Научная статья на тему 'Методика анализа инновационной деятельности машиностроительного предприятия по этапам инновационного процесса'

Методика анализа инновационной деятельности машиностроительного предприятия по этапам инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурова Анастасия Эдуардовна

В статье на основе анализа существующих подходов к оценке инновационной деятельности экономического субъекта и исходя из выявленных особенностей протекания инновационных процессов разработаны теоретико-методические основы анализа инновационной деятельности машиностроительных предприятий. На основе выделенных этапов инновационного процесса определены ключевые аналитические показатели, характеризующие качество, результативность и эффективность каждой из стадий инновационного процесса и инновационной деятельности предприятия в целом, в том числе предложены новые аналитические показатели, такие как коэффициент принятых к реализации новаторских идей, коэффициент полученных патентов и др. Выделены ключевые направления анализа и индикаторы этапов инновационного процесса. Применение такого методического подхода, по мнению авторов, позволяет сформировать комплексное учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности предприятий отрасли машиностроение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ANALYZING INNOVATIVE ACTIVITY OF A MACHINE BUILDING ENTERPRISE BY THE STAGES OF INNOVATION PROCESS

The article analyzes the existing approaches to assessing innovation activity of an economic entity, identifi es specifi c aspects of the innovation processes, and suggests a theoretical and methodological basis for analyzing innovation activity of machine-building enterprises. The author identifi es stages of the innovation process and describes key analytical indicators characterizing the quality, effectiveness and effi ciency of each stage of the innovation process and innovation activity of the enterprise including new analytical indicators, such as the coeffi cient of innovative ideas adopted for implementation and the coeffi cient of patents received. Key areas of analysis and indicators of the stages of the innovation process are singled out. The author argues that the methodological approach described in the article makes it possible to establish an integrated accounting and analytical support for innovations at enterprises in the machine-building industry.

Текст научной работы на тему «Методика анализа инновационной деятельности машиностроительного предприятия по этапам инновационного процесса»

Anastasia Eduardovna Khachaturova, Анастасия Эдуардовна Хачатурова,

assistant lecturer of the department преподаватель кафедры информационных систем в экономике,

of information systems in economy, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Saratov socio-economic institute (branch) РЭУ им. Г.В. Плеханова

of Piekhanov Russian University of Economics ^ a.khachaturova@yandex.ru

УДК 311

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЭТАПАМ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

В статье на основе анализа существующих подходов к оценке инновационной деятельности экономического субъекта и исходя из выявленных особенностей протекания инновационных процессов разработаны теоретико-методические основы анализа инновационной деятельности машиностроительных предприятий. На основе выделенных этапов инновационного процесса определены ключевые аналитические показатели, характеризующие качество, результативность и эффективность каждой из стадий инновационного процесса и инновационной деятельности предприятия в целом, в том числе предложены новые аналитические показатели, такие как коэффициент принятых к реализации новаторских идей, коэффициент полученных патентов и др. Выделены ключевые направления анализа и индикаторы этапов инновационного процесса. Применение такого методического подхода, по мнению авторов, позволяет сформировать комплексное учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности предприятий отрасли машиностроение.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный процесс, машиностроение, экспертная оценка, индикаторы.

METHODOLOGY FOR ANALYZING INNOVATIVE ACTIVITY OF A MACHINE BUILDING ENTERPRISE BY THE STAGES OF INNOVATION PROCESS

The article analyzes the existing approaches to assessing innovation activity of an economic entity, identifies specific aspects of the innovation processes, and suggests a theoretical and methodological basis for analyzing innovation activity of machinebuilding enterprises. The author identifies stages of the innovation process and describes key analytical indicators characterizing the quality, effectiveness and efficiency of each stage of the innovation process and innovation activity of the enterprise including new analytical indicators, such as the coefficient of innovative ideas adopted for implementation and the coefficient of patents received. Key areas of analysis and indicators of the stages of the innovation process are singled out. The author argues that the methodological approach described in the article makes it possible to establish an integrated accounting and analytical support for innovations at enterprises in the machine-building industry.

Keywords: innovations, innovation activity, innovation process, machine-building, expert evaluation, indicators.

Несмотря на объявленный руководством нашей страны курс на инновационное развитие, большая часть отечественных промышленных предприятий не только не привыкла к инвестированию в собственные исследования и разработки, но и не имеет четкой инновационной стратегии. Одной из причин этого, на наш взгляд, является отсутствие в системе управления инновационной деятельностью эффективной системы оценки инновационной деятельности, которая не только является исходной базой для принятия управленческих решений, связанных с формированием, реализацией и корректировкой инновационной политики предприятия [5], но и позволяет провести сравнительный анализ привлекательности нескольких предприятий для внешнего инвестирования инновационных разработок.

На сегодняшний день вопросы разработки методических основ оценки инновационной деятельности промышленных предприятий отрасли машиностроения в соответствии с современными условиями хозяйствования и управления, информационную базу которых должна составлять совокупность показателей, рассчитываемых на основе действующей статистической, бухгалтерской фи-

нансовой и управленческой отчетности, являются весьма актуальными. Несмотря на наличие обширной теоретической базы по теме исследования, следует обратить внимание на отсутствие специализированных работ, раскрывающих методику анализа инновационной деятельности применительно к машиностроительным предприятиям, что, по нашему мнению, связано с обширным диапазоном направлений инновационной деятельности, а также спецификой развития определенных отраслей хозяйствования.

Следует отметить, что поиск количественных методов оценки инновационной деятельности предприятий, а также измерения экономического эффекта от инновационной деятельности, представляли для исследователей и управленцев научный интерес с середины 1930-х гг., когда Шумпетер декларировал, что инновации являются двигателем роста предприятия [см. 2]. В течение многих десятилетий оценка инновационной деятельности предприятий ограничивалась прямыми денежными показателями (прирост прибыли или сокращение затрат) и такими, которые характеризовали активность НИОКР (прямые и относительные расходы,

НБЫ1994-5094 ♦-

145 -♦

количество патентов и т.д.). Ограниченность указанных индикаторов всегда широко обсуждалась в научных кругах, но альтернативных показателей найти не удавалось. Очевидно, что затратные показатели, как и показатели, характеризующие НИОКР, не в состоянии учесть и адекватно оценить эффективность всех аспектов инновационной деятельности.

В целом все существующие на сегодняшний день методики анализа инновационной деятельности экономического субъекта являются универсальными и не учитывают особенности развития конкретной отрасли или предприятия. В связи с этим возникает необходимость совершенствования аналитического обеспечения инновационной деятельности промышленных предприятий машиностроительной отрасли, позволяющего объективно изучать и оценивать информацию с учетом специфики развития конкретной отрасли.

Основной проблемой анализа инновационной деятельности промышленного предприятия, по нашему мнению, является не только выбор и определение значений системы экономических показателей, но и возможность их использования на практике. Данная система должна давать объективную оценку реального состояния инновационной деятельности исследуемого промышленного предприятия, включать показатели, отражающие наличие и качество основных стратегически важных для предприятия ресурсов и показатели, прямо или косвенно указывающие на результативность использования имеющихся ресурсов предприятия, задействованных в инновационной деятельности. Кроме того, она должна учитывать отраслевые особенности [3], последовательность и специфику стадий инновационных процессов предприятия.

Считаем, что анализ инновационной деятельности машиностроительного предприятия нефтегазовой отрасли предполагает расчет аналитических показателей, сгруппированных по этапам инновационного процесса, определение рейтинга результатов инновационной деятельности на каждой из стадий, их оценку в зависимости от величины показателей и иных значимых индикаторов. Исходя из выявленных особенностей протекания инновационных процессов на машиностроительном предприятии нефтегазового машиностроения и последовательности этапов инновационного процесса [6], нами выделены ключевые аналитические показатели, характеризующие качество, результативность и эффективность каждой из стадий инновационного процесса и инновационной деятельности предприятия в целом. Ниже приведен перечень и порядок расчета данных показателей исходя из специфики отрасли.

В качестве новых нами предложены такие показатели, как « Коэффициент выдвинутых новаторских идей» и «Коэффициент квалификации научных кадров», что позволяет получить, на наш взгляд, более надежную оценку уровня результативности инновационной деятельности предприятия. Рассмотрим подробнее предложенные показа-

тели каждой стадии инновационного процесса машиностроительного предприятия.

1. Стадия генерации новых идей.

1.1. Коэффициент выдвинутых новаторских идей рассчитывается как отношение количества новаторских идей, принятых к реализации на предприятии (НИ) к количеству выдвинутых новаторских идей (НИ):

К = Ш»

лвни НИе ■

1.2. Удельный вес сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации и пр. в среднесписочной численности сотрудников предприятия (Ч):

к„

где Ч - численность сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации и пр.

2. Стадия маркетинговых исследований.

2.1. Коэффициент исполнения маркетинговых прогнозов рассчитывается как отношение фактического объема продаж инновационной продукции к планируемому объему продаж инновационной продукции:

Кп

В

иф

В

3. Стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

3.1. Коэффициент полученных патентов может быть рассчитан как отношение полученных предприятием патентов к общему количеству поданных заявок на получение патентов:

Пп

Кпп п3'

3.2. Удельный вес сотрудников, непосредственно участвующих в проведении НИОКиТР (Ч р в среднесписочной численности сотрудников предприятия (Ч):

г- _ ЧнИОКиТР К "2--ц-'

где Ч КТР - численность сотрудников, непосредственно участвующих в проведении НИОКиТР.

3.3. Средняя продолжительность разработки одного новшества рассчитывается как отношение общего затраченного времени на разработку всех новшеств за рассматриваемый период на общее количество разработанных новшеств за рассматриваемый период:

А. = ^ В'

рн

N

3.4. Коэффициент квалификации научных кадров (Ккн1) позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКиТР на базе собственного профессионально-кадрового состава:

К,

НИОКиТР„

кнк

НИОКиТР,

общ

где НИОКиТР СС - объем НИОКиТР, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций; НИОКиТРб - полный фактически выполненный объем НИОКиТР.

4. Стадии подготовки и налаживания производства, освоения производства и выпуска.

4.1. Коэффициент инновационности оборудования Киоб) рассчитывается как отношение балансовой стоимости инновационного оборудования (Об ) в общей стоимости оборудования предприятия (Об):

Оби

тг _ _^

Лмо6 Об '

4.2. Средняя продолжительность внедрения одного новшества рассчитывается как отношение общего затраченного времени на внедрение всех новшеств за рассматриваемый период на общее количество внедренных новшеств за рассматриваемый период:

в.

Вен -

N

4.3. Ритмичность инновационных процессов (Рив), рассчитываемая за три последних года, включая текущий отчетный период:

ИП0 + ИПП + ИП1

п„

ип

^зид

В

овд

5.3. Рентабельность инновационной деятельности (Рид) - это отношение прибыли от инновационной деятельности к экономическому эффекту от осуществления инновационной деятельности:

ид

5.4. Рентабельность инновационной продукции (Рип) как частный случай рентабельности инновационной деятельности может быть рассчитан по одному виду инновационной продукции или группе инновационных продуктов:

Я„

ид

в„

где ИПд - число инновационных процессов, реализация которых была запланирована в течение последних трех лет, но не начата; ИПп - число инновационных процессов, реализация которых была в течение последних трех лет была прекращена (остановлена); ИПг - число инновационных процессов, реализация которых была в течение последних трех лет была задержано в срок более, чем один месяц; ИП - число инновационных процессов, реализация которых была запланирована в течение последних трех лет.

5. Стадия коммерциализации, продвижения на рынке и послепродажного обслуживания.

5.1. Удельный вес затрат на инновационную деятельность (УВЗид) может быть рассчитан как отношение совокупности затрат на инновационную деятельность (Зид) к выручке от реализации продукции, работ, услуг по основной деятельности (Вовд):

о

— -'ид

К,

где Пп - прибыль от продажи новой продукции, Вип - выручка от продажи новой продукции.

5.5. Рентабельность инвестиций в инновационную деятельность (Ри) показывает, сколько прибыли предприятие получило в расчете на 1 рубль затрат на инновационную деятельность:

Р =

Г ии О

и

5.6. Рентабельность инновационных активов (Ри) рассчитывается как отношение прибыли, полученной от использования инновационного актива (П), к стоимости данных инновационных активов (ИА):

„ Пиа

'иа = Ш'

5.7. Сроком окупаемости затрат на инновационную деятельность является промежуток времени, за который окупаются затраты предприятия (Зи) на инновационную деятельность за счет получения прибыли в год (П):

з

сози = ■ п

5.8. Коэффициент завершенности инновационных проектов рассчитывается как отношение количества инновационных проектов с положительным результатом (ИП) к общему количеству инновационных проектов на предприятии (ИП):

К,

ИПЯ

5.2. Абсолютным показателем эффективности инновационной деятельности является прибыль от инновационной деятельности (Пид), которая рассчитывается по формуле:

П д = ЭЭ - З ,

ид и и

где ЭЭи - экономический эффект от осуществления инновационной деятельности (за счет прироста выручки и снижения затрат); Зи - затраты на осуществление инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИП

5.9. Наукоемкость реализуемой инновационной продукции (Н ) можно рассчитать как отношение затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (ЗНИОКиТР) к выручке от реализации всей продукции (инновационной и не инновационной) (Вобщ):

тт 3НИОКиТР

м„

в

общ

По каждому из выделенных показателей необходимо определить критериальное значение, которое позволяло бы судить о состоянии показателя и принимать конкретные решения в рамках управления инновационной деятельностью на машиностроительном предприятии [7].

Таблица 1

Критериальные значения показателей для оценки инновационной деятельности в соответствии с этапами инновационного процесса машиностроительного предприятия

Стадии инновационного процесса Аналитические показатели Диапазон показателя Оценка

0 1 2 3 4

Нижняя граница Верхняя граница

Генерация новых идей Маркетинговые исследования Коэффициент выдвинутых новаторских идей 0 1 0-0,24 0,25-0,49 0,5-0,74 0,75-0,99 1

Удельный вес сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации и пр. 0 0,5 0-0,9 0,1-0,19 0,2-0,29 0,3-0,39 0,4-0,5

Коэффициент исполнения маркетинговых прогнозов 0,7 >1 <0,7 0,7-0,79 0,8-0,89 0,9-0,99 >1

Научно-исследовательские работы Опытно-конструкторские и технологические работы Коэффициент полученных патентов 0 1 0-0,24 0,25-0,49 0,5-0,74 0,75-0,99 1

Удельный вес сотрудников, непосредственно участвующих в проведении НИОКиТР 0 0,3 0-0,074 0,075-0,14 0,15-0,22 0,23-0,29 >0,3

Коэффициент квалификации кадров 0,5 1 <0,5 0,5-0,64 0,65-0,79 0,8-0,94 >0,95

Средняя продолжительность разработки одного новшества* - - - - - - -

Подготовка и налаживание производства Освоение производства и выпуск Коэффициент инновационности оборудования 0 0,7 0-0,16 0,17-0,34 0,35-0,52 0,53-0,69 >0,7

Средняя продолжительность внедрения одного новшества* - - - - - - -

Ритмичность инновационных процессов 0 1 0-0,24 0,25-0,49 0,5-0,74 0,75-0,99 1

Коммерциализация, продвижение на рынке и послепродажное обслуживание Удельный вес затрат на инновационную деятельность 0,3 0,8 <0,3 0,3-0,44 0,45-0,59 0,6-0,74 >0,75

Прибыль от инновационной деятельности - - ПСПОП** - - - РСПОП***

Рентабельность инновационной деятельности - - пспоп - - - РСПОП

Рентабельность инновационной продукции - - ПСПОП - - - РСПОП

Рентабельность инвестиций в инновационную деятельность - - пспоп - - - РСПОП

Рентабельность инновационных активов - - пспоп - - - РСПОП

Сроком окупаемости затрат на инновационную деятельность* - - - - - - -

Коэффициент завершенности инновационных проектов 0 1 <0,19 0,2-0,39 0,4-0,59 0,6-0,79 >0,8

Наукоемкость реализуемой инновационной продукции 0,4 0,8 <0,4 0,4-0,49 0,5-0,59 0,6-0,69 >0,7

* Указанные показатели важны для оценки инновационной деятельности, но не участвуют в формировании рейтинга.

** Падение по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

*** Рост по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Таблица 2

Направления анализа и индикаторы этапов инновационного процесса машиностроительного предприятия

Этапы инновационного процесса

Направления анализа Индикаторы этапа

1. Генерация новых идей и маркетинговые исследования

Анализ восприимчивости к информации о новшествах, передовому опыту и к самим новшествам, возможности и готовности регулярно накапливать, изучать и применять на практике полученную информацию Изучение СМИ, научно-практических журналов. Участие в научных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках. Обучение, переподготовка, повышение квалификации сотрудников. Сотрудники, имеющие ученую степень (звание). Сотрудничество с НИИ и пр. Наличие доступа к сети Интернет, СПС

Анализ готовности к внутреннему и внешнему бенчмаркингу, т.е. восприимчивости и сравнительному анализу передового опыта, полученного как другими подразделениями в рамках данного предприятия, так и сторонними предприятиями и конкурентами

Анализ восприимчивости к самим новшествам, новым технологиям, восприимчивость к инновационному процессу и инновационной деятельности, готовность к внедрению, коммерциализации новшеств

Анализ уровня самоактуализации сотрудников предприятия, наличия потребностей к интеллектуальному труду, стремления к образовательному и карьерному росту, активно участвовать в инновационном процессе

2. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Анализ обеспеченности инновационного процесса предприятия необходимым объемом инвестиций Патентная активность (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и пр.). Обучение, переподготовка, повышение квалификации сотрудников. Наличие научно-исследовательского отдела, конструкторского бюро и пр. Наличие квалифицированных инженерных кадров. Наличие лабораторий, экспериментальных цехов и пр. Наличие новейшего оборудования и технологий

Анализ обеспеченности предприятия необходимым «человеческим ресурсом» (носителем и источником знаний и компетенций, участвующих в инновационном процессе), уровня обновления профессиональных кадров компании, уровня компетентности отдельных сотрудников предприятия и подразделений

Анализ технологической и методической оснащенность сотрудников предприятия (наличие методических инструкций по правилам составления инновационных предложений, документации к современному и перспективному оборудованию и технологиям, а также их актуализация)

Анализ технической оснащенности предприятия новым, современным оборудованием и пр.

3. Подготовка, налаживание и освоение производства, выпуск

Анализ наличия развитой системы управления инновационным процессом предприятия Наличие помещений (зданий, цехов и пр.) для производства новой продукции, применения новой технологии. Наличие необходимых машин и оборудования для производства новой продукции, применения новой технологии. Наличие необходимых сырья, материалов и комплектующих для производства новой продукции, применения новой технологии

Анализ качества предоставляемых предприятием продукции, работ, услуг (наличие сертификата качества)

Анализ уровня эффективности передачи знаний во внешнюю среду в виде наличия публикаций, патентов, количества внедрённых инновационных предложений и пр.

4. Коммерциализация, продвижение на рынке и послепродажное обслуживание

Анализ прямого экономического эффекта от внедрения инноваций (сравнение годового бюджета и годового дохода предприятия от инновационной деятельности) Наличие отдела маркетинга. Наличие отдела логистики. Масштабы распространения инноваций (региональный, международный)

Анализ эффекта экономии финансовых средств за счёт внедрения инноваций

Анализ увеличения лояльности внутренних и внешних клиентов

НБЫ1994-5094 ♦-

149 -♦

С помощью обоснованных критериальных значений можно построить некоторую универсальную модель развития инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.

Известно, что в качестве базы для сравнения могут быть использованы средние или пороговые значения показателей по отрасли за предыдущий период, прогнозные значения, значения аналогичных показателей у предприятий-конкурентов. Критерием научной обоснованности этих значений на уровне предприятия следует считать эффективную работу предприятия в течение продолжительного периода времени и определенные достигнутые результаты, позволяющие отнести исследуемое предприятие к эталонному.

По каждому из выделенных показателей мы определили критериальное значение (табл. 1). Для определения нижнего и верхнего порогового значения показателей были использованы материалы Федеральной службы государственной статистики по отрасли и данные других официальных статистических обследований [1].

По нашему мнению, достоинством представленной методики оценки является, несомненно, простота, однако такое достоинство сопряжено с серьезным недостатком - субъективностью экспертной оценки [4], в том числе в выборе коэффициентов, включаемых в рейтинговую модель, и выборе их весовых значений. Исходя из этого, считаем, что анализ инновационной деятельности не должен ограничиваться расчетом и интерпретацией только количественных показателей на каждом из этапов инновационного процесса.

Анализ должен включать также и оценку качественных показателей, характеризующих каждый их этапов инновационного процесса. Нами выделены основные направления анализа и ключевые показатели (индикаторы) этапов инновационного процесса машиностроительного предприятия (табл. 2).

Таким образом, перечисленные ключевые параметры (индикаторы) этапов инновационного процесса машиностроительного предприятия отражают обеспеченность как количественными ресурсами (человеческими, материальными), так и качественными возможностями (способностями, свойствами, компетенциями) для осуществления инновационной деятельности.

Все этапы инновационного процесса предприятия по каждому из направлений анализа оцениваются экспертом по пятибалльной шкале в зависимости от уровня состояния индикаторов (0 баллов -

отсутствует; 1 балл - развит слабо; 2 балла - развит не более чем на 50%; 3 балла - развит более чем на 50%; 4 балла - развит). Считаем, что только по результатам такой комплексной оценки, включающей в себя анализ количественных и качественных показателей, может быть сформирована необходимая информационно-аналитическая база, которая будет положена в основу как разработки и реализации управленческих решений, направленных на совершенствование и интенсификацию инновационной деятельности промышленного предприятия, так и повышения устойчивости развития предприятия в целом.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что предложенная методика анализа инновационной деятельности промышленных предприятий, основанная на расчете специфических аналитических показателей и экспертной оценки ключевых индикаторов каждого из этапов инновационного процесса, позволяет усовершенствовать существующее учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности предприятий нефтегазового машиностроения.

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: стат. сб. / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018.

2. Волошин И.П. Информационные технологии и математические модели в инновационном развитии российской экономики / Волошин И.П., Филиппов В.И., Чернышова Г.Ю., Гаманюк Н.Г.; Техно-Декор. Саратов, 2018.

3. Гильманова Р.И. Оценка инновационной активности России ретроспективный анализ // Вестник БГУКЭиП. 2017. № 1 (62). С. 148-157.

4. Хачатурова А.Э. Методические подходы к оценке инновационной активности предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 97-101.

5. Хачатурова А.Э. Проблемы формирования программ инновационного развития отечественных предприятий // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Барнаул, 2015. С. 3622-3624.

6. Хачатурова А. Э. Содержание и объекты управленческого учета инновационной деятельности промышленного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2017. С. 49-53.

7. Яшин Н.С. Развитие методологии анализа результативности системы менеджмента качества промышленных предприятий / Н.С. Яшин, Л.Ф. Попова, С.В. Бочарова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.