Научная статья на тему 'Методический подход к управлению развитием корпоративной инновационной системы'

Методический подход к управлению развитием корпоративной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION SYSTEM / INNOVATIONS / CORPORATE INNOVATION SYSTEMS / CORPORATE INNOVATION MANAGEMENT SYSTEM / CORPORATE SECTOR / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванушкина Анастасия Васильевна

В данной статье рассматриваются понятие инновационной системы, а также модели корпоративной инновационной системы, предложенные зарубежными и отечественными учеными. Сформулировано авторское определение корпоративной инновационной системы. Рассмотрена значимость инновационной деятельности для развития корпоративной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the concept of the innovation system, as well as models of corporate innovation system proposed by foreign and domestic scientists. Author's definition of corporate innovation system is defined. The value of innovation activity for the development of corporate innovation system is examined.

Текст научной работы на тему «Методический подход к управлению развитием корпоративной инновационной системы»

УДК 332.3 DOI: 10.12737/17882

Иванушкина Анастасия Васильевна, аспирант кафедры менеджмента

и государственного управления, Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орел)

e-mail: ivanuschckina.anastasia@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В данной статье рассматриваются понятие инновационной системы, а также модели корпоративной инновационной системы, предложенные зарубежными и отечественными учеными. Сформулировано авторское определение корпоративной инновационной системы. Рассмотрена значимость инновационной деятельности для развития корпоративной системы.

Ключевые слова: инновационная система, инновации, корпоративные инновационные системы, корпоративная система управления инновациями, корпоративный сектор, инновационная деятельность.

Ivanushkina A.V. - Postgraduate of the Department of Management and Public Administration,Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: ivanuschckina.anastasia@yandex.ru

METHODICAL APPROACH TO MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE INNOVATION SYSTEM

This article discusses the concept of the innovation system, as well as models of corporate innovation system proposed by foreign and domestic scientists. Author's definition of corporate innovation system is defined. The value of innovation activity for the development of corporate innovation system is examined.

Keywords: innovation system, innovations, corporate innovation systems, corporate innovation management system, corporate sector, innovative activity.

В России о важности разработки инновационной системы стало известно в конце 90-х годов, когда стала очевидной необходимость реорганизовать инновационную деятельность в условиях перехода к новому уровню рыночной экономики. Однако, само понятие «инновационная система» появилось в мировой научной литературе в конце 80-х годов прошлого столетия, и с тех пор используется при анализе различных уровней экономики. К сожалению, разработки в области корпоративных инновацион-

ных систем остаются, на наш взгляд, мало изу-чеными. Наиболее остро стоит проблема управления и развития корпоративной системы. В достаточно полном объеме выявлены общие принципы создания корпоративной системы управления в работе Кристофера Мейера.

Поскольку корпоративная инновационная система тесно связана с корпоративной системой управления инновациями, целесообразно будет рассмотреть их в тандеме.

По мнению К. Мейера1, корпоративная система управления инновациями включает шесть элементов.

Рисунок 1 - Элементы корпоративной системы управления инновациями

Данная модель актуальна и в настоящее время, к ней прибегают многие ученые при разработках различных подходов и методов к понятию управления корпоративной инновационной системой.

Итак, на основании вышесказанного, выведем определение корпоративной инновационной системы. Корпоративная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных систем, объединенных общими целью и направленностью инновационной деятельности. В определении недаром сказано про взаимосвязанные системы, поскольку элементами корпоративной системы выступают организации, предприятия, корпорации, т.е. отдельные по своей значимости системы. Рассмотрим структуру корпоративной инновационной системы на функциональной схеме, представленной С.К. Швецом2

Основные принципы создания корпоративных структур в НИС:

^Многообразие путей создания ИФГ (инновационно-финансовых групп); 2.Государственная поддержка и стимулирование перехода к инновационной экономике;

3.Развитие научно-инновационных циклов с разработкой научных идей, «ноу-хау». Информационных технологий и выпуск наукоемкой продукции;

4.Интеграция науки, финансового и промышленного капитала;

5.Комплексное развитие технологических и кооперационных связей и повышение роли науки в развитие промышленности

6.Создание новых инновационно-инвестиционных механизмов; /.Консолидация пакетов акций, принадлежащих правительству

Цели создания инновационно-финансовых корпораций:

1.Интеграция науки и производства, повышение восприимчивости производства к инновациям;

2.Консолидация инвестиционных ресурсов на инновационных приоритетах развития областей и регионов; З.Обеспечение финансовой поддержки научно-инновационных процессов и НИОКР

4.Повышение экспортного потенциала и развитие наукоемкой промышленности; 5.Проведение структурно-организационных изменений в научно-инновационной сфере; б.Формирование межотраслевых кооперационных связей на базе инновационных циклов; 7.Развитие кооперационных межрегиональных научно-инновационных связей

А. Научно-Инновационный блок: Б. Финансово-Инвестиционный блок: С. Производственно-сбытовой блок:

инновационные центры, Научно-производственные компании, Научно-технологические комплексы наукоградов Инвестиционный фонд, Банки, Страховые компании, Паевые инвестиционные фонды, Пенсионные фонды Промышленные предприятия и фирмы, Консалтинговые патентно-технологические фирмы, Оптовые фирмы, Сбытовые организации, Снабженческие фирмы

D. Инфраструктцрно-

обеспечивающий блок

Маркетинговые центры, Бизнес-центр, траховые компании, Юридическая фирма (бюро), Рекламное бюро

Центральное ядро корпорации (головной холдинг, головная фирма, головное предприятие)

Рисунок 2 - Функциональная схема корпоративной инновационной системы

--2 Швец С.К. Корпоративные инновации: конспект

1 Christopher Meyer. Relentless Growth, Simon & лекций. НИУ ВШЭ, Спб - https://www.hse.ru/org/

Schuster, 1997, 201 р. persons/202843 (дата обращения: 8.09.2015)

100 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 4 (19) 2015 r.

В современной России достаточно активно формируется корпоративный сектор, при этом его инновационная деятельность также заметно развивается. Следует отметить тот факт, что необходимость и практическая значимость данной деятельности в нашей стране, теоретически обоснованы.

Принимая во внимание те обстоятельства, которые сложились в экономике России, необходимо отметить, что инновационную деятельность в отечественных корпорациях целесообразно активизировать путем привлечения инвестиционных ресурсов из источников, доступных корпоративным образованиям, в отличие от предприятий других организационно-правовых форм собственности, в частности, к их числу можно отнести инструменты фондового рынка. Также следует отметить, что направленность финансовых инвестиций все больше ориентируется на фондовые инструменты, удельный вес которых на сегодняшний день составляет до 80% общего объема финансовых инвестиций предприятий в РФ1.

В своей деятельности многие предприятия и корпорации прибегают к внедрению новых способов повышения уровня инновационной деятельности.

А вот лучших результатов добиваются лишь те компании, которые используют комплексный подход к непрерывному совершенствованию всех действий по улучшению. Для этого компании просто необходим бенчмаркинг — достаточно новый, но ставший перспективным в последнее время в управленческих кругах инструмент стратегического планирования деятельности компаний2.

Не следует забывать, что во многом результативность разрешения той или иной проблемы в развитии деятельности, определяется не столько тем, что нужно решить, сколько тем,

1 Лунева Е. В. Основные детерминанты и новое качество корпоративных организационных трансформаций // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2012. № 32. С. 219-232.

2 Пчела А.В. Бенчмаркинг: история происхождения и развития // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг.- №1.- 2012. - С. 98

как принимать решение. Процесс принятия решений выступает первостепенным фактором эффективности управленческой деятельности в организациях.

Библиография/ References:

1.Лунева Е. В. Основные детерминанты и новое качество корпоративных организационных трансформаций // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2012. -№ 32. - С. 219 - 232.

2.Пчела А.В. Бенчмаркинг: история происхождения и развития // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. -№1.- 2012.

3.Швец С.К. Корпоративные инновации: конспект лекций. НИУ ВШЭ, Спб., 2011. -https://www.hse.ru/org/persons/202843

4.Christopher Meyer. Relentless Growth, Simon & Schuster, 1997, 201 р.

1.Luneva E. V. Osnovnye determinanty i novoe kachestvo korporativnykh organizatsion-nykh transformatsii // Uchenye zapiski Rossii-skoi akad-emii predprinimatel'stva. 2012. - № 32. -S. 219 - 232. (In Russ).

2.Pchela A.V. Benchmarking: istoriia prois-khozhdeniia i razvitiia // Teoreticheskie i pri-kladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug. - №1.2012. - S. 98. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.