Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧУВСТВ К ЗНАЧИМЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧУВСТВ К ЗНАЧИМЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЧУВСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ / ДИНАМИКА КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дробышева Т.В., Емельянова Т.П.

В статье излагается опыт применения методического приема, направленного на изучение динамики коллективных чувств. Используется технология организации и сравнения двух временных срезов. На каждом из них опрос проводится в два этапа. Первый (качественный) этап заключается в сборе совокупности значимых для респондентов социальных явлений и событий, а также вызываемых ими чувств. Второй (количественный) этап предполагает шкальную оценку каждой позиции общего списка явлений и событий через интенсивность порождаемых ими чувств. Сопоставление результатов первого и второго срезов позволило описать динамику коллективных чувств респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дробышева Т.В., Емельянова Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧУВСТВ К ЗНАЧИМЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ»

Т.В. Дробышева, Т.П. Емельянова

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДИНАМИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧУВСТВ К ЗНАЧИМЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ1

METHODICAL APPROACH FOR RESEARCHING DYNAMICS OF COLLECTIVE FEELINGS ABOUT SIGNIFICANT SOCIAL OBJECTS

Дробышева Татьяна Валерьевна, Институт психологии РАН, tdrobysheva@mail.ru;

Емельянова Татьяна Петровна, Институт психологии РАН, t_emelyanova@inbox.ru

Аннотация. В статье излагается опыт применения методического приема, направленного на изучение динамики коллективных чувств. Используется технология организации и сравнения двух временных срезов. На каждом из них опрос проводится в два этапа. Первый (качественный) этап заключается в сборе совокупности значимых для респондентов социальных явлений и событий, а также вызываемых ими чувств. Второй (количественный) этап предполагает шкальную оценку каждой позиции общего списка явлений и событий через интенсивность порождаемых ими чувств. Сопоставление результатов первого и второго срезов позволило описать динамику коллективных чувств респондентов.

Abstract: The article specifies on experience of using author's method for studying dynamics of collective feelings. The technique of two time sections is being deployed. Each section has questioning carried out in two stages. The first (qualitative) stage is comprised of compiling a list of phenomena and events important for subjects as well as feeling swhich they evoke. The second (quantitative) phase supposes scale assessment for general phenomena and events list — through intensity of feelings they evoke. Matching results from the first and the second sections has enabled to describe dynamics of subjects' collective feelings.

Ключевые слова: коллективные чувства, социальные явления и события, динамика коллективного сознания, комплексный подход Key words: collective feelings, social phenomena and events, collective consciousness dynamics, complex approach

Проблема исследования динамики феноменов обыденного сознания связана с поиском адекватных его цели и задачам методов исследования, позволяющих выявить социально-психологическую динамику, которая рассматривается в тесной связи с изменения-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10394.

ми макросоциальной среды. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений активно изучалась отечественными социальными психологами, начиная с 1990-х годов [13, 14, 19 и др.]. В рамках этого направления выделяется серия работ, построенных на анализе данных, полученных с помощью методов поперечных срезов и лонгитюда [4, 8, 21 и др.]. Основной ракурс этих исследований был связан с динамикой ценностной системы личности и группы, а также феноменов экономического сознания в условиях макросоциальных, макроэкономических и политических изменений [7, 18 и др.]. Многие исследователи отмечали научную значимость такого рода работ. Самостоятельное направление в изучении коллективных переживаний составляет анализ содержания, причин и последствий культурной травмы в масштабах общества. Опираясь на концепцию культурной травмы П. Штомп-ки [22], одна из авторов настоящей статьи разработала социально-психологический подход к анализу последствий культурной травмы у представителей больших социальных групп российского общества в постперестроечный период [5 и др.]. По мнению большинства специалистов, перспективным в изучении социально-психологической динамики является планирование лонгитюд-ных исследований, проводимых с использованием сопоставимого методического инструментария.

Феномен коллективных чувств стоит в ряду таких традиционных для социальной психологии макропсихологических явлений, как социальные представления и коллективная память, разработка которых началась в середине ХХ века во Франции С. Москови-си, Д. Жодле, Ж.-К. Абриком и др. Социально-психологические подходы к изучению макропсихологических феноменов активно развивают в России Г.М. Андреева, И.Б. Бовина, М.И. Воловико-ва, А.И. Донцов, А.Л.Журавлев, В.Е. Семенов, А.В. Юревич и др.). Коллективные чувства — это макропсихологические феномены, устойчивые, разделяемые членами большой социальной группы, аффективные переживания, связанные с относительно стабильными экономическими и политическими условиями жизни людей (например, чувства надежды, ответственности, гордости, стыда, страха, тревоги, удовлетворенности/неудовлетворенности, оптимизма/пессимизма и т.п.). Особенно в периоды социальной турбулентности коллективные чувства порождают необходимость когнитивного освоения происходящего. Если объект вызывает негативные чувства или ориентировочные реакции, стимулируемые амбивалентными чувствами, вступает в силу механизм коллектив-

ного коупинга [5, 15 и др.], с помощью которого компенсируется эмоционально-нравственный дискомфорт.

Опыт анализа коллективных переживаний представлен в многочисленных работах социологов. Между тем, специфика социологического исследования диктует определенный дизайн организации его программ. Как правило, это прямые опросы по оценке переживаний определенного вида, заданного исследователями, например, страха [2, 9, 23 и др.] или беспокойства, тревоги, стыда [1, 3, 11, 12 и др.]. Косвенный анализ динамики переживаний обычно ведется в одномерном режиме сравнения результатов срезов по отдельно взятым интересующим исследователя чувствам.

Одной из методических проблем современных социально-психологических исследований коллективных переживаний является трудоемкость работ, связанных с проверкой валидности и надежности стандартизированной методики, используемой в работе, при организации каждого нового исследования. Такая ситуация характерна для исследований, проводимых в рамках естественнонаучного подхода. В рамках гуманитарного подхода, сложившегося в макросоциальной психологии, стоит проблема иного характера. Она связана с использованием преимущественно качественных методов.

Новизна данной работы, выполненной в рамках гуманитарной, но с учетом исследовательских возможностей естественно-научной парадигмы, состоит в авторском подходе, согласно которому коллективные чувства, прежде всего, должны изучаться комплексно. Предполагалось, что каждая социальная группа конструирует совокупность амбивалентных, а зачастую, противоречивых чувств, дополняющих и компенсирующих друг друга, но при этом некоторые из них превалируют. Кроме того, учитывалось, что в условиях высокой динамики современного российского общества коллективные чувства, конструируемые группами, могут не только изменяться во времени, но и дополняться новыми (при этом часть прежних может угасать)в зависимости от социально-экономических и политических условий. Таким образом, задачей нашего методического подхода1 было зафиксировать особенности этого флуктуирующего во времени процесса конструирования чувств. В связи с этим предполагается, что изучение динамики коллек-

1 Следует пояснить, что в данном случае речь идет не о методическом приеме, а о методическом подходе, разрабатываемом в рамках методологии французской научной школы социальных представлений С.Московиси,чьи ученики (Ж.-К. Абрик, П. Вержес и др.) разработали разные подходы к количественному анализу данных для выявления структуры изучаемого феномена. Суть данного подхода заключается в том, что в каждом новом исследовании одного и того же феномена процесс конструирования шкал проводится заново, т.к. каждая новая выборка социальной группы (даже, если по своей композиции она повторяет предыдущую) имеет особенности своего «видения» тех явлений, которые изучаются в работе.

тивных чувств требует привлечения соответствующих приемов и техник для обеспечения максимально свободноговыражения респондентами своих переживаний посредством использования качественных методик в сочетании со шкальными опросникамид-ля выявления модальности и интенсивности коллективных чувств. Суть методического приема, разрабатываемого авторами и представленного в настоящей статье, связана с организацией этапов работы исследователя в направлении выявления: совокупности явлений, отражающих специфику коллективного сознания конкретной социальной группы (первый этап — качественный); их организации в виде шкал (второй этап); проведение измерения на расширенной выборке социальной группы (третий этап — количественный).

Подход к конструированию шкал опросника

Задача комплексного исследования1 для выявления динамики коллективных чувств решалась двумя путями. Во-первых, были проведены два среза (серии) — весной 2015 и 2016 гг. Выбор срезов определялся поставленной в работе задачей анализа динамики коллективных чувств московской молодежи на разных этапах экономического кризиса 2014-2016 гг. В исследовании принимали участие студенты гуманитарных специальностей московских вузов (96 чел. в 2015 г. и 109 чел. В 2016 г.). Валидность исследования социально-психологической динамики обеспечивалась подбором респондентов из одних и тех же вузов, обучающихся по одной и той же специальности (3-4 курс) и проживающих в одном городе (Москва). Также контролировался выбор периода проведения каждой из серий исследования (с марта по май месяц 2015 и 2016 гг.). Подробнее о требованиях к организации и проведению социально-психологических исследований см. [17 и др.].

Во-вторых, для обнаружения максимально полного перечня социальных объектов и относящихся к ним чувств в рамках каждого временного среза проводились поисковые исследования, предшествующие конструированию основной методики. На поисковом этапе выявлялся спектр социальных объектов (явлений, событий), порождающих коллективные чувства. Для этого респондентам предлагалось перечислить те социальные явления и события общественной жизни, которые в настоящее время являются: 1) наиболее значимыми, важными лично для них; 2) затрагивают интере-

1 Авторы выражают благодарность М.М. Дробышевой и Д.В. Ковальскому, принимавшим участие в работе по конструированию методического приема

сы их семьи, друзей; 3) затрагивают, по их мнению, интересы всех россиян. Все ответы заносились в левую колонку таблицы. В правой колонке требовалось описать те чувства, которые участники исследования испытывали относительно перечисленных ими же социальных явлений и событий. В инструкции отмечалось, что респонденты могут перечислить одни и те же события или явления независимо от того, для кого именно они являются значимыми, а могут указать разные. Все данные, полученные на поисковом этапе, обрабатывались с помощью контент-анализа и частотного анализа. В результате составлялся общий список значимых для представителей конкретной социальной группы явлений и событий общественной жизни, а также список чувств, порождаемых данными явлениями.

На основе результатов поискового этапа в рамках обоих срезов составлялись матрицы, в которых по вертикали были перечислены значимые явления и события общественной жизни, а по горизонтали — чувства, порождаемые этими событиями. В инструкции к методике респондентам предлагалось оценить интенсивность переживания каждого чувства относительно каждого явления или события, перечисленного в левой колонке. Для измерения степени интенсивности использовалась 5-балльная шкала Лайкерта: 1 — это событие совсем не вызывает данного чувства; 2 — переживаю, но не сильно; 3 — переживаю; 4 — значительно переживаю; 5 — очень сильно переживаю. Выбор шкалы опирался на методо-логическийподход к исследованию коллективных чувств, различающихся интенсивностью переживания [5].

Весной 2015 г. перечень социальных объектов, полученный в результате контент-анализа названных респондентами явлений и событий общественной жизни, значимых для них, их семьи и россиян в целом,включал 14 объектов оценивания: события, связанные с внешней политикой государства (присоединение Крыма, события на Украине; напряженные отношения с США; санкции ЕС); повышение цен; повышение курса валют и снижение курса рубля; работа городских служб; снижение реальной заработной платы; реформы в области образования, науки, медицины; сокращение товарооборота с другими странами; положение в сельском хозяйстве; экологическая ситуация в стране; автоматизация и компьютеризация всех сторон жизни; работа средств массовой информации; укрепление военно-промышленного комплекса; снижение морально-нравственных и культурных норм поведения в обществе; рост преступности и коррупции. В последующем сравнительном анализе полученных данных все социальные объекты (явления

и события) были дифференцированы на те, которые характеризуются высокой степенью динамичности, и те, которые отличаются устойчивостью во времени.

К первой категории были отнесены явления и события, связанные с внешней и внутренней (финансовой, экономической, социальной, информационной) политикой государства.

Вторая категория социальных объектов включала события и явления, которые отличаются относительной устойчивостью. Речь идет об экологической ситуации в стране, работе средств массовой информации, работе городских служб. В данную группувошли и явления, которые с начала 1990-х годов стали уже стереотипными негативными характеристиками «постсоветского» общества: снижение морально-нравственных и культурных норм в обществе; рост преступности и коррупции; состояние в сельском хозяйстве. Дифференциация социальных явлений на две категории позволила обнаружить особенность коллективных чувств — эффект «нормализации»негативных социальных явлений и событий в обыденном сознании представителей разных социальных групп, т.е., постепенное превращение явлений из разряда остро тревожащих в привычные.

Список чувств, переживаемых относительно значимых социальных явлений и событий, весной 2015 г. включал страх, беспокойство, унижение, разочарование и сожаление, чувство несправедливости, радость, надежду. Как можно заметить, модальность данных чувств в большей степени была негативной. Введенные ограничения по территориальному признаку (все респонденты — жители Москвы) не позволили авторам статьи сделать вывод о негативной тенденции переживания коллективных чувств населением других регионов страны. Выявленное весной 2015 г. состояние характеризовало коллективные чувства только представителей московской выборки.

Весной 2016 г. была продолжена работа по конструированию шкал, отражающих коллективные чувствав отношениизначимых социальных объектов. Ее целью стало выявление возможности методики фиксировать изменения переживаний вследствие изменений макросоциальной среды. На поисковом этапе 2016 г. повторно провели опрос с целью выделения спектра наиболее значимых социальных явлений и событий, а также списка чувств, переживаемых относительно данных объектов. В качестве респондентов были выбраны студентыгуманитарных специальностей тех же самых московских вузов, что и в 2015 г. После обработки данных поискового этапа второй серии исследования списки значимых со-

циальных объектов и связанных с ними чувств существенно расширились. Снова была составлена матрица, в которой по вертикали фигурировали указанные респондентами значимые явления и события, а по горизонтали — чувства, вызываемые этими событиями. Респондентам, как и на первом этапе, предлагалось оценить интенсивность переживания каждого чувства в связи с каждым явлением или событием по 5-балльной шкале.

Основные итоги сравнения результатов двух этапов исследования

При сопоставлении социальных явлений и событий, названных респондентами в первой и второй сериях исследования, было отмечено появление новых значимых объектов, а именно:государственные праздники, выборы в Государственную Думу, информационная война, развитие инфраструктуры музеев, поддержка культурно-массовых проектов. К данному списку добавилось событие, которое в 2015 г. вошло среди прочих в категорию «события, связанные с внешней политикой». Напомним, что данный объект включал: присоединение Крыма, напряженные отношения с Украиной, США, санкции ЕС. Весной 2016 г. «присоединение Крыма» выделилось в самостоятельный объект оценивания, т.к. спектр чувств, «кристаллизуемых» на данном событии в сознании респондентов также расширился. В тоже время, такое явление как «повышение цен» во второй версии основного опросника было объединено с «изменением курса валют и рубля» в единый объект — «события, связанные с финансовым кризисом в стране». Таким образом, окончательный список наиболее значимых социальных объектов, порождающих коллективные чувства, включал 14 явлений и событий, выделенных в результате контент-анализа в 2015 г., и 5 объектов, дополнительно выявленных в 2016 г. Формулировка одного из объектов оценивания также изменилась: вместо «события, связанные с внешней политикой» в методику 2016 г. включили «события, связанные с внешнеполитическим кризисом». Окончательный список значимых социальных явлений представлен в приложении к статье.

Список коллективных чувств по отношению к значимым социальным явлениям и событиям в 2016 г. также пополнился новыми переживаниями. Наряду с ранее присутствовавшими в 2015 г. страхом, беспокойством, унижением, разочарованием и сожалением, чувством несправедливости, радостью и надеждой появились дополнительные чувства. Речь идет о чувствах гордо-

сти и воодушевления; значимости, сопричастности своей стране и народу; жалости; раздражения и злости. Формулировки некоторых из ранее перечисленных чувств также изменились. К примеру, «беспокойство» было дополнено респондентами «тревогой» и «опасением». В результате появился новый контент переживания — «беспокойство, тревога, опасение». Аналогичная ситуация сложилась относительно чувства разочарования, которое в 2016 г получило дополнительную трактовку — «разочарование, сожаление, огорчение». Чувство несправедливости респондентами уточнялось посредством чувства бессилия («чувство несправедливости, бессилия»). Чувство надежды в версии опросника 2016 г было дополнено верой («вера, надежда»). Таким образом, в процессе конструирования шкал были учтены те изменения в коллективных чувствах конкретной социальной группы, которые, по всей видимости, являются «эффектами» макросоциальной динамики в период весна 2015 - весна 2016 гг. (о психологическом состоянии в более ранние периоды развития российского общества см. [25 и др.]. В 2016 г список чувств существенно расширился за счет выделения зоны позитивной модальности. Выделилась тенденция «обогащения» чувств более сложными переживаниями. К примеру, появился оттенок в переживании «беспокойство-тревога и опасение» — изменилась глубина самого переживания, а чувство несправедливости получило иной ракурс посредством уточнения — «несправедливость, бессилие». Важным результатом стало выделение респондентами в ряду других чувства жалости. Открытым остается вопрос его трактовки как содержательного элемента в структуре национального менталитета (Юревич, 2013) или как ситуативного эффекта. Включение респондентами в список переживаний чувства «значимости, сопричастности своей стране, народу» может быть рассмотрено как проявление патриотизма на фоне обострения международной обстановки и активного дискурса в СМИ на эту тему. Как показало исследование, появление в комплексе коллективных переживаний московской молодежи чувства гордости и воодушевления обусловлено активным продвижением в СМИ культурных проектов 2016 г., в том числе, выставок российских художников, организованных Третьяковской галереей, а также широким информированием о мероприятиях в Москве, посвященных государственным праздникам (возможно, и участием молодежи в них).

Потенциальные возможности применения методического приема

Применение методического приема в изучении конкретного социально-психологического явления позволило обнаружить динамику как в наборе значимых социальных событий и явлений, так и в совокупности тех чувств, которые испытывают по отношению к ним респонденты. Поскольку сфера коллективных чувств и эмоций является важной составной частью психологии больших социальных групп, тесно связанной с ценностями, идеалами, групповыми потребностями, социальными представлениями, менталитетом в целом, для решения задач комплексного исследования применялся широкий спектр качественных методик: интервью, «Баблз», незаконченные предложения, а также опросники «Социальные аксиомы», «Макроэкономические факторы тревоги», «Шкалы психологического благополучия», «Выбор социальной идентичности», «Шкала счастья».Результаты одной из серий исследования изложены в работе авторов статьи [6].

Данный прием может использоваться для изучения явлений социального познания, спектр которых невозможно установить лишь через теоретический анализ. Он применим при исследовании различных элементов общественного сознания. Помимо аффективных переживаний представителей групп, это могут быть предрассудки, социальные представления, содержание коллективной памяти, особенности образа будущего, социальный оптимизм/пессимизм, враждебность к аутгруппам и многие другие феномены. Особенно полезным он является в случае анализа подвижных во времени феноменов, меняющих свою конфигурацию в зависимости от внешних условий, социального контекста, фона общественного настроения и других глобальных социетальных факторов. Сложной исследовательской задачей при этом остается адекватность интерпретации изменений изучаемых элементов менталитета и их связи с контекстными факторами.

Список литературы

1. Гордеев В. Россияне стали больше бояться начала ядерной войны и голода. Москва. 2015 [Электронный ресурс] // http://top.rbc.ru/society/29 /01/2015/54c903649a794774d2637fd4#xtor=AL-%5Binternal_traffic%5D--%5Brss.rbc.ш%5D-%5Btop_stoNes_bпef_news%5D. (дата обращения: 12.02.2017)

2. Горшков М.К.Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 26-32.

3. Григорян Л.К., Ефремова М.В. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. С. 71-88.

4. Дробышева Т.В. Проблемы бедности в трактовках СМИ в посткризисный период конца 90-х гг. ХХ века // Поволжский научный вестник. 2014. №11-2(39). С. 118-124.

5. Емельянова Т.П. Феномен коллективных чувств в психологии больших социальных групп // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Том 1. № 1. http://www.soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document195.pdf

6. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В.Особенности проявления коллективных чувств к значимым социальным явлениям: сравнительный анализ групп с разной политической ориентацией // Наука. Культура. Общество. 2016. № 2. С. 91-104.

7. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 3-16.

8. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений. Ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

9. Иванова В.А. Страхи и тревоги россиян: "западники" и "традиционалисты" // Социологические исследования.2002. № 3. С. 43-50.

10. «Левада-Центр» выявил главные тревоги россиян[Электронный ресурс] 2015 // http://www.1sn.ru/147510.html. (дата обращения: 12.01.2017).

11. Лежнина Ю.П. Социально-экономический кризис на пространстве России: проблемы населения и «очаги беспокойства» // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 54-65.

12. Милькова А. Проблемы и тревоги россиян [Электронный ресурс] 2013// http://obogatstve.ru/issledovaniya/278-problemy-i-trevogi-rossiyan. (дата обращения: 19.01.2017).

13. Проблемы экономической психологии. В 2-х тт. Том 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

14. Проблемы экономической психологии. В 2-х тт. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

15. Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.

16. Россияне превратились в «экономических пессимистов». Москва. 5 февраля 2016. [Электронный ресурс]https://news.mail.ru/society/24751362/. (дата обращения: 12.01.2017).

17. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014.

18. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,1998.

19. Социальная психология экономического поведения.М.: Наука, 1999.

20. Страхи и тревоги россиян.СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.

21. Ширков Ю.Э. Социальное переживание социальных проблем в общественном дискурсе [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6 (ноябрь — декабрь).

URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2012/6/Shirkov_The-Social-Feeling/ (дата обращения: 12.01.2017).

22. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1. С. 6-17.

23. Черныш М.Ф. О страхах и фобиях реальных и мнимых // Социологические исследования. 2008. № 4, C. 112-119.

24. Юревич А.В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования, 2013, 6(29), 12.[Электронныйресурс] http:// psystudy.ru. (датаобращения: 26.01.2017).

25. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Количественная оценка психологического состояния современного российского общества // Современная социальная реальность России и государственное управление: Социальная и социально-политическая ситуация в России вы 2012 году. В 2-х т. Том 1. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 92-100.

Приложение

Методика исследования коллективных чувств к значимым социальным объектам (расширенный вариант 2016 г.)

Инструкция: В левой колонке таблицы перечислены события и явления социальной жизни российского общества. Отметьте интенсивность переживания Вами чувств, которые вызывают перечисленные явления и события, отметив в колонках справа:

1 — это событие совсем не вызывает данного чувства; 2 — переживаю, но не сильно; 3 — переживаю; 4 — значительно переживаю; 5 — очень сильно переживаю

Необходимо оценить каждое явление или событие, высказав степень переживания по его поводу каждого чувства. Например:

явление/ страх беспокойство унижение разочарование радость гордость

чувство

Кризис 4 4 3 1 1 1

Страх* Беспокойство*, тревога, опасение Унижение* Разочарование*, сожаление, огорчение чувство несправедливости*, бессилие Раздражение, злость Радость* Вера, надежда* Гордость, воодушевление Чувство значимости, сопричастности своей стране, народу Жалость

1.События, связанные с политическим кризисом (напряженные отношения с Украиной, США, санкции ЕС и т.п.)*

2. Присоединение Крыма

3. События, связанные с финансовым кризисом в стране (повышение цен, снижение курса рубля и др.)*

4. Работа городских служб*

5. Снижение оплаты труда*

6. Реформы образования, науки и медицины *

7. Сокращение товарооборота с другими странами*

8. Состояние сельского хозяйства*

9. Экологическая ситуация в стране*

10. Автоматизация и компьютеризация*

11. Работа средств массовой информации*

12. Усиление военно-промышленного комплекса*

13. Снижение морально-нравственных и культурных норм поведения*

14. Преступность, коррупция*

15. Государственные праздники

16. Выборы

17. Социальная политика

18. Информационная война

19. Развитие инфраструктуры музеев, поддержка культурно-массовых проектов

20. Иное (что именно?)

* Отмечены чувства и социальные явления, события, которые выделялись как значимые респондентами и в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.