Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ВНЕДРЕНИЕ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ЭЛЕМЕНТЫ ОНЛАЙН-КУРСА / СТРУКТУРА ОНЛАЙН-КУРСА / ОБЪЕМ ОНЛАЙН-КУРСА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ / GUIDELINES / IMPLEMENTATION / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / ONLINE COURSE ELEMENTS / ONLINE COURSE STRUCTURE / VOLUME OF THE ONLINE COURSE / WORK ORGANIZATION / SELF-ACQUISITION OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадилаева Марха Насруддиновна, Алиева Марем Вахаевна, Магомедов Магомед Абакарович

В статье рассматриваются проблемы создания массовых открытых онлайн-курсов по дисциплине, которые направлены на решение задач, связанных с применением электронных форм обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ. Определено, что образовательные организации имеют право применять электронные формы обучения, дистанционные технологии при реализации образовательных программ по дисциплине. Даются рекомендации по содержанию онлайн-курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадилаева Марха Насруддиновна, Алиева Марем Вахаевна, Магомедов Магомед Абакарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR CREATING MASSIVE OPEN ONLINE COURSES

The article deals with the problems of creating massive open online courses in the discipline, which are aimed at solving problems related to the use of electronic forms of education and distance technologies in the implementation of educational programs. It is determined that educational organizations have the right to use electronic forms of education, distance technologies in the implementation of educational programs in the discipline. Recommendations are given on the content of the online course.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_9_828 УДК 378.14

Бадилаева Марха Насруддиновна,

старший лаборант кафедры изобразительного искусства, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Badilaevam@gmail.com

Алиева Марем Вахаевна,

ассистент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: marem.al@mail.ru

Магомедов Магомед Абакарович,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры биофизики, информатики и медаппаратуры, Дагестанский государственный медицинский университет, г. Грозный, Россия, e-mail: magmagab@gmail.com

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ

В статье рассматриваются проблемы создания массовых открытых онлайн-курсов по дисциплине, которые направлены на решение задач, связанных с применением электронных форм обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ. Определено, что образовательные организации имеют право применять электронные формы обучения, дистанционные технологии при реализации образовательных программ по дисциплине. Даются рекомендации по содержанию онлайн-курса.

Ключевые слова: методические рекомендации; внедрение; массовые открытые онлайн-курсы; элементы онлайн-курса; структура онлайн-курса; объем онлайн-курса; организация работы; самостоятельное получение знаний.

UDC 378.14

Badilaeva Markha Nasruddinovna,

Senior Laboratory Assistant, Department of Fine Arts, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: Badilaevam@gmail.com

Alieva Marem Vakhaevna,

Assistant, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: marem.al@mail.ru

Magomedov Magomed Abakarovich,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Biophysics, Informatics and Medical Equipment, Dagestan State Medical University, Grozny, Russia, e-mail: magmagab@gmail.com

GUIDELINES FOR CREATING MASSIVE OPEN ONLINE COURSES

The article deals with the problems of creating massive open online courses in the discipline, which are aimed at solving problems related to the use of electronic forms of education and distance technologies in the implementation of educational programs. It is determined that educational organizations have the right to use electronic forms of education, distance technologies in the implementation of educational programs in the discipline. Recommendations are given on the content of the online course.

Keywords: guidelines; implementation; massive open online courses; online course elements; online course structure; volume of the online course; work organization; self-acquisition of knowledge.

Мы живем в эпоху стремительных изменений информационной структуры мира. Система образования отозвалась на преобразования появлением нового содержания обучения, новых форматов и методов обучения. Новым в эпоху совершенствования технологий передачи информации становится онлайн-образование [1; 3].

Реальная система образования пытается научить молодого человека масштабно мыслить. Прежде всего, преподавателям необходимо развивать познавательный интерес обучающегося, научить его самостоятельной познавательной деятельности. Актуальной формой выполнения этого требования сегодня становится активное внедрение в образование массовых открытых онлайн-кур-сов. Образование любого уровня является личностным требованием обучающегося, и он вправе осуществлять обучение в удобное для себя время, в удобной форме.

Методические рекомендации по созданию МООК по дисциплине при реализации требований ФГОС направлены на решение задач, связанных с развитием возможностей применения электронных форм обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ.

Образовательной программой должны быть достигнуты все предъявляемые к современному курсу требования. В ней должны быть разработаны все элементы онлайн-курса: структура и объем курса, организация работы, самостоятельное получение знаний, осуществление контроля, подведение итогов, рефлексия и т.д.

Рекомендованная длительность онлайн-курса составляет 2-3 недели при режиме занятий 8-16 академических часов в неделю.

Примерную структуру курса приведем на рис. 1.

приглашение-финальное рассылка

тест

самостоятельная работа, задание, тест задание

домашнее задание,

1

V

Набор Лекция

на курс

Лекция

V

N /

Лекция

Продолжительность - 1 неделя

информация вопрос ы

тестовые вопросы тестовые вопросы

тестовые

видеолекция

V

\ /

видеолекция

I

видеолекция

домашнее задание Рисунок 1 - Примерная структура модуля

т

Структурной единицей онлайн-курса является модуль. Модулей может быть от 3 до 10. Последний модуль является завершающим для проведения итогового контрольного мероприятия и подведения общих итогов обучения. Это могут быть анкеты обратной связи, опросы удовлетворенности.

Модуль структурно состоит из следующих элементов: видеолекция, разбитая на смысловые блоки и конспекты (видеоролики, продолжительностью не более 3-10 минут), пре-

зентации, дополнительный иллюстративный материал к каждому модулю, материал для самостоятельного изучения, тесты и пр.

В модуле могут быть предусмотрены задания для работы над материалом модуля, которые в дальнейшем подлежат оценке преподавателем, и сессии интерактивного общения преподавателя с группой студентов в режиме форума или приложений для проведения видеоконференций ( табл. 1).

Вид занятия Содержание

Лекция Видеолекция, продолжительностью не более двух академических часов в неделю

Самостоятельная работа Изучение дополнительной литературы к модулю, представленной преподавателем

Домашнее задание Выполнение задач, эссе, тесты и т.д. в письменном виде. Рекомендуется в каждом модуле. Критерии оценки домашнего задания заранее должны быть представлены в информационном разделе

Тестирование по итогу изучения модуля Тестовые вопросы, обозначенные в лекции и в дополнительной литературе

Интерактивное общение Общение с преподавателем в онлайн-режиме по вопросам курса. Общение в форуме или в режиме видеоконференции

Проверочные задания могут быть: в виде коротких вопросов (тесты) после каждого видеоролика; развернутыми (домашнее задание) после каждого модуля; итоговыми (финальное задание) по пройденному материалу.

Рекомендации по содержанию онлайн-курса:

1. Наличие справочных материалов по курсу.

2. Наличие краткой аннотации (к каждому модулю, теме, видеолекции).

3. Наличие литературы для подготовки (электронные учебники, пособия, полезные ссылки и т. п.).

4. Проверочные задания (к модулю, теме, видеолекции, курсу в целом). Необходимо указывать крайние сроки выполнения проверочных заданий и критерии их оценивания;

5. Обсуждение модуля (темы курса) в форуме по заранее подготовленным преподавателем вопросам. Форум рекомендуется просматривать каждый день.

6. Система оценивания должна быть продумана до запуска онлайн-курса.

7. Итоговое (финальное) задание по пройденному материалу с обозначением крайнего срока выполнения. Финальным заданием может быть тест (но более объемный и сложный) или итоговая работа.

8. Успеваемость слушателей. Преподавателю необходимо разработать и представить в курсе «график успеваемости» по 100-балльной шкале с расшифровкой: «курс не пройден», «курс пройден», «курс пройден, выдается сертификат».

9. Подведение итогов курса. Рекомендовано слушателям оставить свои отзывы о курсе.

Видеолекция сегодня становится одним

из ведущих способов подачи информации в курсах [2]. Рекомендуемая продолжительность видеолекции 5-15 минут. Она сочетает в себе присутствие лектора в кадре (без слушателей) и демонстрацию материала. Предполагает съемки в заранее подготовленном с технической точки зрения помещении.

Фасты - это короткие (до 5 минут) ролики с экспертными ответами на практические вопросы. Съемки фастов также проходят в под -готовленном помещении, но необязательно с декорациями. Может присутствовать слушатель.

Видеокейс - это тематические сцены (до трех минут), которые иллюстрируют ситуацию проблемного характера, требующую анализа и выработки решения проблемы. Съемки видеокейса также проходят в подготовленном помещении с декорациями.

Важно отметить, что лектор должен выглядеть опрятно, аккуратно. Рекомендуется строгий, но не официальный стиль одежды. Стоит избегать черного цвета, и не надевать красное, если, например, в съемочном помещении используется данный цвет. Следует составлять план своего выступления. В момент съемки необходимо читать свободно, сохраняя естественность разговорной речи. Не следует использовать слова-паразиты. По возможности избегать жестикуляции.

Тесты, разработанные для МООК, - это самый простой способ проверки пройденного материала. Представляют собой проверочные задания с множественным выбором ответов. Тест необходимо составлять только на основе учебных материалов, представленных в видеолекциях, а также в литературе данного модуля.

Рекомендации к содержательному материалу:

- подбор материала должен осуществляться с учетом задачи формирования у обучающихся интереса к онлайн-курсу и желания последующего углубления в область знаний курса;

- доступность и достоверность информации;

- логическая последовательность и упорядоченность изложения материала;

- содержание должно привлекать внимание зрителя;

- форма подачи материала должна соответствовать особенностям аудитории, излагаться понятным языком; следует избегать сложных словесных конструкций, обилия терминов и понятий, требующих отдельных

пояснений, форма изложения материала должна быть более «разговорной», нежели «академичной»;

- соблюдение грамматической правильности текста (правописание, орфография, пунктуация).

Приведем пример конкретного онлайн-курса по дисциплине «Теория государства и права», разработанного нами для специальности 40.02.01 Право и организация социаль -ного обеспечения (квалификация - юрист).

Трудоемкость дисциплины «Теория государства и права», согласно учебному плану специальности 40.02.01 - «Право и организация социального обеспечения», составляет 72 часа (2 зач./ед.).

Таблица 2 - Трудоемкость дисциплины

Вид учебной работы Объем часов В том числе в онлайн-формате

Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: 36 28

лекции 18 18

практические занятия 18 10

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32 36

Промежуточный контроль самостоятельной работы обучающегося (аттестация) - 8

Итоговый контроль - экзамен 4 -

№ п/п Разделы курса

1 Модуль 1. Основы теории физической культуры

2 Лекция 1. Происхождение государства

3 Лекция 2. Сущность и функции государства

4 Самостоятельная работа по модулю 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Аттестация по модулю 1

6 Модуль 2. Медико-биологические основы физической культуры

7 Лекция 3. Механизм (аппарат) государства

8 Лекция 4. Право в системе социального регулирования

9 Лекция 5. Понятие, сущность и социальная ценность права

10 Самостоятельная работа по модулю 2

11 Аттестация по модулю 2

12 Модуль 3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями

13 Лекция 6. Формы (источники) права

14 Лекция 7. Норма права

15 Самостоятельная работа по модулю 3

16 Аттестация по модулю 3

17 Модуль 4. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

18 Лекция 8. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов

19 Лекция 9. Юридическая практика, юридические документы, юридическая техника

20 Лекция 10. Система права и система законодательства

21 Самостоятельная работа по модулю 4

Онлайн-курс будет состоять из 6 модулей. Представим структуру курса в таблице 3.

Таблица 3 - Структура онлайн-курса по дисциплине «Теория государства и права»

22 Аттестация по модулю

23 Модуль 5. Спорт как социальное явление

24 Лекция 11. Правовые отношения

25 Лекция 12. Правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание

26 Самостоятельная работа по модулю 5

27 Аттестация по модулю 5

28 Модуль 6. Итоговая аттестация (ограничена по времени)

29 Лекция 13. Законность, правопорядок, дисциплина

30 Лекция 14. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

31 Итоговый тест с прокторингом (с идентификацией личности)

Модули открываются в строго определенное время.

Каждый модуль содержит в себе:

- лекцию в формате pdf (7-10 минут);

- презентацию в программе PowerPoint (15-20 слайдов);

- видеофрагмент лекции (10-15 мин);

- самостоятельную работу (вопросы для самоконтроля, глоссарий, рекомендуемая литература);

- аттестацию (тест в каждом модуле) - 2030 вопросов с выбором правильного ответа из предложенных вариантов.

Профиль онлайн-курс должен содержать следующие элементы (вкладки):

1. Главная страница.

2. Курс (описание, система оценивания, сертификаты о прохождении, правила общения, давайте познакомимся - анкета, модули, итоговый тест).

3. Расписание курса (темы лекций, даты

Неуспеваемость по онлайн-курсу ведет к получению академической задолженности по дисциплине.

Таким образом, образовательные организации имеют право применять электронные формы обучения, дистанционные технологии при реализации образовательных программ по модулю (дисциплине).

Методические рекомендации по созданию МООК по дисциплине при реализации требований ФГОС направлены на решение задач связанных, с развитием возможностей

открытия и закрытия - дедлайны модулей, самостоятельных работ, аттестаций).

4. Прогресс (отражены результаты прохождения модулей в виде диаграммы и в таблице).

5. Обсуждение (форум, правила общения).

Аттестации (тесты) по модулям открываются на определенный период.

Итоговая аттестация открывается после прохождения студентами всех модулей на определенный период.

Итоговый экзамен (Final exam) открывается на 30 мин. Проходит в форме тестирования в аудитории под руководством преподавателя. Содержит 45 вопросов случайного выбора. Расписание заранее имеется в профиле онлайн-курса.

Итоговая аттестация ниже допустимого значения 60 % не дает допуска к итоговому экзамену. В результате вкладка просто не открывается для студента (табл. 4).

применения электронных форм обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ.

Образовательной программой должны быть достигнуты все предъявляемые к современному курсу требования. В ней должны быть разработаны все элементы онлайн-курса: структура и объем курса, организация работы, самостоятельное получение знаний, осуществление контроля, подведение итогов, рефлексия и т. д.

Таблица 4 - Прогресс

Задание Проходной балл Текущая оценка Состояние

Аттестация по модулю 60 0 Не зачтено

Итоговая аттестация 60 0 Не зачтено

Final Exam 60 0 Не зачтено

Список литературы

1. Джабраилова Л. Х., Ахмадов А. У., Акаев Т. Р. Роль и значение онлайн-образования в системе среднего профессионального образования // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 39-43.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://schoolcollection.edu.ru/ (дата обращения: 01.09.2022).

3. Pilli O., Admiraal W. F. A taxonomy for massive open online courses. Contemporary Educational Technology. 2016. № 7(3). P. 223-240. URL: https://openaccess. leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/47088/Pilli_ Admiraal2016.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

References

1. Jabrailova L. H., Akhmadov A. U., Akaev T. R. The role and significance of online education in the system of secondary vocational education. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. pp. 39-43.

2. Unified collection of digital educational resources. URL: http://schoolcollection.edu.ru (accessed: 01.09.2022).

3. Pilli O., Admiral W. F. A taxonomy for massive open online courses. Contemporary Educational Technology. 2016. No. 7(3). Pp. 223-240. URL: https://openaccess. leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/47088/Pilli_ Admiraal2016.pdf (accessed: 01.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.