Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазанкина Елена Владимировна, Захарова Елена Владимировна

Введение. В настоящее время не существует ни одной методики, которая выявляла бы типы отношения к здоровью, все известные существующие отечественные и зарубежные методики исследуют структуру отношения к здоровью. Цель исследования. Разработка новой методики диагностики типов отношения к здоровью позволит получить дополнительный ценный диагностический материал, который будет полезен для планирования консультативной и коррекционной работы. Методика и организация исследования. Методика исследования состоит в последовательной разработке диагностической методики и проверке ее внутренней согласованности, критериальной и конструктной валидности, надежности и стандартизации на выборке 250 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Между типами отношений к здоровью отмечается высокая внутренняя согласованность. Оценка критериальной и конструктной валидности методики позволили оценить внутреннее содержание каждого типа, которое совпало с заложенным при планировании методики. Проверка ретестовой надежности через два месяца показала высокие результаты. Была разработана система перевода сырых баллов в процентили. Выводы. Психометрическая проверка показала, что методика диагностирует типы отношения к здоровью в соответствии с заложенным в них при планировании содержанием на основании выбора соответствующих обследуемому установок в сфере здоровья и может быть использована для диагностики, а также в консультационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазанкина Елена Владимировна, Захарова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF HEALTH ATTITUDES: DEVELOPMENT TECHNOLOGY, PSYCHOMETRIC CHARACTERISTICS

Introduction. Currently, there is not a methodology that would reveal the types of attitudes towards health, all known existing domestic and foreign methods explore the structure of attitudes towards health. The purpose of the study. The development of the new methodology for diagnosing types of attitudes towards health will provide additional valuable diagnostic material that will be useful for planning consultative and corrective work. The methodology and organization of the study. The research methodology consists in the consistent development of a diagnostic technique and verification of its internal consistency, criterion and construct validity, reliability and standardization on a sample of 250 people. Research results and discussion. The study showed that not all scales of the methodology are characterized by internal consistency, which made it possible to understand the importance of not only quantitative, but also qualitative analysis of responses in specific areas, while there is high consistency between the types of attitudes towards health. The evaluation of the criterion and construct validity of the methodology made it possible to evaluate the internal content of each type, which coincided with that laid down when planning the methodology. Checking the retest reliability after two months showed good results. A system for converting raw scores to percentiles was developed. Conclusions. The psychometric test showed that the methodology diagnoses the types of attitudes towards health in accordance with the content laid down in them during planning, based on the choice of attitudes in the field of health that are appropriate for the subject, and can be used for diagnosis, as well as in the consultation process.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

5. Чиксентмихайи М. Поток : Психология оптимального переживания / М. Чиксентми-хайи. - Москва : Альпина Диджитал, 2011. -186 с.

REFERENCES

1. Degtyarev, V.I., Egorycheva, E.V., Chemysheva, I.V. and Shlemova, M.V. (2016), "The impact of sport on human well-being", International Student Scientific Bulletin, No. 5, pp. 2.

2. Karlyshev, V.M. (2017), "Justification of the phenomenon of predestination as the basis for research prosperous life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 280-288/

3. Panyukova, Yu.G., Panina, E.N. and Bolaeva, B.G. (2017), "Problems and prospects for researching the phenomenon of well-being in Russian psychology", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 12, pp. 58-62.

4. Shabanov, S. and Aleshina, A. (2019), Emotional intelligence. Russian practice, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow.

5. Chiksentmihayi, M. (2011), Potok : Psychology of optimal experience, Alpina Digital, Moscow.

Контактная информация: vkar52@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

УДК 159.9.072

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Елена Владимировна Мазанкина, ассистент, Елена Владимировна Захарова, доктор психологических наук, доцент, Самарский государственный медицинский университет,

Самара

Аннотация

Введение. В настоящее время не существует ни одной методики, которая выявляла бы типы отношения к здоровью, все известные существующие отечественные и зарубежные методики исследуют структуру отношения к здоровью. Цель исследования. Разработка новой методики диагностики типов отношения к здоровью позволит получить дополнительный ценный диагностический материал, который будет полезен для планирования консультативной и коррекционной работы. Методика и организация исследования. Методика исследования состоит в последовательной разработке диагностической методики и проверке ее внутренней согласованности, критериальной и кон-структной валидности, надежности и стандартизации на выборке 250 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Между типами отношений к здоровью отмечается высокая внутренняя согласованность. Оценка критериальной и конструктной валидности методики позволили оценить внутреннее содержание каждого типа, которое совпало с заложенным при планировании методики. Проверка ретестовой надежности через два месяца показала высокие результаты. Была разработана система перевода сырых баллов в процентили. Выводы. Психометрическая проверка показала, что методика диагностирует типы отношения к здоровью в соответствии с заложенным в них при планировании содержанием на основании выбора соответствующих обследуемому установок в сфере здоровья и может быть использована для диагностики, а также в консультационном процессе.

Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, установки, ценности, структура отношения к здоровью, типы отношения к здоровью.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p666-674

DIAGNOSIS OF HEALTH ATTITUDES: DEVELOPMENT TECHNOLOGY, PSYCHOMETRIC CHARACTERISTICS

Elena Vladimirovna Mazankina, the assistant, Elena Vladimirovna Zaharova, the doctor of psychological sciences, docent, Samara State Medical University

Abstract

Introduction. Currently, there is not a methodology that would reveal the types of attitudes towards health, all known existing domestic and foreign methods explore the structure of attitudes towards health. The purpose of the study. The development of the new methodology for diagnosing types of attitudes towards health will provide additional valuable diagnostic material that will be useful for planning consultative and corrective work. The methodology and organization of the study. The research methodology consists in the consistent development of a diagnostic technique and verification of its internal consistency, criterion and construct validity, reliability and standardization on a sample of 250 people. Research results and discussion. The study showed that not all scales of the methodology are characterized by internal consistency, which made it possible to understand the importance of not only quantitative, but also qualitative analysis of responses in specific areas, while there is high consistency between the types of attitudes towards health. The evaluation of the criterion and construct validity of the methodology made it possible to evaluate the internal content of each type, which coincided with that laid down when planning the methodology. Checking the retest reliability after two months showed good results. A system for converting raw scores to percentiles was developed. Conclusions. The psychometric test showed that the methodology diagnoses the types of attitudes towards health in accordance with the content laid down in them during planning, based on the choice of attitudes in the field of health that are appropriate for the subject, and can be used for diagnosis, as well as in the consultation process.

Keywords: health, attitude to health, attitudes, values, structure of attitude to health, types of attitude to health.

ВВЕДЕНИЕ

Категория «отношение» является одной из ключевых в отечественной психологии. Концепция «психологии отношений» разрабатывалась В.Н. Мясищевым. Личность в ней рассматривается как система отношений с различными аспектами объективной реальности. Отношение к чему-либо является внутренним механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека.

Теоретическое описание феномена «отношение к здоровью» было дано И.В. Журавлевой, в исследованиях которой оно описывается как социокультурный феномен [5]. Автор дает следующее определение данного понятия — это «система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния» [5, С. 3233].

Отношение к здоровью включает три составляющих: познавательную, эмоциональную (оценочную) и волевую (поведенческую). При этом важно помнить, что «отношение к здоровью» является целостной категорией, которую нельзя рассматривать по отдельным элементам.

О.А. Немова и соавторы при изучении отношения к здоровью россиян столкнулись с тем, что большинство респондентов всех возрастных групп ставят ценность «здоровье» выше многих других, однако на уровне поведения относятся к нему потребительски, небрежно, эксплуатируя свои физические и психические ресурсы, не проявляя внимания не только к их восполнению, но даже и к сохранению на приемлемом уровне [7]. С.Ю. Старовойтова, изучив отношение к здоровью взрослых ответственных людей (интерналов), обнаружила, что они отдают себе отчет, мало заботятся о своем здоровье, отличают понимание здоровья как ценности и фактора достижения успеха в какой-либо деятельности, пытаются рационализировать свое нежелание заниматься укреплением здоровья [10].

Очевидным становится противоречие - признавая здоровье одной из приоритетных личных ценностей, большое количество людей ведет себя таким образом, что не только не нацелено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, а напротив - разрушает его. Возникает вопрос, а действительно ли здоровье для таких людей является ценностью?

В основе ценностей часто лежат установки, формируемые в процессе активного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Установка может включать в себя мотивационный компонент и способна оказывать динамическое и направляющее воздействие на поведение индивида [1]. В отношении здоровья у человека часто формируется своего рода «пассивная» установка, не прошедшая интериоризацию, не встроившаяся в систему личностных смыслов, поэтому здоровьесберегающее поведение не находит подкрепления и не реализуется личностью. Кроме того, могут быть установки, приводящие к поведению, направленному на разрушение здоровья или небрежное отношение к нему.

На настоящий момент существует небольшое количество методик, непосредственно направленных на диагностику отношения к здоровью и внутренней картины здоровья. Это доступные для широкого круга пользователей апробированные и валидизированные инструменты оценки отношения к здоровью.

Наиболее известной диагностической методикой в нашей стране является опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской. Методика выявляет ведущие терминальные и инструментальные ценности, понимание сущности здоровья, источники получения информации о здоровье, факторы, оказывающие влияние на здоровье, ощущения в состоянии здоровья и нездоровья, поведенческий аспект поддержания здоровья, причины, по которым поведение не является здоровьесберегающим, а также особенности поведения в случаях нездоровья [3]. Методика позволяет оценить уровень развития каждой сферы с точки зрения адекватности/неадекватности, но не охватывает всех аспектов здоровья и не позволяет выявить преобладающий тип отношения к здоровью.

Методика «Индекс отношения к здоровью» разработана В. Ясвиным и С. Дерябо. Методика направлена на диагностику четырех сфер отношения к здоровью: 1) эмоциональная шкала измеряет чувствительность к проявлениям организма; 2) познавательная шкала оценивает уровень информированности человека о здоровье; 3) практическая шкала оценивает поведенческий компонент отношения к здоровью; 4) поступочная шкала оценивает влияние человека на свое социальное окружение в плане его изменения [4]. Методика информативна, хорошо проработана в плане подсчета данных и описания результатов, оптимально подходит для работы со школьниками, но не может быть использована для работы со взрослыми и не позволяет типологизировать обследуемых с точки зрения отношения к здоровью.

Опросник «Профиль здорового образа жизни» разработан S.N. Walker, K.R. Sechrist, N.J. Pender в 1986 году, позволяет оценить факторы, влияющие на здоровьесберегающее поведение. Шкалы диагностики ответственности, физической активности и питания авторы относят к конструктам, которые изучают видимое поведение, а другие три (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом) называют психосоциальным благополучием и относят к когнитивным и эмоциональным компонентам здорового образа жизни [9]. Недостатки методики, на наш взгляд, заключаются в сложности и неоднозначности вопросов по шкале «Питание», а также в отсутствии нормативных значений, опираясь на которые можно было бы оценить отношение к здоровью как адекватное или отклоняющееся.

Универсальный опросник здорового поведения З. Ючинского включает 4 шкалы: 1) навыки рационального питания; 2) профилактическое поведение; 3) позитивный психологический настрой и психическая устойчивость; 4) использование профилактических знаний на практике. На заключительном этапе результаты по шкалам суммируются для получения интегрального показателя, значения которого варьируют от 24 до 120 баллов, но градации по уровням и описания результатов найти не удалось [8, 11].

Е.Л. Луценко и О.Е. Габелкова в 2013 году разработали опросник нарушений здорового поведения на основе американского теста «Здоровое поведение». Опросник содержит 8 шкал: тяга к курению; нарушение питания; рискованное поведение; тяга к алко-

голю; погоня за модным имиджем; низкий самоконтроль; эмоциональная некомпетентность; саморазрушительное поведение. Авторами рассчитаны удовлетворительные показатели надежности и валидности, а также нормативные значения для мужчин и женщин разных возрастов [6]. Методика позволяет оценить поведенческий компонент отношения к здоровью, а также частично эмоциональный компонент, но не позволяет типологизиро-вать обследуемых на основании выявляемых данных.

Необходимо отметить тот факт, что ни одна из описанных методик не опирается на установки обследуемых в отношении здоровья. Кроме того, ни одна из приведенных методик не позволяет разделить обследуемых на группы в соответствии с характерными особенностями внутренней картины здоровья в различных ее аспектах. В связи с этим нами была предпринята попытка разработки собственной методики, опирающейся на установки в отношении здорового поведения и позволяющей диагностировать тип отношения при помощи количественного и качественного анализа результатов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование проводилось с 2019 по 2022 год. Обследование проводилось в индивидуальной форме как непосредственно в контакте экспериментатора и испытуемого, так и дистанционно при помощи Google-формы. Обследованию предшествовала установочная беседа-инструкция или подробная инструкция в Google-форме. Обследование осуществлялось с информированного согласия испытуемых.

В исследовании принимали участие две группы испытуемых. Первую группу составили 150 человек в возрасте 18-60 лет (122 женщины, 28 мужчин), которым в беседе с экспериментатором было предложено обозначить отношение к своему здоровью (питанию, сну, физической активности и т.д.) при помощи нескольких коротких фраз, пословиц, поговорок. Так были получены установки в отношении здоровья в различных сферах.

Во вторую группу вошли 100 человек в возрасте 18-60 лет (68 женщин, 32 мужчины), которым было предложено пройти методику диагностики установок в отношении здоровья. Полученные результаты были использованы для оценки внутренней валидности и надежности методики.

Помимо беседы и разрабатываемой методики в исследовании были использованы также методики «Профиль здорового образа жизни» (S.N. Walker), «Интегративный тест тревожности» (Л.И. Вассерман, А.П. Бизюк, Б.В. Иовлев), «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), Шкала инвентаризации поведения в отношении здоровья (С. Ючинский). Методы статистического анализа: критерий альфа Кронбаха, коэффициент корреляции Пирсона.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Разработка методики прошла ряд этапов, описанных Н.А. Батуриным: 1) организационный; 2) содержательный; 3) подготовительный; 4) исследовательский; 5) интерпретационный; 6) стандартизационный [2].

На организационном этапе были сформулированы предварительные характеристики теста, составлен план его разработки, определены стратегия психометрической проверки и источники валидности.

На содержательном этапе осуществлялся сбор установок в отношении здоровья по таким сферам, как собственно здоровье, питание, режим дня, сон, работа, досуг, вредные привычки, психическое благополучие, физическая нагрузка, безопасный секс. Всего было собрано более 700 установок. В качестве примера можно привести некоторые из них: «здоровье - главная ценность», «кто не курит и не пьет, тот здоровым умрет», «будет то, чему суждено быть», «только страх может заставить человека заниматься собой».

На подготовительном этапе полученные установки были подвергнуты контент-анализу, который позволил сгруппировать их по схожим признакам, удалить повторяю-

щиеся и выделить сферы и примерные группы (типы отношения к здоровью). Была составлена первая пробная версия теста, включающая суммарно 141 установку, и 30 экспертам (преподавателям-психологам, преподавателям-лингвистам и студентам-психологам старших курсов) предложили прочитать установки и сообщить о том, испытывали ли они трудности понимания смысла утверждений, не было ли неоднозначных, двусмысленных утверждений. По результатам оценки опрошенных часть установок была переформулирована или исключена из методики. В состав стимульного материала каждой сферы включен нейтральный пункт «Ни одно утверждение мне не подходит».

На этапе исследования получившийся вариант методики был предложен 100 испытуемым с инструкцией: «В каждом разделе выберите утверждения, наиболее соответствующие Вашим представлениям». Три установки не были выбраны ни разу, поэтому были удалены из методики. Остальные результаты были подвергнуты проверке внутренней согласованности, критериальной и конструктной валидности.

Результаты анализа внутренней согласованности при помощи критерия альфа Кронбаха показали, что высокая согласованность отмечается только по гармоничному типу отношения к здоровью. По другим типам согласованность сомнительна или отсутствует. Качественный анализ ответов обследуемых показал, что люди, выбирающие установки гармоничного типа, делают это во всех исследуемых сферах (сон, питание, физическая активность и др.), но респонденты, выбирающие установки других типов, не придерживаются их с таким же постоянством. Это показало, что качественный анализ результатов методики так же важен, как и количественный.

В таблице 1 показаны результаты изучения корреляций между различными типами отношения к здоровью.

Таблица 1 - Показатели согласованности типов отношения к здоровью

М Г Н Ф Д П Р

М - модный 1 0,481** 0,306** 0,409** 0,344** 0,514** 0,151

Г - гармонический 0,481" 1 0,518** 0,747** -0,157 -0,047 0,449**

Н - неустойчивый 0,306" 0,518** 1 0,517** 0,324** 0,297** 0,493**

Ф - фобический 0,409" 0,747** 0,517** 1 -0,090 0,027 0,467**

Д - деструктивный 0,344** -0,157 0,324** -0,090 1 0,684** 0,066

П - попустительский 0,514** -0,047 0,297** 0,027 0,684** 1 0,054

Р - ригидный 0,151 0,449** 0,493** 0,467** 0,066 0,054 1

Примечание: здесь и далее ** - р<0,01, * - р<0,05.

Между типами отношения к здоровью отмечаются логичные взаимосвязи, подтверждающие внутреннее содержание типов. Так, модный тип имеет значимые связи со всеми типами, кроме рационального, представляющего его полную противоположность, а гармонический связан со всеми типами, кроме деструктивного и попустительского. Самая высокая взаимосвязь выявлена с фобическим типом, так как страх утраты здоровья заставляет человека более внимательно к нему относиться.

Проверка критериальной валидности осуществлялась при помощи тестов, диагностирующих определенные качества и склонности личности, и опроса (таблица 2).

Относительно невысокий, хотя и значимый, показатель критериальной валидности по гармоническому типу отношения к здоровью, вероятно, связан с тем, что в методике «Тип отношения к болезни» нет четкой градации величины показателей, поэтому проверка корреляции показала сомнительные результаты, хотя показатель внутренней согласованности по этой шкале самый высокий. Критериальная валидность шкалы гармонического отношения к здоровью проверена далее сопоставлением с другими методиками, изучающими структуру отношения к здоровью.

В таблице 3 показаны взаимосвязи типов отношения к здоровью со шкалами опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской. Полученные результаты раскрывают внутреннее содержание типов отношения к здоровью, их когнитивную, эмоциональную, поведенческую и ценностную составляющие.

Таблица 2 - Критерии проверки типов отношения к здоровью

Тип отношения к здоровью Критерий проверки г

Гармонический Гармонический тип отношения к болезни методики «Личностный опросник Бехтеревского института» 0,551"

Модный Ответ на вопрос «Считаете ли Вы себя человеком, следующим современным тенденциям в образе жизни, питании, здоровьесбе-режении?» 0,766"

Неустойчивый Ответ на вопрос «Можете ли Вы сказать, что если приняли какое-то решение, то четко ему следуете, даже если Вам не хочется, устали или не хватает времени?» -0,686"

Попустительский Ответ на вопрос «Можете ли Вы сказать, что невнимательно относитесь к своему здоровью, режиму, питанию, если Вас ничего не беспокоит?» 0,735"

Фобический Шкала «фобический компонент» методики «Интегративный тест тревожности» 0,729"

Ригидный Ответ на вопрос «Считаете ли Вы, что традиционные, испытанные временем средства лучше и надежнее новомодных?» 0,747"

Деструктивный Методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта 0,923"

Таблица 3 - Взаимосвязи типов отношения к здоровью со шкалами опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской_

Шкалы М Г Н Ф Д П Р

Когнитивная шкала 0,142 0,326** -0,064 0,227* -0,157 -0,176 0,313**

Эмоциональная шкала 0,070 0,195 -0,069 0,327** -0,064 -0,009 0,342**

Поведенческая шкала 0,338** 0,462** 0,040 0,512** -0,122 0,056 0,408**

Ценностно-мотивационная шкала 0,140 0,138 0,032 0,203* 0,200* 0,153 0,338**

В таблице 4 показаны корреляции типов отношения к здоровью со шкалами методики «Профиль здорового образа жизни». Полученные результаты раскрывают внутреннее содержание типов со стороны ответственности за здоровье, правильного питания, физической нагрузки, личностного роста, стрессоустойчивости, межличностных отношений. Интегральный показатель здорового образа жизни прямо значимо связан с гармоническим, фобическим и ригидным типами отношения к здоровью и обратно - с деструктивным типом.

Таблица 4 - Корреляции типов отношения к здоровью со шкалами методики «Профиль здорового образа жизни»_______

^^^^Здоровый образ жизни Типы отнош. к здоровью^^^ Ответств. за здоровье Физическая активность Питание Внутренний рост Межличностные отнош. Управление стрессом Общая шкала

Модный 0,289" 0,250* 0,180 0,101 -0,114 0,068 0,182

Гармонический 0,392" 0,369** 0,406** 0,413** 0,071 0,283** 0,427**

Неустойчивый -0,002 -0,084 -0,029 0,021 -0,343** -0,105 -0,094

Фобический 0,359" 0,419** 0,396** 0,403** -0,086 0,333** 0,409**

Деструктивный -0,119 -0,106 -0,178 -0,270** -0,326** -0,271** -0,258**

Попустительский 0,043 -0,061 -0,061 -0,137 -0,221* -0,088 -0,102

Ригидный 0,217* 0,252* 0,222* 0,377** -0,031 0,305** 0,297**

В таблице 5 показаны взаимосвязи типов отношения к здоровью со шкалой инвентаризации поведения в отношении здоровья З. Ючинского. Наиболее высокая корреляция с поведением в отношении здоровья отмечается у гармонического и фобического типов, которые регулярно предпринимают действия по сохранению своего здоровья путем регуляции физической активности, правильного питания, своевременного лечения, избегания психического перенапряжения. Представители деструктивного типа, напротив, не склонны к здоровьесберегающему поведению.

Для проверки надежности теста он был повторно проведен на 73 обследуемых через два месяца после первого обследования. Высокие значения корреляции между результатами первого и второго исследования (от 0,914 до 0,993) с интервалом 2 месяца свидетельствуют о том, что методика дает близкие результаты при повторных исследованиях, т.

е. диагностирует устойчивую психологическую характеристику - отношение к здоровью. Таблица 5 - Взаимосвязи типов отношения к здоровью со шкалой инвентаризации поведения в отношении здоровья_

Типы отношения к здоровью Поведение в отношении здоровья

М - модный 0,240*

Г - гармонический 0,437**

Н - неустойчивый -0,084

Ф - фобический 0,437**

Д - деструктивный -0,389**

П - попустительский -0,175

Р - ригидный 0,167

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку число утверждений-установок различных типов отношения к здоровью в тесте не равно и варьирует от 13 до 21, целесообразно представление суммарного числового результата по тесту в процентилях. В таблице 6 представлены коэффициенты для умножения суммы баллов и получения результата в процентилях по каждому типу (коэффициент получен путем деления 100% на общее количество установок каждого типа).

Таблица 6 - Коэффициенты для расчета процентилей

Типы отношения к здоровью Количество утверждений-установок к, %

М - модный 18 5,6

Г - гармонический 19 5,3

Н - неустойчивый 18 5,6

Ф - фобический 20 5

Д - деструктивный 13 7,7

П - попустительский 21 4,8

Р - ригидный 16 6,3

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью данного исследования была разработка и психометрическая проверка методики диагностики установок в отношении здоровья, опирающейся на новый в этом направлении подход, основанный на выявлении установок, регулирующих поведение человека, связанное со здоровьем. В результате проведения данной методики осуществляется диагностика типов отношения к здоровью, отличающихся своим внутренним содержанием.

Проведенная психометрическая проверка показала, что методика диагностирует типы отношения к здоровью в соответствии с заложенным в них при планировании содержанием на основании выбора соответствующих обследуемому установок. В таблице 7 показано содержательное наполнение каждого типа, которое будет расширено и дополнено при последующем использовании методики и более широком изучении ее конструкт-ной валидности.

Таблица 7 - Содержательное наполнение типов отношения к здоровью

Типы отнош. к здоровью Содержание

Модный Обследуемый активно ищет новую, современную информацию о понимании здоровья в разных его сферах, обращаясь к интернет-ресурсам для выбора новых способов поддержания здоровья, но знания разрозненные, несистематизированные. От гармоничного этот тип отличается тем, что новые способы поведения часто бывают непроверенными, рискованными и могут причинить вред. Здоровье декларируется как ценность, но не осознается таковым. Положительные эмоции по поводу здоровья отсутствуют. Поведение в отношении здоровья колеблется от гармонического до деструктивного.

Гармонический Обследуемый имеет обширные структурированные знания о здоровье и способах его сохранения, ведет здоровый образ жизни, несет ответственность за здоровье, правильно питается, физически активен, уделяет внимание личностному росту, хорошо справляется со стрессом. В отношении здоровья эмоционально нейтрален, не осознает его как жизненную ценность.

Типы отнош. к здоровью Содержание

Неустойчивый Обследуемый не имеет знаний о здоровье, не готов к поддержанию здоровьесберегающего поведения, не осознает его как ценность, не испытывает по его поводу каких-либо эмоций. В случае ухудшений здоровья планирует вести здоровый образ жизни, но не имеет для этого достаточно воли, оправдывая свою непоследовательность «уважительными» причинами.

Фобический Обследуемый испытывает разнообразные страхи, связанные с возможностью заболеть. По своим проявлениям этот тип близок к гармоническому, но положительные эмоции, связанные со здоровьем, выражены в большей степени, также как негативные с болезнью. Представитель фобиче-ского типа предпринимает много действий для сохранения здоровья (физическая активность, правильное питание, духовный рост), среди которых как старые и проверенные, так и новые. Здоровье для этого типа является истинной ценностью.

Деструктивный Деструктивный тип считает здоровье реальной ценностью, однако не предпринимает ничего для его сохранения на поведенческом уровне, не имеет необходимой информации о здоровье и не испытывает положительных эмоций по поводу своего здоровья. В отношении здоровья он ведет себя противоположно гармоническому и фобическому типам, ему свойствен недостаток стремления к личностному росту, трудности в межличностных отношениях, низкая стрессоустойчи-вость. В данном случае поведение, направленное на разрушение своего здоровья, может трактоваться как самонаказание либо манипулирование другими людьми для получения внимания.

Попустительский Обследуемый этого типа не причиняет вреда своему здоровью целенаправленно, он просто не считает здоровье ценностью и не обращает никакого внимания на свое физическое и психическое состояние, даже в случае заболевания надеясь, что все разрешится само собой и не придется искать информацию или предпринимать какие-либо действия. Свойственные данному типу трудности в межличностных отношениях позволяют предполагать, что его ближайшее социальное окружение также не проявляет о нем заботы, как и сам он не заботится о себе.

Ригидный Обследуемый ригидного типа по своим характеристикам очень близок к гармоническому, но имеет более выраженную ценность здоровья и приверженность к испытанным, старым методам его поддержания. Он придерживается четких неизменных правил в питании и физической нагрузке, несет ответственность за свое личностное развитие и хорошо справляется со стрессами.

Описанные типы частично пересекаются, но каждый из них имеет свою специфику в когнитивном, эмоциональном, поведенческом или ценностном аспектах, которая была выявлена посредством корреляций со шкалами других методик, направленных на диагностику отношения к здоровью. Проведенное исследование позволило расширить и углубить представление о содержании типов отношения к здоровью, подтвердить целесообразность нового подхода к диагностике отношения к здоровью.

ВЫВОДЫ

Таким образом, предлагаемая нами методика диагностики установок в отношении здоровья успешно прошла психометрическую проверку, продемонстрировала согласованность шкал и высокую критериальную валидность, а также высокую ретестовую надежность. Дальнейшая проверка методики будет заключаться в анализе конструктной валид-ности для уточнения и расширения содержательной интерпретации типов отношения к здоровью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюшкова Н.П. Психологические особенности феномена социальных установок и стереотипов / Н.П. Андрюшкова // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека: монография. - Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. С. 131-135.

2. Батурин Н.А. Современная психодиагностика России / Н.А. Батурин // Вестник ЮУрГУ Серия «Психология». - 2008. - № 2. - С. 4-9.

3. Березовская Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2011. - № 1. - С. 221-226.

4. Дерябо С. Как вы к себе относитесь / С. Дерябо // Здоровье детей. - 2010. -№ 1 - URL: https://zdd.1septru/view_artide.php?id=201000108 (дата обращения: 31.01.2022).

5. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Березовская. -Москва : Наука, 2006. - 238 с.

6. Луценко Е.Л. Опросник нарушений здорового поведения - новый инструмент для исследований в психологии здоровья / Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова // Вопросы психологии. - 2013. -№ 5. - С. 142-153.

7. Немова О.А. Здоровье как ценность: мечта и реальность / О.А. Немова, Л.И. Кутепова, В.В. Ретивина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - № 11. - С. 155-161.

8. Павлють О.В. Возможности опросника З. Ючиньского для оценки здоровьесберегаю-щего поведения студентов педагогических специальностей / О.В. Павлють // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 3 (53). - С. 104-115.

9. Петраш М.Д. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, И.Р. Муртазина // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26, № 3. - С. 164-190.

10. Старовойтова С.Ю. Отношение к здоровью рабочей молодежи / С.Ю. Старовойтова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. -2012. - Т. 12, № 2. - С. 92-97.

11. Juczynski, Z. Health-Related Quality of Life: Theory and Measurement / Z. Juczynski //Acta Universitatis Lodziensis. Folia Psychologica. - 2006. - №. 10. - Р. 3-15.

REFERENCES

1. Andryushkova, N.P. (2017), "Psychological features of the phenomenon of social attitudes and stereotypes", Personal and situational determinants of human behavior and activity, Monograph, Rostov-on-Don, pp. 131-135.

2. Baturin, N.A. (2008), "Modern psychodiagnostics of Russia", Bulletin of SUSU. Series "Psychology" No. 2, pp. 4-9.

3. Berezovskaya, R.A. (2011), "Studies of attitudes to health: the current state of the problem in Russian psychology", Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, No, 1, pp. 221-226.

4. Deryabo, S. (2010), "How do you feel about yourself", Children's health, No, 1, available at: https://zdd. 1 sept.ru/view_article.php?id=201000108 (accessed: 31.01.2022).

5. Zhuravleva, I.V and Berezovskaya, I.V. (2006), Attitude to the health of the individual and society, Science, Moscow.

6. Lutsenko, E.L. and Gabelkova O.E. (2013), "Questionnaire of violations of healthy behavior - a new tool for research in health psychology", Questions of psychology, No. 5, pp. 142-153.

7. Nemova, O.A., Kutepova L.I. and Retivina, V.V. (2016), "Health as value: dream and reality", Health and education in theXXIcentury, No. 11, pp. 155-161.

8. Pavlyut, O.V. (2020), "Possibilities of the questionnaire Z. Yuchinsky for assessing the health-saving behavior of students of pedagogical specialties", Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev, No. 3 (53), рp. 104-115.

9. Petrash, M.D., Strizhitskaya, O.Yu. and Murtazina, I.R. (2018), "Validation of the questionnaire "Healthy lifestyle profile" on the Russian sample", Consultative psychology and psychotherapy, Vol. 26, No 3, pp. 164-190.

10. Starovoitova, S.Yu. (2012), "Attitude to the health of working youth", News of Saratov University. A new series. Philosophy series. Psychology. Pedagogy, Vol. 12, No. 2, pp. 92-97.

11. Juczynski, Z. (2006), "Health-Related Guality of Life: Theory and Measurement", Acta Uni-versitatis Lodziensis. Folia Psychologica, No. 10, рр. 3-15.

Контактная информация: e.v.mazankina@samsmu.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2022

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И РАЗНЫХ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.