Научная статья на тему 'Методический потенциал ролевой игры как средства обучения русскому языку как иностранному в профессиональной среде (на примере студентов-медиков)'

Методический потенциал ролевой игры как средства обучения русскому языку как иностранному в профессиональной среде (на примере студентов-медиков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания русского языка как иностранного / иностранные учащиеся / ролевая игра / студенты-медики / methods of teaching Russian as a foreign language / foreign students / role-playing game / medical students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Валентина Михайловна, Суворова Алена Игоревна, Губарева Александра Игоревна

Статья посвящена изучению потенциала ролевой игры на практических занятиях по русскому языку как иностранному у студентов, обучающихся на медицинском факультете. В работе рассматривается деловая игра как разновидность ролевой игры, позволяющая подготовить студентов к общению в профессиональной среде. Авторы демонстрируют образец задания, предлагаемого студентам-медикам в рамках занятия по русскому языку как иностранному. Задание, предлагаемое авторами, имитирует ситуацию общения во время клинической практики студентов-медиков и, таким образом, готовит их к общению в профессиональной среде. В работе делается вывод о пользе ролевой игры для занятий по русскому языку в иностранной аудитории и рассматривается её потенциал для проведения занятий по русскому языку в иностранной аудитории с учетом профессиональной направленности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеглова Валентина Михайловна, Суворова Алена Игоревна, Губарева Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF ROLE PLAY AS A MEANS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF MEDICAL STUDENTS)

The article is devoted to the study of the possibilities of role-playing in practical classes of Russian as a foreign language for foreign medical students. In the work, the authors put an emphasis on the role plays which are oriented on reconstructing professional conversations. Such types of tasks prepare students for communication in a professional environment. The authors present a sample assignment which can be offered to medical students as part of a Russian as a foreign language class. The task proposed by the authors simulates a communication situation during the clinical practice of medical students and, thus, prepares them for communication in a professional environment. The paper draws a conclusion about the use of role-playing games for classes in Russian considering the professional orientation of training.

Текст научной работы на тему «Методический потенциал ролевой игры как средства обучения русскому языку как иностранному в профессиональной среде (на примере студентов-медиков)»

Методический потенциал ролевой игры как средства обучения русскому языку как иностранному в профессиональной среде (на примере студентов-медиков)

Щеглова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования кафедры русского языка № 5, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы E-mail: valentina_sheglova@mail.ru

Суворова Алена Игоревна,

педагог дополнительного образования кафедры русского языка № 5, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы E-mail: suvorova_ai@rudn.ru

Губарева Александра Игоревна,

педагог дополнительного образования кафедры русского языка № 5, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы E-mail: gubareva_ai@rudn.ru

Статья посвящена изучению потенциала ролевой игры на практических занятиях по русскому языку как иностранному у студентов, обучающихся на медицинском факультете. В работе рассматривается деловая игра как разновидность ролевой игры, позволяющая подготовить студентов к общению в профессиональной среде. Авторы демонстрируют образец задания, предлагаемого студентам-медикам в рамках занятия по русскому языку как иностранному. Задание, предлагаемое авторами, имитирует ситуацию общения во время клинической практики студентов-медиков и, таким образом, готовит их к общению в профессиональной среде.

В работе делается вывод о пользе ролевой игры для занятий по русскому языку в иностранной аудитории и рассматривается её потенциал для проведения занятий по русскому языку в иностранной аудитории с учетом профессиональной направленности обучения.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, иностранные учащиеся, ролевая игра, студенты-медики

о с

U

со см о см см

Преподавателю иностранного языка, в том числе и русского языка как иностранного необходимо всегда учитывать основную цель обучения иностранному языку при подготовке занятий. Данной целью является формирование коммуникативной компетенции, предполагающей способность и готовность обучающегося осуществлять иноязычное общение.

В случае обучения иностранному языку в профессиональной сфере коммуникативная цель также остается ведущей на всех этапах обучения. Мотивация к изучению иностранного языка формируется у обучаемых благодаря учету их профессиональных интересов. Так, студенты осознают цель овладения языком. В нашей работе рассматривается процесс обучения русскому языку как иностранному студентов-медиков 3-го курса обучения. На данном этапе обучения студенты готовятся к прохождению клинической практики в больничных учреждениях, поэтому уровень мотивации студентов довольно высок. Для поддержания интереса к изучению русского языка, а также формирования способности понимать и изъясняться на русском языке в профессиональной среде целесообразно использовать ролевые игры.

В современных условиях ведения образовательного процесса невозможно представить изучение иностранного языка без применения различных игровых технологий, которые поднимают мотивацию студента, снижают уровень стресса и напряженности, создают доверительную атмосферу на занятии.

Рассмотрим подробнее определение ролевой игры. Это метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [1, 4]. В ролевой игре предполагается, что ее участники создадут симуляцию реального взаимодействия людей в той или иной ситуации общения. Такой метод позволит сделать занятие эффективнее, повысить мотивацию обучающихся, усилить их интерес к изучению языка. Для преподавателя метод ролевой игры позволит научить студентов общаться в реальной профессиональной ситуации. Предполагается, что учащиеся будут осуществлять следующие действия: имитацию, симуляцию, ситуативное моделирование, драматизацию. Таким образом, ученик является «актёром», играющим роль по определенным правилам и воспроизводящим знакомые ему жизненные ситуации.

Исходя из описания ролевой игры можно сформулировать ее цель - формирование коммуникативных навыков. На занятии перед преподавате-

лем стоят следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные [3].

Благодаря ролевой игре становится возможным их решение. Так, можно увидеть образовательный, развивающий и воспитательный потенциал ролевой игры как метода обучения русскому языку как иностранному.

В поддержку данного вывода можно привести мнение Л.С. Выготского о том, что между речью и игрой существует двусторонняя связь [1]. Такая связь предполагает, что речь может развиваться и активизироваться в процессе игры, а игра может развиваться под влиянием речи. Такая взаимосвязь позволяет обучающимся осваивать и закреплять языковые умения и навыки, а также в дальнейшем применять их в рамках профессионального общения.

Существует несколько разновидностей ролевых игр, одной из которых является деловая игра. Деловая игра предполагает «имитацию ситуации профессионального общения, реализуемого средствами иностранного языка» [4].

В нашей работе особое внимание уделено использованию деловой игры на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории. Обучающимися являются студенты-медики 3-го курса обучения, владеющие русским языком на продвинутом уровне. На продвинутом уровне изучения языка возможно использовать деловые ролевые игры, которые позволят студентам-медикам подготовиться к клинической практике, которую они проходят в медицинских учреждениях. Одним из вариантов игры может являться имитация диалога врача и пациента на основании заранее подготовленных типовых историях болезни. Истории болезни могут быть напечатаны на карточках и раздаваться обучающимся в случайном порядке. Студенты будут работать в парах и готовиться к ответу в течение ограниченного периода времени. Примером используемой истории болезни может быть:

Пациент Перхов Искандер Денисович, 37 лет, родился 15 февраля 2000 года в Самаре, работает инженером на заводе, женат, имеет 1 ребенка (мальчик).Домашний адрес (живет по прописке): город Самара, улица Коммуны, дом 85, корпус 1, квартира 31, мобильный телефон: 12345678

Родился в неполной семье от первой беременности. Имеет младшую сестру 24 лет. С раннего детства рос и развивался нормально. По умственному и физическому развитию не отставал от сверстников.

Перенесенные заболевания: туберкулез и ветрянка. Венерические заболевания отрицает. В 15 лет переболел тяжелой формой птичьего гриппа, которая впоследствии дала осложнения в виде ослабления иммунитета.

Проходил курс приема антибиотиков, ингаляций и капельниц.

Наследственный анамнез не отягощен.

Вредные привычки - курение (обычные сигареты и вейп), частое употребление алкогольных напитков.

Гигиенический уход за полостью рта - нерегулярный, проводит 1 раз с помощью пасты, но без ирригатора [2].

На основании информации, полученной из истории болезни, можно составить диалог, который позволил бы определить, почему история болезни была составлена именно таким образом. Конечно, данный аспект работы предполагает «обратное» движение. Сначала студент видит уже готовую историю болезни, а только потом моделирует ситуацию общения. Несмотря на это, представление такого задания в виде ролевой игры гораздо лучше влияет на запоминание студентом речевых моделей, используемых при общении с пациентом, правил и норм общения в профессиональной среде.

Приведем пример диалога между врачом и пациентом:

- Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста, полное имя, отчество и фамилия

- Здравствуйте! Меня зовут Перхов Искандер Денисович

- Сколько вам полных лет?

- Мне уже 37 лет

- Когда и где вы родились?

- Я родился 15 февраля 2000 года в Самаре

- Какая у Вас профессия?

- Я работаю инженером на заводе «Электро»

- Какой у Вас статус в отношениях?

- Я женат, у меня есть сын.

- Где Вы проживаете сейчас?

- В Самаре с момента рождения

- Предоставьте, пожалуйста, домашний или мобильный номер телефона.

- Домашнего телефона нет. Мобиль-ный:12345678

- Вы единственный ребёнок в семье?

- Нет, есть сестра.

- Она старше или младше Вас?

- Она младше меня. Ей 24 года.

- Сколько Вам было лет, когда вы пошли в школу?

- Я пошел в школу в 7 лет, как все дети.

- Как вы учились в школе? Комфортно чувствовали себя там?

- Хорошо, на четвёрки и пятёрки. У меня было много друзей

- Как Ваши родители развивали Вас в физическом плане в детстве?

- Мама растила меня одна и старалась развивать меня всесторонне. Я ходил на хоккей и дзюдо.

- Какие хронические заболевания Вы перенесли?

- Я болел туберкулезом, ветрянкой и птичьим гриппом.

- Вы болели гепатитом, сифилис, ВИЧ?

- Нет

- Знаете ли Вы про наследственные заболевания в семье?

- По словам мамы, никто не болел.

- Сейчас Вы хорошо себя чувствуете?

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

- Да.

- Принимали ли Вы рецептурные препараты?

- Я принимал антибиотики от птичьего гриппа, потом ингаляции еще и капельницы

- Знаете ли Вы про Ваши аллергические реакции на продукты питания или на лекарственные препараты?

- Я не знаю, но плохо мне не было, ни на капельницах и при употреблении таблеток.

- Вы употребляете алкоголь и курите?

- К сожалению, пью каждые выходные почти из-за стресса на работе. Также курю сигареты с коллегами на перерыве и вейп иногда.

- Как Вы заботитесь о полости рта?

- Чищу зубы пастой 1 раз в день.

- Только пастой?

- Да

- Спасибо за Ваши ответы.

Как показывают диалоги, представленные выше, существует много возможностей для составления ситуаций, в которых возможно проведение ролевой игры на занятиях по русскому языку. Для студентов, учащихся на медицинском факультете, данный вид деятельности является неплохой альтернативой привычным формам работы, так как позволяет им в полной мере использовать полученные знания по русскому языку и применять их в ситуации «реальной профессиональной жизни».

Подобные ролевые игры благоприятно влияют на учебный процесс, тем самым повышая качество обучения и особенно мотивацию учащихся. Студенты работают в парах, иногда в более больших группах, если цель, которую поставил преподаватель, заключается, например, в инсценировке приема, на который к врачу пришел пациент с членом семьи. Такие игры помогают сформировать профессиональные и коммуникативные компетентности, а также помогает учащимся побороть страх общения на русском языке.

Кроме этого, было отмечено, что применение подобных ролевых игр положительно влияет на психологическое состояние студентов, так как, со слов иностранных учащихся, им бывает страшно представить, каким образом они будут проходить практику в российских медицинских учреждениях из-за уровня владения русским языком. Поэтому проведение игр типа «врач - пациент» помогает им проработать разнообразные ситуации, в которых они могут оказаться вовремя им своей практики. Студенты неоднократно отмечали, что благодаря этому им становится морально легче в будущем работать с настоящими пациентами.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что ролевые игры, воспроизводящие профессиональную деятельность специалистов (в данном случае врачей), имеют особый потенциал и могут быть применены на занятиях по русскому языку как иностранному. Однако для получения максимального результата необходимо учитывать ряд факторов, чтобы создать адекватную игровую ситуацию, способствующую разви-

тию у студентов их профессиональной деятельности.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1996. - № 6. - С. 62-68.

2. Куриленко В.Б., Щербакова О.М., Макарова М.А. Клиническая практика врача-стоматолога II сертификационный уровень владения РКИ в учебной и социально-профессиональной макросферах: учебное пособие. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. -72 с.

3. Павлова Н.Ю. Использование ролевой игры при обучении иностранному языку // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. -2016. - № 4. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rolevoy-igry-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.12.2023).

4. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции: сб. науч. трудов. - М., 1999. -Вып. 437. - 136 с.

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF ROLE PLAY AS A MEANS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF MEDICAL STUDENTS)

Shcheglova V.M., Suvorova A.I., Gubareva A I.

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

The article is devoted to the study of the possibilities of role-playing in practical classes of Russian as a foreign language for foreign medical students. In the work, the authors put an emphasis on the role plays which are oriented on reconstructing professional conversations. Such types of tasks prepare students for communication in a professional environment. The authors present a sample assignment which can be offered to medical students as part of a Russian as a foreign language class. The task proposed by the authors simulates a communication situation during the clinical practice of medical students and, thus, prepares them for communication in a professional environment.

The paper draws a conclusion about the use of role-playing games for classes in Russian considering the professional orientation of training.

Keywords: methods of teaching Russian as a foreign language, foreign students, role-playing game, medical students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vygotsky L.S. Game and its role in the mental development of a child // Questions of psychology. - 1996. - No. 6. - P. 62-68

2. Kurylenko V.B., Shcherbakova O.M., Makarova M.A. Clinical practice of a dentist II certification level of proficiency in RCT in the educational and social-professional macro-spheres: a textbook. - M.: Publishing house "Ekon-Inform", 2018. - 72 p.

3. Pavlova N. Yu. The use of role-playing games in teaching a foreign language // Modern educational technologies in the global educational space. - 2016. No. 4. [site]. - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rolevoy-igry-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (date of access: 10.12.2023).

4. Formation of communicative foreign language competence: collection of scientific works - M., 1999. - Issue. 437. - 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.