Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ НАРОДНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ НАРОДНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / сценический танец / методы / культура / комбинация / характер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гранкина А.Э.

В данной статье определены методы преподавания народно сценического танца. История возникновения народного танца и музыки. Как подбирать правильно музыкальный материал под характер движения. А также правильность подбора комбинаций для отработки движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ НАРОДНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА»

Список использованной литературы:

1. Бурлакова А.А. Методика формирования творческого мышления у старшеклассников в процессе разработки проектов дизайна. // Педагогика и психология профессионального образования. - 2018. - №2. - С. 50-53.

2. Карпова Н.Н. Формирование творческого мышления у учащихся средней школы при проектировании буклета. // Профессиональное образование в современном мире. - 2017. - №1. - С. 112-117.

3. Мартынова А.С. Развитие творческого мышления у учащихся старших классов на занятиях по разработке дизайна. // Современные проблемы образования и науки. - 2017. - №3. - С. 45-50.

4. Петров В. Формирование творческого мышления у детей с использованием дизайна / В. Петров, Н. Кузнецова // Инновационные технологии в образовании и науке. - 2020. - Т. 1, № 4. - С. 48-53.

© Беляева Л.Ю., Антонова Д.А., 2024

УДК: 5527

Гранкина А.Э.

МАОУ «СПШ № 33» Белгородская область

г. Старый Оскол

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ НАРОДНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Аннотация

В данной статье определены методы преподавания народно сценического танца. История возникновения народного танца и музыки. Как подбирать правильно музыкальный материал под характер движения. А также правильность подбора комбинаций для отработки движений.

Ключевые слова:

музыка, сценический танец, методы, культура, комбинация, характер

Разучивать и исполнять элементы народного танца, а также танцевальные комбинации, сочиненные из различных элементов только на середине зала. Исполнение, как отдельных элементов, так и танцевальные комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнять координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент. Это дает возможность обучающимся с меньшей затратой времени и сил переносить какой-либо этюд или танец. В процессе изучения основных элементов необходимо обращать большое внимание на пластичность исполнения движений, у обучающихся, а самое главное - на развитие индивидуальных способностей и выявления творческой индивидуальности. При изучении основных элементов необходимо требовать от обучающихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения. Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполнения, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные

возможности, его многообразие, обучающиеся не только будут сознательно воспринимать основные элементы народного танца, но и творчески их осваивать. По мере освоения элементов их можно соединять на первых порах в небольшие, а в дальнейшем в более сложные танцевальные комбинации. Если элементы хорошо и правильно усвоены и по технике, и по характеру их подачи, то вся комбинация, составленная из них, будет исполняться в той или иной манере и характере [1]. Необходимо развивать у обучающихся импровизацию и воображение, давая по мере освоения элементов задания и на самостоятельное усложнение отдельных элементов и на сочинение танцевальных комбинаций. Импровизация - важная черта народного танца, и на это необходимо обращать большое внимание в течение всей учебы, как будущих исполнителей, так и будущих педагогов. Задания на импровизацию очень сложны для выполнения, но очень интересны, так дают возможность обучающимся проявить свою фантазию. В процессе обучения надо бороться с исполнительской небрежностью, решительно пресекать грубую или «слащавую» манеру исполнения, поскольку все это не только искажает образ, национальность, характер человека. В курсе обучения народному танцу используются традиционные методы обучения: словесных методов, наглядного восприятия и практические методы. С помощью словесных методов обучения решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающиеся программы курса обучения в студии хореографии, повышения интереса к изучаемым движениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Каждое движение народного танца носит национальную окраску, раскрывает особенности характера человека любой национальности. При изучении танца происходит познание культуры, осознание своей родины, все это дает хорошую основу для формирования чувства патриотизма[1].

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни, частушки. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Изучили методические рекомендации по преподаванию народного сценического танца. А именно правильное построение занятия, правильность исполнения танцевальных элементов. Выяснили, что занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащающих исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки[2] .

Специфика воспитательной работы в танцевальном коллективе заключается в органичном

сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива. При проведении урока я должна суметь донести до детей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей[3] .

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус. Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием. Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, я отбираю те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить[4] . Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу я решаю. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцах или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип я учитываю при построении урока народного танца в целом[1] .

Список использованной литературы:

1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб.пособие для вузов искусств и культуры /- Г.П. Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр- «ВЛАДОС»,- 2009.

2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., -2013.

3. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / -В.В. Ванслов. - М.: ИСКУССТВО, -2012.

4. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии /- К. Голейзовский. - М.: ИСКУССТВО, -2014.

© Гранкина А.Э., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.