Методическое сопровождение проектирования культурных практик в дошкольном
учреждении
Корепанова Марина Васильевна
Государственный социально-педагогичесий университет, г.
Волгоград
Ключевые слова:
культурные практики, проектирование, инновационная деятельность, методическое сопровождение
Аннотация. Целью статьи является обоснование системы работы в дошкольном учреждении по методическому обеспечению реализации задач инновационной деятельности, направленной на проектирование и организацию культурных практик детей и взрослых.
Введение. Анализ практики детских садов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования показывает, что для педагогов пока еще не стало устойчивой потребностью изменение стиля собственной работы, характеризующимся новым уровнем взаимодействия с ребенком, когда взрослый не диктует условия деятельности ребенку, а организует для него различные культурные практики. В тоже время для ребенка важны такие культурные практики, которые оказывали бы помощь дошкольнику в овладении универсальными культурными умениями, выступающими регулятором его отношений с окружающим социумом [3].
В настоящее время наиболее эффективным методом организации культурных практик является проектная деятельность, открывающая новые возможности в воспитании и развитии дошкольников.
Метод проектов культурных практик естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в решении задач проекта у дошкольников наблюдаются изменения: в их познавательном развитии, в стремлении к творческой деятельности, в межличностных отношениях детей, они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Необходимо понять, что реализовывать новые методы в работе с детьми можно только тогда, когда воспитатели знают, владеют этими методами и понимают, какую пользу они могут принести ребенку. Поэтому главным стимулом в использовании современных инновационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, в котором мы реализуем инновационную деятельность, стало понимание педагогами, что посредством организации культурных практик в проектной деятельности можно достичь большего успеха в решении образовательно-воспитательных задач.
В целях оказания своевременной поддержки воспитателей в проектировании и организации ими культурных практик дошкольников нами была разработана программа методического сопровождения. Охарактеризуем её основные направления.
На начальном этапе был создан Научно-методический совет ДОУ по обеспечению и реализации поставленных задач [2]. Членами совета было определено, что в основу организации культурных практик дошкольников должен быть положен годовой тематический план проектной деятельности, соотносящийся с основной образовательной программой. С этой целью была разработана тематика проектов на учебный год, объединенных одной идеей, построенных на интеграции разнообразных видов детской деятельности, что позволяет развивать культурные практики дошкольников во всех образовательных областях.
На следующем этапе педагогический коллектив приступил к разработке самих проектов.
Участники Совета определили, что для работы по созданному тематическому плану наиболее продуктивны краткосрочные и среднесрочные проекты, т.к. они позволяют охватить практически все тематические разделы основной образовательной программы и социально значимые события для детей.
Для соотнесения видов культурных практик с содержанием деятельности детей по образовательным областям нами была разработана модель технологической карты проекта и организации развивающей среды, а так же модель календарного плана воспитателя [1]. Таким образом, мы модифицировали имеющиеся разработки оформления проектов в соответствии со своими условиями их реализации в рамках региональной инновационной площадки.
Основная работа по организации культурных практик дошкольников в проектной деятельности, начинается с выявления знания детей по теме проекта. В процессе беседы с детьми, воспитатели обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, а затем, используя педагогическую ситуацию, стимулирует их интерес к расширению знаний и опыта.
Совместно с детьми воспитатели посвящают в проблему, цели и задачи проекта родителей дошкольников. Все участники проекта (воспитатели, дети и родители) совместно обсуждают примерный план реализации цели и задач проекта, и что станет итоговым событием в его завершении.
Затем воспитатели приступают к разработке проекта (плана). На подготовительном этапе подбирают методическую литературу, изучают и систематизируют ее, используя для подготовки консультаций, бесед и памяток для родителей; подбирают необходимый дидактический, игровой, наглядный, информационный, спортивный и др. материал. Продумывают организацию развивающей предметно- пространственной среды.
В процессе реализации проектов постоянно происходит реорганизации или обновление развивающей предметно- пространственной среды. Материально-технические ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта, мы прописали в содержании центров активности, распределяющих деятельность детей и взрослых с помощью мобильного игрового оборудования.
Важно отметить, что участники проектной деятельности тесно взаимодействуют между собой, а так же различными организациями и специалистами.
Информация о ходе реализации проекта размещается на сайте ДОУ, родительских стендах.
Какие результаты удалось достичь по итогам первого года работы в инновационном режиме?
Разработка содержания культурных практик для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста;
разработка и обоснование комплексного подхода как новой стратегии построения образовательного процесса в ДОУ через проектирование культурных практик в дошкольном детстве;
обоснование роли и позиции участников воспитательного процесса (воспитатели, родители, дети, социальные институты детства и общественные организации), привлечение их к реализации культурных практик детей в рамках проектной деятельности.
Дальнейшими шагами в реализации программы методического сопровождения является разработка методических рекомендаций по проектированию культурных практик в дошкольном детстве на основе комплексного подхода.
Список литературы:
1. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. 2015, № 5. С. 30-37.
2. Корепанова М.В. Управление экспериментальной деятельностью в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. № 3, 2006. С. 10-21
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.