Научная статья на тему 'Методический материал по выполнению творческой работы по химии'

Методический материал по выполнению творческой работы по химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушкова Татьяна Владимировна

Предлагаемые вниманию читателей методические рекомендации – дидактическая разработка, применяемая в групповой творческой работе с обучающимися 7–14 лет в системе дополнительного образования. Выполнение заданий такого рода позволяет расширять кругозор учащихся, показать межпредметные связи (литература, естествознание и экология, информационные технологии), влечет за собой развитие творческого и исследовательского подхода в работе, а также развитие их познавательных интересов и углубление знаний по предмету. Подобные задания позволяют детям продемонстрировать накопленные знания о важнейших химических понятиях, законах и теориях, умение грамотно проводить практический химический эксперимент, наглядно и грамотно представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический материал по выполнению творческой работы по химии»

Методический материал по выполнению творческой работы по химии

Глушкова Татьяна Владимировна

Методический материал по выполнению творческой работы по химии

Предлагаемые вниманию читателей методические рекомендации - дидактическая разработка, применяемая в групповой творческой работе с обучающимися 7-14 лет в системе дополнительного образования. Выполнение заданий такого рода позволяет расширять кругозор учащихся, показать межпредметные связи (литература, естествознание и экология, информационные технологии), влечет за собой развитие творческого и исследовательского подхода в работе, а также развитие их познавательных интересов и углубление знаний по предмету. Подобные задания позволяют детям продемонстрировать накопленные знания о важнейших химических понятиях, законах и теориях, умение грамотно проводить практический химический эксперимент, наглядно и грамотно представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий.

Предварительная подготовка. Этап подготовки заключается в выборе литературного произведения, на основе сюжета которого выполняется работа. В качестве примера такой работы может выступить сказка Антуана де Сант-Экзюпери «Маленький принц».

1 этап. Ученик вместе с преподавателем анализирует, каким образом сюжет может быть представлен с помощью химических опытов. В данном случае это «Вулканы на столе», «Вода превращается в вино», «Букет в банке», «Марсианский пейзаж», «Фараоновы змеи». Важно показать обучающимся, что полученных знаний (зафиксированных на занятиях), не всегда достаточно для эффектной демонстрации задуманного сценария, поэтому завершением работы на первом этапе является постановка задачи по поиску дополнительной информации.

2 этап. На этом этапе еще раз отрабатывается и закрепляется умение грамотно ставить задачи согласно выбранной цели.

Можно опираться на следующий алгоритм:

1. Используя литературные источники и интернет-ресурсы, создать «базу данных» (не менее 5-6) новых химических реакций, соответствующих заданным условиям: «яркий» (наглядный) признак реакции, возможность практического проведения в условиях школьной лаборатории.

2. Провести выбранные химические превращения.

3. Оценить возможность и целесообразность использования проведенных опытов в своей творческой работе.

Глушкова

Татьяна

Владимировна,

педагог дополнительного образования лаборатории химии сектора ландшафтоведения Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, г. Москва

Методические разработки и рекомендации

Методические разработки

4. Сделать вывод о форме использования выбранных превращений.

Далее следует обсуждение методик, применяемых, для решения этих задач: совместная (в зависимости от возраста ребенка) работа с литературными источниками и интернет-ресурсами, анализ полученных сведений, составление прописи лабораторных экспериментов и практическое проведение химических превращений.

Практическая часть работы проводится ребенком только самостоятельно (но под контролем педагога). Обязательно совместное обсуждение результатов и выбор нужных реакций. Форму проведения эксперимента подбирает сам обучающийся (это может стать домашним заданием и для него, и для его родителей), педагог может только посоветовать (направить) его к наиболее осуществимому варианту. Окончательный выбор делает ребенок, очень важно дать ему почувствовать, что он творит сам.

3 этап. При наличии темы (произведение) и материала (наглядные химические реакции) приступаем к совместному написанию сценария и подбору демонстрационного материала (это могут быть презентация, плакаты, декорации к выступлению и т.д.).

4 этап. Предварительная защита творческой работы перед выступлением на итоговом занятии, конференции, конкурсе и т.д.

Химические превращения, использованные для проведения наглядных экспериментов по сказке «Маленький принц»

Вулканчик

На керамическую подставку (тарелку, плитку) горкой насыпать 3-4 чайных ложки (15-20 г) дихромата аммония ^Н4)2Сг207, пипеткой на вершину горки «вулкана» поместить две-три капли этилового спирта (или одеколона). Поджечь. Возможен такой вариант вулкана: тарелка, пластилин, питьевая сода (гидрокарбонат натрия), уксусная кислота (можно воспользоваться столовым уксусом - 3-9% раствором уксусной кислоты), краситель (можно взять фукорцин из домашней аптечки или красный пищевой краситель, или даже свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.

Пластилин делят на две части и одну из них раскатывают в плоский «блин» - основание вулкана, а из второй лепят полый конус с отверстием наверху (склоны вулкана). Защепив обе части по краям, надо налить внутрь воду и убедиться, что «вулкан» не пропускает ее снизу. Объем внутренней полости «вулкана» не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл, это емкость чайной чашки или обычного стакана). Вулкан на тарелке ставят на поднос.

Чтобы «зарядить» вулкан «лавой», готовят смесь жидкости для мытья посуды (одна столовая ложка), сухой питьевой соды (одна столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь наливают в «вулкан», а потом добавляют туда уксус (четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Из жерла вулкана показывается ярко окрашенная пена.

Методический материал по выполнению творческой работы по химии

Глушкова Татьяна Владимировна

Волшебная роза

Из белой или светло-желтой салфетки (или другой мягкой тонкой бумаги) свернуть цветок и хорошо пропитать его раствором фенолфталеина. Перед проведением демонстрации (за 30 минут) в неглубокий но широкий сосуд (чашка петри, блюдце) налить раствор аммиака (продается в аптеке) и накрыть колпаком (банкой). В момент демонстрации Маленький Принц (ребенок, проводящий опыт) поливает розу (пропитанную фенолфталеином) из пульверизатора (можно водой, а можно повторить раствор фенолфталеина) и накрывает колпаком. Роза становится ярко-малиновой.

Волшебный кувшин

Необходимы пять стаканов, непрозрачный кувшин, карбонат натрия, гидросульфат натрия (сульфат аммония), раствор фенолфталеина. В первый стакан поместить 10-20 мг гидросульфата натрия, во второй - столько же карбоната натрия, а в третий несколько капель фенолфталеина. Четвертый и пятый стаканы нужны для эффектности опыта. Во все стаканы приливаем по 1 мл воды, чтобы растворить вещества. Стакан с гидросульфатом натрия (первый) незаметно отметьте. В чистый кувшин налейте воду из крана. Затем во все стаканы поровну вылейте из кувшина воду. Теперь выливаем воду обратно в кувшин из стаканов, из всех кроме первого (с гидросульфатом натрия), забудьте его словно случайно. Теперь из кувшина снова разливаем воду по стаканам - но там уже вино (или сок): вода окрасилась в малиновый цвет. А теперь из всех пяти стаканов снова слейте воду в кувшин и обратно -она снова стала прозрачной и бесцветной. Опыт основан на гидролизе солей.

Марсианский пейзаж

Карандашом на листе плотной бумаги большого формата нарисуйте марсианский пейзаж - рисунок должен быть едва заметным. Помните, что окончательный вариант будет в красно-бурых, синих и белых тонах. При помощи кисточки (или ватного тампона) аккуратно пропитайте рисунок слабым раствором сульфата меди (II) те участки рисунка, где цвет должен быть красно-бурый, и раствором хлорида железа (III) - где синим. Дайте рисунку высохнуть. В пульверизатор налейте раствор гексациано-феррата (II) калия. В момент демонстрации зрители видят как чистый белый лист превращается в необычный пейзаж при обработке его жидкостью из пульверизатора.

Смешать 1 г дихромата аммония ^Н4)2Сг207, 2 г нитрата аммония N^N03 и 1 г сахарной пудры. Эту смесь смачивают водой, лепят из нее палочку и сушат на воздухе. Если палочку поджечь, из нее в разные сторону поползут черно-зеленые змеи. Возможен другой рецепт: в столовую тарелку насыпают 3-4 ложки просеянного речного песка, делают из него горку с углублением в вершине и готовят реакционную смесь, состоящую из 1/2 чайной ложки нитрата аммония и 1/2 чайной ложки сахарного песка, тщательно перетертых в ступке. Затем в углубление горки наливают еще 1/2 столовой ложки этилового спирта и насыпают одну чайную ложку приготовленной нитратно-сахарной смеси. После этого остается только поджечь спирт. Сразу же на поверхности смеси появляются черные шарики обугленного сахарного песка, и вслед за ними вырастает черный блестящий и толстый «червяк», спускающийся с горки. Если нитратно-сахарной смеси было взято не более одной чайной ложки, то длина червяка не превысит 3--4 см. А его толщина будет зависеть от диаметра углубления горки. "/"I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.