Научная статья на тему 'Методические приемы индивидуализации обучения математики с использованием метода обучения на ошибках'

Методические приемы индивидуализации обучения математики с использованием метода обучения на ошибках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / МАТЕМАТИКА / ОШИБКА / КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ НА ОШИБКАХ / MILITARY HIGHER EDUCATION STUDENT / MATHS / ERROR / CRITICAL ACTIVITIES / LEARNING MATHS FROM MISTAKES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Татьяна Дмитриевна

В учебном процессе важно обеспечить не только объем, но и качество усвоения знаний курсантов, которое непосредственно связано со снижением количества ошибок обучающихся, допускаемых ими в процессе освоения нового учебного материала. Профессиональный опыт преподавателя по математике обычно подсказывает, кому из курсантов нужно показывать ошибки вперед, а кому, наоборот, дать возможность их совершить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches of education individualisation when studying Maths learning from one’s own mistakes

In the learning process, it is important that not only the volume matters but also the quality of mastering of knowledge of students, which is directly associated with a reduced number of errors of students admitted by them in the course of development of the new educational material. Professional experience of the mathematics teacher usually dictates which of the students should be shown the error forward, and which, on the contrary, is permissible to make them.

Текст научной работы на тему «Методические приемы индивидуализации обучения математики с использованием метода обучения на ошибках»

УДК 378:51

Цветкова Татьяна Дмитриевна

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома

tdz3429@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ОШИБКАХ

В учебном процессе важно обеспечить не только объем, но и качество усвоения знаний курсантов, которое непосредственно связано со снижением количества ошибок обучающихся, допускаемых ими в процессе освоения нового учебного материала. Профессиональный опыт преподавателя по математике обычно подсказывает, кому из курсантов нужно показывать ошибки вперед, а кому, наоборот, дать возможность их совершить.

Ключевые слова: курсант, математика, ошибка, критическая деятельность, обучение математики на ошибках.

В современных образовательных организациях с учетом требований ФГОС возрастают требования к содержанию учебных программ по математике. Программы учебных дисциплин содержат, прежде всего, объем подлежащих усвоению знаний. Однако, в учебном процессе важно обеспечить не только объем, но и качество усвоения знаний курсантов, которое связано со снижением количества ошибок курсантов, допускаемых ими в процессе обучения математики.

Анализ научной литературы показал, что категория «ошибка» является предметом изучения психологических и педагогических исследований (В.С. Аванесов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, М.В. Олейникова, Э. Торндайк, Ш. Шварц и др.).

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой феномен «ошибка» трактуется как неправильность в действиях, мыслях [3].

В широком значении ошибка понимается как «несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон (материальный объект, решение задачи, действие, которое привело бы к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому» [1].

Сущность ошибки заключается в выявлении различных точек зрения, большего количества альтернатив, способствующих принятию эффективных решений.

С конца 70-х годов XX века активно разрабатывается теория ошибок, изучающая механизмы их возникновения, выявление и объяснение причин данного феномена. Согласно данной теории, ошибка является источником информации о путях, этапах и особенностях получения новых знаний. Только знание ошибки позволяет эффективно осуществлять ее предупреждение и коррекцию.

В процессе образовательной деятельности важной характеристикой ошибок является время их обнаружения или распознавания: до появления, то есть в предупреждающем контроле, после появления - в текущем контроле и по истечении времени - в итоговом контроле [2].

Предупреждающий контроль проводится до выполнения учебного задания самим обучающимся; замеченные ошибки немедленно исправляются субъектом образовательной деятельности, что не

вызывает негативного влияния на результат. Текущий контроль осуществляется также самим обучающимся после выполнения учебного задания; предполагает возможное неоднократное повторение уже выполненных операций. Итоговый контроль обеспечивается субъектом образовательной деятельности и предполагает констатацию факта совершенной ошибки.

Применение педагогом метода обучения на ошибках позволяет дифференцировать правильные действия от неправильных, подготовить обучающихся к исправлению ошибки.

Обобщение современного опыта работы военных образовательных организаций, ретроспективного анализа собственного педагогического опыта позволило нам определить наиболее эффективные пути обучения математики на ошибках.

Первый путь - «лобовой». В процессе освоения нового учебного материала преподаватель наглядно описывает, а затем объясняет допущенную ошибку курсантам.

Пример. Дискретная случайная величина Х задана законом распределения:

х 2 4 7

р, 0,5 0,1 0,3

Преподаватель объясняет, что данный ряд распределения составлен неверно. Сумма вероятностей ряда распределения должна равняться

п

единице, т. е. ^ р = 1. В данном случае сумма ве-

1=п

роятностей равна 0,9.

Второй путь - «вопросительный». Данный путь предполагает, что преподаватель, приводя пример, задает вопрос курсантам: верен ли он? Примеры:

1) Есть ли ошибка в нахождении интеграла?

| (2х - 4)7 • Сх = (2Х - 4)8 + С.

2) Можно ли дискретную случайную величину Х задать следующим законом распределения?

х 2 4 7 р1 0,3 0,4 0,4 Третий путь - нахождение ошибки в решении. Практика показывает, что систематические проверки чужих записей формируют у курсантов при-

232

Вестник КГУ ^ 2016

© Цветкова Т.Д., 2016

Методические приемы индивидуализации обучения математики с использованием метода обучения на ошибках

вычку критически относиться к своему решению. Для этого подходят задания типа «найди ошибку в решении». При изучении темы «Дифференциальные уравнения» можно предложить курсантам пример, содержащий ряд типичных ошибок: (у (Зх г (у г (Зх у 1 - 2 х у -Л - 2 х ^ 1п|у| = 1п|1 - 2X + С ^ у = 1 - 2х + С.

Курсантам необходимо обнаружить ошибки и объяснить их.

Четвертый путь - «самопроявление» ошибки. В рамках нашего исследования «самопроявление ошибки» представляет собой условное название. Сама собой ошибка редко проявляется. В данном случае обучающиеся при освоении учебного материала находят не противоречие, а сталкиваются с тем, что не могут решить данный пример вообще.

Задача. Найти площадь фигуры изображенной на рисунке 1.

ух = - 4

" У

= í—dx = -4ln

J -у*

|4

xl i =

lim — =

x

= lim

x x—

= lim

(^ ) . x -

= lim

x—x

( x-1)

P(A) = m. Общее число п элементарных исходов:

n

n = с;5. Число т исходов, благоприятствующих

наступлению события А: m = С . Вероятность

С 4

P( А) = m = Ст = 10-83.

n С9

Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей, то есть 0 < P(A) < 1. Полученный ответ не может удовлетворить курсантов. Причиной данной ошибки является невнимательность обучающихся, которая привела к не правильной подстановке

в формулу P(A) = m.

n

Пятый путь - провоцирующие задачи. К задачам провоцирующего характера относятся все задачи, условия которых содержат упоминания, указания, намёки или другие побудители, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа. Провоцирующие задачи способствуют развитию одного из важнейших качеств мышления - критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней

оценке. Так при вычислении предела lim-

кур-

санты дают ответ «1», со ссылкой на первый заме-

чательный предел. На самом деле lim-

- = 0.

-4

Рис. 1.

Курсанты допускают ошибку при записи определенного интеграла, не учитывая тот факт, что криволинейная трапеция расположена ниже оси ох.

= -4 (1п4 - 1п1) = -41п 4 (кв.ед.).

Обучающиеся не берут во внимание, что искомая площадь не может иметь отрицательное значение. Неверное применение правила Лопиталя делает невозможным вычисление предела:

Задача. Для обнаружения объекта противника используются два вида разведки. Вероятности обнаружения объекта для них соответственно равны 40% и 60%. Найти вероятность того, что объект обнаружат оба средства разведки. Некоторые курсанты дают ответ - 100%. Следовательно, обнаружение объекта противника двумя вида разведки является достоверным событием?

Преподавателю не следует специально исправлять каждое ошибочное утверждение курсанта и предупреждать его об ошибках. Необходимо поставить это утверждение на обсуждение всей учебной группы и обеспечить осознанное исправление ошибки.

Шестой путь - контрпримеры. При закреплении определения «случайная величина» курсантам предлагается решить однотипные задачи.

0, при х < 0

2

Рассмотрим путь - «самопроявление» ошибки на примерах решения задачи на нахождение вероятности по классическому определению.

Задача. В урне находятся 9 белых и 6 черных шаров. Извлекаются 4 шара. Найти вероятности того, что извлекли четыре белых шара.

Введем событие А - извлечены четыре белых шара. По классическому определению вероятности

Задача 1. Дано F (x) =

Найти: P(x <-i) Задача 2. Дано F (x) =

Найти: P(x < 3)

-, при 0<x< 10

100

1, при x > 10

0, при x < 0

x2

-, при 0 < x<15.

225

1, при x > 15

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

4

1

1

x

x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

233

Задача 3. Дано F (x) = Найти: Р(х < 13) Задача 4. Дано F (x) =

0, при x < 0

2

X

-, при 0 < x < 12 .

144

1, при x > 12

0, при x < 0 X 2

-, при 0 < x < 13

169

1, при x > 13

Найти: Р(х > 7).

Особенностью применения данного пути является то, что у курсантов, успешно овладевших учебным материалом, может снизиться их познавательная активность и внимание; у курсантов, слабо владеющих знаниями, наоборот, повысить интерес к предложенным заданиям. Однако, обучающимся предложен контрпример, содержащийся в четвертой задаче, с помощью которого преподаватель преднамеренно провоцирует курсантов на ошибку. В процессе решения данной задачи, преподавателем совместно с обучающимся анализируются все ошибки, при этом, в памяти курсантов фиксируется правильное решение задачи.

Таким образом, применение контрпримеров способствует развитию внимания, сосредоточения, усиливает мыслительную активность, помогает более глубокому пониманию изучаемого материала и прочному его усвоению.

Седьмой путь - математические софизмы. Для выработки умений нахождения ошибок у кур-

сайтов, успешно овладевших учебным материалом, преподаватель может использовать в конце занятия математические софизмы. Софизмы представляют собой утверждения, в доказательствах которых кроются незаметные и, как правило, очень тонкие ошибки.

Например, при изучении темы «Комплексные числа» курсантам предлагается следующее задание: объяснять, в чем состоит ошибочность следующего «доказательства» равенства:

^ ТЪл/Г = л/-Т-7-1^ ^(лЯ)2=(Л/-Г)2^1 = -1.

Таким образом, предложенные пути обучения математики на ошибках способствуют эффективному усвоению учебного материала курсантами; помогают обучающимся осознавать ответственность за полученный результат.

Библиографический список

1. Кондратьев М. Психологический феномен // Учительская газета. - 2014. - 2 дек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/ archive/58419 (дата обращения: 10.05.2016).

2. Ларина Н.А. Дидактические функции ошибок: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2005. - 188 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988. - 750 с.

Вестник КГУ А 2016

234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.