Г. В. Ковязина. Методические подходы к совершенствованию физической реабилитации.
мационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности;
- модульный блок профессиональный, формирующий знание общих требований для судей международной категории по баскетболу и умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу.
При проектировании прогностической модели процесса повышения квалификации судейского состава по баскетболу в качестве стратегической ориентации была избрана рассмотренная выше компетентностная модель судьи по баскетболу. Целевую основу составило создание моти-вационного пространства, инициирующего индивидуальную деятельность слушателей курсов повышения квалификации, и оказание им помощи в выработке индивидуальной траектории самообразования как условия совершенствования их профессиональной компетентности.
В рамках разработанного курса слушатели выполняют следующие задачи:
1. Правильное определение и формулировка цели и особенностей решения задач судейства.
2. Составление вероятностной программы действий в предполагаемых условиях соревнования.
3. Специальная подготовка к встрече с соревновательно-судейскими препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнения в их преодолении.
4. Предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний.
5. Отбор и использование способов и средств сохранения психологического равновесия к началу соревнования и его восстановление в ходе соревновательного процесса.
Разработанный нами учебный курс учитывает задачи модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода, мнения экспертов о составе профессиональной компетентности спортивного судьи, в частности судьи по баскетболу, квалификационные требования к спортивным судьям по баскетболу.
УДК 615.825:616
Г. В. Ковязина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ
Статья посвящена актуальной проблеме анализа причин низкой эффективности физической реабилитации постинсультных пациентов в поздних периодах заболевания и обоснованию педагогических подходов к ее совершенствованию.
The article is devoted to the actual problem of pedagogical approaches to development of methods of post-stroke patients' physical rehabilitation, to the analysis of the causes of inefficient physical rehabilitation process in the late periods of disease.
Ключевые слова: инсульт, физическая реабилитация, поздний период физической реабилитации, причины низкой эффективности физической реабилитации.
Keywords: insult, physical rehabilitation, methods of physical rehabilitation, periods of physical rehabilitation.
Высокая распространенность сосудистых поражений головного мозга, из которых острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт) занимает особое место, делает их наиболее актуальными проблемами современной неврологии. Летальность исхода при инсульте в Российской Федерации составляет 21,4%, а инвалидизация после перенесенного инсульта достигает в среднем 3 человека на 10 000 населения [1]. Частота развития инсультов в молодом возрасте в настоящее время колеблется от 3 до 23 случаев на 10 000 населения, и тенденция к увеличению количества таких заболеваний продолжает иметь место [2]. Данное заболевание и его профилактика являются на сегодня наиболее актуальными медицинскими, социальными и психолого-педагогическими проблемами, а реабилитация пациентов после перенесенного инсульта имеет государственное и социально-экономическое значение.
По данным Л. И. Анисимовой [3] и О. В. Панина [4], трудоспособность и социальная активность восстанавливается у 15-20% постинсультных пациентов, у 30% сохраняются стойкие ре-зидуальные изменения, а 50% таких больных нуждаются в организации особой системы реабилитации до конца жизни, причем высокий процент инвалидизации постинсультных пациентов обусловлен прежде всего полной или частичной утратой двигательной активности [5].
© Ковязина Г. В., 2011
В настоящее время выделяют четыре постинсультных периода восстановления [6]:
1. Острый период (первые 3 недели после перенесенного инсульта). Пациенты проходят реабилитацию в специализированных стационарах лечебно-профилактического учреждения.
2. Ранний восстановительный (следующие 6 месяцев). Реабилитация пациентов продолжается в реабилитационных отделениях больниц.
3. Поздний восстановительный (от 6 месяцев до года). Восстановление постинсультных пациентов происходит в условиях специализированных реабилитационных центров.
4. Резидуальный период (после 1 года). Пациентам показано поддерживающее реабилитационное лечение в амбулаторных условиях, дневных стационарах, курсы восстановления в реабилитационных санаториях.
Анализ научно-методической литературы показал, что ведущее место в процессе восстановления здоровья, трудоспособности и социальной активности постинсультных пациентов занимает физическая реабилитация. Именно она способствует восстановлению утраченных движений, активизирует резервные возможности функциональных систем организма и повышает адаптацию пациентов после острого периода заболевания к условиям внешней среды.
Одной из характерных особенностей современной системы физической реабилитации является то, что ее наибольшая эффективность по восстановлению движений и функциональной работоспособности постинсультных пациентов достигается в ранние периоды.
Вопросам совершенствования методики физической реабилитации в ранних периодах восстановления после инсульта в условиях лечебно-профилактических учреждений посвящены исследования Л. Н. Анисимовой [7], Г. Б. Ивановой [8], А. Н. Беловой [9], В. И. Скворцова [10], Ф. В. Та-ховиевой [11], Ю. В. Нивиной [12], которые в процессе организации, проведения и целевой направленности физической реабилитации выделяют несколько направлений: восстановление утраченных движений и их качества, повышение работоспособности функциональных систем организма, обучение пациентов приемам и методам самообслуживания, достижение стабилизации психоэмоционального состояния больного.
В то же время О. В. Панин [13] и Г. Б. Иванова [14] отмечают, что эффективность физической реабилитации в ранних периодах восстановления после инсульта обеспечивается за счет дифференцированного подхода к комплектованию групп для занятий по лечебной гимнастике, при котором постинсультные пациенты объединяются в подгруппы в зависимости от степени выраженности двигательного нарушения и лока-
лизации очага поражения в головном мозге. Так, для подгруппы постинсультных пациентов с легкими гемипарезами и небольшими очагами поражения головного мозга рекомендуется использовать физические упражнения на занятиях по физической реабилитации уже со второго дня пребывания в неврологическом стационаре. Для восстановления нарушений в движениях целесообразно применять комплексы пассивных, активно-пассивных и активных физических упражнений. В подгруппах постинсультных пациентов с тяжелыми гемиплегиями и обширными очагами поражения головного мозга занятия по физической реабилитации следует начинать с лечения положением и выполнения пассивных и антиспастических физических упражнений. Для постинсультных пациентов с синдромом «атакти-ческого гемипареза» (очаг поражения находится в заднем бедре внутренней капсулы, в основании варолиева моста и лучистом венце) в содержание занятий по лечебной гимнастике необходимо вводить релаксационные упражнения, а также физические упражнения для тренировки вестибулярного аппарата и координации движений. Такое дифференцированное применение физических упражнений в зависимости от степени выраженности двигательного нарушения и локализации очага поражения в головном мозге позволяет восстанавливать качество движений, нормализовать мышечный тонус, объединить изолированные мышечные сокращения в целостные движения, тем самым создает условия для улучшения способности самообслуживания всех постинсультных пациентов.
Результаты исследований А. Н. Беловой [15] и В. И. Скворцовой [16] убедительно свидетельствуют о том, что использование физических упражнений способствует скорейшему восстановлению бытовых навыков жизнедеятельности и овладению навыками самообслуживания постинсультными пациентами на ранних этапах восстановительного лечения - остром и раннем восстановительном.
Ф. В. Таховиева [17] предлагает методику дифференцированного применения разнообразных средств кинезотерапии, основанную на выявлении прогностических критерий восстановления двигательных функций, жизнедеятельности и психологического состояния постинсультных пациентов. Автором разработана таблица прогнозирования хода течения и исхода мозгового инсульта. Предложенная комплексная оценка отклонений в состоянии больного позволяет выявить степень и характер нарушений двигательной функции и жизнедеятельности у постинсультных пациентов, определить цель и задачи восстановительного лечения, разработать дифференцированную методику физической реабилитации,
Г. В. Кобязина. Методические подходы к совершенствованию физической реабилитации.
содержание которой зависит от характера, периода, тяжести течения заболевания, осложнений и возраста. Существенными условиями восстановления простых и сложных произвольных движений в этих случаях является использование антиспастических упражнений, пассивного мышечного растяжения, специальных физических упражнений для профилактики осложнений и овладения умениями и навыками самообслуживания, а также применения приемов расслабляющего массажа. При проведении данных восстановительных мероприятий рекомендуется соблюдение следующих принципов:
1) раннее начало реабилитационных мероприятий и двигательной активизации больного;
2) использование на занятиях предыдущего двигательного опыта;
3) применение целенаправленной функционально-ориентированной и осмысленной двигательной активности.
Ю. В. Нивина [18] рекомендует в ранних периодах восстановления двигательной функции постинсультных пациентов использовать комплексную методику физической реабилитации, содержание которой разрабатывается на основе анализа степени двигательного дефекта, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, особенностей психоэмоционального состояния и соблюдения онтогенетических принципов восстановления динамической функции. Это позволяет на раннем периоде восстановления провести активную вертикализацию пациента и снизить уровень стресса.
Анализ проведенных исследований показал, что главная цель физической реабилитации на ранних периодах восстановления после перенесенного инсульта - максимальное устранение нарушений и улучшение качества движений, обучение пациентов приемам и способам самообслуживания и профилактики возможных осложнений в деятельности функциональных систем.
Однако несмотря на то, что в ранних периодах восстановления постинсультных пациентов процесс физической реабилитации достаточно эффективен, этого, к сожалению, нельзя сказать о поздних периодах реабилитации. В литературе имеются данные и экспериментальные сведения о том, что восстановление движений и повышение уровня работоспособности функциональных систем постинсультных пациентов не ограничивается какими-то временными рамками и должно продолжаться на поздних периодах реабилитации в условиях не только специализированных реабилитационных центров или санаториев, но и в поликлиниках по месту жительства, а также в домашних условиях [19].
Так, исследованиями А. С. Кадыкова [20] и Т. В. Новиковой [21], проводимыми в условиях
реабилитационных центров, установлено, что для эффективного использования резервов функциональных систем и их стимуляции с целью повышения уровня жизнедеятельности организма для занятий физической реабилитацией на позднем этапе восстановления необходимо подбирать такие физические упражнения, которые отвечали бы следующим требованиям:
1) физические упражнения должны обеспечивать адаптивную и профилактическую направленность;
2) подбор средств физической реабилитации необходимо дифференцировать, индивидуализировать и осуществлять с учетом степени тяжести заболевания, выраженности двигательного нарушения, прогностических критериев восстановления двигательных функций;
3) использование физических упражнений на всех периодах физической реабилитации должно носить непрерывный, последовательный и комплексный характер.
Е. И. Гусев [22] и Э. М. Аракчаа [23] предлагают на позднем периоде восстановления в содержание занятий по физической реабилитации включать физические упражнения на современных тренажерных устройствах для решения двух задач: обеспечить общетонизирующее воздействие на весь организм и восстановить качество нарушенных движений. Авторы указывают на необходимость тренировки функции равновесия и восстановления ходьбы.
Хотя в реабилитационных центрах и санаториях процесс физической реабилитации организован достаточно эффективно, методические подходы к организации и проведению занятий физической реабилитацией с постинсультными пациентами в поздних периодах с целью продолжения восстановления качества их движений и повышения функциональной работоспособности в поликлиниках по месту жительства и в домашних условиях требуют более детального изучения [24].
Научных исследований, посвященных организации физической реабилитации в позднем периоде восстановления в условиях поликлиник по месту жительства и с помощью самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях, выявить не удалось. Есть только отдельные методические рекомендации по организации такой работы, но фундаментальных научных исследований по этому направлению не проводилось. Отсутствие занятий по физической реабилитации в поликлинике по месту жительства и в домашних условиях приводит, на наш взгляд, к снижению эффективности процесса физической реабилитации. Это проявляется в ухудшении качества движений и уровня работоспособности функциональных систем постинсультных пациентов.
К основным причинам, снижающим эффективность действующей системы физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления, на сегодняшний день можно отнести следующее:
1) отсутствие организации непрерывных занятий физической реабилитацией с постинсультными пациентами в условиях реабилитационных центров, поликлиник по месту жительства и в домашних условиях с целью восстановления движений и повышения функциональной работоспособности;
2) отсутствие преемственности восстановительных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях (стационары, реабилитационные центры, санатории, поликлиники по месту жительства) на различных этапах физической реабилитации;
3) низкий уровень знаний у пациентов о методике организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях;
4) недостаточный контроль и отсутствие методической помощи в организации занятий физическими упражнениями в домашних условиях со стороны медперсонала поликлиник по месту жительства пациентов.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников позволили выявить наличие противоречия между необходимостью проведения занятий по физической реабилитации постоянно на всех периодах реабилитационного процесса и отсутствием таких непрерывных и взаимосвязанных по содержанию занятий физическими упражнениями с целью восстановления движений и повышения функциональной работоспособности у пациентов на позднем периоде в условиях реабилитационных центров, поликлиник по месту жительства и домашних условиях.
Указанное противоречие позволило сформулировать научную проблему исследования, заключающуюся в разработке методики непрерывных занятий физической реабилитацией с постинсультными пациентами на позднем периоде восстановления в условиях реабилитационного центра, поликлиник по месту жительства и в домашних условиях на различных формах занятий.
Таким образом, результаты ранее проведенных исследований позволили сформулировать следующие методические подходы к разработке методики непрерывных занятий физической реабилитацией с постинсультными пациентами на позднем периоде восстановления:
1) процесс физической реабилитации должен быть непрерывным и организован на всех периодах восстановления для постинсультных пациентов;
2) при организации занятий по физической реабилитации необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип непрерывного и комплексного воздействия на пациента на различных формах занятий;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- принцип систематичности и последовательности педагогических воздействий;
- принцип целенаправленного применения функционально-ориентированной и осмысленной двигательной активности;
3) с целью повышения мотивации и формирования потребности к занятиям физическими упражнениями рекомендуется в период нахождения пациентов в реабилитационных центрах организовать проведение теоретических и учебно-методических занятий для приобретения пациентами знаний о методике организации и проведения самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
4) содержание методики физической реабилитации целесообразно определять с учетом анализа этиологии инсульта, локализации очага поражения, степени двигательного дефекта, прогностических критериев восстановления двигательных функций, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, особенностей психоэмоционального состояния, соблюдая онтогенетические принципы восстановления динамической функции;
5) для восстановления нарушенных движений, повышения уровня функциональной работоспособности систем организма, профилактики возможных осложнений в деятельности функциональных систем, овладения двигательными умениями и навыками самообслуживания и бытовыми навыками жизнедеятельности постинсультных пациентов рекомендуется подбирать физические упражнения с учетом следующих требований:
- использование физических упражнений на всех периодах физической реабилитации должно носить непрерывный, последовательный и комплексный характер;
- физические упражнения должны обеспечивать адаптивную и профилактическую направленность;
- подбор средств физической реабилитации необходимо дифференцировать, индивидуализировать и осуществлять с учетом степени тяжести заболевания, выраженности двигательного нарушения, прогностических критериев восстановления двигательных функций;
- физические упражнения на тренажерных устройствах должны обеспечивать общетонизирующее воздействие на весь организм и восстанавливать качество нарушенных движений.
И. Ю. Зыков. Анализ сформированности компонентов адаптации студентов.
Предполагается, что использование этих методических подходов к разработке содержания экспериментальной методики физической реабилитации, применяемой на всем протяжении позднего периода постинсультных пациентов, позволит повысить его эффективность.
Примечания
1. Верещагин Н. В., Варанкин Ю. Я. Эпидемиология инсульта в России: результаты и эпидемиологические аспекты проблемы // Инсульт. Приложение к журналу «Неврология и психиатрия имени Корсакова». 2011. № 1. С. 34-40.
2. Пизова Н. В., Прозоровская С. Д, Дмитриев А. Н. Острые нарушения мозгового кровообращения в молодом возрасте (обзор зарубежных эпидемиологических исследований) // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011. Т. 111. № 4. С. 54-55.
3. Анисимова Л. Н. Дифференцированный подход к активной лечебной гимнастике в реабилитации больных в остром периоде церебрального инсульта: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2000. 42 с.
4. Панин О. В. Восстановление двигательных функций верхних конечностей у больных с церебральным инсультом в остром периоде течения заболевания: дис. ... канд. мед. наук. М., 2005. С. 42-54.
5. Иванова Г. Б. Основные принципы восстановления двигательной функции у больных с острым нарушением мозгового кровообращения // ЛФК и массаж. 2002. № 1. С. 51-57; Белова А. Н, Щепето-ва О. Н. Нейрореабилитация // Руководство для врачей. М., 2003. С. 75-112.
6. Таховиева Ф. В. Нарушение двигательных функций при мозговом инсульте: оценка, реабилитация, прогноз: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2004. С. 5-23.
7. Анисимова Л. Н. Указ. соч.
8. Иванова Г. Б. Указ. соч.
9. Белова А. Н., Щепетова О. Н. Указ. соч.
10. Скворцова В. И, Гудкова В. В, Иванова Г. Е. Принципы ранней реабилитации больных с инсультом // Невропатология и психиатрия. Прилож. 2002. № 7. С. 28-33; Скворцова В. И., Гудкова В. В, Ки-рильчинко Т. Д. Перспективы развития ранней реабилитации больных с инсультом // Неврология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 2003. № 9. С. 15-24.
11. Таховиева Ф. В. Указ. соч.
12. Нивина Ю. В. Восстановление двигательной функции больных церебральным ишемическим инсультом на стационарном периоде реабилитации: дис. . канд. пед. наук. М., 2005. С. 9-20.
13. Панин О. В. Указ. соч.
14. Иванова Г. Б. Указ. соч.
15. Белова А. Н., Щепетова О. Н. Указ. соч.
16. Скворцова В. И, Гудкова В. В., Иванова Г. Е. Указ. соч.
17. Таховиева Ф. В. Указ. соч.
18. Нивина Ю. В. Восстановление
19. Кадыков А. С. Реабилитация после инсультов // Российский медицинский журнал. 1997. № 1. С. 21-24; Гусев Е. И, Гехт А. Б., Гаптов В. Б., Тихо-пой Е. В. Реабилитация в неврологии: учеб. пособие. М., 2000. С. 3-37; Новикова Т. В. Физическая реабилитация инвалидов в позднем периоде инсульта: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. С. 23-39; Аракчаа Э. М. Восстановление двигательных функций на основе прин-
ципа референтной биоадаптации при синдроме центрального гемипареза в позднем восстановительном и резидуальном периодах инсульта: дис. ... канд. мед. наук. М., 2006. С. 53-61.
20. Кадыков А. С. Указ. соч.
21. Новикова Т. В. Указ. соч.
22. Гусев Е. И, Гехт А. Б., Гаптов В. Б., Тихо-пой Е. В. Указ. соч.
23. Аракчаа Э. М. Указ. соч.
24. Новикова Т. В. Указ. соч.; Аракчаа Э. М. Указ. соч.
УДК 616-057.875:378
И. Ю. Зыков
АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В статье рассмотрены методы оценки компонентов биологической и социальной адаптации студентов с отклонениями в состоянии здоровья к обучению в вузе. Выявлены уровни сформированности компонентов адаптации и уровневые показатели адаптации студенток-первокурсниц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые необходимо учитывать при построении процесса адаптивного физического воспитания.
The article deals with the students with disabilities in health. The methods of assessment of components of students' biological and social adaptation to studies at a higher educational establishment are examined here. The rates of formation of components and tiered rates of first-year students' adaptation are presented here. The students are girls who has disabilities in health and who are referred to special medical group. The rates and tired rates must be taken info account when making the process of adaptive physical education.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, методы исследования, специальная медицинская группа, адаптация студентов.
Keywords: adaptive physical education, methods of research, special medical group, students' adaptation.
Высшее профессиональное образование - это прежде всего динамическая и саморазвивающаяся система, которая оказывает большое влияние на свой объект и в то же время находится под влиянием множества факторов. Одним из таких факторов является процесс адаптации студентов к учебной деятельности, под которым понимается процесс активного приспособления студентов специальных медицинских групп к условиям обучения в вузе средствами и методами непрерывного адаптивного физического воспитания, обеспечивающий их интеграцию в студенческую группу.
© Зыков И. Ю., 2011