Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСЫЩЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСЫЩЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСЫЩЕННОСТЬ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МЕГАПОЛИС / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСЫЩЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГОРОДА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SATIETY / URBAN ENVIRONMENT / METROPOLIS / COMPONENTS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL SATIETY / SOCIAL PSYCHOLOGY OF THE CITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дробышева Татьяна Валерьевна, Ларионов Иван Викторович, Филинкова Евгения Борисовна

Актуальность исследования связана с изучением ресурсов жизнеспособности молодых горожан в условиях нарастающих процессов урбанизации. Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы операционализации явления социально-психологической пресыщенности - психологического состояния, порожденного особенностями городской среды. Описано понятие, приведены данные о его операционализации, сформулирована гипотеза и приводятся некоторые результаты ее эмпирической проверки. Цель исследования - выявить и проанализировать связь эмоциональных переживаний и предпочитаемых стратегий совладания с состоянием пресыщенности условиями проживания в мегаполисе в группе молодежи. Основная гипотеза исследования включала предположение, что существует связь между переживанием состояния пресыщенности, вызванным интенсивным влиянием явлений городской среды на психику и поведение респондентов, и предпочитаемыми ими способами совладания с ситуацией пресыщения. В исследовании приняли участие 159 человек в возрасте от 19 до 30 лет. Методы исследования - авторские опросники, направленные на изучение проявлений социально-психологической пресыщенности (авт. Т. В. Дробышева, И. В. Ларионов). С целью выявления социально-демографических характеристик применяли анкетирование. Показано, что в группе респондентов состояние социально-психологической пресыщенности условиями проживания в мегаполисе переживается как чувство апатии, скуки, раздражения, вызванное навязанными контактами с чужими людьми, рекламной деятельностью торговых компаний и перенаселенностью города. Эти явления городской жизни воспринимаются молодыми людьми как нарушающие их психологическую приватность и прежде всего вызывают у них желание уехать, сменить обстановку или род деятельности, найти новые формы досуга или другие места свободного времяпрепровождения. Обнаруженные в ходе работы результаты косвенно указывают на защитную функцию социально-психологической пресыщенности, выраженную в желании респондентов - молодых горожан снизить интенсивность негативных эмоциональных переживаний, вызванных условиями проживания в мегаполисе. Практическую значимость для исследователей городской среды имеют разработанные в процессе исследования авторские опросники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дробышева Татьяна Валерьевна, Ларионов Иван Викторович, Филинкова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE’S SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SATIETY WITH LIFE IN A MEGAPOLIS: CONCEPTUAL APPROACH AND RESEARCH RESULTS UNDER CONDITIONS OF LIVING IN “A CRISIS CITY” AND “A MEGAPOLIS”»)

The relevance of the study is associated with the study of viability resources of young city dwellers in the context of growing urbanization processes. The article presents theoretical and empirical research data regarding the problem of operationalization of the phenomenon of social and psychological satiety, which is a psychological state generated by peculiarities of the urban environment. The article presents concept description, gives data on its operationalization, formulates the hypothesis and shows some results of its empirical verification. The purpose of the study is to identify and analyse the interconnection between emotional experiences and preferred coping strategies with the state of satiety with living conditions in a metropolis in a group of young people. The major hypothesis of the study involves an assumption that there is a connection between feelings of satiety caused by the intense influence of the phenomena of the urban environment on the psyche and behavior of respondents, and their preferred methods of coping with the satiety situation. The study involved 159 people aged 19 to 30 years. Research methods: questionnaires developed by the authors and aimed at studying manifestations of social and psychological satiety (T. V. Drobysheva, I. V. Larionov). The questionnaire was used to identify socio-demographic characteristics. It is shown that in the group of respondents the state of socio-psychological satiety with living conditions in a metropolis is experienced as a feeling of apathy, boredom, irritation caused by imposed contacts with strangers, advertising activities of trading companies and overpopulation of the city. These phenomena of urban life are perceived by young people as violating their psychological privacy and making them want, first of all, to leave, to change the environment or activity, to find new forms of leisure or other places to spend their free time. The results found in the work indirectly indicate the protective function of socio-psychological satiety, expressed through the desire of respondents (young city dwellers) to reduce the intensity of negative emotional experiences related to living conditions in a metropolis. The questionnaires developed by the authors in the course of the study are of practical importance for researchers of the urban environment.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСЫЩЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.6:159.9

Социально-психологическая пресыщенность молодежи условиями проживания в мегаполисе: концептуальный подход и результаты исследования

Т. В. Дробышева, И. В. Ларионов, Е. Б. Филинкова

Дробышева Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, tdrobysheva@mail.ru

Ларионов Иван Викторович, магистр психологии, аспирант, Институт психологии РАН, Москва, ivlar16@gmail.com

Филинкова Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, профессор, кафедра социальной психологии, Московский государственный областной университет, Jane421@yandex.ru

Актуальность исследования связана с изучением ресурсов жизнеспособности молодых горожан в условиях нарастающих процессов урбанизации. Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы операционализации явления социально-психологической пресыщенности - психологического состояния, порожденного особенностями городской среды. Описано понятие, приведены данные о его операционализации, сформулирована гипотеза и приводятся некоторые результаты ее эмпирической проверки. Цель исследования - выявить и проанализировать связь эмоциональных переживаний и предпочитаемых стратегий совладания с состоянием пресыщенности условиями проживания в мегаполисе в группе молодежи. Основная гипотеза исследования включала предположение, что существует связь между переживанием состояния пресыщенности, вызванным интенсивным влиянием явлений городской среды на психику и поведение респондентов, и предпочитаемыми ими способами совладания с ситуацией пресыщения. В исследовании приняли участие 159 человек в возрасте от 19 до 30 лет. Методы исследования - авторские опросники, направленные на изучение проявлений социально-психологической пресыщенности (авт. Т. В. Дробышева, И. В. Ларионов). С целью выявления социально-демографических характеристик применяли анкетирование. Показано, что в группе респондентов состояние социально-психологической пресыщенности условиями проживания в мегаполисе переживается как чувство апатии, скуки, раздражения, вызванное навязанными контактами с чужими людьми, рекламной деятельностью торговых компаний и перенаселенностью города. Эти явления городской жизни воспринимаются молодыми людьми как нарушающие их психологическую приватность и прежде всего вызывают у них желание уехать, сменить обстановку или род деятельности, найти новые формы досуга или другие места свободного времяпрепровождения. Обнаруженные в ходе работы результаты косвенно указывают на защитную функцию социально-психологической пресыщенности, выраженную в желании респондентов - молодых горожан снизить интенсивность негативных эмоциональных переживаний, вызванных условиями проживания в мегаполисе. Практическую значимость для исследователей городской среды имеют разработанные в процессе исследования авторские опросники.

Ключевые слова: социально-психологическая пресыщенность, городская среда, мегаполис, компоненты социально-психологической пресыщенности, социальная психология города.

Поступила в редакцию: 15.07.2020 / Принята: 07.09.2020 / Опубликована: 21.12.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-350-357 Введение

За последние несколько лет проблемы взаимодействия человека и окружающей среды стали приоритетным направлением исследований в разных отраслях отечественной науки и практики в связи с нарастающими процессами урбанизации [1-7].

Ключевые направления исследований, разрабатываемые в отечественной психологии, затрагивают проблемы восприятия городской среды, ее влияния на социально-психологическое, психологическое, эмоциональное благополучие горожан, их психическое и психологическое здоровье [8-13]. Отдельно выделяется ресурсный подход, в рамках которого анализируются те возможности, которые представляет город своим жителям с точки зрения реализации их ценностного, интеллектуального и другого потенциала [14, с. 125-165].

Сопоставляя особенности жизнедеятельности жителей города и села, большого и малого города, города и районного центра, исследователи тем самым акцентируют внимание на специфике проблем, обусловленных размером поселения [14, с. 166-182; 15-17]. Большинство из них, указывая на особенности жизнедеятельности жителей мегаполиса, отмечают: обилие и плотность межличностных контактов с разными людьми, чрезмерную информатизацию, загруженность транспортной системы, удаленность мест проживания и работы, нарушение приватности психологического пространства и т. п. [18-20]. Подчеркивается комплексное влияние стресс-факторов городской среды на психическое и психологическое состояние жителей мегаполиса [18, 21]. К примеру, отмечается проблема установления молодежью - жителями мегаполиса непосредственных межличностных отношений в связи с высокой степенью их вовлеченности в процессы учебы, работы, культурной жизни, а также с поглощенностью электронными систе-

мами информации и связи [19, 22]. В качестве ресурсов жизнеспособности молодых горожан, проживающих в мегаполисе, авторы рассматривают расширенные возможности карьерного роста, форм организации и проведения досуга, условий создания семьи и самореализации [19, 22]. Однако реализация молодежью тех или иных потенциальных возможностей зависит от многих факторов, выполняющих функцию психологического барьера, в частности от степени пресыщенности молодых людей тем, что в избытке предоставляет им мегаполис. Влияние пресыщенности на психическое и психологическое благополучие молодежи, по нашему мнению, является одним из наиболее актуальных направлений исследования городской среды мегаполиса в современных условиях нарастания урбанистических процессов.

Анализ литературы показал, что существует проблема операционализации понятия «социально-психологическая пресыщенность», выделения и описания структуры и содержания данного феномена.

Концепция социально-психологической пресыщенности

Первым, кто обратил внимание на явление пресыщенности (блазированности/blaze attitude) в большом городе, был социолог и философ Г. Зим-мель [23]. Автор отмечал, что условия жизни в городе существенно влияют на эмоциональную сферу горожан, и это проявляется в поверхностном общении и обезличенном, неэмоциональном восприятии ими стимулов из окружающей городской среды. В психологии явление пресыщенности («психического пресыщения») выступало в качестве объекта исследования в работах А. Карстена и К. Левина и трактовалось ими как снижение интереса и мотивации к однообразным действиям при их выполнении в течении длительного времени [см.: 24].

С позиции разрабатываемого нами подхода пресыщенность, точнее социально-психологическая пресыщенность (СПП) личности (группы) определяется как психологическое состояние, порождаемое взаимодействием с социальной и предметно-пространственной средой мегаполиса. Оно проявляется в характере эмоциональных реакций и предпочитаемых стратегиях поведения горожан, направленных на совладание с состоянием пресыщения стимулами, поступающими из социума (наружная реклама, много контактов, магазинов и предложений о досуге и т. п.). По нашему мнению, социально-психологическая пресыщенность может выполнять позитивную функцию, играя роль защитного механизма в условиях избытка информации, плотности навязанных социальных контактов, разнообразия форм досуга, товаров и услуг и т. п., сопровождающих жизнедеятельность горожан.

Проявления пресыщенности носят комплексный характер, затрагивая когнитивные и аффективные аспекты восприятия городской среды, определяют готовность личности к выбору той или иной стратегии совладания. Результаты ранее проведенных нами исследований указывают на бимодальный характер эмоционального переживания пресыщенности [25, 26].

В процессе теоретического исследования, поискового и пилотного этапов эмпирического исследования было сформировано представление о структуре изучаемого феномена [25, 26]. Она включает два ключевых компонента - аффективный (эмоциональные переживания, вызванные восприятием городской среды) и конативный (предпочитаемые стратегии поведения, ориентированные на совладание с состоянием пресыщения). Их взаимосвязь содержательно раскрывает социально-психологическую пресыщенность условиями проживания в мегаполисе в группе респондентов.

Все вышеизложенное послужило снованием для проведения исследования с целью выявления связи эмоциональных переживаний и предпочитаемых стратегий совладания с состоянием пресыщенности условиями проживания в мегаполисе в группе молодежи - жителей мегаполиса.

Цель исследования нашла отражение в гипотезах: 1) существует связь между переживанием состояния пресыщенности, вызванным интенсивным влиянием явлений городской среды на психику и поведение респондентов, и предпочитаемыми ими способами совладания с ситуацией пресыщения; 2) активные стратегии совладания (поиск нового, готовность изменить что-либо) связаны с широким спектром негативных эмоциональных переживаний, отличающихся по своему характеру (беспокойство, тревога, раздражение, апатия, скука, отвращение); 3) пассивные стратегии совладания (ограничение контактов, уединение, «уход в себя») связаны с локальным спектром негативных переживаний (раздражение, апатия и скука).

Материалы и методики

Участники. В исследовании приняли участие 159 человек в возрасте от 19 до 30 лет, из них 40% мужчин и 60% женщин. Распределение выборки по месту рождения: 33% респондентов родились в Москве, 24% проживают в Москве от 10 до 20 лет, 43% проживают в Москве менее 10 лет. Выбор возрастной группы респондентов обоснован их активным образом жизни в городской среде - они учатся, строят карьеру и много и интенсивно общаются в свободное время, что позволяет предполагать возможность их подверженности состоянию социально-психологической пресыщенности.

Методики. Для проведения исследования применяли авторские опросники (авт. Т. В. Дробы-

шева, И. В. Ларионов), анкетирование. Авторские опросники, дополненные и уточненные для проведения настоящего исследования [более ранняя версия - см. 25, 26], были ориентированы на изучение поведенческих и эмоциональных проявлений социально-психологической пресыщенности. Они включали список суждений, выделенных в процессе фокус-групп на поисковом этапе исследования. Опросник предпочитаемых стратегий поведения содержал 7 суждений о проявлениях социально-психологической пресыщенности: «Стараюсь общаться только с самыми близкими», «Резко прерываю надоевшую беседу», «Стремлюсь оградить себя от назойливой рекламы любыми способами», «Не хочу никого видеть и слышать, стремлюсь к одиночеству», «Активно ищу иные источники удовольствия в мегаполисе», «Испытываю сильное желание уехать куда-нибудь, сменить обстановку», «Решительно настроен (а) на смену деятельности». К каждому суждению было предложено противоположное по смыслу. Респондентам предлагалось оценить согласие с правым или левым суждением по шкале от 1 (полное согласие с левым) до 7 (полное согласие с правым). Проверка надежности авторского опросника, построенного по типу биполярных шкал по альфа Кронбаха, показала, что данные пункты в целом измеряют изучаемый конструкт (альфа Кронбаха = 0,720; mean = 3,65; St. Dev. = 0,21).

Для выявления эмоциональных переживаний, вызванных условиями проживания в мегаполисе, применяли авторский опросник (авт. Т. В. Дро-бышева, И. В. Ларионов), построенный по типу репертуарных решеток Келли. Он также включал суждения, выделенные в процессе фокус-групп. Респондентам предлагалось оценить по 5-балльной шкале выраженность эмоциональных переживаний (беспокойство, тревога; разочарование; апатия, скука; раздражение; радость, воодушевление; отвращение; вера, надежда; удивление, интерес), вызванных источниками социально-психологической пресыщенности в городской среде («Реклама в городе», «Обилие разной информации», «Маркетинговые акции (промоутеры, фла-еры, громкоговорители)», «Обилие альтернатив выбора товаров (сетевые, интернет-магазины)», «Вынужденное общение», «Обилие контактов в течение дня», «Высокий темп жизни», «Перенаселенность города», «Разные проявления моды», «Обилие альтернатив досуга», «Однообразие условий жизни»). Следует отметить, что такой прием конструирования опросника ранее применялся Т. П. Емельяновой и Т. В. Дробышевой для изучения коллективных чувств молодежи [27]. Проверка надежности-согласованности по альфа Кронбаха показала следующее: альфа Кронба-ха = 0,97; mean = 2,07; St. Dev. = 0,30.

Социально-демографические характеристики респондентов изучали с помощью анкетирования.

Методы. Первичные данные исследования обрабатывались посредством методов контент-

анализа с расчетом частоты встречаемости смысловой группы и подгрупп, дескриптивного и корреляционного анализа (критерий Пирсона).

Результаты и их обсуждение

Предваряя результаты основного исследования, отметим, что на пилотном этапе с помощью ассоциативного текста был проведен анализ содержания представления «пресыщенность» в группе молодых москвичей [26]. Он показал, что феномен пресыщенности трактуется респондентами как состояние избыточности, связанное и с позитивными (радость, удовольствие, удовлетворение), и с негативными (стресс, усталость, неудовлетворенность) эмоциональными переживаниями, в связи с чем при разработке авторского опросника были внесены эмоциональные переживания разной модальности.

Последующий анализ данных продемонстрировал (табл. 1), что восприятие городской среды переживается по-разному. Наиболее представлены в данной группе респондентов состояния удивления, интереса, радости, раздражения. Они разделяются большей частью респондентов. Негативные переживания пресыщенности представлены чувством апатии, отвращения, разочарования, раздражения, беспокойства и тревоги. Однако для нашего исследования важным было выявить не просто интенсивность того или иного переживания, а спектр наиболее выраженных переживаний чувств, которые вызваны конкретными явлениями городской среды - источниками пресыщенности респондентов условиями проживания в мегаполисе.

Было обнаружено, что ряд явлений городской среды вызывает у молодых людей переживания одной модальности. В частности, негативные чувства у молодежи порождают разные виды рекламы, вынужденное общение и большое количество людей в городе, монотонный ритм жизни. Все это, по мнению респондентов, выступает источником состояния пресыщенности.

Наряду с этим некоторые явления городской жизни порождают у молодых людей - участников исследования позитивные эмоциональные переживания и могут быть рассмотрены как источник ихресурса жизнеспособности в мегаполисе. Речь идет о разнообразии культурной жизни города, обилии контактов со значимыми людьми, информации о происходящих событиях, проявлениях моды. В настоящий момент они вызывают у респондентов в большей степени позитивные чувства - удивление, интерес, радость, воодушевление, чем негативное - отвращение. По нашему мнению, для того чтобы данные явления городской среды вызывали состояние пресыщенности, сопровождаемое негативными переживаниями, должно быть очень интенсивное и продолжительное по времени воздействие этих раздражителей на психику молодых людей, как, например, в

Таблица 1 / Table 1

Выраженность эмоционального переживания разных явлений городской жизни (респонденты с высоким уровнем интенсивности переживания чувств, %) Manifestation of emotional experiences of various urban life-related phenomena (of respondents with high level of intensity of feeling, %)

Явление городской жизни Выраженность эмоциональных переживаний

1. Реклама в городе Раздражение - 25 Апатия, скука - 22

2. Обилие разной информации Удивление, интерес - 33

3. Маркетинговые акции (промоутеры, флаеры, громкоговорители) Раздражение - 30

4. Обилие альтернатив выбора товаров Удивление, интерес - 30 Радость, воодушевление - 31

5. Вынужденное общение Беспокойство, тревога - 24 Апатия, скука - 25 Раздражение - 28

6. Обилие контактов в течение дня Удивление, интерес - 26 Радость, воодушевление - 24

7. Высокий темп жизни Беспокойство, тревога - 21 Радость, воодушевление - 25 Удивление, интерес - 28

8. Перенаселенность города (много людей) Беспокойство, тревога - 31 Раздражение - 36 Разочарование - 21

9. Разные проявления моды (музыкальные, в одежде и т. п.) Удивление, интерес - 38 Радость, воодушевление - 27 Отвращение - 23

10. Обилие альтернатив досуга (концерты, выставки, развлекательные мероприятия и т. д.) Удивление, интерес - 62 Радость, воодушевление - 54 Вера, надежда - 37

11. Однообразие условий жизни Беспокойство, тревога - 23 Разочарование - 27

случае с разными проявлениями моды. У третьей части респондентов они уже вызывают чувство отвращения. Интересно, что высокий темп жизни в мегаполисе порождает в группе исследованной молодежи разные по своей окраске чувства от беспокойства и тревоги, радости, воодушевления до удивления и интереса. По всей видимости, данный факт связан с временными различиями проживания в мегаполисе.

На следующем этапе был проведен корреляционный анализ эмоциональных переживаний, вызванных разными источниками - явлениями городской жизни и предпочитаемых респондентами стратегий совладания с состоянием пресыщенности (табл. 2). Для дальнейшего анализа является важным, что все выявленные стратегии совладания могут быть дифференцированы как активные (активный поиск, готовность к изменениям) и пассивные (закрытость, ограничение контактов).

Проведенный анализ показал, что состояние социально-психологической пресыщенности условиями проживания в мегаполисе в конкретной группе респондентов характеризуется прежде всего переживанием состояния раздражения, апатии и скуки, реже - разочарования и отвращения, и менее всего это состояние связано с переживанием тревоги и беспокойства. При этом сам факт

разнообразия переживания чувств от тревоги, беспокойства, апатии, раздражения до отвращения стимулирует респондентов к поиску активных стратегий совладания - желанию уехать куда-нибудь, сменить обстановку или вид деятельности, найти иные источники удовольствия. При высокой интенсивности переживания ограниченного спектра чувств (апатия, скука, раздражение) молодые горожане склонны к поиску более пассивных стратегий совладания. В таком случае попытка совладать с состоянием пресыщенности условиями городской жизни проявляется в ограничении круга общения, в попытке прерывать контакты с другим человеком или просто отгородиться от внешних раздражителей, включая назойливую рекламу.

Интерпретируя полученные результаты, заметим, что пресыщенность навязанными контактами с чужими людьми, рекламной деятельностью торговых компаний, перенаселенностью города (именно эти явления вызывают у молодых людей апатию, скуку, раздражение, беспокойство, тревогу), по всей видимости, воспринимается как нарушение психологической приватности и стимулирует желание уехать, сменить обстановку или деятельность, найти новые формы досуга или просто ограничить круг своего общения, уединиться. Обнаруженный нами факт косвенно указывает на защитную функцию социально-

Таблица 2 / Table 2

Связь элементов аффективного и поведенческого компонентов социально-психологической пресыщенности

(критерий Спирмена)

Interrelation between elements of affective and behavioral components of socio-psychological satiety

(r-Spearman's)

Эмоциональные переживания / Стратегии совладания Тревога, беспокойство Разочарование Апатия, скука Раздражение Отвращение

Стратегии избегания

Стараюсь общаться только с самыми близкими - - 0,16* 0,17* -

Резко прерываю надоевшую беседу 0,18* 0,16* 0,23** -

Стремлюсь оградить себя от назойливой рекламы любыми способами - - 0,16* 0,17* -

Не хочу никого видеть и слышать, стремлюсь к одиночеству - - 0,25** 0,20* -

Стратегии совладания

Активно ищу иные источники удо -вольствия в мегаполисе 0,16* 0,18* - 0,19* 0,17*

Испытываю сильное желание уехать куда-нибудь, сменить обстановку 0,22* 0,29** 0,26** 0,35** 0,32**

Решительно настроен(а) на смену деятельности - 0,19* 0,17* 0,24** 0,23**

Примечание. * - r-Спирмена приp <0.05; **- r-Спирмена приp < 0.001. Note. * - r-Spearman at * p < 0.05; ** - r-Spearman atp < 0.001.

психологической пресыщенности, выраженную в желании респондентов снизить интенсивность негативных эмоциональных переживаний, вызванных условиями проживания в мегаполисе.

Заключение

Установлено, что социально-психологическая пресыщенность условиями проживания в мегаполисе в группе респондентов выражается в виде эмоциональных переживаний апатии, скуки, разочарования, тревоги и отвращения, связанных с предпочтением как активных стратегий совла-дания - поиска новых источников удовольствия, смены деятельности или обстановки, так и пассивных - ограничения контактов, общения, ухода от раздражающих явлений городской среды. Следует отметить, что не все респонденты, принимавшие участие в исследовании, подвержены крайним проявлениям пресыщенности, в связи с чем в перспективе развития работы необходимо рассмотреть вопросы личностной детерминации СПП. Показано, что низкий уровень выраженности изучаемой пресыщенности характеризуется переживанием положительных эмоций (интерес, радость, удивление) и ориентацией на конструктивные способы совладания (открытость и готовность к общению и знакомству) с условиями жизни в мегаполисе, вызывающими это состояние. Это позволяет сделать предположение о наличии у данных респондентов ценностных, мотивационных и прочих ресурсов жизнеспособности, которые будут изучаться на следующем этапе исследования.

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-013-00461 «Ценностно-аффективный компонент жизнеспособности разных групп горожан в условиях проживания в "кризисном городе" и "мегаполисе"»).

Информация о вкладе каждого автора. Т. В. Дробышева - методология и концепция исследования, разработка опросников; анализ полученных данных, написание текста; И. В. Ларионов - организация программы исследования; разработка опросников; сбор и обработка полученных данных, написание текста; Е. Б. Филин-кова - сбор эмпирических данных.

Библиографический список

1. Афанасьева В. В., Лазерсон А. Г., Позднева С. П. Философия города. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2012. 244 с.

2. Кружкова О. В. Городской средовой стресс : восприятие реальности и гипотетическая оценка // Конфликто-генность современности / отв. ред. Л. А. Максимова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, 2014. С. 83-101.

3. Зачесова И. А. Интенциональные характеристики городской среды мегаполиса // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии : результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 1314-1320.

4. Зачесова И. А. Повседневные дискурсивные практики городской среды мегаполиса // Психология человека как

субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред.

B. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 1803-1811.

5. Зачесова И. А. Повседневный городской дискурс : интен-циональный аспект // Вести БГПУ Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2019. № 2 (100). С. 74-78.

6. Шабаев Ю. П., Садохин А. П., Лабунова О. В., Сазонова Н. Н. Антропологическое понимание города и методология урбанистического изучения // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2018. № 3 (145). C. 248-267. DOI: 10.14515/ monitoring.2018.3.13

7. Torshizian E. Effects of crowding, density and deprivation on residential satisfaction (Doctoral dissertation, ResearchSpace@ Auckland). 2017. 286 р. [Электронный ресурс]. URL:https://researchspace.auckland.ac.nz/ bitstream/handle/2292/32620/whole.pdf?sequence=2 (дата обращения: 20.05.20).

8. Габидулина С. Э. Психология городской среды. М. : Смысл, 2012. 164 с.

9. Дробышева Т. В., ВойтенкоМ. Ю. Социально-психологическое благополучие детей в условиях мегаполиса: методологические основы исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.4, вып 1. С. 21-25.

10. Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю. Факторы социально-психологического благополучия личности в мегаполисе : представления детей о городе проживания // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 1.

C. 169-189.

11. Калиненко Н. А., СагнаеваА. Т. Восприятие визуальной среды жителями крупного города как экологический фактор (на примере г. Омска) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (1). С. 317-327.

12. Покатиловская Е. Н., Шибаева Л. В. Образ города проживания в представлениях жителей с разной городской идентичностью // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4, № 2 (14). С. 192-209.

13.РадинаН. К. Город в пространстве и времени : проблемы территориальной идентичности в контексте социально-экономических изменений, 2015. Н. Новгород : Деком, 2015. 344 с.

14. Социально-психологические исследования города / отв. ред. Т. В. Дробышева, А. Л. Журавлёв. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 267 с.

15.Дубров Д. И., Татарко А. Н. Межпоколенная трансмиссия ценностей в городской и сельской среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 2. С. 299-309. DOI: 10.17323/1813-8918-20162-299-309

16.Богомаз С. А., Литвина С. А., ЧетошниковаЕ. В. Субъективная оценка городской среды вузовской молодежью Томска и Барнаула // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 102-111.

17. Geddes S. P. Cities in Evolution : An Introduction to the Town Planning Movement and to the Study of Civics. London : Williams & Norgate, 1915. 409 p.

18.Барковская А. Ю., НазароваМ. П. Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного большого города // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социального-гуманитарного знания. 2014. Вып. 16, № 5 (132). С. 37-42.

19.Емельянова Т. П. Два города в представлениях молодежи : сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Журнал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 2 (март-апрель). С. 143-161. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/2/Emelianova_Two-Cities-Youth-Representations/ (дата обращения: 20.05.20).

20.Нартова-Бочавер С. К., Хачатурова М. Р., Брагинец Е. И. Домашняя среда и установки по отношению к семье : как они взаимосвязаны? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 3. С. 542-561. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-3-542-561

21.Головей Л. А., Муртазина И. Р., Стрижицкая О. Ю., Симонова Н. Н. Различия в восприятии повседневных стрессоров у жителей Архангельска и Санкт-Петербурга // Экология человека. 2018. № 12. С. 32-38. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22.Мозговая А. В., Шлыкова Е. В. Стиль жизни городской общности как ресурс адаптации к неопределенности среды // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 1. С. 52-69. DOI: 10.18413/2408-93382019-5-1-0-5

23. Simmel G. The metropolis and mental life // K. H. Wollf, ed. The Sociology of Georg Simmel. New York : Free Press, 1964. P. 409-424.

24.Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб. : Питер, 2005. 411 с.

25.Drobysheva T., Larionov I. Social-Psychological Satiety : Empirical Study of a New Phenomenon // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9, № 12. P. 138. DOI: 10.3390/ bs9120138

26. Дробышева Т. В., Ларионов И. В. Пресыщенность молодежи условиями проживания в мегаполисе : результаты эмпирического исследования // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3, № 3 (11). С. 112-129.

27.Емельянова Т. П., Дробышева Т. В. Комплексное исследование коллективных переживаний социальных проблем : количественные и качественно-количественные методы // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 166-175. DOI: 10.17759/sps.2018090316

Образец для цитирования:

Дробышева Т. В., Ларионов И. В., Филинкова Е. Б. Социально-психологическая пресыщенность молодежи условиями проживания в мегаполисе: концептуальный подход и результаты исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 350-357. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-350-357

Young People's Social and Psychological Satiety with Life in a Megapolis: Conceptual Approach and Research Results

Tatiana V. Drobysheva, Ivan V. Larionov, Evgeniya B. Filinkova

Tatiana V. Drobysheva, https://orcid.org/0000-0002-9578-4463, Institute of Psychology Russian Academy of Science, 13 Yaroslavskaya St., Moscow 129366, Russia, tdrobysheva@mail.ru

Ivan V. Larionov, Institute of Psychology Russian Academy of Science, 13 Yaroslavskaya St., Moscow 129366, Russia, ivlar16@gmail.com

Evgeniya B. Filinkova, https://orcid.org/0000-0001-9802-4497, Moscow State Regional University, 24 Very Voloshinoy St., Mytishchi, Moscow Region 141014, Russia, jane421@yandex.ru

The relevance of the study is associated with the study of viability resources of young city dwellers in the context of growing urbanization processes. The article presents theoretical and empirical research data regarding the problem of operationalization of the phenomenon of social and psychological satiety, which is a psychological state generated by peculiarities of the urban environment. The article presents concept description, gives data on its operationalization, formulates the hypothesis and shows some results of its empirical verification. The purpose of the study is to identify and analyse the interconnection between emotional experiences and preferred coping strategies with the state of satiety with living conditions in a metropolis in a group of young people. The major hypothesis of the study involves an assumption that there is a connection between feelings of satiety caused by the intense influence of the phenomena of the urban environment on the psyche and behavior of respondents, and their preferred methods of coping with the satiety situation. The study involved 159 people aged 19 to 30 years. Research methods: questionnaires developed by the authors and aimed at studying manifestations of social and psychological satiety (T. V. Drobysheva, I. V. Larionov). The questionnaire was used to identify socio-demographic characteristics. It is shown that in the group of respondents the state of socio-psychological satiety with living conditions in a metropolis is experienced as a feeling of apathy, boredom, irritation caused by imposed contacts with strangers, advertising activities of trading companies and overpopulation of the city. These phenomena of urban life are perceived by young people as violating their psychological privacy and making them want, first of all, to leave, to change the environment or activity, to find new forms of leisure or other places to spend their free time. The results found in the work indirectly indicate the protective function of socio-psychological satiety, expressed through the desire of respondents (young city dwellers) to reduce the intensity of negative emotional experiences related to living conditions in a metropolis. The questionnaires developed by the authors in the course of the study are of practical importance for researchers of the urban environment.

Keywords: social and psychological satiety, urban environment, metropolis, components of socio-psychological satiety, social psychology of the city.

Acknowledgments: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-013-00461 «The value-affective component of viability of different groups of city dwellers

under conditions of living in "a crisis city" and "a

megapolis"»).

Received: 15.07.2020 / Accepted: 07.09.2020 / Published: 21.12 2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative

Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Afanasyeva V V., Lazerson A. G., Pozdneva S. P. Filosofiya goroda [Philosophy of the city]. Saratov, Izd-vo Saratovs-kogo un-ta, 2012. 244 p. (in Russian).

2. Kruzhkova O. V. City environmental stress: perception of reality and hypothetical assessment. In: L. A. Maksi-mova, total ed. Konfliktogennost sovremennosti [Conflict potential of our time]. Yekaterinburg, Ural. gos. ped. un-t, Institute of Psychology RAS Publ., 2014, pp. 83-101 (in Russian).

3. Zachiosova I. A. Intentional characteristics of urban environment in the megapolis. In: A. L. Zhuravlyov, V. A. Kolt-sova, total eds. Fundamentalnyye i prikladnyye issle-dovaniya sovremennoypsikhologii: rezultaty iperspektivy razvitiya [Fundamental and practical researches of modern psychology: results and development prospects]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2017, pp. 1314-1320 (in Russian).

4. Zachiosova I. A. Discoursive urban practices of everyday life in megapolis. In: V. V. Znakov, A. L. Zhuravlyov, total eds. Psikhologiya cheloveka kak sub»yektapoznaniya, ob-shcheniya ideyatelnosti [Psychology of a human as subject of cognition, communication and activity]. Moscow, Institut Psikhology RANS, 2018, pp. 1803-1811 (in Russian).

5. Zachesova I. A. Everyday city discourse: intentional aspect. BSPUBulletin. Series 1. Pedagogic. Psychology. Philology, 2019, no. 2 (100), pp. 74-78 (in Russian).

6. Shabayev Yu. P., Sadokhin A. P., Labunova O. V., Sa-zonova N. N. Anthropological understanding of the city and urban research methodology. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2018, no. 3 (145), pp. 248-267 (in Russian). DOI: 10.14515/ monitoring.2018.3.13

7. Torshizian E. Effects of crowding, density and deprivation on residential satisfaction (Doct. dissertation, Research-Space@ Auckland). 2017. 286 р. Available at https://re-searchspace.auckland.ac.nz/bitstream/handle/2292/32620/ whole.pdf?sequence=2 (accessed 20 May 2020).

8. Gabidulina S. E. Psikhologiya gorodskoy sredy [Psychology of urban environment]. Moscow, Smysl Publ., 2012. 164 p. (in Russian).

9. Drobysheva T. V., Voytenko M. Yu. Socio-Psychological Well-Being of Children in Megapolis: the Methodological Foundations of Research. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 21-25 (in Russian).

10. Drobysheva T. V., Voytenko M. Yu. The factors of the personality's socio-psychological well-being in the megapolis: the children's representation about city of the living. Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences. Social and economical psychology, 2017, vol. 2, no.1, pp. 169-189 (in Russian).

11. Kalinenko N. A., Sagnaeva A. T. Visual environment perception by the citizens of a big city as an ecological factor (by the example of Omsk). Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2009. № 11 (1), pp. 317-327 (in Russian).

12. Pokatilovskaya E. N., Shibaeva L. V. Image of a city of accommodation in representations of residents with different city identity. Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences. Social and economical psychology, 2019, vol. 4, no. 2 (14), pp. 192-209 (in Russian).

13. Radina N. K. Gorod v prostranstve i vremeni: problemy territorialnoy identichnosti v kontekste sotsialno-ekonom-icheskikh izmeneniy [City in space and time: problems of territorial identity in context of socio-economic changes], Nizhniy Novgorod, Dekom Publ., 2015, 344 p. (in Russian).

14. Drobysheva T. V., Zhuravlev A. L., total eds. Sotsialno-psik-hologicheskiye issledovaniya goroda [Social-psychological studies of the city]. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ., 2016. 267 p. (in Russian).

15. Dubrov D. I., Tatarko A. N. Intergenerational value transmission in urban and rural area.. Integrational Value Transmission. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 299-309 (in Russian). DOI: 10.17323/1813-8918-2016-2-299-309

16. Bogomaz S. A., Litvina S. A., Chetoshnikova E. V. Subjective evaluation of the urban environment of high school youth Tomsk and Barnaul. Siberian Psychological Journal, 2013, no. 49, pp. 102-111 (in Russian).

17. Geddes S. P. Cities in Evolution: An Introduction to the Town Planning Movement and to the Study of Civics. London, Williams & Norgate, 1915. 409 p.

18. Barkovskaya A. Yu., Nazarova M. P. Stress factors in the sociocultural space of a modern metropolitan city. Izvestia Volgodrad State Technical University. Series: Problems of Social and Humanitarian Knowlege. 2014, iss. 16, no. 5 (132), pp. 37-42 (in Russian).

19. Emelianova T. P. Two Cities in Representations the Youth: a Comparative Analysis."Knowledge. Understanding. Skill" Journal, 2015, no. 2 (March-April), pp. 143-161. URL:

http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/2/Emelianova_Two-Cities-Youth-Representations/ (accessed 20 May 2020). (in Russian).

20.Nartova-Bochaver S. K., Khachaturova M. R., Bragi-nets E. I. Home environment and family attitudes: how do they interrelate? Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 542-561 (in Russian). DOI: 10.17323/1813-8918-2018-3-542-561

21.Golovey L. A., Murtazina I. R., Strizhitskaya O. Yu., Si-monova N. N. Differences in perception of daily stressors among residents of Arkhangelsk and Saint-Petersburg. Human ecology, 2018, no. 12, pp. 32-38 (in Russian). DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-5

22.Mozgovaya A. V., Shlykova E. V. Urban community lifestyle as a resource for adaptation of the environment. Research result. Sociology and management, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 52-69 (in Russian). DOI: 10.18413/2408-93382019-5-1-0-5

23. Simmel G. The metropolis and mental life. In: K. H. Wollf, ed. The Sociology of Georg Simmel. New York, Free Press, 1964, pp. 409-424.

24.Iliin E. P. Psikhofiziologiya sostoyaniy cheloveka [Psy-chophysiology of human conditions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 411 p. (in Russian).

25.Drobysheva T., Larionov I. Social-Psychological Satiety: Empirical Study of a New Phenomenon. Behavioral Sciences, 2019, vol. 9, no. 12, p. 138 (in Russian). DOI: 10.3390/ bs9120138

26.Drobysheva T. V., Larionov I. V. The satiety of young people with the living conditions in the megapolis: results of the empirical study. Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences. Social and economical psychology, 2018, vol. 3, no. 3 (11), pp. 112-129 (in Russian).

27.Emelyanova T. P., Drobysheva T. V. Integrated research of collective feelings for social problems: quantitative and qualitative-quantitative methods. Social Psychology and Society, 2018, vol. 9, № 3, pp. 166-175 (in Russian). DOI: 10.17759/sps.2018090316.

Cite this article as:

Tatiana V. Drobysheva, Ivan V. Larionov, Evgeniya B. Filinkova. Young People's Social and Psychological Satiety with Life in a Megapolis: Conceptual Approach and Research Results. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 4 (36), pp. 350-357 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-350-357

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.