Научная статья на тему 'Методика диагностики нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных ориентиров на местности'

Методика диагностики нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных ориентиров на местности Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1066
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС / ЗРИТЕЛЬНАЯ АГНОЗИЯ / ТОПОГРАФАГНОЗИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ АГНОЗИЯ / РАШ-АНАЛИЗ / ОЧАГОВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА / ИНСУЛЬТ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / VISUAL GNOSIS / VISUAL AGNOSIA / TOPOGRAPHAGNOSIA / TRANSFORMATIONAL AGNOSIA / RUSH-ANALYSES / FOCAL BRAIN INJURY / STROKE / ASSESSMENT METHOD

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Григорьева Вера Наумовна, Тихомиров Георгий Владимирович

Введение. Зрительная агнозия это неспособность человека узнать объект, либо его часть, при помощи одного только зрения, несмотря на сохранность базовых зрительных путей. Нарушение зрительной перцепции (как основы зрительного гнозиса) часто развивается у пациентов с очаговым поражением головного мозга (в том числе при инсульте). Тем не менее, зрительная агнозия часто оказывается не распознанной клиницистами, что приводит к ошибкам ведения пациентов. Важными причинами недостаточного выявления зрительных агнозий являются дефицит стандартизированных методик оценки, сложности отличения от нарушений зрительной памяти, а также низкая чувствительность рутинных тестов для оценки зрительного гнозиса к трансформационной агнозии. Одним из расстройств зрительного гнозиса, в значительной степени повышающим социальную изоляцию пациентов является топографагнозия. Цель исследования: создание бланковой методики оценки нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных зданий как потенциальных ориентиров на местности. Материалы и методы. Процесс разработки методики состоял из трёх этапов: разработка диагностического алгоритма, изготовление стимульного материала в виде изображений зданий-ориентиров на карточках и оценка метрических свойств методики с помощью Раш-анализа. Результаты. Предлагаемый нами метод диагностики нарушений зрительной памяти и зрительного гнозиса включает восемь заданий, каждое из которых разделено на две стадии. Экзаменатор даёт задание запомнить изображение здания (одно на каждое из восьми заданий), затем указать изображение того же задания в ряду дистракторов: под тем же углом зрения на первой стадии исследования (оценка зрительной памяти) и с новой точки зрения на второй стадии исследования (оценка зрительного гнозиса); на втором этапе для сравнения предъявляется изображение целевого здания, в исходном, не подвергнутом повороту, виде. Правильно выполненная стадия каждого задания оценивается в 1 балл, неправильно выполненная в 0 баллов. Мы показали применимость методики в условиях клиники с помощью Раш-анализа, который продемонстрировал удовлетворительные метрические свойства обеих шкал (как при исследовании зрительной памяти, так и при оценке зрительного гнозиса). Обсуждение и выводы. Предложенный нами метод подходит для обнаружения и оценки выраженности нарушений зрительной памяти и зрительной перцепции как основы зрительного гнозиса, в частности, для выявления топографической агнозии; метод применим для выявления трансформационной агнозии. Хорошие метрические характеристики позволяют использовать метод среди широкого круга пациентов с нейрокогнитивными расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for diagnosing memory impairment and gnosis disorders of recently seen landmarks

Introduction. Visual agnosia is an inability to recognize an object entirely, or a particular aspect/part of an object, using vision alone, although the basic visual pathways are preserved. Visual perceptual dysfunction frequently occurs in patients with focal brain injury (e.g. stroke). However, visual agnosia can go unrecognized without proper management. The lack of the standardized methods of assessment, as well as difficulties of distinction from amnesic visual deficits and low sensitivity of the routine tests for transformational visual agnosia make visual perceptual deficits remain neglected in many cases. One of the most debilitating visual agnosias, that can lead to social isolation of the patient, is topographagnosia. Purpose of the study was to design and evaluate a method of assessment of amnesic and perceptual deficits of potential environmental landmarks recognition. Materials and methods. Тhe process of designing the instrument described here consisted of three main parts: the diagnostic algorithm development, making of a stimulus material in the form of building images and Rush-analyses of the metric properties of the method. Results. Our method of diagnosing amnesic and perceptual deficits includes eight trials, each of trials consists of two stages. Examiner gives a task to remember the target image of the building (once at a trial) and then to match the image with the same identity between the series of distractors with the same point-of-view at the first stage (examining visual memory), to match pictures across changes in viewpoint at the second stage (examining visual gnosis), while the target image is demonstrated simultaneously only at the second stage. Right match at every stage of every trial is 1 point, wrong match is 0 points. Two separate scales are used for assessing of points received on the first and second stages of all the trials, respectively. We evaluated the feasibility of the instrument in the clinical setting using the Rush-analyses: metrical characteristics of the both scales (for amnesic and perceptual deficits assessment) were satisfactory. Discussion and conclusions. Оur method is available for assessing amnesic and perceptual visual deficits in patients with focal brain injury and neurodegenerative diseases, particularly for diagnosing of topographagnosia, it is also suitable for transformational agnosia evaluation. Good metrical characteristics make it possible to use at a wide range of neurocognitive impairment cases.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных ориентиров на местности»

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: 616.89-008.46-07

Код специальности ВАК: 14.01.11

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИИ ЗАПОМИНАНИЯ И ГНОЗИСА НЕДАВНО УВИДЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ НА МЕСТНОСТИ

В. Н. Григорьева, Г. В. Тихомиров,

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород

Дата поступления 15.08.2018

Тихомиров Георгий Владимирович - e-mail: tihomirov.georgij@gmail.com

Введение. Зрительная агнозия - это неспособность человека узнать объект либо его часть при помощи одного только зрения, несмотря на сохранность базовых зрительных путей. Нарушение зрительной перцепции (как основы зрительного гнозиса) часто развивается у пациентов с очаговым поражением головного мозга (в том числе при инсульте). Важными причинами недостаточного выявления зрительных агнозий являются дефицит стандартизированных методик оценки, сложности отличения от нарушений зрительной памяти, а также низкая чувствительность рутинных тестов для оценки зрительного гнозиса к трансформационной агнозии. Одним из расстройств зрительного гнозиса, в значительной степени повышающим социальную изоляцию пациентов, является топо-графагнозия. Цель исследования: создание бланковой методики оценки нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных зданий как потенциальных ориентиров на местности. Материалы и методы. Процесс разработки методики состоял из трёх этапов: разработка диагностического алгоритма, изготовление стимульного материала в виде изображений зданий-ориентиров на карточках и оценка метрических свойств методики с помощью Раш-анализа. Результаты. Предлагаемый нами метод диагностики нарушений зрительной памяти и зрительного гнозиса включает восемь заданий, каждое из которых разделено на две стадии. Экзаменатор даёт задание запомнить изображение здания (одно на каждое из восьми заданий), затем - указать изображение того же задания в ряду дистракторов: под тем же углом зрения на первой стадии исследования (оценка зрительной памяти) и с новой точки зрения на второй стадии исследования (оценка зрительного гнозиса); на втором этапе для сравнения предъявляется изображение целевого здания, в исходном, не подвергнутом повороту, виде. Правильно выполненная стадия каждого задания оценивается в 1 балл, неправильно выполненная - в 0 баллов. Мы показали применимость методики в условиях клиники с помощью Раш-анализа, который продемонстрировал удовлетворительные метрические свойства обеих шкал (как при исследовании зрительной памяти, так и при оценке зрительного гнозиса). Обсуждение и выводы. Предложенный нами метод подходит для обнаружения и оценки выраженности нарушений зрительной памяти и зрительной перцепции как основы зрительного гнозиса, в частности, для выявления топографической агнозии; метод применим для выявления трансформационной агнозии. Хорошие метрические характеристики позволяют использовать метод среди широкого круга пациентов с нейрокогнитивными расстройствами.

Ключевые слова: зрительный гнозис, зрительная агнозия, топографагнозия, трансформационная агнозия, Раш-анализ, очаговое поражение головного мозга, инсульт, методика оценки.

Introduction. Visual agnosia is an inability to recognize an object entirely, or a particular aspect/part of an object, using vision alone, although the basic visual pathways are preserved. Visual perceptual dysfunction frequently occurs in patients with focal brain injury (e.g. stroke). The lack of the standardized methods of assessment, as well as difficulties of distinction from amnesic visual deficits and low sensitivity of the routine tests for transformational visual agnosia make visual perceptual deficits remain neglected in many cases. One of the most debilitating visual agnosias, that can lead to social isolation of the patient, is topographagnosia. Purpose of the study was to design and evaluate a method of assessment of amnesic and perceptual deficits of potential environmental landmarks recognition. Materials and methods. The process of designing the instrument described here consisted of three main parts: the diagnostic algorithm development, making of a stimulus material in the form of building images and Rush-analyses of the metric properties of the method. Results. Our method of diagnosing amnesic and perceptual deficits includes eight trials, each of trials consists of two stages. Examiner gives a task to remember the target image of the building (once at a trial) and then to match the image with the same identity between the series of distractors with the same point-of-view at the first stage (examining visual memory), to match pictures across changes in viewpoint at the second stage (examining visual gnosis), while the target image is demonstrated simultaneously only at the second stage. Right match at every stage of every trial is 1 point, wrong match is 0 points. Two separate scales are used for assessing of points received on the first and second stages of all the trials, respectively. We evaluated the feasibility of the instrument in the clinical setting using the Rush-analyses: metrical characteristics of the both scales (for amnesic and perceptual deficits assessment) were satisfactory. Discussion and conclusions. Our method is available for assessing amnesic and perceptual visual deficits in patients with focal brain injury and neurodegenerative diseases, particularly for diagnosing of topographagnosia, it is also suitable for transformational agnosia evaluation. Good metrical characteristics make it possible to use at a wide range of neurocognitive impairment cases.

Key words: visual gnosis, visual agnosia, topographagnosia, transformational agnosia, Rush-analyses, focal brain injury, stroke, assessment method.

AI

SSM

Введение

Зрительный гнозис представляет собой способность узнать увиденный объект либо его часть, то есть понять смысл уже знакомого прежде зрительного стимула [1-3].

Зрительная агнозия - это неспособность человека узнать объект либо его часть, при помощи одного только зрения на фоне сохраненных элементарных зрительных функций, речи и памяти, а также при ненарушенной способности узнать предмет по тактильным или звуковым характеристикам [3-5]. Зрительная агнозия является важным, однако нередко игнорируемым врачами проявлением очагового поражения головного мозга [6-8].

Несмотря на отсутствие согласия в вопросах классификации зрительных агнозий (на что указывает, например, В. Ко1Ь, 2015) [9], наиболее часто в литературе рассматривают четыре основных типа таких расстройств: объектная агнозия, агнозия лиц (прозопагнозия), агнозия пространственных ориентиров (топографагнозия), а также чистая алексия (без аграфии) [3, 4, 6].

Методы диагностики зрительных агнозий на сегодняшний день разработаны слабо [5, 10, 11]. Обобщённые вопросники для оценки функций зрительного восприятия только начинают создаваться и проходят начальные этапы вали-дизации [10], отмечается необходимость создания простых в использовании стандартизированных методик оценки зрительной перцепции (как основы зрительного гнозиса).

Опыт нейропсихологического исследования пациентов со зрительными агнозиями позволяет выделить некоторые требования к таким методикам.

Известно, что одной из главных причин социальной изоляции пациентов со зрительной агнозией является дезориентация в окружающей среде вследствие неузнавания пространственных ориентиров - топографической агнозии [12]. Таким образом, желательно, чтобы обобщённый вопросник был чувствителен к топографической агнозии, включал задания на узнавание ориентиров (например зданий).

Поскольку нарушение узнавания зданий как прежде знакомых может быть связано не только с топографагно-зией, но и с нарушением зрительной памяти на таковые, необходимо, чтобы методика позволяла различать нарушения зрительной памяти и зрительного гнозиса.

Многие современные методы выявления нарушений зрительного гнозиса оказываются нечувствительными с так называемой трансформационной агнозии, при которой восприятие объектов (в том числе пространственных ориентиров-маяков) зависит от угла обзора, и объекты узнаются достаточно успешно, если они показаны пациенту с привычной для него точки зрения, но расположенные под другим углом - не узнаются. Это диктует необходимость включения в стимульный материал изображений объектов под разными углами зрения [5].

Для более точного выявления зрительных агнозий необходима, таким образом, диагностическая методика, позволяющая отличить нарушения зрительной перцепции от нарушений зрительной памяти, чувствительная к топо-графагнозии и трансформационной агнозии.

Целью исследования явилось создание методики диагностики нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных пространственных ориентиров-зданий.

Материалы и методы

Основная идея применения методики заключается в установлении наличия и выраженности нарушений узнавания и запоминания топографических ориентиров.

Процесс разработки методики оценки нарушений зрительной памяти и зрительного гнозиса с использованием изображений пространственных ориентиров включал три стадии. На первой стадии проводилась разработка диагностического алгоритма для последовательной оценки зрительной памяти и зрительного гнозиса. Вторая часть состояла в создании стимульного материала в виде чёрно-белых изображений зданий, которые имели необычную архитектуру и могли бы служить ориентирами на местности. Третья стадия заключалась в проведении анализа метрических свойств предложенной методики с использованием метода Раш-анализа.

Раш-анализ (назван по имени автора метода, датского математика Georg Rasch) позволяет определить пригодность порядковой шкалы для измерения способностей или свойств человека. Целесообразность применения метода обоснована тем, что арифметические действия с полученными при помощи ординальной шкалы данными (в частности, суммирование баллов, набранных при выполнении заданий разработанного исследования) допустимы лишь при соответствии такой шкалы требованию единоразмер-ности. Единоразмерность шкалы предполагает, что все её пункты направлены на выявление одного определённого свойства, также - что шкала содержит вопросы различной степени трудности, а порядок возрастания трудности вопросов одинаков для всех обследуемых [13-16]. В соответствии с Раш-моделью, трудность вопросов и свойства пациентов измеряются в логитах и калибруются в пределах единого континуума значений. Важными показателями метрической оценки пунктов шкалы (в данном случае заданий из исследования) при выполнении Раш-анализа служат «фит»-статистики MnSq. Они позволяют определить, насколько хорошо или плохо данный вопрос «вписывается» в общий континуум всех вопросов, поддерживая или нарушая единоразмерность шкалы. Чем значительнее MnSq-статистика некоторого пункта опросника превышает величину 1.0, тем более выраженно варьируется его трудность для различных больных, тем более непредсказуемыми являются получаемые по нему ответы и тем значительнее реальные данные отличаются от полученных при идеальном соответствии этого пункта Раш-модели. Значение MnSq-статистики существенно ниже 1.0 указывает на излишнюю предсказуемость ответов. INFIT MnSq статистика пункта опросника более чувствительна к ответам лиц, чьи способности близки к трудности этого пункта, в то время как OUTFIT MnSq статистика более чувствительна к ответам тех людей, чьи способности далеки от его трудности. Оптимальными считаются значения MnSq фит-статистик, находящиеся в пределах 0.5-1.5 единиц, при этом значения MnSq фит-статистик, равные 1.5-2.0 единицам, указывают на низкую продуктивность данного пункта шкалы, не нарушающего, однако, ее общих измерительных качеств. Если же указанная фит-статистика какого-либо из пунктов превышает величину 2.0, он признается порочащим метрические свойства опросника и нуждающимся в замене [17].

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Результаты исследования

При разработке алгоритма диагностики нарушений узнавания пространственных ориентиров мы исходили из предположения, что соответствующие нарушения могут быть следствием как дефицита запоминания зрительной информации, так и нарушения перцептуального компонента зрительного гнозиса. В этой связи в предлагаемой нами методике каждое задание выполняется в две стадии. На первой стадии пациенту на протяжении 1 минуты предъявляется изображение здания (на карточке), даётся инструкция: «Постарайтесь запомнить изображённое здание». По окончании времени, выделенного пациенту на запоминание, изображение скрывается и предъявляется ряд из четырех карточек со сходными, но отличающимися деталями и контурами зданиями, среди которых - ранее предоставленное для запоминания; даётся инструкция: «Теперь укажите, какое из представленных зданий вы старались запомнить». На второй стадии задания предъявляется набор из четырёх карточек, с изображениями тех же зданий, что и на первой стадии, но под другим углом зрения (с поворотом на 30 градусов по часовой стрелке); над этими карточками демонстрируется целевое изображение (предложенное для запоминания изначально, не подвергнутое повороту); пациенту даётся инструкция: «Найдите в ряду изображений здание, которое соответствует представленному над этим рядом». В случае если человек во время первой стадии выполнения задания не может верно указать здание, имеет место или нарушение запоминания, или нарушение зрительного гнозиса. Прояснить ситуацию позволяют результаты второй стадии. Если на второй стадии этот же испытуемый верно указывает изображение, вероятен дефицит именно зрительной памяти при сохранности гнозиса. Напротив, неузнавание изображения в ряду дистракторов на второй стадии указывает на нарушение зрительной перцепции. За верное выполнение задания на каждой из двух стадий пациенту начисляется по одному баллу, за выполненное неверно - ноль баллов. Баллы суммируются отдельно для первой и для второй стадии всех заданий. Таким образом, максимальный балл за выполнение равняется восьми баллам для всех заданий на первой стадии и восьми баллам - на второй стадии. Чем ниже получаемый пациентом балл, тем сильнее выражены нарушения зрительной памяти (для первой стадии) или зрительного гнозиса (для второй стадии).

На втором этапе работы были созданы группы карточек с изображениями зданий. Для каждого из восьми заданий изготовлены четыре карточки - для первой стадии выполнения и четыре карточки - для второй стадии задания; всего создано 64 карточки. Комплекты изображений для разных заданий отличались между собой сложностью визуального различения зданий, так что изображения для обеих стадий первого задания были сходны в наименьшей степени, для выполнения последнего задания - в наибольшей степени. Возрастание сложности заданий -необходимое условие для оценки зрительной памяти и гнозиса пациентов с различной выраженностью нарушений этих функций. Разработанные плоскостные изображения на карточках формата А5 создавались при помощи программного обеспечения 3D Builder, интегрированного в операционную систему Windows 10. Изображения вы-

полнялись в чёрно-белом цвете, высококонтрастными -такими, чтобы нарушения цветового видения или нарушения восприятия цветового контраста не оказывали влияния на результат узнавания зданий пациентами. За основу брались обобщённые изображения башен, колоколен -таких архитектурных сооружений, которые могут выступать ориентирами-маяками на местности. Пример изображений зданий представлен на рисунке.

Третья часть работы заключалась в исследовании метрических свойств и диагностических возможностей методики путём анализа результатов её применения у 45 пациентов неврологического стационара. При определении группы испытуемых для проверки метрических свойств шкалы мы исходили из предположения, что способности к зрительному узнаванию пространственных ориентиров у здоровых добровольцев отличаются незначительно. С целью получения неодинаковых результатов применения методики у разных испытуемых в исследование были включены пациенты с острыми нарушениями мозгового кровообращения и нейродегенеративными заболеваниями, среди которых распространены нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, а когнитивные функции широко варьируют по степени снижения. Таким образом, выборка пациентов включала случаи с потенциально более высокой вероятностью нарушений зрительного гнозиса и зрительной памяти. Критериями включения являлись добровольное согласие на тестирование и отсутствие грубых интеллектуально-мнестических нарушений, затрудняющих понимание инструкций при выполнении исследования. В группу исследования вошли 29 мужчин и 16 женщин (средний возраст 63±0,8 года), у 39 пациентов был установлен и подтверждён данными визуализации диагноз острого нарушения мозгового кровообращения, у 6 пациентов - нейродегенеративного заболевания (возможной болезни Альцгеймера). При оценке метрических свойств

А ж А

и? ш Я

Б

РИС.

Пример комплектов карточек для выполнения первой и второй стадии одного задания. А: изображения зданий с исходной точки зрения - для выполнения первой стадии задания; Б: изображения тех же зданий под другим углом зрения (поворот на 30 градусов по часовой стрелке) - для выполнения второй стадии задания.

Al

ЭдУД

методики ни одно из заданий в исследовании не имело OUTFIT MnSq-статистику, превышающую величину 2.0, то есть ни один пункт шкалы, получаемой на основе выполнения задания, не порочил метрических свойств опросника в целом. Показатели проведённого Раш-анализа свидетельствовали о хорошем соответствии Раш-модели, а также о том, что вся совокупность вопросов в каждой из двух стадий составляет непрерывный континуум, а их формулировки не несут с собой бесполезной информации. По данным проведённого Раш-анализа, разработанный нами набор заданий в исследовании зрительного гнозиса и зрительной памяти является одномерной и единоразмерной шкалой, содержит задания различной степени «трудности» и позволяет диагностировать отличающиеся уровни нарушений зрительной памяти и зрительной перцепции (как основы зрительного гнозиса) обследуемых. Таким образом, при анализе результатов применения методики допустимо суммировать полученные по отдельным пунктам баллы и производить с ними другие математические операции таким же образом, как это делается при использовании интервальных инструментов измерения. Это определяет возможность вычисления показателя шкалы методики путем сложения «сырых» балльных оценок, полученных по составляющим ее пунктам, как для исследования нарушений зрительной памяти, так и для исследования нарушений зрительного гнозиса.

Обсуждение и выводы

Расстройства зрительного гнозиса у больных с очаговым поражением головного мозга часто выявляются с запозданием или вообще не замечаются лечащими врачами. Это связано как с недостаточной осведомленностью неврологов о нарушениях такого рода, так и с дефицитом соответствующих диагностических инструментов. Кроме того, применяемые методики часто оказываются нечувствительными к некоторым специфическим видам зрительной агнозии из-за особенностей представляемого пациенту для визуального узнавания материала.

Например, методика исследования TVPS-3 [11] использует в качестве стимульного материала геометрические фигуры и линии, обеспечивая экологически валидную оценку зрительной перцепции, однако не позволяет провести диагностику топографагнозии, которая является одним из ведущих факторов социальной изоляции пациентов [12]. Предложенная нами методика чувствительна к этому расстройству, так как использует более специфичный стимульный материал - изображения потенциальных топографических ориентиров (зданий).

Чувствительной к топографагнозии является методика, использованная в исследовании O. Martinaud в 2012 году [14]. Автор применил модифицированный Кембриджский тест памяти на лица (Cambridge Face Memory Test, CMT), который предполагает сопоставление изображений под разным углом зрения и при различном освещении. Помимо изображений человеческих лиц в исследовании были использованы рисунки зданий.

Как и в исследовании O. Martinaud, в нашей методике (на второй стадии каждого из заданий) пациент проводит сопоставление целевого изображения с рядом изображений зданий под изменённым углом зрения. Это позволило исследовать способность пациента создать не зависящее

от точки зрения представление о предмете (здании) и исключить случаи трансформационной агнозии. Необходимость рутинного исключения трансформационной агнозии связана с тем, что пациенты могут даже не замечать либо не суметь вербализовать характер подобного дефекта, в то время как он способен значительно усложнить ориентирование в пространстве [5, 18].

Важно отметить, что в отличие от представленной нами методики, в исследовании О. Martinaud не проводилось различения узнавания целевого изображения в ряду дис-тракторов последовательно в условиях и при отсутствии его одновременной демонстрации. Таким образом, подход О. Martinaud не позволял провести дифференциальную диагностику нарушений зрительной памяти и зрительного гнозиса.

Рассмотренная в настоящей статье методика, по данным проведенного Раш-анализа, обладает удовлетворительными метрическими свойствами, что позволяет использовать ее для количественной оценки выраженности нарушений запоминания и узнавания зданий как потенциально важных ориентиров на местности.

Таким образом, нами разработан инструмент диагностики нарушений запоминания и гнозиса недавно увиденных пространственных ориентиров, включающий оценку узнавания зданий в рядах изображений-дистракторов, сначала после изучения и запоминания предложенного целевого изображения, затем - при непосредственном сравнении предъявляемого изображения с изображениями под другим углом зрения.

Своевременная диагностика нарушений гнозиса топографических ориентиров повышает качество клинической оценки состояния больных с очаговым поражением головного мозга и важна для совершенствования их медицинской реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 384 с.

Luriya АЯ. Osnovy nejropsixologii. Osnovy nejropsixologii: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. 8-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.384 s.

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.

Xomskaya E.D. Nejropsixologiya. 4-e izdanie. SPb.: Piter, 2005.496s.

3. Zihl J. Rehabilitation of Visual Disorders After Brain Injury: 2nd Edition. 2011. Routledge. Р. 151-207.

4. Haque S., Vaphiades M.S., Lueck C.J. The Visual Agnosias and Related Disorders. J Neuroophthalmol. 2017. P. 1-14.

5. Unzueta-Arce J., García-García R. Visual form-processing deficits: a global clinical classification. Neurologia. 2014. № 29 (8). P. 482-489.

6. Martinaud O., Pouliquen D., Gérardin E. et al. Visual agnosia and posterior cerebral artery infarcts: an anatomical-clinical study. PLoS One. 2012. № 7 (1). e30433.

7. Rowe F.J., Walker M., Rockliffe J. et al. Care provision for poststroke visual impairment. J Stroke Cerebrovasc Dis. 2015. № 24 (6). P. 1131-1144.

8. Norup A, Guldberg A.M., Friis C.R. et al. An interdisciplinary visual team in an acute and sub-acute stroke unit: Providing assessment and early rehabilitation. NeuroRehabilitation. 2016. № 39 (3). Р. 451-461.

9. Kolb B. Fundamentals of Human Neuropsychology Seventh Edition. 2015. Freeman/Worth. P. 318-344.

10. Vries de S.M., Heutink J., Melis-Dankers B.J. et al. Screening of visual perceptual disorders following acquired brain injury: A Delphi study. Appl Neuropsychol Adult. 2018. № 25 (3). Р. 197-209.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

11. Chiu E.C., Yu M.Y., Wu W.C. Validation of the Test of Visual Perceptual Skills-Third Edition in patients with stroke. Disabil Rehabil. 2017. № 19. P. 1-6.

12. Sand K.M., Midelfart A., Thomassen L. et al. Visual impairment in stroke patients - a review. Acta Neurol Scand Suppl. 2013. № 196. P. 52-56.

13. Fink P., Ewald H., Jensen J., Sorensen L., Engberg M., Holm M., MunkJorgensen P. Screening for somatization and hypochondriasis in primary care and neurological in-patients: a seven-item scale for hypochondriasis and somatization. J Psychosom Res.1999. Vol. 46 (3). P. 261-273.

14. MayersA.M.,KhooS.T., Svartberg M. The Existential Loneliness Questionnaire: background, development, and preliminary findings. J Clin Psychol. 2002. Vol. 58 (9). P. 1183-93.

15. Moller H.J. Methodological aspects in the assessment of severity of depression by the Hamilton Depression Scale. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2001. № 251 Suppl 2. P. 13-20.

16. Velozo C.A., Magalhaes L.S., Pan A.W., Leiter P. Functional scale discrimination at admission and discharge: Rasch analysis of the Level of Rehabilitation Scale-III. Arch Phys Med Rehabil.- 1995. Vol. 76. P. 705-712.

17. Linacre J.M. What do Infit and Outfit, Mean-square and Standardized mean. Rasch Measurement Transactions. 2002. Vol.16. № 2. P. 878.

18. Barton J.J. Disorders of higher visual processing. Handb Clin Neurol. 2011. Vol. 102. P. 223-261.

УДК: Б1Б-03Б.8Б-039.7Б

Код специальности ВАК: 14.01.1

РЕАБИЛИТАЦИОННЫМ ПРОГНОЗ НА БАЗЕ ИНТЕГРАТИВНОИ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БОЛЬНОГО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

А. Г. Полякова,

ФГБВУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород

Дата поступления 21.03.2018

Полякова Алла Георгиевна - e-maii: ag.poiyakova@yandex.ru

Статья посвящена изучению закономерностей динамики показателей вегетативного гомеоста-за, лежащих в основе адаптации организма, в процессе медицинской реабилитации. Установлены закономерности дискретных изменений кожной симпатической активности, отражающих состояние высших и сегментарных центров вегетативной регуляции, сформирована шкала оценки адаптационного потенциала, включающая определение реабилитационного прогноза, выявлена их взаимозависимость. Разработан неинвазивный диагностический способ оценки адаптационного потенциала организма, показана возможность целенаправленного изменения объема и направленности реабилитационных мероприятий на основе предлагаемых схем в рамках индивидуальной программы реабилитации.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, вегетативный гомеостаз, кожная симпатическая активность, реабилитационный прогноз.

The article is devoted to the study of the regularities of the dynamics of indices of vegetative homeostasis, which are the basis of adaptation of the organism in the process of medical rehabilitation. Regularities of discrete changes in skin sympathetic activity reflecting the state of higher and segmental centers of vegetative regulation are established, a scale for assessing the adaptive potential, including the definition of a rehabilitation prognosis, is revealed, their interdependence is revealed. A non-invasive diagnostic method for assessing the adaptive potential of the body was developed, the possibility of a purposeful change in the scope and direction of rehabilitation measures on the basis of the proposed schemes within the framework of an individual rehabilitation program was shown.

Key words: adaptive potential, vegetative homeostasis, cutaneous sympathetic activity,

rehabilitation prognosis.

Введение

Одно из ведущих направлений в анализе состояния здоровья человека, по мнению ВОЗ, заключается в комплексной оценке нейрофизиологических и психофизических характеристик, составляющих функциональные резервы организма (ФРО) [1]. Именно ФРО принадлежит ведущая роль в реализации потенциальных возможностей восстановления нарушенных функций [2-4]. В этой связи при составлении персонифицированной программы медицинской реабилитации необходимо учитывать так называемый реабилитационный потенциал (РП) пациента [5-7]. Высокий реабилитационный потенциал подразумевает возможность полного восстановления имеющихся функциональных нарушений, удовлетворительный РП - неполное восстановление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций; низкий - неполное восстановление с выраженными остаточными нарушениями функций; отсутствие реабилитационного потенциала характеризуется резко выраженным нарушением функций с невозможностью их компенсации [8].

В отличие от клинического прогноза, оценка реабилитационного потенциала отражает не только состояние больного, но и сценарий динамики реализации адаптационно-компенсаторных возможностей (адаптационного потенциала) организма в процессе медицинской реабилитации [9, 10]. Без учета адаптационного потенциала (АП) пациента разработать индивидуальную эффективную программу реабилитации, адекватную его возможностям, практически нереально [11, 12]. Особенно важен контроль АП при составлении дифференцированных программ реабилитации и определении энергетических параметров воздействия в педиатрии, где их подбор, как правило, осуществляется путем снижения «взрослых» доз соответственно возрасту ребёнка [13, 14]. В современной популяции детей отмечается полисистемность патологии, что существенно ограничивает возможности традиционной диагностики, основанной на нозологическом принципе [15]. Учитывая это, одной из основных задач медицинской реабилитации в педиатрической практике является восстановление ФРО на основе их предварительной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.