Научная статья на тему 'Методические подходы к планированию развития социальной сферы села'

Методические подходы к планированию развития социальной сферы села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к планированию развития социальной сферы села»

тигается при анализе экономических показателей на тематических картах в трехмерном и цветном изображении. Имея такую модель, можно понять пагубность уравнительного распределения бюджет-

ных субсидий и с большей принципиальностью относиться к выявлению хорошо и плохо работающих предприятий .

Доля в общем показателе, %

9.5 (4) 7,7 (5) 4,2 (11)

2.6 (12) 0,7 (6)

Шт

№ п|п Районы, микрозоны Всего, ц, в 2007 г Валовой сбор,ц (среднее за три года) В % к 2006 г общем показате Заним аемое место Произведен о на 1 жителя, кг Урожайн (2007 г) оУсртоьжцайгна (среднее за три года) посева, руб Себесто имость 1 ц, руб Занимае место по себестои мости 1 ц, руб

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Саратовская область 13733507 13402559,67 107,0 100,( 795,3 13,6 12,6 3741 271

1 микрозоны: Западная 1377244 1510315 96,1 10,( 3 511,0 12,8 13,2 4079,6 317,67 1

2 Центральная (прав) 2667246 2697668 106,7 19,4 1 1772,3 17,3 16,2 4817,6 276,22 2

3 Северная (прав) 1418646 1581969 91,1 10,3 2 717,6 14,3 14,6 3687,5 254,46 3

4 Южная (прав) 521841 580991 100,0 3,8 4 360,6 11,8 12,2 3733,4 308,54 4

5 Всего правобережье 5984977 6370943 99,6 43,6 2 785,0 14,8 14,6 4227,6 283,42 1

6 Северная (лев) 2523619 2268691 114,6 18,4 2 664,8 13,1 12,3 3320,0 247,10 2

7 Центральная (лев) 2311558 2452059 97,8 16.! 3 512,3 13,3 12,2 3972,6 294,32 1

8 Юго-В осточная 2913353 2310868 128,8 21,2 1 2180,7 12,3 9,5 3081,1 245,38 3

9 Всего левобережье 7748530 7031617 113,5 56,4 1 803,5 12,8 11,2 3414,4 260,54 2

Условные обозначения Железнодорожные станции

Дороги

Линия Линия Линия Линия Железные дороги

Гидрографя

----------- Линия

Линия Линия Линия | | Полигон

Полигон Полигон

Административная граница

Линия

Населенные пункты свыше 10000 чел

I I Полигон

Рисунок 2 - Производство зерна в сельхозпредприятиях Сартовской области в 2007 г.

(информация на карте: произведено на 1 жителя, кг; урожайность в среднем за 3 года, ц/га)

В 2009 г. выполняется научно-исследовательская работа по формированию аналогичных моделей на уровне муниципальных районов. При доведении деталировки геопространства до уровня сельских муниципальных образований, сельскохо-

зяйственных товаропроизводителей, их земельных угодий и рабочих участков геоинформационные базы данных будут наполняться технологической информацией и наделяться прогнозными функциями.

3.5. Развитие социальной сферы села

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛА И.Л. Трофименко, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

За период проведения аграрных реформ в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового состояния отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торгово-бытовых и других услуг, увеличилось отставание села от города по уровню благосостояния и условиям жизнедеятельности.

В практике развития сельской социальной

сферы зачастую отсутствуют четкие приоритеты направления инвестиций, имеют место уравнительные тенденции в территориально-отраслевом распределении финансовых и материально-технических ресурсов.

Существующая система управления социальной инфраструктурой на всех уровнях не решает задачи, связанные с необходимостью создания целостного инфраструктурного комплекса.

Учитывая социальную значимость непроизводственной сферы, обслуживающей жителей села,

ее влияние на развитие аграрной и других отраслей экономики, высокие затраты на строительство и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, ограниченность средств бюджетов всех уровней все более настоятельной становится необходимость создания эффективного экономического механизма управления сельской социальной сферой, который учитывал бы интересы населения, проживающего на определенной территории.

Значительным элементом такого механизма являются принципы и методические подходы к планированию и финансированию социальной сферы села.

В качестве таких подходов сотрудниками Всероссийского НИИ экономики и нормативов был использован метод определения приоритетности направлений социального развития села по критерию степени территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры на основе индекса ТОС (территориальной остроты ситуации).

Индекс ТОС отражает степень удаленности жителей населенного пункта от объекта социального обслуживания в случае отсутствия его в населенном пункте.

В качестве первичного источника информации при расчете индексов ТОС использованы результаты обследования сельских населенных пунктов по численности населения, наличию в них объектов социальной сферы услуг и расстояния в км до ближайших объектов в случае их отсутствия в населенном пункте.

Индекс ТОС рассчитывается исходя из взаимосвязи численности социально-демографических групп населения, соответствующих данному виду обслуживания и расстояния до ближайшего объекта.

Расчет индекса ТОС производится по формуле: ТОС= H*2S (где Н - число жителей населенного пункта, 2S - удвоенное расстояние «туда и обратно» - до и от объекта, в котором осуществляется услуга, при отсутствии последнего в данном населенном пункте).

Такой расчет делался по каждому из девяти представленных в данной разработке видов-направлений социальной инфраструктуры.

Специально разработанная программа обработки информации позволила произвести агрегирование показателей ТОС и соответствующих им рангов.

Полученные в результате расчеты характеризуют картину распределения степени территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры по сельским администрациям, входящим в состав района и району в целом, населенным пунктам, входящим в состав сельских администраций или сельскохозяйственных предприятий.

Расчеты были проведены по следующим девяти сферам социальных услуг с учетом расстояний до ближайшего объекта услуг:

- дорожно-транспортной системе (до ближайшей остановки транспорта общего пользования (автомобильного, железнодорожного, водного);

- образованию (до дневных общеобразовательных школ - начальных, неполносредних и средних);

- физической культуре (до таких объектов, как стадион с трибунами, спортивные площадки и поля, спортивные залы, бассейны, тиры и т.д.);

- здравоохранению (до больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов);

- культурно-просветительным учреждениям (до клубных учреждений, библиотек, киноустановок);

- торговле (до предприятий по продаже про-

довольственных и непродовольственных товаров);

- общественному питанию (до столовых, чайных, кафе, закусочных);

- бытовому обслуживанию (до Дома быта, комплексных пунктов, предприятий проката, прачечных, учреждений по химчистке и крашению одежды, бань);

- связи (учреждений почты, телеграфа, телефона);

Индексы ТОС и ранги позволяют в количественно выраженной форме сопоставлять между собой разные населенные пункты или их совокупности ( по территориям администраций, сельхозпредприятий, района или области в целом) и однозначно трактовать уровень их социального развития по данному критерию - степени территориальной остроты ситуации. При этом, чем выше оказалась абсолютная величина индекса ТОС, тем более острой территориальной ситуации он соответствовал.

Основной показатель - индекс ТОС обозначен цифрами, размещенными в центре «клетки» на пересечении граф и строк таблиц.

Внизу слева от него и вверху справа обозначены два производных от основного показателя, характеризующих ранг или номер-место степени остроты ситуации. В первом случае (цифры слева от индекса ТОС - вертикальные ранги) отражают степень остроты ситуации с доступностью для населения объектов внутри каждой из сфер социальной инфраструктуры.

Во втором случае (цифры справа от индекса ТОС - горизонтальные ранги) отражают степень остроты с доступностью для населения объектов всех сфер социальной инфраструктуры внутри района, сельской администрации или сельхозпредприятия.

Каждый из этих рангов отражает соответствующий приоритет или место, которое следует отвести степени остроты каждой конкретной ситуации.

Номера этих рангов-мест расставлены по мере убывания степени остроты, т.е. ранг «1» соответствует самой острой ситуации, «2» - менее острой и т.д.

По строкам таких рангов в таблицах только девять (по числу сфер) и наименее острой ситуации соответствует ранг «9».

По графам число рангов различно и зависит от числа сельских администраций в районе или числа населенных пунктов в сельской администрации, или их числа на территории сельхозпредприятия.

Таким образом индексы ТОС и ранги остроты ситуации позволяют проводить определение приоритетов развития социальной сферы как в территориальном (сельские администрации, населенные пункты, сельскохозяйственные предприятия - вертикальные ранги, так и в отраслевом аспекте (виды услуг - горизонтальные ранги).

Конкретный расчет приоритетности направлений социального развития села по критерию степени территориальной остроты ситуации показан на примере четырех администраций Дубовского района Ростовской области (табл. 1). Из девяти сфер социальной инфраструктуры в качестве примера взяты важнейшие из них. Анализ данных таблицы 1 в территориальном аспекте в разрезе каждого вида услуг (вертикальные ранги) показал, что по обеспеченности сельских администраций дорожнотранспортной сетью наибольшая острота ситуации, требующая приоритетности капитальных вложений, сложилась в Вербологовской администрации, школами - в Барабанщиковской, учреждениями здравоохранения - в Вербологовской, предприятиями торговли - в Барабанщиковской, учреждениями связи -в Вербологовской.

Таблица 1 - Степень территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры по сельским _______________________________администрациям Дубовского района________________________________

№№ п/п Наименование сельских администраций Объекты социальной инфраструктуры

Дорожно-транспортная система Школы Учреждения здравоохранения Предприятия торговли Учреждения связи В целом

1. Дубовская 1-5 0.0 4 1-5 0.0 4 1-5 0.0 4 1-5 0.0 2-4 1-5 0.0 4 0.0 4

2. Андреевская 2 2.2 3 4 0.1 2-3 1 10.8 2 5 0.0 2-4 3 2.1 3 15.2 2

3. Барабанщиковская 3 3.1 2 5 0.2 1 1 4.9 3 4 0.4 1 2 3.3 2 11.9 3

4 Вербологовская 2-3 5.1 1 4 0.1 2-3 1 15.6 1 5 0.0 2-4 2-3 5.1 1 25.9 1

Итого 3 10.4 4-5 0.4 1 31.3 4-5 0.4 2 10.5 53.0

В среднем 2-3 2.6 4-5 0.1 1 7.8 4-5 0.1 2-3 2.6 13.3

Анализ данных табл. 1 в отраслевом аспекте по всем видам услуг (горизонтальные ранги) свидетельствует о том, что более благоприятная ситуация с объектами сельской социальной инфраструктурой сложилась в Дубовской администрации (районный центр). Здесь одинаково развиты все виды социальных услуг. В Андреевской, Барабанщиковской и Вербологовской администрациях приоритетности капитальных вложений требует состояние развития учреждений здравоохране-

ния (ранг остроты ситуации равен 1).

Определение приоритетных направлений развития социальной сферы повысит для сельского населения общедоступность и качество ее услуг, позволит территориальным органам управления принимать более эффективные решения по распределению материально-технических и денежных ресурсов, обеспечит создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий.

СЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В.Г. Кучкин, к.э.н., проф., М.В. Каймакова, соискатель Российский государственный аграрный

университет - МСХА им. К.А. Тимирязева

Формирование условий устойчивого сельского развития региона во многом связано с решением социально-экономических проблем села. Являясь важнейшей социально-экономической и экологической подсистемой общества, сельские территории имеют свои особенности, собственные задачи, цели, принципы, критерии и показатели перехода к устойчивому развитию.

Современная экономика села представляет собой тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической базы и социальной инфраструктуры.

Сельская социальная инфраструктура это система отраслей, расположенных на определенной территории, которые выполняют различные социальные функции, создающие условия для эффективного функционирования человека в производстве, социальные условия воспроизводства работников и гармоничного развития членов их семей. Эта система призвана производить общественные экономические блага, которые потребляются на основе принципа равного доступа к ним всех членов общества независимо от их социального статуса и доходов.

Как показывает анализ состояния социальной инфраструктуры сельских регионов Ульяновской области, где проживает 26,8% жителей, за годы реформирования наблюдается тенденция разрушения социальной инфраструктуры, что отрицательно сказывается не только на реальном секторе экономики, но ставит под сомнение постановку вопроса об устойчивости развития сельского региона.

Сельский жилищный фонд Ульяновской области составляет 8164,4 тыс. кв. м общей площади, из них -7167,0 тыс. кв. м частные домовладения. За последние два года за счет государственных средств введено в действие 1% жилого фонда, 99% за счет частных средств. Значительная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Только в 2007 г. по этой причине снесено 28,7 тыс. кв. м площади (7% общей площади).

Основная часть жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: оборудовано водопроводом 43%,канализацией 28%, центральным отоплением 46%,горячим водоснабжением 9%. В последние годы происходит сокращение таких объектов социальной инфраструктуры как: дневных образовательных школ (на 15,3%), фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторно-поликлинических учреждений (на 29,6%), детских дошкольных учреждений (на 14,9%).

Положение усугубляется низким уровнем доходов работников села Ульяновской области. Среднемесячная заработная плата на селе в 2007 г. составила 4433,7 руб., что составляет 52,2% к среднеобластному уровню (в 1990 г. - 110,4%).Что свидетельствует не только о массовом обнищании жителей села, но и о глубоком социально- экономическом неравенстве сельского и городского населения. В результате, всего этого начиная с 1965 г. численность постоянного сельского населения стабильно сокращается (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.