ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1УДК 378.145 ББК 74.489
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
М. П. Прохорова, Е. П. Седых
Аннотация. Одним из важнейших условий эффективной профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения в современном мире выступает их готовность к инновационно-проектной деятельности. Целью исследования является разработка методического обеспечения инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения. Под методическим обеспечением инновационно-проектной деятельности студентов понимается система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для осуществления инновационно-проектной деятельности студентом как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации методического обеспечения инновационно-проектной деятельности была осуществлена на базе Мининского университета со студентами по направлению подготовки 44.02.06 «Профессиональное обучение». Разработанное методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности представлено блоками диагностики, содержания, исследования, оформления идеи, координации, оформления результатов, внешней оценки и самооценки. Описан опыт инноваицонно-проектной деятельности в рамках отдельных дисциплин с использованием разработанного методического обеспечения. В заключении работы приведены результаты оценки методического обеспечения инновационно-проектной деятельности студентами, которые свидетельствуют о его высоком качестве по таким критериям как полнота, иллюстративность, актуальность.
Ключевые слова: инновационно-проектная деятельность, методическое обеспечение, педагог профессионального обучения, педагогический вуз.
Abstract. One of the most important conditions of effective professional activity of teachers of professional training in the modern world is their readiness for innovative and project activities. The article is dedicated to the development of methodical ensuring of innovative and project activities of future teachers of professional training. Methodical ensuring of innovative and project activities of students is understood as a system of regulating and educational and methodical documentation, the tutorials and control necessary for implementation of innovative and project activities by the student both with the help of a teacher and independently. Experimental work on the development and approbation of methodological support of innovative and project activities was carried out on the basis of Minin University with students in the field of training 44.02.06 "Vocational training". The developed methodical ensuring of innovative and project activities is provided by blocks of diagnostics, content, research, registration of the idea, coordination, registration of results, external assessment and self-assessment.
METHODICAL SUPPORT OF INNOVATIVE AND PROJECT ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING
M. P. Prokhorova, E. P. Sedykh
Experience of innovation and project activity within the framework of separate disciplines with the use of the developed methodical support is described. In the conclusion of the work the results of an estimation of methodical support of innovative and project activity by students which testify to its high quality under such criteria as completeness, illustrativity, relevance are given.
Keywords: innovative and project activities, methodical support, teacher of professional training, pedagogical higher educational institution.
Способность к инновационно-проектной деятельности является в настоящее время важнейшим условием эффективности профессионально-педагогической деятельности. В частности, это обозначено в Профессиональном стандарте, в котором указаны такие трудовые функции, как организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся и руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся [1]. Это означает, что профессиональная подготовка будущих педагогов профессионального обучения должна включать подготовку к инновационно-проектной деятельности и подтверждает актуальность разработки качественного методического обеспечения инновационно-проектной деятельности студентов.
Целью данной статьи является разработка методического обеспечения инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.
Задачами работы выступают:
• раскрытие теоретических основ инновационно-проектной деятельности в вузе;
• формулировка педагогических условий реализации инновационно-проектной деятельности педагогов профессионального обучения;
• освещение опыта разработки и апробации методического обеспечения инновационно-проектной деятельности студентов данного направления подготовки.
Инновационно-проектная деятельность студентов понимается нами как форма совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности студентов, имеющая дидактическую цель, согласованные методы и приемы, способы деятельности и обеспечивающая достижение общего запланированного результата [2-4].
Инновационно-проектная деятельность в педагогической деятельности представляет собой процесс и результат овладения педагогом нового качественного уровня профессии, обеспечивающего эффективную реализацию инноваций. Такой вид деятельности позволяет создать образ будущего с учетом социокультурных изменений на основе базовых ценностей образования («пошаговое осуществление образа будущего»).
В процессе инновационно-проектной деятельности студенты - будущие педагоги приобретают:
• способность выявлять и формулировать социально, профессионально и личностно значимые проблемы общественного развития;
• способность разрабатывать идеи по преодолению этих проблем, доводить идею до уровня практической реализации;
• готовность эффективному взаимодействию с участниками проекта, работе в коллективе;
• способность проводить исследования и получать необходимые для проектной деятельности результаты;
• способность к саморазвитию, самостоятельному освоению новых методов и приемов работы, повышению своего педагогического мастерства [5-7].
Преимущества инновационно-проектной формы подготовки к профессиональной деятельности проявляются в:
• эффективной активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Активизация самостоятельной работы в этом случае будет обеспечиваться через придание заданиям проблемного характера и повышение мотивации обучающихся;
• предоставлении более широких возможностей по обеспечению согласованности содержания обучения с содержанием Профессиональных стандартов. В таком случае проект-
ная деятельность должна быть ориентирована на конкретные трудовые функции, содержащиеся в Профессиональном стандарте;
• инновационно-проектная деятельность обучающихся позволяет максимально учесть индивидуальные возможности, потребности и интересы обучающихся, обеспечить оптимальный режим, темп, ритм, способ выполнения заданий в рамках выполнения учебного инновационного проекта [8; 9].
Реализация инновационно-проектной деятельности в профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения требует соблюдения ряда педагогических условий:
• постановка социально, личностно или профессионально значимой проблемы для каждого инновационного проекта;
• ориентация на получение теоретически и практически значимого результата, ценного для каждого участника проектной деятельности;
• поэтапное выполнение инновационного проекта;
• опора на самостоятельную активную деятельность участников проекта, в том числе с широким использованием современных информационных технологий;
• осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом [10].
Осуществление инновационно-проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих педагогов требует разработки специального методического обеспечения, которое позволяло бы эффективно управлять этим процессом.
Под методическим обеспечением инновационно-проектной деятельности студентов понимается система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для осуществления инновационно-проектной деятельности студентом как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Методическое обеспечение инновационной-проектной деятельности создает условия для постоянного осознанного формирования идей для решения актуальных проблем в контексте образования, проектирования возможных инновационных решений, разработки обеспечения предлагаемых решений, воплощения их в реальной практике [11].
Качественное методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности является важнейшим условием ее эффективной реализации на практике, поскольку позволяет систематизировать теоретическую и методологическую базу проектной работы, организовать совместную деятельность преподавателя и студентов, провести исследования с использованием современных онлайн-ресурсов [12].
В соответствии со сформулированными выше педагогическими условиями, система методического обеспечения инновационно-проектной деятельности должна решать следующие задачи:
• обеспечивать формулировку проблем в рамках изучаемого раздела (модуля), дисциплины или сферы профессиональной деятельности;
• освещать возможные способы поиска возможных решений, их оценки и отбора;
• обеспечивать разработку плана исследования, служащего для обоснования проектной работы;
• ознакомить с современными инструментами проведения исследований и обработки результатов;
• освещать способы описания обеспечения реализации проекта (ресурсного, информационного, кадрового, методического и пр.);
• описывать способы оформления результатов инновационно-проектной деятельности [13].
В соответствии с перечисленными задачами нами были разработаны компоненты и содержание методического обеспечения инновационно-проектной деятельности студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки (табл. 1). В данном случае методическое обеспечение сгруппировано в блоки, которые позволяют студенту последовательно осуществлять инновационно-проектную деятельность как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Конкретное наполнение блоков зависит от специфики дисциплины.
Предложенное методическое обеспечение было разработано и апробировано нами в ходе опытно-экспериментальной работы по подготовке к инновационно-проектной деятельности студентов по направлению подготовки 44.02.06 «Профессиональное обучение» (в рам-
Таблица 1
Компоненты и содержание методического обеспечения инновационно-проектной деятельности студентов
Блок Содержание Примеры методических материалов
Ценностно-мотивационный этап
Блок диагностики Диагностика знаний студента в области проектной деятельности. Диагностика интересов и потребностей студента Входная диагностика готовности к проектной деятельности (тестирование). Диагностика функционально-ролевой позиции в команде
Блок содержания Способы формирования идей для инновационно-проектной деятельности. Способы формулировки противоречий и проблем в области профессиональной подготовки Теоретические основы формулировки проблемы, целей и задач инновационно-проектной деятельности. Примеры инновационных проектов. Публикации проблемного характера в области профессиональной подготовки
Планово-организационный этап
Блок исследования Способы планирования исследований. Способы проведения исследований. Способы качественной и количественной обработки результатов Теоретические основы планирования исследования. Примеры планов исследований. Возможности проведения исследований и обработки результатов с использованием современных ИКТ и онлайн-сервисов (Гугл-формы, «облачные технологии», онлайн-калькуляторы и пр.)
Блок оформления идеи Способы описания идеи проекта. Способы описания обеспечения проекта Примеры оформленных и реализованных проектов
Конструктивно-деятельностный этап
Блок координации Оперативная связь с преподавателем и другими участниками проекта. Накопление промежуточных результатов инновационно-проектной деятельности Сервисы оперативного взаимодействия преподавателя и студентов. Банк промежуточных результатов. Примеры оформления промежуточных результатов инновационно-проектной деятельности
Оценочно-рефлексивный этап
Блок оформления результатов Систематизация и оформление результатов инновационно-проектной деятельности Требования к оформлению итогов инновационно-проектной деятельности. Разнообразные формы представления результатов инновационно-проектной деятельности (проект, презентация, статья и пр.). Информация о возможностях распространения результатов инновационно-проектной деятельности (конкурсы, конференции, сессии и пр.)
Блок внешней оценки Критерии оценки результатов инновационно-проектной деятельности с позиций преподавателя Перечень критериев внешней оценки инновационно-проектной деятельности
Блок самооценки Критерии оценки результатов инновационно-проектной деятельности с позиций участника Листы рефлексии
ках дисциплин «Менеджмент в профессиональном образовании», «Андрагогика»). В процессе подготовки к инновационно-проектной деятельности студенты разрабатывали проекты, обеспечивающие решение конкретных социально и личностно значимых задач педагогической практики, таких, например, как разработка виртуальных экскурсий для различных групп обучающихся, проектирование и проведение образовательных мероприятий (в форме квестов, деловых игр и пр.), создание объектов социальной инфраструктуры в образовательных учреждениях, разработка модулей учебных дисциплин и пр.
При реализации инновационно-проектной деятельности методическая поддержка данного процесса осуществлялась с использованием электронно-образовательной среды Moodle Мининского университета. В электронной среде был разработан специальный раздел по поддержке инновационно-проектной деятельности студентов, который может быть размещен в любом электронном дисциплинарном курсе.
Целесообразность использования ресурсов электронно-образовательной среды для поддержки инновационно-проектной деятельности студентов обусловлена следующими ее возможностями:
Таблица 2
Оценка методического обеспечения инновационно-проектной деятельности
студентами
Критерий Контрольная группа Экспериментальная группа 1 Экспериментальная группа 2 Среднее значение по экспериментальным группам
Актуальность 2,6 4,4 4,6 4,50
Полнота 3,1 4,8 4,5 4,65
Понятность 3,2 4,2 4,1 4,15
Иллюстративность 2,8 4,8 4,3 4,55
• интерактивного взаимодействия участников инновационно-проектной деятельности с преподавателем и друг с другом;
• организации совместной проектной и исследовательской работы, сбора и хранения результатов инновационно-проектной деятельности;
• использования разнообразного цифрового контента и гиперссылок на разнообразные источники информации;
• оперативного пополнения и обновления содержания методического обеспечения [14].
Оценка разработанного методического обеспечения инновационно-проектной деятельности была осуществлена студентами в ходе рефлексии. В листе рефлексии по итогам инновационно-проектной деятельности студентам было предложено провести оценку методических материалов по следующим критериям: актуальность содержания материалов, полнота охвата всех видов работы под проектом, понятность и иллюстративность материалов (оценка проводилась по пятибалльной шкале) (табл. 2).
Таким образом, усредненные оценки разработанного методического обеспечения инновационно-проектной деятельности студентов позволяют судить о его высоком качестве и возможности дальнейшего применения в образовательном процессе.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, что реализация подготовки студентов к инновационно-проектной деятельности является одной из важных задач высшего образования, которое требует значительного внимания к методическому обеспечению данного процесса. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности студентов педагогического вуза должно отвечать требованиям комплексного
охвата всех этапов процесса разработки инновационного проекта, наглядно демонстрировать студентами возможные способы не только разработки инновационных идей, но и реальной реализации их на практике. Поэтому методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности целесообразно разрабатывать в условиях электронной образовательной среды.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Е. Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сб. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф.
- Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. К. Минина, 2015. - С. 300-304.
2. Бондаревская Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. - 2009. - № 4.- С. 94-96.
3. Бережная И. Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 9.- С. 24-26.
4. Маркова С. М., Цыплакова С. А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестн. Мининского ун-та.
- 2014. - № 3. - URL: http://vestnik. mininuniver.ru/reader/search/proektirovanie-pedagogicheskogo-protsessa-na-tekhn/ (дата обращения: 31.03.2017).
5. Мулина О. Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электрон. науч. журн. Кубанского гос. аграр. ун-та. - 2013. - № 85.
- URL: http://ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/11.pdf (дата обращения: 31.03.2017).
6. Прохорова М. П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук.
- Н. Новгород, 2008. - 201 с.
7. Цыплакова С. А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестн. Мининского ун-та. - 2014. - № 1. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ teoreticheskie-osnovy-proektnogo-obucheniya-studen/ (дата обращения: 31.03.2017).
8. Седых Е. П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. - 2013. -№ 7 (43). - С. 22-31.
9. Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Изв. Балтийской гос. академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3 (33). - С. 43-50.
10. Маркова С. М., Седых Е. П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. -2011. - № 3. - С. 8-10.
11. Филатова О. Н., Прохорова М. П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 4. - URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=20908 (дата обращения: 01.06.2017).
12. Прохорова М. П., Семченко А. А. Планируемые результаты обучения по дисциплине как объект педагогического проектирования // Вестн. Мининского ун-та. - 2016. - № 3 (16).
- URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/ search/planiruemye-rezultaty-obucheniya-po-distsipline-ka/ (дата обращения: 31.03.2017).
13. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования / М. П. Прохорова, О. И. Ваганова, М. Н. Гладкова, А. И. Гладков, Е. И. Дворникова // Успехи современной науки. - 2016. - № 10. - Т. 1. - С. 119-124.
14. Яшкова Е. В., Синева Н. Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного пед. образования. - 2016. - № 51-3. - С. 306-313.
REFERENCES
1. Egorov E. E. Transformatsiya obrazovatelnogo prostranstva i tekhnologiy v podgotovke peda-gogov. In: Sotsialnye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya. Proceedings of II All-Russian Scientific-Practical Conference. Nizh-ny Novgorod: Nizhegorodskiy gos. ped. un-t im. K. Minina, 2015. Pp. 300-304.
2. Bondarevskaya R. S. Pedagogicheskoe proek-tirovanie v kontekste innovatsionnoy obrazo-vatelnoy deyatelnosti. Chelovek i obrazovanie. 2009, No. 4, pp. 94-96.
3. Berezhnaya I. F. Proektnaya deyatelnost studen-tov v protsesse professionalnoy podgotovki // Srednee professionale obrazovanie. 2013, No. 9, pp. 24-26.
4. Markova S. M., Tsyplakova S. A. Proektirovanie pedagogicheskogo protsessa na tekhnologiches-koy osnove. Vestn. Mininskogo un-ta. 2014, No. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/ reader/search/proektirovanie-pedagogichesk-ogo-protsessa-na-tekhn/ accessed: 31.03.2017).
5. Mulina O. N. Proektnaya deyatelnost studentov - budushchikh pedagogov v formirovanii inno-vatsionnykh kompetentsiy. Politematicheskiy setevoy elektron. nauch. zhurn. Kubanskogo gos. agrar. un-ta. 2013, No. 85. Available at: http://ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/11.pdf (accessed: 31.03.2017).
6. Prokhorova M. P. Podgotovka pedagogov pro-fessionalnogo obucheniya k innovatsionnoy deyatelnosti v vuze. PhD Dissertation (Education). Nizhny Novgorod, 2008. 201 p.
7. Tsyplakova S. A. Teoreticheskie osnovy proekt-nogo obucheniya studentov vuze. Vestn. Mininskogo un-ta. 2014, No. 1. Available at: http:// vestnik.mininuniver.ru/reader/search/teo-reticheskie-osnovy-proektnogo-obucheniya-studen/ (accessed: 31.03.2017).
8. Sedykh E. P. Kontseptualnye osnovy proektno-go upravleniya obrazovatelnoy sistemoy. V mire nauchnykh otkrytiy. 2013, No. 7 (43), pp. 2231.
9. Filchenkova I. F. Vovlechenie v innovatsion-nuyu deyatelnost kak aspekt upravleniya inno-vatsiyami v vuze. Izv. Baltiyskoy gos. akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-peda-gogicheskie nauki. 2015, No. 3 (33), pp. 43-50.
10. Markova S. M., Sedykh E. P. Teoreticheskie osnovy proektnogo upravleniya obrazovatel-
nymi sistemami. Nauka i shkola. 2011, No. 3, pp. 8-10.
11. Filatova O. N., Prokhorova M. P. Razrabotka metodicheskogo soprovozhdeniya innovatsion-noy podgotovki pedagogov v vuze. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, No. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=20908 (accessed: 01.06.2017).
12. Prokhorova M. P., Semchenko A. A. Planirue-mye rezultaty obucheniya po distsipline kak obyekt pedagogicheskogo proektirovaniya. Vestn. Mininskogo un-ta. 2016, No. 3 (16). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/read-
er/search/planiruemye-rezultaty-obucheniya-po-distsipline-ka/ (accessed: 31.03.2017).
13. Prokhorova M. P., Vaganova O. I., Gladkova M. N., Gladkov A. I., Dvornikova E. I. Samostoy-atelnaya rabota obuchayushchikhsya v uslovi-yakh realizatsii obrazovatelnykh standartov vysshego obrazovaniya. Uspekhi sovremennoy nauki. 2016, No. 10, Vol. 1, pp. 119-124.
14. Yashkova E. V., Sineva N. L. Opyt razrabotki proforientatsionnogo kursa v elektronnoy obra-zovatelnoy srede Moodle v pedagogicheskom vuze. Problemy sovremennogoped. obrazovaniya. 2016, No. 51-3, pp. 306-313.
Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина e-mail: [email protected]
Prokhorova Maria P., PhD in Education, Associate professor, Innovative Technologies of Management Department, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Седых Екатерина Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина e-mail: [email protected]
Sedykh Ekaterina P., PhD in Education, Associate professor, Professional Education and Management of Educational Systems Department, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University e-mail: [email protected]