Научная статья на тему 'Методические рекомендации по планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон»'

Методические рекомендации по планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МИССИЯ / ЦЕЛИ / СТРАТЕГИИ / SWOT-АНАЛИЗ / STRATEGIC PLANNING OF MUNICIPALITY / MISSION / PURPOSES / STRATEGIES / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тулохонов Олег Сергеевич

В статье представлены некоторые возможные пути основных принципов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical recommendations on planning social-economic development of the munici pality «Kizhinginsky somon»

The article presents some possible ways of application the main principles of strategic planning social-economic development of the municipality «Kizhinginskiy somon».

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон»»

О.С. Тулохонов. Методические рекомендации по планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон»

УДК 332.7: 352.071 О.С. Тулохонов

Методические рекомендации по планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон»

В статье представлены некоторые возможные пути основных принципов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования «Кижингинский сомон».

Ключевые слова: стратегическое планирование муниципального образования, миссия, цели, стратегии, SWOT-анализ.

O.S. Tulokhonov

Methodical recommendations on planning social-economic development of the municipality «Kizhinginsky somon»

The article presents some possible ways of application the main principles of strategic planning social-economic development of the municipality «Kizhinginskiy somon».

Keywords: strategic planning of municipality, mission, purposes, strategies, SWOT-analysis.

По мнению некоторых отечественных экспертов, в настоящее время в России стратегическое планирование развития муниципальных образований является скорее декларативным занятием, чем действительно организующим началом в деятельности многих органов местного самоуправления.

В целях решения вышеуказанных проблем мы предлагаем из множества технологий стратегического планирования развития муниципальных образований выделить следующую, которая основана на формировании миссии.

На примере сельских поселений Кижингин-ского района можно выделить миссию «кузница талантливых спортсменов и артистов». В истории муниципального образования было немало талантливых спортсменов и артистов. На прошедших юниорских олимпийских играх в Сингапуре чемпионом по вольной борьбе стал выпускник Кижингинского интерната Алдар Бальжинимаев.

В честь данного события правительство РБ и Народный хурал рБ приняли решение о строительстве спортивного комплекса в с. Кижинга.

Необходимо обозначить общие и специфические цели. Если общие стратегические цели являются достаточно схожими для сельских поселений (повышение благосостояния жителей, рост занятости, повышение жизнеспособности экономики и т.), то специфические цели должны быть уникальными, свойственными именно данному сельскому поселению, должны отражать и подкреплять его миссию. В нашем случае специфическая цель - воспитывать талантливых спортсменов и артистов.

Затем нужен SWOT-анализ, который должен выполняться не ради самого анализа, а с ориен-

тацией на миссию сельского поселения. Сильные и слабые стороны можно оценить только по отношению к перспективам достижения миссии. Если, например, сельские поселения Кижингин-ского района определят свою миссию как кузницу талантливых спортсменов и артистов, то все его преимущества и недостатки должны оцениваться и ранжироваться относительно этой его сверхцели.

Строительство/ремонт нового спортивного комплекса, дома культуры и творчества (необходимо отметить, что в МО «Кижингинский сомон» построено 3 дома досуга для молодежи и сельский клуб на общую сумму более 10 млн р.), открытие/ закрытие востребованных творческих специальностей в ссузах и вузах региона, наличие/недостаток специалистов, преподавателей, тренеров со специальным музыкальным и театральным образованием, а также в сфере физической культуры и спорта, наличие/отсутствие спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, звуковых технических средств, наличие/отсутствие конкурсов, спортивных мероприятий различных уровней, наличие/отсутствие спортивных, музыкальных, творческих клубов, ассоциации - все это должно рассматриваться как сильная или слабая сторона муниципального образования по отношению к миссии.

И точно так же будут расцениваться для него возможности и угрозы, возникающие во внешней среде. Решение региональной власти строительства спортивного комплекса, отток талантливых спортсменов и творческих личностей в региональный центр (Улан-Удэ) и другие регионы, спад/рост популярности различных видов спорта,

Интернет как средство позиционирования различных достопримечательностей, а также умений, навыков и способностей талантливого местного населения всему миру - все эти и другие события и процессы должны оцениваться относительно главной цели муниципального образования - его миссии. Они будут расцениваться как возможности или угрозы именно по отношению к миссии Кижинги.

Обязательной частью анализа внутренней среды должны стать анализ потоков (материальные

- готовые товары, люди, сырье; нематериальные

- деньги информация, услуги) по основным показателям.

На этапе разработки стратегий достижения целей нужно разработать комплекс стратегий, каждая из которых должна быть направлена на реализацию определенных аспектов социальноэкономического развития муниципальных образовании.

Многие муниципальные образования располагают памятниками и следами деятельности различных художественных школ и течений, культурных и исторических деятелей. Их идентификация и разработка общих методов консервации, реставрации и эксплуатации должны стать темой отдельной программы. Кроме того, ценности, образующие часть не только культурной, но и промышленной и социальной истории, например, отработанные шахты и отвалы (Ермаковское месторождение флюорит-бериллиевых руд), пустующие промышленные объекты (элеваторы, ангары и т.д.), «незавершенка» (объекты незавершенного строительства) и прочие «памятники» прошедшего времени и т.д., могут быть включены в культурные достопримечательности и таким образом сохранены для будущих поколений. Целью является не только консервация прошлого, но и пространственная гармония и креативность в сочетании современной архитектуры и сельско-национального дизайна с историческим наследием.

Стратегическое планирование должно вырабатывать не строго обязательные для выполнения планы, а формировать готовность к действиям в определенных направлениях. В процесс стратегического планирования должны быть вовлечены органы публичной власти, научное сообщество, бизнес-сообщество (через участие в публичных слушаниях и механизм местных опросов) и многочисленные местные сообщества (через механизм местных опросов).

Необходимо расширить круг специалистов,

работающих в сфере муниципального маркетинга, привлечь историков, культурологов, географов и других профессионалов из различных областей, способных привнести более глубокое и оригинальное понимание.

Механизмы реализации разработанных стратегий должны включать следующие действия и инструменты:

1. Мотивирование и расширение масштабов участия местного сообщества в разного рода событиях.

Это направление развития может быть реализовано за счет:

- повышения привлекательности и популярности муниципального образования;

- сознательной организации событий;

- инициирования создания новых сетей;

- сознательной работы по выработке навыков сетевой коммуникации и партнерства у местного сообщества.

Одним из ключевых понятий развития является событие, которое может принимать следующие формы: встречи, семинары, конгрессы, конференции, круглые столы и т.п.; выставки, ярмарки, экспозиции; конкурсы, соревнования, смотры, игры, чемпионаты, фестивали и т.п.; публичные презентации; концерты, шоу, представления, публичные выступления и т.п.; тематические вечера; шествия, митинги, манифестации, карнавалы и т.п.

2. Создание соответствующей инфраструктуры и расширение связей для обеспечения транспортной и коммуникационной доступности муниципального образования.

Действия по кооперации органов местного самоуправления разных муниципальных образований должны варьировать от таких «легких» усилий, как, например, обмен информацией, распространение опыта, совместное лоббирование на высших уровнях управления политических вопросов, до более «глубокой» кооперации на уровне совместного маркетинга, совместной разработки и реализации основных инфраструктурных проектов.

3. Создание, стимулирование и поддержание креативной среды в муниципальном образовании.

Мы считаем, что именно управленцы, муниципальные служащие и политики ответственны за создание креативной среды, отвечающей духу времени.

Это направление должно реализовываться за счет следующего набора действий и решений:

- освоение креативного мышления руководством муниципального образования (самое сложное);

- создание коммуникационных площадок для публичного обсуждения местными жителями и всеми заинтересованными сторонами вопросов местного значения и путей их решений;

- разработка и продвижение имиджа муниципального образования как открытого, толерантного и благоприятного места для всех талантливых и креативных людей;

- создание условий для привлечения талантливых и креативных людей посредством повышения качества муниципальной среды, физической (природной и рукотворной) и социальной;

- стимулирование создания рабочих мест в креативных индустриях, в народных промыслах, поддержка молодежных инициатив и проектов.

4. Использование хорошо известных инструментов поддержания экономического развития:

Финансовые стимулы: дотации, ссуды и процентные субсидии; прямые субсидии; гарантии займов; инвестиционный налоговый кредит; равное или близкое к равному финансирование (публично-частное партнерство); снижение цены на землю и использование общественных работ при строительстве предприятия; льготы по аренде муниципального имущества; налоговые льготы.

Нефинансовая помощь: деловое консультирование, подготовка менеджеров, анализ рынка; выбор участка под застройку; упрощение процедур лицензирования, регулирования и выдачи разрешений; целевое профессиональное обучение;

УДК 339.137.2 (571.54)

субсидирование исследований и разработок; передача местным предприятиям муниципальных контрактов (механизм муниципального заказа).

Улучшение делового климата: оздоровление окружающей среды и развитие общественной инфраструктуры; организация предпринимательских советов и корпораций по содействию экономическому развитию.

В рамках этого направления стоит напомнить, что бюджет не является инструментом стратегического развития, поэтому финансовые стимулы не должны рассматриваться как главные и единственные инструменты подкрепления экономического развития.

Таким образом, мы считаем, что применение вышеуказанной технологии приведет к положительному результату по социальноэкономическим показателям.

Литература

1. Метелева Е.Р. Эволюция подходов к развитию городов.

- Иркутск: БГУЭП, 2007. - 280 с.

2. Тулохонов О.С. Контроллинг в системе муниципального стратегического управления // Вестник БГУ Экономика и право. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010. - №2.

- С. 103-105.

Тулохонов Олег Сергеевич - канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. 8 (301-2) 21-35-06, e-mail: oltul@mail.ru Tulokhonov Oleg Sergeevich, candidate of economical sciences, senior teacher of department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel. 8 (301-2) 21-35-06, e-mail: oltul@mail.ru

Т.В. Калмынина

Оценка конкуренции на продовольственном рынке Республики Бурятия

В статье рассматривается состояние конкурентной среды на потребительском рынке продовольственных товаров Республики Бурятия. На основании данных социологического обследования выявлены предпочтения потребителей и оценена конкурентоспособность продукции местных производителей по товарным группам. Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, продовольственный рынок, местные производители.

T.V. Kalmynina

Evaluation of competition at the food market of the Republic of Buryatia

The article deals with the state of competitive environment on the consumer food market of the Republic of Buryatia. Consumer preferences and evaluation of the local production competitiveness by commodity groups were based on the data of sociological survey.

Keywords: competitiveness, competition, food market, local producers.

Региональный потребительский рынок Буря- развития республики, повышения ее конкурен-

тии до настоящего времени не изучен. В свете тоспособности особую значимость приобретают

выработки стратегии социально-экономического вопросы определения конкурентоспособности

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.