Научная статья на тему 'Методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников полиции'

Методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLICE EDUCATION / ПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛОВОЙ ЗАЩИТЫ / THE LAWFUL USE OF FORCE PROTECTION / ПОДДЕРЖАНИЕ ПРАВОПОРЯДКА / THE MAINTENANCE OF LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Лилия Кадыровна, Лунев Александр Николаевич

Актуальность исследования обусловлена возросшими требованиями современного общества к качеству обучения сотрудников полиции. Основные результаты исследования состоят в определении содержания учебных модулей (разучивающего, тренировочного, учебно-боевого практического), которые обеспечивают последовательное изучение учебного материала по освоению правомерных комплексов силовой защиты, позволяют сформировать способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и общественной безопасности, непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафина Лилия Кадыровна, Лунев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES TO IMPROVE THE TRAINING OF POLICE OFFICERS

The relevance of the study is explained by the increased demands of modern society for the quality of police training. The main results of the study are the definition of the content of training modules that ensure the consistent study of training materials to ensure compliance with laws and public safety, immediate termination of the physical protection of the offender and self-defense without the use of weapons.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников полиции»

10. Хван Н. С. Обучение грамматике с помощью песен на английском языке / Н.С. Хван // 10-я научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (г. Волжский, 2011 г.): Сборник «Материалы научно-практических конференций». - 2011. - Выпуск 1. - С. 393-395.

11. Fonseca-Mora C. M., Gant M. Rhythm and Cognition in Foreign Language Learning / M. C. Fonseca-Mora, M. Gant. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2016. - 201 p.

12. Graham S. Comics in the Classroom: Something to Be Taken Seriously [Electronic resource] / S. Graham // Language Education in Asia. - 2011. - Volume 2, Issue 1. - Pp. 92-102. - URL: http://dx.doi.org/10.5746/LEiA/11/V2/I1/A07/Graham

13. Khan A. Using Films in the ESL Classroom to Improve Communication Skills of Non-Native Learners / A. Khan // ELT Voices. - 2015. - Volume 5, Issue 4. - Pp. 46 - 52.

14. Millington N. T. Using Songs Effectively to Teach English to Young Learners [Electronic resource] / N. T. Millington // Language Education in Asia. - 2011. - Volume 2, Issue 1. - Pp. 134-141. - URL: http://dx.doi.org/10.5746/LEiAX11/V2/I1/A11/Millington

15. Murphey T. Music and Song / T. Murphey. - Oxford: Oxford University Press, 1992. - 151 p.

16. Rodríguez-Vázquez R. Teaching English Rhythm through Folk Songs / R. Rodríguez-Vázquez // Fonseca-Mora C. M. Rhythm and Cognition in Foreign Language Learning / M. C. Fonseca-Mora, M. Gant. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2016. - P. 69-85.

17. Top 10 most beautiful languages in the world [Electronic resource] // Alltop10. - 16.05.2013. - URL: https://alltop10.org/en/top-10-samyih-krasivyih-yazyikov-v-mire/

Педагогика

УДК 37.037

преподаватель Сафина Лилия Кадыровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань); доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ» (г. Казань)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

ПОЛИЦИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена возросшими требованиями современного общества к качеству обучения сотрудников полиции. Основные результаты исследования состоят в определении содержания учебных модулей (разучивающего, тренировочного, учебно-боевого практического), которые обеспечивают последовательное изучение учебного материала по освоению правомерных комплексов силовой защиты, позволяют сформировать способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и общественной безопасности, непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия.

Ключевые слова: полицейское образование, правомерное применение силовой защиты, поддержание правопорядка.

Annotation. The relevance of the study is explained by the increased demands of modern society for the quality of police training. The main results of the study are the definition of the content of training modules that ensure the consistent study of training materials to ensure compliance with laws and public safety, immediate termination of the physical protection of the offender and self-defense without the use of weapons.

Keywords: police education, the lawful use of force protection, the maintenance of law and order.

Введение. Проблема совершенствования полицейского образования привлекает все большее внимание ученых [7; 14; 19]. Вопросы обучения сотрудников полиции регламентируются международным и национальным законодательством [8]. Это позволяет выделить общие и национальные тенденции в полицейском образовании.

Общие тенденции, обусловленные международным законодательством, направлены на оптимизацию обеспечения общественного порядка и безопасности при соблюдении законности и уважения к правам человека [5]. Общие тенденции предполагают, что процесс принятия решений и повседневная деятельность сотрудников полиции базируются на системе основополагающих ценностей, тщательной оценке ситуации и наборе усвоенных профессиональных навыков и знаний [10]. Общие тенденции включают: изучение системы ценностей и этических норм, составляющих основу демократической правоохранительной деятельности; формирование готовности к профессиональной деятельности на основе справедливого и беспристрастного обращения со всеми лицами, уважения основных прав человека, неприкосновенности личности и соблюдение кодекса поведения сотрудника полиции; усвоение профессиональных навыков, позволяющих сотрудникам полиции противостоять и уверенно реагировать на типовые вызовы и ситуации, последовательно применяя апробированные методы, а также оптимально действовать в чрезвычайных ситуациях; знание основных принципов применения силы при поддержании правопорядка [5, c. 8-10, 18-19; 9]. Если общие тенденции отражают стратегию развития полицейского образования, то национальные тенденции, обусловленные национальным законодательством, отражают методическую тактику обучения сотрудников полиции [12; 15].

Например, в Англии в содержании обучения большое внимание уделено проблемам преступности, доказательной базе, правилам дорожного движения и типичным случаям их нарушения, процедуре судебного разбирательства, навыкам составления отчетных документов, патрулированию [17]. Обучение американских полицейских на федеральном уровне осуществляется основная и специальная подготовка [6; 11; 18]. В содержании обучения большое внимание уделено психологическим аспектам деятельности полиции, межличностным отношениям, причинам преступности несовершеннолетних, полицейской этике, тактике патрулирования и осмотру места происшествия, роли граждан в профилактике преступлений [13; 16].

В России обучение полицейских централизовано и проходит по единому государственному образовательному стандарту [3]. Полицейское образование регламентируется ведомственными и

федеральными нормативными актами и составляет особый предмет образовательной политики государства [2]. По итогам обучения полицейский должен быть готов к разным видам профессиональной деятельности. Такое разнообразие видов деятельности обусловлено как функциями полиции, так и развитием образовательных услуг. Образовательная программа предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения). Применение разных форм проведения занятий способствует, во-первых, приобретению опыта служебно-боевых и оперативно-служебных действий. Во-вторых, повышению качества обучения. И, в-третьих, позиционированию полицейского образования на рынке образовательных услуг. Применение разных форм проведения занятий включено в один из критериев оценки качества профессиональных образовательных услуг [4]. В содержании обучения большое внимание уделено боевым приемам борьбы. Обучение таким приемам предусматривает не только физическую, но и общенаучную подготовку, включающую знание законов механики, как науки о движении объектов в пространстве и о силах, вызывающих это движение, физиологии, как науки изучающей функционирование и регуляцию организма человека как биологической системы.

Выяснено, что изучение национальных тенденций в полицейском образовании имеет большое значение, поскольку применяемые разными странами тактики обучения полицейских могут оказаться полезными. Цель статьи - разработать методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы. Ведущими принципами исследования стали наглядность и персонализация, обеспечивающие взаимосвязь слова, иллюстраций, демонстраций и включение курсантов в процесс проектирования и организации личностно-профессионального развития [1].

Изложение основного материала статьи. Основная функция современной полиции - обеспечивать общественный порядок и безопасность при соблюдении законности и уважения к правам человека [6; 19]. Это обуславливает возрастание требований общества к качеству полицейского образования [15]. В России, согласно действующему национальному законодательству, обучение сотрудников полиции правилам и процедурам применения силы предусматривает освоение боевых приемов борьбы и рукопашного боя. В проведенной нами экспериментальной работе участвовало 550 сотрудников полиции: 140 преподавателей, 410 курсантов «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (город Казань, Россия). Были составлены вероятностные выборки преподавателей, курсантов. В выборку преподавателей вошли преподаватели, которые проводят учебные занятия по физической подготовке с курсантами, обучающимися по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность». В выборку курсантов вошли учащиеся 3-4 курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность». Никто из преподавателей, курсантов не отказался от участия в экспериментальной работе. В процессе исследования были использованы теоретические (обобщение, систематизация) и социологические (наблюдение, анкетирование) методы.

На констатирующем этапе с помощью анкетирования было выяснено отношение преподавателей и курсантов к процессу обучения боевым приемам борьбы, определены критерии подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы. Для определения оптимального перечня боевых приемов борьбы, были выделены приемы, которые наиболее часто применяются на практике и обеспечивают надежность и эффективность задержания правонарушителя и самозащиты без применения оружия. Для этого 550 сотрудникам полиции была предложена анкета, включающая закрытые вопросы о количестве применения 150 приемов борьбы в служебной деятельности. Результаты анкетирования обсуждались в 11 фокус-группах, каждая из которых включала 9 человек (в каждую входило 5 преподавателей и 4 курсанта). В фокус-группы приглашались участники лично не знакомые друг с другом. Результаты опроса показали, что все приемы по количеству их применения каждым сотрудников в своей служебной деятельности можно разделить на пять групп: A - прием применялся сотрудником в среднем 10 раз, B - 7 раз, C - 3 раза, D - 1 раз, E - 0 (не применялся не разу). Оценка частоты (Q) применения приемов определялась по формуле:

В содержание обучения были включены приемы, частота применения (Q) которых составила 1,3 и более баллов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Результаты опроса 550 сотрудников полиции о применении боевых приемов борьбы, проведенного в декабре 2017 года (количество сотрудников, применявших прием)

№ Название приема Группы приемов Q

A B C D E

1 загиб руки за спину рывком 64 127 76 86 197 3,4

2 загиб руки за спину "замком" 62 98 96 166 128 3,2

3 загиб руки за спину "толчком" 67 103 91 67 222 3,1

4 защита от удара кулаком сверху в голову 74 66 108 106 196 3,0

5 защита от удара кулаком сбоку в туловище 54 84 87 205 120 2,9

6 защита от удара кулаком снизу в подбородок 56 67 85 190 152 2,7

7 защита от удара кулаком сбоку в голову 54 76 81 167 172 2,7

8 защита от прямого удара кулаком наотмашь в туловище 35 76 67 173 199 2,3

9 защита от удара подъемом стопы снизу в пах 43 75 76 164 192 2,4

10 защита от удара подъемом стопы сбоку в туловище 47 65 91 154 193 2,5

Из таблицы 1 видно, что учебный материал можно разделить на несколько блоков.

Участники фокус-групп определили критерии подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы: 1) компетентностный (способность осуществлять правомерно действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей); 2) специализированный (уметь пресекать физическое сопротивление правонарушителя и осуществлять самозащиту без применения оружия);

3) классификационный (способность заниматься профессиональными видами спорта, иметь спортивные звания и разряды в соответствии с единой национальной спортивной классификацией).

На формирующем этапе экспериментальной работы на основании определенных критериев и результатов опроса сотрудников полиции были разработаны и внедрены программы последовательно изучаемых учебных модулей. Содержание программ учебных модулей и критерии подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы направлены на развитие физических качеств, обеспечивающих успешность одиночных действий по самозащите и задержанию сопротивляющегося правонарушителя (см. таблицу 2).

Таблица 2

Взаимосвязь содержания программ учебных модулей и критериев подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы

Критерии подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы Содержание программ учебных модулей

Разучивающий Тренировочный Учебно-боевой

компетентностный детальное разучивание конкретных приемов борьбы и рукопашного боя для их реального применения в типовых ситуациях посредством многократного воспроизведения техники их выполнения с помощью партнера и под руководством преподавателя разучивание комбинаций приемов борьбы и рукопашного боя при дозированном сопротивлении партнера совершенствование приемов борьбы и рукопашного боя посредством их многократного выполнения в условиях варьирования сопротивления партнера и учебно-тренировочных схваток с различными партнерами

специализированный многократное выполнение конкретных приемов борьбы и рукопашного боя на борцовском чучеле или несопротивляющемся партнере; выполнение комбинаций приемов борьбы и рукопашного боя в процессе преодоления полос препятствия и учебно- тренировочных схваток с различными партнерами выполнение приемов борьбы и рукопашного боя в условиях моделируются ситуации непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия

классификационный формирование индивидуальной техники приемов борьбы и рукопашного боя участие в соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта участие в классификационных спортивных соревнованиях для повышения или подтверждения их спортивной квалификации

Выводы. Методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников полиции состоят в следующем. Первое, эффективность обучения сотрудников полиции повысится при условии изучения национальных тенденций в полицейском образовании. Это позволит сравнить собственные программы и методы обучения сотрудников полиции с опытом других и тем самым оценить их целесообразность и риски реализации [15]. Второе, результативность обучения сотрудников полиции возрастает при условии формирования готовности к применению силы, предусмотренной национальным законодательством, для защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства [18]. Третье, значение обучения сотрудников полиции применению силы усиливается при условии формирования устойчивой направленности на правомерное применение служебно-боевых умений и навыков, а также выполнение служебного долга в соответствии с нормами морали и профессиональной этики [17]. Это способствует осознанному восприятию и запоминанию нормативно-правовых основ силового обеспечения правопорядка.

Литература:

1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.

2. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 4. С. 16-25.

3. Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 079-082.

4. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1(2). С. 65-69.

5. Basic Principles on the Use of Force and Firearms by Law Enforcement Officials: Adopted by the Eighth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders, Havana, Cuba, 27 August to 7 September 1990 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/firearms.shtml (accessed date 19.03.2018)

6. Bond B.M. How Education Impacts Police Performance. PUBLIC SAFETY: Relevant insights by the experts from American Military University https://inpublicsafety.com/2014/07/how-education-impacts-police-performance/ (accessed date 19.03.2018)

7. Carlan P.E., Lewis J.A. Dissecting police professionalism: A comparison of predictors within five professionalism subsets // Police Quarterlyro. 2009. Vol. 12. № 4. Рp. 370-387.

8. Code of Conduct for Law Enforcement Officials: UN Resolution A/RES/34/169 - 17 декабря 1979 https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/377/96/IMG/NR037796.pdf70penElement (accessed date 19.03.2018)

9. Contemporary Fighting Arts (CFA) http://www.sammyfranco.com/

10. Declaration on the Police: Council of Europe Resolution 690-1979 http://www.assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=16101&lang=en (accessed date 19.03.2018)

11. Dogutas C., Dolu O., Gul S. A Comparative Study of the Police Training in the United Kingdom, the United States and Turkey // Turkish Journal of Police Studies. Polis Bilimleri Dergisi. 2007. № 9. Рp. 1-20.

12. Federal Law "On Police" of 07.02.2011 N 3-FZ of the Russian Federation http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (accessed date 19.03.2018)

13. Frej W. U.S. Police: Education levels and the use of force. Newsletters: MSNBC. 12/09/14 http://www.msnbc.com/ronan-farrow-daily/us-police-education-levels-and-the-use-force (accessed date 19.03.2018)

14. Gardiner C. College Cops: A study of education and policing in California // Policing: An International Journal of Policing Strategies and Management. 2015. № 38(4). Рp.1-17.

15. Gardiner C. Policing around the Nation: Education, Philosophy, and Practice. Fullerton: California State University, The Center for Public Policy. 2017. 73 p. https://www.policefoundation.org/wp-content/uploads/2017/10/PF-Report-Policing-Around-the-Nation_10-2017_Final.pdf (accessed date 19.03.2018)

16. Johnsen B.H., Espevik R., Saus E.R., Sanden S., Olsen O.K., Hystad S.W. Hardiness as a Moderator and Motivation for Operational Duties as Mediator: the Relation Between Operational Self-Efficacy, Performance Satisfaction, and Perceived Strain in a Simulated Police Training Scenario // Journal of Police and Criminal Psychology. 2017. Vol. 32. № 4. Рp. 331-339. https://link.springer.com/article/10.1007/s11896-017-9225-1 (accessed date 19.03.2018)

17. Mawby R.I. Policing Across the World: Issues for the Twenty-first Century. London: Routledge, 2013. 256 p.

18. Police Self-Defense Training: Contemporary Fighting Arts (CFA) http://www.sammyfranco.com/police-self-defense.html (accessed date 19.03.2018)

19. Smith S.M., Aamodt M.G. The relationship between education, experience, and police performance // Journal of Police and Criminal Psychology. 1997. Vol. 12. № 2. Рp. 7-14 https://link.springer.com/article/10.1007/BF02806696 (accessed date 19.03.2018).

Педагогика

УДК 519.713

студент 2-го курса кафедры «Вычислительные системы и информационная безопасность» Сахно Виталий Викторович

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель «Вычислительные системы и информационная безопасность» Ганжур Марина Александровна

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону)

СИНТЕЗ ЦИФРОВЫХ АВТОМАТОВ

Аннотация. Настоящая работа посвящена анализу модели цифрового автомата Виктора Михайловича Глушков. Цифровым автоматом, представляющий из себя дискретный, конечный преобразователь информации, способный принимать различные состояния, переходить под воздействием входных сигналов, или команд программы решения задачи, из одного состояния в другое и выдавать выходные сигналы.

Ключевые слова: Цифровой автомат, операционный автомат, управляющий автомат, микрооперации, моделирование сети Петри.

Annotation. The present work is devoted to the analysis of the digital automaton model of Viktor Mikhailovich Glushkov. A digital automaton is a discrete, finite information converter capable of receiving various states, passing under the influence of input signals, or commands of a program for solving a problem, from one state to another and outputting output signals.

Keywords .Digital automatic machine, operating machine, control automaton, microoperations, modeling, Petri

nets.

Введение. Виктор Михайлович Глушков — советский математик, кибернетик. Глушков был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана система алгоритмических алгебр и теория для управления распределёнными базами данных [1].

Одна из его работ «Синтез цифровых автоматов» потрясла весь мир. Так как одним из значительных достижений науки и техники середины 20 века стало создание электронных цифровых машин с программным управлением, стал вопрос о рациональном конструировании (синтезе) схем.

По модели В.М. Глушкова ЦА как устройство для автоматической обработки цифровой информации по заданным алгоритмам выглядит как совокупность операционного автомата (ОА) и управляющего автомата (УА) рисунок 1 [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.