Т Е Х Н И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 62
А.В. Склюев
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВ АВТОДОРОГ, РЕГУЛИРУЕМЫХ СВЕТОФОРАМИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами, возникающими непосредственно у участников дорожного движения, при проезде перекрестков равнозначных дорог, регулируемых светофорами. Предложено введение «цикличных светофоров», которые будут информировать нас не только о сигналах проезда (разрешающих, запрещающих движение) нашего направления, но и встречного движения. Их внедрение повсеместно на перекрестках с нестандартным программированием временного цикла проезда позволит достаточно существенно сократить количество ДТП при проездах подобного рода перекрестков.
Ключевые слова: цикличные светофоры, перекресток, равнозначные дороги, ДТП, затор, программирование временного цикла
Рассмотрим более детально проезд перекрестков равнозначных дорог, очередность движения на которых регулируют светофоры. В последнее время, с учетом абсолютно различных настроек и программирован™ светофоров (необходимых в основном для развязки транспортных потоков в населенных пунктах, а также борьбы с образованиями заторов на осложненных участках пересекаемых автодорог), огромная доля светофоров программируется на абсолютно разное время проезда в абсолютно разных направлениях, даже в пределах одного перекрестка.
Суть таких программирований направлена на то, чтобы максимально возможно разгрузить движение пересекаемых автодорог. Для этого различными уполномоченными службами проводятся различного рода эксперименты потоко-пропускаемости в различное время суток, с учетом образовывающихся затруднений при проездах перекрестков.
© Склюев А.В., 2019.
Научный руководитель: Сопов Алексей Геннадьевич - кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 8-2(95)
В связи с полученными экспериментально данными программируют светофоры с учетом настроек временных циклов проезда, которые в течение одного дня, в зависимости от времени дня (утро, обед, вечер, оставшееся остальное время) имеют различную временную цикличность проезда перекрестков в различных направлениях.
В связи с таким программированием светофоров возникают сложности проезда даже обычных перекрестков.
Разберем наглядный пример, представленный графически на рисунке 1.
П, 1 § 1 i s I;
<-- --►
¡1 h У
Рис. 1. Схема проезда перекрестка
На данном рисунке приведена стандартная ситуация проезда перекрестка. Опишем ситуацию, когда возникают серьезные опасности при проезде такого рода простых перекрестков, выполняя маневр - поворот налево. Данный рисунок изображает нам стандартную для любого на сегодняшний день водителя ситуацию выполнения данного маневра. Казалось бы, на первый взгляд - все достаточно просто.
Водители грузовых авто выехав на перекресток под разрешающий сигнал светофора (зеленый), так как они намерены оба совершить маневры (повороты), они обязаны уступить дорогу остальным участникам дорожного движения, осуществляющим движение прямо на разрешенные сигналы светофора.
При переключении сигналов светофоров на запрещающие, пропустив транспортные потоки движущееся в прямых направлениях, водителям грузовых авто необходимо завершить ранее начатые маневры. Конечно же водители могут их завершить и на разрешающие сигналы светофоров, при отсутствии ТС движущихся прямо, но как правило в населенных пунктах, а тем более в вечернее время суток, выполнить завершение такого маневра, удается лишь уже только после включения запрещающего (красного) сигнала светофора.
Вот с этого момента и начинаются все предстоящие перед нами опасности, при проезде такого рода перекрестков с нестандартным программированием временных циклов проезда.
Разберем ситуацию, что мы управляем грузовым авто красного цвета, и для того чтобы завершить маневр (выполнить поворот налево), мы пропускаем все авто движущиеся прямо по ПДД, в вечернее время как правило, - этот поток нескончаемый, соответственно при включении запрещающего сигнала светофора, мы завершаем маневр (выполняем поворот налево).
В нашем подсознании, согласно учебных правил, при включении запрещающего нам сигнала, в большинстве случаев нам кажется, что встречному потоку аналогично включился запрещающий сигнал. Так как по логике вещей, если движущимся потокам сигналами светофоров разрешено одновременно двигаться в одном направлении (навстречу друг другу), - значит и подача этих разрешающих сигналов светофоров (зеленых) должна прекратиться одновременно, и смениться на запрещающий сигнал в обоих направлениях (рассматривая дорогу нанесенную вертикально на схему). Но как уже говорилось ранее, с учетом программирования, и абсолютно различных перенастроек светофоров, во множестве случаев, в последнее время, мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам уже включен запрещающий сигнал, а встречному
движению до сих пор разрешено продолжать движение. То есть управляя грузовым авто красного цвета (рисунок 1), и для большинства водителей на сегодняшний день - это знак для завершения маневра. И лишь известиями о том, что встречному движению до сих пор разрешено движение (продолжает гореть разрешающий сигнал, когда наш уже сменился на запрещающий) становятся: либо звуковые сигналы водителей, продолжающих осуществлять движение в прямом направлении, которым согласно ПДД, мы должны уступить дорогу, либо реакция самого водителя на то что движение встречному потоку до сих пор не запрещено.
Выехав на перекресток, как указано на рисунке 1, перед нами остается лишь один дублирующий только наше движение светофор, первый остается позади (перед началом пересекаемых автодорог). Движение встречного потока нам никак не отображается (не дублируется).
Для решения данной проблемы нами предлагается внедрение «цикличных светофоров», которые будут информировать водителей о разрешенности движения встречных потоков автомобилей, тем самым исключая возможности совершения числа ДТП при проезде таких перекрестков.
Конструкция «цикличных светофоров» будет представлена следующим образом. Обычный светофор с тремя сигналами. В верхнем окошке запрещающего сигнала, предлагается разместить еще одно «подокошко» - сигнал светофора, дублирующий встречное движение.
Таким образом будут выглядеть сигналы светофоров, при разрешенном встречном движении (Рисунок 2).
Рис. 2. Сигналы светофоров, при разрешенном встречном движении
Таким образом будут выглядеть сигналы светофоров, при запрещенном встречном движении (Рисунок 3).
Рис. 3. Сигналы светофоров, при запрещенном встречном движении
Примером такого перекрестка по городу Тюмени служит перекресток пересечения улиц Олимпийской и Широтной в Восточном районе города.
Двигаясь по Олимпийской улице со стороны улицы 30 лет Победы, пересекая улицу Широтную, мы оказываемся на перекрестке, аналогичному на выше указанной схеме, в роли красного грузового авто.
Описанные выше схемы возникновения трудностей при выполнении маневров на данном перекрестке, полностью совпадают с проблемами данного перекрестка в городе Тюмени, где очень часто происходят ДТП.
СКЛЮЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, Тюменский индустриальный университет, Россия.