Научная статья на тему 'Методические подходы к выбору стратегии развития'

Методические подходы к выбору стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / COMPETITIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Л.П., Воронина Е.А., Овчаров О.Е.

Изложены теоретические подходы к выбору стратегии развития компании на основе оценки ее конкурентных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE CHOICE OF DEVELOPMENT STRATEGY

Theoretical approaches to the choice of development strategy based on an assessment of its competitive position.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к выбору стратегии развития»

УДК 630.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ APPROACHES TO THE CHOICE OF DEVELOPMENT STRATEGY

Андреева Л.П., Воронина Е.А., Овчаров О.Е.

(Сибирский государственный технологический университет, г.Красноярск, РФ) Andreeva L.P., Voronina E.A., Ovcharov O.E.

(Siberian State Technological University)

Изложены теоретические подходы к выбору стратегии развития компании на основе оценки ее конкурентных позиций.

Theoretical approaches to the choice of development strategy based on an assessment of its competitive position.

Ключевые слова: стратегическое планирование, конкурентный анализ Key words: strategic planning, competitive analysis

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, достаточно велико. Но перед тем, как выбрать необходимую стратегию, нужно поставить основную цель.

Анализ источников литературы позволяет выявить два основных подхода к типологизации стратегий: априорный и апостериорный. Априорный подход предполагает, что типы стратегий формулируются на основе теоретических, концептуальных моделей, а затем проверяются и анализируются на основе эмпирических данных. Критика таких подходов заключается в том, что они часто не отражают реального мира бизнеса и сильно различаются по степени обобщения.

Апостериорный подход к классификации стратегий, в отличие от априорного, заключается в том, что типология стратегий формируется на основе изучения эмпирических данных. Первостепенным является определение наиболее важных стратегических переменных, которые будут составлять основу при создании типологии стратегий.

В качестве одного из критериев эффективной стратегии выделяют ситуационность, определяемую тем, что она всегда интегрирует характерные особенности конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данного конкретного предприятия. На изменение ситуации влияют движущие силы, определяющие характер и интенсивность рыночных изменений. К ним относят изменение в скорости роста, так как оно сильно влияет на решения об инвестициях, нарушают баланс между предприятиями.

Для оценки конкурентных позиций и возможностей проводится конкурентный анализ, включающий анализ групп и конкурентной структуры, оценку интенсивности конкуренции и степени монополизации, построение конкурентной карты рынка.

Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения конкурентов, провести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемого объекта на данном рынке.

Изложенные выше теоретические подходы применяются в статье для анализа рынка хвойных пиломатериалов в Красноярском крае и Иркутской области. Объект исследования ООО «Сиблес». Анализ основных конкурентов предприятия представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ основных конкурентов

Объем производства хвойных пиломатериалов, тыс. м3 Рыночная доля, Темп

Предприятие Регион % роста, %

2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.

ООО «Сиблес» Красноярский край 177,2 182,1 8,3 8,2 102,8

ЗАО «Новоенисейский ЛХК» Красноярский край 459,1 477,7 21,4 21,6 104,1

ОАО «Лесосибир-ский ЛДК №1» Красноярский край 452,6 511,6 21,1 23,1 113,0

ОАО «Усть-Илимский ЛДЗ» Иркутская область 398,9 372,4 18,6 16,8 93,4

ООО «СП Сибэкс-портлес-тайрику» Иркутская область 161,5 209,2 7,5 9,4 129,5

ООО СП «Игирма-тайрику» Иркутская область 151,3 126,5 7,1 5,7 83,6

ООО «РусСибЛес» Иркутская область 119,3 122,2 5,6 5,5 102,4

ООО «Сибирь-СВ» Красноярский край 92,5 89,7 4,3 4,0 97,0

ООО «Гуанда» Красноярский край 71,1 63,9 3,3 2,9 89,9

ООО «Амаравати РА» Красноярский край 56,6 60,5 2,6 2,7 106,9

Итого - 2141,1 2215,8 100 100 -

Из анализа основных конкурентов можно определить границы предприятий по рыночной доле и темпу её роста (таблица 2).

Лидер рынка - максимальная доля в 2014 году 23,1% принадлежит ОАО «Лесосибирский ЛДК №1». Аутсайдер рынка - минимальная доля в 2014 году 2,7% - ООО «Амаравати РА».

Среднеарифметическая рыночная доля по группе предприятий - 10%.

Лидером рынка с максимальным темпом роста 129,5% является ООО «СП Сибэкспортлес-тайрику». Аутсайдер рынка с темпом роста 83,6% - ООО СП «Игирма-тайрику».

Средний темп роста по группе предприятий - 102,3%.

Доля ООО «Сиблес» на рынке хвойных пиломатериалов ниже среднего показателя (8,2% в 2014 году), в связи с присутствием на рынке Красноярского края двух крупнейших игроков ЗАО «Новоенисейский ЛХК» и ОАО «Лесосибирский ЛДК №1».

Таблица 2 - Конкурентная карта рынка

Классификация по темпу роста Классификация по рыночной доле предприятия

Лидеры Предприятия с Предприятия Аутсайдеры

рыночной доли рынка (23,1%) сильной конкурентной позицией (21,6%-16,8%) со слабой конкурентной позицией (9,4%-2,9%) рынка (2,7%)

Быстрое улучшение конкурентной позиции (129,5%) ООО «СП Сибэкспортлес-тайрику»

Улучшение конкурентной позиции (113%-102,4%) ЗАО «Новоенисейски й ЛХК» ООО «Сиблес»; ООО «РусСибЛес» ООО «Амаравати РА»

Ухудшение конкурентной позиции (97%-89,9%) ОАО «Лесосибирски й ЛДК №1» ОАО «Усть-Илимский ЛДЗ» ООО «Сибирь-СВ»; ООО «Гуанда»

Быстрое ухудшение конкурентной позиции (83,6%) ООО СП «Игирма-тайрику»

Однако, ООО «Сиблес» улучшил свою конкурентную позицию в 2014 году в результате осуществляемой на предприятии маркетинговой стратегии по дальнейшему укреплению позиций и увеличению доли на внешнем рынке пиломатериалов. С этой целью ООО «Сиблес» реализует инвестиционный проект «Создание и модернизация комплексов по глубокой переработке леса».

Список использованных источников

1. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 623 с.

2. Лесозаготовительная компания «Сиблес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibles.maltat.ru.

3. Стратегическое управление и планирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stplan.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.