32. Пидкасистый, П.И. Учебник нового поколения. - М., 2006.
33. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы: методический материал. - М., 1982.
34. Оконь, В. Введение в общую дидактику / пер. с пол. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М., 1990.
35. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособ. для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург, 1996.
36. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. - 2000. - № 1.
37. Технологии профессионального обучения: учеб. пособ. / Э.Г. Скибицкий, В.В. Сергеева. - Новосибирск, 2008.
38. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / сост. В.А. Ротенберг; общ. ред. Е.Н. Медынского. - М., 1956.
39. Коменский, Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М., 1982. - Т. 1.
40. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М., 1990. - Т. 5.
41. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
42. Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладной аспект: монография / под ред. Л.А. Шипилиной. - Омск, 2008.
43. Шипилина, Л.А. Качество профессионального образования: к вопросу философско-методологических оснований // Право и образование. - 2007. - № 10.
44. Краткий словарь по философии / под ред. И.В. Блауберга. - М., 1982.
45. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М., 2001.
Bibliography
1. Bespaljko, V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem kompjyuterov (pedagogika tretjego tihsyacheletiya). - M., 2005.
2. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1999.
3. Lomov, B.F. Sistemnostj v psikhologii: izbrannihe psikhologicheskie trudih / pod red. V.A. Barabanthikova, D.N. Zavalishinoyj, V.A. Ponomarenko.
- M., 2003.
4. Kuzjmina, N.V. Metodih issledovaniya pedagogicheskoyj deyateljnosti. - L., 1970.
5. Kuzjmina, N.V. Ponyatie «pedagogicheskaya sistema» i kriterii ee ocenki. Metodih sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. - L., 1989.
6. Sadovskiyj, V.N. Sistemnihyj podkhod: predposihlki, problemih, trudnosti / V.N. Sadovskiyj, I.V. Blauberg, Eh.G. Yudin. - M., 1969. .
7. Sadovskiyj, V.N. Osnovaniya obtheyj teorii sistem. - M., 1976.
8. Uemov, A.I. Sistemnihyj podkhod i obthaya teoriya sistem. - M., 1978.
9. Yudin, Eh.G. Sistemnihyj podkhod i princip deyateljnosti: metodologicheskie problemih sovremennoyj nauki. - M., 1978.
10. Vihgotskiyj, L.S. Problemih obtheyj psikhologii / L.S. Vihgotskiyj; pod red. V.V. Davihdova // Sobranie sochineniyj: v 6 t. - M., 1982. - T. 2.
11. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.
12. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.
13. Brushlinskiyj, A.V. Psikhologiya subjhekta. - M., 2003.
14. Zinchenko, V.P. Metodologicheskie voprosih psikhologii / V.P. Zinchenko, S.D. Smirnov. - M., 1983.
15. Leontjev, D.A. Ocherk psikhologii lichnosti. - M., 1997.
16. Rozin, V.M. Cennostnihe osnovaniya koncepciyj deyateljnosti v psikhologii i sovremennoyj metodologii // Voprosih filosofii. - 2001. - № 2.
17. Sayjko, Eh.V. Subjhekt: sozidatelj i nositelj socialjnogo. - M., 2006.
18. Lektorskiyj, V.A. O principakh issledovaniya sistem / V.A. Lektorskiyj, V.N. Sadovskiyj // Vopr. filosofii. - 1960. - № 8.
19. Nayjn, A.Ya. Innovacii v obrazovanii. - Chelyabinsk, 1995.
20. Nayjn, A.Ya. Tekhnologiya rabotih nad kandidatskoyj dissertacieyj po pedagogike. - Chelyabinsk, 1996.
21. Osnovih psikhologicheskoyj samopomothi: uchebno-metodich. posob. / V.Yu. Novozhilov, L.V. Kulikov, V.A. Suvorov. - M., 2008.
22. Filosofskiyj slovarj / pod red. I.T. Frolova; sost. P.P. Aprihshko, A.P. Polyakov, Yu.N. Solodukhin. - M., 2009.
23. Pedagogika vihssheyj shkolih: ucheb. posob. / Eh.G. Skibickiyj, T.B. Zhakupov. - Novosibirsk, 2013.
24. Pedagogika vihssheyj shkolih: ucheb. posob. / V.V. Egorov, Eh.G. Skibickiyj, V.G. Khrapchenkov. - Novosibirsk, 2008.
25. Lihnda, A.S. Metodika formirovaniya samokontrolya u uchathikhsya v processe uchebnihkh zanyatiyj. - M., 1973. .
26. Rozenberg, H.M. Problemih izmeneniya v didaktike. - Kiev, 1979.
27. Shapovalenko, S.G. O privedenii metodov i sredstv obucheniya v sootvetstvie s trebovaniyami zhizni. - M., 1976.
28. Skakun, V.A. Organizaciya i metodika professionaljnogo obucheniya. - M., 2007.
29. Lerner, I.Ya. Didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M., 1981.
30. Skatkin, M.N. Sovershenstvovanie processa obucheniya. - M., 1971.
31. Nazarova, T.S. Sredstva obucheniya (tekhnologiya sozdaniya i ispoljzovaniya) / T.S. Nazarova E. S., Polat. - M., 1998.
32. Pidkasistihyj, P.I. Uchebnik novogo pokoleniya. - M., 2006.
33. Babanskiyj, Yu.K. Optimizaciya uchebno-vospitateljnogo processa: metodicheskie osnovih: metodicheskiyj material. - M., 1982.
34. Okonj, V. Vvedenie v obthuyu didaktiku / per. s pol. L.G. Kashkurevicha, N.G. Gorina. - M., 1990.
35. Bezrukova, V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: ucheb. posob. dlya inzhenerno-pedagogicheskikh institutov i industrialjno-pedagogicheskikh tekhnikumov. - Ekaterinburg, 1996.
36. Skibickiyj, Eh.G. Didakticheskoe obespechenie processa distancionnogo obucheniya // Distancionnoe obrazovanie. - 2000. - № 1.
37. Tekhnologii professionaljnogo obucheniya: ucheb. posob. / Eh.G. Skibickiyj, V.V. Sergeeva. - Novosibirsk, 2008.
38. Disterveg, A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya / sost. V.A. Rotenberg; obth. red. E.N. Medihnskogo. - M., 1956.
39. Komenskiyj, Ya.A. Velikaya didaktika // Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. - M., 1982. - T. 1.
40. Ushinskiyj, K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opiht pedagogicheskoyj antropologii // Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. / sost. S.F. Egorov. - M., 1990. - T. 5.
41. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1981.
42. Menedzhment v obrazovateljnihkh sistemakh: teoretiko-prikladnoyj aspekt: monografiya / pod red. L.A. Shipilinoyj. - Omsk, 2008.
43. Shipilina, L.A. Kachestvo professionaljnogo obrazovaniya: k voprosu filosofsko-metodologicheskikh osnovaniyj // Pravo i obrazovanie. - 2007.
- № 10.
44. Kratkiyj slovarj po filosofii / pod red. I.V. Blauberga. - M., 1982.
45. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya. Sovremennaya interpretaciya. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 14.07.14
УДК 378:371.134:51
Gluzman N.A. GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF TEACHING METHODS OF MATHEMATICS TO CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL. The article is dedicated to a retrospective analysis of forming and development of teaching methods of arithmetic in Russia. The author offers division of this process into periods and singles out basic tendencies of every period on the basis of an analysis of a wide spectrum of educational literature. The researchers proposes the integration of different teaching technologies in the direction of the development of training in mathematics, which is an approach of a dialogue of methods in functional and organizational aspects.
Key words: training in teaching mathematics, arithmetic, method of teaching mathematics in primary school, methodical mathematical competence, teachers of primary classes.
Н.А. Гпузман, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук РВУЗ «Крымский гуманитарный университет, г. Ялта, Е-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящается ретроспективному анализу становления и развития методики обучения арифметики в России. Предлагается и обосновывается авторская периодизация данного процесса. Выделены и раскрыты основные тенденции каждого периода на основе анализа широкого спектра учебной литературы. Автор приходит к выводу, что в направлении развития методики и методической подготовки может быть интеграция предметных методик, как диалог методик на фукционально-целевом, организационно-деятельностном и содержательном аспектах.
Ключевые слова: методико-математическая подготовка, арифметика, методика начального математического образования, методико-математическая компетентность, учителя начальных классов.
Модернизация профессиональной подготовки современного учителя начальных классов, одной из ключевых доминант которой является методико-математическая составляющая, предусматривает изучение и использование исторического опыта становления и развития системы обучения математики в школах России. Это позволяет, с одной стороны, раскрыть особенности отечественной системы подготовки учителей начальных классов, а из другой - является залогом творческого использования методического наследия в условиях современных изменений в школьном и педагогическом образовании.
Среди школьных предметов математика появилась так давно, как сама система школьного обучения. В различные исторические периоды отношения к предмету было неоднозначным, но во все времена школьная математика принадлежала к обязательным общеобразовательным предметам. Поэтому, определяя цели, содержание и задачи методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов, целесообразно отслеживать их современное оформление по тем реформаци-
онным процессам в начальном образовании, которые влияли на профессиональную подготовку учителей начальной школы. Сказанное требует периодизации процесса становления и развития методики обучения математики младших школьников как отдельной науки (рис. 1).
Актуализируем основные тенденции, связанные со становлением методики арифметики в России на каждом отдельном этапе [1; 2].
Методика обучения математики младших школьников -очень давняя и в то же время молодая наука. К первым учебным пособиям для обучения детей математике можно отнести «Арифметику» Леонтия Магницкого (в 1703 г.) и книгу Вильгельма Лая «Руководство к первоначальному обучению арифметики, основанное на результатах дидактичных опытов» (в 1910 г.). В 1896 г. Семеном Ильичом Шохор-Троцким был написан первый учебник «Методика арифметики для учителей народных школ», а курс пропедевтики геометрии «Наглядная геометрия»
Таблица 1
Истоки зарождения методики обучения математики в трудах великих дидактов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега
Автор Основные идеи, связанные с обучением арифметики
Я.А. Коменський (1592-1670 гг.) Освещая общие дидактичные правила, много внимания уделял изучению арифметики. Он впервые в истории дидактики охарактеризовал наглядность как «золотое правило обучения», обосновал принцип природосообразности воспитания (необходимость учитывать природу ребенка), дал теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения, он был знаком с опытом братских школ в Украине. Я.А. Коменский создал первый иллюстрированный учебник для маленьких учеников «Мир чувственных вещей в картинках» (1768 г. издан на русском языке).
И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) В своих трудах «Лингард и Гертруда», «Небольшие произведения», разрабатывал методику обучения детей арифметики. Он выдвинул идею развивающего обучения, сформулировал дидактичные принципы последовательности и постепенности в обучении, отстаивал принцип систематичности. И. Песталоцци - основоположник методики начального обучения родному языку, арифметики, элементарной геометрии, географии, гимнастики. Методику начального обучения родному языку, счету и измерениям он пытался настолько упростить, чтобы ею с успехом могли пользоваться не только учителя начальной школы, но и любая мать-крестьянка, во время занятий со своим ребенком. Определяя основные подходы к методам обучения арифметики, И. Песталоцци заменил механическое запоминание свободными рассуждениями, автоматизм письменных вычислений по правилам - устными упражнениями над числами первой сотни. Он положил начало концентрическому размещению арифметического материала, выделив сотню в отдельный концентр. Однако, работа над этим концентром у И. Песталоцци не имела связи с арифметической теорией. Более простым элементом числа И. Песталоцци считал единицу. Путем последовательного добавления и вычитания единицы он стремился создать в сознании ребенка правильное понятие о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы. Для обучения арифметики в начальной школе И. Песталоцци создал специальный дидактичный материал - таблицы, где с помощью штрихов были изображены целые числа. На этом грунте вырос метод немецкого методиста А. Грубе, который называют методом чисел или монографическим.
А.В. Дистервег (1790-1866 рр.) В своем «Руководстве к образованию немецких учителей» (в 1829 г.) разместил арифметический материал по концентрам. Развивая то позитивное, что содержала в себе система И. Песталоцци, А. Дистервег установил такие этапы в изучении целых чисел: первый десяток, второй десяток, первая сотня, многозначительные числа. В пределах каждого из этих концентров А. Дистервег рекомендовал изучать не состав чисел, а действия (одно за другим). Так были заложены основы метода, который позже получил название метода действий или вычислительный.
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК КАК НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Ф
ÜL
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (80-е гг. ХХ СТ.)
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (90-е гг. XX СТ.)
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ СТ.- СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД)
Рис. 1. Этапы развития методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов
украинским математиком-методистом Александром Христофо-ровичем Астрябом - в 1911 году.
Но лишь в 1955 г. впервые появилась книга «Психология обучения арифметики», автор которой Наталья Александровна Менчинская обратилась не столько к характеристике математической специфики предмета, сколько к закономерностям усвоения арифметического материала ребенком младшего школьного возраста. Известный психолог утверждала, что овладение младшими школьниками конкретными математическими знаниями требует специально организованного обучения умственным приемам и способам обучения. Поэтому внимание учителя должно обращаться не только на содержание обучения, но и на способы его усвоения. Знание и умственные действия, с помощью которых они формируются, выступают соответственно как содержательная и процессуальная стороны системы обучения математики младших школьников.
Становлению современной методики предшествовали развитие математики как науки и развитие двух больших областей знания: общей дидактики и психологии обучения и развития.
Краткие сведения по обучению детей арифметики вначале были представлены в работах по дидактики, поэтому и первый этап нашей периодизации носит название - выделение предметных методик из дидактики (до середины XIX ст.) Истоки зарождения методики обучения арифметики четко прослеживаются в работах великих дидактов Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Адольфа Вильгельма Дистервега и представлены нами в таблице 1.
Развитие науки, техники, образования в ХУ1-Х1Х ст. способствовали увеличению содержания обучения, в связи с чем, актуализировались вопросы создания программ и учебников по отдельным предметам, а также вопросы разработки эффективных методов обучения. Положений общей дидактики для решения этих вопросов было недостаточно, и в конце XVIII ст. в России начинают появляться предметные методики, с которыми мы связываем этап становления предметных методик как научных дисциплин (середина XIX ст. - начало XX ст.).
На этом этапе оформляется функция методики: подготовка материалов для обучения; разработка методов и приемов рабо-
Таблица 2
Этапы становления методики начального обучения математики как научной дисциплины в исследованиях ученых-методистов: середина XIX ст. - начало XX ст.
Автор Основные характеристики формирования и развития методического сопровождения методики начальной математики
К.Д. Ушинский (18.24-1870 гг.) Обосновал принцип наглядности и научно разработал способы его осуществления, сформулировал ряд ценных советов и указаний относительно изучения арифметики и геометрии в школе. Он требовал конкретизировать абстрактные математические понятия и сделать арифметику орудием познания окружающей действительности, указывал, что обучение должно строиться на живом созерцании, на конкретных примерах с соблюдением принципа от конкретного к абстрактному. Основными средствами наглядного обучения он считал предметы в натуре, модели, рисунки, которые отображают предметы. Степень использования наглядных средств, определяется возрастом детей - чем меньше возраст ребенка, тем чаще и шире нужно применять наглядность.
А.В. Грубе (1816-1884 гг.) Создал метод изучения чисел в обучении арифметики. Однако, преподавание арифметики по методу изучения чисел не способствовало умственному развитию детей и не имело образовательного значения. Но метод А.В. Грубе достаточно крепко укоренился в немецкой школе. Большинство учителей, которые сами учились по этому методу, были инертные в направлении улучшения методики преподавания арифметики и считали спокойнее для себя учить так, как заведено.
В.А. Евтушевский (1836-1888 ГГ.) Внес определенные изменения в метод Грубе. Упростил методику изучения чисел от 1 до 20 и последующих чисел в пределах 100. Уделял внимание способам вычислений в соответствии с десятичным составом чисел и внедрял метод изучения действий после изучения чисел первой сотни. С годами система Грубе-Евтушевского стала испытывать все более острую критику со стороны методистов, педагогов, математиков, писателей (А.И. Гольденберг, В.В. Латышев, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, П.Л. Чебышев). Они доказывали, что метод изучения чисел не соответствует особенностям детской психологии. Действительно, по словам Л.Н. Толстого, метод изучения чисел порождал «нестерпимую скуку».
П.С. Гурьев (1807-1884 гг.) Стал основоположником метода изучения действий в школах России. Именно П.С. Гурьев считается отцом методики арифметики. В помощь учителям начальных школ он издал «Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям» (1839-1842 гг.). Арифметический материал автор советовал изучать по концентрам таким образом: первый десяток, первая сотня, мнозначные числа. Сложение и вычитание в пределах 10 изучали после усвоения нумерации первого десятка, сложение и вычитание в пределах 20 выделяли в отдельную тему при изучении сложения и вычитания в пределах сотни. Передовые учителя того времени полностью разделяли взгляды Гурьева, одобряли новый метод изучения арифметики и использовали его в своей практике. Но Гурьев, к сожалению, не дал научного обоснования преимущества своего метода над методом изучения чисел.
В.В. Латышев (1850-1912 гг.) Обосновал метод изучения действий. В 1880 году был напечатан его труд «Руководство к преподаванию арифметики». В нем он подверг критике метод изучения чисел и осветил основные идеи метода изучения действий. По его мнению, самая главная задача преподавания арифметики заключается в том, чтобы дать детям правильное понятие о действиях и научить сознательно их выполнять, причем устные вычисления должны быть основой письменных вычислений.
А.И. Гольденберг (1837-1902 гг.) Нанес окончательный удар методу изучения чисел. Он основательно проанализировал метод Грубое и доказал полную необоснованность его положений. Цель обучения детей арифметике Гольденберг видел не только в сознательном выполнении арифметических действий, но и в умении применять эти действия к решению задач практического содержания. Составил «Методику начальной арифметики» (1885 г.) и «Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметики», которые заменили книги В.А. Евтушевского.
К.П. Аржеников (1862-1933 гг.) Продолжал разработку метода изучения действий. Большим достижением методических наработок К.П. Арженикова является разработка вопроса о наглядности в обучении начальной арифметики. Он, кроме арифметического ящика и счетов, вводит пальцы, палочки, пучки соломы, и вообще акцентирует внимание учителей на самодельных средствам обучения. Наглядность в большом ассортименте стала необходимостью процесса обучения арифметики. Старая школа в сущности не знала наглядности.
В.К. Беллюстин (1865-1925 гг.) Всячески содействовал развитию, предложенного К.П. Аржениковым, метода совместимого изучения действий. Создал в 1899 г. на основе программы Министерства народного образования «Арифметический задачник» (I, II, III и IV годов обучения). Эти книги выдержали до 1919 г. около 10 изданий. Им же составлена «Методика арифметики» (в 1899 г.), в предисловии к которой В.К. Беллюстин писал: «УЧЕНИК - ЛУЧШАЯ И ВАЖНЕЙШАЯ МЕТОДИКА». В «Методике» В.К. Беллюстина был приведен даже «дневник занятий», в котором темы уроков были распределены по месяцами и числами, можно было прямо по страницам учебника составлять конспекты уроков, что значительно повышало эффективность занятий в школе.
Развивал идею изучения четырех арифметических действий. С.И. Шохор-Троцкий автор «Сборника упражнений по арифметике для учеников в народной школе» (1888 г.), который выдержал 12 изданий, и «Методики арифметики» (1886 г.). Он разработал метод целесообразных задач, который используется в школе и до настоящего времени.
Сделал значительный вклад в решение таких вопросов: идейное содержание математики, психологические основы обучения, классификация арифметических заданий.
Профессор А.В. Ланков характеризует С.И. Шохор-Троцкого так: «С.И. Шохор-Троцький - педагог большого плана и больших творческих масштабов» ... Он «...не только завершает 80-летний период создания школы методики арифметики, но многими сторонами своего творчества примыкает к советскому периоду».
ты учителя; изучение деятельности учеников по усвоению материала, о чем свидетельствуют методические наработки ученых-методистов К.Д. Ушинского, А.В Грубе, В.А. Евтушевского, П.С. Гурьева, В.В. Латышева, А.И. Гольденберга, К.П. Арженни-кова, В.К. Беллюстина, С.И. Шохор-Троцкого (таблица 2).
Характеризуя этот период ясно видно, что велась серьезная борьба между утверждением в арифметике монографического метода (Грубе, Лай, Евтушевский) и вычислительного (Гурьев, Латышев, Гольденберг, Арженников, Беллюстин, Шохор-Троцкий)) и связана она была со временем, когда в пореформенной России совершался уникальный и длительный переход от аграрной и в подавляющем большинстве неграмотной страны к стране индустриальной с полностью грамотным населением. Такая модернизация требовала ломки стереотипов в образовательной сфере: создания обширной сети школ, значительного увеличения числа учащихся и учителей, принципиальных реорганизаций учебного процесса [3].
На этапе становления предметных методик как научных дисциплин начинается работа по обоснованию теоретико-методических принципов методико-математической подготовки будущих учителей начальной школы. Предметом методики начальной математики становится изучение закономерностей, приемов развития и обогащения новых поколений средствами математики.
На территории России внедрялась единая трудовая школа. В первые годы существования трудовой школы единых программ по математике не было. Учителя пользовались временными материалами, проектами программ, на местах использовали накопленный опыт и вносили в преподавание новое содержание в соответствии с целями и задачами школы.
Основными принципами учебно-воспитательного процесса в пореформенной начальной школе являются принципы: наглядности, практической целесообразности, тесной взаимосвязи с практической, трудовой деятельностью, окружающей средой. Наряду со стабилизацией содержания обучения математике педагоги-методисты обосновывали необходимость внедрения новых вариативных форм и методов обучения, сориентированных на всестороннее развитие ребенка, предоставляющих учащемуся большую самостоятельность в овладении знаниями. Таким образом, в основу существующей концепции начального математического образования был положен передовой отечественный и зарубежный дидактико-методический опыт, предполагающий сочетание интеллектуального, личностного, теоретического и практического обучения арифметике детей младшего возраста.
На этапе обоснования содержания методики обучения математике в начальных классах (30-ые - 50-е гг. ХХ ст.) методика начинает разделяться на общую и специальную (частную), научную и практическую. Общая методика охватывала правила, принципы, по которым рекомендовалось учить, а специальная - рассматривала их использование в преподавании отдельных предметов и была частной (предметной) дидактикой.
Основным достижение этого этапа явились позитивные изменения, связанные с возобновлением предметного принципа составления учебных программ; классно-урочная форма стала основой в организации учебно-воспитательной деятельности, а учебная функция учителя доминирующей.
В 1932 году была создана новая программа по математике, которая обеспечивала изучение четко-выделенного объема знаний по арифметики в каждом классе по четвертям учебного года. По этим программам начали составлять новые учебники, в том числе и по арифметике.
В 1934 г. вышла первая советская методика преподавания арифметики в начальной школе, написанная И.Н. Кавун и Н.С. Поповой. Авторы сравнивают два метода обучения математики: а) монографический метод формирует у учеников групповые обра-
зы, а метод изучения действий развивает образ натурального числового ряда; б) при монографическом методе школьники сначала узнают состав числа, а затем уже выполняют операции сложения и вычитания, при вычислительном методе сначала учатся складывать и вычитать, а к усвоению состава чисел переходят после достаточного количества упражнений в этих операциях.
В конце первого десятилетия использования стабильных учебников математики Н.С. Поповой в связи с их несоответствием новым научно-педагогическим требованиям было решено проводить конкурсы на все школьные учебники математики. При издательстве учебно-педагогической литературы были созданы конкурсные жюри. В результате конкурса в 1942 г. вместо учебника Н.С. Поповой утвердили учебник Н.Н. Никитина, Л.Н. Володиной и Г.Б. Поляка «Задачи и упражнения по арифметики» для I, II, III и IV классов, который в 1956 г. был заменен учебниками А.С. Пчелко и Г.Б. Поляка.
После выхода приказа Минвуза СССР «Об утверждении перечня факультетов и специальностей широкого профиля педагогических институтов страны» появились первые факультеты подготовки учителей начальных классов. Эти изменения позволили выделить следующий этап развития уже высшей мето-дико-математической подготовки будущих учителей начальной школы, а именно: «Определение предметного содержания методики преподавания математики в начальных классах (вторая половина 50-х - конец 70-х гг. ХХ ст.».
Наработки этого периода связаны с вопросами дифференциации методики на научную и практическую, общую и специальную, с определением ее научного содержания.
Методисты начального обучения (Г.Б. Поляк, А.С. Пчелко, М.Н. Скаткин) подчеркивали следующее: 1) методика имеет свой предмет, отличающийся от других наук. Так, например, М.Н. Скаткин рассматривает дидактику и методику как относительно самостоятельные педагогические дисциплины, которые имеют общий объект - процесс обучения, но разные предметы. Предмет методики обучения, по мнению автора, в большей степени обусловлен конкретным содержанием учебного предмета; 2) методика имеет прикладной характер и влияет на школьную практику; 3) методика включает содержание обучения и особенности усвоения учениками данного предмета.
Важной особенностью методики становится ее вариативность, то есть то, что она допускает несколько решений одного и того же практического вопроса, что объясняется «сложностью и изменчивостью условий, в которых проходит учебное занятие» (по мнению известного методиста А.В. Текучева). Например, теория построения урока как часть методики «должна показать возможные варианты построения урока в зависимости от разных условий работы» (В.А. Добромыслов). Эта мысль является достаточно важной, поскольку нацеливает на такую важную составляющую методической подготовки, как умение анализировать, сопоставлять, критически оценивать, то есть исследовать используемые методы, приемы и средства.
Однако, такой подход повлек необходимость обоснования единого комплекса дидактичных умений учителя относительно планирования и проведения урока в начальной школе и введения такого комплекса в содержание предметных методик. Поэтому следующий этап нашей периодизации - это «Формирование методических умений будущих учителей начальных классов в процессе их методико-математической подготовки (80-ые гг. ХХ ст.)».
В этот период в советской дидактике начинается широкое исследование проблемы активизации методов обучения, которая была характерной тенденцией развития школы и педагогической науки. Появляются новые классификации методов обучения: по уровню познавательной деятельности учеников -М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер; на бинарной основе, как методы преподавания и обучения, - М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский и дру-
гие. Актуализируются проблемы усовершенствования «современного» урока. В 1986 г. на страницах журнала «Советская педагогика» велась дискуссия по этой проблеме. Высказывались самые разнообразные мысли. Усовершенствование современного урока отождествлялось с применением технических средств, с наглядностью, с элементами проблемного обучения, с оптимизацией процесса обучения на уроке и многое другое.
Особенную актуальность приобретает проблема качества профессиональной подготовки учительских кадров для начальной школы. Необходимой характеристикой их должна стать готовность учителя к творческой деятельности. Этот период характеризует этап, связанный с развитием методико-матема-тического мышления и творческой методической деятельности будущих учителей начальных классов (90-е гг. XX ст.).
Ученые-методисты начального образования этого периода считали, что целью методической деятельности является создание модели будущего предметно-педагогического взаимодействия учителя и учеников, в которой диалектически совмещаются два компонента, - нормативно-регламентированный и творческий. Если нормативно-регламентированный компонент методической деятельности учителя сориентирован на общепризнанные нормы - образовательные парадигмы, действующие программы, учебники, пособия, стереотипы поведения, то творческий компонент ее предусматривает постоянный поиск новых способов реализации учебно-развивающих и воспитательных задач, ведь педагогический процесс состоит из ряда уникальных ситуаций, которые нуждаются в безотлагательном решении.
Ученые выделяют два блока задач в изучении курса методики в высшем учебном заведении: а) теоретические: систематизация знаний о содержании, способах и средствах обучения конкретного предмета, углубление понимания предметных и психолого-педагогических положений, которые лежат в основе методических решений, знакомство с альтернативными учебно-методическими комплексами и способностью их анализировать; б) исследовательские: развитие способности критически оценивать свою методическую подготовку, уметь ее совершенствовать, формирование основных исследовательских умений, связанных с написанием курсовых и дипломных работ (определить проблему, предмет, задачи исследования, проводить эксперимент, анализировать полученные результаты). Таким образом, задача формирования творческого методического мышления связывается с необходимостью формирования у студентов исследовательских умений.
В целом же реформационные процессы высшего профессионального педагогического образования подготовки будущих учителей начальных классов этого периода были связаны как
Библиографический список
с процессами модернизации методики начального образования, так и с новой государственной политикой в отрасли высшего образования, которое открыло путь к большей самостоятельности и существованию вузов разных форм собственности.
Новое столетие определяет новые направления в организации образовательного процесса: отечественное высшее образование нуждается в пересмотре и уточнении приоритетных направлений своего развития. В связи с этим заканчиваем нашу периодизацию этапом, который связываем с модернизацией методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях вхождения России в общеевропейское образовательное пространство (вторая половина ХХ ст. - современный период).
Современный этап развития начального образования, ссылаясь на одного из руководителей украинской академической науки Александру Яковлевну Савченко, характеризуется «обострением внимания к проблемам качества образования, которое находится в настоящий момент в эпицентре внимания управленцев, учителей, родителей, общества. Это отражает изменение целей образования в целом и школьного образования в частности, а следовательно, предопределяет новые подходы к пониманию, каким должно быть современное образование, какие факторы определяют ее качество и как измерять ее результативность» [4].
Проведенный нами анализ позволяет спрогнозировать, что совместно с традиционным, так называемым «знаниевым» подходом в системе начального математического образования все большее распространение получает компетентностный подход. Следует подчеркнуть, что эти подходы не противоречат друг другу, а взаимнодополняют. Компетентностный подход, в частности, наполняет традиционное обучение личностно-ориенти-рованным, практически-направленным, гуманистическим содержанием. Поэтому как перспективный путь развития методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов мы определяем формирование у будущих учителей начальных классов методико-математической компетентности.
В направлении же развития методики и методической подготовки, по нашему мнению, может быть интеграция предметных методик, как диалог методик на фукционально-целевом, организационно-деятельностном и содержательном аспектах. Концептуализация развития исследовательской деятельности как необходимой составляющей методической деятельности будущего учителя начальных классов, будет осуществляться путем «доращивания» исследовательских методических умений до уровня исследовательской компетентности.
1. Глузман, Н.А. Система формування методико-математичноТ компетентности майбутшх учителiв початкових клаав: дис. ... д-ра пед. наук. - Луганськ, 2011.
2. Гпузман, Н.А. 1сторичний аналiз розвитку початковоТ математичноТ осв^и та методики ТТ викпадання в УкраТнк навч. поаб. - Ялта, 2009.
3. Кондратьева, Г.В. Совершенствование учебной книги по арифметике во второй половине XIX века // Вестник МГОУ. - 2014 - № 2. -Сер.: Педагогика.
4. Савченко, О. Якють початковоТ осв^и: сутнють i чинники впливу // Початкова школа. - 2009. - № 8. Bibliography
1. Gluzman, N.A. Sistema formuvannya metodiko-matematichnoТ kompetentnosti mayjbutnikh uchiteliv pochatkovikh klasiv: dis. ... d-ra ped. nauk. - Lugansjk, 2011.
2. Gluzman, N.A. Istorichniyj analiz rozvitku pochatkovoТ matematichnoТ osviti ta metodiki ТТ vikladannya v Ukrarni: navch. posib. - Yalta, 2009.
3. Kondratjeva, G.V. Sovershenstvovanie uchebnoyj knigi po arifmetike vo vtoroyj polovine KhIKh veka // Vestnik MGOU. - 2014 - № 2. - Ser.: Pedagogika.
4. Savchenko, O. Yakistj pochatkovoТ osviti: sutnistj i chinniki vplivu // Pochatkova shkola. - 2009. - № 8.
Статья поступила в редакцию 14.07.14
УДК 37.035.6-053 "465.001.06"
Kazaeva Ye.A. PROBLEM OF PATRIOTISM EDUCATION AT CHILDREN OF A PRESCHOOL AGE. A problem of patriotic education of children of a preschool age is the main task of the study of this research. The work shows its topicality at the present stage of the development of the society. The concept of patriotism is analyzed. A historical analysis of the problem of patriotism in works of Russian scientists is conducted. The author concludes that in the process of solving the problem of teaching the feeling of patriotism involves tasks of moral, labor, aesthetic, cognitive and physical up-bringing.
Key words: patriotism, patriotic education, preschool age.