Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы ДГТУ. Перспективы внедрения'

Массовые открытые онлайн-курсы ДГТУ. Перспективы внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / MASS OPEN ONLINE COURSE / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННО / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Рункевич Юрий Павлович

В настоящее время Правительством РФ большое внимание уделяется развитию электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Широкое распространение получила практика реализации так называемых массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Все большее распространение получают МООК и в России. В статье рассмотрены вопросы понятия МООК, области их реализации, предостав-ляемые ими возможности, в том числе для обучающихся, преподавателей и вузов. Основные отличия МООК от обычно применяемых в преподавательской практике вуза онлайн-курсов. Подробно приводятся требования к составу и структуре МООК ДГТУ и основные направления дальнейшей работы по внедрению МООК в практику преподавательской деятельности ДГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Рункевич Юрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the government of the Russian Federation pays great attention to the development of e-learning using distance learning technologies. The practice of implementing the so-called mass open online courses (moocs) is widespread. Moocs are also becoming increasingly popular in Russia. The article discusses the concept of moocs, their implementation area, the opportunities provided by them, including-for students, teachers and universities. The main differences between moocs and usually used in the teaching practice of the University online courses. The requirements for the composition and structure of IOC DSTU and the main directions of further work on the implementation of IOC in the practice of teaching DSTU.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы ДГТУ. Перспективы внедрения»

Массовые открытые онлайн-курсы ДГТУ. Перспективы

внедрения

Захарова Ольга Алексеевна доцент кафедры «Информационные технологии», к.п.н., начальник управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет (ДГТУ) ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 oz64@mail.ru

Рункевич Юрий Павлович к.т.н., с.н.с. зам. начальника управления дистанционного обучения и повышения

квалификации,

Донской государственный технический университет (ДГТУ) ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, тел.: (863) 2-738-680 2680a2509@mail.ru

Аннотация

В настоящее время Правительством РФ большое внимание уделяется развитию электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Широкое распространение получила практика реализации так называемых массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Все большее распространение получают МООК и в России. В статье рассмотрены вопросы понятия МООК, области их реализации, предостав-ляемые ими возможности, в том числе - для обучающихся, преподавателей и вузов. Основные отличия МООК от обычно применяемых в преподавательской практике вуза онлайн-курсов. Подробно приводятся требования к составу и структуре МООК ДГТУ и основные направления дальнейшей работы по внедрению МООК в практику преподавательской деятельности ДГТУ.

Currently, the government of the Russian Federation pays great attention to the development of e-learning using distance learning technologies. The practice of implementing the so-called mass open online courses (moocs) is widespread. Moocs are also becoming increasingly popular in Russia.

The article discusses the concept of moocs, their implementation area, the opportunities provided by them, including-for students, teachers and universities. The main differences between moocs and usually used in the teaching practice of the University online courses. The requirements for the composition and structure of IOC DSTU and the main directions of further work on the implementation of IOC in the practice of teaching DSTU.

Ключевые слова

массовый открытый онлайн-курс, электронное обучение, дистанционно mass open online course, e-learning, distance learning

Введение

В настоящее время Правительством РФ большое внимание уделяется развитию электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. В ведущих вузах мира (Стэнфорд, Гарвард, МИТ, Университет Джона Хопкинса и др.) широкое распространение получила практика реализации так называемых массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

Все большее распространение получают МООК и в России. Среди российских вузов наибольшее развитие данная технология получила в МГУ, ВШЭ, МИФИ, МГИМО, МФТИ, МИСиС, в Санкт-Петербургских госуниверситете и государственном политехническом университете, НИУ информационных технологий, механики и оптики, а также в Новосибирском и Томском гос. университетах, Уральском Федеральном университете.

МООК представляют собой электронный образовательный ресурс, разработанный и сопровождаемый преподавателем или группой преподавателей, выложенный в интернет в открытом и, как правило, бесплатном доступе.

Отличительные свойства МООК

МООК могут размещаться на сайтах вузов-разработчиков и на специализированных международных интернет-платформах, например таких, как Coursera, Edx, Udacity. Или русскоязычных - на национальной платформе «Открытое образование», портале «Образование на русском» и др.

МООК предусматривают:

• бесплатный, как правило, доступ к образовательному контенту для всех желающих;

• одновременное прохождение курса большим количеством обучающихся из любой точки мира с доступом к интернету;

• МООК предоставляют возможности:

для обучающихся - дистанционно, самостоятельно и бесплатно учиться в ведущих вузах и у лучших преподавателей России и мира (при наличии знания иностранного языка), а также получить сертификат, свидетельствующий об успешном освоении курса с возможностью зачета результатов по месту постоянного обучения по предъявлении сертификата;

для преподавателей - повысить технологичность и производительность учебного процесса, провести обучение и дать независимую оценку полученных студентами знаний онлайн, мотивация обучающихся к самообучению, увеличение количества модулей/дисциплин, осваиваемых по выбору обучающегося, обеспечение прозрачности обучения, сокращение аудиторной нагрузки, повышение гибкости планирования учебного процесса, повышение качества обучения и обновление содержания образовательных программ за счет использования онлайн-курсов ведущих преподавателей и экспертов;

для образовательных учреждений - улучшить имидж и повысить рейтинг вуза, представить свои лучшие образовательные практики на российском и мировом образовательных площадках, оптимизация затрат на реализацию

образовательных программ, высвобождение аудиторного фонда и экономия материально-технических ресурсов;

МООК могут использоваться в реализации ООП, магистерских и MBA/DBA программ; как контент для внутреннего альтернативного обучения; для корпоративного онлайн-обучения, реализации программ повышения квалификации и дополнительного обучения, в том числе - дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых.

В практике электронного обучения ДГТУ уже давно применяются электронные онлайн-курсы, разрабатываемые отдельными преподавателями для реализации преподаваемых ими дисциплин. Основные отличия двух видов онлайн-курсов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Отличия МООК от онлайн-курса преподавателя

Обычный онлайн-курс МООК

Тип курса Закрытый Открытый

Целевая аудитория и доступность Только для студентов данного преподавателя Открытый доступ к контенту через интернет для всех желающих

Границы применения курса Внутри вуза-разработчика Без ограничений

Презентация курса Как разработка преподавателя Как разработка вуза (с указанием преподавателей)

Цель разработки Повышение эффективности и снижение трудозатрат преподавателя и обучающихся. Повышение рейтинга преподавателя и кафедры в целом. Сокращение аудиторной нагрузки Улучшение имиджа университета, повышение его позиций в рейтингах. Обеспечение массовой доступности лекций ведущих преподавателей вуза, повышение их профессионального статуса. Дополнительный заработок преподавателя. Получение вузом дохода за счет платного предоставления сертификатов

Платность обучения Бесплатно Бесплатный в большинстве случаев доступ к контенту. Сертификат выдается, как правило, на платной основе

Содержание курсов Курсы разрабатываются в соответствии с образовательными программами читаемых преподавателем дисциплин Курсы могут реализовываться как в рамках основных образовательных программ, так и в программах повышения квалификации и дополнительного образования, тренингов. Могут иметь

общеобразовательный характер и классифицироваться как дополнительная общеразвивающая программа

Организационно- юридический аспект Курс разрабатывается преподавателем в рамках своей текущей преподавательской деятельности по преподаваемым им дисциплинам в рамках трудового договора с вузом Работы выполняются на основании отдельного договора с вузом сверх основной деятельности по трудовому договору

Оплата работ разработчика- преподавателя Зарплата по трудовому договору в соотв. с занимаемой должностью по штатному расписанию В соотв. с отдельным договором с вузом по утвержденным расценкам

Мотивация обучающихся Возможность дистанционного изучения учебного материала без посещения лекций (по согласованию с преподавателем). Результаты электронного обучения учитываются при аттестации по данной дисциплине В случае успешного завершения обучения вузом-разработчиком курса предоставляется именной сертификат, который может быть зачтен по месту обучения студента при аттестации по данной дисциплине. Сертификаты о прохождении обучения по программам повышения квалификации и дополнительного образования могут приниматься работодателями

Как видно из вышеприведенной таблицы, несмотря на сходность технологий формирования и представления контента, технической реализации курсов, имеются принципиальные отличия между двумя видами онлайн-курсов.

Структурно МООК состоит из нескольких логически завершенных модулей. Каждый модуль содержит учебный материал (предпочтительно видео-лекции), набор контрольных вопросов к каждой лекции для закрепления материала, а также автоматически оцениваемые задания (тесты или практические задачи) по итогам освоения каждого тематического модуля. Важной частью курса является обратная связь с преподавателем. Обязательно наличие модуля итоговой аттестации в форме теста, взаимооцениваемого обучающимися письменного задания, практических задач и т.д. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают сертификаты об успешном освоении курса. Распространенной практикой является компенсация обучающимися затрат, понесенных вузом-разработчиком или обучающей платформой при выдаче сертификата.

В соответствии с приказом Минобрнауки от 23.08.17 №816 в случае выдачи именного документа должна быть проведена идентификация личности обучающегося, что фактически предполагает проведение итоговой аттестации в очной форме в вузе или в так называемых центрах оценки по соглашению с вузом-реализатором курса. В связи с этим в РФ реализация полностью дистанционного электронного обучения, как это часто имеет место за рубежом, не представляется возможным даже при реализации технологии формирования и предоставления электронных сертификатов.

Основные требования и рекомендуемая структура МООК ДГТУ

Для принятия решения о выборе данного курса каждый МООК снабжается краткой внешней аннотацией, которая доступна обучающемуся до записи на курс.

Внешняя аннотация курса должна содержать:

a. Цель курса.

b. На кого ориентирован курс (целевая аудитория, дисциплина, код и

наименование учебной программы и т.д.).

c. Сведения о мотивации обучающегося.

± Краткое содержание программы курса.

е. Сведения об авторе.

Г. Промо-ролик или краткая презентация курса.

g. Иллюстрация.

После ознакомления с внешней аннотацией и принятия решения о начале изучения данного курса обучающимся производится самостоятельная регистрация и запись на выбранный курс в соответствии с указаниями компьютерной программы. Зарегистрировавшись в системе (создав учетную запись), обучающийся может записаться на любой из доступных ему курсов простым нажатием кнопки «Записаться на курс» соответствующего курса, после чего он попадает на главную страницу курса.

МООК состоит из нескольких визуально и технически обособленных модулей, содержащих различные элементы курса: лекции, тексты, ссылки на интернет-ресурсы, видеоролики, презентации, практические работы, тесты и др. элементы, внесенные разработчиками курса.

В общем случае МООК включает:

• вводный модуль, содержащий аннотацию курса, программу, глоссарий, обратную связь с преподавателем, инструкцию по прохождению курса и др. элементы;

• модуль для размещения объявлений;

• несколько тематических модулей в соответствии с программой курса;

• модуль для сдачи практических работ (при их наличии);

• заключительный модуль, содержащий сведения о рекомендуемой литературе и полезных интернет-ресурсах.

Каждый тематический модуль в обязательном порядке должен содержать учебный материал и контрольный тест по изучаемой теме.

Курс предполагает последовательное прохождение обучающимся всех модулей. Освоение каждой темы завершается контрольным мероприятием, в основном - тестированием. При этом доступ к тесту открывается только после изучения учебного материала по данной теме. После успешного прохождения контрольного теста

(достижения проходного балла) обучающийся получает доступ к следующей теме курса (тематическому модулю).

Успешно прошедшим обучение по курсу выдается сертификат установленного образца. Сертификат выдается при условии успешного прохождения всех контрольных тестов, выполнения практических работ и прохождения итогового теста по курсу. Итоговое тестирование проводится с идентификацией личности обучающегося в очной форме (в ДГТУ или иных центрах оценки) или с применением технологий дистанционного видеоконтроля (онлайн-прокторинг).

МООК состоит из нескольких визуально и технически обособленных модулей:

1. Вводный модуль

a) Описание курса с иллюстрацией, требования к программному обеспечению и квалификации обучающихся или указание об отсутствии специальных требований.

b) Программа курса (с компетенциями).

ф Порядок работы с курсом.

d) Глоссарий (выполненный в программе или в виде ссылки на интернет-ресурс).

e) Обратная связь_

2. Модуль объявлений

a) Информация для обучающихся

b) График консультаций и т.д.

3. Тематические модули в соответствии с программой курса

Тема №1. Наименование темы. Краткое содержание.

a) Основной учебный материал (видео-лекции (до 15 мин.), презентации, текстовые лекции и т.д. Возможно их совмещение).

Учебный материал может быть разбит на уроки, после каждого урока может быть небольшой контрольный тест или вопросы для самоконтроля.

b) Дополнительный учебный материал с ссылками на источники и авторов (не обязательно).

ф Задания и(или) практические работы по данной теме (не обязательно). d) Тест по теме.

Аналогично - остальные темы курса

4. Аттестационный модуль

Итоговая аттестация

Контрольные мероприятия по всем темам курса (итоговый тест, задание, эссе, контрольная или практическая работа и т.д.). Если предусматривается выдача именного документа или составление

ведомости - проводится в очной форме с идентификацией личности обучающегося.

5. Информационно-библиографический модуль

a) Список литературы.

b) Полезные интернет-ресурсы.

Для удобства разработчиков МООК предлагается шаблон курса, содержащий типовую «шапку» ДГТУ и набор обязательных элементов курса.

Направлениями дальнейшей работы УДОиПК в области развития МООК ДГТУ являются:

1. Разработка внутренних документов ДГТУ в области регламентации разработки МООК.

2. Решение вопроса о мотивации ППС университета к разработке МООК.

3. Создание МООК-студии для записи и монтажа видео-лекций, рисунок 1.

Рис. 1. МОК-студия МГУ

Заключение

МООК являются современной и перспективной формой обучения, позволяющей поднять планку образования на новый ранее недосягаемый уровень доступности и технологичности.

Направлениями дальнейшей работы ДГТУ в области развития МООК являются разработка внутренних документов в области регламентации разработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МООК; решение вопроса о мотивации ППС университета и создание МООК-студии для записи и монтажа видео-лекций.

Конечной целью является выход МООК ДГТУ на федеральный уровень путем размещения курсов на национальной платформе «Открытое образование» или аналогичных специализированных интернет-ресурсах.

С реализуемыми в настоящее время МООК ДГТУ можно ознакомиться на портале дистанционного обучения СКИФ http://skif.donstu.ru/ в разделе «Открытые онлайн-курсы»

Литература

1. Захарова, О. А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации/ О. А. Захарова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1(38). - С. 21-24.

2. Захарова, О. А. Формирование мультимедийного контента сетевой системы подготовки специалистов на основе обучающей поликомпонентной модели/ О. А. Захарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3(24). - С. 70-74.

3. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. - 2014. - №6. -С. 150-155.

4. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 148-154.

5. Габова М.А. Электронные образовательные ресурсы в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 100-112.

6. Парламентские слушания «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/052052051124056056051 .html.

7. Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. - М.: Институт ЮНЕСКО, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.