Научная статья на тему 'Методика анализа уровня конкурентоспособности коммерческой организации'

Методика анализа уровня конкурентоспособности коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика анализа уровня конкурентоспособности коммерческой организации»

20 (77) - 2006

Оценка конкурентоспособности

организации

МЕТОДИКА АНАЛИЗА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Н.В. ФРОЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент

Е.В. КАШИНЦЕВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель Воронежская государственная технологическая академия

Оценка конкурентоспособности организации представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их дальнейшему интегрированию. Действительно, любой объект — это не что иное, как набор показателей, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта.

Нами разработана методика определения уровня конкурентоспособности коммерческой организации, которая апробирована на примере ООО МПЗ «КампоМос».

Практическое применение методики осуществляется в несколько этапов.

1. Определяются факторы, с помощью которых можно охарактеризовать шесть основных классов показателей: финансово-хозяйственной деятельности; производственные; качества; развития; по персоналу и социальному развитию; уровня управления. Показателям конкурентоспособности предъявляется ряд требований: информативность, коли-чественность, простота в исчислении, полезность для руководства, обозримость, интерпретируемость, постоянство в течение длительного времени.

2. С помощью метода экспертных оценок из перечня определенных ранее факторов отбираются показатели, в наибольшей степени влияющие на оценку конкурентоспособности.

3. Для отобранных показателей вычисляются индексы конкурентоспособности через соотноше-

ние достигнутой величины показателя анализируемой организации к величине этого же показателя завода-эталона. Под заводом-эталоном здесь понимается реально не существующая организация, которая характеризуется наилучшими значениями по каждому показателю среди всех имеющихся конкурентов.

4. Полученные индексы сводятся в интегральный показатель.

5. В зависимости от полученной величины интегрального показателя по специально разработанной шкале определяется уровень конкурентоспособности организации.

С учетом этих требований при оценке конкурентоспособности МПЗ «КампоМос» нами было определено 50 показателей (табл. 1). Кроме того, в табл. 1 содержится информация: формулы расчета индексов конкурентоспособности завода; соответственно, величины аналогичных показателей завода-эталона и МПЗ «КампоМос».

С помощью метода экспертных оценок из 50 определенных показателей необходимо было выбрать меньшее число показателей, существенно влияющих на оценку конкурентоспособности организаций мясной промышленности.

Метод экспертных оценок представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном опросе экспертов.

Таблица 1

Номенклатура показателей конкурентоспособности организации (на примере МПЗ «КампоМос»)

Показатели Формула расчета показателя Значение показателя завода - эталона, Ш эт Значение показателя МПЗ «КампоМос», Ш

1. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯИСТВЕННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Рост объема продаж, % (Вротч / Врбаз) 100 120 130

1.2. Выполнение плана по выпуску продукции, % ^ф / Qпл) 100 100 98

1.3. Объем продаж, млн руб. Стр. 010 Ф. № 2 2974,1 2302,1

1.4. Прибыль до налогообложения, млн руб. Стр. 140 Ф. № 2 267,8 195,3

1.5. Чистая прибыль, млн руб. Стр. 190 Ф. № 2 163,5 131,3

1.6. Рентабельность продаж, % Стр. 190 Ф. № 2 / Стр.10 Ф. № 2 100 5,5 5,7

1.7. Объем реализации на одного работающего, тыс. руб. Стр. 10 Ф. № 2 / Среднесписочная численность 1150 1156

1.8. Рентабельность активов, % Стр. 140 Ф. № 2 / Стр.300 Ф. № 1 *100 22,5 24,3

1.9. Коэффициент текущей ликвидности Стр. 290 Ф. № 1 / Стр. 690 Ф. № 1 1,6 1,57

1.10. Оборачиваемость активов Стр. 10 Ф. № 2 / Стр.300 Ф. № 1 2,5 2,8

1.11. Коэффициент автономии Стр. 490 Ф. № 1 / Стр. 700 Ф. № 1 0,5 0,62

1.12. Обеспеченность собственными оборотными средствами Стр. 490 Ф. № 1 - Стр. 190 Ф. № 1) / Стр. 290 Ф. № 1 0,34 0,36

1.13. Фондоотдача Стр. 10 Ф. № 2 / Стр. 120 Ф. № 1 6,5 6,9

1.14. Затраты на 1 руб. продаж Стр. 20 Ф. № 2 / Стр. 10 Ф. № 2 0,8 0,84

1.15. Доля рынка по основной продукции, % Объем продаж завода/ Объем продаж общий на рынке *100 14 11

1.16. Развитие дилерско-дистри-бьюторской сети (Число участников товарной сети)отч /(Число участников товарной сети)баз 0,8 0,65

1.17. Динамика затрат на 1 руб. продаж (Затраты на рубль продаж)отч / (Затраты на рубль продаж)баз 1 1

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1. Ритмичность производства Среднеквадратичное отклонение месячного выпуска/ Среднемесячный выпуск 0,2 0,15

2.2. Уровень автоматизации, % Число оборудования, работающего полностью на автоматическом режиме/ Общее число оборудования-*100 85 15

2.3. Выработка основной продукции на одного работника, т Объем выпуска основной продукции, т / Среднесписочная численность 1500 1174

2.4. Износ основных средств, % Износ основных средств/Остаток основных средств на начало периода *100 12 10,1

2.5. Средний возраст оборудования, лет Средневзвешенный возраст оборудования 10 7

2.6. Удельные затраты на энергию, руб. Затраты энергии на 1 руб. продаж 0,35 0,2

2.7. Удельные затраты на сырье и материалы, руб. Затраты сырья и материалов на 1 руб. продаж 0,7 0,65

2.8. Загрузка мощностей Время работы оборудования всех видов/ Годовой фонд времени 1 0,98

3. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

3.1. Доля брака в объеме производства, % Потери от брака / Стр. 10 Ф.№2 *100 3 2

3.2. Уровень рекламаций, % Количество рекламаций/ Объем выпус-ка-*100 2 1,25

3.3. Затраты на обеспечение качества, % Затраты на обеспечение качества / Объем продаж *100 0,1 0,05

3.4. Число реализованных мероприятий по повышению качества Число производств, имеющих сертификат на систему качества 7 5

Окончание табл. 1

Значение показате- Значение по-

Показатели Формула расчета показателя ля завода — эталона, Ш эт казателя МПЗ «КампоМос», Ш

3.5. Степень соблюдения требова- Число зафиксированных контролирую- 200 230

ний НТД щими органами нарушений НТД/ Число проверенных требований НТД

3.6. Уровень соблюдения техноло- 100 100

гической дисциплины, %

3.7. Число выигранных конкурсов Число видов изделий, получивших медали, 20 23

по качеству призы на конкурсах по качеству

3.8. Аттестация изделий, % Число аттестованных изделий/ Число подлежащих к аттестации изделий-*100 100 100

4. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

4.1. Освоение новой продукции Число освоенных за период новых видов изделий 6 10

4.2. Внедрение новых технологий Число внедренных новых технологий 4 5

4.3. Число используемых изобре- Общее число действующих изобретений в 10 14

тений отчетный период

4.4. Продажа лицензий, шт. Число проданных лицензий 10 8

4.5. Коэффициент обновления Стоимость введенных фондов/Стоимость 105 107

основных фондов, % основных фондов на конец периода-*100

4.6. Инвестиции, % Объем инвестиций/ Объем продаж *100 10 12,4

5. ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПЕРСОНАЛУ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

5.1. Средний возраст работников, Средневзвешенный возраст по среднеспи- 49 35

лет сочной численности

5.2. Доля работников с высшим Число работников с высшим образовани- 23 14

образованием, % ем/ Среднесписочная численность *100

5.3. Уровень заработной платы, Средняя заработная плата по организации 15 14,5

тыс. руб.

5.4. Доля нарушителей трудовой Число нарушителей трудовой дисципли- 15 11

дисциплины, % ны/ Среднесписочная численность-*100

5.5. Частота несчастных случаев в Число работников, попавших в несчаст- 1 1

производстве, % ный случай на производстве/ Среднесписочная численность *100

5.6. Творческая активность работ- Число полученных патентов/ Среднеспи- 1 -

ников сочная численность

5.7. Финансирование социальной Средства, выделенные на социальную 1,2 1,4

сферы, % сферу/ Объем продаж *100

5.8.Текучесть кадров, % Сумма уволенных работников/ Среднесписочная численность *100 40,3 42,8

6. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ

6.1. Доля управленцев в общей сум- Административно-управленческий персо- 0,5 0,45

ме численности сотрудников, % нал/ Среднесписочная численность *100

6.2. Эффективность управления, Чистая прибыль/ Число административно- 15,9 14,6

млн руб. / чел. управленческого персонала

Вычислительные процедуры метода экспертных оценок выполняются в такой последовательности: отбираются факторы, по которым будет проводиться оценка; определяется число экспертов, которые будут проводить оценку; в зависимости от числа отобранных факторов устанавливается балльная шкала оценок. При этом меньший по значению ранг присваивается фактору, имеющему наибольшее значение (влияние) на изменение результативного показателя; оценки каждого из экспертов заносятся в специальную

таблицу — матрицу рангов опроса; по результатам вычислений определяют степень согласованности мнений экспертов по формуле:

12! (I х,- - х)2

W = - 1=1

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 - N)

(1)

где W — степень согласованности мнений экспертов;

m — число экспертов; N — число факторов, взятых для оценки;

х = -

х N

— среднее арифметическое значение

суммы рангов опроса.

При значении W< 0,3 — согласованность мнений экспертов неудовлетворительная, при 0,3 < W > 0,7 — средняя, при W> 0,7 — высокая.

В оценке показателей конкурентоспособности ООО МПЗ «КампоМос» участвовали трое независимых экспертов:

— эксперт №1 — экономист ООО МПЗ «КампоМос»;

— эксперт № 2 — экономист ОАО МПЗ «Микоян» (так как именно данный завод является главным конкурентом);

— эксперт № 3 — независимый экономист-аналитик.

Оценка показателей конкурентоспособности производилась по 50-балльной шкале.

Оценку экспертов представим в виде матрицы рангов опроса, где по строкам указываются факторы, а по столбцам — оценки определенных показателей каждым экспертом (табл. 2).

По результатам вычислений, произведенных в матрице рангов и по формуле (1), определим степень согласованности экспертов:

V=

12-К! х,- -

1=1

х)

т

3 - N) =1109862 =1124550

12 - 92488,5 32(503 - 50)

= 0,99.

Таблица 2

Матрица рангов опроса

Показатель Эксперты 2x1 2 (хьх) 2 (х1-х) 2

1 2 3

1. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО — ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 7 8 7 22 54,5 2970,25

1.2 17 16 16 49 27,5 756,25

1.3 40 38 40 118 41,5 1722,25

1.4 47 46 47 140 63,5 4032,25

1.5 10 11 12 33 43,5 1892,25

1.6 15 15 14 44 32,5 1056,25

1.7 30 28 30 88 11,5 132,25

1.8 19 20 19 58 18,5 342,25

1.9 16 17 17 50 26,5 702,25

1.10 29 30 28 87 10,5 110,25

1.11 18 18 18 54 22,5 506,25

1.12 31 32 31 94 17,5 306,25

1.13 20 19 20 59 17,5 306,25

1.14 8 7 9 24 52,5 2456,25

1.15 1 1 1 3 73,5 5402,25

1.16 11 10 11 32 44,5 1980,25

1.17 39 40 39 48 41,5 1722,25

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1 25 26 24 75 1,5 2,25

2.2 9 9 8 26 50,5 2550,25

2.3 12 12 10 34 42,5 1806,25

2.4 43 44 45 132 55,5 3080,25

2.5 27 27 29 83 6,5 42,25

2.6 33 33 32 98 21.5 462.25

2.7 32 31 33 96 19,5 380,25

2.8 26 25 26 77 0,5 0,25

3. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

3.1 28 29 27 84 7,5 56,25

3.2 13 14 13 40 36,5 1332,25

3.3 45 42 43 130 53,5 2862,25

3.4 38 39 38 115 38,5 1482,25

3.5 4 2 4 10 66,5 4422,25

3.6 3 3 3 9 67,5 45,56

3.7 24 24 25 73 3,5 12,25

3.8 5 5 6 16 60,5 3660,25

3.9 21 22 21 64 12,5 156.25

Окончание табл. 2

Показатель Эксперты

1 2 3

4. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

4.1 22 21 23 66 10,5 110,25

4.2 6 6 5 17 59,5 3540,25

4.3 44 43 42 129 52,5 2756,25

4.4 23 23 22 68 8,5 72,25

4.5 42 45 44 131 54,5 2970,25

4.6 34 36 35 105 28,5 812,25

5. ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПЕРСОНАЛУ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

1 2 3 4 5 6 7

5.1 46 47 46 139 62,5 3906,25

5.2 49 48 48 145 68,5 4692,25

5.3 14 13 15 42 34,5 1190,25

5.4 41 41 41 123 46,5 2162,25

5.5 48 49 50 147 70,5 4970.25

5.6 37 35 37 109 32,5 1056,25

5.7 36 34 36 106 29,5 870,25

5.8 35 37 34 106 29,5 870,25

6. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ

6.1 50 50 49 149 72,5 5256,25

6.2 2 4 2 8 68,5 4692,25

I 1275 1275 1275 3825 - 92488,5

Как видно, степень согласованности экспертов высокая, поэтому можно сказать, что показателям конкурентоспособности дана объективная оценка.

Полученные данные в матрице рангов опроса позволяют выделить факторы, которые, по мнению экспертов, в наибольшей степени влияют на уровень конкурентоспособности завода. Нами отобрано 20 факторов (согласно методике необходимо выбрать меньшее число факторов для более удобного расчета интегрального показателя) для оценки конкурентоспособности МПЗ «КампоМос».

Решающую роль при оценке конкурентоспособности имеют такие факторы: доля рынка по основной продукции, эффективность управления, показатели качества продукции (сертификация систем качества, степень соблюдения требований НТД, число выигранных конкурсов по качеству), внедрение новых технологий, показатели финансово-хозяйственной деятельности (рост объема продаж, затраты на 1 руб. продаж, развитие ди-лерско-дистрибьюторской сети, чистая прибыль, рентабельность продаж), уровень автоматизации, уровень заработной платы работников организации.

Интегральный показатель конкурентоспособности можно рассчитать с помощью следующей формулы:

Кинт. = (^1 /2 + ^2 + +......+ + ^п /2) / (2)

где Кик[ — интегральный показатель конкурентоспособности;

п — число факторов, в наибольшей степени влияющих на оценку конкурентоспособности;

У1 У2 УпЛ Уп — значения индексов конкурентоспособности, рассчитываемые по формулам:

Ъ=П /П эт, (3)

У = (П. - П) / П. , (4)

г 1 г эт г / г эт' ^ 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где П1 — значение г-го фактора (г = 1...п) оцениваемой организации;

П эт — значение г'-го фактора завода-эталона. Формула (3) применяется для прямых, а формула (4) — для обратных показателей. Прямыми называются показатели, с ростом которых конечный результат улучшается, а для обратных показателей — уменьшается.

Значения индексов конкурентоспособности, в наибольшей степени влияющих на общий уровень конкурентоспособности, отражены в табл. 3.

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности МПЗ «КампоМос» по формуле (2): К = (0,8/2 + 0,9 + 1 + 1 + 1,15 + 1,3 + 1,08 - 0,

инт \'/ ~ ~ ~ ~ ~

5 + 0,18 + 0,81 + 0,8 + 0,78 + 0,38 + 0,96 + 1,04 + 0,98 + 1,3 + 1,24 + 1,08 + 1,06/2) = 16,86/19 = 0,9.

По специально разработанной шкале, используя полученную величину интегрального показа-

Таблица 3

Факторы, в наибольшей степени влияющие на оценку конкурентоспособности МПЗ «КампоМос»

Показатель Значение индекса Z

1. Доля рынка по основной продукции 0,8

2. Эффективность управления 0,9

3. Сертификация систем качества 1

4. Степень соблюдения требований НТД 1

5. Число выигранных конкурсов по качеству 1,15

6. Внедрение новых технологий 1,3

7. Рост объема продаж 1,08

8. Затраты на рубль продаж -0,5

9. Уровень автоматизации производства 0,18

10. Развитие дилерско-дистрибьюторской сети 0,81

11. Чистая прибыль 0,8

12. Выработка основной продукции на 1 работника 0,78

13. Уровень рекламаций 0,38

14. Уровень заработной платы 0,96

15. Рентабельность продаж 1,04

16. Выполнение плана по выпуску продукции 0,98

17. Коэффициент текущей ликвидности 1.3

18. Коэффициент автономии 1,24

19. Рентабельность активов 1,08

20. Фондоотдача 1,06

теля, определим уровень конкурентоспособности МПЗ «КампоМос». Если величина интегрального показателя находится:

от 0 до 0,3 — неудовлетворительный уровень конкурентоспособности;

от 0,3 до 0,6 — удовлетворительный уровень конкурентоспособности;

от 0,6 до 0,8 — хороший уровень конкурентоспособности;

от 0,8 до 1 — высокий уровень конкурентоспособности.

Рассчитанный интегральный показатель конкурентоспособности МПЗ «КампоМос» входит в границу, характеризующую высокий уровень конкурентоспособности, следовательно, исследуемый завод имеет высокий уровень конкурентоспособности.

Предлагаемая шкала не носит полностью объективный характер и находится в стадии дальнейших разработок.

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

у J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.