Научная статья на тему 'Методическое обеспечение корпоративной социальной политики: сущность и структура'

Методическое обеспечение корпоративной социальной политики: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ / СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ИНФОРМАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобров Дмитрий Владимирович

В статье дана трактовка корпоративной социальной политики как комплексного механизма управления процессами воспроизводства человеческого потенциала компании. В ряду факторов эффективности корпоративной социальной политики акцентирована роль управленческой составляющей, рассмотренной в функциональном аспекте и увязанной с формированием соответствующей информационной базы. В данном контексте показано содержание и структура методического обеспечения корпоративной социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OF THE CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY POLICY: ITS ESSENCE AND STRUCTURE

The article presents the interpretation of corporate social responsibility policy as a comprehensive framework for managing of the process of the human potential’s reproduction in the company. The role of the managerial component is shown among the factors of corporate social responsibility policy effectiveness. Concentrating on the managerial factor, the author examines it in the functional aspect, linked to the formation of the corresponding information database. In this context, the essence and the structure of methodical support of the corporate social responsibility policy is shown.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение корпоративной социальной политики: сущность и структура»

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Аннотация. В статье дана трактовка корпоративной социальной политики как комплексного механизма управления процессами воспроизводства человеческого потенциала компании. В ряду факторов эффективности корпоративной социальной политики акцентирована роль управленческой составляющей, рассмотренной в функциональном аспекте и увязанной с формированием соответствующей информационной базы. В данном контексте показано содержание и структура методического обеспечения корпоративной социальной политики.

Ключевые слова: воспроизводство человеческого потенциала компании, структура человеческого потенциала компании, корпоративная социальная политика, факторы эффективности корпоративной социальной политики, функции управления корпоративной социальной политики, информация, методическое обеспечение корпоративной социальной политики.

Dmkry Bobrov METHODICAL SUPPORT OF THE CORPORATE

SOCIAL RESPONSIBILITY POLICY: ITS ESSENCE AND STRUCTURE

Annotation. The article presents the interpretation of corporate social responsibility policy as a comprehensive framework for managing of the process of the human potential's reproduction in the company. The role of the managerial component is shown among the factors of corporate social responsibility policy effectiveness. Concentrating on the managerial factor, the author examines it in the functional aspect, linked to the formation of the corresponding information database. In this context, the essence and the structure of methodical support of the corporate social responsibility policy is shown.

Keywords: reproduction of the human potential of the company, the structure of the human potential of the company, Corporate Social Policy, efficiency factors of corporate social responsibility policy, management of corporate social responsibility policy, information, methodical maintenance of corporate social responsibility policy.

В современных условиях наукоемкого производства и дефицита высококвалифицированных кадров возрастает значение воспроизводства человеческого потенциала компаний (ВЧПК), под которым предлагается понимать «совокупность институтов, ресурсов, процессов по его (потенциала) развитию в соответствии с качественно-количественными параметрами устойчивого функционирования и обеспечения высокой конкурентоспособности крупного хозяйствующего субъекта» [1]. В данном контексте очевидна необходимость системного управления вышеназванными процессами, важнейшим механизмом которого выступает корпоративная социальная политика (КСП). Этим во многом обусловлен интерес ученых и практиков к структуре КСП, ее основным направлениям и т.д.

Формат статьи не позволяет дать подробный анализ существующих в научном дискурсе точек зрения по данному вопросу. В этой связи представляется целесообразным кратко обозначить авторскую позицию, синтезирующую основные аспекты проблемы в соответствии со структурой человеческого потенциала компании в единстве возможностей и способностей человека как труженика,

УДК 331 Д.В. Бобров

© Бобров Д.В., 2015

потребителя, субъекта свободного времени и жителя определенной территории [1]. В соответствии с этой методологией в рамках корпоративной социальной политики выделяются следующие основные блоки мероприятий: в сфере труда: 1) оплата труда; 2) организация, условия и охрана труда; 3) производственное обучение; 4) социальное партнерство; 5) планирование карьеры; в сфере потребления: 1) индексация номинальной заработной платы; 2) изменение стоимостной оценки и продуктового наполнения потребительской корзины; 3) обеспечение гарантий, льгот, компенсаций работникам по коллективному договору; 4) расширение доступности базовых социальных благ и услуг; в сфере досуга: 1) культурно-массовая работа; 2) физкультура и спорт; 3) активный отдых и туризм; в сфере проживания на определенной территории: 1) мероприятия по развитию социальной инфраструктуры; 2) охрана окружающей среды; 3) поддержание жизнедеятельности малых коренных народов. Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: КСП является, с одной стороны, формой реализации социальной ответственности бизнеса, а с другой - важнейшим механизмом регулирования воспроизводства человеческого потенциала на уровне крупного хозяйствующего субъекта.

Ключевая роль КСП обусловливает актуальность проблемы факторов ее эффективности. Следует отметить, что в литературе, как правило, под категорией «фактор» понимается совокупность элементов, причин, воздействующих на отдельный показатель или на их ряд [5]. Опять же не вдаваясь в подробные дискуссии по этому вопросу, ограничимся констатацией авторской позиции, в соответствии с которой классификация факторов эффективности КСП на базе содержательного критерия предполагает выделение ресурсных (финансовых, материально-технических, информационно-документационных); институционально-кадровых (кадров, органов, структур в сфере КСП); социальных (степени удовлетворенности сотрудников реализуемой КСП, имиджем предприятия в обществе); управленческих факторов. Последнюю группу факторов следует рассмотреть подробнее в функциональном аспекте, т.е. через призму планирования, организации, координации, мотивации и контроля как пяти базовых функций любого управленческого процесса [3; 4].

В рамках данного подхода несомненна значимость соответствующей информационной базы принятия управленческих решений, представленной в виде проанализированных, оцененных и оформленных массивов социальной информации. Таким образом, можно констатировать: анализ, оценка и представление (оформление) социальной информации выступают неотъемлемыми элементами методического обеспечения управления ВЧПК и корпоративной социальной политики в целом, а, следовательно, во многом определяют их эффективность. Основными проводниками управленческих воздействий в сфере КСП являются коммуникационные каналы, по которым обеспечивается движение потоков проанализированной, оцененной и оформленной социальной информации, обеспечивающей процессы управления воспроизводством человеческого потенциала компании.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является классификация видов работы с информацией. Согласно одной из точек зрения [2], они включают:

производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий, обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;

- сбор, отбор, оценку информации, необходимой для управления;

- аналитико-синтетическая переработку информации;

- хранение и поиск информации;

- размножение и распространение информации, передачу ее потребителю;

- использование информации;

- контроль за эффективностью использования информации.

В контексте критического анализа данной позиции необходимо позитивно оценить усилия по

Социальные структуры, институты и процессы

конкретизации «производства, воспроизводства и применения различных видов информации» [2]. Вместе с тем, следует внести ряд уточнений в вышеизложенную концепцию. Во-первых, думается, что на самом деле речь здесь должна идти о детализации функций в области информационного обеспечения управления. Во-вторых, данная детализация не должна быть излишне дробной. В ней следует рельефно отразить главную составляющую, которая, несомненно, связана со сбором, анализом, оценкой и представлением (оформлением) соответствующей информации. В-третьих, принципиально важно подчеркнуть, что именно последние виды работ и превращают информацию из ресурса в элемент мелодического обеспечения управления.

На основе этих трех принципиальных замечаний представляется возможным сделать выводы о том, что методическое обеспечение управления в социально-экономических системах связано, во-первых, с принятием решений в рамках реализации функций управления, во-вторых, со сбором, анализом и оценкой соответствующей информации, в-третьих, с четким структурированием, оформлением и представлением последней. Данный, по своей сути процессуальный, подход к раскрытию рассматриваемой дефиниции не является единственно возможным. В литературе уже зафиксированы многочисленные попытки отождествления методического обеспечения с неким набором документов нормативно-методологического характера. Думается, что в последнем случае акцент делается на конечном результате (представлении соответствующим образом оформленной информации). В этой статье реализован синтез процессуального и статичного (нормативно-документационного) подхода, что позволяет добиться комплексного понимания категории «методическое обеспечение управления».

Конкретизируя охарактеризованные выше теоретические наработки применительно к понятию «методическое обеспечение корпоративной социальной политики», можно определить его как разработку технологий принятия решений в рамках реализации совокупности функций управления в сфере КСП на основе сбора, анализа, оценки и представления соответствующей социальной информации в виде корпоративных методик, стандартов и социальных отчетов. Здесь под социальной информацией в рамках данного диссертационного исследования понимается вся совокупность сведений, данных и т. д., используемых для целей КСП. На основе данного определения можно сделать два фундаментальных вывода. С одной стороны, содержание методического обеспечения КСП задается объективной логикой реализации функций управления в сфере КСП, а именно планирования, организации, координации, мотивации и контроля. С другой стороны, структура методического обеспечения корпоративной социальной политики определяется базовым алгоритмом работы с информацией (ее сбором, анализом, оценкой и представлением), в результате чего образуются два одинаково значимых структурных блока методобеспечения (МО) КСП: во-первых, блок методик сбора, анализа и оценки социальной информации (аналитическое обеспечение КСП, МО 1); во-вторых, блок методик составления и распространения социальных отчетов (МО 2). Данные многоплановые взаимосвязи структуры методического обеспечения КСП с функциями управления в сфере КСП (т. е. с управленческими факторами эффективности последней) и со звеньями алгоритма работы с информацией представлены на рисунке 1.

Необходимо также отметить, что МО 1 и МО 2 представлены, с одной стороны, общенаучным методологическим базисом, включающим универсальные междисциплинарные исследовательские методы, а с другой стороны, - прикладными методиками, образующими конкретное пространство соответствующего блока методического обеспечения КСП. Следует подчеркнуть, что в контексте данного исследования термины «методика», «технология», «инструмент», «алгоритм» используются как синонимы. При этом рассматриваемые понятия трактуются достаточно широко, поскольку они, по мнению автора, включают соответствующую целевую установку (назначение), совокупность параметров, порядок расчета показателей и их интерпретации. Таковыми представляются содержание и

структура методического обеспечения корпоративной социальной политики в контексте анализа ее основных направлений и факторов эффективности.

Рис. 1. Взаимосвязи структуры методического обеспечения КСП с управленческими факторами ее эффективности и основными звеньями алгоритма работы с информацией в сфере КСП

Библиографический список

1. Бобров, Д. В. Корпоративная социальная политика: содержание, основные направления, факторы эффективности [Электронный ресурс] / Д. В. Бобров // Науковедение : интернет-журнал. - 2013. - № 2(15). -Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/48evn213.pdf (дата обращения : 04.05.2015).

2. Попов, В. Информационное обеспечение управления [Электронный ресурс] / В. Попов. - Режим доступа : http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0032/ (дата обращения : 12.05.2015).

3. Сапожникова, Т. И. Учебно-методические материалы лекционного курса по «Теории управления» [Электронный ресурс] / Т. И. Сапожникова. - Чита : ЧГУ, 2009. - Режим доступа : https://docviewer.yandex.ru/ ?url=ya-serp %3A %2F %2Fvseup.ru %2Fstatic%2Ffiles %2FTeoriya_upravleniya_Sapozhnikova.doc&lang= ru&c= 55769f3692dd (дата обращения : 15.05.2015).

4. Управление организацией : учебник / Под ред. А. Г. Поршнева [и др]. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Ин-фра-М, 2000. - 669 с.

5. Шермет, А. Д. Управленческий учет : учеб. пос. / Под ред. А. Д. Шеремета. - М. : ФБК-ПРЕСС, 2000. -512 с. - ISBN 6-89240-029-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.