Научная статья на тему 'Методические предпосылки профильного обучения в истории развития российской школы'

Методические предпосылки профильного обучения в истории развития российской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА РОССИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / RUSSIAN SCHOOL / PROFILE TEACHING / THE METHODS OF PROFILE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е. Е.

В статье выявляются методы профильного обучения (на примере обучения математике) на основе их появления и развития в истории российской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological prerequisites of profile teaching in the history of Russian school

The methods of profile teaching are revealed in the given article on the example of Mathematics from the point of view of their emergence and development in the history of Russian school.

Текст научной работы на тему «Методические предпосылки профильного обучения в истории развития российской школы»

Е. Е. Волкова. Методические предпосылки профильного обучения в истории развития российской школы

УДК 37.018.4

Е. Е. Волкова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

В статье выявляются методы профильного обучения (на примере обучения математике) на основе их появления и развития в истории российской школы.

The methods of profile teaching are revealed in the given article on the example of Mathematics from the point of view of their emergence and development in the history of Russian school.

Ключевые слова: школа России, профильное обучение, методы профильного обучения.

Keywords: Russian school, profile teaching, the methods of profile teaching.

В развитии школы в разные периоды проявляются общие закономерности, которые характеризуются взаимосвязью и взаимовлиянием школы и потребностей общества, определяющих цели и задачи, содержание образования, методы и средства обучения. Классическая средняя школа конца XIX - начала XX в. ставила своей целью развитие интеллекта как основы гуманитарного образования, основы духовности и нравственности личности. Средством достижения этой цели служило изучение древних языков - латинского и греческого. Выпускники гимназий ориентировались в большинстве случаев на поступление в университет. В условиях социально-экономического развития страны такой тип образования приходил в противоречие с быстро менявшимися потребностями общества, которое нуждалось в людях, подготовленных к практической деятельности.

I. В 1864 г. семиклассные гимназии преобразуются в гимназии двух типов - классическую (цель - подготовка в университет) и реальную (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения); в процессе реформы образования 1915-1916 гг. 4-7-е классы гимназии разделились на три ветви - новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную; в 1918 г. в старших классах школы выделены три направления - гуманитарное, естественно-математическое и техническое. Возникает новый тип учебного заведения - реальные училища, которые давали, наряду с общим образованием (с усиленным изучением естественнонаучных дисциплин), возможность поступления в высшие технические учеб-

© Волкова Е. Е., 2009

ные заведения и навыки непосредственной практической деятельности. Основные тенденции развития математического образования в реальной школе России XIX - начала XX в. отражают тенденции развития реальной школы - сближение науки и учебного предмета «математика»; усиление прикладного направления в обучении математике; модернизация форм, методов, приемов обучения математике; изменения в организации обучения [1].

II. В 50-е гг. XX в. в нашей стране стали говорить о новом этапе развития советской школы на основе всеобщего политехнического обучения, осуществляющего связь между теорией и практикой, между умственным и физическим трудом в процессе обучения и воспитания. Основные пути политехнизации школы: а) усиление наглядности и широкое внедрение эксперимента в преподавание основ естественно-математических наук; б) включение в преподавание различных примеров из области техники и производства и выявление на них основных научных закономерностей; в) развитие системы практических и лабораторных работ; г) проведение производственных экскурсий; д) осуществление наблюдений и несложных экспериментов в области техники и сельского хозяйства в домашних заданиях; е) организация кружков с производственной тематикой, трудовых уголков, учебных мастерских; ж) организация кружков по изготовлению самодельного оборудования для школы; з) совместная работа школы и внешкольных учреждений по широкому развитию элементов политехнического обучения. Предполагалось, что при таком обучении школа сможет развивать качества политехнически образованного человека.

Политехническое обучение математике в 5060-е гг. XX в. сводилось к трем линиям: а) углубление, осознанность теоретических знаний, без которых нельзя говорить о политехнизме; б) совершенное овладение математической техникой -измерениями, вычислениями, преобразованиями, построениями; в) умение прилагать математические знания к решению практических вопросов [2]. В дальнейшем (70-80-е гг.) практической и прикладной направленности обучения математике, а также межпредметным и внутрипредмет-ным связям математики было посвящено достаточно много методических исследований А. Я. Блоха, Н. Я. Виленкина, В. А. Далингера, Г.В.Дорофеева, Ю. М. Колягина, А. Г. Морд-ковича, Н. А. Терешина и др.

Прикладную направленность обучения математике Ю. М. Колягин [3] определяет как ориентацию содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках, в профессиональной деятельности, в народном хозяйстве и в быту. Прикладная направ-

ленность обучения включает в себя его политехническую направленность, выводит на формирование математического стиля мышления и диа-лектико-материалистического мировоззрения средствами учебного предмета «математика».

Практическая направленность обучения математике означает направленность содержания и методов обучения на решение задач, на формирование умений и навыков самостоятельной деятельности математического характера. В процессе обучения прикладная и практическая направленности обычно функционируют совместно. При этом акцентируется внимание учащихся на универсальности математических методов (особенно метода математического моделирования) с указанием области их фактического применения; использование возникающих в практике задач для мотивации необходимости математических знаний для людей самых разных профессий; расширение круга прикладных задач (поставленных вне математики и решаемых средствами математики); использование межпредметных связей математики; повышение уровня вычислительной и графической культуры учащихся, их компьютерной грамотности; знакомство с основными видами приложений математических знаний на предприятиях своего региона.

Профессиональная направленность обучения математике означает ориентацию содержания и методов обучения на применение математики в профессиональной деятельности - в технике, экономике, в народном хозяйстве и, таким образом, является частью прикладной направленности обучения с использованием аналогичных методов и средств обучения. Это направление в последние годы усиливается через реализацию регионального компонента в обучении математике, предполагающую использование социальных особенностей той среды, в которой находится учебное заведение.

Профессиональной направленности межпредметных связей в обучении математике уделяется внимание и в профессиональном образовании, ее реализация во всех компонентах методической системы обучения математике в профессиональном учебном заведении повышает качество профессиональной подготовки выпускников.

III. Дифференцированное обучение (фурка-ция), получившее признание еще на первых всероссийских съездах преподавателей математики, позволило расширить возможности для совершенствования структуры и содержания школьного математического образования, способствовало выявлению и развитию талантов, повышению уровня подготовки учащихся.

В 60-е гг. введены две формы дифференциации образования старшеклассников по интересам - факультативные занятия и школы (клас-

сы) с углубленным изучением отдельных предметов; в конце 80-х - начале 90-х - с той же целью новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии); закон РФ «Об образовании» (1992 г.) закрепил вариативность типов и видов образовательных учреждений.

IV. Среди задач модернизации образования в правительственной Концепции определяется, в частности, задача обеспечить в старших классах возможность выбора учащимися образовательных программ (профильность старших классов школы), означающую построение в максимально возможной мере обучение старшеклассников с учетом их интересов и дальнейших послешкольных жизненных планов. Среди предлагаемых Стратегией для достижения целей профильного обучения методов и средств обучения - усиление мотивации познавательной деятельности, широкое использование активных методов самостоятельной и исследовательской деятельности, организация практической и проектной деятельности, расширение форм организации обучения.

Проведенный Ю. М. Колягиным и другими [4] анализ отечественного и зарубежного опыта профильной дифференциации обучения позволил авторам сформулировать следующие принципы профильного обучения: 1) введение обучения по направлениям возможно лишь после того, как школьники получат достаточно единое базовое образование и утвердятся в своих склонностях; 2) на старшей ступени обучения следует обеспечить возможно большее количество направлений обучения или продолжения образования через широкую систему учебных заведений различных типов; 3) по каждому учебному предмету целесообразно объединять различные направления обучения в блоки по принципу сходства целей и задач обучения в этих направлениях для создания единых программ каждого блока; 4) при составлении программ и учебников, выборе форм и методов обучения следует учитывать возрастные особенности учащихся, склонных к данному виду деятельности, не исключая возможности изменить профиль обучения при ошибке в его выборе.

Цели изучения каждого предмета в профильных классах становятся зависимыми от того, какую роль его знание должно играть в будущей профессиональной деятельности ученика; содержание курса математики профильной школы, с точки зрения Ю. М. Колягина, должно иметь следующие особенности: а) курсы математики для разных профилей имеют общее «ядро» (например, с различной степенью полноты и доказательности оно содержит сведения о числе, функциях, геометрических образах, статистике, вероятности); б) курс математики того или иного

Е. Е. Волкова. Методические предпосылки профильного обучения 6 истории развития российской школы

профиля содержит дополнительные главы, содержание которых отвечает задачам обеспечения будущей профессиональной деятельности (комплексные числа, элементы теории игр, линейного программирования и т. п.); в) как правило, курс математики является интегрированным, включает главы из курсов алгебры, геометрии, математического анализа, информатики (на уровне пользователя); г) в курс математики включены вопросы, связанные с ее применением в бытовых расчетах (налогообложение, страхование, проценты по вкладу, аренда и т. д.), а также сведения из истории математики; д) целесообразно использование блочного (пакетного) принципа построения курса математики, при котором в содержании курса для каждого профиля должны быть обязательные основные главы, дополнительные к профилю главы и главы по выбору. И. М. Смирнова считает, что содержание обучения математике каждого профиля должно включать в себя в разном процентном отношении три составляющие - гуманитарную, естественнонаучную, прикладную. При этом гуманитарная составляющая в классах естественнонаучного и прикладного профилей должна быть примерно одинаковой; естественнонаучная составляющая в гуманитарных классах - меньше, чем в классах прикладной направленности, а прикладная - меньше, чем в классах естественнонаучного направления [5].

В целом методы и средства обучения математике учащихся различных профилей определяются задачей воспитания и развития их способностей в определенной сфере деятельности средствами математики, демонстрацией возможностей применения математики в специальных дисциплинах и в профессии.

Математический профиль в старших классах средней школы широко распространен, что объясняется особыми требованиями к математической подготовке молодежи в современных условиях. Подавляющее число выпускников этих классов собирается продолжать учебу в вузах по специальностям, требующим повышенной математической подготовки. Поэтому обучение нацелено на устранение пробелов между уровнем подготовки школьников и уровнем вступительных экзаменов в вуз за счет углубления знаний учащихся по традиционным разделам школьной математики, создания фундамента необходимого объема математических знаний и математической культуры. Развитию математических способностей школьников способствуют такие особенности содержания, как абстрактность, обобщенность, формализованность, логичность, наличие взаимно обратных утверждений, и такие методы обучения, как интенсивность самостоятельной работы, развитие высокого уровня логического

мышления, исследовательской деятельности, интереса к математическому творчеству, приближение форм обучения к вузовским. Так как школы и классы с углубленным изучением математики существуют давно, поэтому проблемы разнообразной литературы и систем математических задач для них в настоящее время практически не существует (Н. Я. Виленкин, А. Д. Александров, М. И. Башмаков, А. Ж. Жафяров и др.); исследования методики обучения математике в классах с углубленным изучением математики и факультативных занятий по математике также не потеряли своей актуальности для данного профиля.

В классах гуманитарного профиля развитию гуманитарных способностей отвечает содержание курса математики, излагаемое на индуктивно-практической основе, естественным языком и наполненное образами (не только обычными чертежами, но и содержательными рисунками), личностными отношениями, удовлетворяющее требованиям эстетики. Методы и средства обучения должны быть направлены на умственное развитие, воспитание общей культуры, представлений о роли математики в различных сферах человеческой деятельности, в том числе гуманитарных -объяснительно-иллюстративный метод, деловые игры, лабораторные, исследовательские и творческие работы, исследовательские, практические и творческие учебные задания.

Для естественнонаучного профиля имеет значение обобщенность и в то же время наглядность изложения, его наполненность реальными образами и конкретно-индуктивная основа, исследовательский характер заданий. Методы и средства обучения должны быть направлены на общее развитие средствами математики и на прикладную сторону математических методов - применение математического аппарата к решению разнообразных задач естественнонаучного содержания в различных областях науки и техники, привлечение разнообразных моделей.

В классах экономического профиля содержание учебного материала должно быть направлено на формирование экономического стиля мышления, чему способствует решение задач альтернативного характера и задач на экономические приложения - комбинаторные, задачи с параметрами, со знаком модуля, задачи теории графов и сетевого планирования, задачи линейного программирования, задачи на статистическую обработку информации. Формулировки таких задач должны включать разъяснение экономических терминов, справочные данные, реальный числовой материал и названия, использовать форму задач с недостающими и избыточными данными, задач-шаблонов. Среди приемов работы с такими задачами - семантический анализ текста за-

дачи, сравнение числовых данных и фактов задачи с реальным опытом учащихся, работу со справочной литературой.

Для технического профиля актуальна выработка вычислительных навыков, развитие современной вычислительной и графической культуры, элементов технологической деятельности.

Таким образом, в опыте российской школы и соответствующих методических исследованиях содержатся предпосылки для создания профильных математических курсов и методики их изучения с целью формирования необходимого уровня математической подготовки и профессиональной ориентации выпускников средней школы средствами учебного предмета «математика» -программы, учебники и учебно-методические пособия для реализации профильной дифференциации обучения математике; прикладная и профессиональная направленность обучения; выделение тех качеств личности выпускника профильной школы, которые можно формировать средствами математики.

Основные проблемы диссертационных и других исследований профильного обучения математике связаны с задачей повышения уровня его научно-методической обоснованности, а также с решением следующих проблем: отбор и совершенствование содержания и разработка профилированных программ обучения; модель абитуриента и модель всесторонней готовности старшеклассников к продолжению обучения математике в вузе; формирование мотивов самоопределения старшеклассников в системе «школа - вуз» и модель обеспечения этого процесса; разработка методического обеспечения и приемов активизации познавательной деятельности учащихся; реализация преемственности профессиональной подготовки в средних (профессиональных) и высших учебных заведениях как компонента системы непрерывного образования во взаимодействии целей обучения, программ, целостного развития личности, дидактических условий реализации; реализация межпредметных связей математики, их прикладной направленности через построение систем задач; обучение учащихся исследовательской деятельности и методу математического моделирования при решении математических задач; решение задач, практические и лабораторные работы по математике как средство реализации прикладной и профессиональной направленности обучения; обеспечение уровневос-ти профильной математической подготовки учащихся; использование педагогических и информационных технологий; разработка и внедрение математических элективных курсов; развитие познавательного интереса к математике у учащихся нематематического профиля; выбор общих, профессиональных и профессионально значимых

умений (компетенций), которые можно формировать у учащихся в процессе обучения математике; подготовка будущего учителя математики к преподаванию в профильных классах.

Примечания

1. Павлидис В. Д. Школьное математическое образование в России в XIX - начале XX века. М.: Логос, 2005. 172 с.

2. Преподавание математики в свете задач политехнического обучения: сб. ст. / под ред. А. И. Фетисова. 2-е изд. М.: АПН РСФСР, 1954. 255 с.

3. Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 6. С. 27-32.

4. Колягин Ю. М, Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. № 4. С. 21-27.

5. Смирнова И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 364 с.

УДК 371

И. Ю. Данилова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье рассматриваются проблемы региональной образовательной политики на постсоветском пространстве. Автором раскрывается содержание понятия «региональная образовательная политика». В качестве примера реализации основных направлений региональной политики показана образовательная модель Республики Татарстан.

The article deals with the problems of regional educational policy in the Post-Soviet period. The author reveals the concept of «regional educational policy». Realizing the basic directions of the regional policy is exemplified by the educational model of the Republic of Tatarstan.

Ключевые слова: региональная образовательная политика, сбалансированный и несбалансированный типы региональной образовательной политики, основные направления образовательной политики, «Татарстанская образовательная модель», конкурентоспособность национально-регионального образования, концепция татарского национального образования.

Keywords: regional educational policy, balanced and unbalanced types of regional educational policy, main directions of educational policy, «Tatarstan educational model», competitiveness of national regional education, conception of Tatar national education.

Модернизационные процессы, охватившие Россию в начале 1990-х гг., оказали существенное влияние на развитие системы образования. Постепенно возникли две основные тенденции

© Данилова И. Ю., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.