббота.
После внедрения методики физкультурно-оздоровительных занятий были отмечены достоверные улучшения в показателях экспериментальной группы по клиностатической пробе в пятницу и субботу, в показателях ортостатической пробы в пятницу. В контрольной группе подобных изменений не наблюдалось. Показатели экспериментальной группы были достоверно лучше в сравнении с контрольной.
Таким образом, использование силовой гимнастики и стретчинга в методике физкультурно-оздоровительных занятий оказало положительный эффект на физическое и психическое состояние женщин 25-30 лет, работающих на предприятии приборостроения.
Список литературы
1. Воронков А.В., Никулин И.Н., Жилина Л.В. Особенности силовой катаболической тренировки женщин первого периода зрелого возраста // Теория и практика физической культуры. 2013. № 1. С. 49-52.
2. Кудяшева М.Н. Причины низкой физкультурно-оздоровительной активности женщин первого зрелого возраста // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 86-91.
3. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. М.: Советский спорт. 1993. 48 с.
Башта Людмила Юрьевна, доц., liudmila.bashta@,yandex.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
TECHNIQUE SPORTS FOR WOMEN 25-30 YEARS WORKING IN THE ENTERPRISE OF
INSTRUMENTATION
L.Yu. Basta
The article covers information on the physical condition, the dynamics of the level of attention, state of the nervous system and psycho-emotional sphere of women 25-30 years working in the enterprise engineering. Developed and tested methods of physical fitness exercises using aerobic exercises, strength exercises and stretching.
Key words: women 25-30 years, health and fitness technique, the level of attention, physical condition, psycho-emotional sphere.
Basta Ludmila Yurievna, associate Professor, liudmila. bashta@yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports
УДК 796.01:376.4:615.825
ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Г.Н. Богданова, Н.Ю. Токмакова, Р.Ф. Богданова
Представлены методические основы коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью на уроках физической культуры. Доказано, что выполнение определенных упражнений обогащает двигательный опыт детей с ограничениями интеллектуального развития и способствует успешному применению этих движений в быту.
Ключевые слова: физическая реабилитация, дети, уроки физической культуры, интеллектуальная недостаточность, адаптивная физическая культура
Основные задачи адаптивной физической культуры детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии включают задачи физического