Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУРСАНТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёжникова Раиса Кузьминична, Сухоруков Валентин Николаевич

Рассматриваются сущность и структура исследовательской компетентности будущих офицеров с акцентом на основных принципах ее формирования, обусловленных уровнем проявления исследовательских знаний, умений, развитием личностно-профессиональных качеств, опыта исследовательской деятельности у курсантов в процессе профессиональной подготовки. Показано, что структура исследовательской компетентности будущих офицеров представлена ценностно-мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами. С целью эффективности формирования исследовательской компетентности в условиях военного вуза рассматривают методическое сопровождение, предусматривающее создание условий для совершенствования научно-исследовательской работы в соответствие с современными достижениями науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серёжникова Раиса Кузьминична, Сухоруков Валентин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL SUPPORT FOR RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES AS A FACTOR OF STUDENTS’ RESEARCH COMPETENCE DEVELOPMENT

Discusses the nature and structure of the research competence of future officers, with an emphasis on the basic principles of its formation, due to the level of research knowledge, development of personal and professional qualities, experience, research activities of students in training. It is shown that the structure of research competence of future officers is represented by: value-motivational, cognitive, and activity components. In order to effectively form research competence in the conditions of a military University, methodological support is considered, which provides for the creation of conditions for improving research work in accordance with modern achievements of science and practice.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.02.P.38 УДК 378.147

Р.К. Серёжникова, В.Н. Сухорукое,

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Методическое сопровождение научно-исследовательской работы как фактор формирования исследовательской компетентности курсантов

АНКТ-ПеТЁРБУРГСКШ ВОЕННЫМ ОРДЕНА ЖУКОВА ИНСТИТУТ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Потребность в обосновании сущности методического сопровождения научно-исследовательской работы курсантов продиктована модернизацией профессиональной подготовки будущих офицеров в свете федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

В соответствии с нормативными документами в подготовке курсантов в военных вузах приобретает приоритет научно-исследовательская работа, направленная на

развитие способности и готовности квалифицированных офицеров войск национальной гвардии к выполнению задач любой категории сложности на научной основе. В связи с этим исследовательская компетентность получает все большее значение и трансформируется в качество личности, которое должно формироваться в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.

Реализация образовательных стандартов, в основу которых по-

ложен компетентностный подход, предполагает научно-методологическое обеспечение измеримости качества образования; создание научно обоснованных принципов разработки методов и технологий идентификации, стандартизации, достижения оценки результатов образования. «Компетентностный подход более широко активизирует практическую ориентированность образования, выдвигая на первый план не только теоретическую основу, но и умение решать жизненные и профессиональные проблемы, акцентируя внимание на результатах образования. Сам результат рассматривается не как совокупность усвоенной информации, а как умение осуществлять деятельность в ситуациях жизнедеятельности в зависимости от специфики образовательной организации» [5].

По мнению ученых, основными признаками компетентностного подхода в образовании являются: сочетание личной и деятельност-ной ориентации в образовательном процессе; акцентирование внимания на результатах образования, которыми являются не только сумма усвоенных знаний, умений и навыков, но и способность человека действовать в различных проблемных и социальных ситуациях [14, 15]. Компетентностно ориентированное образование, подчеркивает

© Серёжникова Р.К., Сухоруков В.Н., 2021

ф

i я

/

M

РАИСА КУЗЬМИНИЧНА СЕРЕЖНИКОВА Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской | Федерации. Сфера научных интересов: совершенствование профессионализма педагогической деятельности преподавателя военной образовательной организации высшего образования, субъектное становление личности обучающегося в пространстве его творческой самореализации. Автор 221 опубликованной научной работы. Электронная почта: seryozhnikova@mail.ru

RAISA K. SEREZHNIKOVA

Saint Petersburg, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Continuing Professional Education of the Faculty of Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education of the St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. Research interests: improving the professionalism of the pedagogical activity of the teacher of the military educational organization of higher education, the subject formation of the student's personality in the space of his creative self-realization. Author of 221 published scientific papers. Email address: seryozhnikova@mail.ru

ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ СУХОРУКОВ

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

младший научный сотрудник научно-исследовательского отделения научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, адъюнкт Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. Сфера научных интересов: методическое сопровождение научно-исследовательской работы курсантов в военной образовательной организации высшего образования. Автор 12 опубликованных научных работ. Электронная почта: sukhorukovvalentain@mail.ru

VALENTIN N. SUKHORUKOV Saint Petersburg, Russian Federation

Junior Researcher of the Research Department of the Research and Editorial and Publishing Department, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Continuing Professional Education of the St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. Research interests: methodological support of research work of cadets in the military educational organization of higher education. Author of 12 published scientific papers. Email address: sukhorukovvalentain@mail.ru

Рассматриваются сущность и структура исследовательской компетентности будущих офицеров с акцентом на основных принципах ее формирования, обусловленных уровнем проявления исследовательских знаний, умений, развитием личностно-профессиональных качеств, опыта исследовательской деятельности у курсантов в процессе профессиональной подготовки. Показано, что структура исследовательской компетентности будущих офицеров представлена ценностно-мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами. С целью эффективности формирования исследовательской компетентности в условиях военного вуза рассматривают методическое сопровождение, предусматривающее создание условий для совершенствования научно-исследовательской работы в соответствие с современными достижениями науки и практики.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, компетентностный подход, курсант, методическое сопровождение, научно-исследовательская работа, педагогические условия, профессиональная подготовка.

Discusses the nature and structure of the research competence of future officers, with an emphasis on the basic principles of its formation, due to the level of research knowledge, development of personal and professional qualities, experience, research activities of students in training. It is shown that the structure of research competence of future officers is represented by: value-motivational, cognitive, and activity components. In order to effectively form research competence in the conditions of a military University, methodological support is considered, which provides for the creation of conditions for improving research work in accordance with modern achievements of science and practice.

Key words: research competence, competence-based approach, cadet, methodological support, research work, pedagogical conditions, professional training.

И.И. Драч, направлено на формирование способности или готовности мобилизовать все свои ресурсы (системно организованные знания, умения и навыки, способности и психические качества), которые необходимы для решения различных проблем [4, с. 20-34].

В рамках реализации компетент-ностного подхода на основе федеральных образовательных стандартов повысился интерес исследователей к отдельным аспектам профессиональной подготовки и формирования профессиональной (в частности, исследовательской) компетентности специалистов, о чем свидетельствует анализ научной литературы.

Актуальным аспектам организации научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях посвящены работы А.П. Акатьева, В.В. Балашова, П.В. Гришина, И.Ю. Даниловой, ЕА Дымовой, Е.В. Лобановой, Н.Н. Матушкина, Т.Э. Хансон, ГА. Шабанова и др.

Вопросы роли исследовательской деятельности как компонента профессиональной подготовки будущих специалистов нашли свое отражение в работах Л.А. Голубь, А.А. Лаптева, В.В. Лаптева, В.А. Ми-траховича и др.

В этих публикациях научно-исследовательская работа рассматривается как средство формирования научного мировоззрения, обосновывается ее значимость для специалистов различных направлений подготовки; акцентируется внимание на важности формирования специальных знаний и научно-исследовательских умений и навыков в процессе профессиональной подготовки; раскрываются условия развития интеллектуальных качеств личности, самостоятельности и активности; обосновываются формы и методы организации исследовательской деятельности в высшей школе. Эти и другие публикации современных ученых стали основой для дальнейших научных исследований, в частности в области

профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии и прежде всего - для изучения условий формирования исследовательской компетентности в процессе реализации методического сопровождения.

Остановимся подробнее на анализе сущности понятия «исследовательская компетентность».

В контексте темы настоящей статьи представляет интерес утверждение Дж. Равена, который определяет компетентность как «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в определенной области и включающую узкоспециальные знания, умения, способы мышления, а также ответственность за свои действия» [12, с. 31]. Как считает И.И. Драч, «формирование компетентности как способности к соорганизации субъектом собственных и других ресурсов для достижения определенной цели

предполагает и формирование ресурсов субъекта, которые можно разделить на внутренние (знания, умения и навыки, ценности, мотивы, психологические особенности) и внешние (социальные, материально-технические), обеспечивающие реализацию внутренних ресурсов в различных ситуациях и обстоятельствах жизнедеятельности» [4, с. 113].

Нам импонирует научная позиция Н.В. Осипова, М.А. Винник, Ю.Г. Тарасич, понимающих под исследовательской компетентностью «качество, проявляющееся в потребности личности владеть методологией научного творчества, умении наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы по решению профессионально ориентированных задач, выполнять исследовательскую работу, в умении проводить научные исследования, организовывать эксперимент, обобщать и предвидеть последствия исследо-

вательской деятельности в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности. То есть речь здесь идет не только о соответствующих знаниях и элементарных исследовательских умениях, но и о мотивационном компоненте, о внутренней потребности личности в исследовательской деятельности [10, с. 151].

Благодаря исследовательской деятельности формируются критическое мышление и культура рефлексивного анализа, человек быстрее адаптируется в социальной и профессиональной среде, развивая способность исследовать проблемы, выносить суждения на основе достоверных данных, принимать решения на рациональной основе [6].

В аспекте нашего исследования акцентируем внимание на первостепенном значении исследовательской компетентности будущих офицеров войск национальной гвардии как важного компонента

День науки в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии

Российской Федерации

их профессиональной компетентности в целом. Для обеспечения результативности процесса профессиональной подготовки в военных институтах войск национальной гвардии прилагается максимум усилий: «создаются атмосфера и условия для инновационного развития; курсанты привлекаются к проведению изучения актуальных проблем развития общества и государства и деятельности специалистов по защите отечества и населения» [14, с. 2549].

Мы разделяем точку зрения В.В. Лаптева, который определяет исследовательскую компетентность как одну из ключевых характеристик профессионализма, как неотъемлемый компонент общей и профессиональной культуры будущего специалиста, обладающего научным аппаратом теоретической и практической профессионально-исследовательской деятельности [7, с. 3-10].

На основе анализа результатов изучения рассматриваемой проблемы отечественными учеными, собственных исследований и опыта профессиональной деятельности в военном институте войск национальной гвардии нами предлагается следующая классификация исследовательских знаний, умений и навыков: информационно-аналитические, прогностические, проективные и оценочно-результативные. Не останавливаясь на них более подробно, акцентируем внимание на научной позиции А.А. Лаптева, которая в разрезе нашего исследования является особенно актуальной [8]. Ученый подчеркивает необходимость формирования у будущих специалистов следующих основных характеристик, определяющих исследовательскую компетентность: осознание характера научно-поисковой деятельности как творческой, направленной не только на анализ, обработку информации, но и на ее создание, на поиск нестандартных решений; общенаучная и предметная профессиональная осведомленность; наличие творческого потенциала, способности к

оригинальным решениям; овладение методологией научного поиска, современными исследовательскими технологиями.

Итак, исследовательская компетентность будущих офицеров войск национальной гвардии - это инте-гративное качество личности, сочетающее в себе знания, умения, способности к овладению современными технологиями проектирования и организации научного исследования на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности; сформи-рованность личностно значимых качеств специалиста; способность к определению целей, задач, стратегии профессиональной деятельности; готовность использовать результаты научных исследований для обеспечения эффективности собственной профессиональной деятельности; способность к решению профессиональных задач путем понимания фундаментальных основ военно-профессиональной деятельности.

С учетом приведенного нами определения понятия «исследовательская компетентность» выделим в ее структуре следующие компоненты: ценностно-мотивацион-ный, когнитивный, деятельностный.

Ценностно-мотивационный компонент включает мотивы и потребности организации собственной исследовательской деятельности; способность к самоорганизации учебной и внеучебной деятельности; ориентацию на личностный подход и позитивное отношение к исследовательской деятельности; адекватную оценку собственных знаний; нетерпимость к нелегитимным оценкам и настойчивость в решении поставленных исследовательских задач.

Когнитивный компонент предполагает знание профессиональной терминологии; норм научной этики; современных методов и инструментальных средств исследований и прогнозов возникновения рисков и их возможных причин в ходе военно-боевой деятельности.

Для деятельностного компонента характерен комплекс исследовательских умений и навыков. Основными среди них являются владение навыками оценки и контроля уровня безопасности и защиты объектов; методами решения задач оптимизации конструкторских решений; системой управления базами данных; навыками публичной речи и современными системами мультимедиа для представления информации; умениями акцентированно формулировать мысли в устной и письменной форме; соблюдение норм научной этики, принципов и методики проектирования.

Анализ литературы и нормативно-правовых документов по теме исследования позволил выявить ряд существенных недостатков в процессе профессионального становления и формирования готовности будущих офицеров к выполнению научно-исследовательской работы. Так, содержание и структура учебных планов подготовки будущих офицеров, информационное наполнение учебных предметов, позволяющие сформировать исследовательские умения, изучаются только на выпускном курсе. Отсутствует четкая система поэтапного включения будущих офицеров в исследовательскую деятельность как в условиях аудиторной, так и внеаудиторной работы военного вуза.

Организация научно-исследовательской работы рассматривается как совокупность целенаправленных процессуальных действий субъектов (преподавателей, курсантов и др.) в условиях аудиторной и внеаудиторной работы с использованием технологий, обеспечивающих реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия с целью формирования у будущего специалиста необходимых компетенций [15].

Научные исследования - это работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью получения новых знаний и определения возможности создания новой техники

Адъюнкты и курсанты - члены военно-научного общества Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института национальной гвардии Российской Федерации

и технологии в определенные сроки. Исследования делятся на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение знаний для решения конкретных практических задач) исследования.

Изучение проблемы формирования исследовательской компетентности при выполнении научно-исследовательской работы в процессе профессиональной подготовки обусловило необходимость педагогического обоснования методического сопровождения этого процесса.

В работах М.Р. Битяновой, ВА. Ми-траховича, М.С. Полянского обращается внимание на то, что «методическое сопровождение должно быть реализовано в специальных психолого-педагогических условиях, которые будут способствовать успешному развитию профессиональных компетенций педагога» [1, 9, 11].

Вопросы методов методического сопровождения рассматривались в работах О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, П.И. Третьякова. При всем разнообразии точек зрения в качестве основных методов авторы называют помощь и поддержку обучающегося со стороны педагога в организации образовательного

процесса [2] в интересах его оптимизации. В то же время зачастую остаются вне поля зрения исследователей задачи сопровождения обучаемого на всех этапах изучения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности.

По нашему мнению, под методическим сопровождением профессиональной подготовки курсантов в военном вузе следует понимать систематизированное многоуровневое взаимодействие совокупности принципов, форм и способов организации образовательного процесса по специальности, первым и основным направлением которого будет формирование условий для успешного освоения курсантами основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

Вторым направлением методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение ее в соответствие с достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педаго-

гических коллективов в деле повышения качества образовательного процесса и, как следствие, профессионально-личностный рост обучающихся [13].

Анализ научных источников позволил определить и охарактеризовать три группы педагогических условий:

1) организационные условия: эва-люация образовательного пространства; обеспечение академической добродетели; создание информационного обеспечения научных исследований курсантов; обеспечение участия курсантов в конференциях, симпозиумах, выставках, конкурсах; обязательность публикации результатов исследований;

2) психолого-педагогические условия: активизация учебной деятельности; повышение внимания преподавательского коллектива к научно-исследовательской работе курсантов; обеспечение взаимосвязи дисциплин с содержанием профессиональной деятельности будущих офицеров в процессе приобретения знаний, умений и способностей решения исследовательских задач; привлечение будущих офицеров к научной работе в рамках исследовательской деятельности выпускающих кафедр;

3) методические условия: ориентация технологий профессиональной подготовки на создание благоприятных условий для самосовершенствования обучающихся; обеспечение единства теоретической и практической подготовки; внедрение в образовательный процесс факультативных курсов; научных кружков, учета результатов пролонгированной диагностики уровней сформированности исследовательской компетентности.

Анализ результатов проведенного нами эмпирического исследования показал, что курсанты, как правило, сталкиваются с трудностями при выполнении исследовательских задач из-за недостаточного уровня знаний методологии научных исследований, их видов и функций. Поэтому приобретает

особую актуальность привлечение курсантов к научно-исследовательской работе с первых курсов. Более раннее включение в исследования позволит обучающимся ознакомиться с методами научных исследований в различных направлениях теории и практики; будет способствовать углубленному изучению младшекурсниками методологии научных исследований, развитию у них навыков исследовательской работы, умений работать с научными источниками. Должно обеспечиваться стимулирование курсантов к формированию у них устойчивого интереса и стремления к постоянному саморазвитию, эта задача должна решаться систематически и целеустремленно как

во всех видах учебных занятий, так и в повседневной деятельности обучающихся.

Таким образом, в рамках реализации компетентностного подхода в контексте федеральных государственных стандартов высшего образования существенно повысилось значение приобщения обучающихся к научной работе, формирование у них исследовательской компетентности. В свою очередь, это требует разработки и реализации эффективного методического сопровождения всего процесса приобщения обучающихся к научной работе с первого курса по выпускной. Только такой подход позволит сформировать исследовательскую компетентность

будущих офицеров войск национальной гвардии на современном уровне.

Процесс формирования исследовательской компетентности будущих офицеров должен базироваться на осознании ими характера научно-поисковой деятельности как творческой, направленной не только на анализ, обработку информации, но и на ее создание, на поиск нестандартных решений. Он должен опираться на общенаучную и предметную профессиональную осведомленность курсантов, наличие у них творческого потенциала, способности к оригинальным решениям, овладение методологией научного поиска, современными исследовательскими технологиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М.Р. Практическая психология в школе. М.: Совершенство, 1997. 296 с.

2. Газман О.С, Вепсе P.M., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 103 с.

3. Голубь Л.А. Через исследовательскую деятельность - к качеству образовательного результата // Традиции и инновации в образовании. Ижевск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики. 2006. С. 9-13.

4. Драч И.И. Управление формированием профессиональной компетентности магистров педагогики высшей школы и теоретико-методические основы: монография. Киев: Дорадо-Друк, 2013. 456 с.

5. Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности: Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада (сентябрь 2017). URL: https://vbudushee.ru/files/4countrycases (дата обращения: 10.12.2020).

6. Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика. 1989. № 2. С. 69-71.

7. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования // Модернизация общего образования на рубеже веков : сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 3-10.

8. Лаптев А.А. Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг // Креативная экономика. 2014. Т. 8, № 3. С. 88-97.

9. Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю. О методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов в военно-учебном заведении // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы V межвузовской науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Костырева, И.И., Соколовой, Н.В. Ершова. СПб.: ВАС, 2018. 682 с.

10. Осипова Н.В., Винник М.А., Тарасич Ю.Г Модель формирования исследовательской компетентности у будущих инженеров-программистов // Information Technologies in Education. 2014. № 20. С. 150-159.

11. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

13. Серёжникова Р.К., Смачная О.Ю. Актуализация творческого потенциала личности как результат субъектной активности студента - будущего педагога // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 193-203.

14. Серёжникова Р.К., Маргарьян А.Ю. О методической готовности будущих офицеров к организации самообразования военнослужащих // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2549-2558.

15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

REFERENCES

1. Bityanova M.R. (1997) Prakticheskaya psixologiya vshkole [Practical psychology at school]. Moscow: Perfection. 296 p. (In Russian).

2. Gazman O.S, Vepse P.M., Kry*lova N.B. (1995) Novy'e cennosti obrazovaniya: soderzhanie gumanisticheskogo obrazovaniya [New values of education: the content of humanistic education]. Moscow. 103 p. (In Russian).

3. Golub* L.A. (2006) Cherez issledovatel*skuyu deyatel*nost* - k kachestvu obrazovatel*nogo rezul*tata [Through research activity-to the quality of the educational result]. In Traditions and innovations in education. Izhevsk: Institute of advanced training and retraining of educational workers of the Udmurt Republic. Pp. 9-13. (In Russian).

4. Drach I.I. (2013) Upravlenie formirovaniem professional'noj kompetentnosti magistrov pedagogiki vy'sshej shkoly' i teoretiko-metodicheskie osnovy' [Management of formation of professional competence of masters of pedagogy of higher school and theoretical and methodological foundations: monograph]. Kiev: Dorado-Druk. 456 p. (In Russian).

5. Klyuchevy*e kompetencii i novaya gramotnost*: ot deklaracij k real*nosti: Analiticheskij obzor v ramkax proekta podgotovki mezhdunarodnogo doklada (2017) [Key competencies and new literacy: from declarations to reality: an Analytical review within the framework of the international report preparation project]. URL: https://vbudushee.ru/files/4countrycases (date of request: 10.12.2020). (In Russian).

6. Kraevskij V.V. (1989) Metodologicheskaya refleksiya [Methodological reflection]. Soviet pedagogy. No. 2. Pp. 69-71. (In Russian).

7. Laptev V.V. (2001) Nauchny*j podxod k postroeniyu programm issledovaniya kachestva obrazovaniya [Scientific approach to the construction of programs for the study of the quality of education]. Modernization of General education at the turn of the century: collection of scientific works. St. Petersburg: Publishing house of the A.I. Herzen state pedagogical University. Pp. 3-10. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Laptev A.A. (2014) Konkurentoustojchivost* voennogo vuza na rossijskom ry*nke obrazovatel'ny'x uslug [Konkuren-toustoychivost military University in the Russian market of educational services]. Creative economy. Vol. 8, no. 3. Pp. 8897. (In Russian).

9. Mitraxovich V.A., Berdyugin S.Yu. (2018) O metodicheskom soprovozhdenii professional'noj podgotovki kursantov v voenno-uchebnom zavedenii [On methodological support of professional training of cadets in a military educational institution]. Development of military pedagogy in the XXI century. St. Petersburg: VAS. 682 p. (In Russian).

10. Osipova N.V., Vinnik M.A., Tarasich Yu.G. (2014) Model* formirovaniya issledovatel'smkoj kompetentnosti u budushhix inzhenerov-programmistov [Model of formation of research competence in future software engineers]. Information Technologies in Education. No. 20. Pp. 150-159. (In Russian).

11. Polyanskij M.S. (2001) Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak komponent obshhej programmy* modernizacii obrazovaniya v Rossii [Psychological and pedagogical support as a component of the General program of modernization of education in Russia]. In Modernization of General education at the turn of the century. (In Russian).

12. Raven Dzh. (2002) Kompetentnost' vsovremennom obshhestve: vy'yavlenie, razvitie i realizaciya [Competence in modern society: identification, development and implementation]. Moscow: Kogito-Center. 396 p. (In Russian).

13. Seryozhnikova R.K., Smachnaya O.Yu. (2015) Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala lichnosti kak rezul'tat sub**ektnoj aktivnosti studenta-budushhego pedagoga [Actualization of the creative potential of the individual as a result of the subjective activity of the student-future teacher]. Professional education in the modern world. No. 1 (16). Pp. 193-203. (In Russian).

14. Seryozhnikova R.K., Margar*yan A.Yu. (2019) O metodicheskoj gotovnosti budushhix oficerov k organizacii samoobrazovaniya voennosluzhashhix [On the methodological readiness of future officers to organize self-education of military personnel]. Professional education in the modern world. Vol. 9, no. 1. Pp. 2549-2558. (In Russian).

15. Xutorskoj A.V. (2003) Klyuchevy*e kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy* obrazovaniya [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education]. Public education. No. 2. Pp. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.