Научная статья на тему 'Методические рекомендации по разработке примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 240100 Химическая технология: 62 профиль «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»'

Методические рекомендации по разработке примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 240100 Химическая технология: 62 профиль «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вержичинская С. В., Кочурихин В. Е.

В работе сформулированы требования к основной общеобразовательной программе высшего профессионального образования в области Химическая технология, выявлены условия, влияющие на качество планирования образовательной программы, предложен примерный учебные план для профиля Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вержичинская С. В., Кочурихин В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the study a set of requirements for compulsory higher education syllabus in the field of Chemical Engineering, as well as factors affecting the quality of syllabus planning are formulated, a sample syllabus for the specialization ‘Chemical Technology of Natural Energy Sources and Carbon Materials’ is proposed.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по разработке примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 240100 Химическая технология: 62 профиль «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»»

УДК 378.4:(378.143.5+378.145.3)

C.B. Вержичинская , В.Е. Кочурихин

Российский химико-технологический университет им.Д.И.Менделеева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: 62 ПРОФИЛЬ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИРОДНЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ И УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

В работе сформулированы требования к основной общеобразовательной программе высшего профессионального образования в области Химическая технология, выявлены условия, влияющие на качество планирования образовательной программы, предложен примерный учебные план для профиля Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов.

In the study a set of requirements for compulsory higher education syllabus in the field of Chemical Engineering, as well as factors affecting the quality of syllabus planning are formulated, a sample syllabus for the specialization 'Chemical Technology of Natural Energy Sources and Carbon Materials' is proposed.

Создание единого европейского образования привело к реформированию системы образования во всей Европе. Понадобилось несколько лет для того чтобы были выработаны единые образовательные стандарты, удовлетворяющие требованиям различных европейских государств. До сих пор в некоторых европейских государствах отличаются не только учебные программы, но и сроки обучения бакалавров. Тем не менее, создание единого образовательного пространства повышает мобильность людей находящихся в сфере образования, что позволяет развивать науку и технику на уровне мировых стандартов, быть в курсе лучших разработок в сфере образования, привносить в развитие собственной страны новые идеи, прошедшие апробацию в других странах.

Присоединение России к Болонской конвенции изменило форму Российского образования, в целом сохранив его суть. Введение ФГОС третьего поколения, учитывающего специфику Российского государства, как большой страны, позволило унифицировать учебные планы направления 240100 Химическая технология профиля "Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов. Данный стандарт лишь обозначает рамки, в которых каждый ВУЗ, имеющий в своем перечне направлений профиль "Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов" может комбинировать курсы дисциплин согласно требованиям региона.

Функции учебного плана можно разделить на две основных группы: первая отражает компетентностный подход и заключается в обеспечении последовательности изучения дисциплин, основанной на их преемственности, и рациональное распределение дисциплин по семестрам, что связано с трудоемкостью обучения. Вторая группа отвечает за конкурентоспособность основной общеобразовательной программы и выражается в унификации учебных планов

в первые годы обучения, а также учитывает специфику образовательных потребностей регионального рынка труда.

Для создания конкурентоспособной программы дисциплины плана разделены на базовую и вариативную части. Содержательное наполнение вариативной части образовательной программы становится прерогативой вуза, в помощь которому учебно-методическими объединениями или иными компетентными группами экспертов должны быть созданы ориентировочные (рекомендованные) «примерные основные образовательные программы» (ООП) по конкретным направлениям подготовки. Предполагается, что подобный принцип построения стандарта позволит вузам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок («инноваций») и т.п. А это, в свою очередь, приведет к разнообразию и даже к конкуренции образовательных программ на территории Российской Федерации.

Местные (муниципальные) потребности исходят от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения профессионального образования. Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер. ВУЗ, составляя свою образовательную программу, использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день, проводя объективный анализ тенденций развития базовой практики. Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Отличительной особенностью профиля является сочетание в себе трех достаточно различных направлений технологии - переработка жидкого и газообразного топлива, переработка твердого топлива, производство углеродных материалов. Расположение предприятий сильно зависит от сырьевой базы. В регионах добычи угля - Урал и Восточная Сибирь - располагаются коксохимические предприятия. Рядом с ними находят свое место электродные и металлургические заводы. Южные области России и Дальний восток заняты нефтехимическими и газоперерабатывающими предприятиями.

Очевидно, выпускники вузов, расположенных в Приволжском ФО, будут востребованы предприятиями нефтехимического комплекса, что подразумевает направленность дисциплин профиля на углубленное изучение процессов добычи нефти и газа, их транспортировку, физическую и химическую переработку.

В перечне дисциплин уральских и сибирских вузов должны быть закреплены курсы, читаемые работниками коксохимических предприятий, по технологии добычи угля, его обогащению и высокотемпературной подготовке, улавливанию и утилизации парогазовых продуктов коксования, получению каменноугольных пеков.

Дисциплины по производству углеграфитовых материалов, углеродных волокон должны быть в перечне дисциплин университетов, выпускники, которых востребованы на близлежащих электродных заводах. Тем не менее, профилирующие дисциплины должны иметь общую базу для ВУЗов всех регионов, ведь зачастую товарный продукт предприятия одной специализации является сырьем для завода другой специализации. Наглядным примером может служить комплексное использование жидкого и твердого топлива для получения графитированных электродов или конструкционных материалов. В этом случае продукты переработки нефти - нефтяной кокс и каменного угля - каменноугольный пек представляют собой сырье для получения графитированных изделий по технологии «наполнитель-связующее», где в качестве наполнителя используется нефтяной кокс, а в качестве связующего - каменноугольный пек.

Исходя из вышеизложенного, образовательные программы ВУЗов, реализующие профиль «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», должны различаться между собой в перечне дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору, но, тем не менее, сохранять общий набор базовых дисциплин профиля.

При разработке примерного учебного плана профиля «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» следует руководствоваться требованиями к структуре учебного плана и его содержанию. В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ. В данном плане выбрано равенство одной зачетной единицы 36 академическим часам. Это связано с тем, что трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам, но по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. В плане заложено, что физическая культура реализуется ВУЗами в течении шести семестров, следовательно, зачетные единицы начисляются сразу после окончания всех занятий по физической культуре.

При разработке учебного плана вуза предусматривается, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10. Поэтому для дисциплин объемом менее трех зачетных единиц вместо экзамена целесообразно использовать дифференцированный зачет или просто зачет, используя возможности бально-рейтинговой системы. По дисциплинам, трудоемкость ко-

торых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться экзаменационная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" и др. из набора базовых дисциплин не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата. Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием направления подготовки, она может быть представлена в виде нескольких дисциплин. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС.

В условиях свободы реализации потребностей работодателей ВУЗ формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной ООП. В цикле Б.1 (гуманитарном, социальном, экономическом) такими дисциплинами являются «Политология» (В.1.1.), «Основы менеджмента» (В.1.2.), «Основы маркетинга» (В.1.З.), «История химической технологии» / «Инженерная психология» (ДВ.1.1.), в цикле Б.2. (математическом и естественно-научном) ВУЗ может изменять дисциплины «Спектрохимия и спектральный анализ органических веществ» (В.2.7.) и «Дополнительные главы аналитической химии. Количественные методы анализа» (В.2.8.), «Механика сплошных сред» / «Механика твердого тела» (ДВ.2.1.) и «Физико-химические основы адсорбции на твердых телах» / «Химия окружающей среды» (ДВ.2.2.), в цикле Б.З (профессионального) - «Механические процессы химической технологии» (В.З.7.), «Высокотемпературные процессы химической технологии» (В.З.8.), «Оборудование высокотемпературных производств» (В.З.9.), «Компьютерное моделирование» (В.З.10.) и «Теоретически основы жидких дисперсных систем» (В.З.11.), «Энерготехнология» / «Элементы статистической термодинамики неравновесных процессов» (ДВ.З.1.). При этом необходимо следить за тем, чтобы дисциплины базовой и вариативной частей имели различное название. Однако, в случае необходимости, наименование дисциплины может быть указано с индексом. Общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле. Разрабатываемый учебный план, тем не менее, содержит дисциплины по выбору в каждом цикле. Это обосновывается необходимостью профили-зации учебного плана по регионам. Именно в дисциплинах по выбору студента, ВУЗ может предоставить работодателям дополнительные академические часы для углубленной подготовки по требуемым разделам профессиональных дисциплин. Кроме того, согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения в бакалавриате объемом до 10 зачетных единиц. Высшее

учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7до 10 недель в год.

Примерный учебный план разрабатывается в строгом соответствии с компетентностным подходом к образованию, и все дисциплины указанные в нем расположены в порядке усвоения компетенций, присущих профилю «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Структурная матрица компетенций, составляемая отдельно для каждой основной образовательной программы подготовки бакалавра, дает возможность наглядно представить предметное поле каждой из компетенций, приведенной в учебном плане и, с одной стороны, сопоставить отдельные элементы каждой компетенции выпускника с формирующей ее элементами ООП, а, с другой стороны, показать совокупность оценочных средств на каждом этапе аттестации -от текущего контроля до итоговой государственной аттестации.

Матрица компетенций разрабатываемого учебного плана показывает грамотное распределение предметного поля дисциплин и модулей ООП различного уровня в соответствии с содержанием каждой компетенции. При этом, казалось бы, несвязанные между собой отдельные знания, умения, владения и навыки, порождаемые несогласованностью изучения отдельных учебных дисциплин, структурируются в рамках матрицы, представляя разрабатываемый учебный план, как единый образовательный процесс, приводящий к достижению целей и задач основной образовательной программы.

Примерный учебный план профиля «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», разработанный на основании требований ФГОС третьего поколения, позволяет при помощи профессиональной карты регионов учитывать образовательные потребности региональных ВУЗов, без искажения результатов освоения основной образовательной программы, в планирования дисциплин учебного плана за счет введения в вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.З учебного плана дисциплин, разработанных в тесном сотрудничестве с предприятиями. Построение учебного плана представляется гибким и позволяет учитывать ВУЗам специфику потребностей регионов и готовить профессионально ориентированных выпускников.

УДК 378.16:681.327:544.7 H.H. Гаврилова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛИРУЮЩИХ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ ПРИ ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

На основе имеющегося банка тестовых заданий были разработаны контролирующие тесты по коллоидной химии для проверки знаний студентов при защите лабораторных работ. По результатам апробации были внесены необходимые изменения в тестовые задания. Созданы компьютерные тестовые задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.