ее целостности. При возникновении сетевых взаимодействий между элементами организационной структуры появляется новая индивидуальность целого, не сравнимая с исходным набором субкультур, не сводимая к индивидуальным характеристикам ее членов. Во внешней среде сетевая организация выступает как единый агент. Индивидуальные ценностные установки, проявляющиеся на уровне субкультур сети, полифонируют и воплощаются в образе поведения всей организации. Достижение целостности сети обеспечивается на основе развитых внутриорганизационных каналов коммуникации, которые синхронизируют как процессы, так и целевые установки элементов сетевой организации. Технологические, инновационные механизмы коммуникации (телефонная, телефаксная, Интернет связь) обеспечивает синхронизацию в режиме реального времени, независимо от того, где географически находится элемент сети.
Основой сетевой культуры является набор символов - ценностей, догм, понятий, идеологий, ключевых слов. С помощью символистского набора социум сетевой организации ограждает себя от внешней среды (ввиду размытости организационных границ сети). В тоже время, опознавательные маркеры - символы сетевой организации позволяют ее идентифицировать в организационном многообразии внешней среды.
По мере реализации экономических реформ, завершения отраслевых и корпоративных реструктуризаций организационные структуры компаний претерпевают изменения: от линейных они преобразуются в функциональные, затем в матричные и дивизиональные с большей степенью департаментализации. Постепенно усложняется механизм обработки информации, появляются дополнительные уровни иерархии. Организации, находящиеся на поздних стадиях развития (особенно те, которые были созданы до экономических реформ) представляют собой многоиерархические конструкции, которыми сложно управлять. Они включают в себя более многообразные информационные системы, формальный контроль, исследовательскую деятельность, процедуры планирования и системы коммуникаций. Кроме того, характеризуются усилением децентрализации власти в стратегических решениях, делегированием полномочий для рутинных решений и более партисипа-тивным менеджментом. Подразделения становятся более дифференцированными для того, чтобы справлять- ^ ся с опасностями окружающей среды. Более старые организации, созданные в период командно-администра- ¡5 тивной экономики значительно упрощают организационные структуры, чтобы эффективно адаптироваться к О изменениям во внешней среде. Постепенно усложняется процесс взаимодействия с окружающей средой, что ® значительно усложняет и административные задачи. Это явится причиной более тщательного анализа в ходе ^ принятия решений, учета разных точек зрения и возрастания усилий по интеграции решений в различных □ сферах для обеспечения их совместимости и синергии. ^
Таким образом, формирование ценностного потенциала организации осуществляется в соответствии с вы- СО бранной в компании философией организационного построения: функциональный, дивизиональный, матрич- 2 ный, командный, сетевой, предпринимательский подходы. Организационная структура задает способ внутри- ° фирменного социального взаимодействия, а значит, способы распределения ответственности и полномочий, щ а также характер доминирования одних субкультур над другими. Выбор вертикально или горизонтально □ структурированной организации, или безструктурной, определяет способ трансляции убеждений, взглядов, О ценностей, принципов поведения «снизу-вверх» или «сверху-вниз», позволяя субкультурам взаимодейство вать (либо конкурировать) в процессе воссоздания организационной культуры и системы ценностей.
Ш
О
0
I—
ЛИТЕРАТУРА §
1. Пахомов Ю., Емельянов Е. Роль технологии системных организационных изменении в развитии коммер- о ческих структур //Проблемы теории и практики управления. 2006. № 10. ф
CQ
S
1
>
СТАДНИК А.И., БОГОРОДСКИЙ А.И. о
Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (КФ РГТЭУ), канд. ф экон. наук, доцент кафедры «Экономики и управления на предприятии», e-mail: [email protected]; i ЗАО «Орбита», г. Краснодар, ведущий экономист, e-mail: [email protected] q
0
методика анализа учётно-аналитического обеспечения ij
1_
0
1_
- 9
о
В статье излагается концептуальный информационный подход к пониманию учетно-аналитического g
обеспечения. На основе которого сформирована методика анализа учетно-аналитического обеспече- ^
ния системы управления. О
системы управления организации
Ключевые слова: учетно-аналитическое обеспечение системы управления; учетно-информационный цикл; информационно-аналитический цикл; информационно-управленческий цикл
Коды классификатора JEL: L 53
эффективное управление на всех уровнях сегодня тесным образом связано с организацией эффективной работы системы сбора, обработки и анализа текущей информации и передачи управленческих решений. это определяет необходимость анализа данной системы в целях ее совершенствования. В то же время, методика анализа учётно-аналитического обеспечения в настоящее время не создана, так как не определен предмет и объект анализа, т.е. неизвестно, что анализировать, какие показатели и т.д.
о ф
о ф
т
0
1 О
Так первым и основным препятствием для разработки методики является подходы к предмету анализа. Различные авторы берут документооборот или структуру управления организации, как схемы документальных потоков делая их предметом анализа, но по-нашему мнению, это только части предмета и объекта исследования, и если их брать за основу, то получится путаница в определении задач исследования, и, соответственно, результаты анализа могут быть сомнительными.
Согласно информационному подходу к изучению учётно-аналитического обеспечения, в качестве предмета анализа целесообразно взять информацию, ее движение и процессы преобразования, а в качестве объекта либо само учётно-аналитическое обеспечение, либо все информационное обеспечение экономического субъекта.
Таким образом, задачами анализа учётно-аналитического обеспечения должны быть следующие направления:
- анализ процесса формирования информационной потребности в экономическом субъекте;
- анализ формирования информационных ресурсов системой учётно-аналитическое обеспечение организации;
- анализ формирования информационных потоков;
- анализ процесса учета информации и бухгалтерского информационного цикла;
- анализ процедуры соответствия информации анализу в рамках существующей учётно-аналитическое обеспечение экономического субъекта и анализ функционирования аналитического цикла;
- анализ процедуры соответствия информации уровню принятия решения и анализ информационно-управленческого цикла.
- обобщение результатов анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию системы учётно-ана-^ литическое обеспечение.
^ Система учётно-аналитического обеспечения отражает некоторые процессы и моменты, которые форми-Ь руют основную идею разработки методики анализа и определяют методические подходы для исследования ^ учётно-аналитического обеспечения экономического субъекта. X Таких моментов несколько:
- во-первых, процесс учёта и осуществления бухгалтерских работ не сопоставим, т.е. можно сделать за-
□ ключение о том, что учёт информации более широкое понятие, чем бухгалтерская работа;
2 - во-вторых, информационный подход увеличивает значение бухгалтерских работ, включая в учётно-ана-Ш литическое обеспечение процедуру принятия решения как качественный определитель; 2 - в-третьих, формируется выделение количественных и качественных аспектов учётно-аналитического ° обеспечения;
в-четвертых, отражается этапы движения информации и процесс её преобразования;
□ - в-пятых, определяется и уточняется понятия значений бухгалтерских, аналитических и управленческих
□ циклов.
Основная проблема отражения процессов учётно-аналитического обеспечения состоит в том, что, сложно уловить границу между процессом преобразования информации и процесса ее движения, таким образом,
00 □
□
Ш
О
£ необходимо рассмотреть содержание преобразования и движения информации, что имеет большое значение ® в понимании процесса осуществления учётно-аналитического обеспечения
о В процессе осуществления учётно-аналитического обеспечения можно условно выделить шесть этапов ^ преобразования и/или движения информации: § 1. Этап формирования информационной потребности ^ 2. Этап формирования информационных ресурсов о 3. Этап формирования информационных потоков
0 4. Этап учета информации
1 5. Этап анализа информации
т 6. Этап оценки достаточности информации для принятия решения
о Для исключения вариантов неверного трактования понятий движения и преобразования необходимо расо смотреть их более подробно. Преобразование и движение информации - два понятия взаимосвязанных и ^ взаимообусловленных, поэтому их разделение может быть только условным. Однако в рамках разработки о методики анализа именно данное разделение вносит значительный вклад в развитие представления об учёт-^ но-аналитическом обеспечении.
^ Преобразование информации - это процесс изменения первоначально полученной информации таким об-^ разом, что ее восприятие, возможно, пользователями.
Ф Движение информации - это перемещение любой информации между субъектами информационного обес-^ печения.
о На каждом уровне учётно-аналитического обеспечения есть как преобразование, так и движение инфор-Рмации.
Для понимания и описания процесса восприятия системой учётно-аналитического обеспечения эконо-о мической информации можно представить этот процесс виде правильной пирамиды, состоящей из четырех уровней, на каждом из которых априорная информация преобразовывается. Определим этапы в соответствии с целями исследования как: 1. Априорная информация
о.
ф
о
ф 2. Источники информации
3. Информация в виде сообщения о 4. Экономическая информация
^ Первый этап предполагает существование априорной информации, как некой объективной субстанции ^ (основание пирамиды).
На втором этапе чистая априорная информация преобразуется в результате какого-либо события, научного скачка, воспринимаемого источником информации, и преобразуется в общедоступный вид: мысль, знание, идею, принимая форму воспринимаемую более чем одним пользователем.
На следующем этапе информация в виде сообщения движется от одного уровня к другому, и/или от одного пользователя к другому, достигая уровня восприятия информационной системой экономического субъекта хозяйственной деятельности (организации, предприятия).
На последнем этапе сообщения постоянно поступают в организацию, но только некоторые из них воспринимаются учетно-аналитическим обеспечением - это можно представить в виде морских волн, которые обтекают корабль и только капли этой морской воды (в нашем случае информации) попадают на сам корабль. Информация внутри информационной системы воспринимается соответствующими элементами этой системы - так экономическая информация воспринимается учётно-аналитическим обеспечением, юридическая - юридической службой и т.д. На этом уровне происходит отсечение ненужной, по мнению руководящего состава экономического субъекта, информации. Специфичность движения и преобразования информации имеет одну особенность - источником информации становится ее потребитель, на этапах учётно-аналитического обеспечения этот процесс выгладит как последовательное прохождение информации всех уровней (этапов) учётно-аналитического обеспечения. Эта взаимосвязь процессов обусловлена формированием трех информационных циклов, которые формируются согласно такому свойству информации как «достаточность информации»:
1. Учетно-информационный цикл;
2. Информационно-аналитический цикл;
3. Информационно-управленческий цикл.
Первый цикл возникает на этапе перехода в процессе движения и/или преобразования информации в среде учётно-аналитического обеспечения из движения (т.е. передачи преимущественно количества информации) в процесс ее преобразования. ^
Возникновение циклов позволяет выделить элементы количественного и качественного движения инфор- ¡5 мации в рамках этапов циркуляции информации в учётно-аналитическом обеспечении, когда возникает воп- О рос о достаточности информации для ее преобразования.
Увяжем этапы учётно-аналитического обеспечения с этапами методики анализа учетно-аналитического обеспечения. Первый этап движения и преобразования информации в учётно-аналитическом обеспечении является первым этапом анализа учётно-аналитического обеспечения - это инструмент восприятия информации, который представляет собой систему запросов информации, в совокупности составляющие потреб- СО ность в информационных ресурсах организации - эти запросы, удовлетворяясь, формируют тем самым документы учетного характера и преобразуются в экономико-информационные ресурсы.
Процесс удовлетворения запросов формирует следующий - второй этап учётно-аналитического обеспечения - этап формирования информационных ресурсов (следующий этап методики анализа учётно-анали- □ тического обеспечения). Под информационными ресурсами в рамках учётно-аналитического обеспечения О понимается экономико-информационные данные, позволяющие в достаточной степени удовлетворить информационные запросы созданные в рамках учётно-аналитического обеспечения предприятия. Степень
(О
X *
а
т.
ю
^
о ь
00 □
□
ш
о
достаточности в данном случае подтверждается только на этапах качественного движения и/или преобразования информации в системе учётно-аналитического обеспечения. В рамках учётно-аналитического обес- ® печения информационными ресурсами можно назвать первичные данные экономического характера, преоб- о разованные в документальную или другую, доступную для восприятия пользователя, форму. На втором этапе ^ документирование имеет высокое значение, но оно не может быть полным даже при значительном доку- § ментировании всей информации, так как большинство информации создается на последующих этапах учёт- ^ но-аналитического обеспечения. Третий заключительный количественный этап функционирования учётно- о аналитического обеспечения - это этап формирования информационных потоков (этап анализа построения о и формирования информационных потоков в методике анализа учётно-аналитического обеспечения). На
этом этапе необходимо анализировать принципы построения информационных потоков в организации и как т эти информационные потоки обеспечивают поступление информационных ресурсов в бухгалтерию. Этот о этап промежуточный, но его значение не следует преуменьшать, так как от его функционирования зависит о качественная сторона учётно-аналитического обеспечения. От того, как и кто организовывает этот этап, за- ^
о
0
1_
0
1_
о о
висит экономическая эффективность функционирования всей организации.
Этап учета информации - это процесс формирования учетных ресурсов (документов первичного бухгалтерского учета и отчетности) - методика его анализа не сопоставима с комплексным экономическим анализом или аудитом, но носит признаки того и другого. Этот этап учётно-аналитического обеспечения формирует первичный информационный цикл, в котором определяется полнота и достоверность информации, ее качественность, 2
I—
о
а также уровень своевременности. Этот этап вместе с предыдущими можно считать расширенной моделью бухгалтерского учета - его задачи и цель более расширенные. Таким образом, выявляется проблема расширения
о.
объектов учета, т.е. необходимость включения в эти объекты «потребности в экономической информации».
Исследование цикла и конкретного этапа носит сложный характер, так как на каждом этапе необходимо рассматривать как эффективность движения информации, так и качество ее преобразования в информацию необходимую для восприятия последующих уровней учётно-аналитического обеспечения, таким образом, формируется еще один этап методики анализа учетно-аналитического обеспечения - это анализ эффективности учетно-информационного цикла. Эффективность движения информации обусловлена: обеспечением формирования информационной потребности при экономических, бухгалтерских и прочих запросах и их циркуляции в информационно-аналитическом цикле; длительностью поиска и формирования информаци- ^ онных ресурсов по заявленным информационным запросам; принципам построения и функционирования § информационных потоков, посредством которых передается информация непосредственно работнику эко- ^ номической службы или субъекту, обеспечивающему движение-получение результатов по её запросам. ^
о ф
о