МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
© М. В. Смирнова
Смирнова
Мария Владимировна студентка 5 курса факультет психологии Самарская
гуманитарная академия [email protected]
В статье рассмотрены понятие «ценность», подходы к исследованию терминальных ценностей личности, осознаваемых и неосознаваемых ценностей личности, проективные методы диагностики ценностей. Приведено описание авторской методики и результаты психометрических исследований.
Ключевые слова: терминальные ценности, осознаваемые ценности, неосознаваемые ценности, проективные методики, диагностика.
Ориентация на проблему ценностей всегда привлекала внимание исследователей различных направлений знаний (С. Ф. Анисимов, М. И. Бобнева, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Е. И. Головаха, Е. В. Шорохова), поскольку именно ценности являются своеобразными детерминантами индивидуального и коллективного выбора, определяют перспективу развития как личности, так и общества в целом [2].
Ценности являются, прежде всего, регулятором восприятия человеческой деятельности, но различным образом: как отношения, как нормы, как идеалы, как критерии выбора и оценки нравственных действий. Все исследователи аксиологии едины в том, что ценность есть своеобразная форма сознательного отношения субъекта к объекту по поводу удовлетворения своих интересов и потребностей.
Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя
и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [2].
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Особую группу среди личностных ценностей занимают терминальные ценности или ценности-цели, отражающие приоритетность для личности определенных жизненных целей. Формируется структура ценностей в процессе социализации личности, являясь одновременно процессом познания социального мира. Однако не весь опыт личностью осознается и рефлек-сируется, поэтому многие исследователи подчеркивают, что ценности личности могут быть осознанными или малоосознанными [6].
Ю. А. Шерковин полагает, что ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Поскольку природа опыта социальна и одновременно индивидуальна, ценности также приобретают двойственный характер. По мнению Ю. А. Шерковина, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру [13].
Категория цели — одна из центральных в психологии. Она является ключевой при обсуждении самого широкого круга психологических проблем, начиная от понимания природы психического до рассмотрения высших форм бытия человека как личности, субъекта, индивидуальности [3, с. 37]. В данном случае можно сослаться на принцип стремления к напряжению как на методологическую предпосылку изучения движущих сил развития личности. В теории личности Г. Олпорта в качестве движущей силы выступает тенденция к самореализации личности [1]. Понимая личностную систему как систему не гомеостатическую, а, напротив, как постоянно стремящуюся к нарушению равновесия, Г. Олпорт полагал, что личность только и может существовать в процессе постановки и достижения новых, все более сложных и отдаленных целей. Структура личности, по Г. Олпорту, может быть представлена центрирующейся вокруг высших мотивов индивида (мотивов развития), его ценностей, интересов и намерений. Эти мотивы порождают обращенную в будущее систему целей, и именно — зафиксированные в мотивах и целях перспективы становления личности составляют важнейшие характеристики личности человека.
Ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, причем понятия «ценности»и «ценностные ориентации»относятся с равным успехом и к со-
знаваемым (декларируемым), и к реально значимым ценностям.
Как отмечает А. Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действия распространяются не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры [4, с. 202]. Л. М. Смирнов отмечает, для более глубоко изучения ценностей необходимо выйти за рамки феноменологии только сознания, а обратиться к неосознаваемому пласту психики [11]. Отсюда вытекает одна из проблем изучения системы ценностей личности, т.к. подавляющее количество методик диагностики личностных ценностей и ценностных ориентаций направлено на выявление осознанной части системы [5]. Поэтому разработка проективных техник для исследования личностных ценностей в целом и терминальных ценностей в частности является актуальной задачей, стоящей перед исследователями.
Наиболее признанной и распространенной в России является методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем [15]. Методика М. Рокича представляет собой ранжирование двух списков ценностей: терминальных и инструментальных. Согласно данной методике, исследователь может выявить лишь те ценности, которые испытуемый осознает. Однако методика М. Рокича не учитывает неосознаваемых ценностей личности, которые зачастую оказывают влияние на эмоции, поведение, оценку своих поступков и поступков других людей [10]. Другой проблемой методики М. Рокича является то, что, несмотря на название диагностируемых ценностей как терминальных, в практике использования методики результаты диагностики не соответствуют реальным целям личности в данный момент времени (низкая прогностическая валидность), т.е. получаемый ранжированный ряд ценностей-целей носит скорее декларативный характер.
Постоянные разработки новых методик — показатель совершенствования психодиагностики и ее роли в поиске человеком духовных ориентиров в познании мира и самого себя. Особое место среди методик занимают проективные.
Понятие проекции для обозначения методик было впервые введено Л. Франком с целью объединить различные методологические приемы: ассоциативный тест К. Юнга, тест Г. Роршаха, ТАТ Г. Мюррея и другие. До настоящего времени понятие проекции является общепринятым, хотя и намечались неоднократные попытки изменить существующее название, так как термин «проекция» не дает четкого понимания основополагающих характеристик и предполагает наличие разных трактовок. У истоков формирования проективных методик стояли авторитетные психологи, представляющие в науке целые течения, направления, школы. Труды В. Г. Норакидзе, В. Э. Реньге, Е. Т. Соколовой, С. Лазаруса, Ф. Корнера, М. Р. Харроуэра, К. Франка, Г. М. Прошанского, посвященные методологическим, теоретическим, историческим проблемам, определили тенденции дальнейших поисков в исследовании проективных методик.
Проективная методика не может быть однозначной и всегда находится в стадии развития. Изучение проективных методик стало актуальным и
для отечественной психологии, которая предлагает рассматривать проективные методики в двух направлениях — «личностном»и «перцептивном», стремясь к их объединению. Личностный смысл же, установки, отношения проявляются через особенности перцептивной деятельности, что так глубоко улавливают и интерпретируют проективные методики.
Е. Т. Соколова полагает, что, описывая неоднозначно семантически определенные изображения или выполняя не строго алгоритмизированные задания, человек при этом выражает себя, «проецируя»какие-то значимые для него переживания и тем самым какие-то свои личностные особенности [12].
Обсуждая проблему достоинств и недостатков проективных методов, Пол Клайн отмечает, что ответы на проективные тесты не похожи на ответы испытуемого в любой другой ситуации. С помощью этих тестов мы видим такие аспекты испытуемых, о которых в других случаях мы бы не знали ничего [7].
А. Ф. Корнер описывает преимущество проективных тестов, которое заключается в следующем [8]:
— тесты состоят из стандартных наборов стимульного материала, с помощью которого легко определить и сравнить типичные особенности личности;
— проективные методики содержат неоднозначный стимульный материал, который позволяет испытуемому выбрать соответственную форму самовыражения;
— проективные методики обладают психологическим детерминизмом, т. к. в реакциях и словах человека ничего нет случайного.
Таким образом, проективная методика способна обнаружить сущность человека и его индивидуальность. Диагностика индивидуального стиля личности остается главной задачей проективных методик, которые помогают охарактеризовать личностные смыслы, определить ведущие мотивы, выявить ценностную сферу личности [2].
Из проективных техник при диагностике ценностей нашли свое применение аддитивные (завершение рассказа, предложения и т.п.) и импрессив-ные (предпочтение одного стимула, в частности рисунка, другому) группы методик [5]. Хотя в широко известной методике Дембо-Рубинштейн, позволяющей выяснить структуру индивидуальных конструктов, полюса шкал интерпретируются как ценности [14]. Этот подход успешно использован И. А. Николаевой в авторской методике исследования образа социального мира «Я и другие» [9]. Однако диагностика терминальных ценностей с использованием шкалы Дембо-Рубинштейн имеет ряд особенностей. Например, отсутствует информация о понимании испытуемым различий между идеалом (мечтой) и целью [14]. На место мечты может заступить рациональное планирование будущего: «Я мечтаю только о том, чего могу достигнуть». А мечта для того, чтобы сбыться, в результате сознательного выбора должна превратиться в цель. В то же время цель для достижения должна обрасти средствами. О средствах можно спрашивать испытуемого, предлагая «оценить свои возможности». Следовательно, в получаемом с по-
мощью шкалы результате остается открытым вопрос: это уровень цели или реальных перспектив (уровень притязаний)? Как утверждает П. В. Янь-шин [14], шкала — это «личностный конструкт». Шкала имеет два полюса и середину. Личностные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Но бывают и трехполюсные — это шкала, отметка идеальной самооценки которой падает на середину. Так получается в случае, когда испытуемый считает, что середина — это идеал, отклонения от которого нежелательны. Тогда оказывается, что полюсов три. Полюса — это ценности: то, что человек декларирует как желательные и нежелательные состояния. На верхних полюсах находятся положительные ценности — к чему испытуемый стремится. Внизу — отрицательные ценности, то, чего человек старается избежать. Полюса в данной методике задаются как абсолютные величины. Полюса задаются неопределенно, в общих терминах, допускающих субъективную интерпретацию со стороны испытуемого. В этом и состоит элемент «проективности» методики Дембо - Рубинштейн.
Цель работы заключается, во-первых, в разработке проективной методики диагностики терминальных ценностей и, во-вторых, в исследовании неосознаваемых аспектов ценностей. На сегодняшний день актуальна разработка проективной методики диагностики терминальных ценностей, потому что проективные методики предназначены для диагностики слабо-рефлексируемых ценностных образований, однако все они находятся на этапе экспериментального исследования и отработки.
Исследование ценностей с помощью проективной методики позволяет выйти на более неосознаваемые процессы, тем самым выявлять реально значимые ценности, а не декларируемые.
Описание методики
В разработанной нами проективной методике диагностика терминальных ценностей осуществляется в пять этапов. На первом этапе испытуемым предлагается следующая инструкция:
«Перечислите на бланке Ваши ближайшие или отдаленные события, которые Вы ожидаете (мечтаете), и те, которых Вы бы хотели избежать. Все, что вспомнится, нужно записать во второй колонке, пронумеровав события. Постарайтесь перечислить как можно больше. После того, как все сделаете, приступайте к следующему этапу».
Пример заполнения бланка на первом этапе приведен в таблице 1.
Таблица 1
Фрагмент бланка, заполненный испытуемым на первом этапе
№ Колонка 2 1-5 баллов Колонка 3 1-7 баллов
1 Покупка машины
2 Не хочу ругаться с мужем
3 Последняя ступень в
карьерном росте
Пилотажные исследования, в которых проводилась отработка методики на выборке испытуемых, работающих на предприятиях (возраст 30-45 лет), показали, что первый этап работы с методикой вызывает наибольшие затруднения и затраты времени (до 10 минут). Условно всех испытуемых можно отнести к двум типам: первый тип, получив задание, начинает активно заполнять бланк в течение 5-10 минут, при этом количество целей, перечисленных в колонке 2, находится в диапазоне 5-8 (верхний квартиль); второй тип быстро записывает 1-3 цели, после чего наступает длительная пауза раздумий, обращение к экспериментатору с вопросом о «необходимом количестве целей в бланке», затем испытуемый оповещает о завершении работы над первым этапом. В первых вариантах методики в бланке была таблица с 20 пронумерованными строками и в инструкции указывалось требование о заполнении всей таблицы, однако, как показали исследования, данное условие оказалось невыполнимо для неучащейся молодежи. Поэтому в последующих вариантах методики в инструкции было удалено требование заполнения всех строк бланка и количество строк было уменьшено до 15. Пилотажные исследования также показали, что не все испытуемые могут сформулировать конкретную цель и мечту в виде одного-двух слов, как это показано в п. 1 и п. 2 таблицы 1, поэтому некоторые испытуемые формулировали свои ближайшие планы в виде предложений, занимающих несколько строчек колонки 2 бланка (п. 3 таблицы 1). В связи с этим в окончательном варианте методики была ликвидирована нумерация строк в бланке и предложено испытуемым самим указывать номер ближайших или отдаленных событий, которых они ожидают.
По результатам частотного анализа установлено: распределение количества целей в колонке 2 близко к нормальному закону распределения с явной левосторонней асимметрией (коэффициент асимметрии равен 0,332 при допустимом уровне 0,192, мода равна 4, а нижний квартиль составляет 2 цели). Таким образом, большинство испытуемых указывают от 2 до 5 целей.
На втором этапе испытуемым предъявляется следующая инструкция: «На бланке Вы видите вертикальную линию, нижний полюс которой помечен знаком а верхний — знаком “+”. Сначала Вы должны найти на этой шкале место, на котором бы отметили нынешнее состояние Вашей жизни. Отметьте это место черточкой и напишите рядом “Сейчас”. Затем на этой же шкале расположите перечисленные Вами события из списка по степени значимости для Вас. Место каждого обозначьте чертой на шкале и порядковым номером. Выполняйте это задание по порядку с № 1 до последнего. Если несколько из них Вы захотите поставить на одно и то же место, то соответствующие номера ставьте рядом через запятую».
На третьем этапе испытуемым дается следующая инструкция: «В третьей колонке бланка оцените по пятибалльной шкале достижимость события (1 — легкодостижимое, 5 — труднодостижимое)» (табл. 2).
+*
I- 1
- Сейчас 2
Рис. 1. Пример выполнения второго этапа работы с методикой
Таблица 2
Фрагмент бланка, заполненный испытуемым на третьем этапе
№ Колонка 2 1-5 баллов Колонка 3 1-7 баллов
1 Покупка .машины 4
2 Не хочу ругаться с мужем 2
3 Последняя ступень в 4
карьерном росте
Мы предположили, что третий этап диагностики позволит респондентам ощутить свое нынешнее состояние и, перечисляя значимые события, оценить, возможно, достижения этих событий, что будет способствовать осознанию первоначально перечисленных целей.
На четвертом этапе испытуемым дается инструкция: «В четвертой колонке бланка напротив события напишите, чем для Вас значим исход этого события (можно одним — двумя словами)»(табл. 3).
Таблица 3
Фрагмент бланка, заполненный испытуемым на четвертом этапе
№ Колонка 2 1-5 баллов Колонка 3 1-7 баллов
1 Покупка машины 4 Престиж
2 Не хочу ругаться с мужем 2 Счастливая семья
3 Последняя ступень в 4 Достижение
карьерном росте поставленной цели
На пятом этапе испытуемым предлагается «оценить актуальность (важность) события на сегодняшний день по семибалльной шкале (1 — не актуально... 7 — очень актуально)»в последней колонке (табл. 4).
Пятый этап позволяет сопоставить актуальность (важность) на осознаваемом уровне и неосознаваемом уровне. Для этого испытуемым предлагается, подумав, расставить приоритеты среди ценностей в виде семибалльных оценок.
Таблица 4
Фрагмент бланка, заполненный испытуемым на пятом этапе
№ Колонка 2 1-5 баллов Колонка 3 1-7 баллов
1 Покупка машины 4 Престиж 5
2 Не хочу ругаться с мужем 2 Счастливая семья 7
3 Последняя ступень е 4 Достижение 5
карьерном росте поставленной цели
Для оценки степени продуманности значимости вписанных на первом этапе случайных целей введен коэффициент степени осознанности (оэ). Под степенью осознанности понимается совпадение ранжированного ряда ценностей, которые были отмечены испытуемым на вертикальной шкале (на втором этапе), и ранжированного ряда оценок актуальности ценностей на 5 этапе. Если ранги между слабо осознаваемыми ценностями (2 этап) и осознаваемыми ценностями (5 этап) совпадают, то можно считать, что ценность является осознанной. Если же ранги между слабо осознаваемыми ценностями и осознаваемыми ценностями не совпадают, то слабо осознанные ценности отличаются от осознанных ценностей. Следовательно, введенный коэффициент степени осознанности цели (оэ) имеет обратную шкалу: максимальная осознанность имеет значение, равное нулю (оэ=0), минимальная осознанность имеет значение равное, количеству целей, указанных испытуемым на первом этапе (оз=3, 4 ...). Коэффициент степени осознанности цели определяется разностью между рангами результатов на втором и четвертом этапах. В исследовании в основном получились следующие коэффициенты осознанности: оэ=0; оэ= 1; оэ=2; оз=3.
С другой стороны, равенство рангов, учитывая, что они относятся к случайным величинам, может определяться «строго» и с некоторым допуском. Условием строгой оценки сравнения рангов терминальных ценностей является математическое равенство рангов, т. е. разность рангов равняется нулю. Условием нестрогой оценки сравнения рангов допускалась разность ± 1.
Следует заметить, что работа с методикой проводится поэтапно. Каждая последующая инструкция выдается только после завершения предыдущей. Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить индивидуально. Среднее время работы испытуемого составило, как показали исследования, 20,4 ± 4,4 минуты.
Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов полностью заполнен. Далее приступаем к обработке ответов испытуемого. На четвертом этапе «значимый исход со-бытия»является ценностью для испытуемого. Затем на вертикальной шкале измеряем в мм расстояние «Сейчас» относительно середины вертикальной
линии (длина вертикальной линии 140 мм, соответственно середина — 70 мм). Следовательно, относительно положения точки «Сейчас» измеряем расстояние (в мм) каждой выделенной ценности. Если положение ценности на шкале выше положения «Сейчас», то показатель будет со знаком «+», если же положение ценности ниже положения «Сейчас», то, соответственно, показатель будет со знаком «-».
Чем ближе ценность располагается к знаку «+», тем она более значима для испытуемого, т. е. актуальна (на неосознаваемом уровне).
Как показали пилотажные исследования, из 541 ценности-цели, содержащейся в бланках ответов испытуемых, были выявлены следующие терминальные ценности: ценность семьи, саморазвития, отдыха, духовного удовлетворения, материального благополучия, здоровья и престижа. Можно предположить, что выявленные ценности могут служить основой для постановки цели, а следовательно, и основой для какой-либо деятельности. Так как цель не может существовать без ценностей, так и деятельность не существует без цели.
Психометрические характеристики методики
Проверка психометрических показателей пунктов теста осуществлялась на выборке п=157 в возрасте от 19 до 48 лет. В нее вошли студенты технических вузов г. Самары, работники государственных и коммерческих организаций. Выборка состояла из 63% женщин и 37% мужчин.
Проверка на валидность
Проверка методики осуществлена на конструктную валидность. В качестве теста, диагностирующего близкую характеристику испытуемых, была выбрана методика АНЛ4.3 для изучения ценностей личности [5].
АНЛ 4.3 содержит 13 ценностей, значимых для личности, таких как ценность: 1) профессии, 2) образования, 3) семьи, 4) общественной жизни, 5) увлечения, 6) других, 7) духовного удовлетворения, 8) креативности, 9) жизнедеятельности, 10) достижения, 11) традиции, 12) материального благополучия, 13) себя.
Исследование валидности осуществлялось на той же выборке. После обработки результатов вычислялся частный коэффициент корреляции показателей второго этапа проективной методики (расстояние в мм) и данных методики АНЛ4.3.
Значимые частные коэффициенты корреляции (р<0,05) между показателями проективной методики с учетом степени осознанности, равной нулю (оэ=0), и показателями методики АНЛ4.3 оказались по одноименным ценностям «Семья»равны 0,29, так как большинство из респондентов девушки в возрасте 22-23 лет, которые готовы или стремятся к созданию семьи. А также: шкалы «Развитие» — равны 0,39, «Престиж» — равны 0,43, «Материальное благополучие»— равны 0,49. Можно предположить, что полученные ценности являются осознанными, так респонденты проходят повышение квалификации, а следовательно, стремятся к высокой заработной плате, высокому качеству жизни. Коэффициенты корреляции по одноименной ценности «Духовное удовлетворение» равны 0,78 и цен-
ности «Общение» проективной методики с ценностью методики АНЛ4.3 «Общественная жизнь» равны 0,5, так как общение осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Следовательно, данные проективной методики не противоречат данным, полученным методикой АНЛ 4.3, и говорят об осознанности ценностей, т. к. корреляция была получена при коэффициенте осознанности, равной нулю (оз=0).
Аналогичные результаты получены между показателями проективной методики и показателями актуальности с учетом степени осознанности, равной единице (оз=1). Исключением является ценность «Комфорт» в проективной методике, которая имеет статистически значимую (р<0,05) взаимосвязь с несколькими шкалами теста АНЛ4.3 (с ценностью сферы профессии — 0,55, сферы образования — 0,48, а общественной жизни
— 0,43). В данном случае ценность «Комфорта» слабо осознаваемая, но взаимосвязанная с ценностями жизнедеятельности в различных сферах.
Выводы
Таким образом, созданная проективная методика диагностики терминальных ценностей доказала свою состоятельность как психодиагностический инструментарий, показав значимые корреляционные взаимосвязи со шкалами методики АНЛ 4.3 при уровне значимости р < 0,05 по таким ценностям, как «семья», «общение», «развитие», «материальное благополучие», «престиж», «удовлетворение», «комфорт». Методика позволяет выявить и дифференцировать осознанные и слабо осознанные ценности личности. В то же время методика требует доработки и апробации на репрезентативной выборке для получения более достоверных результатов и уточнения психометрических характеристик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М. : Смысл : ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
2. Афанасьева, А. П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2002. — 149 с.
3. Дубов, И. Г. Связь жизненных целей людей и их активности / И. Г. Дубов, Н. Н. Толстых // Социальная психология и общество. — 2011. — № 2. — С. 37—51.
4. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М. : Политиздат,
1986.
5. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : метод, пособие. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 112 с.
6. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Кар-пушина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009.
7. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. — Киев : ПАН ЛТД, 1994. — 284 с.
8. Корнер, А. Ф. Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик. Проективная технология : пер. с англ. — М. : Апрель-Пресс, 2000. — 528 с
9. Николаева,]/!. А. Социальная ситуация развития личности в образе социального мира подростка. — Курган : Изд-во Курганского гос.университета, 2009.
10. Сафиуллина, Л. 3. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях / JI. 3. Сафиуллина, Н. В. Зоткин // Психологические исследования : сб. науч. тр. Вып. 4. — Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. — С. 155—162.
11. Смирнов, Л. М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 157—168.
12. Соколова,Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.
13. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 5. — С. 135—145.
14. Яньшин, П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. — СПб. : Питер, 2004.
15. Rokeach, М. The nature of human values. — N.Y., Free Press, 1973.