Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ / ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викуленко А.Е., Ежова Л.А., Сотемская М.И.

В статье раскрываются методические вопросы повышения эффективности высшего образования в современных условиях в России; приводится проблема теории самоорганизации при подготовке специалистов; рассматривается система высшего образования; получения оценки знаний автоматически, по результатам работы студента в семестре: рейтинга и экзаменационной оценки по 100-балльной шкале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ISSUES IMPROVE HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS IN RUSSIA

The article describes the methodological issues of improving the efficiency of higher education in contemporary conditions in Russia; is a problem of the theory of self-organization in the training of specialists; We consider a system of higher education; gain knowledge evaluation automatically, based on the results of the student in the semester: a hundred point scale, the rating and assessment of the examination.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ»

VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

УДК 378.146

A.E. Vikulenko, L.A. Ezhova, M.I. Sotemskaya

METHODOLOGICAL ISSUES IMPROVE HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS IN RUSSIA

The article describes the methodological issues of improving the efficiency of higher education in contemporary conditions in Russia; is a problem of the theory of self-organization in the training of specialists; We consider a system of higher education; gain knowledge evaluation automatically, based on the results of the student in the semester: a hundred point scale, the rating and assessment of the examination.

Keywords: methods of increase of efficiency of higher education in contemporary conditions in Russia; problem of the theory of self-organization; score-rating system, the motivation of the student to receive an education.

А.Е. Викуленко1, Л.А. Ежова2, М.И.Сотемская3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ

В статье раскрываются методические вопросы повышения эффективности высшего образования в современных условиях в России; приводится проблема теории самоорганизации при подготовке специалистов; рассматривается система высшего образования; получения оценки знаний автоматически, по результатам работы студента в семестре: рейтинга и экзаменационной оценки по 100-балльной шкале.

Ключевые слова: методика повышения эффективности высшего образования в современных условиях в России; проблема теории самоорганизации; балльно-рейтинговая система, мотивация студента на получение образования.

В современных условиях повышение эффективности высшего образования является необходимым условием процесса развития страны.

Это, в первую очередь, относится к проблеме теории самоорганизации при подготовке специалистов в области высшего экономического образования, что требует необходимости и эффективности применения синергетического подхода, обуславливающего как высокую степень изучения и запоминания предмета, так и возможность рассмотрения системы обучения в определённый момент и за период времени, обеспечивающего реальную картину состояния дел в рассматриваемой области изучения.

Концепции и идеи теории самоорганизации нашли своё выражение во взаимосвязанных областях теорий диссипативных структур, детерминированного хаоса, катастроф [1], [2], [3], [4]. При этом синергетика исходит не из однозначного общепринятого определения понятия "система", а из присущего ей набора свойств. Состояние системы даёт представление о системе в целом в конкретный момент времени, а смена состояний выражает изменение системы во времени.

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

2 Ежова Л.А., профессор кафедры информационных технологий и высшей математики, кандидат физико-математических наук; Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина, Ленинградская область

Ezhova L.A., Professor of the Department of Information Technologies and Higher Mathematics, PhD in Physical and Mathematical Sciences; State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Gatchina, Leningrad region

3 Сотемская М.И., старший преподаватель кафедры информационных технологий и высшей математики; Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина, Ленинградская область

Sotemskaya M.I., Senior Lecturer of the Department of Information Technologies and Higher Mathematics; State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Gatchina, Leningrad region

Образование и обучение с точки зрения синергетического подхода теории самоорганизации представляют собой важнейший и крупнейший из рычагов долгосрочного действия, которым располагает правительство на всех уровнях для обеспечения устойчивого развития экономики. Улучшение общей системы образования является по своей сути приоритетным делом правительства и вопросом экономической, а не только социальной политики, что обеспечит национальное преимущество. Столь же большое значение имеет и осуществление финансовой политики, которая связывает систему образования с экономикой и поощряет собственные усилия её хозяйствующих субъектов в деле обучения.

Линейные системы обладают свойством аддитивности, при котором целая система сводима к сумме составляющих её частей. Нелинейные процессы невозможно надёжно прогнозировать [6], [7]. При исследованиях сложных нелинейных систем можно выделить два различных подхода в зависимости от направления внимания: возможные сценарии прохождения точки бифуркации, поведение системы в хаосе [8. С. 229-242] и процесс самоорганизации изнутри. Язык аттракторов позволяет осмыслить явления предсказуемости и принципиальной непредсказуемости, даёт понимание вероятностного, хаотического поведения систем [9. С. 55-69]. Следовательно, можно ожидать, что теории аттракторов и катастроф правомерно использовать и для описания функционирования общественного сознания.

Эффективная и конкурентоспособная политика в области образования и обучения студентов должна отражать особенности каждой страны и, как показывает статистика, должна быть сосредоточена на следующих основных проблемах.

1. Установление высоких образовательных стандартов. Как показывает статистика, система образования и обучения должна требовать высоких показателей от обучающихся, которые должны соревноваться между собой для их достижения.

2. Высокие стандарты в области образования и обучения не вступают в противоречие с принципом свободного доступа к образованию, который, как показывает статистика, лучше обеспечивать не снижением стандартов, а предоставлением финансовой поддержки студентам всех уровней обеспеченности и организацией подготовительных программ для поступающих в высшие учебные заведения.

3. Преподавание - это престижная и высокооцениваемая профессия. Качественное образование просто невозможно без наличия кадров хорошо подготовленных и компетентных преподавателей на всех уровнях, вплоть до аспирантуры, поэтому государство должно заботиться о престиже работников данной профессии, проводя соответствующую финансовую политику.

4. Большинство студентов получают образование или обучаются с практической ориентацией. Студенты - будущие специалисты - должны быть вооружены соответствующими навыками, необходимыми для того, чтобы занять значимое место в экономике.

5. Должна обеспечиваться тесная связь между образовательными учреждениями и работодателями. Система профессионального обучения представляет собой необычный пример системы, в которой миллионы молодых людей сочетают образование (в частности - экономическое) с обучением на рабочем месте, что, в первую очередь, требует твёрдых знаний в изучаемой области.

Как показывают исследования, приведённые факторы конкурентоспособности страны имеют прямое отношение к производительности её национального богатства и положения в мировой экономике. Данные исследования отвечают на вопрос, почему при огромных запасах природных ресурсов и значительном человеческом капитале по уровню жизни Россия отстаёт от развитых стран и не может добиться такого же уровня производительности и доходов?

Изменение состояний системы во времени, т.е. последовательную смену её состояний, можно представить линией в фазовом пространстве (пространстве возможных состояний системы) или задать оператор, переводящий одну фазовую точку в другую [10]. Разрабатываемые в рамках синергетики понятийные средства открывают формальный аппарат, позволяющий описывать динамику экономического сознания как частного случая комплексной динамической системы [11. С. 9]. В результате, уравнение позволяет описать динамику того или иного процесса в каждый момент времени [12. С. 219-232].

Следует отметить, что экономическое образование должно быть опережающим, а не запаздывающим и быть ориентировано не на пассивное отражение потребностей практики, а на опережающие требования, которые ещё только формируются характером и темпами современного экономического роста и которые предъявляет к высшей школе практика современного хозяйствования.

Важно и необходимо участие высших учебных заведений в реализации инновационных проектов во всех сферах экономики и финансов, венчурном бизнесе. За рубежом именно на базах университетов создаются инкубаторы новых фирм, являющиеся опорой развития инновационного бизнеса. В нашей стране масштабы такой деятельности постоянно увеличиваются, что требует соответствующей подготовки будущих специалистов в области решения этой проблемы.

Роль высшей школы в повышении общего уровня культуры обучающейся молодёжи во многом обеспечивается в ходе их повседневных контактов, приобщающих к современным стандартам уровня жизни и потребления, но не всегда выигрышных для отечественных производителей товаров и услуг, особенно в условиях международного экономического кризиса по отношению к нашей стране. Это создаёт высокий уровень конкуренции и требует соответствующей подготовки выпускников - специалистов в экономической области, без которой в создавшихся условиях отечественным предприятиям достаточно сложно эффективно функционировать.

В результате синергетический подход к теории самоорганизации, обуславливающий подготовку специалистов в области экономики, позволяет эффективно проводить соответствующее обучение с учётом функциональной математической зависимости в определённые моменты времени.

Наряду с методами, стимулирующими студентов на изучение дисциплины не только в период экзаменационной сессии, но и в процессе систематического аудиторного обучения и самостоятельной работы в течение всего семестра, является новая школа развития экономической мысли в обществе, представляющая собой эффективное управление их образованием, дающая интерес к его изучению и получению необходимых знаний по предмету. Это, в первую очередь, относится к балльно-рейтинговой системе оценки знаний студента. Сама по себе система накопления баллов в течение семестра и, как результат, автоматический расчёт итоговой оценки используется в ряде вузов (в частности, уже более 3-х лет на факультете экономики и менеджмента в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете) (СПбГТИ(ТУ)) и зарекомендовала себя с положительной стороны. Если на экзамене требовательность преподавателя может расцениваться студентом как необоснованные придирки, а экзаменационная оценка восприниматься как необъективно заниженная, то при рейтинговой оценке знаний акцент с зоны межличностных отношений переходит в зону деловых отношений преподавателя и студента - что заработал, то и получил.

В соответствии с нормативными документами ГИЭФПТ, балльно-рейтинговая оценка работы студента в семестре составляется из двух позиций: "заработанных" студентом в течение семестра баллов (на лекциях, практических занятиях, деловых играх, лабораторных работах, рефератах, курсовых проектах и т.п.) и баллов, полученных им собственно на экзамене, проводимом с использованием компьютеров. В рабочих программах каждой кафедры устанавливается вес семестровых и экзаменационных баллов в общей экзаменационной оценке. Для прогнозирования полной отдачи и мотивации студента на конечный результат были рассмотрены различные структуры системы "семестр-экзамен" [5]: "20 % - 80 %"; "40 % - 60 %"; "50 % - 50 %"; "60 % - 40 %". Вариант "80 % -семестр, 20 % - экзамен" не рассматривался, так как в нём роль экзамена практически нивелируется. Однако в первом и втором вариантах студент мало ориентирован на работу в семестре (студенты попросту не являлись на мероприятия по промежуточному контролю знаний - самостоятельные работы и тестирование). Вариант соотношения "50 % -семестр, 50 % - экзамен" оказался наилучшим для студентов-троечников: что-то "заработал" в семестре, что-то на экзамене. Наилучшим оказался вариант 60 на 40, когда студент отчётливо понимает важность семестровых баллов в общей оценке, что побуждает его к более ответственному отношению к работе в семестре. Для сравнения, на факультете экономики и менеджмента в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете) (СПбГТИ(ТУ)) так же применяется 100-балльная шкала, которая распределяется следующим образом: 45 баллов за учебные занятия, 25 баллов - за контрольные работы, 15 баллов - за рефераты и курсовые проекты, 5 баллов за тесты, проводимые на компьютерах и 10 баллов - резерв, устанавливаемый при необходимости, по решению преподавателя, для поощрения студентов, что достаточно эффективно.

Если говорить о дисциплинах естественно-математического цикла, то для усиления их изучения контрольные мероприятия осуществляются только после прохождения основных разделов курса. Самостоятельные работы проводятся в рамках практических занятий и рассчитаны на 20-40 минут, семестровые контрольные работы содержат задачи

по всем разделам курса за семестр и рассчитаны на время занятия. Все контрольные мероприятия оцениваются по 100-балльной шкале. В дорожной карте дисциплины приведены типовые варианты всех самостоятельных и контрольных работ по каждому семестру, указаны контрольные вопросы для подготовки к экзамену, как по первому, так и по второму вопросу экзаменационных билетов, зная, что всё это пригодится им на контрольных мероприятиях и экзаменах.

Рейтинг студента за учебную работу в семестре учитывает: за самостоятельные работы - по 10 %, за семестровые контрольные работы - 30 % в первом семестре и 20 % во втором. Самостоятельные работы не переписываются, с целью получения более высокого балла, - это контрольный срез знаний студента на данный момент, и студенты об этом оповещены в начале семестра. Такой подход стимулирует студента готовиться к контрольным мероприятиям в соответствующий временной промежуток, не откладывая "на потом". Для более эффективного применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, повышения их восприятия предмета и ещё большего стимулирования на постоянную работу над дисциплиной может использоваться применяемая авторами в течение ряда лет система получения студентами баллов за экзамен автоматически, по результатам работы в семестре. Экзаменационные билеты содержат по два вопроса теоретического характера (по 12 баллов) и задачу (16 баллов).

В дорожной карте дисциплины по каждому семестру указаны контрольные вопросы для подготовки к экзамену и тестирование студентов в рамках лекционного занятия (по 20-30 минут на каждый тест), что закрепляет полученные знания студентов. Оценка каждого теста производится по 100-балльной шкале. Переписывание тестов на более высокие баллы не проводится. В каждом семестре студенты проходят три тестирования:

. В первом семестре первый и второй тесты относятся к первому вопросу экзаменационного билета, "вес" первого теста - 40 %, второго - 60 %. Автоматический рейтинг за первый вопрос экзаменационного билета рассчитывается по формуле:

баллов. Третий тест относится ко второму вопросу экзаменационного билета, "вес" теста - 100 %, соответственно, автоматический рейтинг

за второй вопрос билета - Т3 X 0,12 баллов. Во втором семестре к первому вопросу экзаменационного билета относится первый тест с "весом" 100 %, и автоматический рейтинг за первый вопрос экзаменационного билета рассчитывается по формуле:

Т\ X 0,12 баллов. Ко второму вопросу относятся второй и третий тесты "весом" по 50 % каждый. Соответственно баллы за второй вопрос билета рассчитываются по формуле:

(Т2 X 0,5 + Т3 X 0,5) X 0,12 баллов.

Рассчитав в процентном соотношении "долю" баллов, приходящихся на экзаменационную задачу, к баллам, набранным студентом за работу в семестре, используется следующая формула подсчёта автоматического рейтинга за задачу экзаменационного

билета: Рсел1 X 0,27 баллов.

Для студентов способных, но "медленно входящих" в учебный процесс предусмотрена система так называемых поощрительных баллов, которые студент может "заработать" в семестре (доказательство какого-нибудь свойства или теоремы, самостоятельная проработка заданного теоретического материала, решение какой-нибудь сложной, интересной задачи), своего рода "копилка" - до 5 баллов за семестр. Накопленные поощрительные баллы суммируются с итоговым рейтингом по дисциплине за семестр и могут оказать значительную услугу студенту при получении оценки за семестр, особенно, если в рейтинге студенту не хватает всего нескольких баллов до получения желаемой оценки. "Вес" дисциплины в каждом семестре 50 %, поэтому, итоговая оценка по дисциплине рассчитывается по среднему суммарному рейтингу за первый и второй семестры. Оценка по дисциплине за каждый семестр и итоговая оценка выставляются в форме и в баллах по 100-балльной шкале: "удовлетворительно" - 55-70 баллов, "хорошо" - 70-85 баллов, "отлично" - 85-100 баллов. На экзамене студент вправе использовать свои автоматические баллы - за весь экзамен или только за один или два вопроса, если он согласен с заработанными баллами. Если же студент захочет улучшить свои экзаменационные баллы - он вправе сдавать экзамен полностью и получить максимум баллов. Следует заметить, что на факультете экономики и менеджмента в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете) (СПбгТИ(ТУ) при оценке знания студентов такая практика структуры установления балльно-рейтинговой оценки не применяется. Применяемая при оценке знания студентов система несколько проще:

что набрал студент за период обучения, то и имеет, т.е. она обуславливает необходимость трудиться равномерно и постоянно в течение всего периода обучения. Баллы набираются студентом в процессе учебного процесса изучения дисциплины вследствие текущего постоянного и систематического проведения ряда разработанных тестов по темам занятий, лабораторным работам, деловым играм и отдельным лекциям и, в конце учёбы, экзаменов по всему курсу, с использованием компьютеров в течение всего срока учёбы. Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах по 100-балльной шкале вне зависимости от суммы набранных баллов: "неудовлетворительно" - от 0 до 60 баллов, "удовлетворительно" - от 61 до 70 баллов, "хорошо" - от 71 до 80 баллов, "отлично" - от 81 до 100 баллов, что обуславливает достаточно высокую степень положительного окончания изучения дисциплины.

В результате, предлагаемые в статье методические вопросы повышения эффективности высшего образования в современных условиях кризиса в России имеют ряд интересных и эффективных предложений, позволяющих их успешно применять для повышения эффективности образования и его контроля.

Таким образом, если в прошлые годы после сессий по каждой дисциплине было достаточно много задолжников, то с применением приведённой системы балльно-рейтинговой оценки знаний и получения рейтинга за экзамен автоматически, число задолжников по каждому предмету обучения значительно уменьшилось, а хороших и отличных оценок стало значительно больше, что указывает на повышение качества подготовки специалистов.

Таким образом, повышение эффективности высшего образования в современных условиях кризиса в России, с точки зрения синергетического подхода, представляет собой важнейший и крупнейший из рычагов долгосрочного действия, требует новой школы развития экономической мысли в обществе, представляющей собой эффективное управление образованием, дающей интерес к изучению и получению необходимых знаний по предмету, а также широкого применения теории самоорганизации при подготовке специалистов, эффективной и конкурентоспособной политики в рассматриваемой области образования и обучения студентов, отражающей особенности России.

Список использованных источников

1. Арнольд В.И. Теория катастроф. - М., 1990.

2. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект / "Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления". - М., 1994.

3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / "Вопросы психологии". - 1993. - № 5.

4. Венгеров А. Синергетика и политика / "Общественные науки и современность". - 1993. - № 4. - С. 55-69.

5. Ежова Л.А. Влияние рейтинговой оценки знаний студента на качество современного образовательного процесса // «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе». Материалы XIII Международной научно-методической конференции 24 октября 2008 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП. -2008. - С. 56-57.

6. Калинин Э.Ю. Методологический анализ статуса нелинейности в естествознании / "Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления". - М., 1994.

7. Курдюмов С.Н. Собственные функции горения нелинейной среды и конструктивные законы построения её организации / "Современные проблемы матем. физики и вычисл. математики". - М., 1982.

8. Мун Ф. Хаотические колебания / пер. с англ. - М., 1990.

9. Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений: Автореф. дисс.... докт. психол. наук. - М., 1988.

10. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М., 1988.

11. Петренко В.Ф. Митина О.В. Семантическое пространство политических партий / "Психологический журнал". - 1991. - № 6.

12. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / пер. с англ. - М., 1985.

13. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.