Научная статья на тему 'Методический подход к оценке уровня конкуренции и конкурентоспособности угольной продукции на отраслевом уровне'

Методический подход к оценке уровня конкуренции и конкурентоспособности угольной продукции на отраслевом уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ / КОНКУРЕНЦИЯ / УГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ. COMPETITIVENESS OF BRANCH / COMPETITION / COAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонких А. И.

Сформулировано определение конкурентоспособности отрасли на основе анализа конкуренции продукции и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of competition capacity of a branch on the base of analysis of product competition and enterprise is formulated.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке уровня конкуренции и конкурентоспособности угольной продукции на отраслевом уровне»

УДК 622 А.И. Тонких

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОТРАСЛЕВОМ УРОВНЕ

Сформулировано определение конкурентоспособности отрасли на основе анализа конкуренции продукции и предприятий.

Ключевые слова: конкурентоспособность отрасли, конкуренция, угольная продукция.

Семинар № 8

A.I. Tonkih

METHODICAL APPROACH FOR EVALUATION THE LEVEL OF COMPETITION AND COMPETITION CAPACITY OF COAL PRODUCTS AT THE BRANCH LEVEL

The definition of competition capacity of a branch on the base of analysis ofproduct competition and enterprise is formulated.

Key words: competitiveness of branch, competition, coal production.

!Г^онкуренция - фундаментальная

Кэкономическая категория. В переводе с латинского означает процесс борьбы товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли, выступает как механизм регулирования общественного производства. Испытывая на себе воздействие внешних факторов, конкуренция выполняет регулирующую роль в системе стихийной организации хозяйства, оптимизирует взаимосвязи товаропроизводителей, определяет их интересы и формы поведения в условиях экономической свободы и правовой независимости субъектов рынка [1].

Неотрывно от конкуренции существует конкурентоспособность. Она является её атрибутом, определяется и проявляется благодаря конкуренции.

Конкуренция осуществляется в двух основных формах - ценовой и неценовой.

Ценовая конкуренция предполагает борьбу за получение дополнительной прибыли путем снижения издержек производства и обращения без изменения качества продукции. В условиях ценовой конкуренции снижение издержек производства рассматривается как основной фактор достижения конкурентных преимуществ.

В последнее время наибольшее развитие получила неценовая конкуренция в различных ее проявлениях (технический уровень, качество, рыночная новизна, реклама, послепродажное обслуживание, создание товаров-субститутов и др.).

«Ценовые» и «неценовые» факторы конкурентоспособности продукции взаимосвязаны. Товар обладает двумя чертами: стоимостью и потребительской стоимостью. Денежным эквивалентом стоимости товара на рынке выступает его цена, а потребительская стоимость заключается в качестве товара.

Стратегия предприятия должна заключаться в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды и составляющих своего конкурентного потенциала преобразовать его в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции.

М. Портер также считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете, фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество должно состоять в основном из двух частей: 1) более низких издержек и 2) дифференциации товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента; а дифференциация — способность фирмы предлагать покупателю качественный товар, особых потребительских свойств или обеспечивает его послепродажным обслуживанием [5].

Конкуренция отдельных отраслей и предприятий на мировом рынке принимает характер конкуренции самой продукции. Следовательно, конкурентоспособность продукции зависит как от ценовой, так и от неценовой конкуренции. Таким образом, конкурентоспособность продукции можно оценить в общем виде следующим образом:

K = —,

А

где К - конкурентоспособность продукции; Q - совокупность качественных характеристик; А - совокупность ценовых характеристик.

Конкуренция, являющаяся соревнованием ради прибыли, выступает основной движущей силой товарного хозяйства. Товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием. И успех в этой борьбе обеспечивает продукция, которую принято называть конкурентоспособной.

Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны

для потребителя, чем товары их конкурентов (Европейский форум по проблемам управления).

В России проблемам повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять внимание с 30 марта 1999 года, когда в ежегодном Послании президента Б.Н. Ельцина "Россия на рубеже эпох" большое внимание было уделено проблемам повышения конкурентоспособности страны. Из этого Послания можно сделать вывод, что основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI в. должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

Большое внимание повышению конкурентоспособности России уделено в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10 января 2000 г. В Концепции отмечается, что важнейшей задачей для России является опережающее развитии конкурентоспособных отраслей и производств.

Конкурентоспособность - внутренний, необходимый атрибут и результат конкуренции, которая может быть достигнута при разумном сочетании рыночных механизмов и методов государственного регулирования адекватного сложившейся ситуации и требованиям времени.

Категория «конкурентоспособность» в современной рыночной экономике является одной из ключевых. В зависимости от экономического объекта применения различают конкурентоспособность

продукции, конкурентоспособность

предприятия, конкурентоспособность отрасли, национальной экономики. Характеристики и факторы, их определяющие, существенно отличаются. А объединяет эти категории способность исследуемого объекта выполнять свои функции в условиях рынка не менее эффективно, чем конкуренты. Конкурентоспособность продукции, предприятия, отрасли по сво-

ей сути представляют собой различные уровни конкурентоспособности национальной экономики.

С методологической точки зрения в основе конкурентоспособности лежит конкурентоспособность продукции, так как конкурентоспособность предприятия зависит от достигнутого уровня конкурентоспособности производимых на данном предприятии всех видов продукции. Конкурентоспособность продукции и предприятия соотносятся как часть и целое. Конкурентоспособность национальной экономики состоит из конкурентоспособных отраслей ее составляющих.

Конкурентоспособность продукции

представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение потребности потребителей. Формирование конкурентоспособности продукции происходит путем придания ей тех качественных и стоимостных характеристик, которые наиболее соответствуют требованиям потребителя на конкретном товарном рынке.

Конкурентоспособность предприятия рассматривается как совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемых в процессе воспроизводства. С другой стороны, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем у конкурентов [4].

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на конкретном рынке зависят от конкурентоспособности продукции и совокупности социально-эконо-мических и

организационных факторов, и методов деятельности предприятия. Таким образом, по своей экономической сущности конкурентоспособность предприятия представляет собой более широкую категорию, чем конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность отрасли определяется через наличие конкурентных преимуществ предприятий ее составляющих, которые позволяют про-изводить продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп потребителей [1, 2, 3].

Конкурентоспособная отрасль, должна включать следующие черты:

■ конкурентоспособная отрасль это категория относительная, а не абсолютная. То есть важными считаются не сами показатели, а то, как эти показатели соотносятся с динамикой показателей конкурентов;

■ конкурентоспособность отрасли

должна находиться в тесной взаимосвязи с конкурентоспособностью отдельных предприятий и национальной экономики;

■ конкурентоспособность нацио-

нальной экономики во многом определяется конкурентоспособностью отдельных ее отраслей;

■ конкурентоспособность отрасли

предполагает иметь наличие в ней: рациональной отраслевой структуры, группы высоко конкурентных предприятий; отлаженной опытно-конструк-торской, прогрессивной производственно-

технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-техничес-кого и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами;

■ конкурентоспособность отрасли должна характеризоваться временной принадлежностью, причем временной интервал

отрасли должен быть больше, чем для конкурентоспособности продукции (жизненный цикл товара) и конкурентоспособности предприятия (период функционирования предприятия). Например, радикальное решение проблемы конкурентоспособности даже на уровне предприятия требует 5-10 лет, а для отрасли - минимум 10-15 лет;

■ конкурентоспособность отрасли характеризуется территориальной принадлежностью.

Таким образом, исходя из этих предположений, сформулируем авторское определение конкурентоспособности отрасли.

Конкурентоспособность отрасли -это категория национальной экономики, отражающая эффективность функционирования отрасли на национальном рынке в целом и на международных рынках. Она представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик отрасли и предприятий, ее состав-

ляющих; с другой стороны, она должна учитывать влияние на нее внешних факторов (государственное, общественное, политико-правовое устройство страны, финансово-кредитную и налоговую политику, уровень развития национального рынка и т.д.), определяющих способность отрасли более эффективно функционировать на внешнем, внутреннем и региональных рынках страны в определенный период времени по сравнению с конкурентами, получая при этом широкие возможности для дальнейшего развития отрасли.

В этом определении учитываются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность предприятий отрасли, возможности конкурентов, временная и территориальная принадлежность этой категории конкурентоспособности, наличие потенциала для дальнейшего развития отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л.Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208с.

2. Гельвановский М.И. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели / М.И. Гельвановский, В.М. Жуковская, И. Трофимова // Вопросы статистики. -1999. - № 12. - С. 15.

3. Конкурентное превосходство наций. // Рынок. - 1991. - №11. - С. 12.

4. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка / Под ред. Г.А.Унтуры. -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. - 212 с.

5. Портер М. Международная конкуренция / М.Портер. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с. ЕШ

— Коротко об авторе

Тонких А.И. - доцент кафедры «Экономики и производственного менеджмента», кандидат экономических наук, Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), институт экономики и управления, горный институт,

E-mail: festu@festu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.