методическое обеспечение процесса формирования регионального банка, отвечающего требованиям экономики
региона
н.и. пащенко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономического анализа
ю.в. исянбаева,
Уфимский государственный авиационный технический университет
Эффективно функционирующая банковская система региона является одним из ключевых факторов развития региональной экономики. Это признается сегодня большинством ученых, практикующих экономистов и финансистов. Посредством реализации основных функций банков на региональном уровне банковская система обеспечивает устойчивый рост региональной экономики, включая стимулирование развития производственной базы, строительного и агропромышленного комплекса, региональной инфраструктуры, поддержку социальной сферы в интересах населения.
Вместе с тем нерешенной и актуальной в настоящее время проблемой является определение того, какой должна быть банковская система и отдельные банки конкретного региона. Учитывая комплексный характер взаимодействия банковского и реального секторов экономики, представляется значимой задача разработки модели оптимального регионального банка, не ограничиваясь требованием минимального размера собственных средств банка, а с учетом реальных потребностей региональной экономики, требований пруденциальных органов надзора и интересов собственников кредитных организаций.
В связи с этим встает вопрос выбора способа создания такого регионального банка. Необходимо отметить, что зачастую текущие акционеры не обладают возможностями для повышения капитализации своих кредитных организаций и не желают наращивать капитал с помощью сторонних инвесторов, так как это приводит к ослаблению контроля над бизнесом. Продажа банка и выход на уровень филиалов более крупных кредитных учреждений
приводит к выводу ресурсов из региона и снижению заинтересованности в развитии региональной экономики. Это требует изучения возможности и эффективности создания оптимального регионального банка посредством слияний и поглощений нескольких малых и средних банков региона.
Вопрос количественного описания модели кредитной организации, соответствующей потребностям конкретного региона остается нерешенным. В методическом плане требуется разработка подходов к выбору потенциального банка-партнера для слияния из большого числа кредитных организаций. Существуют проблемы методического характера и при оценке результатов слияний и поглощений региональных кредитных организаций.
Современная российская банковская система характеризуется концентрацией в регионах преимущественно малых и средних кредитных организаций, что наглядно иллюстрирует распределение банков по величине зарегистрированного уставного капитала (табл. 1) [1].
Из 1 189 кредитных организаций, действующих в России на начало 2007 года, 596 банков или 50,1 % от общего количества зарегистрированы в регионах. При этом, среди банков с уставным капиталом менее 3 млн руб. 76,7 % — региональные, тогда как с капиталом свыше 300 млн руб. в регионах представлены только 28,2 % российских банков.
Региональные банки в настоящее время обладают значительно меньшим потенциалом, чем столичные, в числе которых кредитные организации федерального масштаба, имеющие разветвленную филиальную сеть и представленные в большинстве регионов России. Такие банки обладают мощной
Таблица 1
Распределение кредитных организаций Российской Федерации по величине зарегистрированного уставного капитала на начало 2007 г.
Показатель до 3 млн руб. от 3 до 10 млн руб. от 10 до 30 млн руб. от 30 до 60 млн руб. от 60 до 150 млн руб. от 150 до 300 млн руб. от 300 млн руб. и выше Всего
Банки, зарегистрированные в г. Москва (доля, %) 23,3 25,3 33,9 41,2 42,9 65,0 71,8 49,9
Региональные банки (доля, %) 76,7 74,7 66,1 58,8 57,1 35,0 28,2 50,1
капитальной базой, что позволяет им осуществлять крупномасштабные вложения в экономику. А особенностями региональных банков, как правило, являются низкая капитализация и отсутствие или ограниченность источников ее повышения, значительная дифференциация в развитии регионов и территориальном распределении банков, конкуренция с филиалами инорегиональных банковских структур.
Анализ участия региональных банков и филиалов инорегиональных банков в экономике региона, на примере Республики Башкортостан (далее — РБ), показал, что на начало 2007 г. основная роль в обеспечении потребностей нефинансового сектора в банковских услугах принадлежит филиалам инорегиональных банков, на которые приходится порядка 90 % рынка по большинству показателей деятельности кредитных организаций в республике (табл. 2) [2].
В связи с этим возникает вопрос о целесообразности и необходимости присутствия в банковском секторе России малых и средних региональных банков.
Зарубежный опыт и российская практика функционирования региональных банковских систем свидетельствуют об актуальности и практической потребности в деятельности в регионах местных региональных банков. В банковских системах развитых стран наряду с банками-гигантами, в
том числе транснациональными, присутствуют и эффективно функционируют региональные банки, обслуживающие малый, средний бизнес и население, предлагающие банковские продукты, которые для крупных коммерческих банков не столь интересны, это: банки штатов в США, земельные банки в Германии, региональные (префектуральные) банки в Японии [3].
Как правило, местные банки в большей степени обладают гибкими схемами работы с клиентами, так как более глубоко знают деловую репутацию хозяйствующих субъектов, региональные особенности, имеют наработанные связи с администрациями. Кроме того, местные банки ориентированы именно на экономику региона, поскольку развитие региональных кредитных организаций зависит от той экономической среды, в которой они функционируют.
Так, на начало 2007 г. всеми субъектами банковской системы РБ было привлечено 133,1 млрд руб. средств населения, индивидуальных предпринимателей и нефинансовых предприятий и организаций. А прокредитован тот же клиентский сегмент республики на сумму 89,3 млрд руб. Таким образом, хозяйствующие субъекты РБ недополучили 43,8 млрд руб., которые были выведены за пределы республики. При этом, если местные банки выводят за пределы региона 13,4 % привлеченных в республике средств, то филиалы инорегиональных банков —
Таблица 2
Участие местных банков и филиалов инорегиональных банков в экономике Республики Башкортостан на начало 2007 г.
Итого по банковской сис- Участие банков, зарегис- Участие филиалов
Показатель теме Республики Башкортостан, млн руб. трированных в Республике Башкортостан, % инорегиональных банков, %
Активы (пассивы) сальдированные 161 384 13,5 86,5
Депозиты и прочие привлеченные 54 217 18,2 81,8
средства физических лиц
Средства предприятий и органи- 37 717 9,2 90,8
заций на счетах
Депозиты юридических лиц 36 593 3,8 96,2
Кредиты, депозиты и прочие раз- 90 068 16,2 83,8
мещенные средства, всего
Таблица 3
Соотношение привлеченных и размещенных средств кредитными организациями в Республике Башкортостан на начало 2007 г.
Показатель итого по Республике Башкортостан местные банки Республики Башкортостан Филиалы инорегио-нальных банков
Итого привлеченные средства, млн руб. 133 148 16 026 117 122
Итого размещенные средства, млн руб. 89 326 13 886 75 440
Соотношение размещенных и привлеченных в РБ средств, % 67,1 86,6 64,4
35,6 %, что в абсолютном выражении составляет 2,1 и 41,7 млрд руб. соответственно (табл. 3) [2].
Проведенные исследования показали, что повышение эффективности экономики регионов невозможно без решения задачи развития региональных банков. По нашему мнению, в каждом регионе должен присутствовать региональный банк (опорный банк региона) с достаточной капитальной базой, способный обеспечивать реализацию приоритетных направлений развития региона. При этом первоочередным вопросом при разработке стратегии развития оптимального регионального банка и региональной банковской системы в целом становится определение банка, который нужен каждому конкретному региону для обеспечения воспроизводственного процесса в регионе, структуры и объема осуществляемых им операций.
Вопросы построения региональной банковской системы, соответствующей потребностям экономики региона, подробно рассматриваются в работах многих авторов [4,5,6].
В целом соглашаясь с существующими подходами, нами была поставлена задача разработки методических подходов к формированию отдельного коммерческого банка в увязке с потребностями экономики региона.
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка устанавливается в сумме, эквивалентной 5 млн евро [7]. Однако при оценке структурных значений оптимального регионального банка нецелесообразно ограничиваться лишь требованием минимального размера уставного капитала. Понятие оптимальности более многогранно и должно учитывать критерий оптимальности для различных групп заинтересованных лиц. Исходя из этого, под оптимальным региональным банком следует понимать банк, зарегистрированный на территории региона и способный обеспечивать потребности экономики региона в банковских продуктах и услугах в достаточном объеме, соответствовать требованиям надзорных органов, а также требованиям акционеров по уровню отдачи на вложенный капитал.
Под потребностями экономики подразумевается, что оптимальный региональный банк должен в полной мере (занимать определенную целевую долю) удовлетворять потребность экономики региона в кредитовании; производить все виды расчетов: обслуживание расчетных и лицевых счетов, банковских карт; сберегать денежные средства населения.
Поскольку экономические интересы и хозяйственные связи хозяйствующих субъектов региона зачастую выходят за пределы административной территории, то сфера деятельности регионального банка должна покрывать регионы тесного экономического сотрудничества, что выражается в наличии у такого банка филиальной сети в соседних регионах или налаженных партнерских отношений.
Развитие региона является многомерным и многоаспектным процессом, который необходимо рассматривать с точки зрения совокупности различных как экономических, так и социальных факторов. Социальная целесообразность функционирования кредитной организации подразумевает сопряженность эффективного функционирования банка с обеспечением повышения уровня качества жизни населения. Банковская система может оказывать влияние на такие аспекты социального развития региона, как уровень потребления отдельных материальных благ (через механизм целевого кредитования: ипотечные программы, кредитование на приобретение автотранспортных средств; привлекательные условия сбережения и накопления средств населения для приобретения необходимых товаров); уровень образования (кредиты на образование); повышение уровня занятости населения (через влияние на расширение существующего бизнеса и привлечение новых видов бизнеса, развитие малого бизнеса, развитие сферы услуг); увеличение степени экономической свободы людей.
Поскольку оптимальный региональный банк должен быть основой банковской системы региона, то абсолютно логичным требованием является
высокая степень его финансовой устойчивости. Критерием устойчивости деятельности кредитной организации является выполнение требований пруденциального надзора, что характеризует отсутствие в его деятельности негативных тенденций, обострение которых может вызвать неплатежеспособность банка и банкротство.
В качестве основных критериев, которым должен соответствовать банк выступают достаточность собственных средств (капитала) банка; ликвидность банка, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков [8].
Так как данный региональный банк должен предоставлять полный спектр банковских услуг, в том числе и сбережения денежных средств населения, то обязательным условием является его участие в системе страхования вкладов.
Любое вложение средств в бизнес должно приносить его владельцу определенную сумму прибыли. Кроме того, достаточный объем прибыли, получаемой банком, необходим для того, чтобы банк был устойчивым. Получение прибыли является одной из основных целей функционирования коммерческих банков, поскольку решение большинства важнейших задач, таких как наращивание величины собственного капитала, пополнение фондов, финансирование капитальных вложений и поддержание других жизненно важных для деятельности и развития банка условий, требует постоянного притока денежных средств, одним из основных источников которых является прибыль. Поэтому требования акционеров предполагают получение прибыли и обеспечение определенного уровня рентабельности вложенного капитала. Логично предположить, что рентабельность акционерного капитала должна быть выше соответствующего показателя по альтернативным вложениям.
Способность банка отвечать перечисленным требованиям зависит в первую очередь от размера капитала кредитной организации и эффективности его использования. Исходя из этого, предлагается следующая модель оптимального регионального банка:
ОПТр5 = Т(К,Як), (1)
где ОПТрЬ — функция оптимального регионального банка; К— капитал банка, Кк — рентабельность капитала.
При этом задача нахождения параметров оптимального регионального банка сводится к нахождению такого размера капитала банка (точки оптимальности), при котором достигается максимизация трех целевых функций:
Лкр — > max; где П = FI (К) /;|:1| ;->тнх;где Т^Г 12 (К) (2)
Т - > max; где Т = F1 (К, R )
акц ' ^ акц v ' к7
где 77кр — потребность экономики региона в кредитовании; Тнадз — требование надзорных органов; Гащ — требования акционеров.
Формула (3) описывает решение системы, т. е. минимальный размер капитала, необходимый для функционирования оптимального регионального банка (min К):
minK= max {gxHl хА х (1 /Н6 );
lJ норм раб' рз v ' норм7'
5 млн евро}, (3)
где д — целевая доля рынка; //1 |ю|п| — нормативное значение норматива HI (10 %); //6||n|iv| — нормативное значение норматива Н6 (25 %); Араб — работающие активы банковской системы региона, под которыми понимается потребность экономики региона в кредитовании, в том числе оценка потребности в кредитных ресурсах предприятий нефинансового сектора экономики и населения; А"|г; — величина заявленного единичного кредита, т. е. максимальная потребность в кредитных ресурсах одного заемщика.
При этом эффективность использования капитала должна удовлетворять следующему условию: Як>тт{Я1ш}, (4)
где RK — рентабельность капитала; — рентабельность по /-му альтернативному вложению, где / от 1 до п.
Обобщая сказанное, функция оптимального регионального банка может быть преобразована и представлена следующим образом:
ОПТ =F(К , А R , д). (5)
рб v рз' раб' 1ал' 17 v 7
Предлагаемый подход позволяет учитывать не только нормативно установленные требования к минимальному размеру капитала банка, но и реальные потребности региональной экономики, прочие требования пруденциальных органов надзора и интересы собственников кредитных организаций.
Оптимальный региональный банк может быть создан одним из следующих способов:
- путем постепенного внутреннего развития, т. е. роста капитализации за счет действующих акционеров или привлечения новых как частных инвесторов, так и местных властей;
- путем интеграции с другими кредитными организациями, т. е. проведения сделок слияния и поглощения.
В условиях ограниченных возможностей действующих акционеров и наличия законодательных ограничений по привлечению бюджетных средств для участия в капитале банков слияния и поглоще-
Таблица 4
Классификация кредитных организаций
Классификационный признак Значение признака
1. Целевой клиентский сегмент 1.1. Кредитные организации 1.2. Крупные юридические лица
1.3. Средние и малые юридические лица 1.4. Физические лица и индивидуальные предприниматели
2. Технологии обслуживания 2.1. Технологии массового обслуживания 2.2. Частное (VIP) обслуживание
3. Продукты и услуги 3.1. Кредиты 3.2. Вложения в ценные бумаги 3.3. Прямые инвестиции
3.4. Управление активами 3.5. Обслуживание счетов 3.6. Депозиты
3.7. Брокерские, андеррайтинговые услуги 3.8. Консультационные услуги
ния кредитных организаций становятся наиболее реальным доступным способом формирования оптимального регионального банка.
При этом с экономической точки зрения под слияниями и поглощениями понимается стратегия выхода кредитной организации на региональный рынок банковских услуг или стратегия укрепления занимаемых позиций на региональном рынке, которая реализуется посредством вхождения в капитал региональной кредитной организации с правом контроля либо путем юридической реорганизации в форме слияния или присоединения в целях достижения определенного экономического эффекта. Наряду с термином «слияния и поглощения» может использоваться термин «интеграция».
Если акционерами и руководством банка принимается решение о реализации стратегии регионального развития через слияния и поглощения, то решающим фактором успешной интеграции становится правильный выбор партнера. Существующие разработки в этой области предлагают варианты выбора банков-партнеров для интеграции из короткого списка кандидатов (от 2 до 6 банков) [9,10]. При этом не решается задача первичного отбора, который требует обработки большого объема статистической информации. Как правило, на этом этапе прибегают к услугам внешних консультантов, они обладают опытом и методическими разработками в этой области. Но, учитывая высокую стоимость консалтинговых услуг, разработка доступной и эффективной методики первичного отбора банка для интеграции является актуальной проблемой для участников рынка слияний и поглощений.
Предлагается методика первичного отбора претендентов (банка-цели) из большого числа кредитных организаций, расположенных в целевом регионе, в целях дальнейшей интеграции банковского бизнеса.
Первоначально, исходя из основных стратегических целей инициатора интеграции (например, диверсификация деятельности, рост масштабов бизнеса и т. д.), определим какой банк необхо-
дим для их достижения. Кредитных организаций достаточно много, поэтому существует проблема описания банка-цели, соответствующего стратегическим целям слияний и поглощений. В результате возникает необходимость выделения групп банков, которые характеризуются одними и теми же признаками, т. е. проведения сегментирования.
В связи с тем, что каждая кредитная организация характеризуется сразу несколькими показателями, каждый из которых имеет множество различных значений, то комплексный целевой сегмент может быть сформирован путем комбинации значений каждого признака. Для этого были выделены такие классификационные признаки банков, как целевой клиентский сегмент, технологии обслуживания, предоставляемые продукты и услуги (табл. 4).
Различные комбинации данных классификационных признаков, на основе применения морфологического метода анализа и синтеза систем, позволяют получить профиль целевого сегмента и выделить следующие типы кредитных организаций, соответствующие современной российской банковской практике (табл. 5):
- корпоративные банки — банки, ориентированные на работу с крупным бизнесом; технологии VIP обслуживания; основные клиенты — крупные юридические лица, количество клиентов небольшое, в структуре активов преобладают кредиты юридическим лицам, в пассиве — счета и депозиты юридических лиц;
- розничные банки — банки, ориентированные на работу с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, средними и малыми юридическими лицами; имеют отработанные технологии массового обслуживания; характерно наличие большого количества счетов;
- инвестиционные банки — банки, активно работающие на рынке ценных бумаг, оказывающие клиентам брокерские, андеррайтинговые услуги, в структуре активов таких банков преобладают вложения в ценные бумаги;
Таблица 5
Выделение типов кредитных организаций
Классификационный признак Корпоративный банк Розничный банк инвестиционный банк Частный банк Универсальный банк
Клиенты Крупные юридические лица Средние и малые юридические лица, главный ориентир — физические лица Юридические лица Физические лица Диверсифицированная клиентская база
Технологии обслуживания Технологии VIP обслуживания Технологии массового обслуживания Технологии массового обслуживания Частное (VIP) обслуживание Технологии массового обслуживания Частное (VIP) обслуживание
Услуги Кредиты юридическим лицам Кредиты физическим лицам и предпринимателям малого бизнеса Прямые инвестиции, Брокерские, ан-деррайтинговые услуги Полный спектр банковских услуг и продуктов Полный спектр банковских услуг и продуктов
- частные банки — банки, оказывающие полный спектр банковских услуг состоятельным клиентам, число клиентов небольшое, при этом к каждому клиенту применяется индивидуальный подход;
- универсальные банки — банки с диверсифицированной клиентской базой, предлагающие клиентам практически полный спектр банковских услуг и продуктов.
Тип банка — потенциального партнера для интеграции должен соответствовать стратегии интеграции. Схема выбора типа банка-цели на основе метода попарного сравнения на примере нескольких интеграционных стратегий представлена в табл. 6.
В случае интеграции двух банков, предоставляющих одинаковые услуги, происходит рост
масштабов бизнеса. Это могут быть сделки типа: розничный и розничный банки, инвестиционный и инвестиционный банки, универсальный и универсальный банки и т. д.
Стратегия диверсификации может быть реализована в случае интеграции банков разных типов, например, корпоративного банка с розничным или инвестиционным, поскольку данные банки предоставляют разные виды услуг и используют разные технологические базы.
При интеграции универсального банка с любым типом банка будет достигаться две стратегические цели: рост масштабов бизнеса и диверсификация. Универсальный банк предоставляет клиентам полный спектр банковских услуг, поэтому любой другой банк при интеграции с универсальным, с одной стороны, увеличит свою долю на рынке,
Таблица 6
Выбор типа банка-партнера в зависимости от стратегии банка-инициатора
Банк—инициатор Корпоративный банк Розничный банк инвестиционный банк Частный банк Универсальный банк
Корпоративный банк Рост масштабов бизнеса Диверсификация Диверсификация Диверсификация, рост масштабов бизнеса Рост масштабов бизнеса, диверсификация
Розничный банк Диверсификация Рост масштабов бизнеса Диверсификация Диверсификация Рост масштабов бизнеса, диверсификация
Инвестиционный банк Диверсификация Диверсификация Рост масштабов бизнеса Диверсификация Рост масштабов бизнеса, диверсификация
Частный банк Диверсификация Диверсификация Диверсификация Рост масштабов бизнеса Рост масштабов бизнеса, диверсификация
Универсальный банк Рост масштабов бизнеса Рост масштабов бизнеса Рост масштабов бизнеса Рост масштабов бизнеса, диверсификация Рост масштабов бизнеса
Форма расчета инвестиционной привлекательности банков
Таблица 7
Банк критерий 1 доля банка по критерию 1 критерий п доля банка по критерию п сводный рейтинг Щ
Банк 1
Банк 2 Щ2
Банк т Щ
где он работает, а с другой, — начнет осуществлять новый вид деятельности, таким образом будет достигнут как рост масштабов бизнеса, так и эффект диверсификации.
В соответствии с выделенным целевым сегментом определяются критерии отбора объекта интеграции, в качестве которых могут быть определены такие, как размер сети банка; размер кредитного портфеля физических лиц; размер кредитного портфеля юридических лиц; объем привлеченных средств физических лиц; объем привлеченных средств юридических лиц; объем портфеля ценных бумаг и пр.
В качестве дополнительных критериев — факторов отсечения, могут быть следующие: положительный финансовый результат (банк должен быть не убыточен); участие банка в системе страхования вкладов; доля кредитного портфеля в валюте баланса; коэффициент резервирования кредитного портфеля и пр. Если банк не удовлетворяет дополнительным критериям, то банк либо исключается из перечня анализируемых кредитных организаций, либо участвует в дальнейшем отборе, но требует дополнительного исследования.
Для выбора банка рассчитывается сводный рейтинг привлекательности по каждому банку Щ (табл. 7):
Щ = (г1+1) (/2+1) (г3+1)... (гп+1) - 1, (6) где у — номер банка, у =1 до т, где т — количество банков в целевом регионе;
г1 — доля банка в суммарном объеме по выделенным для оценки критериям;
i = 1 до п, где п — количество выделенных критериев.
В данном случае принимается, что все выбранные критерии равнозначны для оценки. Бо-
лее точный сводный рейтинг привлекательности может быть получен путем введения в формулу (6) весовых коэффициентов значимости каждого из критериев. Значение весовых коэффициентов значимости определяется экспертным путем исходя из стратегических целей банка-инициатора. В сумме расставленные приоритеты должны быть равны единице.
В целях определения группы наиболее привлекательных кредитных организаций банки, участвующие в расчете, ранжируются по убыванию величины сводного рейтинга и распределяются по 4 зонам (табл. 8).
В зеленую зону входят банки со значением сводного рейтинга, удовлетворяющего условию: Лз1е [^ел; Щтах], где Язел — 10-й процентиль в выборке значений сводного рейтинга, расположенных в убывающем порядке, соответствует такому значению, что 10 % банков имеют сводный рейтинг выше данного уровня; Щтах — наибольшее значение сводного рейтинга по всем банкам, участвующим в отборе.
В желтую зону входят банки со значением сводного рейтинга, удовлетворяющего условию: Щ е Щ ; Щ ), где Щ — среднее значение сводного
Ж1 жел' зел7' ^ жел * ^ ^
рейтинга по всем банкам, участвующим в отборе.
В коричневую зону входят банки со значением сводного рейтинга, удовлетворяющего условию: Щ . е Щ ; Щ ), где Щ — медиана (50-й про-
кор1 кор' жел7' ^ кор ^ \ г-
центиль) значений сводного рейтинга по всем банкам, участвующим в отборе, расположенных в убывающем порядке, соответствует такому значению, что 50 % банков имеют сводный рейтинг выше данного уровня.
В красную зону входят банки со значением сводного рейтинга, удовлетворяющего условию:
выделение групп по уровню инвестиционной привлекательности
Таблица 8
зона группа привлекательности характеристика
Зеленая 1-я группа — банки с высшим рейтингом привлекательности
Желтая 2-я группа — банки с высоким рейтингом привлекательности
Коричневая 3-я группа — банки со средним рейтингом привлекательности
Красная 4-я группа — банки с низким рейтингом привлекательности
R . е [R .; R ), где Rmin — наименьшее значение
кр1 тт' кор7' ^
сводного рейтинга по всем банкам, участвующим в отборе.
Наиболее привлекательные для присоединения кредитные организации будут находиться в первой группе банков. Вместе с тем может быть принято решение об интеграции двух (и более) банков из второй группы, находящихся в одном регионе, что позволит вывести банк на новый качественный уровень — в первую группу.
Следует также учесть, что ряд кредитных организаций входит в банковские группы, холдинги и альянсы. Поэтому приобретение головного банка такого банковского объединения может усиливать позиции банка-покупателя сразу в нескольких регионах и по разным направлениям деятельности.
В качестве информационной базы для применения предлагаемой методики используется публичная информация, например, профессиональные базы данных о банках, в случае их отсутствия — информация официального сайта Центрального банка РФ.
Предложенная методика позволяет провести первичный выбор партнера для интеграции из большого числа кредитных организаций, максимально сузить круг потенциальных кандидатов, обладая только официальной отчетностью, которая является общедоступной. В результате, когда список потенциальных кандидатов сократится, в целях окончательного выбора к ним могут быть применены различные балльные методики определения потенциального партнера, учитывающие такие параметры, как качество менеджмента, динамику роста различных показателей, проводится детальный анализ качества активов, кредитного портфеля, акционерного капитала, клиентской базы выбранного банка.
Данная методика применима при проведении любого вида интеграции и не решает вопроса выбора и сравнения их эффективности.
Заключительным, но не менее важным этапом интеграции являются контроль за результатами и оценка достижения поставленных целей. Анализируя и накапливая как положительный, так и отрицательный опыт такого рода сделок, в следующий раз банк может избежать лишних затрат и завышенных ожиданий.
Вместе с тем анализ существующих методов оценки эффективности слияний и поглощений показал, что наиболее разработанными в методическом плане являются подходы к оценке эффективности интеграции, используемые на этапе принятия решения о проведении сделки, т. е. методики
предварительной оценки эффективности. Оценка же результатов интеграции производится исключительно на основе сравнения данных бухгалтерского баланса до и после объединения, что не позволяет получить объективной и всесторонней оценки.
Помимо финансовых показателей деятельности, которые рассчитываются исходя из данных бухгалтерского баланса, деятельность банка может быть охарактеризована и так называемыми «бизнес-показателями», которые дают оценку уровню конкурентоспособности банка, деловой репутации, степени его участия в банковской системе региона, связей с государственными органами, социальной значимости. Бизнес-показатели являются сигнальными индикаторами деятельности банка, так как в случае их ухудшения можно с высокой степенью точности прогнозировать ухудшение финансовых показателей деятельности кредитной организации. Кроме того, данные показатели позволяют оценить достижение большинства стратегических целей, которые ставились при принятии решения об интеграции. Исходя из этого, сформулированы требования, которым должна соответствовать методика оценки эффективности слияний и присоединений:
- комплексный подход, учитывающий изменение финансового состояния, бизнес-показателей банка и достижение стратегических целей интеграции;
- простой в применении алгоритм расчета показателей, что обеспечит доступность ее применения для разных групп заинтересованных лиц. Принимая во внимание изложенные требования, предложена методика оценки эффективности слияний и присоединений, которая определяет порядок и критерии оценки эффективности сделок по слиянию (присоединению) кредитных организаций.
Методика
Результат реорганизации кредитных организаций в форме слияния (присоединения) оценивается по совокупности взаимодополняющих оценок из двух блоков показателей:
1. Оценка результатов реорганизации по блоку «Финансовое состояние».
2. Оценка результатов реорганизации по блоку «Оценка бизнеса».
Для этого составляется матрица обобщающего (итогового) результата, представленная в табл. 9.
Для оценки эффективности слияний (присоединений) по блоку «Финансовое состояние» применяются показатели, имеющие количественную
Таблица 9
Обобщающий (итоговый) результат эффективности объединения
Обобщающий результат Результат по блоку «Оценка бизнеса»
хороший удовлетворительный неудовлетворительный
Результат по блоку «Финансовое состояние» хороший Хороший Удовлетворительный Неудовлетворительный
удовлетворительный Удовлетворительный Удовлетворительный Неудовлетворительный
неудовлетворительный Неудовлетворительный Неудовлетворительный Неудовлетворительный
оценку, адаптированные для целей использования при оценке эффективности слияний (присоединений) (табл. 10) [11].
По каждой группе показателей блока «Финансовое состояние» определяется результат интеграции, который может быть оценен:
как хороший — если наблюдается снижение обобщающего результата, или в том случае, если значение обобщающего показателя не меняется и равно единице;
удовлетворительный — если значение обобщающего результата по группе показателей остается неизменным, или в том случае, если происходит увеличение обобщающего показателя, но его значение не выходит за границы 2,3 балла;
неудовлетворительный — если наблюдается увеличение обобщающего результата, при этом его значение выходит за границу 2,3 балла.
Обобщающий результат по блоку «Финансовое состояние» рассчитывается исходя из результатов показателей, перечисленных выше, и признается: хорошим — при условии получения оценки «хорошо» не менее чем по трем группам показателей;
удовлетворительным — при условии получения оценки «удовлетворительно» более чем по одной группе показателей;
неудовлетворительным — при условии получения оценки «неудовлетворительно» хотя бы по одной группе показателей.
Для определения результата по блоку «Оценка бизнеса» разработана система критериев эффективности, т. е. ключевых показателей достижения цели, на основании которых можно измерить соответствие достигнутых результатов требованиям акционеров, менеджмента, бизнеса, экономики (табл. 11).
По каждому критерию выбирается наиболее приемлемый из типовых вариантов ответов. Каждому варианту ответа соответствует балл:
«1» — хорошо; «0» — удовлетворительно; «-1» — неудовлетворительно.
Каждый критерий имеет весовую оценку по шкале относительной значимости от 1 до 3, определяется экспертно:
«1» — низкая значимость; «2» — средняя значимость; «3» — высокая значимость.
Для оценки результата слияния (присоединения) по блоку «Оценка бизнеса» рассчитывается обобщающий показатель РГКоцб:
РГКоцб = Ебалл;.хвес 1 /Евес;, (7)
где I — номер критерия.
Полученный результат оценивается: как хороший — если обобщающий показатель находится в диапазоне от 0 до 1;
удовлетворительный — если обобщающий показатель равен 0;
неудовлетворительный — если обобщающий показатель находится в диапазоне от — 1 до 0 включительно.
Таблица 10
Форма для расчета показателей и определения результата интеграции по блоку «Финансовое состояние»
Показатель* Обозначение Значение показателя до интеграции значение показателя после интеграции изменение Результат интеграции по группам
1. Обобщающий результат по группе показателей оценки достаточности капитала РГК Хор. / уд. / неуд.
2. Обобщающий результат по группе показателей оценки активов РГА Хор. / уд. / неуд.
3. Обобщающий результат по группе показателей оценки доходности РГД Хор. / уд. / неуд.
4. Обобщающий результат по группе показателей оценки ликвидности РГЛ Хор. / уд. / неуд.
Обобщающий результат по блоку «Финансовое состояние» Хор. / уд. / неуд.
* Показатели оценки капитала, активов, доходности и ликвидности рассчитываются в соответствии с [11].
Таблица 11
Форма для расчета показателей и определения результата интеграции по блоку «оценка бизнеса»
критерий описание критерия комментарии Балл/ оценка балл вес критерия балл х вес
Доля банка на рынке Оценивается изменение занимаемой доли на рынке до и после интеграции, а также наличие монопольного или привилегированного положения на рынке по показателям: валюта баланса, кредитный портфель, привлеченные средства, собственные средства Доля рынка возросла, положение на рынке стало близко к монопольному или более выгодное по сравнению с другими участниками рынка 1
Доля рынка не изменилась либо увеличилась несущественно, что не привело к более выгодному положению на рынке по сравнению с другими участниками рынка 0
Доля рынка снизилась -1
Региональная сеть Оценивается изменение масштабов и региональной представленности филиальной сети банка Количество филиалов возросло, география обслуживания расширилась 1
Количество филиалов и география обслуживания остались без изменения 0
Количество филиалов сократилось, география обслуживания сузилась -1
Количество видов бизнеса, продуктов и услуг Оцениваются изменения в линейке банковских продуктов и услуг Ассортимент банковских продуктов и услуг увеличился 1
Ассортимент банковских продуктов и услуг не изменился 0
Ассортимент банковских продуктов и услуг сократился -1
Клиентская база Оцениваются изменения клиентской базы, представительность клиентуры, концентрация клиентской базы Клиентская база расширилась, стало больше представительных клиентов 1
Существенных изменений клиентской базы не произошло 0
Произошло сокращение клиентской базы или ухудшение ее качественного состава -1
Обобщающий показатель по блоку «Оценка бизнеса» (РГКоцб)
Поскольку методика оценки эффективности слияний (присоединений) должна использоваться различными группами заинтересованных лиц, информационной базой должны быть общедоступные источники входящей информации. К таковым относятся: данные бухгалтерской отчетности, формы №101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета», №102 «Отчет о прибылях и убытка», №134 «Расчет собственных средств (капитала)», №135 «Информация об обязательных нормативах»; данные официального сайта ЦБ РФ; данные рейтинговых агентств Standard and Poor', Fitch Ratings Ltd, РБК. Рейтинг; данные сайтов информационных агентств www. banki. га, www. bankinforum. ru, www forum. mbkcentre. ru; данные Интернет-сайтов кредитных организаций, участвующих в слиянии (присоединении); другие доступные источники.
Предлагаемая методика позволяет оценить эффективность свершившейся сделки и сформировать заключение о степени достижения стратегических целей, о выгодах или потерях от реорганизации бизнеса в форме слияния и присоединения и не применима для предварительной оценки и принятия решения о целесообразности интеграции в форме слияния (присоединения).
В целом процесс формирования регионального банка, отвечающего требованиям экономики региона, путем интеграции нескольких региональных банков может быть представлен следующим образом (см. рисунок).
В заключение следует сказать, что реализация предложенного подхода на практике позволяет определить оптимальный региональный банк для каждого региона, рассчитать его структурные по-
I ЭТАП. Разрабс тка целевых ориентиров регионального развития
1.1. Ра зработка миссии кредитной организации и стратегических целей развития
1
1.2. Определение целевых структурных показателей оптимального регионального банка
Ж
II ЭТАП. Выбор стратегии регионального развития
2.1. Стратегия внутреннего развития
2.2. Стратегия М&А
III ЭТАП. Выбор банка-партнера в рамках реализации стратегии М&А
3.1. Выбор потенциального кандидата из большого количества кредитных организаций и формирование короткого списка
3.2. Выбор банка-партнера из короткого списка
"Д"
I IV ЭТАП. Процесс юридического оформления сделки
"Л."
V ЭТАП. Оценка эффективности слияний и присоединений
Оценка достижения стратегических целей
А
Накопление статистической информации для использования полученного опыта при разработке новых и доработке действующих стратегий развития
Схема процесса интеграции региональных банков в рамках формирования оптимального регионального банка
казатели, в случае принятия решения об интеграции определить список банков — потенциальных партнеров, а также провести оценку достижения поставленных целей в результате проведенного слияния или присоединения.
Предложенный методический аппарат был применен при определении параметров оптимального банка для Республики Башкортостан, при выборе банка-партнера для интеграции среди кредитных организаций, зарегистрированных на территории Приволжского и Уральского федеральных округов и оценке результатов интеграции ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» и ЗАО «Свердлсоцбанк».
Литература
1. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. - 2007. - № 1(25).
2. Результаты деятельности (позиции) кредитных организаций на рынке банковских услуг Республики Башкортостан на 01.01.2007 // Вестник Национального банка Республики Башкортостан. — 2007. №1 (237). — С. 56 — 57.
3. Вешкин Ю. Г., Авагян Г. Л. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций. — М.: Экономисту 2004.
4. Орлов С. Н. Экономика и банковская система региона/ С. Н. Орлов. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
5. Проблемы формирования региональной банковской системы (опыт Республики Башкортостан) / М. Ш. Сагитдинов. — Уфа: Гилем, 2005. — 504 с.
6. Садков В. Г., Овчинникова О. П. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. — М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2003.
7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.
8. Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 № 110-И.
9. Ларионова И. В. Реорганизация коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 368 с.
10. Седин А. И. Некоторые практические аспекты слияний и поглощений банков. http://www. сАп. т/1т^ог/таЬапкБ-1^Мт1.
11. Указание ЦБ РФ «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16.01.2004 № 1379-У.