Научная статья на тему 'Методические принципы в теории обучения'

Методические принципы в теории обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3334
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфутдинов Азат Минабутдинович

Не все педагоги-исследователи разделяют точку зрения о существовании методических принципов в теории обучения. С 30-х годов до середины 60-х годов ХХ века в работах по методике преподавания отдельных предметов указывались только педагогические принципы. С середины 60-х годов и до настоящего времени в описании принципов упоминаются дидактические принципы. Работы по методике преподавания биологии и математике, изданные в начале 2000-х годов, отличаются описанием большого количества принципов, формулировка и содержание которых порождает ряд вопросов. Основание для выделения группы методических принципов отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические принципы в теории обучения»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

А.М. Гайфутдинов

Не все педагоги-исследователи разделяют точку зрения о существовании методических принципов в теории обучения. С 30-х годов до середины 60-х годов ХХ века в работах по методике преподавания отдельных предметов указывались только педагогические принципы. С середины 60-х годов и до настоящего времени в описании принципов упоминаются дидактические принципы. Работы по методике преподавания биологии и математике, изданные в начале 2000-х годов, отличаются описанием большого количества принципов, формулировка и содержание которых порождает ряд вопросов. Основание для выделения группы методических принципов отсутствует.

Existence of methodological principles in the education theory. Not all teachers, researchers share the view of the existence of the methodological principles of learning theory. With the 30-ies to the 60's years in the papers on methods of teaching certain subjects only specify pedagogical principles. Since the 60's and till nowadays, the description of the principles mentioned didactic principles. Work on methods of teaching biology and mathematics, published in the early 2000's, describing a large number of different principles, the wording and content of which raises a number of issues. Reason for selection of the methodological principles is absent.

Повышение эффективности процесса обучения для современной дидактики - это главная задача, решение которой идет через реализацию системы дидактических принципов. Однако с момента, когда впервые принципы были сформулированы великим чешским педагогом в его работе «Великая дидактика» в 1632 году, и до настоящего времени остаются нерешёнными вопросы о количестве принципов и их классификации. Какие же принципы необходимо соблюдать при организации процесса обучения?

Усложняет ситуацию и неуклонный рост числа вновь вводимых отдельных принципов и даже целых групп. Примером является группа методических принципов. Само понятие «методические принципы» было указано в статье В.В. Краевского «Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования» [9]. Методические принципы определены как принципы преподавания отдельных предметов. Следует отметить, что не все педагоги-исследователи разделяют данную точку зрения. Для решения

спорного вопроса следует обратиться к работам, посвященным не общим научным вопросам педагогики, а описывающим методики обучения отдельным предметам. Если определены и описаны такие принципы, значит, группу методических принципов следует признать как объективно существующую. Для полноты и точности результата в анализ были включены методические пособия по преподаванию не одного предмета, а всего естественнонаучного цикла: математики, физики, биологии, географии.

Так, например, А.П. Знаменский во введении к работе «Методика преподавания физики в средней школе» указывает на существовавшее еще сравнительно недавно мнение о том, что для учителя физики не нужна особая подготовка в области преподавания физи-ки[6]. Отсутствует упоминание принципов, которые могут лежать в основе организации преподавания физики как школьного предмета. Не рассматриваются какие-либо специальные принципы для преподавания физики и в работе И.И. Соколова [14].

Методика преподавания математики В.М. Брадиса относится к середине 1950-х годов прошлого века. Отличительной особенностью этой работы от рассмотренной выше методики преподавания физики является отдельный параграф, посвященный описанию основных принципов обучения математики. «Советская педагогика выработала несколько принципов, на которых строится обучение любому предмету, изучаемому в школе. Это принципы сознательности, наглядности, систематичности, доступности и прочности» [2, с.45].

Однако кроме пяти указанных выше принципов, автор продолжает ха-

рактеризовать принципы преподавания математики, такие как: активность и самостоятельность учащихся, генетический характер изложения, единство теории и практики, принцип научности. Кем разработаны эти принципы? Как соотносятся они с принципами, представленными в советской педагогике? Ответы на эти вопросы отсутствуют в содержании анализируемой работы.

Анализ содержания предложенных в работе В.М. Брадиса принципов показывает:

1. Генетический характер изложения, предполагающий введение нового предложения так, чтобы была видна его связь с уже известными учащимся вещами и чтобы была понятна целесообразность его изучения, совпадает с требованиями принципа систематичности, согласно которому при изложении науки в школе должны учитываться связи между отдельными предложениями, где каждый следующий шаг основан на предшествующих предложениях.

2. Единство теории и практики можно рассматривать как частный случай реализации принципа наглядности. Так, например, требование: «Всякое приобретенное знание не должно оставаться мертвым капиталом: его надо использовать для тех или иных полезных целей...» - призвано сделать теорию более ясной для учащихся и упрочить ее запоминание.

3. Характеризуя принцип наглядности, автор указывает, что наглядным называется такое обучение, которое построено не на отвлеченных понятиях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимся. В данном случае отвлеченные понятия можно рассматривать как теоретический уровень знаний, а конкретные образы - практический. Сходство двух

указанных принципов обнаруживается и в реализации при преподавании математики: «Обеспечить постоянное соблюдение принципа наглядности в обучении математике легче, чем в обучении любой другой науке».

Не следует относить принцип научности к принципам, лежащим в основе преподавания только математики. В истории развития педагогических знаний общеизвестным является факт введения принципа научности в 1950 году Скаткиным Михаилом Николаевичем [13], который также является автором работ по дидактике, методике преподавания естествознания в начальных классах школы, учебников естествознания для тех же классов. То же можно сказать и о принципе активности и самостоятельности учащихся. Этот дидактический принцип имеет длительную историю развития содержания и реализации в процессе обучения.

Отсутствует указание на методические принципы и в методике преподавания математики группы авторов под общей редакцией С.Е. Ляпина [4]. Работа издана на год позже работы В.М. Брадиса, но при анализе ее содержания можно отметить ряд отличий:

1) авторы указывают, что все принципы, которыми следует руководствоваться в выборе методов изложения учебного материала, выработаны советской педагогикой и психологией, однако соответствующее деление на педагогические и психологические принципы отсутствует;

2) отсутствуют в перечне принципы генетического характера изложения и развития активности и сознательности.

К началу 1960-х годов относится учебное пособие по методике преподавания физики под редакцией А.В. Пе-

рышкина. Отличительной особенностью содержания работы по вопросу о принципах обучения является указание на ведущий принцип работы восьмилетней школы: «Ведущим принципом работы восьмилетней школы является тесная связь обучения с практикой коммунистического строительства. Содержание курса физики дает большие возможности для практической реализации этого принципа в преподавании» [11, с.7]. Указанный принцип можно отнести к разряду педагогических принципов. В работе отсутствует упоминание о методических принципах.

В работе А.В. Даринского [5] методика обучения географии определена как частная дидактика. Упоминание о методических принципах отсутствует. Того же года издания является учебное пособие по методике преподавания географии группы авторов [7]. Анализируя содержание пособия и сопоставляя с результатами анализа предыдущих работ, можно отметить следующее:

1. Методику преподавания географии относят к числу педагогических наук, при этом указывают на тесную связь методики с педагогикой. Исследование закономерностей обучения учащихся географии авторы определяют как предмет методики преподавания географии.

2. Так же, как и в работе по методике преподавания математики, под редакцией С.Е. Ляпина [4], в анализируемом пособии лишь упоминаются руководящие принципы педагогики и психологии, на которые опирается методика преподавания географии, без разделения и конкретизации.

3. Впервые в пособии по методике преподавания было встречено замечание о том, что при решении вопроса сознательного и прочного усвоения

учащимися требуемого программой учебного материала вскрываются закономерности успешного обучения (географии), т.е. выявляются принципы, основные особенности построения отдельных курсов, наиболее эффективные приемы и методы, критерии для руководства при оценке знаний учащихся и т.п. Тем самым происходит отождествление понятий «закономерность обучения», «принцип обучения» и т.д. Обобщая результаты анализа пособий по методике преподавания географии, можно сделать вывод, что в середине 60-х годов в методической науке существовало мнение о тождественности понятий «принцип» и «закономерность» обучения. Это подтверждает отсутствие принципов в общей цепочке «закономерность - принцип - правило», указанной А.В. Даринским [5, с.5]: «На закономерностях и правилах общей методики преподавания географии основываются методики отдельных частей школьного курса».

4. Выявлен принцип обучения географии, о котором говорится следующее: «Краеведческий принцип - один из важнейших принципов при обучении географии, содействующий сближению географии с жизнью»[7, с.57].

В отличие от учебных пособий по методикам преподавания отдельных предметов, изданных в 30-е - 50-е годы ХХ века, в работах 60-х годов отмечается усиление идеологического влияния на дидактические исследования в нашей стране. Уже к середине десятилетия проявляется положительная тенденция в решении вопроса о принципах обучения: принципы определяются как дидактические [6, 1]. Однако возникают спорные суждения об отношениях между понятиями «принцип» и «закономерность» процесса обучения:

понятия отождествляются [16, 5, 7] или принцип определяется общим понятием по отношению к понятию «закономерность» [1]. Краеведческий принцип был определен как принцип преподавания географии [7], в остальных работах, подлежащих анализу, упоминание о методических принципах отсутствовало.

В работе группы авторов (Г.Л. Лу-канина и др.) по методике преподавания математики, изданной в середине 70-х годов, сохраняется тенденция определять принципы обучения как дидактические принципы [8]. В пособии выделен отдельный параграф под названием «Основные дидактические принципы в обучении математике». Однако число раскрываемых принципов увеличилось по сравнению с работами 50-х - 60-х годов. Были добавлены принципы: воспитания в обучении, индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы с классом.

В работе «Проблемы преподавания биологии» Н.М. Верзилин ставит остро вопрос о необходимости признания методики биологии самостоятельной наукой [3]. Начиная с 60-х годов, уже к середине 70-х годов в отдельных направлениях развития методической науки (преподавания биологии, математики) сложилась тенденция отождествлять понятия «педагогика», «дидактика» и «методика» при определении сущности методики преподавания как науки, независимо от содержания учебного предмета. Таким образом, возникло сложное препятствие для разграничения функций между непрерывно развивающимися отраслями педагогической науки: педагогики, дидактики, методики. В этом случае разграничение методических и дидактических принципов оказалось частью общей

проблемы взаимосвязи дидактики и методик обучения отдельным предметам.

В работе под редакцией Л.М. Пан-чешниковой по методике преподавания географии отсутствуют отождествления как понятий «принцип» и «закономерность», так и понятий «педагогика», «дидактика» и «методика». Методика обучения географии - это отрасль педагогической науки, общую научную основу которой, как и методики всех остальных учебных предметов, образует дидактика. «Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой» [10, с.9]. Принципы не перечисляются. Отсутствует также описание краеведческого принципа, выявленного при анализе работы В.Г. Эрдели и др. [7].

Следует отметить, что при анализе учебных пособий по методике преподавания отдельных предметов, изданных в 80-е годы, выявлен ряд отличий, от

работ, изданных в более ранний период времени:

1. Отсутствуют отождествления понятий: принцип и закономерность обучения, а также «педагогика», «дидактика» и «методика».

2. Наблюдается ослабление влияния идеологии на развитие методической науки.

3. Дается описание только дидактических принципов без какого-либо указания на существование методических принципов.

В учебном пособии под редакцией И.Н. Пономаревой раскрываются в отдельном параграфе закономерности и принципы методики обучения биологии [12]. Уделяется внимание и дидактическим принципам. Всего в учебном пособии перечислены десять принципов, названных общепедагогическими (дидактическими). Введена также еще одна группа - это специфические ме-тодикобиологичекие принципы (таблица).

Таблица

Принципы обучения (по И.Н. Пономаревой, 2003)

Общепедагогические (дидактические) принципы Специфические методико-биологические принципы

Наглядности; научности и доступности; единства обучения, воспитания и развития; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности, системности; фундаментальности; единства теории и практики; вариативности; гуманизации; интеграции и дифференциации Эффективности натуральной наглядности; вхождения в природу; причинности и историзма процессов и явлений живой природы; единства живого; сезонности природных явлений; краеведения (родиноведения); экологизации и природосохранности; природосообразности; фундаментальности; преемственности содержания и его развития от курса к курсу

Анализ таблицы показывает: и к общепедагогическим (дидактичес-

1. Наблюдаются повторения при- ким), и к специфическим методикоби-

нципов разных групп. Так штрим^ ологическим принципам. принцип фундаментальности отнесен

2. Сложно различимые по содержанию принципы представлены: а) в группе общепедагогических (дидактических) принципов: связи обучения с жизнью и единства теории и практики (следует отметить, что при раскрытии содержания предложенных в работе принципов обучения отсутствует характеристика именно этих принципов); б) в группе специфических методи-кобиологических принципов: эффективности натуральной наглядности и вхождения в природу.

3. Является спорным принадлежность принципа краеведения (роди-новедения) к группе специфических методикобиологических принципов. Краеведческий принцип впервые был представлен в работах по методике преподавания географии [7]. Аналогичное замечание можно отнести и к принципу природосообразности, которому посвящены многочисленные работы, не относящиеся к методикам обучения биологии.

В работе А.А. Темербековой перечислены одиннадцать «дидактических принципов обучения» математике и четырнадцать принципов, которые «положены в основу концепции математического образования» [15].

В результате обобщения можно сделать следующие выводы:

1. С 1930-х годов до середины 60-х в работах по методике преподавания отдельных предметов указывались только педагогические принципы. С середины 60-х годов и до настоящего времени в случае описания принципов упоминаются только дидактические.

2. Выявлен единственный принцип, который до 2000-х годов относили только к особенностям преподавания географии - краеведческий (родиноведческий) принцип. Среди

перечисленных методикобиологичес-ких принципов [12] указан и принцип краеведения (родиноведения).

3. Работы по методике преподавания биологии и математике, изданные в начале 2000-х годов, отличаются описанием большого количества принципов, формулировка и содержание которых порождает ряд вопросов.

В результате проведенного исто-рико-педагогического исследования за период 1930-2007 не было найдено обоснованных принципов преподавания отдельных предметов, а, значит, выделение группы методических принципов следует считать нецелесообразным. В основе процесса обучения любому школьному предмету лежат дидактические принципы, реализация в полной мере которых и приводит к повышению эффективности процесса обучения. Введение новых понятий, а также групп деления понятий без научного обоснования приводит к снижению значимости педагогического поиска и переводит его в разряд псевдонаучного.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Методика преподавания физики в средней школе (общие теоретические вопросы) - М.:Просвеще-ние, 1968. - 200 с.

2. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе./ Под редакцией А.И. Маркушевича. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства РСФСР, 1954. - 504 с.

3. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. - М.: Педагогика, 1974.

4. Гастева С.А., Крельштейн Б.И., Ляпин С.Е., Шидловская М.М. Методика преподавания математики. Пособие для учителейистудентовпедагогическихинсти-

тутов/ Под общей редакцией С.Е. Ляпина. -Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. - 480 с.

5. Даринский А.В. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение, 1966. -92 с.

6. Знаменский А.П., Кользи Е.К., Че-люсткин И.А. Методики преподавания физики в средней школе. Пособие для учителей и студентов высших учебных педагогических заведений. - М., Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. - 383 с.

7. Каргалова С.Ф., Панфилова Т.С., Эрдели В.Г. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение, 1966. - 320 с.

8. Колягин Ю.М., Луканин Г.Л., Оганесян В.А., Саннинский В.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат.фак.пед.институтов. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.

9. КраевскийВ.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения//Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: ЧГПИ, 1985. -С. 3-12.

10. Методика обучения географии в средней школе: Учеб.пособие для сту-

дентов пед.ин-тов по геогр.спец./Под ред. Л.М.Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.

11. Перышкин А.В., Раковская Х.Д., Соколова Е.Н., Шахмаев Н.М. Методика преподавания физики в восьмилетней школе. Пособие для учителей и студентов педвузов/ Под ред. А.В. Перышкина. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 319 с.

12. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ.пед.вузов/ И.Н.Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

13. Скаткин М.Н. О принципах обучения в советской школе // Советская педагогика. - 1950. - №1. - С. 27 - 41.

14. Соколов И.И. Методики преподавания физики в средней школе. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1951. - 591 с.

15. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 176 с.

16. Шалаев В.Ф. «Методика биологии как наука и ее задачи». Сб. «Вопросы методики биологии». Краснодар, 1962, с.15-17.

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И. Н. УЛЬЯНОВА

Т. С. Сергеев

В статье раскрывается деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова по открытию, наряду с русскими, чувашских, мордовских и татарских школ, забота об их обзаведении и дальнейшей работе.

Ключевые слова: национальная школа, учитель, инспектор, директор народных училищ, Симбирская губерния, И. Н. Ульянов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.