Научная статья на тему 'Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы'

Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / диалектическое мыслительное действие смены альтернативы / методика / валидность / надежность / дискриминативность / thinking / dialectical thinking action / alternatives / methodology / validity / reliability / discriminativeness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баянова Лариса Фаритовна, Хаматвалеева Динара Гумаровна, Шевкунова Анастасия Евгеньевна

Актуальность. Разработка инструментария для диагностики развития мышления в детском возрасте представляет интерес для современных научных исследований и образовательной практики. Если диагностика становления формально-логических операций в мышлении имеет устоявшиеся традиции, то создание средств определения того, как ребенок мыслит диалектически – в противоречивой ситуации, находится в начале своего пути в области психологии развития. Поскольку диалектическое мышление связано с развитием творческого начала ребенка, с гибкостью, то создание диагностических методик по выявлению сформированности диалектического мышления является актуальной образовательной задачей. Цель. Предусмотрены конструирование и психометрическая оценка методики на определение сформированности у ребенка диалектического мыслительного действия смены альтернативы. Описание хода исследования. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы представляет собой 15 серий по 6 картинок с изображением известных детям образов флоры, фауны и знакомых объектов повседневной жизни. Детям предлагается из шести картинок образовать два класса. При выборе основания классификации производится действие смены альтернативы. В исследовании приняли участие 100 детей в возрасте от 6 лет 10 месяцев до 8 лет 2 месяцев. Результаты. В процессе психометрической оценки методики на диагностику диалектического мыслительного действия смены альтернативы проведены процедуры расчета валидности, надежности и дискриминативности. Заключение. Высокие показатели конструктной и критериальной валидности, ретестовой надежности методики, ее дискриминативности позволяют использовать ее в качестве диагностического инструмента при определении способности ребенка использовать диалектическое мыслительное действие смены альтернативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баянова Лариса Фаритовна, Хаматвалеева Динара Гумаровна, Шевкунова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of diagnostics of dialectical mental action of alternative change

The relevance of the topic of the article. The development of tools for diagnosing the development of thinking in childhood is of interest for modern scientific research and educational practice. If the diagnosis of the formation of formal-logical operations in thinking has well-established traditions, then the creation of means for determining how a child thinks dialectically in a contradictory situation, is at the beginning of its path in the field of developmental psychology. Since dialectical thinking is associated with the development of the child’s creativity, with flexibility, the creation of diagnostic methods to identify the formation of dialectical thinking is an urgent educational task. The aim of the study. The design and psychometric evaluation of the methodology for determining the formation of the child’s dialectical mental action of changing the alternative are provided. Description of the research progress. The methodology for diagnosing the dialectical mental action of changing an alternative consists of 15 series of 6 pictures each depicting images of flora, fauna and familiar objects of everyday life known to children. Children are invited to form two classes from six pictures. When choosing a classification basis, the action of changing the alternative is performed. The study involved 100 children aged 6 years 10 months to 8 years 2 months. Research results. In the process of psychometric evaluation of the methodology for diagnosing the dialectical mental action of changing alternatives, procedures for calculating validity, reliability and discriminativeness were carried out. Conclusion. High indicators of constructive and criterial validity, retest reliability of the method, its discriminativeness allow using it as a diagnostic tool in determining the child’s ability to use the dialectical mental action of changing the alternative.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы»

������� �.�., ������������ �.�., ��������� �.�.

������� ������ ���������*1, ������������ ������ ���������2, ��������� ��������� ����������3

1 ��������������� �������� ���������� �������� ����������� (������, ������) 2 ��������� (�����������) ����������� ����������� (������, ������) 3 C����������������� ������� ������� ����� � ������������������� �����-�������� �IT-������ (������, ������)

������������. ���������� �������������� ��� ����������� �������� �������� � ������� ������-�� ������������ ������� ��� ����������� ������� ������������ � ��������������� ��������. ���� ����������� ����������� ���������-���������� �������� � �������� ����� ����������� ��������, �� �������� ������� ����������� ����, ��� ������� ������ ������������� � � �������������� ��-������, ��������� � ������ ������ ���� � ������� ���������� ��������. ��������� �������������� �������� ������� � ��������� ����������� ������ �������, � ���������, �� �������� ���������-������ ������� �� ��������� ���������������� ��������������� �������� �������� ���������� ��������������� �������. ����. ������������� ��������������� � ���������������� ������ �������� �� ����������� ����-������������ � ������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������. �������� ���� ������������. �������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������ ������������ ����� 15 ����� �� 6 �������� � ������������ ��������� ����� ������� �����, ����� � �������� �������� ������������ �����. ����� ������������ �� ����� ���-����� ���������� ��� ������. ��� ������ ��������� ������������� ������������ �������� ����� ������������. � ������������ ������� ������� 100 ����� � �������� �� 6 ��� 10 ������� �� 8 ��� 2 �������. ����������. � �������� ���������������� ������ �������� �� ����������� ��������������� ���-���������� �������� ����� ������������ ��������� ��������� ������� ����������, ���������� � ������������������. ����������. ������� ���������� ������������ � ������������� ����������, ���������� ���������� ��������, �� ������������������ ��������� ������������ �� � �������� ���������������� ������-����� ��� ����������� ����������� ������� ������������ �������������� ������������ �������� ����� ������������.

�������� �����: ��������, �������������� ������������ �������� ����� ������������, ��������,

����������, ����������, ������������������. ��� �����������: ������� �.�., ������������ �.�., ��������� �.�. �������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������ // ����������� ���������� ����-�������. � 2021. � �6(108). � �. 26�36. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-26�36

��������� ������ �������� 20.09.2021.

1 ��������: [email protected]

UDC 159.922.74 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-26�36

Method of Diagnostics of Dialectical Mental Action of Alternative Change

Larisa F. Bayanova*1, Dinara G. Khamatvaleeva2, Anastasia E. Shevkunova3

1 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia,

2 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

3 Specialized educational scientific center � general education boarding school �IT-lyceum�

The relevance of the topic of the article. The development of tools for diagnosing the development of thinking in childhood is of interest for modern scientific research and educational practice. If the diagnosis of the formation of formal-logical operations in thinking has well-established traditions, then the creation of means for determining how a child thinks dialectically - in a contradictory situation, is at the beginning of its path in the field of developmental psychology. Since dialectical thinking is associated with the development of the child�s creativity, with flexibility, the creation of diagnostic methods to identify the formation of dialectical thinking is an urgent educational task.The aim of the study. The design and psychometric evaluation of the methodology for determining the formation of the child�s dialectical mental action of changing the alternative are provided.Description of the research progress. The methodology for diagnosing the dialectical mental action of changing an alternative consists of 15 series of 6 pictures each depicting images of flora, fauna and familiar objects of everyday life known to children. Children are invited to form two classes from six pictures. When choosing a classification basis, the action of changing the alternative is performed. The study involved 100 children aged 6 years 10 months to 8 years 2 months.Research results. In the process of psychometric evaluation of the methodology for diagnosing the dialectical mental action of changing alternatives, procedures for calculating validity, reliability and discriminativeness were carried out.Conclusion. High indicators of constructive and criterial validity, retest reliability of the method, its discriminativeness allow using it as a diagnostic tool in determining the child�s ability to use the dialectical mental action of changing the alternative.

Keywords: thinking, dialectical thinking action, alternatives, methodology, validity, reliability, discriminativeness.

For citation: Bayanova L.F., Khamatvaleeva D.G., Shevkunova A.E. (2021). Method of diagnostics of dialectical mental action of alternative change. Preschool Education Today. 6:15, 26�36 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2021-6108-26�36

Original manuscript received 20.09.2021.

1 Contacts: [email protected]

��������

������������ �������� �������� �����, ��� �������, ���������� �� ��������� ����-���� �������� ���������-���������� ����-�����. ��������� ������ ��������������, ���� �������� �������� � ����, ��� ��� �����-��������� �������� �� ����� ���� �������-����� ���������, ��������������� ��� ���� ��� ���� �� ����� ������ ���������� � ���-����� ��������. ������ ���������� ����-�� �� ����������� ����� ������������ �����, ������� ��������� �������, �� � �������-��, ����������� ��������� ��������������. �� ������ �����������, ��� ����� ��������� �������, ��������� ��������, ��� �� �� ���-��� ���� ������. ����� ����, ��� ����� ���-��������� � �� ������ �������� ����� ���-������-���������� �������������� �����, ��������� ����� ������ � �������� �������� � ������� ������� ������ ������������, ����-���� ������� � �������������� ���������, ��������� ������ ������� ���, ��� ���� ���-�����������. �� ������ ��������, �� � ���-������ �������� � ����� � ���, ��� ������-����, ���������� �� ������������, ��������� ����� ��������� ���� (�better grasp the world�). ������ ������������������ ���� �� ������-�� ���������� � �������� ������������, ��� ������ ���������������� �������������-�� �������� ��� ������� ���������������� ���������� �������������� ������ ���������. � ��� ���������� ������� ������ ���� ����-�� �.�. ��������, ������� ��������� ������-��� ��������������� �������� ��� ������� ������������ ��������, ����������� ��-���� �������������� ��������. ��� ���� ��-������ ������� ��������� � ��������� ���� ���������� �� ������ �������� (����������-��, ������������) ������ � ��������� ����-���� (����������������) ������. ��������� �.�. ������� ������������ ����� �������-������� ������ ����, ��� �������� ��� ���-������� ������, ��� ���, ��� �� �������� �� ������, ������ ���������-�������������� ������. ��������, ��� �������� ��������� �� ����������� ���� ���������, ��������� ����-������ �������� ������ ������ � ������, ��� ������������ ����� ��������� ����������-��� ����. ���� ������� �������� �������, ��������� ��������� �� ����������� ��-������� �������� ������ ��-�� ���������� ��������� ������������ ������������� ��-����������. � �������� � ��������� ������-��� ��������������� �������� ��� ������ �������� �������, �����������, ���� � �� ������������ ��������� � ��������������� ���������� ��������. ��� ����, ����� ���-������� ��������������� ��������������� ����, ������� �������������� ���� ������-��� �.�. �������, ���������� ������������ �� ����� �������������� ��������� ����-��������� ���������������� �������. � ��-������ ������������� ������ ������������� ���� ��������������� �������� �� ������-���� � �������� ��������� ���������, �����-������� ������� �������� ������� ����� ��� ������������ � �������������.

� ������������� ���������-���������� �������� � �������� ������� ���������� ����� ���� ���� ����������, ��� ���� ��-�������� � ������������ ��� �������� ��-���� ��������� ��� ������������� (�������, 2001). ����� �� ������� ���������� ������ ����� � ����������, ������� �������������� �������, ���������� ����� �� ������������. ����� ����, ���������� ����� � ������������ ����������� �������� ��� �������� �����-��� �������, ������������ ����������� ��-����, �������� � �������������� (���������� 2006; ���������� 2017; �������, 1990; ��������,1972; �������,1996; ���� �., ���� �., 1999; ����, 2008; ����, 2016). ��� ��������, �������� ��������� �.�. �������, �������������� �������� ������������ ��-��� ������� �������������� ������������ ��������, ������� ���������� �������� ���-���� � ������� ���������� (�������, 2006). �.�. ������� �����, ��� ������� ��������� ��������������� �������� ���������� ���-����������� �������� � �������������� ���-��������� ��������� (�������, 2010. �. 49). �������������� �������� ��������� ���� � �����������, ���� � ����������� ������. ���������������������������������������-�� ��������� �������, � � ����������� �����-��� ������������ �������� �������� �������� �������������������������������.������ ������������ �� ���������� � ������� �����-��������������������,������������������-����������� ������������ �������� ����� ������������. ������ �������� �.�. ������� ���������� ��������� �������: ��������� ����� ������������ ������������� ������� �� ����� ���� ������������������ � ������� (��� ��). �� ��� ������, ��� ���� �� �������� �������� ��������������� ��������, ������� ����� ��������� � ��� ���������, ����� ���-������ ��������, ����������� ������� ������ � ������ ����������. ������ �������� ����� ������������� �������� �������, ��������� �������� �������� � ���������������.

�������� ���� ����� ������������ ����� ��������� � ��������� ��������. � ��������� ����� �������� �����, � ������� ������ ���-����� ���������� �������� �������, ��������� �� (����������) �������� ������� ��������� �������� ���� � �����. ���� ������ �������� � ���� ��������, �� ��� �������� �������� ��-��� ����� ����, ��������������. �������� ������ ��������:

�����������:

� �������, �� ������ �������, ����� ���� �������: ����� ��� ���������?

���������.

� ������ �������, ���������?

��� �� ����� ������ �����!

� ������� ����������� ������� �������� ���� �� ����� �� �������������, � � ������ ������� �������� ��������������� �������-��� ���� � ��������� �������� ���. ����� � ��������� � ������ ������, �� ������ ���-��������, ���� � ������������ ��������-������. �� ������ ������ � ���������, ����-������ ��������, ����� � ��������� � ��� �������� ���, �������������� ����� ����� ������������ ����. ��� ��� ������ ������-���, ������� ������ ��������� �������� �������������� ��������. ��� ���� ��� ��� �������� �� ����� ���� �������������� ���������� ������ ��������. ����� ������� ������������ ����� � ������ �������������-���� ���������, ������� ��� ���� ���������� �������� � �������������.

����� �� �������, �������� ��������� �������� ������� � ���� ��������� � ������-��� ��������:

����������� ������ ������: ��� ���� �����-�� ����������� ��� ������ ������ �������, ��-�����, ���������? ������ � �����: ��� ������!� ����� ��� �� �������� �������� �������������-�� ������� ������� ����������� �� �������� ������������� �������. � ���� ��������� ��-�������� ���� ��� �������������� �������� � �������������������������������-��������. ������ ��� ����������������� �������� ��-�� �������������� �������, ������� � ����� ��-����������� ������������ �������, �������-��� ����� ���� ��� ������ ������������.

������������ �������������� �����-������� �������� ����� ������������, �.�. ������������� �������� ���������: ����������� ������ � ����� ������ �����-���� �����������, ������������ ������������-������, ����� �������� ��� �������� � ���-����� ������������ ���� ������������������, ��������� ������� ��������, ����� �������-���� ���������� � ������� ������ ���� ���-���������������, ����� ��� �� �������� ��� �������� � �� ������� ����� ������� ��� �������� � � ��� ����� ������ (������������� 2019. �. 12�13).

� ����� ����������� ����������� ������� � ������ ����� ������ ������� �������, ����-���� �� ����� ����������������� � ������ � � ������������� ��������������� ���������-��������������������������������������-���� ����������� ��������������� ��������, ���������� �� ������������� � ���������� ��������� ���������.

�������� ��������

�������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������ � �������������� ������ �� �������������-��� �������� �������� �� 15 ����� �� 6 ���-����� � ������. ������ �������� ��������-���� ����� ����� ������� �� ������������� � ���������� ��������� ���������. �����-��� ���������� �������������, ������� �������� ��� ������ �� ������������ �����-���. � ��������� ����� ������� ������ ����� ������ � ���� ������, ������� � ������ ���-������ ������� ������ ���������� ���� �� ��������, ������� ��������� ������������� ���������� �����. � �������, � ������ ����� ���������� ��������� 6 �������� �� ��� ����-��. ����� ��� ������������� ���� ���������� ��� ������: �������� � ��������.

������ �� ������ ����� � ��� �� ������-�� ������ ����� ��� �����, ��������� ����-���� ����� �������� ��� ���������� ������ �� �������������. ������ ����� ������������ �������� ���� �����: �������� � ����. ���� � ���� �� ������ �����, �������, ���������� �����������������������������,��������� �������������� ������ ������.

� ������� ����� ������ ����� ����������� � ���������� ����� ��������� ��� ��������-�����, ��� ������� ��������� ������� ����� �������, ��� ���� �� ������ �������� ���-�������, �� ������ �������� �� ��������� �������� �����. � ������ ������ ���������� ��� ������ � ��������� ��������� � ������ ���������.

���, �� ����� � ����� ������� ������ ���-��������� ��-�� ��������� ���������, �����-���� ��������� ��� �������������. ���� ��-��������� �������� �������� � ���������� ��� ����������� ����� ������� ����������-���, ��� ���������� � ������ � ������ ����� ������������ ��������. � ����� ���������� ��������, ������� ����� �� ������ �� ����� ��������� � ��� ���� ��� ������, �� ��������-����� ������ �������� �������� ������ ������� ������.������������������������������� ������� ��� ����������� ������ ���� �����-���. ��� ������� �������� � ����, ��� �� ���-���� �������, � ��������� �������� � �������, ������ ����� ����� ������ ����� ��������.

�� ��������� ���������� �����. ������ ������ �������� ������������ ��������-��� ������ ���� ����� �� ����� ��������. ���������� ��������� ���������� ����-����� � �������� ������ ��������, ������-����� ����������. � ������ ������ � ��� ��� ������: �������� �������� � �����-����� ��������.

������ �������� ����� � ��������� ��� ������������� ����������� � ������� 1.

�������� ���������� � ������ �������� ������������� � ������ �����. ���������� ������ �������� �������� � ������� �� 20 �� 40 �����. ������� ������������ �����-���� ����������: ������ ����� ����� ���-����� � ����������. ������ �� ����� �� ������� ��������� ������ ������� � �����-������ ���������� ��������. ���� ��������-�� ��������� �������� �� ��� ������ �� ��� ��������, ����� ���-�� ����� ����� ���� � ������� ������ �� ������.

������ �� ������ ����� ��������� � ������:

0 ������ � �� ������������ ���������� �� ������ � ������������ � ����.1.

1 ����� �� ���������� ���������� �� ����-�� � ������������ � ����. 1.

������������ �������, ������������ ��-������, ����� �� �������� ��������������� �������; �����, ����� ������� ����� ������ ��������� � ���� ��������� �������� ������.

������� 1. ����� � ������ � �������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������ ��� ��������� ������������ (�� �����������)

� ��-��� �������� ������

1 ����, ����, �������, �������, ������, ���� �������� � ��������

2 ������, ����, ����, ���, ����, ���� ���� � ��������

3 ����, ����, ������, ����, ���������, ����� �������� � ����� ��������

4 ������, ����, ����, ����, ��������, ����� ����� � ��������

5 �����, ��������, �������, ����, �����, ����� ������� �������� ������ � �������� ���

6 ������, ����, ��������, ����, �������, ������ �������� � ������� �����

7 ����, ��������, ����, ����, ���������, ����� �������� � �������� ����� � � ����������

8 ����, ����, ���������, ��������, ��������, ������� �������� � ������� ������������ � ��������

9 ����, �������, ������, ���, ����������, ������� ����� � ������� �������

10 �����, ����, �����, ����, ��������, �� ������ � ������� ��������

11 ����, �����, ������, �����, ����, ������ ���������� � ���������

12 ����, ��������, ��������, ����, ��������, �� ������� � ������������ ��������

13 �����, ��������, �����, ����, ����, �������� �������� � �������� � ������

14 ����, ������, ����, ������, ��������, ����� �������� � ���������� ��������

15 ����, ��������, �������, �����, ��������, ����� ������ �������� � ��������� ����

���������������� ������ �������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������

������������ �� ������������ ��������-��, ���������� � ������������������ ����-���� ����������� � ���� �������� ����-��������������� ����� �135 � ����������� ��������� ��������� ���������� ������ ������. � ��� ������� ������� 100 ����� � �������� �� 6 ��� 10 ������� �� 8 ��� 2 ����-���, �� ��� 41 ������� � 59 ���������.

����������� ���������� ��������

�� ������ ����� ����������� ����������-������ ������ �������� ���� ��������� ����-�� ������������ ����������. ������� ����-���� � ������ ������� ������ ���� ������� ����� �����, ��� ��� �������� ������� �����-�� ���������������� �����������. ���� ���-�������� �������������� ����� ����� �����-�� ��������. � ���� ���������������� ������ � ������������ ���������� ��������������� 4 �����, ������� ������ ���, ���� �������-�� �� ������� �������� � ���� ������� ����-����� ���������� ���������������. � �����-��� ������ �������� ������� �� 13 �����, ��� ������ �� ����������� � ����������� �������-���, � �������� ������������� � ����������. ���������� ������ ���������� � ����. 2.

��� ����� �� �������, ����������� ���-���� �������� ����������� ����� �����. �������� ������� ���������� ����������-���� ����� ����� � ����������� ������� (0,564), ��������� � ������� ������� (0,545). ��� ���� ������ � ������ �����, ��������-��� ����������� ����� ������ �������, �� ������������� ��� ������ �������� �������-���, � ������� � ����������� ����� ��������� �������� ����� ����������� ��� ���� ��-�����. ��� ���������� ��������� ��������-��� � ������������ ���������� �� �������� � 11 ������� ��������, ��� ���� �����������-�� �������� ������, ������, ������� � ������-����� ����� ��� ��������� ������������ ���-��������� ���������� ���� �������.

����� ���� ���������� ������������� ��-��������, ������� ��������� �� ��, �������-�� ����� ���������� ����������� ���������-�� � ���������� ������������ ����������, ������������� � ������ ��������� �� ����-������� ���������������� �������������� ������������ ��������. � �������� ������-����� ������ ������������� ���������� ���� ������������ �������� �.�. ������� ���� ��-���� ������������?�. �������� �������� ���� � ���� ���������� (�������������� ���-�����, 2005; �������������, 2013). �������� ������ �������������� ������� ��������� � ������������ � ����������, ������������ �.�. ������ (����, 2010). ������ �������� �������� �������� � ������ �.�. ���������� � �.�. ���������� (���������, ����������, 2019). ���������� ������������� ���������� ��� �������� ������� ��������� R=0,665 (��� p = 0,5), ��� ������� � ���, ��� �������� ��-������ ����������� ���������� � ����������-���� ��������, ���������� � ������������ �������� ����� ������������. ��� �������, �������������������������������������-���������� ���������� ��� ���������� �����-

������� 2. �������������� ����� ����� ���������� �������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������

� 3 ����� 4 ����� 5 ����� 6 ����� 8 ����� 9 ����� 10 ����� 11 ����� 12 ����� 13 ����� 14 �����

3 ����� 1,000 ,313 ,036 ,267 ,034 ,233 ,421 ,077 ,365 ,404 ,086

4 ����� ,313 1,000 ,404 ,236 ,102 ,076 ,545 ,271 ,077 ,390 ,122

5 ����� ,036 ,404 1,000 ,065 ,322 ,406 ,274 ,098 ,156 ,564 ,347

6 ����� ,267 ,263 ,065 1,000 ,415 ,078 ,147 ,520 ,290 ,084 ,297

8 ����� ,034 ,120 ,322 ,415 1,000 ,321 ,061 ,154 ,376 ,145 ,278

9 ����� ,233 ,076 ,406 ,078 ,321 1,000 ,165 ,270 ,312 ,281 ,065

10 ����� ,421 ,545 ,274 ,147 ,061 ,165 1,000 ,450 ,134 ,398 ,312

11 ����� ,077 ,271 ,098 ,520 ,154 ,270 ,450 1,000 ,147 ,354 ,404

12 ����� ,365 ,077 ,156 ,290 ,376 ,312 ,134 ,147 1,000 ,347 ,297

13 ����� ,404 ,390 ,564 ,084 ,145 ,281 ,398 ,354 ,347 1,000 ,487

14 ����� ,086 ,122 ,347 ,297 ,278 0,65 ,312 ,404 ,297 ,487 1,000

������� ����������� ����

������� r =0,55 (�������, ����������, 2009). ���-����������, ����� ����-���� � ���, ��� �������� ������ � ����� �������� ������������� ��������� ������ � �������� ����������������������?�,��������������-����������� �� ������������� ����������.

����������� ���������� ��������

���������� �������� ������������ ��-��� 15 �����, ������ �� ������� �������� �� 6 ��������, ��� ����������� � ������� 1 ������ ������������ ���������� ��� ����-��. � ���� ���������������� ������ � ��-���������� ���������� ��������������� 4 ����� �� ���������, ������� 11 �����. ����������� ���������� ����� �������-������ �� 11 ���������� ������ ��������. �������� ���������� �������� �������-���� � ����������� �������������������� ���������� .-�������� ���������� �������-�������� ������������ ������� � ������-��� ����������. ���������� ���������� �� .-�������� �������� ���������, ����������-���� ���������� �������� � ���������� ��������������� �� ����� (.=0,665, ��� 11 ���������).

�������������, ���������� ������ �����-�� ���������� ��������������� �� ���������� .-�������� � ������� �������������� �����-����� ������������ ������� ��������������� � ���������� ���������������� ���������� ���������� � ������ ����������� ��������-������� �������� ������� ����������.

����� �� ����� ��������� �������� ���������� ����������, �� ���� �������-����� ����������� ����������� ��������� � �������������� ������� ������������ ����. ���������� ���������� ����������-�� ����� ��������������� �����������, ��-�������� ����� � ��� �� ��������� ��� ��������� ������������. � ����� ������ �� ��������� �������� ����������� ���-������������ ������������� �������� ���-�� ������������ �� ����� � ��� �� �����-�� ����� � �������� �� ������� � 2 ������ � ����������� ������� ������������ ���-������� �������. ���������� ���������� � ������� 3.

��� �� ����� �� ������ �������, ����-������� ��� ���������� �������������� ��-

������� 3

3 ����� 4 ����� 5 ����� 6 ����� 8 ����� 9 ����� 10 ����� 11 ����� 12 ����� 13 ����� 14 �����

r 0,978 0,951 0,845 0,887 0,789 0,856 0,877 0,782 0,881 0,792 0,984

�������� ��������� ���� �������� r = 0,8, ��� ������� � ������� ������������ ���-������������� ��������� ��������������� �������� ���������������� �������, � ��-�������� ������������� �������� ��������-��� ������� ����� ����� ���������������� �����������.

����������� ������������������

��� ���������� ����������������-�� �������� �� ������������ ��������-��� .(������) ���������. ������� �������� � ������� 4.

������� 4. ���������� ������������������� �� ������ �������� ����������� ���������������� ����������� �������� ����� ������������

� ����� ���������� ����� Fi

3 �������� � ����� �������� 0.51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 ����� � �������� 0.36

5 �������� ������ � �������� ��� 0.75

6 �������� � ������� ����� 0.96

8 �������� � ������� ������������ � �������� 0.92

9 ����� � ������� ������� 0.78

10 ������ � ������� �������� 0.98

11 ���������� � ��������� 0.74

12 ������� � ������������ �������� 0.82

13 �������� � �������� � ������ 0.85

14 �������� � ���������� �������� 0.82

����������� ������������������ �� ����������� ����� �������� ��������-�� ������� ���������������� ������-����� � ������� �������� ���� ������� ����������� ��������, ��� ��������� ��-���������� �� � �������� ����������� ���-�������� ������ ���������������� ���-������������ ������������� �������� ����� ������������.

����������

��������������� ���-�������� ����������� ��������������� �����-�������� �������� ���-�� ������������ �����-���� ������� �������� �� 11 ����� �� 6 �����-��� � ������������ ���-����� ������� ��������. ������ ��� ����� ������-������ ��� ��������� ��-������ ����������, ��-�������� ���� ���� ����� �� �����������. ������� �������� �������������-��������������������� �������� � ��� ������ �� ������ ����������� ��������. �� ����� � ��-��� ������� ��������, ��-��� �������� ��������� ������ ����� ����������-��, ����� ���������� ��-��� ������� �������� � ��������� ���������-�� �������� ���������� �����.

�������� ����� ���� ������������ � �������� ����������� ��������

������� 5. ����� � ������ �������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������

* �����, ���������� ���������� ������� �� �����������

� ����� �������� ������

1 �����* ����, ����, �������, �������, ������, ���� �������� � ��������

2 �����* ������, ����, ����, ���, ����, ���� ���� � ��������

3 ����� ����, ����, ������, ����, ���������, ����� �������� � ����� ��������

4 ����� ������, ����, ����, ����, ��������, ����� ����� � ��������

5 ����� �����, ��������, �������, ����, ��-���, ����� ������� �������� ������ � �������� ���

6 ����� ������, ����, ��������, ����, �������, ������ �������� � ������� �����

7 ����� ����, ����, ���������, ��������, ���-�����, ������� �������� � ������� ������-������ � ��������

8 ����� ����, �������, ������, ���, ������-����, ������� ����� � ������� �������

9 ����� �����, ����, �����, ����, ��������, �� ������ � ������� ��������

10 ����� ����, �����, ������, �����, ����, ������ ���������� � ���������

11 ����� ����, ��������, ��������, ����, ����-����, �� ������� � ������������ ��������

12 ����� �����, ��������, �����, ����, ����, �������� �������� � �������� � ������

13 ����� ����, ������, ����, ������, �������� ����� �������� � ���������� ��������

�������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������, ��������� �� ���������������� ������ �������� ������� ������������� � ������������ ����������, ���������� ������������������.

����������� � �������� ������������ ��������, ��� ��������, ����� ���������� ���������� ����������� �������, ����-��� � ��������� ���� ������� ���������-�� � ������� ������������ �����������-���� �������� (����������, �������, 2018; �������������, ��������, 2021; ����, 2013).

� ������� ������������ �������� ����� ��������������� ����������� ��-����� �������� ������� �������������� ����� ��������� � ����������� �� ������-��� �� ����������� ��� �������������-����� ��������, ���������� ���������� �������.

������������� ������ �������� ��������-���� � ������� 5.

� ���������� � ������ ������������ ���������� �������� ��� ������������, �����-������ ����������� ��������������� ���-���������� �������� ����� ������������. ������� � ������, ������, ������� � ������ ������ ������������ � ������ ������. n

��������������

������ ��������� ��� ���������� ��������� ������ ��� � 21-78-10153.

Foundation

This work was carried out with the financial support of the Russian Science Foundation grant No. 21-78-10153.

���������� �� �������

������� ������ ���������, ������ �����-���������� ����, ������� ������� ���������, ����������� ��������������� ��������� ��-����� ���������� ���������������� �����-��� ���������� �������� ������������ (������, ������), ORCID: 0000-0002-7410-9127, e-mail: [email protected]

������������ ������ ���������, ��������� ������� �������������� ����������, ����������� ��������������� ���������� ��������������� ���������� ������� ����������� ���������� (�����������) ����������� ������������ (������, ������), e-mail: [email protected]

��������� ��������� ����������, �������-����, ������������������ ������� ������� ����� � ������������������� �����-�������� �IT-������ ������������ ���������������� ����������� ���������������� ���������� ������� ������-����� ���������� (�����������) ����������� ������������ (������, ������), e-mail: anastasiia. [email protected]

Information about authors

Larisa F. Bayanova, Doctor of Psychology, Senior Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution �Psychological Institute of the Russian Academy of Education�, Moscow, Russia, ORCID: 0000-00027410-9127, e-mail: [email protected]

Dinara G. Khamatvaleeva, Assistant of the Department of Educational Psychology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education �Kazan (Volga Region) Federal University�, Kazan, Russia, e-mail: gal.dinara@ rambler.ru

Anastasia E. Shevkunova, educator, specialized educational scientific center -general education boarding school �IT-lyceum� of the federal state autonomous educational institution of higher education �Kazan (Volga region) Federal University�, Kazan, Russia, e-mail: anastasiia.shevkunova@ yandex.ru

����������

1.

������� �.�., ���������� �.�. ���������� ���������� ������. �. 1 // ������� �����. � 2009. � �30. � �. 4�14.

2.

������� �.�. � ��������� ������������ ������� ��������� // ��������������� ����� � ��-���������. � 2001. � �2. � �. 32�40.

3.

���������� �.�. ������ ������������ ���-����������� �������� ������������� �������� ��-��� � ��������. � �.: �������� �������� �������-���� ����������� ���, 2006. � 21 �.

4.

���������� �.�. ����������� ���������-�� ��������������� ��������, ��������������� � �������������-������������������ ������� ���������� �������� � ������� ������������ // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2017. � �4. � �. 14�25.

5.

���������� �.�., ������� �.�. �������� ��-��������� ����������� � ������� �������� ����� // ������� ����������. � 2018. � �2. � �. 153�163.

6.

������� �.�. �������������� �������� � ���������� // ������� ����������. � 1990. � �4. � �. 45�54.

7.

������� �.�. �������������� ��������. � ���: ������, 2006. � 117 �.

8.

������� �.�. �������������� �������� ������� � ����������� ��� ����������� // ������� ����. � 2010. � �2. � �. 46�54.

9.

��������� �.�., ���������� �.�. ����������� �������� ����������� ��������-���, ������ �������� ����������� �������� ������������� � �������� ����������� ���-����� ��������� ��� ������� �����������-��� ����� // ����������� ���������� ����-�������. � 2019. � �5(95). � �. 34�53. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10054

10.

������� �.�. ������ ������������ ���-�����. � �.: �����, 1996. � 544 �.

11.

�������������� �������� / ��� ���. �.�. �����. � �.: ������, 2005. � 272 �.

12.

�������� �.�. ��������� � ���������� // ������� ���������. � 1972. � �4. � �. 27�35.

13.

������������� �.�., �������� �.�. �������� �������������� ������������ �������-�����. � �., 2012. � 58 c.

14.

������������� �.�., ���������� �.�., ��������� �.�., ��������� �.�., ������� �.�., ���� �.�. ����������� ��������������� ���-�����: ������-������������ ������� / ���. ���.: �.�. �������������. � �.: ����, 2013. � 140 �.

15.

������������� �.�. �������� ��������-������� ��������. �������� // ������������ ����-���, 2019. � 228 �.

16.

���� �.�., ���� �.�. �������� ����-������������ �������� ��� ��������� �������-��� ��������������� �������� // ������� ����� ����������� ��������������� ���������������� ������������. �����: ���������-�������������� �����. � �., 1999. � �. 261�266.

17.

���� �.�. ����������� ����������� � ����: �������������� ��������� ����� ��� ������� �������� ��������� // ��������������� ����� � ��-���������. � 2008. ��2. ��. 6�8.

18.

���� �.�. �� ����� ������ ���������-�� ��������������� �������� ������������ // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2010. � �4. � �. 36�42.

19.

���� �.�. �������� ����������� �����-���. �������� �� ������. � �.: �������-������, 2013. � 110 �.

20.

���� �.�. ��������������� ������ �������������: ����������� �������� ���������-�� (���������������) �������� ������� � ������� ���� // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2016. � �7. � �. 58�69.

References

1.

Baturin N.A., Mel�nikova N.N. (2009) Tehnologija razrabotki testov [Test development technology].Chast�1.Vestnik JuUrGU. 30. 4�14.

2.

Bayanova L.F. (2001) O nekotoryh osoben-nostjah detskih obobshhenij [Some features of chil-dren�s generalizations]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2. 32�40.

3.

Belolutskaya A.K. (2006) Analiz osoben-nostej dialekticheskih struktur produktivnogo my-shlenija detej i vzroslyh [Analysis of features of dialectical structures of productive thinking of children and adults]. Moscow. Institut razvitija doshkol�nogo obrazovanija RAO. 21.

4.

Beloluzkaya A.K. (2017) Osobennosti vza-imosvjazi dialekticheskogo myshlenija, problema-tizacii i nadsituativnopreobrazovatel�nyh reshen-ij problemnyh situacij u starshih doshkol�nikov [The interrelation of dialectical thinking, prob-lematization, and newsituation-transforming solu-tions to problematic situations in pre-school age]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teorija I praktika [Preschool Education Today. Theory and practice]. 4. 14�25.

5.

Beloluzkaya A.K., Veraksa A.N. (2018) Kachestvo doshkol�nogo obrazovanija i uroven� raz-vitija detej [Quality of preschool education and lev-el of development of children]. Voprosy psihologii.

2. 153�163.12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

Davydov V.V. (1996) Teorija razvivajush-hego obuchenija [Developmental Learning Theory]. Moscow. INTOR. 544.

7.

Dialekticheskoe obuchenie (2005) [Didactic training]. Pod red. I.B. Shijan. Moscow. Jevrika. 272.

8.

Il�enkovJe.V. (1972) Didaktika i dialekti-ka [Didactics and dialectics]. Voprosy filosofii. 4. 27�35.

9.

Krasheninnikov E.E. (2019) Razvitie diale-kticheskogo myshlenija. Zadachnik [Development of dialectical thinking � a problem book]. [b.m.]. Izdatel�skie reshenija. 228.

10.

Krasheninnikov E.E., Beloluckaja A.K., Vorob�jova E.V., Vorob�jova I.I., Gorohov S.V., Shijan I.B. (2013) Diagnostika dialektichesko-go myshlenija: uchebno-metodicheskoe poso-bie [Diagnostics of dialectical thinking: teach-ing aid] Otv. red.: E.E. Krasheninnikov. Moscow. MGPU. 140.

11.

Krasheninnikov E.E., Holodova O.L. (2017) Razvitie poznavatel�nyh sposobnostej doshkol�nikov [Development of cognitive abilities of preschool children]. Moscow.

12.

Shijan I.B. (2010) Ob odnom metode diag-nostiki dialekticheskogo myshlenija doshkol�nikov

[One method for diagnosing dialectical thinking in preschoolers]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie. Teorija i praktika [Preschool Education Today. Theory and practice] 4. 36�42.

13.

Shijan O.A. (2008) Razvivajushhee obra-zovanie v vuze: Dialekticheskaja struktura kursa kak uslovie razvitija studentov [Developing educa-tion at the university: the dialectical structure of the course as a condition for the development of students] Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2.6�8.

14.

Shiyan I.B., Shiyan O.A. (1999) Problema metakognitivnogo razvitija kak strategii postro-enija obrazovatel�nyh programm. Nauchnye trudy Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstven-nogo universiteta [The problem of metacognitive development as a strategy for building education-al programs. Scientific works of the Moscow state pedagogical University]. Serija: Psihologo-peda-gogicheskie nauki. Moscow.

15.

Shiyan O.A. (2013) Razvitie tvorcheskogo myshlenija. Rabotaem po skazke [Development of creative thinking. Work on a fairy tale]. Moscow. Mozaika-Sintez Publ.

16.

Shiyan O.A. (2016) Obrazovatel�nyj proekt �Prevrawenija�: vozmozhnosti razviti-ja tvorcheskogo (dialekticheskogo) myshleni-ja rebenka v detskom sadu [Educational project �Transformations�: possibilities for developing cre-ative (dialectical) thinking in a preschool child]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teorija I praktika [Preschool Education Today. Theory and practice]. 7. 58�69.

17.

Veraksa N.E. (1990) Dialekticheskoe mysh-lenie i tvorchestvo [Dialectical thinking and creativ-ity]. Voprosy psihologii. 4. 45�54.

18.

Veraksa N.E. (2006) Dialekticheskoe mysh-lenie [Dialectical thinking]. Ufa: Vagant. 117.

19.

Veraksa N.E. (2010) Dialekticheskoe myshlenie rebenka i vozmozhnosti ego aktivizacii[Dialectical thinking of the child and the possibilities of its activation]. Vestnik MGPU. 2. 46�54.

20.

Vorob�eva I.I., Beloluckaja A.K. (2019) Vzaimosvjaz� kachestva doshkol�nogo obrazovan-ija, urovnja razvitija tvorcheskogo myshlenija vos-pitannikov i razvitija tvorcheskogo myshlenija ped-agogov pri reshenii pedagogicheskih zadach. [The relationship between the quality of preschool edu-cation, the level of development of creative think-ing of pupils and the development of creative think-ing of teachers in solving pedagogical problems]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today. Theory and practice] 5(95). 34�53. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10054

����������. ���������� �������� � ��������

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.