Научная статья на тему 'Методика DIGITAL-анализа для оценки трансформационных процессов в сельском хозяйстве при переходе к цифровой экономике'

Методика DIGITAL-анализа для оценки трансформационных процессов в сельском хозяйстве при переходе к цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
964
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / цифровая экономика / цифровые технологии / модернизация / инновации / DIGITAL-анализ / скоринговая оценка / макросреда / микросреда / аgriculture / digital economy / digital technology / modernization / innovation / DIGITAL-analysis / scoring / macro environment / micro environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. Б. Манжосова

В статье раскрываются сущностные характеристики DIGITAL-анализа, включающего в виде блоков аналитические процедуры, позволяющие оценить степень применения и готовность широкомасштабного внедрения цифровых технологий экономическими субъектами сферы сельскохозяйственного производства с учетом воздействия условий внутренней и внешней среды их функционирования; обоснованы преимущества предлагаемого методического подхода, позволяющие оценить текущее технологическое состояние аграрного сектора экономики и определить приоритетные направления его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of DIGITAL-analysis for the evaluation of transformation processes in agriculture in the transition to the digital economy

The article reveals the essential characteristics of DIGITAL analysis, including analytical procedures in the form of blocks, allowing to assess the degree of application and readiness of large-scale introduction of digital technologies by economic entities of agricultural production, taking into account the impact of the conditions of internal and external environment of their functioning; the advantages of the proposed methodological approach, allowing to assess the current technological state of the agricultural sector and to determine the priority directions of its further development.

Текст научной работы на тему «Методика DIGITAL-анализа для оценки трансформационных процессов в сельском хозяйстве при переходе к цифровой экономике»

Методика DIGITAL-анализа для оценки трансформационных процессов в сельском хозяйстве при переходе к цифровой экономике Methodology of DIGITAL-analysis for the evaluation of transformation processes in agriculture in the transition to the digital economy

Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 63:338.43

И.Б. Манжосова

доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета, к.э.н., Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь I.B. Manzhosova

аssociate Professor of the Department of Accounting Management Accounting, Stavropol State Agrarian University, the city of Stavropol

Аннотация: В статье раскрываются сущностные характеристики DIGITAL-анализа, включающего в виде блоков аналитические процедуры, позволяющие оценить степень применения и готовность широкомасштабного внедрения цифровых технологий экономическими субъектами сферы сельскохозяйственного производства с учетом воздействия условий внутренней и внешней среды их функционирования; обоснованы преимущества предлагаемого методического подхода, позволяющие оценить текущее технологическое состояние аграрного сектора экономики и определить приоритетные направления его дальнейшего развития.

Ключевые слова: сельское хозяйство, цифровая экономика, цифровые технологии, модернизация, инновации, DIGITAL-анализ, скоринговая оценка, макросреда, микросреда. Abstract: The article reveals the essential characteristics of DIGITAL analysis, including analytical procedures in the form of blocks, allowing to assess the degree of application and readiness of large-scale introduction of digital technologies by economic entities of agricultural production, taking into account the impact of the conditions of internal and external environment of their functioning; the advantages of the proposed methodological approach, allowing to assess the current technological state of the agricultural sector and to determine the priority directions of its further development.

Keywords: agriculture, digital economy, digital technology, modernization, innovation, DIGITAL-analysis, scoring, macro environment, micro environment.

Переход к цифровой экономике требует разработки новых методов мониторинга внешней и внутренней среды для информационного обеспечения принятия управленческих решений в области технологической модернизации агропромышленного производства. Предложенный в исследовании методический подход состоит из нескольких блоков, аналитический потенциал которых позволяет комплексно оценить воздействие процессов цифровизации на агропромышленное производство, готовность внедрения новых цифровых технологий, степень инновационной активности экономического субъекта идентифицировать наличие дефицита в ресурсах, препятствующего переходу к цифровым технологиям. Одним из преимуществ методики является тот факт, что в качестве объектов аналитического наблюдения выступает как внутренняя среда сельскохозяйственной организации, так и внешняя, чему способствует использование разнообразных показателей оценки. Так в методике задействованы количественные и качественные, финансовые и нефинансовые, отраслевые и общеэкономические, абсолютные и относительные и другие показатели, использование которых позволяет выявить явные и скрытые взаимосвязи между процессами цифровой модернизации на макро- и микроуровнях, выявить ее потенциал и направления дальнейшего развития, идентифицировать текущее технологические состояние аграрного сектора экономики.

Согласно предложенной структуры, которая в дальнейшем может использоваться в качестве типовой для решения подобного рода задач, опишем сущностные характеристики DIGITAL-анализа.

1. Цель DIGITAL-анализа. Целью является оценка готовности сельскохозяйственных организаций к модернизации в условиях цифровой экономики.

2. Задачи DIGITAL-анализа. Основными задачами являются:

- выработка информации для принятия управленческих решений в части перспектив и готовности перехода отдельных экономических субъектов к системному применению цифровых технологий;

- формирование данных для разработки региональных программ модернизации сельского хозяйства;

- скоринговая оценка дефицитов и проблемных аспектов, препятствующих цифровизации сельскохозяйственного производства;

- количественная внутренняя оценка перспективных направлений цифровизации сельскохозяйственного производства;

- оценка состояния технологических и инновационных процессов в отрасли и направлений их дальнейшего развития;

- выявление технологических барьеров, препятствующих развитию аграрного сектора экономики.

3. Объекты и субъекты мониторинга. Объектом оценки выступают сельскохозяйственные организации, обладающие достаточным потенциалом для последующего внедрения цифровых технологий. Анализ литературы [2-4] и результатов нашего исследования показывает, что функционирование сельского хозяйства определятся особенностями государственного вмешательства в аграрный сектор. Таким образом, в качестве субъектов данного методического подхода выступают региональные и отраслевые органы власти, заинтересованные в реализации политики модернизации сельского хозяйства, а также экспертное сообщество и население. Оценка проводится в разрезе семи аналитических блоков, являющихся постоянными и использующимися на всех этапах DIGITAL-анализа (таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика аналитических блоков DIGITAL-анализа

Аналитические блоки Характеристика аналитических блоков

D Deficits / Дефициты Отражает потребности в элементах модернизационных преобразований цифрового характера, удовлетворяющие возникшие и осознаваемые производственно-технологические, ресурсные и организационно-экономические дефициты

I Innovation / Инновации в сельском хозяйстве Устанавливает степень инновационной активности сельского хозяйства, определяя разработанные и готовые к внедрению результаты научно-исследовательской деятельности в сфере умного сельского хозяйства, селекции, геномики, урбанизированных ферм и т.д.

G Geo / Земельные ресурсы и климат Анализирует состояние биоресурсов в целом и земельных ресурсов в частности, как главных объектов применения цифровых технологий

I Infrastructure / Инфраструктура Отражает степень и особенности развития сети специализированных инфраструктурных объектов, разрабатывающих, внедряющих и сопровождающих инновационные цифровые разработки и технологии

T Technology / Техника, технологии Оценивает наличие и достаточность технических средств и технологий для реализации концепции цифровой агроэкономики

A Administrative processes / Административные процессы Оценивает эффективность системы принятия управленческих решений как в целом, так и по бизнес-процессам

Оценивает нормативно-правовые и институциональные условия для закрепления законодательного статуса и легитимации цифровых технологий в производственном секторе и общественной жизни

4. Этапы проведения аналитических действий. Методика DIGITAL-анализа перспектив внедрения цифровых технологий предполагает проведение аналитических действий как на микроуровне, так и на мезоуровне.

Таблица 2 - Этапы аналитических действий

Этапы Характеристика этапов

1 Отбор предприятий по сформированной системе критериев для проведения углубленного DIGITAL-анализа; формирование информационной базы для проведения дальнейшего исследования

2 Оценка качественных параметров перспектив и готовности отдельного экономического субъекта к проведению модернизации и внедрению цифровых технологий; проводится скоринговым методом на основании диагностики экономического субъекта на основании сформированной системы тестовых индикаторов

3 Количественная оценка отобранных предприятий по шести аналитическим блокам DIGITAL-анализа; обобщение результатов DIGITAL-анализа как в разрезе предприятий, так и в разрезе различных параметров оценки (дефициты, инновации, земельные ресурсы, инфраструктура, техника / технологии, административные процессы, система законодательства и регламентации процессов)

4 Оценка перспектив и готовности региона к проведению модернизации на основе внедрения цифровых технологий

5 Обобщение информации и выработка рекомендация для отраслевых органов управления с целью корректировки текущей политики в области технологической модернизации агропромышленного производства

Периодичность проведения и очередность использования аналитических блоков зависит от информационных запросов основных категорий пользователей, однако заключительная оценка производится только при наличии результатов по каждому из блоков.

5. Система информационного обеспечения (информационная база). Информационная база DIGITAL-анализа может быть представлена всеми возможными источниками информации: бухгалтерской и статистической отчетностью; данными управленческого учета экономического субъекта; сведениями, полученными при интервьюировании наиболее компетентных в вопросах технологической модернизации работников и экспертов; данными министерств и ведомств федерального и регионального уровней;

результатами внутренней и внешней экспертной оценки; маркетинговыми исследованиями и опросами; системой внутренних нормативных актов и регламентов; нормативно-правовыми актами и официальными источниками информации. Источники информации для разных этапов DIGITAL-анализа могут существенно отличаться.

6. Порядок оценки показателей. Для оценки показателей DIGITAL-анализа предлагается следующая шкала, которая позволит выявить степень отклонения того или иного показателя от «эталонного», оптимального значения и тем самым идентифицирует степень

готовности к проведению технологической модернизации в условиях цифровой экономики (таблица 3).

Таблица 3 - Шкала для оценки показателей DIGITAL-анализа

Значение показателя A B C D E

Наиболее эффективное значение Удовлетворительное значение Пограничное значение Неудовлетворительное значение Крайне неудовлетворительное значение

Перспективы цифровой модернизации Абсолютная готовность Высокая готовность Потенциальная готовность Недостаточная готовность Абсолютная не готовность

7. Порядок расчета показателей.

7.1 На этапе проведения скоринговой внутренней оценки DIGITAL-анализа производится диагностика экономического субъекта в разрезе аналитических блоков (таблица 1), по каждому из которых предлагается система тестовых индикаторов, оценка которых позволит определить готовность сельскохозяйственной организации к более масштабному внедрению цифровых технологий, выявить ее сильные и слабые стороны (таблица 4).

Таблица 4 - Критерии скоринговой внутренней оценки DIGITAL-анализа

Критерии Баллы

Deficits / Дефициты (оценивается действия сельскохозяйственной организации по преодолению дефицитов)

D-1. Наличие дефицитов в инновационной экосистеме: - участие (в любой форме) в реализации программ по снижению дефицитов в инновационной экосистеме региона (муниципального района); 1

- подача запроса в региональные органы власти (в любой форме), свидетельствующего о наличии дефицитов в инновационной экосистеме региона (муниципального района); 0,5

- отсутствие опыта преодоления подобных проблем. 0

Б-2. Опыт преодоления дефицита привлеченных финансовых ресурсов:

- получение финансовых средств из бюджетных источников на финансирование проектов по цифровизации аграрного производства и применение инновационных технологий; 1

- привлечение финансовых средств под проекты цифровизации аграрного производства и инновационные технологии на принципах со-финансирования; 0,5

- отсутствие опыта привлечения финансовых ресурсов из любых источников на проекты, связанные с цифровизацией аграрного производства. 0

Б-Э. Наличие дефицитов собственных финансовых средств:

- использование собственных финансовых ресурсов для финансирования проектов цифровизации производства и применения инновационных технологий; 1

- использование собственных финансовых средств под проекты цифровизации производства и инновационные технологии на принципах со-финансирования; 0,5

- отсутствие опыта использования собственных финансовых ресурсов на проекты, связанные с цифровизацией аграрного производства. 0

Б-4. Опыт преодоления дефицитов в производственно-технологической сфере:

- участие (в любой форме) в реализации программ по снижению производственно-технологических дефицитов; 1

- подача запроса в региональные органы власти (в любой форме), свидетельствующего о наличии производственно-технологических дефицитов; 0,5

- отсутствие опыта преодоления проблем производственно-технологических дефицитов. 0

Б-5. Опыт преодоления дефицитов в маркетинговой экосистеме:

- участие (в любой форме) в реализации программ по снижению маркетинговых дефицитов; 1

- подача запроса в региональные органы власти (в любой форме), свидетельствующего о наличии маркетинговых дефицитов; 0,5

- отсутствие опыта преодоления проблем маркетинговых дефицитов. 0

Б-6 Оценка опыта предприятия в части преодоления дефицитов в рамках текущей деятельности:

- опыт финансирования разработки новых продуктов, услуг, новых производственных процессов в рамках цифровизации производства; 2

- опыт внедрение продуктов с измененным дизайном (измененная форма, внешний вид или потребительские свойства продуктов или услуг) с применением цифровых технологий; 1

- опыт приобретения инновационного сельскохозяйственного оборудования для производства сельскохозяйственной продукции (цифровые технологические инновации); 1

- опыт приобретения новых цифровых технологий, с получением охранных документов (патенты, лицензии на использование изобретений, промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения); 1

- опыт приобретения программных продуктов; 1

- проведение маркетинговых исследований; 1

- финансирование мероприятий, связанных с повышением квалификации управленческого персонала по программам цифровизации производственных и управленческих процессов. 0,5

Innovation / Инновации в сельском хозяйстве

И. Маркетинговые инновации (в течение последних 3-х лет):

- наличие положительных практик внедрения новых маркетинговых методов, предполагающих существенные изменения в упаковке и дизайне производимых продуктов; использование новых методов продаж, в том числе на базе электронных площадок и специализированных сайтов; использование новых методов дистанционной презентации продукции с применением цифровых технологий; формирование новых ценовых стратегий; 1

- применение существующих цифровых ресурсов для реализации новой маркетинговой стратегии; 0,5

- отсутствие примеров применения маркетинговых инноваций в хозяйствах. 0

!-2. Организационные инновации (в течение последних 3-х лет):

- наличие положительных практик внедрения новых методов управления и организации производства в сельском хозяйстве: внедрение новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей, позволяющих повысить производительность труда, снизить административные и транзакционные издержки, усовершенствовать организацию рабочих мест (рабочего времени), получить доступ к отсутствующим на рынке активам, снизить стоимость поставок; 1

- наличие положительных практик совершенствования системы управления и организации сельскохозяйственного производства: совершенствование корпоративной стратегии, значительное усовершенствование организационных структур в хозяйствах региона (муниципального) района, внедрение систем сменного режима рабочего времени, контроля качества, сертификации товаров; 0,5

- отсутствие примеров применения организационных инноваций в хозяйствах. 0

ЬЗ. Экологические инновации (в течение последних 3-х лет)

- нововведения повышающие экологическую безопасность производства, способствующие снижению негативного воздействия на окружающую среду; внедрение технологий в рамках органического сельского хозяйства; 1

- использование закупленной инновационной продукции, повышающей экологическую безопасность производства; 0,5

- отсутствие примеров применения экологических инноваций. 0

1-4. Процессные инновации (в течение последних 3-х лет):

- разработка и внедрение технологически (в т.ч. биологически) новых сельскохозяйственных методов производства, включая методы передачи продуктов (новые методы в сфере материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг, а также во вспомогательных видах деятельности); 1

- использование нового производственного оборудования. Закупка и внедрение программного обеспечения и новых технологий в сфере материально-технического обслуживания, передачи продуктов, а также во вспомогательных производствах; 0,5

- отсутствие примеров применения процессных инноваций. 0

1-5. Продуктовые инновации (в течение последних 3-х лет):

- разработка и внедрение технологически (в т.ч. биологически) новых сельскохозяйственных продуктов и услуг; 1

- разработка и внедрение значительно усовершенствованных в технологическом плане (в т.ч. биологическом) сельскохозяйственных продуктов; 0,5

- отсутствие примеров применения продуктовых инноваций.

1-6 Инновации в системе методов материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг, а также их хранения и других видах вспомогательной деятельности: 1

- неоднократные примеры внедрения инноваций в течение нескольких лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- единичные случаи; 0,5

- отсутствие практики применения подобных примеров 0

Оео / Земельные ресурсы, климат и биологические ресурсы

0-1. Наличие фактов внедрения биологических инноваций в течение последних 5 лет, позволивших повысить эффективность сельскохозяйственного производства:

- внедрение новых методов ухода за посевами и/или скотом; 1

- использование новых удобрений (биоактиваторов, других органических и химических веществ); 1

- использование новых методов профилактики и лечения болезней, борьбы с вредителями, кормления скота, управления почвами и иными побочными биологическими продуктами собственного потребления; 1

- использование новых методов ирригации, управления водными ресурсами. 1

- использование технологии «точное земледелие» 1

-частичное освоение вышеперечисленных технологий; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

0-2. Нововведения, связанные с улучшением почв (передовые технологии обработки почв, применение биотехнологических методов для улучшения свойств растений):

- внедрение собственных технологий и разработок; 1

- применение передового опыта; 0,5

- отсутствие нововведений, связанных с улучшением почв. 0

G-3. Использование систем GPS/ГЛОНАСС для управления земельными ресурсами и биологическими ресурсами ( в т.ч. построение электронных картограмм полива, посредством применения систем позиционирования GPS/ГЛОНАСС.):

- полностью освоенная и применяемая технология; 1

- частично освоенная, но еще не применяемая технология; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

G-4. Использование интеллектуальной сельскохозяйственной техники для управления земельными ресурсами и биологическими ресурсами:

- в хозяйстве регулярно используются технические средства, навигационные, геоинформационные и телекоммуникационные технологии, которые позволяют регистрировать, обрабатывать и применять информацию, привязанную к координатам, с целью оптимизации агротехнологических решений в сельском хозяйстве; 1

- технология находится в стадии освоения, но еще не применяется; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

G.-5 Использование специализированных программных продуктов для управления земельными ресурсами и биологическими ресурсами:

- программный продукт, используемый для управления технологическими процессами; 1

- программный продукт, используемый в системе управления хозяйством; 0,5

- специализированные продукты на протяжении 5 лет не закупались. 0

G.-6 Применение пилотируемых (беспилотных) летательных и космических аппаратов, для дистанционного мониторинга агроэкологического состояния почвы и посевов:

- полностью освоенная и применяемая технология; 1

- частично освоенная, но еще не применяемая технология; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

Infrastructure / Инфраструктура

М-1. Доступ предприятия к инновационной инфраструктуре (инжиниринговые центры, акселераторы, бизнес-инкубаторы):

- имеется сформированная и функционирующая устойчивая сеть инфраструктурных объектов доступная предприятию; 1

- имеются фрагментарная сеть, часть объектов находится на стадии создания; 0,5

- отсутствуют, либо имеются единичные объекты. 0

1пГ-2. Состояние финансовой инфраструктуры для модернизации сельского хозяйства (специализированные бюджетные и внебюджетные фонды, фонды целевого капитала, фонды посевного капитала, венчурные фонды и др):

- имеется доступ к функционирующей устойчивой сети инфраструктурных объектов; 1

- имеются фрагментарная сеть, часть объектов находится на стадии создания. Доступ предприятия ограничен; 0,5

- отсутствуют, либо имеются единичные объекты. 0

1пГ-3. Наличие электронных интернет-площадок для различного рода взаимодействий сельскохозяйственных товаропроизводителей с другими контрагентами:

- функционируют полноценные электронные торговые площадки, предприятие зарегистрировано и активно работает на них; 1

- активно используются мобильные приложения и платформы, упрощающие навигацию в сфере государственных услуг; 0,5

- отсутствие примеров применения электронных интернет-площадок. 0

1пГ-4. Наличие широкополосного доступа к сети «Интернет»:

- все производственные участки обеспечены широкополосным доступом к сети «Интернет»; 1

- доступ имеется лишь в отдельных территориях; 0,5

- широкополосный доступ к сети «Интернет» отсутствует. 0

1пГ-5. Обеспеченность компьютерной техникой:

- высокая во всех структурных подразделениях; 1

- достаточная, но не во всех структурных подразделениях; 0,5

- низкая. 0

1пГ-6. Обеспеченность специализированными компьютерными программами:

- высокая во всех структурных подразделениях; 1

- достаточная, но программное обеспечение для управления производственными процессами необходимо расширять; 0,5

- низкая. 0

Technology / Техника, технологии

1-1. Технологические инновации (продуктовые, процессные):

- в хозяйстве интенсивно внедряются новые технологии, закупаются новые виды техники; 1

- в хозяйстве обновление техники и внедрение технологий происходят редко, преимущественно применяются усовершенствованные технологи; 0,5

- не наблюдается существенного технологического обновления сельскохозяйственного производства. 0

Примеры биологического, либо технологического совершенствования сельскохозяйственной продукции, услуги, процесса, способа производства:

- неоднократные примеры внедрения продуктовых и процессных инноваций в течение нескольких лет; 1

- единичные случаи; 0,5

- отсутствие практики подобных примеров. 0

Ь3. Автоматизация процессов управления техникой (параллельное вождение и автопилотирование) на базе навигационных систем, применение GPS/ГЛОНАСС приемников, бортовых компьютеров:

- полностью освоенная и применяемая технология; 1

- частично освоенная, но еще не применяемая технология; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

Ь4. Применение автоматических систем, интеллектуальных машин и роботов в животноводстве (автоматическая раздача сухих и жидких кормосмесей, доения животных, создание и поддержание микроклимата в помещениях, удаление навоза и др.):

- полностью освоенная и применяемая технология; 1

- частично освоенная, но еще не применяемая технология; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

Ь5. Использование промышленных роботов, автоматизированных линий и перепрограммированных автоматических машин при переработке сельскохозяйственной продукции, производстве пищевых продуктов и напитков:

- полностью освоенная и применяемая технология; 1

- частично освоенная, но еще не применяемая технология; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

Ь6. Применение датчиков и сенсоров в различных производственных процессах:

- полностью освоенная и применяемая технология; 1

- частично освоенная, но еще не применяемая технология; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

Administrative processes / Административные процессы

A-1. Внедрение автоматизированных информационных систем, базирующихся на использовании процессного подхода, концепции бережливого производства:

- система внедрена и используется несколько лет; 1

- система планируется к внедрению; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

А-2. Использование облачных технологий:

- регулярное использование облачных хранилищ данных 1

- наиболее важная информация, хранящаяся на сервере дублируется в облачных хранилищах, данных, планируется постепенный переход к облачным технологиям; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

А-3. Применение автоматизированных информационных систем в сфере складской, производственной и транспортной логистики:

- на протяжении нескольких лет используется специализированный программный продукт; 1

- автоматизирована только часть складской, производственной и транспортной логистики; 0,5

- работа в данном направлении не ведется. 0

А-4. Организационное построение системы автоматизированной обработки информации для нужд управления:

- в организации имеется полноценная 1Т-служба; 1

- отдельные функции автоматизации процессов управления выполняет штатный сотрудник либо приглашенный специалист; 0,5

- в хозяйстве на системной основе работа по автоматизации процессов управления не ведется. 0

А-5. Автоматизация учетных процессов и процессов планирования:

- учетные процессы автоматизированы полностью; 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учетные процессы автоматизированы частично; 0,5

- учетные процессы не автоматизированы. 0

А-6. Использование торговых и сервисных интернет площадок для проведения и участия в онлайн аукционах, работы с отчетами, мониторинга данных, прогнозирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сбора аналитических данных:

- используются максимально; 1

- имеется некоторый (незначительный опыт) использования 0,5

- опыта использования подобных систем не имеется. 0

А-7. Использование онлайн-приложений для управления процессами

сельскохозяйственного производства, совершенствования управленческих решений:

- использование специализированных онлайн приложений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы в сельском хозяйстве; 1

- использование смежных приложений и программных продуктов; 0,5

- не применяются. 0

Laws / Система законодательства и регламентации процессов

L-1. Наличие программы, регламентов и других документов регулирующих проведение модернизации производства в течение последних 3-х лет:

- наличие принятой системы регламентирующих документов (долгосрочной стратегии (программы) цифровизации, внедрение паспорта процесса цифровизации производства, разработка устава проекта «цифровизация производства» (при проектном методе управления)); 1

- внесистемная реализация отдельных мероприятий; 0,5

- отсутствие подобных мероприятий; 0

L-2. Наличие системы научно-инновационного партнерства:

- наличие действующего соглашения между организацией и профильными учреждениями в составе региональной инновационной и предпринимательской инфраструктуры, а также образовательными и научными учреждениями; 1

- выполнение отдельных научно-исследовательских работ и проектов в соответствии с гражданско-правовыми договорами; 0,5

- нет опыта научно-инновационного партнерства. 0

L-3. Опыт правовых служб хозяйствующего субъекта в решении правовых разногласий связанных с использованием передовых технологий цифровой экономики и электронной коммерции:

- юридическая служба обладает опытом создания правовой базы для использования цифровых, инновационных технологий; 1

- в организации имеется опыт решения правовых разногласий с другими экономическими субъектами, государственными службами и физическими лицами в вопросах применения цифровых и инновационных разработок с привлечением сторонних юристов; 0,5

- в организации отсутствует опыт решения подобных вопросов. 0

L-4. Опыт правовых служб хозяйствующего субъекта в регламентации электронного документооборота:

- существенный опыт; 1

- незначительный опыт; 0,5

- отсутствие опыта. 0

L-5. Цифровая экономическая безопасность:

- имеется уверенность в полной защищенности сделок посредством электронных документов или сообщений, а также электронных платежей; 1

- организация использует сертифицированные программные продукты, но полной уверенности в цифровой экономической безопасности нет; 0,5

- имеется опыт финансовых потерь по причине недостаточной цифровой экономической защищенности. 0

Отметим, что отбор предприятий для проведения данного и последующего этапов должен производиться на основании показателей масштабов и устойчивости бизнеса. Считаем, что неустойчивым предприятиям цифровизация не доступна, поэтому для проведения ОЮГТЛЬ-анализа выбираются наиболее успешно функционирующие экономические субъекты, являющиеся лидерами отрасли. Эти предприятия обладают достаточной величиной финансовых средств для внедрения цифровых технологий и наиболее квалифицированным персоналом.

7.2 Методика количественной внутренней оценки в рамках БЮТТЛЬ-анализа проводится на этапе выработки организационно-экономических регуляторов в системе регионального менеджмента для контроля и стимулирования мероприятий проекта по цифровизации сельского хозяйства. Данный блок включает в себя количественные критерии, оцениваемые как на уровне региона, так и на уровне группы предприятий из нескольких муниципальных районов. Очевидно, что в условиях недостаточного развития цифровых технологий в экономике в целом, драйверами технологической и инновационной активности должны являться наиболее крупные агрохолдинги, которые впоследствии станут проводниками дальнейшего распространения технологий в отрасли. Таким образом, показатели разбиты на две группы: показатели, которые можно оценить только при наличии специализированной информации о состоянии процессов внедрения цифровых технологий и показатели, полученные на основании данных управленческого учета отдельных (наиболее крупных) сельскохозяйственных организаций, внедряющих цифровые технологии.

Частично источником для показателей первой группы может стать статистика, однако некоторые показатели не являются объектами статистического наблюдения и требуют проведения специального исследования и сбор такой информации может осуществляться в проектном офисе при правительстве региона, реализующем проект по переходу сельского хозяйства на принципы цифровой экономики, либо независимый аналитический центр. Информационная база для проведения анализа формируется по специальному запросу отраслевыми органами власти. Система критериев количественной внутренней оценки в рамках ОЮГТЛЬ-анализа представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Критерии количественной внутренней оценки в рамках БЮТТАЬ-

анализа

Анали-

тичес- Наименование Характеристика Уро-

кие показателя показателя вень

блоки

Интенсивность затрат на цифровые технологии (финансовый дефицит) Удельный вес затрат на цифровые технологии в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг мик Ро

Прием квалифицированных кадров (кадровый дефицит) Удельный вес количества принятых за последние три года на работу программистов и специалистов в области автоматизации и цифровизации производственных и управленческих процессов в общем количестве принятых за анализируемый период специалистов. Показатель характеризует активность предприятия в части снижения кадрового дефицита мик ро

к 2 н Создание высокотехнологичных рабочих мест (кадровый дефицит) Степень снижения кадрового дефицита на уровне муниципального района, либо региона в целом. Отношение количества созданных высокотехнологичных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях к общей величине созданных рабочих мест мезо

W С а Р я s -е- Финансирование исследований (финансовый дефицит) Величина внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВРП; характеризует способность реального сектора финансировать передовые технологии мезо

Финансирование мероприятий в рамках цифровой модернизации сельского хозяйства Величина финансовых средств, выделенных на цифровую модернизацию АПК, к общей величине государственной поддержки аграрного сектора региона мезо

Инвестиции в цифровые технологии Активность сектора в преодолении технологических дефицитов посредством привлечения инвесторов. Рассчитывается как объем инвестиций в цифровые технологии, применяемые в сельском хозяйстве на душу населения тыс. руб./чел. мик ро / мезо

Наличие временно свободных финансовых активов Средняя величина банковских вкладов сельскохозяйственных организаций в течение 3-х лет. Показывает средства, фактически извлеченные из производственного процесса, которые могут быть использованы для проведения цифровой модернизации мик ро / мезо

Innovation Инновации в ЛА Ш Л1ЛЛЖ Уровень инновационной активности региона, муниципального района Уровень инновационной активности определяется числом экономических субъектов, осуществляющих организационные, технологические и маркетинговые инновации к общему количеству предприятий мезо

Сокращение затрат в результате применения организационных инноваций Повышение качества сельскохозяйственного производства в результате внедрения инноваций. Рассчитывается как величина переменных затрат до внедрения инноваций, к затратам после внедрения мик р°

Удельный вес организаций, применяющих маркетинговые инновации Число экономических субъектов, осуществляющих маркетинговые инновации к общему количеству предприятий мезо

Удельный вес организаций, применяющих экологических инновации Число экономических субъектов, осуществляющих экологические инновации к общему количеству предприятий мезо

Удельный вес организаций, применяющих процессных инновации Число экономических субъектов, осуществляющих процессные инновации к общему количеству предприятий мезо

Удельный вес организаций, применяющих продуктовых инновации Число экономических субъектов, осуществляющих продуктовые инновации к общему количеству предприятий мезо

Инновационная активность Удельный вес затрат на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, связанных с инновациями, в общих затратах мик ро

Публикационная активность исследователей Число статей, опубликованных в научных журналах мира, индексируемых в базах данных Scopus и/или Web of Science, в расчете на 100 исследователей мезо

Патенты и изобретения в сельском хозяйстве Удельный вес сельскохозяйственных организаций, подавших заявки на получение патентов на изобретения, в общей численности сельскохозяйственных организаций мезо

Geo 2 35 л п а я ш РО ; 4 С Патенты в сфере селекции растений Удельный вес организаций, подавших заявки на получение патентов на селекционные достижения, в общем числе организаций мезо

Инвестиции в (биологические основные средства региона Доля инвестиции в биологические основные средства сельскохозяйственных организаций к общему объему инвестиций в отрасли мезо

Удельный вес затрат на биологические основные средства Величина затрат, понесенных на приобретение биологических основных средств к общей величине затрат сельскохозяйственной организации мик Ро

Публикационная активность ученых Динамика публикаций ученых региона в специализированных журналах, на стыке сельскохозяйственных наук и информационных технологий мезо

Технологическое предпринимательство в сельском хозяйстве Количество реализованных в регионе стартап проектов в области использования земельных и биологических ресурсов мезо

Гранты на проекты в области биотехнологий Активность региона в стимулировании проектов, связанных с использованием и развитием биотехнологий в сельском хозяйстве, посредством грантовой поддержки мезо

Затраты на оценку состояния земельных и биологических ресурсов Объем затрат на оценку, мониторинг и анализ состояния и эффективности использования земельных и биологических ресурсов в сельскохозяйственной организации мик Ро

Научный потенциал региона Удельный вес специалистов высшей квалификации, имеющих ученую степень, в общей численности исследователей мезо

« и S « а ^ н a Фондовооруженность персонала, занятого исследованиями и разработками Стоимость основных средств используемых для проведения научных исследований и разработок в расчете на одного работника. Показывает степень оснащенности исследователей специализированными объектами основных средств мезо

S к « £ s нн а н W « а -в-I S Техно вооружённость исследователей Стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя. Показывает степень оснащенности исследователей специализированным оборудованием мезо

Наличие специализированной инновационной инфраструктуры Отношение количества объектов специализированной инновационной инфраструктуры для сельского хозяйства (инжиниринговые центры, акселераторы, бизнес-инкубаторы) к величине объектов инновационной инфраструктуры по региону в целом мезо

^ ад £ "Ö S JS es a s s и Реализация технологических проектов Количество реализованных технологических проектов для аграрного сектора к общему количеству внедренных технологий через региональный проектный офис мезо

и ш H H Доля технологически активных компаний Удельный вес сельскохозяйственных организаций, осуществлявших разработку передовых и инновационных технологий, в мезо

общем числе сельскохозяйственных организаций

Эффективность технологических проектов Отношение прибыльных и убыточных технологических проектов в сфере цифровой экономики, реализованных через региональные институты развития мезо

Затраты предприятий на технологичное оборудование Удельный вес затрат на приобретение новых технологий, программных продуктов, машин и оборудования в рамках цифровизации производства мик Ро

Динамика производства высокотехнологичной продукции Прирост продукции, полученной с использованием высокотехнологичного цифрового оборудования и / или обладающего свойствами продукции цифровой экономики мик ро

Индекс цифровой грамотности в сельском хозяйстве Оценка экспертным путем на основании личных наблюдений и опыта внедрения и использования цифровых технологий в сельском хозяйстве мезо

Инвестиции в цифровую экономику Объем инвестиций технику и цифровые технологии для сельского хозяйства в среднем на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя мезо

Доля обученных сотрудников Доля сотрудников, прошедших обучение с целью внедрения цифровых технологий к общей численности работников мик Ро

J2 W W Затраты на подготовку кадров Удельный вес затрат сельскохозяйственной организации на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий мик Ро

V к к V W О а « > V Я О а Б « 2 35 и Использование организациями электронного документооборота Удельный вес сельскохозяйственных организаций, использующих электронный документооборот мезо

« к '3 1= ■а С s н « а н W s s s s ч с Затраты на компьютерные программы Удельный вес затрат на закупку компьютерных программ с целью повышения эффективности системы управления экономическим субъектом в общей величине накладных расходов сельскохозяйственной организации мик Ро

Организации, использующие интернет Доля сельскохозяйственных организаций, использующих сеть Интернет мезо

Организации, выполняющие научные исследования Доля сельскохозяйственных организаций, выполняющих научные исследования и разработки мезо

Организации, имеющие веб-сайт Доля сельскохозяйственных организаций, имеющих веб-сайт мезо

Организации, использующие специальные программные средства Доля сельскохозяйственных организаций, использующих специальные программные средства мезо

Динамика хозяйственных договоров, СХП, выполненных с ВУЗами и НИИ Взаимодействие реального сектора и научной сферы. Положительная динамика данного показателя говорит о том, что процесс внедрения инноваций является управляемым и выгодным с финансовой точки зрения. мезо

Оснащенность организаций персональными компьютерами Количество персональных компьютеров на 100 сельскохозяйственных организаций мезо

Реализованные законодательные инициативы Количество внесенных на рассмотрение законодательных инициатив в сфере цифровизации сельского хозяйства мезо

И о W W V s о а Б s s s « H s « g Эффективность законотворческой деятельности в области цифровизации Количество нормативно-правовых актов в области цифровизации сельского хозяйства к общей величине, выпущенных за отчетный период нормативно-правовых актов (например, нормативные правовые акты для создания сетей Wi-Fi, включая упрощение порядка регистрации точек доступа малой мощности, условия признания юридической силы электронного документа и др.) мезо

к st « « 4 u v а s Количество реализованных целевых программ Активность отраслевых органов власти в части государственной поддержки проектов в области цифровизации сельского хозяйства мезо

h-l и H и J2 4 V H « о Повышение цифровой грамотности Количество реализованных проектов в сфере повышения цифровой и финансовой грамотности работников агропромышленного комплекса мезо

s о a « M « г V H и s и Методическая помощь хозяйствам Активность отраслевых органов власти в информационной и методической поддержке проектов, связанных с внедрением цифровых технологий в сельское хозяйство. Определяется количеством изданных и распространенных методических рекомендаций мезо

Принятие стратегических документов Наличие стратегических документов (стратегия, концепция, программа, дорожная карта и др.) на различных уровнях отраслевого мезо

и регионального управления, посвященных цифровизации сельского хозяйства

Наличие правовых споров Правоприменительная практика в сфере применения, продажи и использования цифровых технологий мезо

Разработка внутренних стандартов и регламентов Количество сельскохозяйственных организаций, в которых внедрены внутренние стандарты и регламенты, регулирующие порядок цифровизации бизнес-процессов предприятия мик р°

Взаимодействие органов власти при реализации политики цифровизации сельского хозяйства Наличие действующего соглашения между профильными организациями, Министерствами и ведущими научными и учебными учреждениями региона мезо

Каждый показатель оценивается по шкале, где: A - наиболее оптимальное значение показателя для цифровизации отрасли в сложившихся условиях;

B - удовлетворительное значение показателя; С - пограничное значение показателя; D - неудовлетворительное значение показателя; E - крайне не удовлетворительное значение.

Параметры значений шкалы оценки определяются на региональном уровне и зависят от текущего состояния развития отрасли, уровня цифровизации экономики региона в целом, субъекта, применяющего методику (региональные или муниципальные уровни власти / руководитель или специалист экономического субъекта). В случае если крайние критерии шкалы существенного превышаются или не выполняются, их значения должны быть пересмотрены. Расчет интегрального показателя производится посредством суммирования баллов по каждой аналитической области.

8. Порядок представления результатов DIGITAL-анализа. На завершающем этапе производится интерпретация результатов анализа. На региональном уровне целесообразно выработать комплекс мероприятий в зависимости от результатов анализа на разных стадиях жизненного цикла выполнения проекта по цифровизации сельского хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Аналитическое заключение. Для обобщения результатов аналитических действий предлагаем использовать форму документа, представленную в таблице 6.

Таблица 6 - Предлагаемая форма документа для обобщения результатов БЮТТАЬ-анализа

Этапы DIGITAL-анализа D I G I T A L

A B C D E A B C D E A B C D E A B C D E A B C D E A B C D E A B C D E

1. Скоринговая оценка 1 6 5 5 2 1 7

2 3 7 5 3 3 7

2. Количественная оценка на мезоуровне 3 4 7 5 4 4 4

4 1 4 3 5 5 4

3. Количественная оценка на микроуровне 1 5 4 6 6 2

7 3 2 4 7 7 1

справочно В ячейках обозначен номер мероприятий, реализация которых будет способствовать более успешной реализации проекта по цифровизации сельского хозяйства. Система организационно-экономических регуляторов формируется в системе отраслевого управления и является унифицированной для конкретного состояния процессов цифровизации, выявленного по результатам DIGITAL-анализа. В зависимости от результатов DIGITAL-анализа формируется индивидуальный набор действий отраслевых органов власти для разработки, либо корректировки стратегии модернизации сельского хозяйства.

Предложенный методический подход позволит проводить оперативный мониторинг процессов цифровой модернизации сельского хозяйства и формировать релевантную информацию для властных институтов с целью выработки наиболее оптимальных инструментов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение методики позволит сделать переход от традиционной модернизации сельского хозяйства к цифровой более оперативным и менее трудозатратным. Достижению положительного эффекта от применения предложенной методики способствуют следующие отличительные признаки:

- анализ проводится в разрезе шести аналитических блоков, которые по нашему мнению наиболее точно отражают процесс модернизации сельского хозяйства в условиях перехода к цифровой экономике (Б - дефициты; I - инновации; О - земельные и биологические ресурсы; I - инфраструктура; Т - техника, технологии; А - административные процессы; Ь

- законы). Проанализировав данные области можно четко идентифицировать группы проблем, которые затрудняют переход к цифровой экономике и сформировать комплекс мероприятий по их нивелированию;

- для каждого аналитического блока предложена система качественных и количественных показателей. Часть из них сформулирована в соответствии с существующими тенденциями и закономерностями развития цифровой экономики. Большинство показателей адаптированы к специфическим особенностям сельскохозяйственного производства;

- по результатам анализа аналитик получает информацию как о состоянии тех или иных процессов модернизации, так и о тенденциях, наблюдаемых в сельском хозяйстве;

- система показателей сформирована таким образом, что диагностируется как регион в целом, так и группа предприятий, наиболее активно внедряющих цифровые технологии. Методика может применяться как для диагностики региона/предприятия и выявления состояния процессов модернизации в условиях цифровой экономики, так и для проведения сравнительного анализа между несколькими предприятиями и регионами;

- методика базируется на диагностике, как статистических данных, так и данных системы управленческого учета экономических субъектов, а также информации полученной экспертным путем, либо путем самодиагностики предприятия, что позволяет получить более точную и качественную информацию о состоянии бизнес-процессов экономического субъекта.

Совокупность отличительных характеристик разработанной методики позволит вырабатывать более эффективные организационно-экономические регуляторы процесса модернизации сельского хозяйства в условиях цифровой экономики.

Список литературы

1. Российская Федерация. Правительство. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

2. Алетдинова А.А. Инновационное развитие аграрного сектора на основе цифровизации и создания технологических платформ // Иннов: электронный научный журнал, 2017. - №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/ (дата обращения: 04.04.2018)

3. Артамонова О. В. Актуальность использования digital-инструментов при продвижении продукта на современном рынке // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 184-187. — URL https://moluch.ru/archive/144/40388/ (дата обращения: 12.07.2018)

4. Папцов А.Г. Роль государства в аграрном секторе развитых стран / А.Г. Папцов // АПК: Экономика, управление. - 2017. - № 4 - С. 83-87.

5. Цифровая Россия: новая реальность / Аналитический отчет экспертной группы Digital // ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс». - Июнь 2017. URL: http://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe (дата обращения: 07.2018)

6. Go digital or die: Диджитализация бизнеса как неизбежность. [Кирилл Фомичев (2017)] // Ассоциация независимых директоров (АНД) [Официальный сайт]. 25 декабря 2017 г. URL: http://www.nand.ru/professional-information/and_library/20565/ (дата обращения: 07.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.