Научная статья на тему 'Методический подход к принятию управленческих решений по инициализации продуктов проекта транспортного предприятия'

Методический подход к принятию управленческих решений по инициализации продуктов проекта транспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. А. Ковтун

Предложен методический подход к процессу инициализации проекта транспортного предприятия, основанный на применении системы моделей формирования входных параметров продуктов проекта в детерминированных и нечетко определенных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO MAKING ADMINISTRATIVE DECISIONS DEDICATED TO INITIALIZING THE TRANSPORT ENTERPRISE’S PROJECT PRODUCTS

Methodical approach to initializing the transport enterprise's project is proposed. It is based on models system of the project products' entry parameters forming in determined and fuzzy conditions

Текст научной работы на тему «Методический подход к принятию управленческих решений по инициализации продуктов проекта транспортного предприятия»

Посилання на статтю_

Ковтун Т.А. Методический подход к принятию управленческих решений по инициализации продуктов проекта транспортного предприятия/Т.А. Ковтун// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007 - №2(22). С.145-157._

УДК 656.07:65.012.123

Т.А. Ковтун

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ИНИЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТА ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Предложен методический подход к процессу инициализации проекта транспортного предприятия, основанный на применении системы моделей формирования входных параметров продуктов проекта в детерминированных и нечетко определенных условиях. Рис. 7, табл. 2, ист. 17.

Ключевые слова: инициализация, продукты проекта, система моделей, ген, генотип, фен, фенотип, генетическая модель, полезность.

Т.А. Ковтун

МЕТОДИЧНИЙ П1ДХ1Д ДО ПРИЙНЯТТЯ УПРАВЛ1НСЬКИХ Р1ШЕНЬ З 1НЩ1АЛ1ЗАЦП ПРОДУКТ1В ПРОЕКТУ ТРАНСПОРТНОГО П1ДПРИСМСТВА

Запропоновано методичний пщхщ до процесу 1н1ц1ал1заци проекту транспортного пщприемства, заснований на застосуванн системи моделей формування вхщних параметр1в продукпв проекту в детерм1нованих та неч1тко визначених умовах. Рис. 7, табл.. 2, дж. 17.

Т.А. Kovtun

METHODICAL APPROACH TO MAKING ADMINISTRATIVE DECISIONS DEDICATED TO INITIALIZING THE TRANSPORT ENTERPRISE'S PROJECT PRODUCTS

Methodical approach to initializing the transport enterprise's project is proposed. It is based on models system of the project products' entry parameters forming in determined and fuzzy conditions.

Постановка проблемы в общем виде. Управление проектом представляет собой сложный интегрированный процесс принятия управленческих решений по мобилизации и координации проектных ресурсов на протяжении жизненного цикла, направленный на достижение целей проекта и удовлетворение интересов его участников. Методология управления проектами предполагает применение современных методов, техники и технологий управления [1,2,3].

Управление проектом осуществляется на протяжении всего жизненного цикла и на каждой стадии характеризуется набором определенных процессов,

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

1

представляющих собой комплекс действий, направленных на решение конкретных задач управления и получение определенного результата - продукта проекта. Анализ научных исследований в области проектного менеджмента [2,3,4,5,6] показал наличие различных мнений об идентификации процессов, составляющих единый интегрированный процесс управления проектом. Основываясь на функциональных особенностях, можно выделить следующие процессы: концептуализацию, инициализацию, планирование, реализацию, координацию и закрытие проекта.

Концептуализация представляет собой формирование концепции проекта (проектного замысла) с учетом стратегии развития бизнеса. Инициализация предполагает формирование входных параметров продуктов проекта, обеспечивающих его максимальную эффективность. Планирование заключается в разработке детального плана достижения целей проекта. Реализация предусматривает мобилизацию ресурсов для осуществления мероприятий по выполнению плана проекта. Координация включает учет, контроль, анализ и корректировку проектных параметров в случае их отклонения от первоначально заданных. Закрытие представляет собой последовательность действий по прекращению существования проекта [7].

Следует отметить, что инициализация проекта является одним из основополагающих процессов. В результате инициализации формируется множество допустимых значений входных параметров продуктов проекта, представляющих собой основу для проведения планирования и содержащих ориентиры для осуществления координации проекта в процессе его реализации. Под входными параметрами следует понимать качественные и количественные характеристики продуктов, отражающие их специфические особенности и определяющие результативность проекта. Кроме того, для обеспечения максимальной эффективности проекта необходимо из множества допустимых выбрать оптимальные значения параметров продуктов. Существуют различные методы принятия инвестиционных решений как в детерминированных условиях, так и в условиях неопределенности, наиболее полное отражение которых представлено в [8,9].

Анализ литературных источников и практических разработок [1,2,4,5,6,10,11] показал наличие различных критериев оценки эффективности проектов. К наиболее часто используемым относятся: критерий чистой современной стоимости (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR), индекс рентабельности (PI), дисконтированный срок окупаемости (DPP). Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но все перечисленные критерии характеризуют эффективность проекта в целом, не отражая взаимосвязь и взаимозависимость отдельных продуктов проекта.

Целью статьи является разработка методического подхода к принятию управленческих решений по инициализации параметров продуктов проекта транспортного предприятия в детерминированных и нечетко определенных условиях.

Формирование множества входных параметров продуктов проекта осуществляется путем последовательного получения результатов принятия управленческих решений по таким вопросам, как:

- определение специфических особенностей характеристик продуктов фаз проекта, обеспечивающих минимальный срок окупаемости проекта;

- выбор технологий получения продуктов проекта, обеспечивающих оптимальное распределение финансовых и временных ресурсов по продуктам проекта и способствующих получению максимального прироста капитала по каждому продукту в отдельности и по проекту в целом;

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

- определение количества и цены денежных средств, полученных из различных источников, необходимых для получения каждого продукта, и обеспечивающих максимальную рентабельность капиталовложений.

Оптимальные решения поставленных задач достигаются благодаря использованию элементов теории распознавания образов, нейронных сетей, линейного и динамического программирования, теории нечетких множеств [12,13,14]. В результате создана система моделей формирования входных параметров продуктов проекта как в детерминированных, так и нечетко определенных условиях. Характеристика моделей для детерминированных условий представлена в табл.1.

Таблица 1

Модели инициализации параметров продуктов проекта в детерминированных условиях

Модель формирования параметров продуктов проекта

Целевая функция Срок окупаемости DPP = log q где CFk - поток денежных инвестиционные вложения; дисконтирования; p - ставка ди \ iо (i - q)" _ CFk ■ q _ средств, CI 1 q = , 1 + p/100 сконтирования 7k = const; Iо -- коэффициент

Параметры управления X' Xj ;•••; Xj j - множества параметров продуктов проекта; X1 (i = 1,1) - продукты проекта; x. (j= 1,J) -параметры продуктов

Ограничения Пороговые значения оценочных показателей продуктов: - для продукта эксплуатационной фазы IF (Inflow) - притока денежных средств, IF = D3Kcnn , где D3Kcnn - доходы от оказания ТУ; - для продукта инвестиционной фазы OF (Outflow) - оттока денежных сРедств> OF = 1 + ЯЭкспл + Каморт, где I - стоимость транспортного средства и расходы, связанные с его приобретением; Яэкспл - эксплуатационные расходы; RaMOpm - амортизационные отчисления; - для продукта прединвестиционной фазы OF (Outflow) - оттока денежных средств, OF = Rynp, где Rупр - управленческие расходы

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

3

Продолжение таблицы 1

Модель выбора технологий получения продуктов

Прирост капитала АСО] = тах |аСО/// + АСО*+11,

где I - номер фазы проекта; ] - номер продукта фазы проекта;

АСО у - суммарный прирост капитала для у -го продукта;

Целевая функция

У

АСОу+1 - суммарный прирост капитала для (] +1 )-го продукта,

АСОк - прирост капитала, получаемый при использовании к -ой технологии для получения у -го продукта;

ACQk = IFj ■ q < — OFj ■ q

k -Tk

Л

-i)

где IF- (Inflow) - приток денежных средств от реализации k -го

ч

варианта j -го продукта i -ой фазы; T j - время окончания k -го

m

варианта j -го продукта i -ой фазы, Tj = T—1 t^ ; tfj -

j

продолжительность k -го варианта j -го продукта i -ой фазы; OFj -отток денежных средств от k -го варианта j -го продукта ji -ой фазы;

T(y-i) - время окончания получения (j — l)-го продукта и начала j -го продукта_

Параметры управления

OFk, IFk, tk - параметры j -го продукта i -ой фазы, полученного по

v v У

к-ой технологии

7k Л

Ограничения

Множества параметров продуктов, полученных с использованием

Ы, iFk, tk}

определенных технологий,

Модель распределения финансовых ресурсов по продуктам

Целевая функция

Расходы на финансирование проекта

n

FE = ^

j=i

JtVj • ry •(1—a}^ • г. -At

k

i=i

П( q)

i=k+1

П( q)

/=1

/=1

^ min

{fv, } ■

где - будущая стоимость финансовых ресурсов, полученных из

/ -го источника = 1, т^ для получения ] -го продукта ^] = 1,п^; , = 1, к^ - собственные источники финансирования; , = к +1, т^ - источники заемных средств; г^ - норма прибыльности

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

ресурсов; qij - коэффициент дисконтирования; Д^. - временной интервал использования ресурсов; а - ставка налогообложения (налог на прибыль)

Параметры управления FVИ - будущая стоимость количества денежных ресурсов из 1 -го V источника, предназначенных для получения )-го продукта, (г = 1,т}, (г = 1й}.

Ограничения т ^ FVij < Si - ограничения на объемы вкладываемых ресурсов из 1=1 т различных источников; ^ FVij = Pj - ограничения на бюджет г=1 каждого продукта проекта; > 0 - условия неотрицательности У величин вложенных денежных средств, = 1, ш}, (г = 1, п}

Каждая фаза проекта транспортного предприятия (ТП) заканчивается получением определенного продукта: прединвестиционная - проектной документации (ПД), инвестиционная - транспортного средства (ТС), эксплуатационная - транспортной услуги (ТУ) [7]. Продукты фаз проекта взаимосвязаны и взаимозависимы. Эта особенность учитывается в модели формирования входных параметров продуктов, так как специфические свойства продукта последующей фазы являются определяющими для продукта предыдущей фазы и отражаются на его характеристиках.

Процесс формирования параметров продуктов проекта включает такие этапы, как: идентификация, кодификация, спецификация. Идентификация продуктов проекта предполагает создание описательных моделей, которые используются при установлении идентичности характеристик продуктов (качественных и количественных) и формировании классов продуктов, обладающих подобными свойствами. Кодификация заключается в присваивании параметрам продуктов кодовых значений, отражающих степень соответствия значения определенной характеристики продукта значению этой характеристики, присущему тому или иному классу, и предполагает создание структурных моделей каждого продукта проекта. Спецификация заключается в определении критериев оценки привлекательности продуктов проекта и создании многоуровневой сетевой структуры продуктов, позволяющей выделить из множества классов возможных реальных продуктов класс, представители которого в наибольшей степени удовлетворяют требованиям эффективности проекта. Последовательность процесса формирования параметров продуктов проекта и его результаты представлены на рис.1.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

5

Идентификация Кодификация Спецификация

1 г 1 г 1 г

Описательные Структурные Сетевая

модели модели структура

продуктов продуктов продуктов

Рис.1. Формирование параметров продуктов проекта

Моделирование процесса инициализации параметров продуктов использует элементы теории распознавания образов и нейронных сетей. Параметрами управления в данной модели служат характеристические свойства продуктов, ограничениями - пороговые значения оценочных показателей продуктов, целевой функцией - дисконтированный срок окупаемости проекта (Discounted Payback Period, DPP).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим этапом процесса инициализации является выбор технологий получения продуктов проекта, характеризующихся определенными затратами ресурсов, выраженных в денежных и временных единицах, и отражающихся на стоимостях продуктов. Учитывая эти особенности, моделируется процесс получения продуктов, который представляет собой задачу динамического программирования. В результате ее решения производится распределение временных и денежных ресурсов проекта, служащих параметрами управления в данной модели. Предлагается использовать показатель - прирост капитала (Capital Growth, aCg) по продукту, представляющий собой разность между дисконтированным значением полученных и вложенных денежных средств по каждому продукту. Целевая функция - прирост капитала по проекту в целом -представляет собой аддитивный показатель, значение которого образуется из значений прироста капитала, определяемых продуктами фаз проекта. Ограничениями служат стоимостные и временные характеристики применяемых технологий получения продуктов проекта. В результате строится траектория развития проекта, обеспечивающая его максимальную эффективность с позиций данного критерия.

Заключительным этапом инициализации является построение модели, которая позволяет распределить финансовые ресурсы проекта, полученные из различных источников по этапам жизненного цикла проекта с максимальной эффективностью. Параметр управления в данной модели - объем денежных средств с определенной нормой прибыльности, а целевая функция - расходы на финансирование (Financial Expenses, FE) транспортного предприятия. Ограничениями служат объемы финансовых ресурсов различного происхождения и стоимостные характеристики каждого продукта проекта.

Таким образом, создается система моделей процесса инициализации параметров продуктов проекта транспортного предприятия в детерминированных условиях, представленная на рис.2.

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

Специфические особенности продуктов проекта

Множества параметров продуктов проекта

Множества временных и стоимостных параметров продуктов

Модель формирования параметров продуктов

Модель выбора технологий получения продуктов

Множества параметров продуктов проекта

Множества временных и стоимостных параметров продуктов

А /

Модель Множества

распределения вкладываемых

финансовых —► денежных

ресурсов по средств в

продуктам Г продукты

Генетическая модель проекта

Рис.2. Система моделей инициализации параметров продуктов проекта ТП в детерминированных условиях

В результате использования системы моделей инициализации создается специфическая комбинация входных параметров продуктов проекта, определяющая его результативность. Комбинацию входных параметров продуктов проекта предлагается, по аналогии с биологическими системами, определять, как генотип проекта [15], а ее составные элементы (входные параметры) - как гены. Результатом каждой модели будет являться определенный набор специфических признаков (генов), локализованных в отдельных хромосомах (продуктах). Каждый проект обладает определенным набором хромосом, отражающемся в фенотипе - множестве результирующих критериев проекта - фенов. Особенности формирования генотипа и фенотипа проекта развития транспортного предприятия представлены на рис.3.

Гены представляют собой независимые структурные единицы [16]. При этом иногда наблюдается их взаимозависимость. Как, например, от параметров «тип судна» и «возраст судна» в определенной степени зависит параметр «стоимость судна». В результате взаимодействия генов проявление фенотипического признака может варьировать в значительной степени.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

7

Фенотип проекта

Срок окупаемости

Модель выбора технологии получения продуктов

и ТУ

деньги время"

у

к ТС

деньги время

\

ПД А—

деньги время -^

V

Модель распределения финансовых ресурсов по продуктам

хромосомы фены

ТУ

источник 1, источник 2,

количество, количество,

стоимость ДС стоимость ДС

А ТС

й- источник 1, источник 2,

количество, количество,

стоимость ДС стоимость ДС _/

ПД \

источник 1, источник 2, III

количество, количество,

стоимость ДС стоимость ДС __

Расходы на финансирование

Рис. 3. Процесс формирования генотипа и фенотипа проекта ТП

Но, к сожалению, на начальном этапе инициализации проекта очень сложно предвидеть состояние проектного окружения и потенциала на протяжении всего жизненного цикла. В данной ситуации предлагается использовать аппарат теории нечетких множеств, что позволит создать модели для условий отсутствия полной информации о состоянии проекта (табл.2). В отличие от детерминированных, такие модели используют понятие функции принадлежности, которая отражает степень соответствия значений параметров альтернативы продукта их эталонным величинам [17].

Таким образом, используя результаты моделирования параметров продуктов в детерминированных условиях и учитывая нестабильность проектной среды, создана система моделей процесса инициализации продуктов проекта в нечетко определенных условиях (рис. 4).

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

Модели инициализации параметров продуктов проекта в нечетко определенных условиях

Таблица 2

Модель формирования параметров продуктов проекта

Целевая функция

Функция принадлежности значения срока окупаемости эталонному значению

I

Л0РРг = 2^' ' ЛСР1 , = 1 ■ ГДе 51 - ноРмиРованное

'=1

значение коэффициента важности потока денежных средств ' -ой фазы

СР' , (т = 1, М)

Параметры управления

Нечеткие множества параметров продуктов проекта хп], (хп] )Ц , Где Лщ (хп] )

степень принадлежности

параметра хп] множеству параметров Х'п] ' -го продукта, (' = 1, I), (к = 1, К), (п = 1, Ы), (] = 1, J). Нечеткие отношения между классами продуктов проекта /р 0к+1,Б1. )

Ограничения

ПороГовые уровневые значения функций принадлежности параметров значениям классификационных характеристик

хп] / Лщ (хп] Ь] , < 1

Пороговые значения функций

принадлежности нечетких отношений между классами продуктов

/(0.+1,Бк,Р/к < 1

Модель выбора технологий получения продуктов

Целевая функция

Показатель уровня достижения цели проекта

т

ЛкСОр = '/Щ , ('' = 1,2,3), где - нормированное

]=1 '

значение весового коэффициента важности ] -го продукта; /Лдсо{ -уровень достижения цели по ] -му продукту ' -ой фазы;

ДС°] = 2Р(]-1)(])[лДШ] + ЛДС°1-1

]=1

где Р'-!)') - вероятность перехода от продукта (] — 1) к продукту

*

] ; /иДСО]—1 - суммарное значение степени принадлежности значения результирующего показателя эталонному проектному значению по (] — 1 )-продуктам; /лДСО] - значение степени

принадлежности значения результирующего показателя проектному значению по ] -му продукту

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

9

Продолжение таблицы 2

Параметры управления

Нечеткие множества стоимостных и временных характеристик продуктов

■ * .. I лк\н II лк .. { лк11 лк , лк

4 , к ^ | 4 , (4))[ | 4 , (4 ))|

где /лор (лк), /Л1Р (А), / (А) - функции принадлежности

у

I) /ш(4,

стоимостных и временных параметров альтернативного варианта продукта Лк значениям параметров, присущим проектному значению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

продукта Ру

Ограничения

/Л>а - пороговые значения функций принадлежности стоимостных и временных ограничений_

Модель распределения финансовых ресурсов по продуктам

Целевая функция

Функция принадлежности расходов на финансирование альтернативного варианта распределения финансовых ресурсов по

продуктам проекта оптимальному варианту

Параметры управления

Нечеткие множества количеств денежных ресурсов /Лру.. \fVjjc))} из I -го источника, предназначенных для

получения у -го продукта, (| = 1, т)(у = 1, п), (с = 1, С)

Ограничения

Нечеткие множества ограничений на объемы финансирования

$ =к^))} (Ь = 1,в),

нечеткие множества ограничений на бюджет продуктов

Р = |р /РУ (р ]с1 /Л = 1,- пороговые значения

функций принадлежности ограничений на объемы финансовых ресурсов и бюджеты продуктов._

Использование нечетких моделей, содержащих как нечеткие параметры управления, составляющие нечеткий генотип проекта, так и нечеткие связи между ними, с учетом сформулированных нечетких ограничений, позволяет получить нечеткие значения целевых функций - фенов, образующих фенотип проекта (рис.5).

Нечеткость фенотипа проекта выражается степенями принадлежности фенов альтернативных вариантов значениям, полученным без учета неопределенности, в результате использования детерминированных моделей. Значение степеней принадлежности отражает уровень достижения целей проекта по отдельным фенам.

Использование инструментария теории нечетких множеств позволяет исследовать взаимосвязь между изменениями генотипа и изменениями фенотипа проекта. Анализ влияния ситуаций риска, которые характеризуются нечеткостью входных параметров продуктов проекта (генов), на изменения значений критериев оценки эффективности проекта (фенов) позволяет провести классификацию изменений генотипа проекта по последствиям, которые они вызывают (рис.6).

10 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

Модель формирования параметров продуктов

Модель выбора технологий получения продуктов

Модель распределения финансовых ресурсов по продуктам

Детерминированные условия

Множества параметров продуктов проекта

Множества временных и стоимостных параметров продуктов

Множества вкладываемых средств в продукты

Нечетко определенные условия

Е"

бив

М"

бив

И"

бив

Е"

бив

I::

I:: I::

Еви

Е"

бив

I:: I;;

Нечеткие множества параметров продуктов проекта

Нечеткие множества временных и стоимостных параметров продуктов

Нечеткие множества вкладываемы средств в продукты

Рис.4. Система моделей инициализации продуктов проекта в нечетко определенных условиях

Детерминированный

генотип 4 Г Л Детерминированный ГГГП 1У 4

фенотип

Рис.5. Последовательность процедуры формирования нечетких структур проекта

Изменения генотипа проекта могут быть как однопараметные, так и многопараметные. При этом они могут не вызывать существенных изменений фенотипа проекта, или эти изменения можно корректировать с помощью принятия определенных управленческих решений и вернуть проект на первоначальную траекторию развития. Такие изменения генотипа называются модификациями. Однопараметные модификации предполагают восстановление стабильного состояния проекта за счет регулирования значений "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22) 11

модифицированного параметра. При многопараметных модификациях вернуть проекту стабильность возможно за счет изменения значений других параметров. При этом используются определенные правила, учитывающие нормы замены параметров. В случае, если в результате изменения генотипа проекта произошло такое изменение фенотипа, при котором проект уже нельзя вернуть на первоначальную траекторию развития, говорят о возникновении мутаций.

Рис.6. Взаимосвязь изменений генотипа и фенотипа проекта

В результате использования моделей, предназначеных для осуществления выбора параметров продуктов проекта в детерминированных условиях, создаются эталонные образцы продуктов. При этом эффективность проекта оценивается тремя критериями: сроком окупаемости, приростом капитала и расходами на финансирование. Таким образом, задача выбора альтернативного варианта проекта, обеспечивающего максимальный уровень его эффективности, представляет собой задачу многокритериальной оптимизации. Существует множество методов решения задач многокритериальной оптимизации. Задачу выбора оптимального варианта продуктов проекта предлагается решать методом многокритериальной полезности [17]. В качестве интегрированного критерия эффективности проекта может служить полезность как уровень удовлетворения интересов инициаторов проекта. Полезность альтернативного варианта проекта складывается из частичных полезностей по отдельным критериям. Предполагается, что существует приоритетность критериев для инициаторов проекта, что должно выражаться в значениях весовых коэффициентов критериев. Таким образом, многокритериальная полезность проекта вычисляется по формуле:

п

& = • , = 1, (1)

,=1 ,

где а, - весовой коэффициент приоритетности I -го критерия эффективности проекта; wi - полезность I -го критерия эффективности проекта.

В условиях частичной неопределенности оценить уровень достижения целей проекта предлагается с помощью значения функции принадлежности общей полезности альтернативы проекта значению полезности эталона проекта, рассчитанного по формуле (1). Нечеткое значение полезности альтернативы

12

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

учитывает нечеткие полезности отдельных критериев эффективности, а также их вклад в общую полезность проекта

= ■ ^г = 1 (2)

г г

где / - степень принадлежности полезности г -го критерия эффективности его

полезности эталонного варианта проекта.

Чем ближе приближается значение функции принадлежности нечеткой полезности альтернативы к единице, тем предпочтительнее считается альтернатива с точки зрения достижения поставленных целей проекта. Графическое изображение многокритериальной полезности эффективности проекта представлено на рис.7.

Детерминированные условия Нечетко определенные условия

Рис.7. Многокритериальная полезность проекта

Выявление соответствующих зависимостей между нечеткими множествами генотипов и фенотипов проекта позволяет формировать множество альтернатив продуктов проекта и осуществлять выбор наиболее предпочтительного варианта стратегии осуществления проекта, с позиций его максимальной эффективности.

Выводы. Предложенный методический подход к формированию параметров продуктов проекта, основанный на создании генетической структуры проекта, позволяет отразить не только специфические особенности продуктов проекта, но и взаимосвязь и взаимозависимость характеристик продуктов. Применение моделей инициализации параметров позволит значительно снизить затраты временных и денежных ресурсов проекта, а использование моделей в нечетко определенных условиях - снизить уровень риска проекта. В дальнейшем предполагается исследовать зависимость входных параметров по продуктам и разработать комплекс управленческих решений в случае их модификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мазур И.И. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - М.: «Экономика», 2001. - 574с.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

13

2. KepiBHMi^TBO з питань проектного менеджменту PMBOOK: Пер. з англ. / За ред. С.Д. Бушуева. - К.: Видавничм дiм «Деловая Украина», 2000. - 198с.

3. Словник-довщник з питань управлшня проектами / С.Д. Бушуев УкраТнська асоцiацiя управлшня проектами. - К.: «Деловая Украина», 2001. - 640с.

4. Тян Р.Б., Холод Б.1., Ткаченко В.А. Управлшня проектами. - К.: Центр навчальноТ лтератури, 2003. - 224с.

5. Кобиляцький Л.С. Управлiння проектами: Навч. поаб. / Л.С. Кобиляцький. К.: МАУП, 2002. - 200с.

6. Товб А.С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. / А.С. Товб, Г.С. Ципес.-М.: ЗАО «Олiмп - Бизнес», 2003. - 240с.

7. Болдырева Т.В., Ковтун Т.А. Структуризация пакетов работ проекта для мониторинга ситуаций риска // II Международная конференция «Управление проектами в развитии общества. Тезисы докладов. - К., 2005. - С.51-52.

8. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Принятие решений: Учебн. пос. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270с.

9. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решения, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебн. - М.: Логос, 2003. - 392с.

10. Тарасюк Г.М. Управлшня проектами: Навч. поаб. - К.: Каравела, 2004. - 344с.

11. Управление проектами / Под ред. Дж.К. Пинто. - СПб.: Питер, 2004. - 464с.

12. Горелик А.Л., Скрипкин В.А. Методы распознавания. - М.: «Высшая школа», 1989. -232с.

13. Глибовець М.М., Отецький О.В. Штучний штелект / М.М. Глибовець, О.В. Отецький. -К.: Вид. дiм «КМ Академiя», 2002. - 366с.

14. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств: Пер. с франц. - М.: Радио и связь, 1982. - 432с.

15. Бабаев 1.А. 1нновацшна технолопя в управлшы програмами розвитку оргаызацш на основi генетичноТ моделi проекту/ Автореферат дисертацп на здобуття наукового ступеня доктора техычних наук. - К., 2006.

16. Орлов Н.Н. Генетический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 318с.

17. Дем'янюк О.Б. Моделi прийняття швестицшних ршень на основi функцп випдност з грошовим та часовим аргументами. - Терн.: Економiчна думка, 2002. - 101с.

Стаття надмшла до редакцп 13.04.2007 р.

14

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.