Научная статья на тему 'Методическое сопровождение процесса управления финансами при внедрении инновационных продуктов предприятия'

Методическое сопровождение процесса управления финансами при внедрении инновационных продуктов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева И. Б., Клюева М. А.

В статье рассмотрена возможность методической поддержки процесса управления финансами, используя возможности, методы и инструментарий финансового контроллинга, как по стадиям жизненного цикла продукта, так и по этапам производственного процесса в их взаимосвязи. Предлагаемая методика может послужить основой для составления бизнес-плана конкретного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение процесса управления финансами при внедрении инновационных продуктов предприятия»

Вопросы управления

УДК 336.647

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

И. Б. ГУСЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в машиностроении E-mail: iran_guseva@mail. ru

М. А. КЛЮЕВА,

аспирант кафедры экономики и управления в машиностроении E-mail: marijapdmareva@rambler. ru Арзамасский политехнический институт (филиал)

Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева

В статье рассмотрена возможность методической поддержки процесса управления финансами, используя возможности, методы и инструментарий финансового контроллинга, как по стадиям жизненного цикла продукта, так и по этапам производственного процесса в их взаимосвязи. Предлагаемая методика может послужить основой для составления бизнес-плана конкретного продукта.

Ключевые слова: финансовый контроллинг, управление финансами, жизненный цикл продукта, комплексный анализ.

В настоящее время широко исследуются и разрабатываются методические рекомендации по повышению эффективности управления финансами отдельных продуктов предприятия, его видов деятельности, бизнес-процессов и т. д. Авторская методика позволяет спрогнозировать финансовую сторону жизненного цикла продукта по отдельным его стадиям и по продукту в целом.

Методика управления финансами на примере внедрения конкретного инновационного продукта в системе финансового контроллинга включает восемь этапов:

- разработка миссии и стратегических целей предприятия;

- проведение маркетинговых исследований в соответствующем сегменте рынка, теоретические и экспериментальные исследования (стадия разработки);

- анализ предварительной эффективности опытно-конструкторских работ;

- финансовый анализ на стадии опытного/экспериментального производства продукта (стадия внедрения);

- управление финансами на стадии серийного выпуска продукта (стадия роста);

- разработка окончательного финансового плана изготовления и доведение его до всех исполнителей;

- управление финансами на стадии зрелости и насыщения продукта;

- управление финансами на стадии спада/упадка (утилизации продукта).

Рассмотрим эти этапы подробнее. Разработка миссии и стратегических целей предприятия. Миссия предприятия представляет собой основополагающий элемент, опосредующий причины его существования. Ее разработка является первоочередной задачей управленческого персонала. Ранжирование целей предприятия осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях с использованием соответствующих инструментов контроллинга.

Известно, что цели предприятия направлены на достижение его стратегии. Так как стратегия предприятия определяет в долгосрочном периоде процесс функционирования хозяйствующего субъекта, то и к разработке его целей нужно подходить с должным вниманием, т. е. определять цели предприятия на основе тщательно проведенного анализа компонентов внутренней и внешней среды.

Предполагаемое количество целей может варьироваться в достаточно широком диапазоне, однако это затрудняет дальнейшую их детализацию. Поэтому целесообразнее выделить главные стратегические цели предприятия, в дальнейшем конкретизируя их рядом функциональных целей, соответствующих основным направлениям деятельности. Следует также отметить, что неотъемлемым условием разработки дерева целей являются четкая их очередность (последовательность) и ограничения по срокам их достижения.

Совокупность стратегических, тактических и оперативных целей предприятия представим в виде множеств Н1, Н2, Н3, соответственно. Тогда функция взаимозависимости целей предприятия друг от друга и от уровней управления (высший, средний, низший) примет вид

Н !

/ (Н) = Н 2

Н 3

В свою очередь цели предприятия каждого из уровней Н1, Н2, Н3 необходимо формировать в соответствии с основными бизнес-процессами

-1к к к I-

а-1^а-12 ; •••;А"1п ;

Н1

Н2 - \к Н

где к11, к12,..., к1п - цели предприятия стратегического уровня;

к21, к22,..., к2п- цели предприятия тактического уровня;

к31, к32,к3п - цели предприятия оперативного уровня.

Проведение маркетинговых исследований в соответствующем сегменте рынка, теоретические и экспериментальные исследования (стадия разработки). Данный этап предполагает анализ внешней среды (рынка) с помощью проведения экспериментальных и теоретических исследований. Целью этапа является открытие новшеств, явлений, закономерностей, а также способов совершенствования уже имеющихся продуктов производства.

На данном этапе бюджетного планирования решаются следующие задачи:

- анализ конкурентов;

- анализ предпочтений потребителей; анализ существующих технологий; изучение нормативно-технической литературы; выдвижение гипотез, определяющих дальнейшие направления работы;

- формирование отчетной научно-технической документации;

, к22

- кз,, к.

, к2 1 к3|

определение исполнителей и ответственных лиц;

- составление технического задания.

На начальной стадии этапа необходимо использовать инструменты финансового контроллинга, направленные на поиск способов укрепления позиций соответствующего субъекта хозяйствования на рынке.

Таким образом, для достижения поставленных целей на данном этапе рекомендуется проводить комплексный анализ с различных позиций, определяющих эффективность функционирования и развития предприятия, используя следующие инструменты контроллинга:

- портфельный анализ - применяется при определении наиболее привлекательной отрасли, оценки конкурентного положения;

- анализ потенциала предприятия - позволяет выявить возможности развития предприятия, возможности реализации проекта;

- PEST-анализ - применяется при оценке уровня влияния макрофакторов (политических, экономических, социальных и технологических);

- SWOT-анализ - применяется при выявлении сильных и слабых сторон предприятия для дальнейшего формирования стратегии развития;

- анализ конкурентов - позволяет оценить положение конкурентов и выявить возможные свободные ниши рынка;

- АВС-анализ - направлен на определение наиболее прибыльного продукта в том или ином сегменте рынка;

- анализ затрат аналогов разрабатываемого проекта - позволяет определить максимально допустимый уровень затрат будущего изделия. Выявленные в ходе апробации данного этапа

методики основные направления деятельности финансового контроллинга на предприятии формируются согласно ранее разработанным его миссии, стратегии и целям.

Итогом проведенной работы станет видение потребностей рынка и разработка идеи проекта, которая формируется в процессе технического и рабочего проектирования и оформляется в виде технического задания, лежащего в основе опытно-конструкторских работ.

Анализ предварительной эффективности опытно-конструкторских работ. На этапе опытно-конструкторских работ проводится технико-экономическое обоснование целесообразности создания нового изделия и его схематизация, уточняются характеристики проекта и формируется оптимальный вариант построения конструкции и ее комплектующих.

С точки зрения авторов, данных этап возможно объединить с таким этапом проектирования, как конструкторская подготовка, предполагающая определение и разработку комплектной документации. Выходным элементом данного этапа является формирование эскизного проекта.

На данном этапе перед службой контроллинга ставятся следующие задачи:

- предварительное определение себестоимости и цены продукта;

- отслеживание эффективности использования инвестиционных ресурсов;

- выявление влияния процесса реализации данного продукта на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- оптимизация последовательности работ по проекту и т. п.

Для решения перечисленных задач возможно также комплексное применение следующих инструментов контроллинга:

- инвестиционный анализ - позволяет предварительно оценить инвестиционную привлекательность исследуемого продукта;

- таргет-костинг - применяется для целевого планирования производственных затрат по данному продукту;

- метод дерева решений - позволяет сформировать способы комплектации изделия и выбрать из них наиболее эффективный;

- метод экспертных оценок - применяется для повышения качества принимаемых решений специалистами-экспертами;

- функционально-стоимостной анализ - позволяет снижать себестоимость продукта без ущемления его функций;

- сетевое планирование - позволяет предварительно организовать этапы выполнения работ по проектируемому продукту.

Данный этап предполагает предварительный расчет следующих финансовых показателей проекта:

- объем инвестиционных ресурсов;

- проектная себестоимость и цена изделия;

- чистая приведенная стоимость;

- индекс рентабельности вложений;

- срок окупаемости проекта и др.

Анализ предварительной эффективности на этапе создания эскизного проекта позволяет на ранних стадиях его создания рассчитать проектную себестоимость и цену продукта, убедиться в эффективности использования инвестиционных ресурсов (если такие имеются) и производства в целом.

Финансовый анализ на стадии опытного/экспериментального производства продукта (стадия внедрения). Стадия создания опытного производства является переходной от стадии научных разработок к производству. В рамках данного этапа производится отладка разработанного эскиза проекта и устанавливается степень возможности его производства. Основное назначение - материализация предыдущих стадий. На данном этапе технологи осуществляют постоянный контроль за работой нового изделия, фиксируя все выявленные недостатки в его работе. На основании полученных результатов производится коррекция отдельных комплектующих либо всей технологии изготовления продукта в целом.

Основными задачами отдела финансового контроллинга на данном этапе являются:

- предварительное проектирование жизненного цикла изделия;

- оптимизация соотношения затрат, цены и предполагаемого объема производства;

- сравнение реальных финансовых результатов с запланированными;

- повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов;

- определение прибыльности, рентабельности и т. п.

Для достижения поставленных задач рекомендуется использование следующих методов:

- анализ жизненного цикла - применяется при определении прогнозных показателей существования проекта;

- информационное моделирование - применяется для наглядного процесса производства продукта;

- операционный/CVP-анализ - применяется для оптимизации соотношения издержек по проекту, ценой и планируемым объемом производства;

- GAP-анализ - позволяет выявить причины разниц реальных результатов по проекту от запланированных;

- анализ финансовых коэффициентов - позволяет оценить состояние отдельных характеристик проекта и т. п.

Данный этап включает в себя подэтапы: расчет затрат по элементам затрат и расчет затрат по центрам ответственности.

Оценку вклада каждого центра ответственности эффективнее осуществлять с использованием специальных программных продуктов, предложенных консалтинговыми специалистами в зависимости от масштаба деятельности предприятия, его организационно-технических особенностей и т. д.

В основе оценки вклада каждого отдельного центра ответственности лежит определение затрат (основных и косвенных), а также определение совокупной доли вклада центра ответственности в общий объем производства предприятия.

Согласно предложенному подходу итогом проведенного анализа вклада каждого центра ответственности является формирование общего видения эффективности деятельности предприятия.

Следует отметить, что значения себестоимос-тей каждого из рассмотренных подуровней должны иметь одно и то же значение. Этот момент очень важен при принятии решения о правильности определения уровня себестоимости опытного образца.

В рамках данного этапа необходим расчет ряда следующих коэффициентов:

- удельной трудоемкости продукта;

- удельной материалоемкости продукта;

- использования материальных ресурсов;

- интенсивности использования оборудования;

- прибыльности продукта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рентабельности изделия, продаж и др.;

- безубыточности производства;

- ROMI (Return On Marketing Investments) - возвратности (эффективности) маркетинговых инвестиций и др.

Данные показатели позволяют выявить основные экономические показатели изделия, оценить эффективность его реализации.

На основании данных проведенного анализа специалисты отдела финансового контроллинга способны окончательно оценить и доказать экономичность, эффективность и целесообразность продолжения реализации проекта.

Управление финансами на стадии серийного выпуска продукта (стадия роста). Серийный выпуск предполагает производство и реализацию новой продукции сериями. На данном этапе продолжается отслеживание только отдельных технических характеристик изделия, основной ориентир нацелен на повышение прибыльности продукта и сохранение его устойчивых позиций на рынке.

Задачи финансового контроллинга на данном этапе:

- отслеживание динамики и темпов роста процесса снабжения продукта;

- отслеживание динамики и темпов роста процесса производства продукта;

- отслеживание динамики и темпов роста процесса сбыта продукта;

- отслеживание качества серийного выпуска продукта и др.

Возможно применение следующих методов:

- информационное моделирование;

- кайзен-костинг - позволяет снизить размер затрат до предельно возможного уровня;

- XYZ-анализ - позволяет выявить наиболее выгодных поставщиков, потребителей продукта;

- метод FMEA - позволяет систематизировать выявленные в ходе реализации продукта дефекты, оценить причины их появления, степень влияния на функционирование продукта, репутацию предприятия и разработать рекомендации по их предупреждению и устранению и т. п.

На данном этапе необходим расчет следующих показателей:

- темпы роста выручки, прибыли отдельного продукта и предприятия в целом;

- динамика рентабельности продаж продукта;

- коэффициент вклада продукта на покрытие постоянных затрат;

- динамика оборачиваемости активов и др. Следует учесть, что расчет ряда предлагаемых

коэффициентов и показателей целесообразнее осуществлять в динамике, т. е. отслеживать их вариацию в течение определенного промежутка времени, в некоторых случаях - на протяжении всего периода существования проекта.

Данный этап позволяет проследить процессы производства и реализации серийного выпуска, повысить интерес потребителей к данному продукту, оценить динамику полученных финансовых результатов.

Разработка окончательного финансового плана изготовления и доведение его до всех исполнителей. Данный этап предполагает обобщение всех полученных ранее результатов в виде составления заключительных документов: прогнозов объема реализации; плана прибылей и убытков; отчета о финансовых результатах деятельности; прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия. Показатели, отраженные в них, отличаются максимальной достоверностью данных, полученных на базе единой информационной платформы.

Управление финансами на стадии зрелости и насыщения продукта. Стадия зрелости продукта характеризуется увеличением прибылей предприятия за счет укрепления позиций на рынке (например вследствие модификации товарной линии), повышением конкурентоспособности. Естественным результатом происходящих процессов является выпуск усовершенствованной продукции. В результате предприятие переходит в стадию насыщения, обеспечивающую максимальные притоки денежных средств. В период нахождения на этой стадии стратегические ресурсы предприятия исчерпаны, однако общие показатели деятельности (экономические, финансовые, продаж) остаются на высоком уровне.

Задачи финансового контроллинга на данном этапе:

- контроль за привлечением и расходованием финансовых средств;

- разработка рекомендаций для менеджмента по повышению конкурентоспособности продукции в целях повышения финансового благосостояния предприятия;

- финансовое обоснование производства модифицированного продукта;

- контроль за тенденцией финансовых показателей.

Возможно применение следующих методов:

- метод дерева решений;

- таргет-костинг - позволяет подобрать оптимальный вариант себестоимости, издержек и цены модифицированного продукта;

- анализ чувствительности - позволяет определить степень изменения прибылей за счет ввода в эксплуатацию разработанного продукта;

- сравнительный анализ - позволяет определить изменение финансового состояния предприятия до и после ввода в эксплуатацию модифицированного продукта и т. п.

На данном этапе необходим расчет следующих показателей:

- динамика продаж модифицированного продукта;

- динамика прибылей от реализации модифицированного продукта;

- EVA;

- динамика ликвидности и платежеспособности предприятия.

Задача службы финансового контроллинга -максимально продлить длительность стадий зрелости и насыщения. Основная цель отдела - своевременное обнаружение переломного момента стадии зрелости и предложение модификации продукции с целью перехода к стадии насыщения.

Управление финансами на стадии спада/ упадка (утилизации продукта). Стадия спада является заключительным этапом жизненного цикла продукта. Спад представляет собой резкое снижение спроса на данную продукцию предприятия, вследствие чего происходит существенное сокращение объемов продаж и прибылей.

Задачи финансового контроллинга на данном этапе:

- окончательное определение жизненного цикла изделия;

- рекомендации по уходу с рынка с меньшими финансовыми потерями;

- определение совокупного результата деятельности предприятия;

- поиск финансовых возможностей для возобновления производства (возможно, других продуктов) в будущем.

Возможно применение следующих методов:

- анализ жизненного цикла;

- портфельный анализ;

- анализ потенциала;

- сетевое планирование и т. п.

На данном этапе необходим расчет следующих показателей:

- прибыльность проекта;

- совокупные затраты по проекту;

- эффект от реализации проекта и др. Финансовые контроллеры обеспечивают безболезненный уход продукта с рынка. Основная цель отдела на стадии спада - минимизировать издержки ликвидации и выявить потенциал возобновления деятельности предприятия в будущем.

Краткая характеристика этапов методики управления финансами конкретного продукта представлена в таблице.

Предлагаемая методика управления финансами на примере конкретного продукта по стадиям его жизненного цикла позволит:

сделать соответствующий прогноз жизнедеятельности продукта в целом и по отдельным стадиям с финансовой и временной точек зрения; осуществлять поиск способов укрепления позиций соответствующего субъекта хозяйство-

Характеристика этапов методики управления финансами конкретного продукта

Этап

Краткая характеристика этапа

Задачи службы финансового контроллинга

Инструменты финансового контроллинга

Показатели, рассчитываемые службой финансового контроллинга

Краткая характеристика полученных результатов

Разработка миссии и стратегических целей предприятия

Миссия предприятия представляет собой основополагающий элемент, опосредующий причины его существования. Ее разработка является первоочередной задачей управленческого персонала

Ранжирование целей предприятия на стратегическом уровне, используя соответствующие инструменты контроллинга

Дерево целей (позволяет выделить главные стратегические цели предприятия, в дальнейшем конкретизируя их рядом функциональных целей, соответствующих основным направлениям его деятельности)

Представление целей предприятия в виде множеств Нр Н2, Н3 (стратегических, тактических и оперативных соответственно). Расчет функции взаимозависимости целей предприятия друг от друга и от уровней управления (высший, средний, низший) примет вид

Я !

Формирование миссии предприятия и ранжирование стратегических целей, соответствующих миссии

/ (Я) =

Проведение маркетинговых исследований в соответствующем сегменте рынка. Теоретические и экспериментальные исследования (стадия разработки)

Данный этап предполагает анализ внешней среды (рынка) с помощью проведения экспериментальных и теоретических исследований. Целью этапа является открытие новшеств, явлений, закономерностей, а также способов совершенствования уже имеющихся продуктов производства

Анализ конкурентов. Анализ предпочтений потребителей. Анализ существующих технологий. Изучение нормативно-технической литературы.

Выдвижение гипотез, определяющих дальнейшие направления работы.

Формирование отчетной научно-технической документации. Определение исполнителей и ответственных лиц.

Участие в составлении технического задания и т. п.

Портфельный анализ.

Анализ потенциала предприятия.

PEST-анализ. SWOT-анализ. Анализ конкурентов. АВС-анализ. Анализ затрат аналогов разрабатываемого проекта и т. д.

Расчет соответствующих параметров посредством используемых инструментов финансового контроллинга в рамках данного этапа

Проработка идеи проекта, формируемая в процессе технического и рабочего проектирования. Разработка технического задания, лежащего в основе опытно-конструкторских работ

Продолжение таблицы

Этап

Краткая характеристика этапа

Задачи службы финансового контроллинга

Инструменты финансового контроллинга

Показатели, рассчитываемые службой финансового контроллинга

Краткая характеристика полученных результатов

Анализ предварительной эффективности опытно-конструкторских работ

На этапе опытно-конструкторских работ проводится технико-экономическое обоснование целесообразности создания нового изделия и его схематизация, уточняются характеристики проекта и формируется оптимальный вариант построения конструкции и ее комплектующих

Предварительное определение себестоимости и цены продукта.

Отслеживание эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Выявление влияния процесса реализации данного продукта на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оптимизация процесса последовательности работ по проекту и т. п.

Инвестиционный анализ. Таргет-костинг Метод дерева решений. Метод экспертных оценок. Функционально-стоимостной анализ.

Сетевое планирование и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем инвестиционных ресурсов. Проектная себестоимость и цена изделия.

Чистая приведенная стоимость. Индекс рентабельности вложений. Срок окупаемости проекта и т. д.

Расчет проектной себестоимости и цены продукта на ранних стадиях создания проекта, расчет эффективности использования инвестиционных ресурсов (если такие имеются) и производства в целом

Финансовый анализ на стадии опытного (экспериментального) производства продукта (стадия внедрения)

Стадия создания опытного производства является переходной от стадии научных разработок к производству. В рамках этапа производится отладка разработанного эскиза проекта и устанавливается степень возможности его производства. Основное назначение - материализация предыдущих стадий

Предварительное проектирование жизненного цикла изделия. Оптимизация соотношения затрат, цены и предполагаемого объема производства продукта.

Сравнение реальных финансовых результатов с запланированными.

Повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Определение прибыльности, рентабельности и т. п.

Анализ жизненного цикла. Информационное моделирование.

Операционный/ СУР-анализ. GAP-анализ. Анализ финансовых коэффициентов и т. д.

Удельная трудоемкость продукта. Удельная материалоемкость продукта. Коэффициент использования материальных ресурсов. Коэффициент интенсивности использования оборудования и т. д.

Окончательная оценка экономичности, эффективности и целесообразности продолжения реализации проекта

Управление финансами на стадии серийного выпуска продукта (стадия роста)

Серийный выпуск предполагает производство и реализацию новой продукции сериями. На данном этапе продолжается отслеживание только отдельных технических характеристик изделия, основной ориентир нацелен на повышение прибыльности продукта и сохранение его устойчивых позиций на рынке

Отслеживание динамики и темпов роста процесса снабжения продукта.

Отслеживание динамики и темпов роста процесса производства продукта. Отслеживание динамики и темпов роста процесса сбыта продукта.

Отслеживание качества серийного выпуска продукта и т. п.

Информационное моделирование.

Кайзен-костинг. XYZ-анализ. Метод FMEA и т. д.

Темпы роста выручки, прибыли отдельного продукта и предприятия в целом.

Динамика рентабельности продаж продукта. Коэффициент вклада продукта в покрытие постоянных затрат. Динамика оборачиваемости активов и т. д.

Отслеживание процессов снабжения, производства и реализации серийного выпуска, повышение интереса потребителей к данному продукту, оценка динамики полученных финансовых результатов

Окончание таблицы

Этап Краткая характеристика этапа Задачи службы финансового контроллинга Инструменты финансового контроллинга Показатели, рассчитываемые службой финансового контроллинга Краткая характеристика полученных результатов

Разработка окончательного финансового плана изготовления и доведение его до всех исполнителей Этап предполагает обобщение всех полученных ранее результатов в виде составления заключительных документов: прогнозов объема реализации, плана прибылей и убытков, баланса денежных расходов и поступлений; прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия Обобщение всех полученных ранее результатов в виде составления заключительных документов Метод сравнения. Метод обобщения и т. д. Объем реализации. Денежные средства. Выручка. Налог на прибыль. Доходы/расходы будущих периодов. Чистый операционный результат и т. д. Составление ряда выходных документов: прогнозов объема реализации, плана прибылей и убытков, отчета о финансовых результатах деятельности, прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия

Управление финансами на стадии зрелости и насыщения продукта Стадия зрелости продукта характеризуется увеличением прибылей предприятия за счет укрепления позиций на рынке (например вследствие модификации товарной линии), дальнейшим повышением конкурентоспособности продукта. Естественным результатом происходящих процессов является выпуск усовершенствованной продукции Контроль за привлечением и расходованием финансовых средств. Разработка рекомендаций для менеджмента по повышению конкурентоспособности продукции в целях повышения финансового благосостояния предприятия. Финансовое обоснование производства модифицированного продукта. Контроль за тенденцией финансовых показателей и т. п. Метод дерева решений. Таргет-костинг. Анализ чувствительности. Сравнительный анализ и т. д. Динамика продаж модифицированного продукта. Динамика прибылей от реализации модифицированного продукта. EVA. Динамика ликвидности и платежеспособности предприятия и т. д. Своевременное обнаружение переломного момента стадии зрелости и предложение модификации продукции для перехода к стадии насыщения

Управление финансами на стадии спада/упадка (утилизации продукта) Стадия спада является заключительным этапом жизненного цикла продукта. Спад представляет собой резкое снижение спроса на данную продукцию предприятия, вследствие чего происходит существенное сокращение объемов продаж и прибылей Окончательное определение жизненного цикла изделия. Рекомендации по уходу с рынка с меньшими финансовыми потерями. Определение совокупного результата деятельности предприятия. Поиск финансовых возможностей для возобновления производства (возможно, других продуктов) в будущем и т. п. Анализ жизненного цикла. Портфельный анализ. Анализ потенциала. Сетевое планирование и т. д. Прибыльность проекта. Совокупные затраты по проекту. Эффект от реализации проекта и т. д. Обеспечение безболезненного ухода продукта с рынка, минимизация издержек, ликвидация и выявление потенциала возобновления деятельности предприятия в будущем

вания на рынке еще на стадии маркетинговых исследований;

- использовать соответствующий инструментарий контроллинга на том или ином этапе расчетов;

- рассчитывать в динамике соответствующие финансовые показатели;

- расширить жизненный цикл конкретного продукта на стадии его развития, зрелости;

- управлять финансами конкретного продукта поэтапно, минимизируя риски и затраты по этапам проекта и предприятию в целом;

- разрабатывать рекомендации для менеджмента по повышению конкурентоспособности продукта в целях повышения финансового благосостояния предприятия;

- отобрать наиболее оптимальный проект из портфеля проектов;

- оценить и доказать экономичность, эффективность и целесообразность продолжения

реализации проекта и т. д.

Данная методика может быть использована в качестве дополнительного документа при составлении бизнес-плана конкретного продукта.

Список литературы

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации: пер. с англ. / под науч. ред. А. Г. Сефе-ряна. СПб: Питер, 2007. С. 32-34.

2. БашкатоваЮ. И. Контроллинг: учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ. 2008. С. 71-74.

3. Друкер П., Макьярелло Д. Менеджмент: пер. с англ. М.: Вильямс, 2010. С. 52-54.

4. Концепция контроллинга. Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners: пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 181-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.